Западноевропейская педагогика 20 века дьюи монтессори кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные течения реформаторской педагогики

в Западной Европе и США

(кон. XIX в. –нач. ХХ в.)

Предпосылки и сущность реформаторской педагогики

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Заметное место в ряду педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Бине, Х. Паркхерст, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, Я. Корчак и др.

Всех выше перечисленных педагогов-реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения – школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования; во-вторых, признание необходимости учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, развивать познавательный интерес, способности и самостоятельность учащихся; в-третьих, выступление против засилья формализма, догматизма и применения телесных наказаний в традиционной школе.

Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIX века, был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым стремились почти все реформаторские течения можно условно разделить на три группы это:

- индустриально-образованный пролетариат ;

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда, последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики

1. Свободное воспитание.

Свободное воспитание – направление в реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы в обучении и воспитании детей, согласно которому ребенок является центром педагогического процесса.

Основные представители: Эллен Кей (1849-1926,Швеция); Фриц Гансберг (1871-1950, Германия); Людвиг Гурлитт (1855-1931, Германия); Мария Монтессори (1870-1952, Италия).

Ведущие идеи свободного воспитания:

- принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно возникающих в процессе их деятельности;

- отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам;

- ориентация на свободное творчество учителя и учащихся.

Разделяя эту точку зрения, Ф.Гансберг видел путь формирования личности ребёнка в стимулировании его творческого саморазвития.

В свою очередь, Л.Гурлитт обосновал положение о том, что воспитание не должно преследовать практической цели, а нужно развивать все силы и активность детей. Необходимо ввести занятия спортом, играми, творческими работами, а традиционное воспитание заменить эстетическим и занятиями различными видами ручной деятельности.

Семьдесят лет имя Марии Монтессори в нашей стране было забыто и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то же время в других странах мира — в Европе, Америке, Азии — открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в ее школах.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально обустроенной среде. В ее основе - научные (экспериментальные) наблюдения за состоянием и поведением детей, в ходе которых ею были доказано следующее:

3. Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала.

6. Главная цель воспитания – достижение человечеством мировой гармонии. В каждый возрастной период цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка.

В возрасте от 0 до 6 – это оптимизация естественного развития путем содействия концентрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

Интерес к наследию Монтессори в России возродился только в 1990-е годы: в августе 1991г.на Международном фестивале новых школ в Крыму двумя голландскими учителями , Э Ван Сантен и Л.Роод, была представлена презентация системы Монтессори; в 1992г. создан Московский Монтессори-центр, затем Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.

2. Социальная педагогика

Социальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшеепроблемы образования и воспитания подрастающего поколения в широком социально-философском контексте; считавшее, что главное – выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека.

- Воспитание и образование есть средства формирования взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Поэтому должна быть создана единая для всех слоёв населения школа, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.

- Школа - это наиглавнейшая ячейка социального содружества, союз педагогов и учеников.

- Подготовке такого союза должна служить семья, в задачи которой входит воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе.

Основные представители: Роберт Зейдель (1850-1933,швейцарец); Георг Кершенштейнер (1854 -1932,Германия).

- Трудовая школа - образовательное учреждение, которое готовит детей, главным образом, из народа к будущей трудовой деятельности на пользу государству.

- Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу должен быть введён ручной труд. Это, вполне отвечает природе самих детей, поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным.

- Ручной труд необходимо ввести в школу как самостоятельный учебный предмет.

- На ранних ступенях обучения использовать игровую деятельность.

- При организации народной школы важно соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу.

- В обучении предпочтительно использовать различные формы практической деятельности так, чтобы каждое упражнение последовательно подводило к очередному затруднению, которое ребёнок в состоянии преодолеть самостоятельно.

- ставит своей целью создать для ребёнка простор, где он мог бы жить и всесторонне реагировать на окружающее;

- должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждая ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей;

- предполагает учебный план и методы преподавания, основанные на учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- главенствующее значение практических и творческих работ школьников в лабораториях, мастерских, ухода за растениями и животными, театрализованных представлений, лепки, рисования, игры и спорта.

Таким образом, в реформаторском движении за трудовую школу выделились сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности: мускульной, интеллектуальной, творческо-изобразительной (В.Лай) и так называемые мануалисты – сторонники понимания труда как деятельности ручной, направленной на создание материальных ценностей (Г.Кершенштейнер).

4. Прагматическая педагогика

Педагогика прагматизма получила особое развитие в США. Её лидер Джон Дьюи (1859 – 1952). Основными концептуальными идеями его учения были:

- “Ребёнок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания”.

- Направленность обучения на сформированность навыков мышления:

умение решать жизненные задачи;

овладение творческими навыками;

обогащение опыта, т.е. знания как таковые и знания о способах действия;

воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.

Уильям Килпатрик (1871-1965) на основе идей Дж.Дьюи разработал метод проектов , согласно которому обучение осуществляется через организацию целевых актов: дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, учитывая интерес, уже имеющийся опыт.

5. Экспериментальная педагогика

Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования.

Основные представители: Гренвилл Стенли Холл (1846-1924, организатор первого в США института детской психологии, педагогической лаборатории), Альфред Бине (1857-1911, Франция), Вильгельм Август Лай (1862-1926, Германия), Эрнст Мейман (1862-1915,Германия), Эдуард Торндайк (1874-1949, США).

Содержание экспериментальной педагогики представляло собой свод сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, педагогики. Данное направление старалось опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов (наблюдение, анкетирование и т.д.). Эксперименталисты полагали, что это даст возможность выработать нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях – педологии (родоначальник - Стенли Холл, США), которая представляла собой синтез психологических, биологических, социологических знаний о ребенке и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды.

Вывод. В целом, реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания и обучения.

Основная идея педагогов-реформаторов состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.

Список использованной литературы

История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. - 241 с.

История педагогики и образования / под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2013. – 432 с.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли . – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981. - 582 с.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с.

Зарубежный опыт организации экспериментальных школ

на основе идей реформаторской педагогики

Экспериментальные (новые или школы) – учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых осуществлялась в соответствие с концепциями и идеями реформаторской педагогики.

Условия, необходимые для организации школьного образования на основе нетрадиционных педагогических идей.

Умственное воспитание, предполагающее учет индивидуальных наклонностей детей.

Условия, связанные с нравственным воспитанием, и предусматривающие организацию самоуправления учащихся.

В Бельгии в 1907 г. ОвидомДекроли (1871-1932) была открыта новая школа, в основу деятельности которой был положен принцип удовлетворения интересов и потребностей детей.

-физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;

-эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными;

Каждой фазе развития и образования этих элементов существа соответствует определенный образ мыслей и действий человека:

-подражание образцу в первые семь лет;

-следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета(учитель является и должен являться представителем мирового порядка);

-время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет;

-облагораживание и исправление остальных сущностей через свое Я, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.

Следовательно школьное воспитание должно содействовать свободному развитию всех элементов его существа. Характерными чертами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение, преподавание иностранных языков с первого года обучения, разностороннее художественное и ремесленное обучение, эвритмия (Язык, музыка, движение), черчение и пространственное восприятие геометрических форм, школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

В 20 – 30-е годы среди экспериментальных школ лидирующие позиции заняли начальные учебно-воспитательные заведения. Экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности новых методов, форм и технологий обучения.

Прагматическая педагогика. В 90-х г. 19в. в США зародилась и затем расцвела “философия прагматизма ”. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством “внутреннего удовлетворения”, или самоудовлетворения. Представитель Дьюи. Из направлений прагматизма : “инструментализма”( всякая теория, всякая идея должна рассматриваться как “инструмент действия”). Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования. “Интеллектуальное образование ” оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (дети господствующих классов) . Утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы: путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль придавал наследственности .Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания- ребенок. Снижал роль научных знаний в воспитании детей. Правильно подчеркивая роль трудового воспитания , Дьюи не связывал его с широким общим образованием. Школа, по его мнению, не должна иметь постоянных учебных классов, программ, расписания.

Мария Монтессори.Осн. работы: “Дом ребенка”, “Метод научной педагогики”

Видела суть реформы не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании “простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка”. Функция учителя- наблюдать и направлять в положительную сторону эти естественные стремления. Задача воспитания: забота о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. Педагогич принципы: свободы, упразднение наград и наказаний, исключение соревнований из детской деятельности . Осн метод: поляризация внимания (глубокое проникновение ребенка в “дело”, способность к медитации, внутренней собранности во время работы).

Главный принцип: свободный выбор работы. Задача:воспитать человека, способного наблюдать и различать добро и зло, быть самоуправляемым, деятельным, воздержанным, дисциплинированным. Особую роль придавала гигиене мышления. Нельзя научить ребенка правильно мыслить , если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. Эти цели должна преследовать система сенсорной гимнастики. Одним из средств воспитания детей 5-6 лет считала ручной труд. В основе нравственного воспитания должно быть развитие морального чувства. (чувство симпатии к людям, сопереживание их огорчениям и радостям. )

Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основ. в 1919г. В Штутгарте, он уже был широко известен как издатель естественно -научных трудов Гете, как философ и прекрасно сознающий свои цели и пути реформатор общества . Центральная идея основанной им антропософии состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно выйти в “высшие миры”. Антропософия различает 4 элемента существа человека, который развивается по семилетним циклам:

1.физическая сущность (объединяет человека с миром минералов)+ образ мыслей и действий человека: подражание образцу в первые 7 лет до смены зубов.

2.эфирная или жизненная сущность ( объединяет с растениями и животными; следование авторитету во вторые 7 лет до полового созревания, внутреннее принятие взглядов авторитета ).

3.звездная или чувствительная ( эта “носительница боли и радости ,наклонностей ,желаний, страстей “; объединяет только с животным миром; время образования собственных , автономных суждений в следующие 7 лет )

4. Я- сущность (“носительница высшей человеческой души”, свойственна только человеку; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое “Я”, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.)

Школьное воспитание должно служить развитию человека , поддерживая с учетом соответствующего образа мыслей ребенка развитие элементов его существа не только с помощью методических и насыщенных содержанием мероприятий , но и в первую очередь через активно воздействующую личность самого учителя.




Возрастная периодизация: от рождения до 7- раннее детство (физическое развитие ребенка). 2. от 7 до 14 –детство (эмоциональное развитие ребенка ) 3. от 14 до 21 – подростковый возраст и юность (духовное становление).

Селестен Френе.Один из выдающихся представителей идеи трудовой школы. “Из жизни –для жизни- через труд”. Френе организовал различные рабочие уголки. В школах Френе разработано большое количество рабочих методик , которые чрезвычайно обогащают процесс учения. Важнейшие элементы школьной работы по Френе:

1.классное помещение как многообразно расчлененное рабочее и опытное пространство. 2. индивидуальный , обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план. 3.рабочая библиотека с большим количеством предметных журналов , частично в сочетании с аудиовизуальным материалом. 4. картотека опытов с инструкциями к ним в естественно- научной, технической и музыкальной областях .5. справочная картотека. 6. переписка с др. школами и т.д.

Опытному учителю должно быть отчетливо видно , какое богатство возможностей заложено в этой педагогике и каких целей она достигает. При применении этих методик каждый учитель сможет действовать независимо от остального преподавательского коллектива.

Г.Кершенштейнер. Немецкий педагог ,был народным учителем- гувернером, затем, по окончании факультета естественных наук Мюнхенского университета, 12 лет преподавал в гимназии . В 1895 стал директором народных училищ города Мюнхена и получил известность как организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи. Был представителем социальной педагогики( новое направление педагогической мысли )

Будучи знаком с проблемами молодых рабочих считал, что однообразное машинное производство лишает жизнь промышленного рабочего радости и творчества: ни религия, ни искусство, ни высокая оплата труда не обеспечат ценного содержания жизни. Выход один – научить людей видеть смысл своей жизни в заботе друг о друге , в радостях семьи, в общении с друзьями. Разработал педагогику гражданского воспитания и трудовой школы. По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу государству. Основная задача: гражданское воспитание учащихся , что предполагает формирование твердого характера , буржуазной убежденности, беспрекословного подчинения вышестоящим. Заявлял, что гражданское воспитание направлено главным образом против “внутренних врагов” т.е. против революционно настроенной части трудящихся. Гражданское же воспитание в духе шовинизма под лозунгом “Германия превыше всего”, в противовес лозунгу”Пролетарии всех стран объединяйтесь!” более тонкое и вместе с тем верное и сильнодействующее средство. Исходя из этого надо овладеть душой ребенка , а поймать ее легче всего за работой. Поэтому необходимо изменить характер и содержание школы, создать вместо старой книжной школы новую трудовую. Парадигма “школа учебы” вытесняется новой – “школой труда”.

Прагматическая педагогика. В 90-х г. 19в. в США зародилась и затем расцвела “философия прагматизма ”. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством “внутреннего удовлетворения”, или самоудовлетворения. Представитель Дьюи. Из направлений прагматизма : “инструментализма”( всякая теория, всякая идея должна рассматриваться как “инструмент действия”). Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования. “Интеллектуальное образование ” оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (дети господствующих классов) . Утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы: путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль придавал наследственности .Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания- ребенок. Снижал роль научных знаний в воспитании детей. Правильно подчеркивая роль трудового воспитания , Дьюи не связывал его с широким общим образованием. Школа, по его мнению, не должна иметь постоянных учебных классов, программ, расписания.

Мария Монтессори.Осн. работы: “Дом ребенка”, “Метод научной педагогики”

Видела суть реформы не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании “простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка”. Функция учителя- наблюдать и направлять в положительную сторону эти естественные стремления. Задача воспитания: забота о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. Педагогич принципы: свободы, упразднение наград и наказаний, исключение соревнований из детской деятельности . Осн метод: поляризация внимания (глубокое проникновение ребенка в “дело”, способность к медитации, внутренней собранности во время работы).

Главный принцип: свободный выбор работы. Задача:воспитать человека, способного наблюдать и различать добро и зло, быть самоуправляемым, деятельным, воздержанным, дисциплинированным. Особую роль придавала гигиене мышления. Нельзя научить ребенка правильно мыслить , если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. Эти цели должна преследовать система сенсорной гимнастики. Одним из средств воспитания детей 5-6 лет считала ручной труд. В основе нравственного воспитания должно быть развитие морального чувства. (чувство симпатии к людям, сопереживание их огорчениям и радостям. )

Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основ. в 1919г. В Штутгарте, он уже был широко известен как издатель естественно -научных трудов Гете, как философ и прекрасно сознающий свои цели и пути реформатор общества . Центральная идея основанной им антропософии состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно выйти в “высшие миры”. Антропософия различает 4 элемента существа человека, который развивается по семилетним циклам:

1.физическая сущность (объединяет человека с миром минералов)+ образ мыслей и действий человека: подражание образцу в первые 7 лет до смены зубов.

2.эфирная или жизненная сущность ( объединяет с растениями и животными; следование авторитету во вторые 7 лет до полового созревания, внутреннее принятие взглядов авторитета ).

3.звездная или чувствительная ( эта “носительница боли и радости ,наклонностей ,желаний, страстей “; объединяет только с животным миром; время образования собственных , автономных суждений в следующие 7 лет )

4. Я- сущность (“носительница высшей человеческой души”, свойственна только человеку; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое “Я”, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.)

Школьное воспитание должно служить развитию человека , поддерживая с учетом соответствующего образа мыслей ребенка развитие элементов его существа не только с помощью методических и насыщенных содержанием мероприятий , но и в первую очередь через активно воздействующую личность самого учителя.

Возрастная периодизация: от рождения до 7- раннее детство (физическое развитие ребенка). 2. от 7 до 14 –детство (эмоциональное развитие ребенка ) 3. от 14 до 21 – подростковый возраст и юность (духовное становление).

Селестен Френе.Один из выдающихся представителей идеи трудовой школы. “Из жизни –для жизни- через труд”. Френе организовал различные рабочие уголки. В школах Френе разработано большое количество рабочих методик , которые чрезвычайно обогащают процесс учения. Важнейшие элементы школьной работы по Френе:

1.классное помещение как многообразно расчлененное рабочее и опытное пространство. 2. индивидуальный , обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план. 3.рабочая библиотека с большим количеством предметных журналов , частично в сочетании с аудиовизуальным материалом. 4. картотека опытов с инструкциями к ним в естественно- научной, технической и музыкальной областях .5. справочная картотека. 6. переписка с др. школами и т.д.

Опытному учителю должно быть отчетливо видно , какое богатство возможностей заложено в этой педагогике и каких целей она достигает. При применении этих методик каждый учитель сможет действовать независимо от остального преподавательского коллектива.

Г.Кершенштейнер. Немецкий педагог ,был народным учителем- гувернером, затем, по окончании факультета естественных наук Мюнхенского университета, 12 лет преподавал в гимназии . В 1895 стал директором народных училищ города Мюнхена и получил известность как организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи. Был представителем социальной педагогики( новое направление педагогической мысли )

Будучи знаком с проблемами молодых рабочих считал, что однообразное машинное производство лишает жизнь промышленного рабочего радости и творчества: ни религия, ни искусство, ни высокая оплата труда не обеспечат ценного содержания жизни. Выход один – научить людей видеть смысл своей жизни в заботе друг о друге , в радостях семьи, в общении с друзьями. Разработал педагогику гражданского воспитания и трудовой школы. По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу государству. Основная задача: гражданское воспитание учащихся , что предполагает формирование твердого характера , буржуазной убежденности, беспрекословного подчинения вышестоящим. Заявлял, что гражданское воспитание направлено главным образом против “внутренних врагов” т.е. против революционно настроенной части трудящихся. Гражданское же воспитание в духе шовинизма под лозунгом “Германия превыше всего”, в противовес лозунгу”Пролетарии всех стран объединяйтесь!” более тонкое и вместе с тем верное и сильнодействующее средство. Исходя из этого надо овладеть душой ребенка , а поймать ее легче всего за работой. Поэтому необходимо изменить характер и содержание школы, создать вместо старой книжной школы новую трудовую. Парадигма “школа учебы” вытесняется новой – “школой труда”.


Оглавление

  • 1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья
  • 2. Зарубежная педагогика XIX – начала XX вв.
  • 3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
  • 4. Педагогика в России в XIX–XX вв.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Зарубежная педагогика XIX — начала XX вв.

В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Под влиянием идей европейских просветителей, таких как И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег, в развитии педагогики происходят важные изменения.

Одной из важнейших тенденций развития образования в XIX в. было расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела. Этот процесс основывался на появлении законодательства, регулирующего порядок организации, управления и других вопросов государственной образовательной политики. В Англии в 1870 г. издан закон о создании государственных начальных школ, а в 1891 г. — закон о бесплатном школьном обучении. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии.

Теоретическая педагогика развивалась под воздействием идей швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827) — основоположника дидактики начального обучения. Он считал, что для гармоничного развития человека необходима тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования.

Последователь Песталоцци педагог Фридрих Фребель (1782–1852) разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В процессе развития детской личности Ф. Фребель большое внимание уделял творчеству.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. При этом самодеятельность Дистервег выделял как решающий фактор, определяющий личность человека. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. А культуросообразность означала учет в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, национального характера той или иной страны или народа.

Гербарт так определил принципы построения каждого урока:

1) ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается;

2) ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе непринужденной беседы;

3) система — выделение главного, выведение правил и законов;

4) метод — применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и Р. Оуэн жестко критиковали капиталистический строй, вместе с этим они выдвигали мысль о новом грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости. Главную роль в переустройстве отечества они отводили воспитанию гармонично развитой личности.

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.

Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием.

Это привело к возникновению движения реформаторской педагогики.

Поворотным пунктом в становлении и развитии материалистической педагогики явилось создание Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) теории диалектического и исторического материализма.

В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.

В общественно-педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.

Сторонники этих концепций (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.) считали, что школа должна не только давать знания, но и развивать детей, учить их наблюдать, делать выводы, развивать навыки самообразования. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Трудовое обучение рассматривалось как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Педагогические идеи Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, стали теоретической основой современной западной педагогики.

Татьяна Телешева

Факультет Истории и права, 1 курс


Материал студенческого проекта

Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи знаменит не только как яркий представитель прагматического направления педагогики, но и как автор собственной педагогической теории, которую он сам называл инструментальной педагогикой или инструментализмом [1]. Выделим и кратко охарактеризуем основные положения его педагогической теории.

1. Опыт превыше систематизированных знаний.
Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становиться инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращенной на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма. Дж. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Дж. Дьюи указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем [2]. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями.

Джон Дьюи

2. Ценным является то, что приносит практический результат.
Согласно теории Дж. Дьюи воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.

4. Ориентировать преподавателя на будущую профессиональную педагогическую деятельность в обществе.
Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них определённых навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу обществу.

5. Система учебных проектов.
Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий-проектов. Плюсы метода проектов – развитие предприимчивость детей, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.

6. Непрерывность образования.
Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнётся с проблемами, не будучи готовым к их решению.

7. Игровая деятельность.
По мнению Дж Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии.

8. Деятельность педагога.
Джон Дьюи говорил о том, что основная задача преподавателя заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это даёт ему возможность построить своё обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. От учителя полностью зависит, в какой последовательности он будет знакомить учеников с тем или иным объектом изучения.

Дьюи рекомендовал педагогам уделять максимальное внимание потребностям ребёнка и строить школьное обучение исходя только из интересов ребёнка. Однако при этом был неизбежен отказ от систематического обучения, что вело к снижению роли научных знаний, а потому применение этой теории в учебном процессе оказалось не столь эффективным, как рассчитывал её автор. Вместе с тем, элементы инструментальной педагогики с успехом были включены в процесс систематического обучения, наиболее широкое распространение в современных школах получил метод проектов.

Главная идея педагогики Джона Дьюи состояла в том, чтобы ребёнка в школе не только обучали основам, но и подготавливали его к самостоятельной жизни в обществе, давали возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.

Читайте также: