Итальянское возрождение кратко 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Итальянское Возрождение или Итальянский Ренессанс (итал. Rinascimento [rinaʃʃiˈmento] ) — важнейшая эпоха в истории Европы, заложившая основы новой европейской культуры [1] .

Италия была первой европейской страной (несмотря на то, что целостное государственное образование сложилось только в XIX веке), которой европейские народы обязаны великим переменам и достижениям в самых разных областях человеческой деятельности. Эпоха Возрождения началась в Италии в XIV веке, в период проторенессанса, или треченто (культуры 1300-х годов) и продолжалась вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе. Расцвет ренессансной культуры приходится на XV—XVI века, в котором выделяют Высокое Возрождение (от конца 1490-х годов, до первой четверти XVI века). В странах Центральной и Северной Европы эпоха Возрождения наступила позднее и приобрела специфические черты. Tаковы Северное Возрождение и Французский Ренессанс.

Возрождение (Ренессанс) – это период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии – XIV-XVI в., для всех остальных стран – XV-XVII в.в. Черты Возрождения: гуманизм, античное наследие, светский характер.

Гуманизм – идейная основа Возрождения; это мировоззрение, подразумевающее ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не было единого государства: основная форма политического существования – небольшие города-государства с республиканской формой правления; феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личные способности. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Появляется новый тип человека: делового, хозяина жизни.

итальянский гуманизм

Средневековый человек и люди Нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжается и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы. Но в эпоху Возрождения люди устремили свой взгляд в античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья. Главным образом: отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовная свобода, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Свою эпоху Гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным противоречием было то, что Гуманизм оставался идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Гуманистов было иногда пессимистичное настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Наиболее показательно в этом смысле было напряжение ожидание конца света в 1500 г.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Зрелых форм Итальянский гуманизм достиг в 15 в. Тогда наметилось несколько направлений Гуманизма:

  • гражданское (задача – воспитывать идеального члена общества, патриота);
  • политическое (для обоснования политических событий);
  • моральный аспект (решал вес значимости церковных институтов);
  • педагогическое (задача воспитания детей).

Таким образом гуманизм отрицал традиции Средневековой культуры: учение гуманизма шло вразрез с учением церкви: антропоцентризм, рационализм, светская этика, призыв к свободомыслию — знаменовали отход от принципов Средневекового мировоззрения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) пришла на смену средневековой культуре, со всей ее мрачностью, готическим стилем.

Основным местом развития культуры Ренессанса была именно Италия с ее гениальными творцами - Микеланджело, Тициан, Леонардо да Винчи и другие.

Основные черты итальянского возрождения:

1. Носит более светский характер, хоть основная часть сюжетов все еще связана с религией и мифологией;

2. Ключевую роль занимает человек, как венец творения. Личность же Творца (Бога) отходит на второй план;

3. Начинается возрождение античного наследия. Именно античная культура повлияла на культуру эпохи Ренессанса. Начинается возрождение античных памятников и архитектуры, большая роль уделяется античным учениям, в особенности философии;


Капелла Медичи. Флоренция

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения.

Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана, герцоги Феррары; не отставали от них и римские папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.

Конец XV – первая треть XVI в. в истории Италии были тяжелым временем. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась легкой добычей иноземных армий. Но зато в это трагическое время творили величайшие в истории мировой культуры гении. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.


Проект парашюта. Рисунок Леонардо да Винчи


Дама с горностаем. Художник Леонардо да Винчи


Можно ли считать Леонардо да Винчи гуманистом, если известно, что он не получил гуманитарного образования?


Пьета (Оплакивание Христа). Скульптор Микеланджело

Главный из осуществленных Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капеллы Медичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени – День, Ночь, Вечер и Утро, – при всей их физической мощи, отмечены печатью душевной усталости и горьких раздумий.

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – собора Св. Петра в Риме. По его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэль Санти из Урбино (1483–1520), хотя и умер молодым, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашел собственный путь в искусстве и достиг на нем вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Его образы светлы, радостны и лиричны, но он умел придать своим творениям и драматическую напряженность.


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Художник Рафаэль


Увенчание терновым венцом. Художник Тициан

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Северным Возрождением называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая треть XVI в. – время Ренессанса в Италии – это и эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. За Альпами новая культура распространилась не столь широко, как в Италии. Однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.


Эразм Роттердамский. Художник X. Хольбейн Младший

Эразм был богословом, но совершенно не похожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал все истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а, напротив, как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.


Какие черты творчества Эразма Роттердамского свидетельствуют о том, что это человек эпохи Возрождения?

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. замечательного расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших ее мастеров – Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое творчество с идеями Реформации и написавший известные портреты Лютера, а также Ханс Хольбейн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.


Автопортрет. Художник А. Дюрер


Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито

Конец XV – первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время ярчайшего расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения выходят за рамки Италии и широко распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.


Аскетизм — ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капелла — здесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в каких странах оно проявилось наиболее ярко?

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

1. Пользуясь дополнительной литературой (детские энциклопедии, истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

2. В публицистике на Томаса Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей уже в XX в. и попытки осуществить их на практике. Ваше мнение по этому поводу?

«Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядков, ведущих к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц… Тем не менее государь должен строго обдумывать свои слова и действия, не быть подозрительным без причины и следовать всем правилам благоразумия, не забывая о гуманности. Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны; если государи осыпают их благодеяниями, они выказывают приверженность к ним… но едва наступает опасность – бывают недалеки от измены.

Государь… должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не сумеет быть осторожным и избежать западни, которую ему поставят; будучи же только лисицей, он не сумеет защищаться от врагов…

Можно ли считать взгляды Макиавелли на природу человека гуманистическими? Каким, по мнению Макиавелли, должен быть государь и каким принципам он должен следовать в своей политике? Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и сейчас?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 14. Культура эпохи Возрождения

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Картография эпохи Возрождения

Картография эпохи Возрождения Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок

Математика эпохи Возрождения

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения § 1. Положение белорусской культуры в первой половине 19 в Все сказанное раньше о значении польской культуры в Белоруссии указывает на то, что эта культура весьма слабое имела действие на

СЕРЕБРО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И XVII ВЕКА В ЕВРОПЕ

Императоры эпохи Возрождения

Венецианские дожи эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения Роберт Анжуйский 1309-1343Иоанна I Анжуйская 1343-1381Карл III Дураццо 1381-1386Людовик II Анжуйский 1386-1400Владислав Дураццо 1400-1414Иоанна 11 Анжуйская-Дураццо 1414-1435Людовик II Анжуйский 1424-1434Рене Анжуйский 1435-1442Альфонс I Арагонский 1442-1458Фердинанд I

9.4. Содержание эпохи Возрождения

9.4. Содержание эпохи Возрождения Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну. Безусловно, среди этих открытий в первую очередь следует назвать открытие античности (и шире — открытие истории, обращенность к своей исторической традиции).

9.7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения

Читайте также: