Личный контроль за охраной труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

По вопросу, касающемуся прав профсоюзов в области охраны труда см. также статью 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

11. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой централизованной системой государственных органов. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляется главных государственных инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда – главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда РФ. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ.

Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей обладают полномочиями:

1. Осуществлять гос.надзор контроль за соблюдением на предприятиях любой формы собственности трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнений предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законодательством;

2. Анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3. Рассматривать в соответствии с законодательством РФ дела об административных нарушениях;

4. Проводить предупредительный надзор за строительством и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

5. Осуществлять надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

6. Участвовать в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

7. Вести прием и рассматривать заявления, письма, жалобы иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимать меры устранению выявленных нарушений и восстановлении нарушенных прав;

8. Информировать и консультировать работодателей и работников по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

9. Вести разъяснительную работу о трудовых правах работников.

При осуществлении надзорно-котрольной деятельности государственные инспекторы труда имеют право:

1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции предприятия всех оранизационно-правовых форм собственности;

2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объявления, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3. Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5. Предъявлять руководителям и иным должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранения нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их должности в установленном порядке;

6. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации предприятия или прекращении деятельности его структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;

8. Запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средства индивидуальной или коллективной защиты работников;

9. Выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новой технологии;

10. Выдавать заключение о возможности принятия в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных объектов;

11. Привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляет Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из органов этой службы является Госгортехнадзор. На пищевых предприятиях эта инспекция следит за соблюдением норм по охране труда при устройстве и эксплуатации подъемной – транспортного оборудования, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с использованием газа.

Государственный надзор за проведение мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора – управлением по надзору в электроэнергетике, которое является структурным подразделением Ростехнадзора.

Административный, общественный, личный контроль за охраной труда.

Единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, организациях всех форм собственности образует Федеральная инспекция по труду при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем именуются государственные инспекции труда).

Государственную инспекцию труда представляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется общественными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия.

Государственный надзор и контроль на предприятиях осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами и профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда.

Инспекция Ростехнадзор по газовому надзору разрешает вводить в эксплуатацию: газопроводы (подъемные, наземные, цеховые), запорную арматуру, газорегулировочные пункты (ГРП) и газовое оборудование объектов, контролирует правильность устройства и монтажа газопотребляющих установок.

Государственный комитет санитарно – эпидемиологического надзора РФ и территориальные учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы ведуют разработкой санитарно – гигиенических норма и правил по устройству систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации, по очистке и обезвреживанию производственных выбросов в атмосферу и канализацию, по санитарно – защитным устройствам и санитарно – защитным зонам. Устанавливают предельно допустимые концентрации вредных веществ, шумов, вибраций, электромагнитных и других излучений.

Инспекция Гостехнадзора осуществляет надзор за выполнением правил и норм при устройстве и эксплуатации воздушных и кабельных линий, электрических установок предприятий, электростанций, подстанций и других электрических устройств.

Государственная автомобильная инспекция разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следить за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, за обеспечением его безопасной эксплуатации.

Государственная пожарная инспекция ведает разработкой противопожарных норм и правил, касающихся строительства и эксплуатации промышленных предприятий и организаций. Контролирует соблюдение этих правил и норм, СПиПов, ГОСТов, ССБТ проектными организациями в процессе проектирования, а строительными организациями – период строительства. Участвует в приеме вновь построенных или реконструируемых объектов. Обследует при эксплуатации задания и сооружения любого назначения с целью проверки соблюдения противопожарный требований, невыполнение которых может привести к пожарам, взрывам и несчастным случаям.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчинённых им предприятий, учреждений, организаций.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях соответствующие инспекции. Они имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное расследование их и др.

При умышленном нарушении должностными лицами требований охраны труда, сокрытии от учета несчастных случаев на производстве профсоюзы вправе обратиться в государственные, правоохранительные органы с требованием о привлечении работников, профсоюзы имеют право приостановить работы и действия принятых администрацией решений, противоречащих законодательству об охране труда. Протесты администрации в связи с такими действиями профсоюзов рассматриваются судебном порядке.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв. Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Вопрос: Необходимо ли вести 3-ступенчатый контроль на предприятии, если предприятие небольшое, штат около 230 чел., из них во вредных и опасных условиях труда работают 25 чел., имеются производственные цеха, отрасль предприятия — связь?
Посмотреть ответ

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать такую информацию:

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Вопрос: Обязательно ли ведение журналов трехступенчатого контроля на предприятии?
Посмотреть ответ

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212 , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала


Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

Читайте также: