Заповеди делового человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Деловое общение представляет собой тип общения, целью которого является взаимообмен информацией между существующими или потенциальными партнерами. Во время делового общения решаются важные вопросы, ставятся и достигаются цели, приобретаются личностные и деловые качества. Чтобы лучше все это понимать, нужно разобраться в том, какие существуют виды делового общения.

Прямые и косвенные

Все виды делового общения делят на две группы: прямые и косвенные. Под прямым понимается общение, которое происходит непосредственно между партнерами, которых не разделяют пространственные и временные преграды. Это может быть деловая беседа, переговоры. Под косвенным подразумевается контакт, который осуществляется с помощью технических средств (телефона, интернета).

Опыт показывает, что по возможности нужно стремиться к прямому общению, так как оно считается самым результативным для достижения какой-либо цели. Все же живое общение, когда собеседники видят друг друга, не сравнится ни с чем другим.

Вербальное и невербальное

Существуют такие виды делового общения, как вербальное и невербальное. Вербальное – это общение с помощью слов, невербальное – это общение с помощью жестов, мимики, поз. Невербальный портрет человека можно составит по тому, какие позы он выбирает для ведения разговора, как он смотрит на своего собеседника и с какой интонацией он произносит ту или иную информацию.

Технология делового общения может осуществляться с помощью различных способов и форм общения. В зависимости от этого выделяют следующие виды делового общения:

Деловое совещание

Здесь имеется ввиду такое деловое общение, когда весь коллектив предприятия или фирмы собирается вместе для того, чтобы обсудить насущные проблемы или принять общее решение.

Публичное выступление

Этот вид делового общение является в некой мере продолжением предыдущего. Это тут случай ,когда один человек доносит какую-либо информацию своим коллегам или иной группе лиц. Выступающий должен четко понимать то, о чем он говорит, а его выступление должно быть понятно публике.

Деловая беседа

Это такой вид делового общения, при котором происходит обмен информацией по какой-либо, наиболее важной в данный момент теме. Например, сюда относится обсуждением сотрудниками предприятия рабочих процессов. Во время деловой беседы необязательно должно выноситься решение.

Понятие стиля общения, виды стилей общений

. и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный -- деловыми, а гуманистический -- межличностными. В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения -- это скорее . а также, чтобы ответственность несли другие. Вы полагаетесь на других, хотите помощи и симпатии. Вы обнаруживаете, что игнорируете свои собственные способности, нужды, интересы .

Деловые переговоры

В отличие от предыдущего вида общения, конечным результатом переговоров является нахождение самого правильного решения и его принятие. Деловые переговоры имеют конкретную четкую направленность, итогом которых может стать подписание важных контрактов и сделок.

Во время делового общения без спора обойтись дается не всегда. Зачастую, только благодаря столкновению интересов и отстаивания участниками своих позиций удается придти к какому-то решению. Но и иногда именно спор мешает его принять.

Деловая переписка

Это косвенный способ делового общения, с помощью которого информацию передается посредством письма. Например, сюда можно отнести письменные приказы и запросы. Деловая переписка может осуществляться и путем отправления электронных писем, что существенно экономит время. Различают две формы деловой переписки: деловое письмо (отправляется одной организацией на имя другой) и частное официальное письмо (отправляется частным лицом от имени организации другому частному лицу).

Говоря о деловом общении, следует упомянуть и его основные фазы.

Фазы делового общения

· Подготовка к общению.

· Фаза общения (вхождения в контакт).

· Концентрация внимания (на какой-то проблеме или особенности).

· Аргументация и убеждение (на случай, если мысли собеседников расходятся).

· Фиксация результата (закончить разговор в нужный момент).

Десять заповедей делового человека

Заповедь первая

Аз есмь Господь Бог твой…:

да не будут тебе Бози иные разве мене.

Относись с уважением к власти, ибо во всем должен быть порядок. Власть – необходимое условие порядка в обществе.

Любой человек должен уважать органы власти. Должное уважение к власти – важный элемент в структуре успешного предпринимательства.

Проявлять уважение нужно на всех уровнях общения. Относиться с уважением только к своему начальнику или к равным по положению людям недостаточно, то же в праве требовать и подчиненные.

Каждому служащему компании следует подчиняться ее моральному кодексу и руководствоваться им в своих действиях.

Заповедь вторая

Не сотвори себе кумира…

Честность бизнесмена – это целостность характера и чистота поставленной цели. Личные дела и моральные ценности бизнесмена не должны противоречить целям и ценностям той компании, которой он служит. Такое понимание честности в бизнесе поможет не скомпрометировать ни компанию, ни его самого. Плохая репутация бизнесмена или компании снижает эффективность деятельности и соответственно возможную прибыль.

Цели, которые ставит перед собой компания, в свою очередь, не должны противоречить личным целям и моральным ценностям ее работников. Эти цели призваны удовлетворять обе стороны.

Понятие общения. Виды общения.

. частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них. Деловое общение обычно . кретной проблемы или реализацию определенной цели. Светское общение – это закрытое беспредметное общение: точки зрения людей на . ­ным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу .

Целям и интересам компании должна быть полностью подчинена ее организационная структура.

Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране взятка будет рассматриваться как подарок, в другой – считаться взяткой. Но в любой стране обман – это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям.

Каждый имеет право заниматься политикой. Но при условии: чтобы такие занятия не шли в ущерб компании.

Заповедь третья

Не вóзмеши имени

Господа Бога твоего в суе…

Не разделяй слово и дело, ибо эффективность делового общения определяется, прежде всего, тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова и они вызвали адекватную реакцию.

Деловой человек считается деловым, если умеет держать слово, т.е. выполнять свои обещания и поручительства. Верность слову включает в себя и выполнение элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложные, зафиксированные в контрактах договоренности.

При деловом общении нельзя произвольно пользоваться значением слов. На переговорах предпочтительно обходиться словами с четко определенным смыслом, не имеющим разночтений.

Речь делового человека не должна быть непонятна и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника негативную реакцию, а также настороженное отношение к говорящему и, следовательно, к компании, которую тот представляет.

Маркетинг и реклама должны точно отражать реальную ценность и природу продукции или оказываемых услуг.

Переговоры и общение должны приносить пользу обеим договаривающимся сторонам.

Цену следует назначить в зависимости от качества продукции или оказываемых услуг. Она также должна реально отражать меру затраченного труда.

Продавцы, покупатели, служащие – это члены команды, которые честно оценивают продукцию и встречают в этом взаимопонимание.

Ведение дел отражает лицо компании. Записи должны вестись систематически и аккуратно.

Если после продажи возникают какие-либо проблемы, служащие должны быть готовы быстро их решить.

Заповедь четвертая

Помни день субботний,

еже святити его.

Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы. Отдых и восстановление сил защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.

Прибыль, получаемая компанией, зависит не только от эффективного и творческого труда ее работников, но и от состояния их здоровья. Нормальный отдых и восстановление сил работников гарантирует компании высокий доход.

Компания регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска должны быть спланированы с учетом требования личности и эффективности работы компании. Только это обеспечит и продуктивность, и безопасность.

Ответственность служащих включает в себя продуманность их действий в процессе работы. Время должно включать в себя время на планирование предстоящих дел, реализацию индивидуальной активности и размышления.

Заповедь пятая

Чти отца твоего и матерь твою,

да благо ти будет и да долголетен будеши

на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе.

Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом, во всех областях человеческой жизни существует преемственность.

Огромную роль в жизни каждого человека играют его родители, учителя и наставники. Их опыт и мудрость помогают нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни.

Уроки прошлого помогают нам в нашем настоящем. Поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных людей, относиться с уважением к культуре и традициям своей страны и всех других стран.

Люди, обладающие деловым опытом, должны выступать в роли наставников молодых, демонстрируя свои знания и навыки в процессе работы.

Возраст не является определяющим, и потому недопустима дискриминация, основанная на возрасте.

Заповедь шестая

Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека, ибо осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми – во взаимоотношениях в семье, в компании, в отношениях с сослуживцами и мире в душе.

Уважение человека, его личности вызывает у каждого чувство доверия и желания показать свои способности во всем блеске.

Ценность человеческой жизни, бережное отношение к человеку – это основные составляющие в достижении высокой прибыли компании.

Золотое правило: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы вели себя другие по отношению к тебе.

Бизнес приносит удовлетворение лишь тогда, когда продукция или оказываемые услуги сделаны на самом высоком уровне. Никогда нельзя игнорировать дефекты или недостатки продукции.

Место человека в бизнесе определяется уровнем его мастерства, талантом, характером, компетентностью, опытом и моральными ценностями.

Заповедь седьмая

Не прелюбы сотвори.

Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. История показывает, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей.

В обществе одинаково уважаемыми являются и семейное положение и одиночество. В семье равным уважением должны пользоваться и муж и жена.

Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работу, и, следовательно, хорошая семья – это залог процветания компании.

Личность должна стремиться к крепкой семье и должна быть ответственна за свой дом.

Сексуальные отношения вне брака, даже если они не запрещены законом, являются неприемлемыми.

Заповедь восьмая

Правильно рассчитывай свои средства, ибо двумя основными отличительными чертами процветающего бизнесмена являются:

– оптимальное использование средств и ресурсов;

– мудрое руководство людьми.

Оптимальное использование ресурсов и мудрое руководство людьми гарантирует эффективность работы компании и ее прибыль.

Для того, чтобы будущие поколения смогли жить достойно, необходимо разумно использовать ресурсы.

Существует информация (технологии, расчеты и т.п.), которая должна храниться служащими в тайне.

Собственность компании, ее имущество и принадлежащая ей информация не могут быть использованы служащими для достижения личной выгоды.

Служащие должны быть компетентными специалистами, т.к. несут ответственность за принимаемые ими деловые решения.

В компании не должно быть фаворитизма, все служащие оцениваются лишь по своим деловым качествам.

Компания заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого служащего.

Получение взятки является самым крайним проявлением разделения интересов компании и служащего.

Заповедь девятая

Не послушествуй на друга своего

Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Честность и правдивость — это основные блоки в здании эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений.

Отклоняй бесчестные предложения. Бережно относись к доброму имени компании и своему собственному. Поступай правильно – и хорошая репутация обеспечена.

Заповедь десятая

Не пожелай жены искреннего твоего

не пожелай дому ближнего своего,

…ни всего, елика суть ближнего твоего.

Уважай право частной собственности, ибо система свободного предпринимательства приносит выгоду тому, кто отдает ей все свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.

Уважение, престиж, благополучие – это результаты работы. Но это не цель. Цель – это максимальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения – это компенсация затраченных усилий.

Компании выгодно стимулировать новаторство и инициативу.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство — это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Примеры похожих учебных работ

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

. их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми. Содержание человеческого общения может быть весьма многообразным. 2/дним из первых .

№4.Значение общения в жизни людей и общества

. полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико. Особенности общения Общение, несомненно, приносит радость и счастье, общаясь с вашими .

1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства,

. и реагируют на действия друг друга. Косвенное общение предполагает привлечение посредников. 7 Личностное общение касается проблем, которые затрагивают внутренний мир человека. Деловое общение включено в какую-либо деятельность, служит средством .

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

Роль общения в жизни человека

. общения? Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, . результатом весьма сложной работы. Итак, что же .

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии

. людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет . целей. В деловом общении предметом общения является дело. Дело Собеседник 1 / ^ Собеседник 2 Особенности делового общения заключаются в том, что — партнер в деловом общении .

1. Относись с уважением к власти, ибо во всем должен быть порядок. Власть – необходимое условие порядка в обществе.

2. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

3. Не разделяй слово и дело, ибо эффективность делового общения определяется прежде всего тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова и они вызвали адекватную реакцию.

4. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни,ибоотдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы. Отдых и восстановление сил защищают мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.

5. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом, во всех областях человеческой жизни существует преемственность.

6. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека, ибо осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми – во взаимоотношениях в семье, в компании, в отношениях с сослуживцами и мира в душе.

7. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке,ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. История показывает, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей.

8. Правильно рассчитывай свои средства, ибо двумя основными отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: оптимальное использование средств и ресурсов; мудрое руководство людьми.

9. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

10. Уважай право частной собственности, ибо система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей все свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.*

* Источник: Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

4.3. Советы по формированию системы и реализации заданной цели в рамках организации /23/

1. Формировать систему необходимо под конкретный замысел (цель), имеющийся у лидера.

2. Важнейшим элементом системы является аппарат управления и регулирования потоков информации.

3. Каждый из элементов системы (отделов организации) представлен людьми, и все многообразие отношений в системе определяется взаимодействиями отдельных людей.

4. Все люди разные, и ни один человек не лучше другого. Вопрос состоит в том, насколько эффективно человеку удается использовать свой потенциал, а лидеру – создать оптимальные условия для реализации задатков неповторимого своеобразия черт каждого человека.

5. Для человека легче подобрать соответствующее место в системе, чем пытаться изменить его личностные особенности путем давления или насилия.

6. Когда соответствующее место в системе для человека найдено, следует регулировать взаимоотношения как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник – подчиненный). Система поощрений и наказаний – единственная система регулирования в руках лидера.

7. Для каждого человека нужно подобрать индивидуальный способ поощрения и наказания в соответствии с его индивидуальными психологическими характеристиками.

8. Прежде чем браться за реализацию индивидуального подхода в управлении, лидеру следует изучить собственные личностные особенности.

9. Гибкость, лабильность, способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, способность развиваться, "переключаясь" и изменяясь, – основа профессионального успеха, психического и физического здоровья.

1. Относись с уважением к власти, ибо во всем должен быть порядок. Власть – необходимое условие порядка в обществе.

2. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

3. Не разделяй слово и дело, ибо эффективность делового общения определяется прежде всего тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова и они вызвали адекватную реакцию.

4. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни,ибоотдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы. Отдых и восстановление сил защищают мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.




5. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом, во всех областях человеческой жизни существует преемственность.

6. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека, ибо осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми – во взаимоотношениях в семье, в компании, в отношениях с сослуживцами и мира в душе.

7. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке,ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. История показывает, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей.

8. Правильно рассчитывай свои средства, ибо двумя основными отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: оптимальное использование средств и ресурсов; мудрое руководство людьми.

9. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

10. Уважай право частной собственности, ибо система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей все свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.*

* Источник: Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

4.3. Советы по формированию системы и реализации заданной цели в рамках организации /23/

1. Формировать систему необходимо под конкретный замысел (цель), имеющийся у лидера.

2. Важнейшим элементом системы является аппарат управления и регулирования потоков информации.

3. Каждый из элементов системы (отделов организации) представлен людьми, и все многообразие отношений в системе определяется взаимодействиями отдельных людей.

4. Все люди разные, и ни один человек не лучше другого. Вопрос состоит в том, насколько эффективно человеку удается использовать свой потенциал, а лидеру – создать оптимальные условия для реализации задатков неповторимого своеобразия черт каждого человека.

5. Для человека легче подобрать соответствующее место в системе, чем пытаться изменить его личностные особенности путем давления или насилия.

6. Когда соответствующее место в системе для человека найдено, следует регулировать взаимоотношения как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник – подчиненный). Система поощрений и наказаний – единственная система регулирования в руках лидера.

7. Для каждого человека нужно подобрать индивидуальный способ поощрения и наказания в соответствии с его индивидуальными психологическими характеристиками.

8. Прежде чем браться за реализацию индивидуального подхода в управлении, лидеру следует изучить собственные личностные особенности.

9. Гибкость, лабильность, способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, способность развиваться, "переключаясь" и изменяясь, – основа профессионального успеха, психического и физического здоровья.

Остановимся на интерпретации этих заповедей, и убедимся, что они должны быть положены в основу деловых отношений в бизнесе.

Заповедь первая

Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок.

Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел.

В структуре успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит — уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчиненным. Последнее является самой надежной гарантией самоуважения. Каждому служащему компании следует руководствоваться в своих действиях ее моральным кодексом.

Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране дополнительное денежное вознаграждение будет рассматриваться как подарок, в другой — считаться взяткой. Но в любой стране обман — это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Деловые межличностные отношения в компании строятся на признании для каждого служащего определенной сферы его деятельности и предположительных результатов, за которые он несет ответственность.

Заповедь вторая

Будь целеустремленным, ибо для достижения цели надо сосредоточить все свои усилия.

Чтобы быть целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Честность бизнесмена — это целостность характера и чистота поставленной цели. Причем, моральные ценности бизнесмена и его личные дела не должны идти вразрез с целями и ценностями его компании. В свою очередь, цели компании не должны противоречить целям и моральным ценностям ее сотрудников.

Заповедь третья

Будь верен своему слову, не разделяй слово и дело.

Руководитель должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение элементарных устных обязательств, и сложных, зафиксированных в контрактах договоренностей. Здесь не может быть мелочей.

Я держу свое слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. Мои коллеги полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них.

Бак Роджерс, экс-вице-президент IBM по маркетингу

Эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова.

На переговорах нельзя произвольно пользоваться значением слов; слова должны иметь четко определенный смысл, не имеющий разночтений.

Речь менеджера не должна быть непонятна, и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника негативную реакцию, а также настороженное отношение к говорящему, и, следовательно, к компании, которую тот представляет.

Заповедь четвертая

Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни.

Отдых — необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья ее служащих. Отдых восстанавливает силы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.

Компания регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска — все это планируется с учетом физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отношения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности.

Заповедь пятая

Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.

Опыт и мудрость родителей, учителей, наставников помогает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни. Прислушиваться к советам опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живешь, — это необходимо для установления преемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая именуется бизнесом.

Заповедь шестая

Уважай человеческую жизнь, достоинство и права человека.

Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми.

Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе, применительно к бизнесу означает — никогда не увеличивай свое богатство за счет уменьшения богатства другого.

Заповедь седьмая

Будь постоянен в отношениях и в браке.

Семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

Хорошая, крепкая семья — это залог процветания бизнесмена, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом и за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей.

Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работоспособность ее членов, тем самым является залогом процветания фирмы. Непостоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьезным подходом к работе.

Заповедь восьмая

Правильно рассчитывай свои средства.

Двумя отличительными чертами процветающего бизнесмена являются:
— Оптимальное использование средств и ресурсов.
— Мудрое руководство людьми.

Бизнесмену следует жить по средствам, не зарываться, выбирать дело по плечу. Всегда оценивайте свои возможности, действуйте сообразно своим средствам.

Сущность компании, ее имущество и принадлежащая ей информация не могут быть использованы служащими для достижения личной выгоды. Компания заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого служащего.

Фаворитизма в компании быть не должно: все сотрудники должны оцениваться лишь по своим деловым качествам.

Заповедь девятая

Будь честен и правдив

Хорошая репутация — это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Честность и правдивость — это основные блоки в здании эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений. Без колебаний отклоняйте бесчестные предложения. Дорожите добрым именем компании и своим собственным.

Заповедь десятая

Уважай право частной собственности

Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.

Уважение, престиж, благополучие — это результаты работы. Но это не цель. Цель — максимальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения — это компенсация затраченных усилий. Компании выгодно стимулировать новаторство и инициативу.

Заповеди эти — кодекс чести профессионала-бизнесмена. Следуйте им, и успех обязательно придет к вам.

За каждым из этих правил сокрыто профессиональное качество:

1. собранность,
2. дисциплинированность,
3. целеустремленность,
4. организованность,
5. умение держать слово,
6. внимательность к людям,
7. ответственность за семью и дело,
8. расчетливость и деловитость,
9. честность и правдивость,
10. трудолюбие и предусмотрительность.

Зачем нужен деловой этикет?

Зачем вообще все эти условности? Мы живем не в XIX веке, этикет давно перестал быть обязательной частью делового общения. Молодые предприниматели щеголяют в драных джинсах и футболках с неприличными надписями, в интернет-общении допустимы смайлики, а похлопать собеседника по плечу уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если вы так считаете, мы вас расстроим. В определенных кругах это действительно нормально, но бизнесменам по долгу службы приходится общаться и с чиновниками, и с солидными инвесторами, и с людьми старшего поколения, для которых все эти вольности неприемлемы. Иностранные партнеры тоже могут не понять слишком рьяного проявления эмоций.

Итак, зачем нужно знать правила делового этикета?

  • чтобы произвести приятное впечатление и не ударить в грязь лицом перед партнерами и коллегами;
  • для общего образования: учиться новому никогда не поздно;
  • для того, чтобы подавать пример другим, в том числе и подчиненным.

В конце концов, эти правила - просто рекомендации. Соблюдать их все получится разве что у киборга-робота, достаточно знать самые основные. О них и расскажем.

Функции этикета

Правила внешнего вида

Дресс-код

У себя в квартире вы можете ходить как угодно, хоть в пижаме и смешных носочках. Приехали в офис и тем паче на встречу - будьте добры соблюдать дресс-код. Иначе о вас может сложиться неверное впечатление. Представители старшего поколения могут счесть вас несерьезным, поверхностным и даже - о ужас! - некомпетентным. Да, мы понимаем, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Но традиции общества сильны, и бунтовать против них - глупо и недальновидно. Вам же не 15 лет.

Основные правила дресс-кода:

  • для мужчин - деловой костюм или рубашка с брюками. Допустимы пиджак, рубашка и джинсы. Для женщин - костюм, блузка и юбка-карандаш, никаких мини и, упаси Боже, глубоких декольте;
  • минимум аксессуаров. Для мужчин допустимы часы, запонки. Для женщин - максимум два аксессуара: серьги и кольцо, цепочка или серьги и так далее. Если у вас есть комплекты украшений - не надевайте все предметы сразу, это вульгарно;
  • аккуратная стрижка, ухоженные волосы, для мужчин - уложенная борода и усы, если имеются;
  • аккуратный маникюр, ухоженные руки;
  • чистая обувь в любую погоду, даже если вы добирались до офиса на метро или в собачьей упряжке;
  • отсутствие татуировок, пирсинга на видных местах. Если у вас большая заметная татуировка - лучше спрятать ее под одеждой. Если наладите хорошие отношения с партнером - потом можете и показать, а сначала лучше не рисковать. Вы же не знаете, каких взглядов он придерживается.

Чем ответственнее встреча или переговоры - тем строже нужно соблюдать дресс-код. Помните, это в ваших же интересах.

Дресс-код для женщин и мужчин

Дресс-код для женщин и мужчин

Жесты, движения, мимика

Звучит смешно, но на самом деле немало сделок было разорвано из-за того, что партнер показал неуместный жест или слишком фамильярничал. Понятно, что все субъективно: открытого человека не напугает, если собеседник активно размахивает руками или посылает всем воздушные поцелуи. И все же следует придерживаться базовых правил - хотя бы на первой встрече. А там сами увидите, как реагирует собеседник.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прямая осанка, сдержанные движения без суетливости;
  • взгляд в глаза - уверенный, твердый, но не наглый;
  • сдержанная мимика, старайтесь контролировать эмоции. В сложных ситуациях, когда хочется выругаться или, наоборот, рассмеяться - делайте “покер-фейс”;
  • тактильный контакт допустим только в виде рукопожатий. Похлопывания по плечу, крепкие объятия и тем более поцелуи оставьте для близких: далеко не все люди любят прикосновения чужих. Допустимо по правилам этикета только рукопожатие - желательно короткое и энергичное.

Совет: заранее порепетируйте перед зеркалом или попросите близкого человека “прочитать” вашу мимику или движения. Если налицо будут признаки нервозности, суетливости, слишком бурные эмоциональные реакции - искореняйте эти привычки. Помните, что многие предприниматели изучали язык тела и знают основные правила. Например, скошенные влево глаза - признак вранья. Скрещенные на груди руки - желание отгородиться. На кого указывают носки ботинок собеседника - тот для него в данный момент важнее всех. И прочее, и прочее - подобных советов в интернете полно.

Рабочее место в порядке

Прикольно, конечно, оправдать бардак на столе и в кабинете тем, что вы творческая личность, но боюсь, партнеры не поймут. Практика показывает, что порядок на столе магическим образом прочищает мысли и наводит порядок и в голове. Попробуйте - увидите сами!


Беспорядок на рабочем месте недопустим

Правила делового общения

Уважайте время собеседника

Время - самый важный ресурс. День многих предпринимателей буквально расписан по часам, даже минутное опоздание может сдвинуть весь график делового человека. Поэтому - никогда не опаздывайте! Лучше прийти на встречу заранее и подождать, чем придумывать нелепые оправдания. Если у вас с этим беда - изучите основы тайм-менеджмента, должно помочь.

Учитесь слушать и слышать

Знаете, какому самому главному правилу учат в институте будущих психологов? Умению слушать и слышать собеседника. Это правило можно применить и в любой другой сфере деятельности. Заключаете ли вы контракт, знакомитесь с новым партнером, первый раз встречаетесь с поставщиком, выслушиваете недовольного клиента, отчитываете нерадивого сотрудника - всегда включайте два эти умения. Помните, что по большому счету каждый человек всегда говорит о себе - своих желаниях, планах, мечтах. Дайте ему возможность сказать, не перебивайте. В итоге вы обязательно услышите то, что поможет вам нащупать дальнейший вектор разговора и понять собеседника.


Учитесь слушать собеседника

Говорите грамотно

Кому понравится слушать речь, пересыпанную бесконечными “эээ”, “ну”, “короче”, “как бы”? Словесный мусор встречается даже у образованных умнейших людей - это скорее привычки, чем неграмотность. Деловому человеку просто необходимо избавляться от этого недостатка.

Грамотная речь понадобится и при составлении деловых писем. Понятно, что эту миссию можно возложить на секретаря или заместителя - но рано или поздно вам придется осваивать письменную коммуникацию самим.

Тренируйте дикцию

Помните фильм “Король говорит” о том, как английский король Георг VI избавлялся от заикания? Даже монарх понимал, что нужно бороться со своим недостатком, и нанял логопеда. Если у вас имеются дефекты дикции - картавость, шепелявость, заикание - избавьтесь от них с помощью специалиста и живите спокойно.

Этика телефонных переговоров

О, это целый пласт делового этикета! Несмотря на развитие интернет-переговоров, телефонные звонки до сих пор остаются самым популярным способом связи. Напомним основные правила общения:

  • поздороваться, назвать собеседника по имени и отчеству, представиться самому;
  • сказать, какую компанию вы представляете;
  • поинтересоваться, удобно ли говорить собеседнику;
  • если удобно - кратко рассказать о цели звонка;
  • договориться о встрече или другом развитии событий;
  • завершить разговор.

Правила телефонного разговора

Правила телефонного разговора

Если телефонные переговоры важны для вас, советуем заранее подготовиться к ним: продумать основные тезисы беседы, варианты развития событий. И, конечно, недопустимо пускаться в пространные рассуждения или пустой треп: это создаст о вас неблагоприятное впечатление.

Этика деловой переписки

Деловое письмо (электронное и обычное) должно отвечать определенным нормам. В первую очередь, быть написано на бланке компании (или с соответствующей шапкой в начале, где указано название компании, логотип, данные отправителя и контакты для связи). Далее - соответствовать определенному типу. Деловые письма подразделяются на следующие виды:

Еще одно правило - отвечать на письма по возможности сразу. Допустимые сроки для ответа на электронную корреспонденцию - 1-2 суток. На почтовое письмо - не более 10 суток.

И, конечно, нужно соблюдать правила вежливости:

  • обращение на Вы, по имени и отчеству;
  • никаких жаргонных словечек;
  • никаких сложных терминов: говорите на языке получателя;
  • точные формулировки цели письма, не растекайтесь мыслью по древу;
  • обязательные число и подпись.

Структура делового письма

Структура делового письма

Правила общения в интернете

Заметили, что деловое общение частично переместилось в мессенджеры и соцсети? Многим удобнее общаться именно так: это более неформально и удобно для обеих сторон. Несмотря на миф про свободу общения в интернете, деловые люди должны все же соблюдать ряд правил:

  • не фамильярничать. Даже если ваш собеседник записан в соцсети как Костян Пиарщик или Мурочка Анюточка - обращайтесь к нему по имени и отчеству, как и положено;
  • злоупотреблять смайликами тоже не надо: одного-двух вполне достаточно;
  • даже если вам хочется выделить особо важные мысли капслоком - не делайте этого! Большие буквы воспринимаются в интернете как крик и часто вызывают негативную реакцию;
  • изучить информацию на странице человека. Этим и хороши соцсети: можно многое понять о человеке по тому, какие записи он публикует на стене, что репостит, о чем рассуждает.

Многих волнует вопрос: как же все таки предпочтительнее общаться в 21 веке? Люди такие разные: кому-то удобнее звонить, а кто-то терпеть не может телефонных разговоров и считает их нарушением личных границ. Способ узнать, к какому типу относится ваш собеседник, только один: напрямую спросить его. При первой же коммуникации (неважно, каким способом она произошла) спросите, как ему удобно общаться. И вопрос будет закрыт.

Правила общения в соцсети

Правила общения в соцсети

Деловые отношения

Сейчас речь пойдет о личных отношениях - или о человеческих слабостях, как вам угодно.

Не раскрывайте коммерческую тайну

Ни финансовую информацию вашей компании, ни аналогичную - своих партнеров, инвесторов, клиентов. Не говорите об этом никому - и сотрудникам строго-настрого запретите.

Не сплетничайте

Бизнес-мир на самом деле очень узок. Велик соблазн обсудить в узком кругу своего партнера или клиента. Даже если очень хочется - умоляем, не делайте этого! Во-первых, слухи распространяются быстро, и с болтуном просто не захотят иметь дело. А во-вторых, кто даст гарантию, что завтра точно так же не будут обсуждать вас? Поэтому лучше держаться в стороне от подобных разговоров.

Не болтайте лишнего

Бывает, что партнеры становятся друзьями - а друзьям можно рассказать многое. Однако завтра ситуация может поменяться, и вчерашний партнер может стать вашим конкурентом или переметнуться на сторону последнего. Личную или негативную информацию о вас могут использовать в своих целях. Черный пиар - мощное оружие в борьбе за прибыль и власть. И тогда - прощай, репутация!

И еще раз напоследок: все эти правила соблюсти невозможно. Мы распределили их от необязательных к самым важным. Грубо говоря, прийти на встречу в джинсах - простительно, назвать Ивана Ивановича Иваном Никифоровичем нежелательно, но объяснимо, а вот выдать секретную информацию нельзя даже под пытками. Удачи в бизнесе!

Читайте также: