Вопросы профилактики радикализма в молодежной среде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ступени радикализации

Согласно анализу, приведенному Икболожоном Мирсаитовым, одна из самых уязвимых групп, которая больше всего подвергается радикализации является молодое поколение. Чтобы понять почему это происходит, необходимо выяснить причины, которые побудили молодого человека задуматься о вступлении в ряды тех или иных радикальных групп. В ходе исследования было выявлено шесть ступеней после, которых происходит причинно-следственная связь радикализации:

Основное население и в частности молодежь часто сталкиваясь с несправедливостью, чувствуют себя лишенными чего-либо, но при этом ничего не делают. Потому, что нет сил и возможностей.

Изначально нами предполагалось, что это все происходит потому, что на людей влияет выстроенная идеология террористических группировок. Однако не все так как мы предполагали, согласно нашему исследованию мы пришли к выводу, что все-таки большую роль в этом играет обида и жалоба к жизненным обстоятельствам, несправедливости в которых находятся жертвы террористических организаций. Как обиды и жалобы превращаются в идеологию ненависти:

По мнению эксперта немаловажную роль в радикализации молодежи играют структурные мотиваторы, которые выступают как движущие силы насильственного экстремизма ими могут являться: история, политическая легитимность, бедность, образование и занятость. Однако все перечисленные мотиваторы могут быть условными, так как в рядах террористов есть как образованные, так и достаточно обеспеченные люди.

Благоприятные факторы для насильственного экстремизма

Существование хорошо организованных групп с убедительными повествованиями и эффективными программами, которые предоставляют социальные услуги, безопасность, доход и/или занятость в обмен на членство (Хизб ут Тахрир, Таухид ва Джиход).

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Можно выделить такие виды радикализма, как политический и религиозный.

В широком смысле, понятие политического радикализма трактуется как особый социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, социального, экономического и религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей.

Радикализм часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм трудно связать с какой-либо определенной политической позицией. Радикализм может проявляться в различных формах экстремизма и терроризма.

Субъектность молодежи при неблагоприятных социально-экономических и политических условиях может реализоваться в форме молодежного радикализма. Молодежные радикальные направления выступают как внесистемная оппозиция, ориентированная на реализацию альтернативных проектов существующим моделям социального и политического порядка. Для радикалистского мышления и поведения характерны максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов для достижения социальных и политических целей. Радикальный тип сознания и поведения детерминируется и провоцируется спецификой самого общества, происходящих социальнополитических процессов.

Молодежный радикализм в российском обществе сформировался в условиях социальной трансформации российского общества, которая привела к социальным диспропорциям, сужающим социально-мобильный потенциал молодежи. Разнообразие рыночных социально-профессиональных ниш и нарастающая ограниченность рынка труда, территориальные разделения определяют социальное позиционирование молодежи как группы с суженным социальным воспроизводством и с усилением тенденций социального отчуждения и изоляционизма, понижения интереса к межгенерационному диалогу, что стимулирует радикализацию молодежной среды в отношении к общественным интересам и диалогу с другими социально-возрастными и социальными группами российского общества. Сегодня радикализм российской молодежи обусловлен нарушением, деформацией процесса социальной интеграции молодежи.

Структурные преобразования в российском обществе привели к социальной поляризации, резкому социальному, имущественному и социокультурному расслоению, привели к тому, что молодежь является группой социального риска, балансирует на грани социального исключения, затруднено самоопределение молодежи, возрастает вероятность краха жизненных интересов, что приводит к возрастанию нелегальных способов реализации жизненных целей (девиантной карьеры). Социальные (социоструктурные) диспропорции в российском обществе, как и дефицит институциональных (легальных) форм самореализации молодежи, является общесистемным обстоятельством стимулирования молодежного радикализма.

Для российской молодежи характерно противоречивое отношение к радикализму. С одной стороны, отсутствует готовность принять участие в радикальных акциях на личностном или групповом уровнях, то есть не сложился коллективный субъект радикализма. С другой стороны, присутствует равнодушие или позитивное отношение к проявлению молодежного радикализма как справедливой и обоснованной реакции молодежи на неудовлетворенность своим положением не только в сфере материального производства, но и в социально-политической жизни.

Особенность молодежного радикализма состоит в недоверии или озлобленности по отношению к государству (низкий авторитет государственных институтов) и стихийности или конфликтности отношений на уровне межличностного взаимодействия. Радикальные идеи являются, своего рода, формой замещающей интеграции, так как механизмы и условия социально-профессиональной интеграции, социального включения молодежи (образование, профессия, территориальная мобильность) в российском обществе снижены. И в этом смысле нужно отличать демонстративный радикализм как способ подчеркивания самостоятельности молодежи и деятельностный, связанный с попытками не отчуждения существующей системы общественных отношений и ценностей, а их радикального разрушения или переустройства.

Молодежный радикализм выступает как совокупный эффект социоструктурных изменений в российском обществе. Социоструктурные детерминанты молодежного радикализма выражаются в социальных разрывах, в той степени социальных неравенств, которые воспринимаются молодежью как несправедливые, как чуждые, как барьеры на пути социальной и политической активности молодежи. Социоструктурные изменения повлияли на рост недоверия молодежи к государственным и общественным институтам, в результате вырастает степень допустимости антиобщественных радикальных поступков и явлений.

К радикализму способны не только бедная, обездоленная молодежь, но и молодые люди со средним уровнем обеспеченности, с социальными и политическими амбициями, которым не соответствует коридор институциональных и структурных возможностей.

Радикализация взглядов молодого поколения проявляется в отрицательной оценке настоящего периода: социальная несправедливость, межнациональные конфликты, бюрократия, коррупция. В историческом сознании молодых россиян, во-первых, выключены барьеры молодежному радикализму, не актуализировано представление о радикализме как тупиковом и требующим человеческих жертв пути достижения социальных целей; во-вторых, осмысление истории не приводит к осознанию преемственности с предшествующими этапами развития страны, желанием найти синтез традиции и современности, то есть молодежный радикализм закрепляется на уровне исторического негативизма, вырастает из чувства исторической разорванности.

Отношение молодежи к праву как форме принудительного воздействия, внешнего контроля, расширяет границы восприятия радикализма, так как при инструментальном отношении к праву или правовом нигилизме нарушение правовых норм воспринимается возможным, если отсутствует неотвратимость наказания или право воспринимается исключительно как несправедливое. А так как определение социальной справедливости в молодежной среде связано в немалой степени с негативной оценкой государства, возникает риск смыкания понятий справедливости и радикализма. Поступки против государства и отдельных его представителей могут рассматриваться как справедливые. Это не означает, что российская молодежь принципиально готова стать союзником радикализма. Другое дело, что отношение к российскому государству, как не совсем правовому, высказываемое практически половиной молодежи, оставляет простор легитимации радикализма и отношение к радикальным настроениям как вполне обоснованным несправедливостью законов.

Российская молодежь достаточно практична, и ее ценностные ориентации свидетельствуют об индивидуализме, но в этом есть риск расширения радикализма, поскольку доминирующие ценностные ориентации могут смениться радикализацией социальной активности, если молодые люди ощущают невозможность действовать легитимными способами.

Основная причина высокого потенциала радикализма − наличие молодежи энергичной, но совершенно без места в жизни, без перспектив на карьеру, без выхода. Это у молодежи может нести непримиримую ненависть к обществу. В повседневной жизни радикализм молодежи существует преимущественно в форме настроений, представляя собой систему взглядов и эмоциональных состояний экстремистской направленности. Неудовлетворенность жизнью у части молодежи вымещается в форме неприязни к иммигрантам, этнической вражды, правого радикализма.

Радикализм молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как альтернатива повседневности и как способ достижения социальной справедливости в оппозиции государству и конкретным властным структурам, но следует учитывать, что радикализм выступает как деструктивная социальная энергия молодежи, как реакция на рост социальных противоречий. Не редко молодежный радикализм проявляется через молодежные организации.

Молодежный радикализм в российском социуме является состоянием молодежной среды, связанным с политической псевдосубъектностью, как следствием политического индифферентизма и недоверия к государственным и политическим институтам. Некоторая часть молодежи считает, что внутренняя политика государства не совпадает с интересами молодежи и если молодежь не в состоянии иметь каналы легального (правового) влияния, то молодежь должна стать либо самостоятельным субъектом политической деятельности, что может квалифицироваться только как радикализм по отношению к взрослым системным партиям и движениям, либо отстраниться от политики, уходя в приватное неполитизированное пространство.

Радикализм становится замещающим вариантом гражданско-политической активности молодежи, способом политической презентации, который является также неэффективным, как и социальная пассивность, но может внести серьезные элементы политической дестабилизации. Для молодежи радикальные идеи представляются привлекательными как идеал более или менее чистой политики.

Молодежный радикализм - генератор политической нестабильности, политического деструктивизма, перехода к несистемным формам политической активности молодежи. Радикализм является периферийным, несистемным явлением политической жизни, который стоит в оппозиции всей политической системе и традиционным политическим субъектам (в том числе и системной оппозиции). Молодежный радикализм в политической жизни российского общества характеризуется политической псевдосубъектностью, выражаемой в периферийности политического участия, определяемого организационной и когнитивной незрелостью, и претензиями на лидерские позиции во внесистемной оппозиции, что создает замкнутый круг политического деструктивизма.


Аннотация
В статье рассматриваются радикальные настроения в молодежной среде, современный взгляд на проблему молодежного радикализма, формы и причины радикальных настроений. Представлены результаты исследования студенческой молодежи, в котором участвовало 110 студентов томских университетов. Рекомендации по развитию профилактический мер.


Abstract
The article deals with radical sentiments among young people, the modern view on the problem of youth radicalism, types and causes of radicalization. The results of research students, which was attended by 110 students of Tomsk universities. Recommendations for the development of preventive measures.

Научный руководитель: А.В. Ларионова

Россия, г. Томск, Томский Университет Систем Управления и Радиоэлектроники

В сегодняшнем российском обществе радикальная активность молодежи, бесспорно, представляет серьёзную угрозу безопасности общества и государства. В течение последних лет мы являемся свидетелями ее эволюции, которая выражается в появлении ряда устойчивых тенденций, наметившихся в её развитии. Прежде всего, это тенденция глобализации. Большинство стран мира подверглись влиянию радикальных настроений молодежи, результатом которых стали многотысячные акции, связанные с уничтожением имущества и фактами насилия. Носители радикальной идеологии, приемлющие акты насилия в качестве аргумента в отстаивании своих убеждений, не стремятся к поиску ненасильственного пути решения вопросов посредством ведения диалога с государством, поиска разумного компромисса [3].


Рис. 1.Количество человек, совершившие преступление радикальной направленности, Томская область ‏ㅤ

С целью изучения особенностей отношения студенческой молодежи г. Томска к радикальным настроениям было проведено пилотажное исследование.

Методы исследования. Методом исследования являлось анкетирование. Автором была разработана анкета из 15 вопросов, направленная на изучение особенностей проявления радикальных настроений в молодежной среде.

Выборка. В опросе принимали участие 110 студентов, из них 95 (86%) студентов женского пола, 25 (14%) – мужского пола, обучающиеся в ВУЗах г. Томска, в возрасте от 18 до 23 лет.

Результаты исследования. В ходе опроса молодёжи в 2016г., состоявший из 15 вопросов, в котором были рассмотрены политический и национальный радикализм, отражающего радикальные настроения, были получены следующие данные.


Рис.2 Причины распространения радикальных настроений среди молодежи

Причины распространенности радикальных настроений среди молодежи респондентами видятся по-разному (рис. 2). Так, 60% считают, что причины в подверженность к чужому влиянию, мнению, 47,3% в особенности молодого возраста, их стремлению изменить мир, 46,4% видят причины в низком уровне образования, неразвитом кругозоре, 38,2% считают, что причины в отсутствии правовой, нравственной, духовной культуры, 30,9% называют причиной влияние СМИ, 21,8% в низком уровне жизни населения, 19,1% считают, что причины в безработице среди молодежи, 15,5% в отсутствии государственной идеологической политики, 8,2% в желании развлечься, проявить свою силу, 6,4% в употреблении психоактивных веществ, еще 2,7% ответили самостоятельно, не выбирая предложенные ответы, например: “промывка” мозгов

Наибольшее число респондентов, это 60%, видят причину в подверженности чужому влиянию, мнению, а наименьшее 6,4% в употреблении психоактивных веществ.

На вопрос, по каким причинам, вы бы могли стать членом организации с радикальными настроениями, респонденты ответили следующем образом: 62,6% респондентов – ни по каким причинам не согласились бы стать членом экстремистской организации. 25,5% готовы вступить в подобную организацию, если будут согласны с позицией этой организации 6,4% готовы вступить за материальную выгоду. 5,5% дали следующие ответы: желание чего -то нового; если либералы придут к власти; если эта организация создаст мир во всем мире; если бы какого-либо моего родственника убила или изнасиловала толпа лиц другой национальности.

К росту миграции в России отрицательно относится 40,9% респондентов, 27,3% относятся безразлично. Затрудняются ответить на данный вопрос 21,8%. А 6,4% считают, что миграция благоприятно влияет на демографию и экономику нашей страны, 1,8% относятся положительно и 1,8% ответили: смотря каких народов, коренного населения – положительно.

Результаты проведенного исследования показали, что среди опрашиваемых молодых людей много тех, кто готов вступить в ряды радикалов за деньги или ради достижения своих целей (34,4%).

Исходя из исследования проявления радикальных настроений в молодежной среде, в сфере профилактики радикальных настроений необходимо проведение таких мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности; Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях; Стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения [2].

Активная пропаганда идей патриотизма, любви к Родине, уважительное отношения к различным религиям и просто гражданам различных рас и национальности, смогло бы нейтрализовать политические, нравственные, духовные и социально-психологические факторы.

Таким образом, формирование антирадикальной идеологии в молодежной среде требует совместных усилий федеральных, региональных и муниципальных властей, правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации при координирующей роли Национального антитеррористического комитета России и региональных антитеррористических комиссий [4].


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Анкета.docx

Какое мнение у вас сложилось о радикализме?

г) Трудно сказать

Какое мнение у вас сложилось о радикализме?

г) Трудно сказать

Какое мнение у вас сложилось о радикализме?

г) Трудно сказать

Какое мнение у вас сложилось о радикализме?

г) Трудно сказать

Выбранный для просмотра документ Кл-час _Радикальные настроения.docx

Цель : рассмотрение радикализма и экстремизма как дестабилизирующих факторов общественной жизни и мер по их профилактике среди молодежи.

1. Определить содержание понятий экстремизма, радикализма и их разновидностей;

2. Выявить причины возникновения и распространения;

3. Выявить мнения обучающихся о радикальных организациях.

Ход занятий

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как, радикализм и экстремизм. Как вы считаете, что означают эти понятия? (Класс высказывает свои предположения)

Определим понятия экстремизма и радикализма:

Экстремизм - склонность к крайним взглядам, методам действий, которым подвержены люди и организации, политической направленности.

Радикализм - бескомпромиссная, крайняя склонность к каким-либо взглядам, которая в большинстве случаев имеет отношение к идеям и действиям в социально-политической сфере, которые сопровождаются противоправными и публичными насильственными действиями.

Приверженность к каким-либо крайним взглядам представляет большую опасность обществу не только из-за возникновения противостояния одних взглядам другим, но и потому, что могут легко перерасти в терроризм - это систематическое использование насилия, которым пользуется организованная группа, чтобы достичь своих целей.

Разновидностью радикализма и экстремизма являются их проявления на религиозной почве.

Религиозный радикализмидеология , которая возникла в определённой религиозной традиции, а затем отделилась от неё путём противопоставления и критики основному вероучению , и стремится к бескомпромиссному доведению своих взглядов до конечных логических и практических результатов. К источнику религиозного радикализма относят культ харизматического лидера . Острая нетерпимость к инакомыслию, к инаковерующим и неверующим, проповедь об исключительности представителей их веры, ксенофобия – это есть характерные черты религиозного радикализма. Также очень часто он бывает направлен, помимо религиозной среды, на политическую, экономическую и социальную, затрагивает культуру и международные отношения.

Экстремистские религиозные организации в своих лозунгах и призывах обращаются, в первую очередь, к чувствам и предрассудкам людей, рассчитывая на эффект толпы, слепую приверженность обычаям и традициям, действия, которые в большинстве случаев жестоки, направлены, чтобы подавить противников и вызвать в обществе шок. Их враги – это те, кто не является членом их религиозной конфессии или секты. Религиозные экстремисты и радикалы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Всевышним, а принадлежат они не только к небольшим культам, но к распространенным конфессиям. Как раз одну из таких конфессий можно причислить к причинам возникновения религиозного экстремизма.

Исламский фундаментализм.

Вторым видом дестабилизирующих факторов общественной жизни является национальный экстремизм , который заключается в обострении межнациональных противоречий, сопровождающихся национальной дискриминацией, угнетением, насильственными действиями. Он может проявляться в национальных движениях и организациях, ведущих неоправданную вооруженную борьбу за достижение национального самоопределения, репрессиях государственных органов против определенных этнических групп, в деятельности партий и движений, которые выступают за жесткий курс по отношению к национальным меньшинствам и иммигрантам и т.д.

Источником национального экстремизма можно считать ксенофобию - страх, неприязнь или ненависть к чужим. Рассмотреть одну из причин такого асоциального поведения можно на примере стран Прибалтики.

Как известно, в 30-е годы ХХ века прибалтийские страны были объектом борьбы великих держав. В 1940 г. произошло вхождение Литвы, Латвии, Эстонии в состав СССР. Зарождение националистских движений были связаны с актами протеста, угрозами и лозунгами против новой власти. Постепенно неприязнь к власти вылилась в неприязнь к русским в целом. Многочисленное русскоязычное население в Прибалтике, которое составляло основу местной промышленности, было мало подвержено аккультурации местными народами. Обострение ситуации наступило, когда легализировали пропаганду националистических идей, создание националистических организаций. Национальные союзы, фронты и другие формирования, которые ранее проводили деятельность только среди массы и вне закона, теперь могли оказывать влияние на политическую элиту.

Сегодня религиозный и национальный экстремизм довольно распространен в неформальной молодежной среде.

Неформалов, которые представляют наибольшую опасность обществу можно условно разделить на: группировки националистического толка, в том числе скинхеды, и поклонников различных культов. Рассмотрим каждое из этих направлений.

Националистов можно разделить на три категории:

Первая – это молодежь, которая лишь подражает скинхедам, пытаясь выглядеть и говорить как они, но ничего не смыслят в данной субкультуре;

Вторая – националисты — хулиганы, которые поступками подражают скинхедам;

Третья – идейные скинхеды, неонацисты.

Данная категория националистов является почитателями неонацистских идей, идеология которых возникла после Второй мировой войны и являются национал-социалистическими или близкими к ним взглядам, а также к ним относятся те, кто провозгласил себя последователем Адольфа Гитлера и Третьего рейха. Как правило, скинхедами являются люди старшего возраста и по количеству участников они немногочисленны, в отличие от двух других видов националистов. Но именно неонацисты представляют наибольшую опасность: передвигаясь группами, совершают они акты вандализма, хулиганские действия, избиения, грабежи, убийства, особенно агрессивно в России реагируя на граждан из Азии, Африки, Кавказа.

К поклонникам различных культов относят: кришнаитов, готов, сатанистов и т.д. Среди них наибольшую опасность для общества представляют сатанисты.

По их идеологии, для того, чтобы ритуалы поклонения сатане проходили успешно, необходима кровь невинных жертв. Нередко сатанисты используют в жертвоприношении животных, а иногда и людей. Настоящая жертва для них не убийство, а предсмертные муки существа, поэтому убийство, которое они совершают во время культа похоже на пытку. Свою деятельность совершают на кладбищах, развалинах и т.п.

Экстремизм в молодежной среде заслуживает особого внимания. Это крайне опасное явление создает угрозу общественной безопасности.

Как не попасть под влияние радикальных настроений?

Правило 1:
Не разговаривайте с незнакомыми людьми, если даже с виду они внушают доверие.

Не вступайте с ними в полемику, если Вы один.

Помните: вы один, а их всегда несколько, им не составит труда втянуть Вас в спор. Их цель подсадить вас на свои ложные доводы. И в конце эти люди обязательно пригласят вас на какое-нибудь собрание, беседу, дискуссионный клуб и т.д. И скорее всего захотят побывать у вас дома.

Не пускайте в дом незнакомых людей.

Придет несколько человек;

Вы будете вынуждены, не перебивая слушать все, что наперебой будут рассказывать эти люди в основном это реклама их секты, мнимые доказательства того, что их секта идеальна;

Вы будете вынуждены терпеть их, пока им у Вас не надоест;

Они подготовлены лучше Вас;

После их ухода вы не будете застрахованы от пропажи чего-либо.

Не доверяйте незнакомым лицам!

В качестве такого родителя и выступает секта, а наставники становятся посредниками якобы между самым правильным и единственным настоящим божеством и вами, навязывая вам на самом деле свою концепцию и трактовку радикальной конфессии путем ловкого манипулирования.

Не дружите с членами религиозных сект.

Их цель сформировать у вас зависимость от себя, чтобы затем втянуть Вас в секту, в ее ценности, а затем, когда Вы чуточку отступите от устава секты, вас можно было наказать отлучением, изгнанием. Ваша личная точка зрения, отличная от точки зрения лидеров по некоторым вопросам наказуема по всей строгости закона секты.

Не оставляйте номера своего телефона, адреса, имени!

Не выкладывайте всю подноготную о себе малознакомым, а тем более первому встречному!

Секте выгодно знать о вас все до мелочей, чтобы при необходимости использовать Ваши откровения против Вас же.

Правило 8:
Не делитесь мыслями с членами сект!
Иначе о ваших мыслях будет знать вся секта. Так как в сектах, как малых группах, всегда имеется дефицит информации в силу их ограниченности, поэтому сплетни и болтливость обычные для секты вещи. Их цель подменить Ваши ценности своими, навязать их вам с помощью специальных психологических приемов.
Эти самые необходимые и простые правила предостерегут Вас от опасности вовлечения в секты и радикальные объединения. Но данными правилами нельзя ограничиться, нужно также самому человеку понимать и помнить, что такие объединения являются реальной опасностью, и могут причинить непоправимый моральный вред человеку.

Рефлексия. (Что нового вы сегодня узнали на уроке? В чем заключается причина возникновения радикализма и экстремизма?)

Далее учащимся раздается анкета, для выявления их отношения к радикальным настроениям.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых.

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Курской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

Обучающиеся школы ежегодно посещают Курский Краеведческий музей с целью приобщения к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов.

С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и др. негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся через развитие системы дополнительного образования: музыкальная школа, школа искусств, детские объединения и спортивные секции, в которых занято 85% учащихся.

В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- диагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе нет детей состоящих на каких-либо учётах.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ПДН Серебрянниковой С.В. проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций с представителями Большесолдатского РОВД.

Памятка родителям по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Читайте также: