Русская культура 18 века от петровских инициатив к веку просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Русская культура ХVIII в.: от петровских инициатив к "веку просвещения"

Характерной особенностью русского культурного развития петровской эпохи был светский характер культуры, ослабление духовного господства Церкви в обществе.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

Правительство создаёт систему закрытых сословных учебных заведений. В 1731 г. открывается Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров армии и флота. В 1764 г. начинается обучение в Смольном институте благородных девиц. В 1779 г. при Московском университете создаётся Благородный пансион. Система закрытых учебных заведений второй половины ХVIII в. была рассчитана на реализацию теории просветителей о "воспитании новой породы людей".

Сословными учебными заведениями становятся духовные семинарии и академии. Для купечества была открыта коммерческая школа. Цифирные школы преобразуются в сословные школы солдатских детей, готовящих унтер-офицеров. Это были единственные школы для простого народа, и они тоже сыграли огромную роль в развитии русской культуры. Воспитанниками солдатских школ были будущий учёный С.П. Крашенинников, изобретатель И. И. Ползунов, архитектор И.Е. Старов, скульптор М.И. Козловский, художники А.П. Антропов и А.М. Матвеев. В 1786 г. учреждаются 4-х классные народные училища.

Система сословного образования была нарушена созданием Московского университета (1755 г.) по инициативе М.В. Ломоносова. Студентами университета могли стать представители различных сословий, кроме крепостных крестьян. Университет предусматривал бесплатное обучение для 30 студентов и 100 гимназистов, обучающихся при нём. Славой и гордостью Московского университета был М.В. Ломоносов (1711 - 1755 гг.).

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

B духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много новшеств.

Значительный импульс получило образование. B начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся. B России в 1687 г. открылась Славяно- греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, который учредил Навигацкую школу в Москве в 1701 г. B 1715 г. Навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург. Она именовалась Морской академией, Морским кадетским корпусом, а теперь известна как Высшее военно-морское училище им. M. В. Фрунзе — старейшее в Санкт-Петербурге учебное заведение. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы.


Корпоративный дух был весьма характерен для формирующейся европейской интеллигенции.

B 1725 г. в России была основана Академия наук, а ири ней университет. При университете имелась академическая гимназия.

При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Еще в 1730 г. только для дворян был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей — гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институтдавал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.

B области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских достижений. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

За XVIII в. огромный шаг вперед сделала архитектура. Многие постройки, украшающие обе российские столицы, были возведены в эти сто лет. Столицей Петербург считается с 1712 r., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. Специального указа, объявлявшего новый город столицей, не было. B 1712 г. царь утвердил именной список тысячи двухсот дворян, обязанных переселиться в Петербург. B 1713 г. в Петербург переехал Правительствующий сенат — коллегиальное законосовещательное учреждение, заменившее московскую Боярскую думу.

B Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр российской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения. B 1722 г. началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предназначенного для Сената и остальных высших государственных инстанций. (В этом здании в настоящее время размещается Санкт-Петербургский государственный университет.) Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начиная с Петра Великого.

B 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. B этом стиле крупнейшим мастером Ф. Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе.

B живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. П. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский идр.

B XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. B качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.

B XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвовали и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.

Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.

2. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии.

3. Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.

4. B связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.

Характерной особенностью русского культурного развития петровской эпохи был светский характер культуры, ослабление духовного господства Церкви в обществе.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

Правительство создаёт систему закрытых сословных учебных заведений. В 1731 г. открывается Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров армии и флота. В 1764 г. начинается обучение в Смольном институте благородных девиц. В 1779 г. при Московском университете создаётся Благородный пансион. Система закрытых учебных заведений второй половины ХVIII в. была рассчитана на реализацию теории просветителей о "воспитании новой породы людей".

Сословными учебными заведениями становятся духовные семинарии и академии. Для купечества была открыта коммерческая школа. Цифирные школы преобразуются в сословные школы солдатских детей, готовящих унтер-офицеров. Это были единственные школы для простого народа, и они тоже сыграли огромную роль в развитии русской культуры. Воспитанниками солдатских школ были будущий учёный С.П. Крашенинников, изобретатель И. И. Ползунов, архитектор И.Е. Старов, скульптор М.И. Козловский, художники А.П. Антропов и А.М. Матвеев. В 1786 г. учреждаются 4-х классные народные училища.

Система сословного образования была нарушена созданием Московского университета (1755 г.) по инициативе М.В. Ломоносова. Студентами университета могли стать представители различных сословий, кроме крепостных крестьян. Университет предусматривал бесплатное обучение для 30 студентов и 100 гимназистов, обучающихся при нём. Славой и гордостью Московского университета был М.В. Ломоносов (1711 - 1755 гг.).

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

Создание системы образования различных уровней поставило задачу создания учебников для сети учебных заведений. Среди учебных пособий важную роль сыграли "Арифметика" Л.Ф. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Именно эти книги русский энциклопедист М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учёности". Перу самого М.В. Ломоносова принадлежит целая серия учебников по физике, металлургии, риторике. Учебники на мировом уровне создают: Д. Аничков по математике, В.Ф. Зуев по естествознанию, Х.А. Чеботарёв по географии, П.И. Страхов по физике и др.

В петровской России был заложен фундамент для развития различных отраслей науки, техники, культурных учреждений (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Петербурге была открыта Кунсткамера (музей) с коллекциями минералов, древних монет, предметов утвари и одежды многих народов, на основе которых позднее был создан Государственный этнографический музей. Ценные предметы были собраны в Военно-морском и Артиллерийском музеях.

В 1725 г. открывается Академия наук, которая вскоре займёт видное место среди других академий мира.

В области науки значительное место в течение всего века занимало изучение производительных сил страны. Огромное значение имела Великая северная экспедиция, организованная Академией наук в 20-50-е гг. Возглавляемая С.Г. Малыгиным, Д. Я. Лаптевым и другими исследователями, она изучила побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. Экспедиция В. Беринга и А.И. Чирикова исследовала северо-восток Азии и северо-запад Америки. Всестороннее обследование и описание Камчатки осуществил С.П. Крашенинников. Им был собран большой материал о Сибири, её территории, природе, климате, реках, полезных ископаемых, населении, его быте, занятиях. Проводились и картографические работы.

Геологические изыскания, поиски руд, железных и медных, были связаны с нуждами производства.

В области механики своими изобретениями прославились многие российские мастера: И.И. Сердюков (по его проекту был исправлен Вышневолоцкий канал, построенный в своё время голландскими мастерами), А.К. Нартов (создал токарно-шлифовальный станок), И.П. Кулибин (разработал проект одноарочного моста через Неву, семафорный телеграф, протезы для инвалидов и др.) русский учёный-самоучка И.И. Ползунов (в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя).

В 1765 г. в Москве было организовано Вольное экономическое общество (ВЭО), которое, наряду с Академией, стало центром науки в стране. В изданиях ВЭО публиковались статьи по организации и ведению сельского хозяйства. Для развития агрономии и почвоведения большую роль сыграли работы А.Т. Болотова.

В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIIIв. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать. Так, сподвижник Петра I П.П. Шафиров создаёт "Рассуждения о причинах Свейской войны". В течение трёх десятилетий русский историк В.Н. Татищев работал над созданием пятитомной "Истории Российской", которая стала выдающимся явлением зарождавшейся исторической науки.

Всё новое, что появлялось в стране, отражалось и в общественной мысли. Последовательным пропагандистом реформ Петра I был Феофан Прокопович, вице-президент Синода. Его "Правда Воли Монаршей" - это гимн самодержавной власти. Талантливый экономист-самоучка И.Т. Посошков написал несколько книг, наиболее известной из которых является книга "Книга о скудности и богатстве", проникнутая мыслью о важности купечества для государства.

Во второй половине ХVIII в. в развитии общественной мысли характерны несколько направлений. Консервативное представлял М.М. Щербатов. Идеями просветительства была пронизана система учебно-воспитательных учреждений, проводником которой был И.И. Бецкой, а также творчество А. П. Сумарокова. Радикальное направление общественной мысли представлял Н.И. Новиков, издатель сатирических журналов "Трутень" и "Живописец". В 1790 г. А.Н. Радищев издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой прозвучала критика самодержавия и призыв к борьбе с ним и крепостничеством.

Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д. И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.

Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.

В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.

Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.

Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ремесленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов Петербурга, Царского Села, Петродворца, Останкина, Кускова, многочисленных особняков аристократии. В это время получают развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоустюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия.

ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко. Петербург отличался новым архитектурным стилем, для которого была характерна правильная планировка улиц, широкие проспекты, сады, цветники. Были созданы ансамбли дворцов и загородных резиденций царя и придворной знати. Началось строительство Петергофа с его знаменитыми фонтанами. Крупными сооружениями первой четверти ХVIII в. стали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание "Двенадцати коллегий".

Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли. Его выдающимися творениями являются перестроенный им Петергофский дворец, им же достроенный Екатерининский дворец в Царском Селе, церковь Андрея Первозванного в Киеве, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. В 50-е гг. началось строительство Зимнего дворца по его проекту.

Характерные черты русской архитектуры второй половины века нашли в творчестве В. И. Баженова. По его проекту в Петербурге был построен Михайловский замок, в Москве - Дом Пашкова. Другой русский зодчий - М. Ф. Казаков был автором большого числа общественных зданий и особняков помещиков в Москве: здание Сената в Кремле и Благородного собрания, старое здание Московского университета, а архитектуре Петербурга - Петровского дворца.

Творчество И.Е. Старова связано с классицизмом. Он построил Таврический дворец, собор Александро - Невской лавры. В самой столице и её окрестностях замечательные сооружения были построены иностранными архитекторами, почти всю жизнь проработавшими в России: Д. Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе и др.). Ч. Камерон создал интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, дворец в Павловске.

В области скульптуры созданы замечательные произведения. К шедеврам мировой скульптуры принадлежит памятник Петру I - знаменитый "Медный всадник" - гениальное произведение Э. Фальконе. Один из зачинателей русской скульптуры Ф.И. Шубин создал бюсты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского.

М.И. Козловскому принадлежит композиция "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная фигура Большого каскада фонтанов в Петергофе.

Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Своими портретами прославились Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий. Картины этих художников ныне украшают Русский музей и Третьяковскую галерею.

Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр. Наиболее известными были театр графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском. В крепостных театрах появился целый ряд талантливых актёров и актрис. Самой знаменитой была крепостная графа Н.П. Шереметева оперная певица П.И. Ковалёва-Жемчугова. Талантливым скрипачом был И.Е. Хандошкин, внук крепостного крестьянина. Он стал основоположником русской скрипичной школы.

Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.

Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало её связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.


Реформы Петра I

Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).

Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.

Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.

В 1706 г. провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.

Характерные особенности культуры петровской эпохи:

которые читают вместе с этой






  • европеизация;
  • просвещение;
  • светский характер культуры.

Петербург

Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.

16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.

Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев

Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко, а Бартоломео Франческо Растрелли его исполнителем.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения, а имя Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота стало широко известным благодаря созданному им Гостиному двору в С-Петербурге.

Петропавловский собор

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно ученым-естествоиспытателем, основоположником научного мореплавания, физиком, химиком, историком, поэтом и художником.

Читайте также: