Особенности сказки городок в табакерке одоевского 4 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главные герои

  • Миша - добрый, любознательный, отзывчивый мальчик.
  • Папа Миши - добрый, умный, мудрый мужчина, который хотел, чтобы его сын был изобретательным и до всего доходил с помощью своего ума и находчивости.
  • Мальчики-колокольчики - веселые жители табакерки, которые постоянно смеются.
  • Дядьки-молоточки - строгие и исполнительные жители табакерки, которые колотили мальчиков-колокольчиков.
  • Валик - надзиратель, ленивый, грузный и неповоротливый. Никогда не вставал с дивана.
  • Пружинка - хрупкая, но надменная принцесса.

Сюжет произведения

Однажды маленький мальчик Миша получил от папы чудесный подарок – черепаховую табакерку. Отец приподнял крышку, и Миша увидел множество колокольчиков, молоточков, валик и пружинку. Мальчик начал расспрашивать папу, как это все работает, но тот сказал, что Миша должен сам додуматься, как действует механизм. Отец также попросил не трогать пружинку, иначе механизм выйдет из строя.

Долго всматриваясь в табакерку, Миша вдруг увидел серебряного мальчика, который звал его с собой. Миша удивился, что смог без усилий пройти через дверцу. В городе ему повстречались мальчики колокольчики, которые пожаловались Мише, что их время от времени постукивают дядечки-молоточки. Миша спросил у них, зачем они так делают, но они отправили его к надзирателю Валику, который был ленивым и постоянно лежал на диване, изредка переворачиваясь. Когда он делал это, крючки, которые были пришиты к его халату, дергали за молоточки. Они же, в свою очередь, стучали по колокольчикам.

Затем Миша встретился с принцессой-пружинкой. Она грациозно сворачивалась и разворачивалась, толкая Валика. Мальчик спросил у нее, почему в городе царит такая несправедливость и все бьют друг друга. Принцесса ответила, что так устроен механизм, который создает такую красивую музыку. Миша решил проверить слова пружинки, слегка прижал ее пальцем, в результате чего она лопнула и музыка стихла.

Миша понял, что сделал то, чего не нужно было делать. Папа ведь просил не трогать пружинку. Мальчик испугался, а затем проснулся. Это был всего лишь сон. Миша рассказал о нем родителям. Отец лишь улыбнулся и ответил, что для того, чтобы знать, как играет музыка в табакерке, нужно учиться механике.

План пересказа

  • 1 Папа показывает Мише чудесную табакерку.
  • 2 Мальчик хочет попасть внутрь табакерки, но папа уверяет, что она слишком маленькая для этого.
  • 3 Миша чудесным образом оказывается внутри табакерки.
  • 4 Миша знакомится с мальчиками-колокольчиками.
  • 5 Колокольчики рассказывают о своей жизни в табакерке.
  • 6 Мальчик встречает суровых дядек-молоточков.
  • 7 Встреча с надзирателем Валиком.
  • 8 Знакомство с принцессой-пружинкой.
  • 9 Мальчик ломает пружинку табакерки.
  • 10 Миша просыпается и понимает, что все это было сном.

Главная мысль

Вывод

Сказка учит быть наблюдательными, внимательными к мелочам. В произведении также показано, что прежде чем делать выводы, нужно внимательно проанализировать ситуацию. Только в этом случае можно понять истинную суть вещей.

Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Сюжетная линия сказки разворачивается с момента вручения главному герою, представленному в образе мальчика Миши, отцом подарка в виде музыкальной шкатулки. Игрушка заинтересовывает ребенка и он старается понять ее внутреннее устройство.

Развитие действия переносит мальчика во время его собственного сна внутрь музыкальной игрушки, где он обнаруживает существование целого городка, знакомясь с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, валиком, а также душой табакерки, царевной Пружинкой, являющейся центром городка, приводящей в движение всех его жителей. Принцип работы всего музыкального механизма заключается в цепочке, по которой один цепляет другого, что вызывает звучание великолепной музыки.

Отличительной особенностью произведения в сравнении с другими сказками является включение в повествовательное содержание автором большого количества научного и познавательного материала, который преподносится для маленькой читательской аудитории в легком и понятном формате, объясняя работу музыкальной шкатулки.

Городок в табакерке представляется волшебной музыкальной страной в виде микромодели любой территории, на которой проживают люди, где жизнь имеет прямую зависимость от труда жителей, поскольку даже незначительная неисправность одной детали влияет на жизнедеятельность городка в целом.

Смысловая нагрузка сказки способствует развитию у детской аудитории любознательности, внимательности, наблюдательности, послушания, вежливости, настойчивости, объясняя простые и сложные вещи окружающего мира в их тесной взаимосвязи и взаимодействии, что обуславливает желание к получению новых знаний и навыков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

Популярные сегодня темы

План был простой. Небо без луны и звёзд будет чёрным и ничто оттуда не будет освещать землю. Так и получилось.

Повествование рассказа идет от лица главного героя – художника, который снимает дом у помещика Белокурова. Помещик описывается как молодой человек, наводящий тоску. Он жалуется на то, что ни у кого не находит сочувствия

Одной и отличительных характеристик сказок является их сюжет. Он, как правило, носит вымышленный, фантастический характер.

В сказочном мире, как правило, действуют свои законы и правила. События, происходящие в нём также носят вымышленный характер. Вспомните, милых мальчиков-колокольчи­ ков, которых "гоняли" злобные дядьки-молотки, которых, в свою очередь, подгонял добродушный лентяй Валик.

А самое главное, "Городок в табакерке" несёт воспитательную функцию. В каждой сказке заложены поучительные моменты, иллюстрируются непреложные истины: Добро и Зло, Трудолюбие и Лень, Милосердие и Жестокость и т. д. В сказке Одоевского мальчика Мишу сказочный друг учит не только быть сдержанным и внимательным, воспитанным, но и объясняет "основы закона перспективы".

Одоевский написал фантастическо-научну­ ю сказку о приключениях мальчика Миши в музыкальной шкатулке. Мораль сказки выражена в конце произведения, главная мысль сказки "Городок в табакерке" выражена словами мальчика-колокольчик­ а "не торопись с выводами, поспешность - плохой советчик".

Художественная особенность произведения заключена в построении сказки, реальность тесно сплетается с фантастическим сюжетом, и если читать невнимательно, можно пропустить смысл сказки. В сказке описывается устройство музыкального инструмента, произведение похоже на лекцию для детей, образные сравнения жителей табакерки делают сказку увлекательной для чтения.

Сказка Мороз Иванович Одоевского учит нас не лениться, иначе ничего от жизни не получишь. Ленивица не пожелала ничего делать в доме Мороза Ивановича и поплатилась за это, а ее трудолюбивая сестра помогала Морозу Ивановичу по хозяйству, поэтому он и наградил ее. Вывод - хочешь в жизни благ, нужно потрудиться.

Главным героем сказки является мальчик, от лица которого и ведётся рассказ. Играя в своей комнате её двери открываются сами по себе. Няня говорит ему, что дверь открывает и закрывает некий "безрукий безногий". Мальчику интересно и он хочет узнать побольше. Однако с приездом отца отвлекает я от этой идеи.

Отец рассказывает жене почему задержался. В дороге его постоянно поджидали неприятности, то с повозкой до с лошадью. Отец все больше уверен, что виноват в этом некрещенный Игоша. На эти мысли его натолкнули путники следовавшие с ним. Тем более Игоша вредный ребенок, если что-то не по его желанию.

Мальчик зайдя в свою комнату и встречается с тем самым "безруким безногим", которого видит только он.

Сломав все новые игрушки мальчик просит у отца валежки. Выслушав историю сына отец смеётся, но выполняет желание.

Далее дела идут все хуже и безрукий безногий пакостничает, при этом все наказания достаются Игоше. Отец в злости запирает сына в пустой комнате.

Безрукий неловлен, что ему не достаётся по заслугам, ведь он думает, что выполняет свою работу хорошо.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 10 декабря 2020 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке Одоевского "Городок в табакерке" для 4 класса

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 167-168.

1. Обсуди с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности сказки вы выделите.

"Городок в табакерке" можно назвать литературной сказкой. В нём имеются особенности сказки: волшебные превращения (Миша уменьшился, стал маленьким), сказочные существа (колокольчики, молоточки, валик, пружинка), несуществующее место действия (волшебный город Динь-Динь).

Мальчика удивила музыка, которая звучала из табакерки. Он хотел войти в город, чтобы узнать откуда она берётся.

Миша узнал, как устроена табакерка. Научился ответственности за свои поступки. Понял, что во всём важен порядок.

Для просмотра рассказа перейдите по ссылке.

Он оживил части механизма, придумал мальчиков-колокольчиков, дядек-молоточков, надзирателя валика и принцессу пружинку.

6. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

Внешний вид, речь, поведение жителей городка создают их образ. Мы понимаем их характер. Так, колокольчики прыгают, бегают, звенят. Они весёлые. Молоточки на тонких ножках постоянно шипят, они кажутся злыми, но подвижными. Валик возмущается, что ему мешают спать и лежит в халате. Он ленивый, малоподвижный. Пружинка в шатре называет Мишу глупым, она знает себе цену, она центр всей табакерки.

Писатель хотел объяснить устройство музыкальной табакерки так, чтобы это не показалось скучным читателю. Он хотел сказать, что человек может своим умом дойти до сути всего в мире. Понять, почему всё происходит именно так. Цель этой сказки - привить любовь к знаниям.

8. План сказки "Городок в табакерке" можно посмотреть по ссылке.

9. Рассказ от имени Миши о посещении городка Динь-Динь можно прочитать, перейдя по ссылке.

Читайте также: