Западный тип философствования кратко

Обновлено: 05.07.2024

У философии, как мы знаем, свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, так и философ с глубокой древности задается проблемой: Что такое бытие? Что значит быть? Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том, почему и когда философия возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, — значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.

Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это различение рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии, прежде всего мифологии Гомера, обвиняя ее в логической непоследовательности и безнравственности.

Но, выступая как критик, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой сам принадлежит. Весь драматизм истории философии — а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична — коренится в отношении философа к традиции — религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. Философ ставит все это под сомнение, но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама данная традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: Что значит — быть? Что такое бытие? А ухватившись за эти корни, ответив на поставленный фундаментальный вопрос и начиная развертывать положительное решение других вопросов, философ — в той или иной форме, в той или иной мере — опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет, корректирует, третьи отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это тем не менее разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. Не случайно — потому что с этих жизненно непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Какая же общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии? В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше?

Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Древнегреческая религия и мифология — это политеизм, или многобожие; боги — антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая и грозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Боги не отделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями, могут быть и доброжелательными, и коварными, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество завистливо и непостоянно, стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, — идея, глубоко укорененная тогда в сознании. Боги блюдут справедливость и являются гарантами всех принятых в обществе установлений. Так, богини мщения Эринии карают за клятвопреступления, за преступления против семьи, за обиду, нанесенную нищим, и т. д.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX–VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель расширялся географический горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда доплывали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

К VI веку до н. э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались: это были природные боги, олицетворение природно-космических сил. Сознание человека в мифологическую эпоху еще не вполне индивидуализировано; человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное, сколько как включенный в свое сословие, свою социальную общность, затем — в свой народ, свою религию.

Схватка эта, впрочем, протекала в разных формах. Ее первый этап был изображен в греческой трагедии. Нравственность, выросшая на почве родовых отношений, вступает в конфликт не просто с частным интересом отдельного лица. Между собой сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, которая представляет всеобщее начало, но данное в его природной непосредственности, а с другой — новый, нарождающийся тип всеобщего, по отношению к которому отдельный род, семья выступает как нечто частное: это — государство, все граждане которого составляют правовое и политическое целое.

И Орест мстит за смерть отца, совершая убийство матери.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло. Раскрытие специфики философии хотя бы в общем виде невозможно без обращения к истокам философского мышления. Мифология (от греч. mifos — предание,

РАЗДЕЛ I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

РАЗДЕЛ I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В предшествующем изложении в постановочной форме уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этого раздела — дать представление о логике развития мировой философской мысли, о

1. Западная религиозная философия

1. Западная религиозная философия Основные представители, направления и проблемыРелигиозная философия XX века в своих исканиях опирается на мыслительную традицию прошлого. Католические и протестантские авторы не могут обойтись без обращения к Ветхому и Новому Заветам,

Западная философия XX века

Западная философия XX века Московский Государственный университет им. М. В. ЛомоносоваФилосовский факультетУчебное

Введение. Западная философия в первой половине XX века

Введение. Западная философия в первой половине XX века XX век отличался от XIX века, пожалуй, еще значительнее, чем XIX век от XVIII века.Наступление XX столетия ознаменовалось огромными переменами в жизни всего мирового сообщества. Эти перемены происходили в течение всего этого

Углубление материализма и движение к коммунизму: исторические типы общества

Исторические типы научной рациональности

Исторические типы научной рациональности Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной

Философия науки и идеальные типы

Глава 7 ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ

Глава 7 ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ Конец XIX и XX в. — эпоха неклассической философии — дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.

1.Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как изначальной формы общественного сознания. Для мифологии характерна синкретичность, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.

И восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, любви и ненависти; счастья, наслаждения, страдания и др.

4.Закономерностью развития философии Запада и Востока является осмысление космологических проблем и личностного бытия человека. Раскрытие этих проблем всегда свидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или философской школы. 5. Методологическая значимость является общей закономерностью развития философии Запада и Востока, поскольку и той и другой свойственно стремление к научному поиску истинного знания. С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении для Востока показательно конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия.

Различия философской проблематики Запада и Востока:

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

2.Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.

Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

3.Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.

Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

4. Различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.

Отличительные признаки русской философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический ее характер, т.е. длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры.

2. вторая характерная черта русской философии: предельный дуализм, антиномизм (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) в понимании мира, человека и истории как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры.

3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям.

4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, особенность русской философии: она являлась философией жизни в полном смысле этого слова.

5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы установили буржуазные порядки, а некоторые из них - республиканский строй.

6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли - проблему россии и запада.

К современной западной философии относят философию, которая сформировалась после немецкой классической философии и её становление происходило именно на её основе. Эта философия многосторонняя и её развитие происходило по сразу нескольким направлениям, которые между собой отличались не только общими положениями, но даже и количеством сторонников. У них были разные задачи и соответственно разнились пути их разрешения.

Классификация школ и направлений западной философии

Однозначно говорить об общепринятой классификации всех существующих направлений современной западной философии невозможно. Её попросту не существует. Её создание не представляется возможным, в силу того, что некоторые школы и направления можно классифицировать, к примеру, по основному объекту исследования, другие по так называемому генетическому принципу, а третьи и вовсе по методам, применяемым для исследований. Ввиду этого, разработка конкретной единой классификации усложняется.

Рассматривая проблему классификации направлений и школ современной философии, можно придерживаться исторического принципа и располагать знания, полагаясь на время возникновения и существования той или иной школы. Однако это тоже вызывает ряд трудностей, ведь некоторые течения возникали и существовали на протяжении одного и того же времени. Поэтому принцип историзма в данном случае не подходит, из-за постоянного наложения этапов развития и существования той или иной школы или течения. Этот принцип тоже приведёт к путанице.

С третьей стороны, можно классифицировать все направления по школам, опираясь на их внутренний генезис. И этот метод является самым простым и разумным, а также достаточно удобным, потому что не допускает варианта упустить важные факты. При этом делать градацию по времени появления или близости идей, это уже прерогатива автора.

Основные периоды современной западной философии

Современная западная философия разделяется на несколько основных периодов:

  • Первый "антропоцентрический" 1830-1865 гг.
  • Второй когнитивный 1865-1920 гг.
  • Третий лингвистический 1920-1970 гг.
  • Четвёртый постмодерн 1970 – настоящее время.

Первый "антропоцентрический" период характеризуется продолжением развития и становления немецкой классической философии. В период до 1850 г. наиболее значимыми фигурами времени были Шеллинг, Гегель и Фейербах. В это время возникает, достигает своего расцвета и угасает старогегельянство. Позже все эти этапы происходят и с младогегельянством. В рамках первого периода зарождается, расцветает и угасает классический позитивизм. В этот период происходит формирование философии жизни, классического марксизма и философии Кьеркегора.

Для второго периода характерны неокантианство, эмпириокритицизм или махизм, неопозитивизм. На этапе зарождения были прагматизм, марксизм-ленинизм, неотомизм. Своего расцвета достигла философия жизни. Развивалась психоаналитическая философия, герменевтика.

Третий период характеризуется расцветом и угасанием неопозитивизма, прагматизма и философии жизни. Своего апогея достигает марксизм-ленинизм, развивается неотомизм. Все три этапа: зарождение, расцвет и угасание в этот период характерны для экзистенциализма, герменевтики, структурализма и постструктурализма. Развивается феноменология и зарождается постмодернизм.

Для четвёртого периода характерно угасание марксизма, марксизма-ленинизма и постструктурализма, вместе с тем развивается психоаналитическая философия и феноменология. Происходит расцвет герменевтики. Зарождение и расцвет переживают лингвистическая и аналитическая философии, а также постмодернизма.

Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.
Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю западной и восточной философии;
- найти различия и проблемы между Востоком и Западом
- раскрыть особенности западного и восточного типов философствования

Файлы: 1 файл

КР Западные и восточные типы философствования, их отличия.docx

Тем не менее, нельзя говорить, что Запад и Восток живут обособленно друг от друга, не вступая ни в какие контакты. Наоборот, Запад и Восток активно контактируют, пытаются понять друг друга, несмотря на коренные отличия в философии и подходу к жизни. Эти отличия выявились еще на заре становления философской науке и в конечном итоге именно они определили появления разных типов мировоззрений – западного и восточного.

Закономерность развития философии Запада и Востока - это мировоззренческий характер философского знания . Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений).

Еще одной общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации.

Хотелось бы, таким образом, – рассмотреть процесс зарождения и становления западного и восточного типов философствования, выявить специфические особенности философии Запада и Востока; рассмотреть их общие черты и их отличия.

Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.

Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить историю западной и восточной философии;

- найти различия и проблемы между Востоком и Западом

- раскрыть особенности западного и восточного типов философствования

Объект курсовой работы – западная и восточная философия.

Предмет – отличительные способности западной и восточной типов философствования.

В данной работе использовались труды Балабанова А. И., Белоглазовой Г. Н., Жарковской Е. П., Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И. Тавасиева А. М. и других.

    1. История восточной и западной философии
      1. История восточной философии

В конце XVIII - начале XIX вв. Европа открыла для себя своеобразный, в чем-то экзотический и во многом непонятный мир древневосточной философии. С тех пор интерес к ней не угасает. В чем секрет этой привлекательности древневосточной философии? Какой особый философский акцент вносит она в философию вообще?
Прежде всего не может не вызывать симпатий свойственный восточной мысли момент незаинтересованного духовного самоуглубления, какого неутомимого стремления искать ценного в глубинах человеческого духа, искать ради самого поиска. Эта "заинтересована отстраненность" - вечная тайна восточной философии.

Великий парадокс Востока состоит в том, что несмотря на уважение и строгое сохранение традиций, восточные цивилизации вбирают в себя новые веяния, которые, тем не менее, органично вписываются в прежнюю культуру, растворяясь в ней. Ярким примером этому служит завоевание Китая варварскими племенами в период разложения первобытнообщинного строя. Эти завоевания не только не разрушили Китайского государства, со временем они сами стали его частью, ни на день не прервав его существования, приняв затем китайские традиции и философию.

Второй характерной чертой Востока, обуславливающей его философию, является одновременное мирное сосуществование нескольких религий, даже в пределах одного государства. Так, несмотря ни на какие внешние и внутренние, экономические и политические потрясения, духовная основа Востока оставалась неизменной, и даже непримиримый к Западу ислам довольно спокойно уживается с восточными культурами и восточной философией. Восток отличается от Запада (особенно в прошлом) особой связью людей и природы, их близости к естественному началу жизни. Одно из современных противоречий двух культур, непонимание Востока западом кроется в эпохе колонизаторства, когда европейцы, искренне уверенные в том, что облагодетельствуют Восток насаждением своей индустриальной культуры, приносили на Восток то, что, как считали европейцы, неспособны создать сами восточные нации (машины, оружие, новые технологии). Несмотря на коренное изменение ситуации (сегодня из восточных государств приходят самые современные технологии, там производится передовое оборудование).

Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.

Эти процессы вызвали отход от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания.

Произошла также локализация отдельных проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм).

Современная западная философия имеет ряд особенностей, суть которых можно понять, лишь сопоставив между собой этапы ее развития. В классической философии, как известно, основным направлением всегда было познание природы и общества и их разумное преобразование. Большинство приверженцев классического направления допускали идею о доступности познания, по их мнению, достичь истины способен любой человек.

Для классической философии, несмотря на различие философских систем, характерна общность понимания целей и задач философии. В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Не случайно с конца XIX и в начале XX в. возникает множество философских направлений с приставкой "нео-", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с исходными философскими системами, а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских схем.

В целом западная философия ХХ века представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

  1. Основа развития философии Запада и Востока
      1. Различия в проблематике

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной. Она исследует натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы. Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с токи зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями старшим и младшим по возрасту людям. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.[9] Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и тоже философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религии. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром - ци, или рассмотрение вещей как комбинаций пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара – перевоплощение, возрождение души, карма – воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза – достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений, состояние души, освобожденной от оков материи и другое. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция. Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. В античной философии запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставиться. В ней материя рассматривается преимущественно как некая “помеха” душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало. Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа Ньяя. Эта школа подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятия, вывод, сравнения, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание. Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы и “вселенского человека”, от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: “ Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает. ” Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя. В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, власти, имущественного деления, общества. Во- вторых, ценным при рассмотрении эти социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. Например, Демокрит пишет: “ Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь”, “Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он это сделать лишь а том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется”, “ Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир”.

Читайте также: