Экономика хазарского каганата кратко

Обновлено: 02.07.2024

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, раннефеодальное государство на территории Северного Кавказа и в нижнем течении Итиля (Волги) и Бузана (Дона) в 7–10 вв. Название получило от господствовавшего в нем тюркского племени хазар.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан – Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567–571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581–593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626–630.

После распада Тюркского каганата в результате очередной междоусобицы 630–634 уцелевшие представители рода Ашина бежали к хазарам и основали там правящую династию. Ок. 650 им удалось подчинить образовавшийся в 635 в приазовских степях племенной союз болгар (булгар). Объединение хазарского и болгарского племенных союзов привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал род Ашина; он занимал территорию совр. Дагестана, бассейн Кубани, Приазовье и часть степей Северного Причерноморья. Его первой столицей был Семендер, город, расположенный на каспийском побережье в 8 км. к северу от Дербента.

Молодое хазарское государство сразу же столкнулось с могущественным Арабским халифатом, начавшим в середине 7 в. агрессию в Закавказье. В 654 в ходе кампании по завоеванию Армении, Грузии и Албании один из арабских полководцев Абд-ар-Рахман вторгся в Хазарию и захватил Дербент; но при попытке овладеть крепостью Беленджер на р.Сулак его отряд был разгромлен; погибло 4 тыс. арабов, в том числе и он сам. В следующем году хазары подчинили часть степного Крыма, вплотную подойдя к границам Византийской империи. В 684 они совершили опустошительное нашествие на Армению и Албанию; Албания стала данницей каганата. В 692–713 главным объектом арабо-азарского соперничества являлся стратегически важный Дербент, несколько раз переходивший из рук в руки.

В начале 8 в. хазары вмешались во внутриполитическую борьбу в Византии: каган Ибузир Гляван предоставил убежище свергнутому императору Юстиниану II и даже выдал за него свою дочь, однако когда Юстиниан вернул себе корону, каган поддержал восставший против него Херсон и оказал помощь новому претенденту на византийский престол Вардану Филиппу. После воцарения Вардана в 711 империя и каганат заключили договор о разделе Крыма: византийцы удержали Херсон, хазарам же достались Степной Крым и восточная оконечность полуострова.

С 713 начался период наиболее ожесточенного противостояния между каганатом и Арабским халифатом: после трехмесячной осады арабский полководец Хабиб ибн-Маслама овладел Дербентом, вторгся вглубь хазарских земель и дошел до Семендера, однако не решился вступить в битву с численно превосходящим хазарским войском и отступил в Грузию. Эта неудача ибн-Масламы позволила хазарам во второй половине 710-х беспрепятственно совершать набеги на Албанию. В 721 они опустошили Армению. В ответ арабский наместник Армении Джеррах ибн-Абдаллах ал-Хаками предпринял в 721–723 несколько походов против хазар: он отнял у них Дербент, разгромил сорокатысячную армию кагана, принудил к капитуляции Семендер, овладел Беленджером, разграбив его и его округу. Но в 725–728 арабы потерпели ряд неудач, что дало возможность хазарам перейти в контрнаступление: в 729 и в 730 они вторгались в Албанию; в 730 им удалось наголову разбить арабскую армию под Ардебилем и захватить город, истребив все его мусульманское население. Однако когда хазары рассеялись по стране в поисках добычи, арабский военачальник Саид ал-Хараши, собрав силы, нанес им поражение в Муганской степи и изгнал их из Албании. В 731 Хабиб ибн-Маслама совершил поход в Хазарию, одержал верх над каганом у Дербента, занял крепость и поселил в ней колонию сирийцев. Арабская агрессия способствовала укреплению союза каганата с Византией: в 732 каган выдал свою сестру Чичак (принявшую православное имя Ирина) за сына и наследника императора Льва III Константина (будущего Константина V).

В 735 в Хазарию через Дарьял и Дербент внезапно вторглись две арабские армии под командованием Мервана ибн-Мухаммеда. Не успев организовать сопротивление, каган бежал в крепость ал-Байду на Нижней Волге. Неотступно преследовавший его Мерван неожиданным ударом уничтожил наспех собранное хазарское войско к северу от ал-Байды. Оказавшись в безвыходной ситуации каган принял унизительные условия мира и был вынужден принять мусульманство. Однако у арабов не было ни желания, ни сил, чтобы включить Хазарию в состав халифата, и она сохранила свою независимость.

Разорение арабами Предкавказья заставило хазар приступить к освоению новых земель. В течение 8 в. территория Каганата значительно расширилась: на севере в него вошли верховья Дона и Донца, на западе – правобережье Донца, на востоке – левобережье Волги от дельты до совр. Саратова и междуречье Волги и Дона. Данниками хазар стали волжские болгары, некоторые мордовско-мерянские (буртасы, эрзя, черемисы) и славянские племена (северяне, радимичи, вятичи и на короткое время поляне). Политический и экономический центр переместился на север; столицей стала ал-Байда, из которой вскоре вырос город Итиль.

Усиление центробежных тенденций вызвало в 8 в. потребность в едином культе. Первоначально общегосударственный характер попытались придать древнему языческому культу Тенгри-хана, но он не мог конкурировать с монотеистическими религиями, активно проникавшими в каганат, – христианством, иудаизмом и исламом. Однако в условиях ожесточенной конфронтации с арабами ислам воспринимался правящими кругами сугубо враждебно. Попытки Византии вытеснить хазар из Крыма и Боспора, при содействии местного христианского населения, ухудшили отношения каганата с христианской церковью, особенно после антихазарского восстания 787–791 в Крыму, возглавленного епископом Иоанном Готским. В такой ситуации выбор был сделан в пользу иудаизма: в начале 9 в. каган Обадия и его окружение приняли иудейскую веру; началась интенсивная иммиграция иудеев, особенно в приморские города; раввины стали влиятельной силой при дворе. Это вызвало конфликт с провинциальной знатью, переросший в гражданскую войну 810–820; восставшие аристократы (кабары) опирались на языческое, христианское и мусульманское население Каганата и получили поддержку соседних венгерских племен. Борьба шла с крайним ожесточением (в ней погибли Обадия и его сыновья Езекия и Манассия) и закончилась поражением кабаров.

Религиозный раскол привел к резкому ослаблению каганата. От него отпал Крым, перейдя под власть Византии. Хазары не смогли помешать проникновению венгров в свои земли. Во второй половине 820-х – первой половине 830-х венгерский племенной союз обосновался в Северном Причерноморье в стране Ателькузу (междуречье Днепра и Серета).

Правящая иудейская элита начала проводить политику религиозной нетерпимости. В Итиле был разрушен минарет и казнены мусульманские священнослужители. Гонениям подверглись и христиане; миссия Кирилла, основателя славянской письменности, в 860, призванная смягчить ситуацию, не увенчалась успехом.

Во второй половине 9 в. внешнеполитическое положение Каганата осложнилось. С 860-х начались набеги русов на берега Каспийского моря; в 883–885 правитель молодого древнерусского государства князь Олег подчинил хазарских данников – северян и радимичей. В 889 в хазарские пределы вторглись печенеги, они разорили Фанагорию и многие болгаро-хазарские поселения на Боспоре и в степном Крыму; их нашествие привело к дезорганизации всей экономической системы каганата. Лишь с помощью гузов, обитавших в приуральских степях, хазарам удалось победить печенегов, которые ушли на запад и вытеснили венгров из Ателькузу.

В первой половине 10 в. Каганат пришел в полный упадок. Набеги русов на Каспий приобрели систематический характер (наиболее масштабными были походы 909–910, 913, 943–944). В 913 хазары с трудом отразили совместное нападение печенегов, гузов и алан. В 932 им удалось в союзе с гузами победить алан, пользовавшихся поддержкой Византии. К середине 10 в. контроль над восточно-приазовскими степями окончательно перешел к печенегам. В 965 киевский князь Святослав Игоревич нанес сокрушительный удар каганату: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа; в 966 Святослав покорил вятичей – последних хазарских данников. В результате все торговые связи каганата были нарушены и он утратил какое-либо политическое и экономическое значение. В конце 960-х – 970-х оставшиеся хазарские владения беспрепятственно опустошали гузы. В конце 970-х – начале 980-х хазарам пришлось признать зависимость от Хорезма и принять мусульманство. В 985 киевский князь Владимир Святой вместе с гузами совершил успешный поход в Нижнее Поволжье и наложил на хазар дань. Хазарское государство прекратило свое существование: приволжская Хазария обезлюдила, Боспор и западная часть Таманского п-ва составили зависимое от Руси Тмутараканское княжество. Последнее появление хазар на исторической сцене относится к 1079: Повесть временных лет сообщает, что они схватили тмутараканского князя Олега Гориславича и выслали его в Константинополь; однако в 1083 Олег вновь овладел Тмутараканью. С этого времени источники перестают упоминать о хазарах.

Политический строй.

Реальной властью, по крайней мере с начала 8 в., обладал царь (каган-бек), выходец из знатных болгарских родов, которые заняли к тому времени господствующие позиции в Каганате. Царь и его два заместителя единственные имели доступ к кагану; после выполнения соответствующих обрядов царь имел право садиться рядом с каганом на трон и вершить государственные дела; он мог устранить кагана и назначить его преемника; он не был никому подотчетен, руководил сбором податей и дани, самовластно распоряжался казной, возглавлял войско, состоявшее как из его собственных (постоянных) отрядов, так и из ополчения его вассалов.

Очевидно, после принятия иудаизма в начале 9 в. кагану удалось избавиться от прежних сакральных ограничений и в определенной степени избавиться от опеки царя.

Городами управляли тудуны (наместники). Судебную власть отправляли судьи для каждой отдельной религиозной группы населения (иудеев, язычников, мусульман и христиан).

Социальный строй.

Экономика.

Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в 8–9 вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (6–7 вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Существенное возрастание роли земледелия, ремесла и торговли произошло в период, когда центр Каганата переместился в волго-донское междуречье (8–9 вв.). Развивались гончарное, кузнечное и ювелирное ремесла, которые ориентировались на местный рынок. На экспорт шли кожа, рыба и, особенно, высоко ценившийся во многих странах рыбий клей. Торговля носила меновый характер, деньги не использовались. Из предметов импорта наибольшую популярность у хазар имели стеклянные бусы и арабские серебряные монеты, из которых делались украшения. Каганат превратился в торгового посредника между Византией и странами Востока, с одной стороны, и славянскими и финно-угорскими народами, с другой. Хазарская казна получала значительный доход от торговых пошлин. Главными пунктами транзитной торговли были Итиль, Саркел (на Нижнем Дону) и возродившихся во второй половине 8 в. античные порты на черноморском и азовском побережье – Фанагория, Керчь, Гермонасса (хазар. Самкерц). В последний период существования Каганата (конец 9 – первая половина 10 в.) ремесленное производство пришло в упадок; Хазария превратилась в паразитическое государство, существовавшее за счет транзитной торговли.

Формы поселения.

Для 8–9 вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Итиль возник вокруг дворца-крепости кагана ал-Байды, расположенной на одном из волжских островов, и соединялся с ней плавучими мостами. Саркел первоначально был четырехугольной крепостью, построенной в 830-х византийским инженером Петроной Каматиром на искусственном острове в русле Дона; но вскоре из-за постоянно увеличивавшегося разноплеменного населения (хазары, болгары, славяне, гузы) часть стен была разобрана, и город выплеснулся за свои пределы. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало ок. 10 тыс. чел. Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Религия.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан – бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в экстатическое состояние, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ КАГАНОВ

Ибузир Гляван (конец VII – начало VIII в.)
Булан (720–730-е)
Обадия (внук Булана) (ок. 790 – начало 810-х)
Езекия (сын Обадии) (810-е)
Манассия I (сын Обадии) (810-е)
Ханукка (брат Обадии)
Исаак (сын Ханукки)
Завулон
Манассия II
Нисси
Манахем
Вениамин
Аарон
Иосиф (сер. Х в.)

Плетнева С. А. Хазары. М., 1986
Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. – В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993
Магомедов М. Г. Хазары на Кавказе. Махачкала, 1994
Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1996
Цукерман К.А. Русь, Византия и Хазария в середине Х в.: проблемы хронологии. – В кн.: Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996
Коновалова И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения. – В кн.: Восточная Европе в исторической ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999
Кестлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, раннефеодальное государство на территории Северного Кавказа и в нижнем течении Итиля (Волги) и Бузана (Дона) в 7–10 вв. Название получило от господствовавшего в нем тюркского племени хазар.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан – Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567–571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581–593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626–630.

После распада Тюркского каганата в результате очередной междоусобицы 630–634 уцелевшие представители рода Ашина бежали к хазарам и основали там правящую династию. Ок. 650 им удалось подчинить образовавшийся в 635 в приазовских степях племенной союз болгар (булгар). Объединение хазарского и болгарского племенных союзов привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал род Ашина; он занимал территорию совр. Дагестана, бассейн Кубани, Приазовье и часть степей Северного Причерноморья. Его первой столицей был Семендер, город, расположенный на каспийском побережье в 8 км. к северу от Дербента.

Молодое хазарское государство сразу же столкнулось с могущественным Арабским халифатом, начавшим в середине 7 в. агрессию в Закавказье. В 654 в ходе кампании по завоеванию Армении, Грузии и Албании один из арабских полководцев Абд-ар-Рахман вторгся в Хазарию и захватил Дербент; но при попытке овладеть крепостью Беленджер на р.Сулак его отряд был разгромлен; погибло 4 тыс. арабов, в том числе и он сам. В следующем году хазары подчинили часть степного Крыма, вплотную подойдя к границам Византийской империи. В 684 они совершили опустошительное нашествие на Армению и Албанию; Албания стала данницей каганата. В 692–713 главным объектом арабо-азарского соперничества являлся стратегически важный Дербент, несколько раз переходивший из рук в руки.

В начале 8 в. хазары вмешались во внутриполитическую борьбу в Византии: каган Ибузир Гляван предоставил убежище свергнутому императору Юстиниану II и даже выдал за него свою дочь, однако когда Юстиниан вернул себе корону, каган поддержал восставший против него Херсон и оказал помощь новому претенденту на византийский престол Вардану Филиппу. После воцарения Вардана в 711 империя и каганат заключили договор о разделе Крыма: византийцы удержали Херсон, хазарам же достались Степной Крым и восточная оконечность полуострова.

С 713 начался период наиболее ожесточенного противостояния между каганатом и Арабским халифатом: после трехмесячной осады арабский полководец Хабиб ибн-Маслама овладел Дербентом, вторгся вглубь хазарских земель и дошел до Семендера, однако не решился вступить в битву с численно превосходящим хазарским войском и отступил в Грузию. Эта неудача ибн-Масламы позволила хазарам во второй половине 710-х беспрепятственно совершать набеги на Албанию. В 721 они опустошили Армению. В ответ арабский наместник Армении Джеррах ибн-Абдаллах ал-Хаками предпринял в 721–723 несколько походов против хазар: он отнял у них Дербент, разгромил сорокатысячную армию кагана, принудил к капитуляции Семендер, овладел Беленджером, разграбив его и его округу. Но в 725–728 арабы потерпели ряд неудач, что дало возможность хазарам перейти в контрнаступление: в 729 и в 730 они вторгались в Албанию; в 730 им удалось наголову разбить арабскую армию под Ардебилем и захватить город, истребив все его мусульманское население. Однако когда хазары рассеялись по стране в поисках добычи, арабский военачальник Саид ал-Хараши, собрав силы, нанес им поражение в Муганской степи и изгнал их из Албании. В 731 Хабиб ибн-Маслама совершил поход в Хазарию, одержал верх над каганом у Дербента, занял крепость и поселил в ней колонию сирийцев. Арабская агрессия способствовала укреплению союза каганата с Византией: в 732 каган выдал свою сестру Чичак (принявшую православное имя Ирина) за сына и наследника императора Льва III Константина (будущего Константина V).

В 735 в Хазарию через Дарьял и Дербент внезапно вторглись две арабские армии под командованием Мервана ибн-Мухаммеда. Не успев организовать сопротивление, каган бежал в крепость ал-Байду на Нижней Волге. Неотступно преследовавший его Мерван неожиданным ударом уничтожил наспех собранное хазарское войско к северу от ал-Байды. Оказавшись в безвыходной ситуации каган принял унизительные условия мира и был вынужден принять мусульманство. Однако у арабов не было ни желания, ни сил, чтобы включить Хазарию в состав халифата, и она сохранила свою независимость.

Разорение арабами Предкавказья заставило хазар приступить к освоению новых земель. В течение 8 в. территория Каганата значительно расширилась: на севере в него вошли верховья Дона и Донца, на западе – правобережье Донца, на востоке – левобережье Волги от дельты до совр. Саратова и междуречье Волги и Дона. Данниками хазар стали волжские болгары, некоторые мордовско-мерянские (буртасы, эрзя, черемисы) и славянские племена (северяне, радимичи, вятичи и на короткое время поляне). Политический и экономический центр переместился на север; столицей стала ал-Байда, из которой вскоре вырос город Итиль.

Усиление центробежных тенденций вызвало в 8 в. потребность в едином культе. Первоначально общегосударственный характер попытались придать древнему языческому культу Тенгри-хана, но он не мог конкурировать с монотеистическими религиями, активно проникавшими в каганат, – христианством, иудаизмом и исламом. Однако в условиях ожесточенной конфронтации с арабами ислам воспринимался правящими кругами сугубо враждебно. Попытки Византии вытеснить хазар из Крыма и Боспора, при содействии местного христианского населения, ухудшили отношения каганата с христианской церковью, особенно после антихазарского восстания 787–791 в Крыму, возглавленного епископом Иоанном Готским. В такой ситуации выбор был сделан в пользу иудаизма: в начале 9 в. каган Обадия и его окружение приняли иудейскую веру; началась интенсивная иммиграция иудеев, особенно в приморские города; раввины стали влиятельной силой при дворе. Это вызвало конфликт с провинциальной знатью, переросший в гражданскую войну 810–820; восставшие аристократы (кабары) опирались на языческое, христианское и мусульманское население Каганата и получили поддержку соседних венгерских племен. Борьба шла с крайним ожесточением (в ней погибли Обадия и его сыновья Езекия и Манассия) и закончилась поражением кабаров.

Религиозный раскол привел к резкому ослаблению каганата. От него отпал Крым, перейдя под власть Византии. Хазары не смогли помешать проникновению венгров в свои земли. Во второй половине 820-х – первой половине 830-х венгерский племенной союз обосновался в Северном Причерноморье в стране Ателькузу (междуречье Днепра и Серета).

Правящая иудейская элита начала проводить политику религиозной нетерпимости. В Итиле был разрушен минарет и казнены мусульманские священнослужители. Гонениям подверглись и христиане; миссия Кирилла, основателя славянской письменности, в 860, призванная смягчить ситуацию, не увенчалась успехом.

Во второй половине 9 в. внешнеполитическое положение Каганата осложнилось. С 860-х начались набеги русов на берега Каспийского моря; в 883–885 правитель молодого древнерусского государства князь Олег подчинил хазарских данников – северян и радимичей. В 889 в хазарские пределы вторглись печенеги, они разорили Фанагорию и многие болгаро-хазарские поселения на Боспоре и в степном Крыму; их нашествие привело к дезорганизации всей экономической системы каганата. Лишь с помощью гузов, обитавших в приуральских степях, хазарам удалось победить печенегов, которые ушли на запад и вытеснили венгров из Ателькузу.

В первой половине 10 в. Каганат пришел в полный упадок. Набеги русов на Каспий приобрели систематический характер (наиболее масштабными были походы 909–910, 913, 943–944). В 913 хазары с трудом отразили совместное нападение печенегов, гузов и алан. В 932 им удалось в союзе с гузами победить алан, пользовавшихся поддержкой Византии. К середине 10 в. контроль над восточно-приазовскими степями окончательно перешел к печенегам. В 965 киевский князь Святослав Игоревич нанес сокрушительный удар каганату: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа; в 966 Святослав покорил вятичей – последних хазарских данников. В результате все торговые связи каганата были нарушены и он утратил какое-либо политическое и экономическое значение. В конце 960-х – 970-х оставшиеся хазарские владения беспрепятственно опустошали гузы. В конце 970-х – начале 980-х хазарам пришлось признать зависимость от Хорезма и принять мусульманство. В 985 киевский князь Владимир Святой вместе с гузами совершил успешный поход в Нижнее Поволжье и наложил на хазар дань. Хазарское государство прекратило свое существование: приволжская Хазария обезлюдила, Боспор и западная часть Таманского п-ва составили зависимое от Руси Тмутараканское княжество. Последнее появление хазар на исторической сцене относится к 1079: Повесть временных лет сообщает, что они схватили тмутараканского князя Олега Гориславича и выслали его в Константинополь; однако в 1083 Олег вновь овладел Тмутараканью. С этого времени источники перестают упоминать о хазарах.

Политический строй.

Реальной властью, по крайней мере с начала 8 в., обладал царь (каган-бек), выходец из знатных болгарских родов, которые заняли к тому времени господствующие позиции в Каганате. Царь и его два заместителя единственные имели доступ к кагану; после выполнения соответствующих обрядов царь имел право садиться рядом с каганом на трон и вершить государственные дела; он мог устранить кагана и назначить его преемника; он не был никому подотчетен, руководил сбором податей и дани, самовластно распоряжался казной, возглавлял войско, состоявшее как из его собственных (постоянных) отрядов, так и из ополчения его вассалов.

Очевидно, после принятия иудаизма в начале 9 в. кагану удалось избавиться от прежних сакральных ограничений и в определенной степени избавиться от опеки царя.

Городами управляли тудуны (наместники). Судебную власть отправляли судьи для каждой отдельной религиозной группы населения (иудеев, язычников, мусульман и христиан).

Социальный строй.

Экономика.

Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в 8–9 вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (6–7 вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Существенное возрастание роли земледелия, ремесла и торговли произошло в период, когда центр Каганата переместился в волго-донское междуречье (8–9 вв.). Развивались гончарное, кузнечное и ювелирное ремесла, которые ориентировались на местный рынок. На экспорт шли кожа, рыба и, особенно, высоко ценившийся во многих странах рыбий клей. Торговля носила меновый характер, деньги не использовались. Из предметов импорта наибольшую популярность у хазар имели стеклянные бусы и арабские серебряные монеты, из которых делались украшения. Каганат превратился в торгового посредника между Византией и странами Востока, с одной стороны, и славянскими и финно-угорскими народами, с другой. Хазарская казна получала значительный доход от торговых пошлин. Главными пунктами транзитной торговли были Итиль, Саркел (на Нижнем Дону) и возродившихся во второй половине 8 в. античные порты на черноморском и азовском побережье – Фанагория, Керчь, Гермонасса (хазар. Самкерц). В последний период существования Каганата (конец 9 – первая половина 10 в.) ремесленное производство пришло в упадок; Хазария превратилась в паразитическое государство, существовавшее за счет транзитной торговли.

Формы поселения.

Для 8–9 вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Итиль возник вокруг дворца-крепости кагана ал-Байды, расположенной на одном из волжских островов, и соединялся с ней плавучими мостами. Саркел первоначально был четырехугольной крепостью, построенной в 830-х византийским инженером Петроной Каматиром на искусственном острове в русле Дона; но вскоре из-за постоянно увеличивавшегося разноплеменного населения (хазары, болгары, славяне, гузы) часть стен была разобрана, и город выплеснулся за свои пределы. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало ок. 10 тыс. чел. Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Религия.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан – бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в экстатическое состояние, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ КАГАНОВ

Ибузир Гляван (конец VII – начало VIII в.)
Булан (720–730-е)
Обадия (внук Булана) (ок. 790 – начало 810-х)
Езекия (сын Обадии) (810-е)
Манассия I (сын Обадии) (810-е)
Ханукка (брат Обадии)
Исаак (сын Ханукки)
Завулон
Манассия II
Нисси
Манахем
Вениамин
Аарон
Иосиф (сер. Х в.)

Плетнева С. А. Хазары. М., 1986
Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. – В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993
Магомедов М. Г. Хазары на Кавказе. Махачкала, 1994
Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1996
Цукерман К.А. Русь, Византия и Хазария в середине Х в.: проблемы хронологии. – В кн.: Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996
Коновалова И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения. – В кн.: Восточная Европе в исторической ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999
Кестлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001

Одно из значимых явлений в тюркской и общемировой истории — это Хазарский каганат. Хотя до сих пор это средневековое государство описывают только в качестве фона у других народов, например, у татар. На самом деле есть множество признаков-критериев, которые говорят, что эта нация была важной составляющей тюркской цивилизации и татарской субкультуры, так как у них свое историческое происхождение, собственный язык и образ жизни.

Хазарский каганат

Краткая история

История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.

Воины Булгары

При этом они были достаточно заметной военной силой. Народ с завидной регулярностью совершал набеги на иранские и византийские владения, которые на тот момент имелись в Закавказье.

В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.

Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:

  • савиры;
  • барсилы;
  • аланы;
  • беленджеры.

Как выглядели Хазары

Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.

Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.

Территория государства

Уже к началу XIII столетия хазарам принадлежали практически все близлежащие восточнославянские племена. Немного позднее они победили и обложили данью и другие земли, в их число вошли:

  • Крымский полуостров;
  • Таманский полуостров;
  • Боспор.

Территория государства Хазарский каганат

Это был самый расцвет, в этот период каганат владел большой территорией, ему принадлежал весь Северный Кавказ, все Приазовье. Кроме этого, страна владела степными и лесостепными просторами до Днепра.

В это же время силу набирал Арабский халифат, который простирался от реки Инд до Пиренейских гор. Они часто совершали набеги на земли, принадлежавшие хазарам и другим державам, уничтожали их поселенья. Первые военные кампании показали мощь, арабы начали теснить могущественные государства в лице Византийской империи и Сасанидского Ирана, которые и так были сильно ослаблены внутренними разногласиями и взаимной борьбой.

В 735 году арабы перешли Кавказские горы и напали на хазар, после чего проигравшим ничего не оставалось делать, как принять ислам. Позднее эта вера стала основной религией Хазарского каганата. Это итог арабского цивилизованного влияния, а также приход в государство большого количества проповедников и мусульманских купцов.

Столица каганата

Хазарское царство после арабского похода переместилось на север. После чего главным городом был признан Семендер, он находился в Северо-Кавказском Прикаспии. Немного позднее им стал город под названием Итиль, расположенный на Нижней Волге. Сегодня недалеко от него раскинулась современная Астрахань.

Населенный пункт хазарского народа был расположен на небольшом острове, который омывался Волгой. Именно там и располагалась резиденция правителя. Сам пункт был хорошо защищен, были выстроены крепкие стены и организована отличная система укреплений.

В восточной части обитали ремесленники и торговцы, всевозможные ярмарочные площади, караван-сараи и мастерские. Западная часть принадлежала чиновникам и военным. Там находились главные административные здания, в том числе ханский дворец.

Столица каганата

Что касается населения, оно было пестрым, жители были разной национальности, но несмотря на это жили дружно и весело. Город был одним из главных торговых центров, поэтому в нем часто останавливались купцы. Кроме этого, в нем уживались разные религиозные концессии: у мусульман были свои мечети, у иудеев — синагоги, а у язычников — храмы и места молений.

По историческим данным, которые сохранились в древних рукописях, в столице насчитывалось порядка 30 мечетей, имелись приходские училища и школы. Образование в Хазарском каганате было развитым.

Улочки наполнялись жилыми постройками в виде деревянных сооружений. Также граждане селились в войлочных юртах, шатрах и полуземлянка. Столица просуществовала вплоть до 965 года. После чего на территории напал киевский князь Святослав Игоревич, основательно уничтоживший город.

Экономика и торговля

В основном древняя Хазария занималась полукочевым скотоводством. Хотя местные жители активно развивали и другие ремесла:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство и виноделие.

Древняя Хазария занималась полукочевым скотоводством

Зерновая, садовая и огородная культура изначально приходила из Центральной и Средней Азии. Кроме этого, многие занимались рыболовством, так как их территория находилась вблизи морей, а также в области было много рек.

В летнее время многие граждане покидали населенные пункты и отправлялись на временные кочевья, а возвращались к семье только с наступлением заморозков. В городе процветали ремесленные профессии, мастера изучали технологические приемы других цивилизаций и народов.

Очень важна для хазарского царства была и торговля. Развитие и расширение международных связей имело особое значение, тем более что через территорию каганата проходил Великий шелковый путь. А в городах останавливались богатые купцы.

С северной стороны поступал скот и ценные меха, а с южной шла арабская сталь и ювелирные украшения. Восточные страны поставляли всевозможные пряности и драгоценные камни, а запад обеспечивал оружием и тканью. Самый крупный город каганата — Сарквел был местом транзита, тут был главный невольничий рынок.

Также этот населенный пункт был знаменит своей крепостью, строительство которой началось еще в 834 году. Это был целый комплекс с цитаделью, толстыми кирпичными стенами, сторожевыми башнями и защитным рвом. Этот торговый город стремительно рос за счет торговли. Но позднее великий князь Святослав приказал своим дружинникам разгромить его. Хотя после этого его переименовали в Белую Вежу и его еще долгое время использовали славяне.

Хроника разгрома

В начале X столетия на берегу реки Дон, а также в причерноморских степях поселились тюркские кочевники, так называемые печенеги, в результате чего возник новый город. Эти жители неблагоприятно влияли на внешнюю торговлю государства. Также серьезную угрозу на тот момент для хазар представляла Киевская Русь. Это связано с тем, что она также желала контролировать транзитную торговлю.

Собственно это и стала главной причиной многочисленных набегов, войн и грабежей. А все это привело к разгрому Хазарского каганата.

Частые набеги сильно ослабили главные жизнеобеспечивающие центры, среди них можно выделить:

Разгром хазаров

Они были настолько разорены, что восстановить когда-то могущественное государство по определению было невозможно. Пребывание в этих городах было невыносимым, поэтому многие жители вскоре стали переселяться. Некоторые из них ассимилировались с другими народами, в основном с печенегами.

Принято считать, что потомками древних хазар являются караимы, которые проживали в Крыму в Средние века. А позднее переселившиеся на территорию Польши, Украины и Литвы. Этот тюркский народ исповедовал караимистскую версию иудаизма.

Хазары — это кочевое племя тюркского происхождения, образованное в 7-10 вв.


Территория хазарского каганата

Государство завоевывало и подчиняло себе территории, осуществляя сбор дани. Владения каганата в период расцвета простирались от Южного Буга до Аральского моря, от гор Кавказа до р. Волги, располагающейся на одной широте с г. Муромом. В состав входили представители восточнославянских племен: вятичи, радимичи, северяне, поляне, платящие дань хазарам, пока не их не освободил древнерусский князь. С 8 в. под управление каганата попадает Волжская Булгария.

Краткая история Хазарского Каганата

Если говорить кратко про хазарский каганат, то государство образовалось в 650 году, точная дата создания, неизвестна. История возникновения государства гласит, что кто-то из наследников последнего кагана, из рода Нушиби, относящийся к западно-тюркскому каганату, обрел приют в Хазарии, где и основал собственный каганат. После падения Западного каганата, Хазарский каганат остался единственным собственником земель юго-восточной части Европы. Хазары, кроме завоевания земель, разводили скот и перепродавали рабов.

После распада в низовьях р. Волги властвовали руссы. Жители столицы каганата и их правитель в то время прятались на островах в Каспийском море. После того, как руссы покинули территорию, правителю Хазарии была предложена помощь из Хорезмы (местечко в Средней Азии) и он оказался на Родине. В обмен на оказанную услугу, правитель Хазарии и население приняли ислам. 985 г. — Владимир организовал поход на Хазарию и обязал их платить ему дань.

11 в. — распад Волжской Хазарии после набегов половцев. 1024 год — хазары воевали на стороне Мстислава, который приходится сыном князю Владимиру, в противостоянии брату Ярославу. Последние известия о хазарах датируются 1079, 1083 гг., в ходе военного столкновения с Олегом, впоследствии плененного хазарами и отданного в Византию.

В скором времени Волжская Булгария начала осваивать земли Поволжья, а власть на Кавказе отошла Алании. Единая власть на землях установилась, когда народ вошел в состав Золотой Орды.

Государственный строй

На начальных этапах, Хазарский каганат — типичное кочевое ханство. Политические особенности и титулы унаследованы от Тюркоского каганата.

Возглавлял каганат — каган (правитель). Это звание наследовалось в роде Ашина. Передача по мужской линии (отец-сын), формально каган был наделен полной военной и административной властью, но не мог навязывать свои решения. Считалось, что власть кагана была дарована небесными силами. Стать каганом можно было только потомку царского рода, власть которого передавалась по тюркской схеме (лестничная система: старший брат-младший). Если не было прямых наследников, на престол вступали братья покойного и их потомки.

Внутренняя политика и экономика

Основное занятие— торговля. По территории проходили торговые пути. Караваны следовали в различных направлениях, пользовались популярность в Средней Азии.

Религия


Первоначальное вероисповедание — язычество. В дальнейшем, на территории каганата мирно сосуществовали представители разных религий: христиане, мусульмане, иудеи, язычники. Позднее, хазары приняли иудаизм, который и стал основным вероисповеданием народа.

Отношения с соседями

Киевская Русь длительное время находилась в военном противостоянии с хазарами. Решающее событие — поход Святослава на каганат (964г.). Древнерусское войско объединилась против каганата с печенегами и гузами. Дойдя до стольного города Итиль, Святослав и союзники, вместе нанесли сокрушительный удар войску каганата, под управлением кагана, по пути захватывая Семендер и крепостное строение Саркел.

Разгром Хазарии

3 июля считается днем разгрома Хазарии. Конец хазарскому каганату положил Святослав. Конец империи— объединение в единое государство значительной части восточноевропейских племен.

Наследство

В один момент исчез целый народ. После 1079, 1083 гг. никаких упоминаний о хазарах нет. По сей день идут споры о потомках народа, сейчас по национальности считаются хазарами поляки, венгры и прочие народы.

Клады

Читайте также: