Западноевропейская социологическая традиция кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социология – это наука об обществе, системах, которые входят в его состав, особенностях их функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Обычно временем возникновения социологии считают 30-е года ХХ века, а ее родоначальником – французского ученого Огюста Конта. Он считал, что социальная теория должна быть доказательна и общезначима, а не просто выступать как умозрительная спекулятивная философия. Ее предназначение – получить позитивное знание, которое может быть использовано в процессе созидания-реформирования общества на подлинно научной основе.

О. Конт, как социолог, кроме стройной системы методов социологического анализа, в которых главное место было отведено наблюдению, разработал методологию социологического познания и сформулировал теорию социальной динамики и социальной статики.

В соответствии с первой концепцией основой жизни людей выступает прогресс, предполагающий изменения в материальном порядке, а также в формах правления. Теорией социальной динамики допускаются изменения в природе человека, его физиологии и моральный прогресс, то есть установление некоторой общественной коллективной солидарности.

Кроме законов социальной динамики внутри общества проявляются и законы социальной статики. Их действием и объясняется целостность общества. Вместе с этим сущность общества как целостного образования может быть познана только посредством его частей, помогающих ему нормально функционировать. Сюда относят основные общественные институты – семью, государство, религию.

Эмиль Дюркгейм – французский ученый, который выступая с критикой индивидуально-психологического подхода, считал, что социальная реальность может быть отождествлена с общим и коллективистским в сознании. Его концепция по своей сути была обоснованием социологического эмпиризма. На основании природы социальных связей современного ему обществ Дюркгейм делал вывод, что обществу характерны конфликты. Главными их причинами он считал профессиональные противоречия. Классовые же конфликты в его концепции были на втором месте.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще один мыслитель времен Конта – Георг Зиммель – немецкий социолог и культуролог. В своих трудах он рассматривал довольно широкий спектр социальных и культурологических вопросов общественной жизни. Его работы, посвященные систематике социологии, помогли в формировании различных отраслей социологических знаний. Г. Зиммель первым предпринял попытку определить предмет социологии в качестве учения об обществе, познающем все то, что обществе выступает по-настоящему общественным.

Именно Спенсером было положено начало органической школы социологии. Он сравнивал общество и индивидуальный биологический организм, и сделал вывод, что любой общественный организм – своего рода слепок тела человека, то есть является взаимозависимой системой, включающей три части:

  • производящая;
  • распределительная;
  • регулятивная.

Еще один выдающийся социолог, чьи концепции и сегодня влияют на развитие социологической науки, - Макс Вебер. Он считал социологию наукой о социальном поведении, которое она стремилась понимать и объяснить, социально объяснить причины и процесс социальных действий.

В современных условиях большое внимание уделяется работам Вебера, посвященным феномену капитализма. Он дал достаточно полное определение главных предпосылок возникновения капиталистического типа хозяйства:

  • присвоение автономными частными субъектами свободной собственности;
  • вольный рынок;
  • рациональные производство и обмен;
  • твердо установленное рациональное право;
  • свободный труд;
  • коммерческая организация хозяйства.

Он считал, что становление и развитие капитализма на Западе шло под воздействием протестантистской версии христианства, исповедуемой большинством предпринимателей. Вебер считал, что дух капитализма пронизан чувством ответственности человека перед Богом за свои поступки и рациональным строем мышления, когда труд превращается в абсолютную самоцель и призвание.

Один из основоположников немецкой социологии – Фердинанд Теннис, вошедший в историю благодаря своей идее противопоставления понятий общинных отношений и связей общественным. Первый тип отношений укореняется в эмоциях, привязанностях, душевной склонности:

  • отношения кровных родственников;
  • соседи с совместным проживанием;
  • друзья.

Общественные же отношения – это рациональный обмен, смена вещей, находящихся во владении.

Георг Зиммель считал, что задачей социологии является описать формы совместного бытия людей, несмотря на то, что сам он не создал законченную классификацию. Если попытаться реконструировать взгляды ученого, что можно установить несколько основных форм жизни:

  • социальные процессы, включая постоянные и независящие от конкретных обстоятельств реализации явления: господство, подчинение, соревнование, конфликт, примирение;
  • социальные типы – кокетки, аристократы, умники, бедняки и пр.;
  • модели развития.

Г. Зиммель, являясь одним из создателей философии жизни, отмечал, что только смерть задает мотив жизни, определяя ее конфигурацию.

Иными словами, основываясь на всем выше сказанном, можно сделать следующие выводы:

Западноевропейская социологическая традиция представлена целым рядом имен классиков социологии ХIХ-начала ХХ вв. Франции, Англии, Италии и Германии. В рамках учебной лекции возможно обратиться только к творчеству тех ученых, с чьими именами связаны крупнейшие вехи классического периода в истории социологии.

Обосновавший возможности новой науки об обществе О. Конт стал родоначальником социологического позитивизма – ведущего направления в социологии ХIХ в. Контовский позитивизм означал отказ от умозрительности, созерцательности, спекулятивности в рассмотрении общества и создание науки об обществе, опирающейся на наблюдение и эксперимент, т.е. на эмпирические данные по типу естественнонаучных разработок. О. Конт отстаивал необходимость проверяемости и доказательности данных новой науки.

Позитивизм строится на онтологическом натурализме, т.е. на утверждении о том, что общество и природа это качественно однородные явления. Поэтому процессы, происходящие в обществе, возможно объяснять с помощью познания законов природы. Позитивизм строится также на методологическом натурализме, т.е. на утверждении о том, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки. Этим утверждениям соответствовали два вида социологического позитивизма, свойственных классической социологии ХIХ в.: органицизм, отождествлявший общество с организмом и пытавшийся объяснять социальную жизнь биологическими закономерностями (Г. Спенсер и др.); механицизм, сводивший закономерности развития и функционирования общества к механическим закономерностям, а также широко использовавший физическую терминологию (В. Парето).

Позитивизм подвергался интенсивной разнообразной критике, пережил кризис, но получил продолжение в ХХ в. уже в преобразованном виде как неопозитивизм, в концепциях которого нашла глубокую научную разработку эмпирическая гносеология.

Другим основателем социологии считают английского ученого

Согласно теории К. Маркса, производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления – являются базисными, определяющими. Но при этом признаётся воздействие и других факторов развития общества: политических, правовых, идеологических, религиозных, хотя в целом культурные факторы недооцениваются в теории К. Маркса.

Марксова теория общества сильно идеологизирована (отстаивание интересов пролетариата), что затрудняет выявление её объективного, научного содержания. Тем не менее в социологии ценится ряд научных заслуг К. Маркса. Отметим, что он стоял у истоков теории социальной стратификации общества, а также явился одним из создателей теории социального конфликта. С Маркса начинается традиция исследования положительных функций социального конфликта: последний является необходимым для социального прогресса, совершенствования, обеспечивая движение общества вперед, переход к более высоким формам. К. Маркс и

Ф. Энгельс уделяли особое внимание такому социальному конфликту, как борьба пролетариата против буржуазии и пролетарская революция.

Социология Маркса отличается последовательной логикой и системностью, является своеобразной теоретической картиной жизни общества. Она имела немало сторонников в ХIХ и ХХ вв.

Социология М. Вебера основывалась на признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к естественным наукам. Им постоянно подчеркивалось, что все социальные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, субъективный смысл, приобретающий всеобщий и обязательный характер, как раз и составляет суть социального. По Веберу, должно быть соответствие социальных действий некоему образцу, выражающему суть общественного интереса эпохи, или идеальному типу. При этом социология становится наукой об идеальных типах, т.е. идеальных моделях, образцах, которые регулируют поведение людей. Идеальный тип, по Веберу, это идеально-типическая конструкция, извлекаемая из эмпирической реальности индуктивным путем.

По Веберу, действия людей могут рассматриваться истинно социальными только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием – осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. В рамках социального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь своим пониманием сущего и должного. Здесь и кроется особая область, которой занимается социология, призванная в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология поднимается до уровня научного обобщения, ибо она обобщает (генерализирует) частное, индивидуальное, субъективное, никогда не отрываясь от частного и индивидуального.

Мы продолжаем свою работу с того самого места, на котором остановились Б 1933 г.

Леопольд фон Визе

К особенностям развития социологии после второй мировой войны необходимо отнес­ти процесс воссоздания западноевропей­ской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает теперь обратное влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия проис­ходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечи­вало плюрализм, постоянную полемику и продви­жение социологии вперед.

Дело в том, что и для эмпиризма, и для струк­турного функционализма характерна общая черта ­стирание границ, линий конфронтации и синтез

Прикладная социология тяготела к потребнос­тям практики и прямым заказам с её стороны. Здесь царит фигура исследователя - представите­ля специализированной социологической организации, осуществляющей исследования по определен­ному заказу. В них научная истина является лишь инструментальной ценностью, которая служит до­стижению иных целей. Однако расширение диапа­зона прикладных исследований сопровождается ак­тивной разработкой стартовых парадигм теорий социологии.

Наличие демаркационной линии между теорети­ческой и прикладной социологией ведет к тому, что, их различие принимает характер процесса диверген­ции, который в принципе противоречит построению социологии как единой науки. Данная парадоксаль­ная ситуация вызывала чувство неуверенности, ко­торое испытывали многие её ведущие представите­ли. Оно проистекало из понимания того, что находясь в подобной ситуации, социология неспо­собна быть на уровне новых проблем. Эмпиричес­кие исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий, за­ставляя пересматривать их основания.




Мы продолжаем свою работу с того самого места, на котором остановились Б 1933 г.

Леопольд фон Визе

К особенностям развития социологии после второй мировой войны необходимо отнес­ти процесс воссоздания западноевропей­ской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает теперь обратное влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия проис­ходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечи­вало плюрализм, постоянную полемику и продви­жение социологии вперед.

Дело в том, что и для эмпиризма, и для струк­турного функционализма характерна общая черта ­стирание границ, линий конфронтации и синтез

Прикладная социология тяготела к потребнос­тям практики и прямым заказам с её стороны. Здесь царит фигура исследователя - представите­ля специализированной социологической организации, осуществляющей исследования по определен­ному заказу. В них научная истина является лишь инструментальной ценностью, которая служит до­стижению иных целей. Однако расширение диапа­зона прикладных исследований сопровождается ак­тивной разработкой стартовых парадигм теорий социологии.

Наличие демаркационной линии между теорети­ческой и прикладной социологией ведет к тому, что, их различие принимает характер процесса диверген­ции, который в принципе противоречит построению социологии как единой науки. Данная парадоксаль­ная ситуация вызывала чувство неуверенности, ко­торое испытывали многие её ведущие представите­ли. Оно проистекало из понимания того, что находясь в подобной ситуации, социология неспо­собна быть на уровне новых проблем. Эмпиричес­кие исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий, за­ставляя пересматривать их основания.

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

История каждой науки свидетельствует, что вначале за­рождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наиме­нование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на по­требности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.

В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона, становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.

Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их последователей.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

Первые в истории европейской мысли тео­рии общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегре­ческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Арис­тотелю (384—322 до н.э.).

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Плато­ну, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и фи­лософы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное сред­нее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государ­ство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишен­ных собственности бедняков не отстранена от участия в управ­лении, эгоистические интересы богатой плутократии ограниче­ны, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равен­ству, а к выравниванию жизненных шансов.

Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527).

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о граж­данском обществе.

Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей суще­ственное влияние на дальнейшее развитие человечества.

В этот период под влиянием Великой французской рево­люции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками
и гуманистическими особенностями, в центр которого по­ степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.

Но я бы хотел обратится к названию этого параграфа, который нам говорит что это только предыстория и различные предпосылки появления социологии, а о дальнейшем изучении и развитии, я бы даже сказал о становлении социологии как науки, пойдёт речь в следующем параграфе моей работы.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

XIX —начала XX века.

С помощью социологии Конт пытается преодолеть социаль­ные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогресс без порядка — это анархия, поря­док без прогресса превращается в реакцию. В позитивной поли­тике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии — социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит теория А. Конта.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социаль­ных форм организации:

- теологическая стадия — военное господство;

- метафизическая стадия — феодальное господство;

- позитивная стадия — промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определен­ным уровнем развития.

Огюст Конт по праву может считаться основателем социоло­гии, и не только потому, что он первым начал заниматься обще­ством и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом системати­зации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдаю­щихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пы­тались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в ко­нечном счете привело к появлению социально-психологичес­кой концепции социологии, к анализу социально-психологи­ческих явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элемен­тарным социальным отношением он считал передачу или по­пытку передачи верования или желания. Его концепция впос­ледствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию
воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализ­мом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния при­родных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, на­званная по имени своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) и особенно его учение о диалектике.

Маркс и Энгельс использо­вали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмот­рении общественных отношений в материальном мире. В дальней­шем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что разви­тие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и созда­нии новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, рели­гия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. спо­соб производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех обществен­ных институтов.

Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного обще­ства и одного прогресса — капиталистического.

Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных теоретико-методологических позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.

В этом параграфе я рассказал об учёных, заложивших по моему мнению, основы социологии и внесших наибольший вклад в её развитие. И я считаю, сто это был уже достаточно прочный фундамент для дальнейшего развития социологии.

Читайте также: