Зарождение русского этноса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Русский этнос — крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX — начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа — великороссов, малоросов, белорусов.

Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII — конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV — XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV — XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX — XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI — XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

В XVIII — XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 — 14,5, в конце XVI в. 7 — 14, а в ХVII в. 10,5 — 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские — 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX — начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России — почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Академик Б.А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI—IV вв. до н. э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финноугорские племена. Таким образом образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности — Киевской Руси — славянство вышло на европейскую и мировую арену. [2, с. 128]

Предками славян считаются племена, относящиеся к носителям балтославянских диалектов. Они еще задолго до нашей эры отделились от представителей германских языков и остались в восточной части Европы. По прошествии нескольких веков эти племена разделились: из балтославянского языка вышли два диалекта – славянский и балтский. Но процесс разделения не закончился. Носители балтского языка образовали три большие общности:

- западную (в нее вошли предшественники ятвягов, куршей и прусских племен);

- срединную (в ней оказались прародители литвы, жемайтов, латгалов и земгалов - литовская группа);

- днепровскую (к этой группе относят представителей голяди и прочих племен).

Славянский диалект в период IV-X вв. тоже не избежал разделения. Ученые выделяют три языковых области:

- южную (к ней относят прародителей современных народов Балканского полуострова, в том числе болгар, сербов и хорватов);

- западную (в эту область объединяют предков жителей центральноевропейской части континента: поляков и чехов со словаками);

- восточную (в этой группе оказались предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали восточную часть Европы).

Археологические исследования не позволяют точно дать ответ на вопрос о том, какие земли можно считать прародиной славянского этноса. По мнению одних, это территории между реками Висла и Неман, другие считают, что вместо Немана некой границей этих земель можно считать Одру, третьи находят приемлемыми рассуждения о зарождении славян в областях между Одрой и Днепром. Пролить некий свет на этот вопрос помогают исследования в области языкознания. Топонимический анализ названий объектов этой местности позволяет определить территорию прародины славян как земли Центральной и Восточной Европы, ограниченные Одрой с запада и Днепром с востока. [2, с. 128]

Большинство историков сходится в том, что предки славян произошли от племен, пришедших на эти земли из северных причерноморских областей еще за три тысячи лет до нашей эры. Эти племена занимались в основном земледелием и разводили скот.

Исследования, касающиеся предков славян, основываются на анализе нескольких археологических культур, среди которых: тшинецкая (найдена на территориях между Вислой и средней частью Днепра, датируется вторым тысячелетием до н. э.), лужицкая и поморская (сейчас относятся к польским территориям, датируются первым тысячелетием до н. э.). Также выводы ученых связаны с изучением среднеднепровской, чернолесской и позднезарубинецкой культур, открытых на территориях верхнего и среднего течения Днепра.

Славяне соседствовали со многими племенами, например вместе с северо-западными соседями – германцами и балтами – они образовывали одну индоевропейскую языковую группу. С северной и юго-западной стороны соседями были финно-угорские племена, а с южной – скифские племена, сарматы и фракийцы. [5, с.5-18.]

Когда воз­ник сла­вян­ский этнос су­ще­ству­ет несколь­ко раз­лич­ных точек зре­ния: И. Ру­са­но­ва утвер­жда­ла, что сла­вян­ский этнос за­ро­дил­ся в IV веке н. э. (пше­вор­ская ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); В. Седов от­но­сил за­рож­де­ние сла­вян­ско­го эт­но­са к V–II векам до н. э. (лу­жиц­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); П. Тре­тья­ков по­ла­гал, что сла­вяне как са­мо­быт­ный этнос за­ро­дил­ся в III до н. э. (за­ру­би­нец­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра); А. Кузь­мин и Б. Ры­ба­ков счи­та­ли, что ис­то­ки сла­вян­ско­го эт­но­ге­не­за сле­ду­ет ис­кать втши­нец­кой ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре XIV–II веков до н. э. и т.

Боль­шин­ство ис­то­ри­ков счи­та­ют сла­вян ав­тох­то­на­ми Во­сточ­ной Ев­ро­пы. Но мно­гие из них по-раз­но­му опре­де­ля­ли ис­то­ри­че­скую пра­ро­ди­ну сла­вян. И. Ру­са­но­ва была сто­рон­ни­цей Вис­ло-Одер­ской тео­рии; П. Ша­фа­рик ис­по­ве­до­вал Кар­пат­скую тео­рию; Л. Ни­дер­ле искал пра­ро­ди­ну сла­вян в меж­ду­ре­чье Вислы и Дне­пра; А. Кузь­мин от­ста­и­вал Ду­най­скую тео­рию; В. Седов — Юж­но-Бал­тий­скую и т. д.

На ру­бе­же VII–VIII веках сла­вян­ский су­пер­эт­нос рас­пал­ся на три боль­шие груп­пы:

1) южные сла­вяне (со­вре­мен­ные бол­га­ры, сло­вен­цы, сербы, чер­но­гор­цы и хор­ва­ты);

2) за­пад­ные сла­вяне (со­вре­мен­ные чехи, сло­ва­ки, по­ля­ки и лу­жи­чане);

3) во­сточ­ные сла­вяне (со­вре­мен­ные рус­ские, ма­ло­рос­сы (укра­ин­цы) и бе­ло­ру­сы).

Во­сточ­ные сла­вяне были языч­ни­ка­ми, обо­жеств­ляв­ши­ми силы при­ро­ды и умер­ших пред­ков (пра­щу­ров). В своем раз­ви­тии язы­че­ство сла­вян про­шло че­ты­ре этапа:

1) фе­ти­шизм;

2) то­те­мизм;

3) по­ли­де­мо­низм;

4) по­ли­те­изм.

На за­вер­ша­ю­щем этапе этого раз­ви­тия у каж­до­го пле­мен­но­го союза был свой пан­те­он богов, но наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми бо­же­ства­ми во­сточ­ных сла­вян были Род, Хорос, Перун, Велес, Мокошь и Стри­бог. [6, с.3-10]

Хо­зяй­ствен­ный строй во­сточ­ных сла­вян

Ос­но­вой хо­зяй­ствен­ной жизни во­сточ­ных сла­вян яв­ля­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. По при­род­но-кли­ма­ти­че­ским усло­ви­ям их тер­ри­то­рия де­ли­лась на две зоны: ле­со­степ­ную (на юге) и лес­ную (на се­ве­ре). В ле­со­сте­пи гос­под­ству­ю­щей фор­мой зем­ле­де­лия был пе­ре­лог, или залеж, и здесь па­ха­ли плу­гом. В лес­ной зоне гос­под­ство­ва­ла под­сеч­но-ог­не­вая си­сте­ма зем­ле­де­лия, и в ка­че­стве ос­нов­ных ору­дий труда ис­поль­зо­ва­ли соху или рало.

Ос­нов­ны­ми по­ле­вы­ми куль­ту­ра­ми во­сточ­ных сла­вян были пше­ни­ца, яч­мень, гре­чи­ха и просо; среди ого­род­ных куль­тур — репа, ка­пу­ста, свек­ла и мор­ковь. По­ми­мо зем­ле­де­лия у во­сточ­ных сла­вян было раз­ви­то ско­то­вод­ство (раз­во­ди­ли сви­ней, ло­ша­дей, круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), и зна­чи­тель­ную роль иг­ра­ли реч­ные и лес­ные про­мыс­лы, в част­но­сти борт­ни­че­ство, ры­бо­лов­ство и охота на круп­но­го и пуш­но­го зверя.

Общество славянского этноса

Расселение восточных славян происходило по двум направлениям:

- часть племен осваивала земли в бассейне Днепра, а затем продвинулась в сторону верхнего течения Волги;

- другая часть продвигалась в северном направлении до озера Ильмень, а затем заняла земли близ Белоозера и в бассейне Волги и Оки.

Поселения славянских племен преимущественно располагались близ рек и лесных массивов. Такой выбор мест жизни был обусловлен главными занятиями славян – земледелием и скотоводством. Земледелие в этих районах основывалось на применении лесного перелога. Участки земли освобождались от леса: вырубались деревья, затем выкорчевывали пни и остатки сжигали. После этого землю можно было распахивать и использовать несколько лет. Полученная от сожжения поваленных деревьев зола была прекрасным удобрением, которое позволяло получать в первые пару лет хороший урожай. Использовать такой участок можно было около четырех лет, затем он забрасывался, и работы начинались на другом участке. Заброшенный участок за пять лет успевал отдохнуть и набраться сил, но и не успевал вновь зарастать лесом. По прошествии этого периода на такой участок снова возвращались для ведения земледельческих работ. Выращивали в основном зерновые культуры, среди которых наибольшее значение имели рожь, овес, ячмень и пшеница.

Вторым по значимости стояло разведение скота, среди домашних животных преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Также славянские племена охотились, ловили рыбу, а некоторые занимались еще и бортничеством – собиранием дикого меда. Все эти занятия были обусловлены окружающей природой – в распоряжении славян были леса для охоты, водоемы для рыбной ловли, луга для пастбищ. [7, с. 14-22]

С развитием производства железа и изделий из него, в этносе славян наметилось снижение значения родовых связей и распад сложившегося строя. Орудия труда со временем совершенствовались и теперь некоторые семьи могли сами обеспечить себя необходимыми продуктами. В итоге из-за этих процессов отдельные племена стали формироваться уже не по родовому, а по территориальному признаку. Такие формирования могли занимать земли площадью до нескольких десятков квадратных километров.

Так, в восточных части Европы, образовались десятки племен, среди которых были поляне (районы среднего течения Днепра), северяне (земли левого Приднепровья), тиверцы и белые хорваты (области по нижнему и верхнему течению Днестра соответственно), волыняне (прикарпатские земли), кривичи (верховья Волги и Двины), а также уличи, древляне, радимичи, вятичи (Окский бассейн) и словене (близ Ильменя).

Политическое устройство общества славян на рубеже VII-VIII вв. основывалось на демократии военного типа, когда все мужчины считались воинами и имели оружие. В решении общих проблем принимало участие все население, достигшее взрослого возраста. В военное время своим народом руководили князья, а в мирные годы эта роль отводилась старейшинам. Считается, что признаки государственности у славянских племен стали появляться примерно в X веке.

В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. [8, с. 120-125.]

ЛИТЕРАТУРА

1. Хартанович В.И. Краниология ижор //Расы и народы.Вып.30.М.2004.С.96-124.

2.Кондукторова Т.С. Физический тип людей Нижнего Приднепровья на рубеже нашей эры (по материалам могильника Николаевка-Казацкое). М.: Наука, 1979.-128С.

4. Овчинникова Б.В. /История России с древнейших времен до второй половины XIX века / Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург.- 1995г.-с. 43- 45

5. Алексеева Т.И., Алексеев В.П. Антропология о происхождении славян // Природа. - 1989. - № 1. С.5-18.

6. Соловьевъ С. М.// Очеркъ нравовъ, обычаевъ и религiи славянъ, преимущественно восточныхъ, во времена языческiя / 1850г. С.3-10.

7. Толочко П.П.// Древние славяне и Киевская Русь./ 1989г.-С.14-22.

9. А.С. Герда, Г.С. Лебедева //Славяне.Этногенез и этническая история./Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1989г.-С. 4-11.

Русских не было? Тайна происхождения русского народа

Тайны древних русов. По словам российского президента В. В. Путина, русские появились не ранее IX в. н. э. Однако есть и другое мнение. Так, ДНК-генеалогия показывает, что родоначальниками русских были арии, которые проживали на Русской равнине уже 5-6 тыс. лет назад. Это ещё одно доказательство того, что северная (русская) цивилизация существует не одно тысячелетие и что прямыми предками русов-русских были скифы, а до них арии и гипербореи.

Русских не было?

Тайна происхождения русских

Уже много веков ученые хотят узнать происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов.

По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха — 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.

Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная — разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории — от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников.

Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.

Читайте также: