Кратко торговый путь из варяг в персы великий волжский путь

Обновлено: 02.07.2024

Из Варяг в Греки.
Великий водный путь из варяг в греки, по которому шла главнейшая торговля между племенами, жившими по Балтийскому морю, то есть варягами, с далеким Царьградом, шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море.

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Существовал также Западный путь — вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Балтийско-волжский, Великий Волжский торговый путь или из варяг в арабы, по праву считается древнейшей магистралью на территории древнерусского пространства. Территориально он растянулся от Скандинавии до Арабского халифата и был особенно актуален в период раннего средневековья. В рамках данной водной магистрали между собой взаимодействовали три крупных государственных образования: Древнерусское государство, Волжская Булгария и Хазарский каганат.

Важными пунктами торгового взаимодействия по этому направлению можно считать Старую Ладогу, Рюриково городище, Тимирёво, Залесские поселения, Булгар, Итиль, Белую Вежу и далее каспийские города. Волжский торговый путь обретает своё высокое экономическое значение уже в VIII веке.

Что говорят археология и письменные источники?

Арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути, в значительном количестве встречаются в ладожских раскопах. Многочисленные клады вдоль вышеописанных маршрутов подтверждают активное торговое взаимодействие. Тимирёвский археологический комплекс яркое доказательство этого. Он расположен вблизи Ярославля и обладает значительным количеством кладов с арабскими монетами.

Исследования на месте столицы Волжской Булгарии и в раскопах, претендующих на столицу Хазарского каганата Итиль, говорят об активном торговом взаимодействии в обоих направлениях.

Варианты Волжского пути

Восточный путь представлял собой несколько отрезков, связующим звеном которых являлась Волга. Торговцы, начинающие свой долгий путь из Северной Европы, попадая на обширную территорию Древнерусского государства, встречали на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.

Второй значимый маршрут проходил от Старой Ладоги через будущие белоозерские земли, затем караваны двигались в южном направлении через Темирёво, один из ключевых форпостов ранней истории Руси, а затем торговцы и купцы выходили к Волге.

Важным транзитным пунктом на пути купцов был Булгар — столица Волжской Булгарии, элита которой взимала с торговцев пошлину, но и обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был еще и крупный ремесленный центр, и экспортер сельскохозяйственной продукции. Далее, корабли шли в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывавал уже путь в Каспий и арабские земли.

Кроме этого, из Волги был открыт путь в воды Дона, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря. Таким образом, в масштабном плане, Волжская магистраль имела большое значение, соединяя Европу и арабский мир.

Чем торговали и на чем плавали купцы

Итак, путешествие купца, например, если начальным пунктом была Бирка (Балтика), а конечным Каспий в районе Дербента, могло занять порядка двух месяцев, времени на обратный путь требовалось значительно больше. В целом, передвигаясь на парусно-весельных судах, караван торговцев мог осуществить одно путешествие за год. В основном на маршруте ходили разновидности плоскодонных судов: дощаник, насады, струги и более меньшие лодки.

Маршрутом пользовались купцы разных национальностей и конфессий. Булгары продавали арабам меха, которые перекупались у серверных народов. Торговцы Волжского пути предлагали украшения из стекла, бронзы, янтаря, изделия из кости, предметы для взвешивания, разнообразное оружие и обмундирование для воинов, одежда, мед, орехи, большое разнообразие мехов, шелк, пряности, рабы.

Волжский путь постепенно отходит на второй план уже к концу X века, хотя его региональное значение все еще было важно в последующие два столетия. Виной смещения торговых акцентов стала переориентация на взаимодействие с Византией и появление в поволжских степях воинственных кочевых племен, а позже татаро-монгол.

Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья.

Балтийско-волжский, Великий Волжский торговый путь или из варяг в арабы, по праву считается древнейшей магистралью на территории древнерусского пространства. Территориально он растянулся от Скандинавии до Арабского халифата и был особенно актуален в период раннего средневековья. В рамках данной водной магистрали между собой взаимодействовали три крупных государственных образования: Древнерусское государство, Волжская Булгария и Хазарский каганат.

Важными пунктами торгового взаимодействия по этому направлению можно считать Старую Ладогу, Рюриково городище, Тимирёво, Залесские поселения, Булгар, Итиль, Белую Вежу и далее каспийские города. Волжский торговый путь обретает своё высокое экономическое значение уже в VIII веке.

Варианты Волжского пути

Восточный путь представлял собой несколько отрезков, связующим звеном которых являлась Волга. Торговцы, начинающие свой долгий путь из Северной Европы, попадая на обширную территорию Древнерусского государства, встречали на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.

Перетаскивание варяжского корабля

Перетаскивание варяжского корабля

Второй значимый маршрут проходил от Старой Ладоги через будущие белоозерские земли, затем караваны двигались в южном направлении через Темирёво, один из ключевых форпостов ранней истории Руси, а затем торговцы и купцы выходили к Волге.

Важным транзитным пунктом на пути купцов был Булгар — столица Волжской Булгарии, элита которой взимала с торговцев пошлину, но и обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был еще и крупный ремесленный центр, и экспортер сельскохозяйственной продукции. Далее, корабли шли в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывавал уже путь в Каспий и арабские земли.

Кроме этого, из Волги был открыт путь в воды Дона, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря. Таким образом, в масштабном плане, Волжская магистраль имела большое значение, соединяя Европу и арабский мир.

Что говорят археология и письменные источники?

Арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути, в значительном количестве встречаются в ладожских раскопах. Многочисленные клады вдоль вышеописанных маршрутов подтверждают активное торговое взаимодействие. Тимирёвский археологический комплекс яркое доказательство этого. Он расположен вблизи Ярославля и обладает значительным количеством кладов с арабскими монетами.

Исследования на месте столицы Волжской Булгарии и в раскопах, претендующих на столицу Хазарского каганата Итиль, говорят об активном торговом взаимодействии в обоих направлениях.

Чем торговали и на чем плавали купцы

Итак, путешествие купца, например, если начальным пунктом была Бирка (Балтика), а конечным Каспий в районе Дербента, могло занять порядка двух месяцев, времени на обратный путь требовалось значительно больше. В целом, передвигаясь на парусно-весельных судах, караван торговцев мог осуществить одно путешествие за год. В основном на маршруте ходили разновидности плоскодонных судов: дощаник, насады, струги и более меньшие лодки.

Маршрутом пользовались купцы разных национальностей и конфессий. Булгары продавали арабам меха, которые перекупались у серверных народов. Торговцы Волжского пути предлагали украшения из стекла, бронзы, янтаря, изделия из кости, предметы для взвешивания, разнообразное оружие и обмундирование для воинов, одежда, мед, орехи, большое разнообразие мехов, шелк, пряности, рабы.

Волжский путь постепенно отходит на второй план уже к концу X века, хотя его региональное значение все еще было важно в последующие два столетия. Виной смещения торговых акцентов стала переориентация на взаимодействие с Византией и появление в поволжских степях воинственных кочевых племен, а позже татаро-монгол.

Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья.

volga

В последней четверти I тыс. н.э. значение Волжского пути возросло настолько, что он стал основной дорогой, соединившей Европу и Азию. На то были веские причины. В результате арабской экспансии доступ европейцев в Средиземное море в течение VII-VIII вв. и их связи с Византией и Передним Востоком фактически нарушились и торговля была вынуждена искать другие пути [Вайбулль, 1997]. И такой путь через Восточную Европу в страны Азии, впрочем издревле известный, был использован во все возрастающей мере. Перенаселение Скандинавии и связанный с этим растущий недостаток земельных угодий выталкивали избыточное население в поисках пригодных для колонизации земель за пределами родины. Одновременно общий подъем экономики, развитие торговли и судоходства стремительно увеличили потребность в денежных средствах. Переселенцы, изгнанники, искатели приключений, обуреваемые жаждой обогащения и захвата добычи норманны ринулись на континентальную Европу [Гуревич, 1966]. Бурный период создания государств, воинственных дружин, флота, властных институтов сопровождались стремлением правящих верхов и общественных групп к переделу мира, походам, дальней торговле. Накоплению богатств и обмену ценностями способствовали сложившееся мировое естественно-географическое разделение труда, неравномерное распределение сырьевых ресурсов стран Запада и Востока, и различие стоимости изделий удаленных регионов. Для ведения караванной торговли возникли сообщества купцов. Основными явились водные дороги. Использовались не только морские, но и речные корабли (шириной примерно до 2 м и длиной не менее 8 м). Организация региональных и трансконтинентальных связей потребовала устройства береговых поселений, корабельных станций, постоянных или сезонных торжищ.

ВВП, каким он функционировал в последней четверти I тыс. н.э., можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу, естественно, составляла сама Волга. Протяженность Волги, самой большой реки Восточной Европы и одной из величайших в мире, — 3 531 км. Она протекает по Русской равнине от Валдайской возвышенности до Прикаспийской низменности минуя зоны леса, лесостепи, степи (ныне еще полупустыни и пустыни). Территория водосборного бассейна — 1 358 кв. км, что составляет 13 % территории Европы. К Волге тяготели реки, а также водные и сухопутные трассы, представлявшие ее транспортное продолжение. Не будет преувеличением протянуть общий маршрут Волжской системы, с учетом ее прямого и косвенного функционирования, от Британии и Голландии до Ирана и Ирака. Ниже отметим и ответвления этой системы.

Караванное движение кораблей из района Балтики (например, от Бирки) до района Каспия (допустим, до Дербента) с учетом, что расстояние составляло ок. 5 500 км, могло занять 2 месяца и несколько месяцев — на обратный путь. Иными словами, парусно-весельные суда одной флотилии могли осуществить полную поездку, в лучшем случае, раз в год. Среди водных дорог Русской равнины Волжский путь с его системными ответвлениями относится к наиболее разветвленным и значительным, а его стержневое направление по отношению Запад-Восток — магистральным.

Исторически Волга не только не разъединяла народы, а наоборот, притягивала к своим берегам новых поселенцев. Она как бы являлась центром, вокруг которого в разные времена группировались аланы, хазары, мадьяры, печенеги, гузы, половцы, буртасы, булгары, мордва, мурома, мещера, весь, чудь, марийцы, вотяки-удмурты, славяне (включая северян, радимичей, вятичей, словен новгородских), югра, позднее — татары. Хорошо был знаком ВВП арабам, персам, азербайджанцам, армянам, евреям, балтам, скандинавам, фризам, саксам, западным славянам. Эти народы исповедывали разную веру: языческую, христианскую, иудейскую, мусульманскую, что не мешало им вступать в длительные деловые контакты и договариваться между собой. В истории мировой цивилизации то был едва ли не самый редкий период всеохватывающей веротерпимости и межэтнической уживаемости коллективов, объединенных торговой необходимостью.

В системе Волжского пути возникло большинство раннесредневековых городов и торговых факторий. Эти населенные пункты не обязательно находились на берегах морей, рек и озер; некоторые строились в глубине территорий в целях большей безопасности и более удобной связи с сельскохозяйственной или сырьевой округой. Поселения той эпохи по преимуществу были многофункциональными: одновременно являлись административными, военными, ремесленными, религиозными центрами, сосредоточием ремесленников и международной торговли.

Поездки торговцев сочетались с посредничеством. Известно, что булгарские купцы продавали арабам меха, вымененные у северных народов. Мусульманские писатели сообщали, что арабские купцы дальше Булгара не ездили, довольствуясь богатым местным, во многом перекупным, транзитным рынком.

Список ал-Мукаддаси свидетельствует о том, каким мощным торговым транзитным центром был Булгар; показания этого же списка приложимы и к Итилю, и городам Руси.

Государства, возникшие в зоне ВВП, способствовали его интенсивному функционированию. Их роль в этом отношении еще недооценена. Прежде всего речь идет о Хазарии (650-965 гг.), занимавшей нижнее течение Волги, предгорья Кавказа, Кубань, среднее течение Дона, бассейн Северного Донца, северное Приазовье, часть Крыма. Столица хазар, Итиль, являлась крупнейшим в Восточной Европе торговым и таможенным городом, в котором в отдельных кварталах жили выходцы разных стран, включая и славян.

Мощное развитие начиная с конца IX в. получила Волжская Булгария, образовавшаяся в среднем Поволжье. В середине X в. она стала независимой от Хазарии и унаследовала необычайно продвинутую собственную торговую миссию.

Основополагающее влияние в отношении использования ВВП, особенно в его прибалтийской части, оказала Северная Русь со столицей в Ладоге, а затем Холмгороде-Предновгороде, сформировавшаяся, скорее всего, до середины IX в. Правители новообразованной державы существенным образом расширили балто-европейские связи. Ладога и другие северные русские города выдвинулись тогда в качестве центров, активизировавших экономические и транспортные контакты Запада и Востока.

Рост судоходной и иной торговли начиная с VIII в. сопровождался установлением единой денежно-весовой единицы — исламского дирхема. Вплоть до начала XI в. восточное монетное серебро выполняло функции международной валюты. Количество находок дирхемов в Восточной и Северной Европе в кладах и отдельно составляет более 160 000 единиц [Славяне и скандинавы…, 1986; Лебедев, 1985]. Эти находки указывают места торговли, маркируют купеческие маршруты и разъезды сборщиков дани.

Именно через Ладогу проходило основное караванное торговое движение и реэкспортировались в страны Балтийского региона от трети до половины всех попавших на Русь в IX-X вв. куфических монет. С учетом всей массы импортированного в страны Балтийской Европы монетного серебра объем ладожско-балтийской торговли, по исчисленьям Т. Нунена, в начале X в., по сравнению с концом IX в., вырос в 3 раза, а в 940 гг. — не менее чем в 10 раз [Noonan, 2000].

С провозглашением в 882 г. Киева новой столицей важнейшей магистралью страны становится Балто-Днепровский путь. Отныне торговые потоки и связи Руси направляются не только в города Передней и Средней Азии, но и в Византию. При этом ВВП, который в течение VIII и большей части IX в. был практически главной дорогой Руси, и в период X столетия не утратил торгово-транспортного значения [Янин, 1956; Noonan, 2000]. Около 900 г. происходит географическая переориентация исламской торговли в Восточной Европе. На смену прежним лидерам, Ираку и Ирану, выдвигается государство Саманидов в Средней Азии. Соответственно усиливается приток на территорию Европейской России саманидских дирхемов. Главнейшим транзитным центром исламской торговли с Европейским миром становится Булгар и города Булгарского царства.

Начиная со второй четверти XI в. в связи с истощением восточных серебряных рудников и, как следствие, уменьшением чеканки монет, разгромом князем Святославом в 965 г. Хазарии, растущим внедрением в экономику европейских стран германского денария, снижением самостоятельной военной и торговой активности скандинавских викингов, усилением с начала X в. государственного значения для Киевской Руси Балто-Днепровского пути международная транспортная миссия ВВП снижается и приобретает все более региональное значение.

Расцвет Волжского пути в период раннего средневековья обозначил собой целую историческую эпоху, которая оставила великое наследие. Этот путь явился воплощением многовековой живительной связи человека и природы. Он принадлежит к явлениям земной цивилизации, которые по своему неохватному значению, хотя и меняются во времени, но в конечном итоге, принадлежат вечности.

Список литературы

В этот день:

Дни рождения 1817 Родился Остин Генри Лейард — английский археолог, исследователь Ниневии и Нимруда, обнаружил знаменитую царскую библиотеку клинописных табличек Ашурбанипала. Открытия 1813 Иоганн Буркхардт открыл египетские храмы в Абу-Симбеле.

Читайте также: