Западная социология 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как наука об обществе, социология появилась еще 19 веке, когда впервые этот термин использовал Огюст Конт, считающийся родоначальником социологической науки.

Тем не менее, свое наиболее оформленное развитие социологическое знание получило именно в 20 веке, так как, кроме обоснования терминологии произошло также ответвление разного рода научных направлений, берущих свое начало именно из социологии.

Социологическая концепция М. Вебера в 20 веке

20 век славится большим количеством новых социологических концепций, разработкой которых занимались известные авторы-социологи.

Одним из первых в 20 веке прославился Макс Вебер (1864-1920 гг.). Предметом социологии Вебера стала социальная деятельность, которая является осмысленной и анализированной с точки зрения целей и средств для их достижения. Таким образом, Вебер сформулировал теорию социального действия, и выделил четыре основных ее типа:

  1. Целерациональное действие;
  2. Ценностно-рациональное действие;
  3. Традиционное действие;
  4. Аффективное действие.

Только два первых (целерациональное и ценностно-рациональное) действия подлежат изучению в рамках социологического знания, так как они являются рациональными (осознанными, разумными).

Готовые работы на аналогичную тему

Структурный функционализм

Структурный функционализм является одним из влиятельных направлений в социологии 20 века, которое несомненно остается актуальным и в наши дни.

Структурно-функциональный анализ – это исследование множества социальных процессов и явлений как единой системы, в которой каждый элемент и фрагмент выполняет свои уникальные функции.

В рамках структурного функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) разработал теорию действия. Он указал, что специфичность любого социального действия заключается в символичности и нормативности, которые присущи ему.

Ральф Дарендорф развивал теорию социального конфликта. Являясь в определенной степени современником Парсонса, он подвергает его концепцию достаточно жесткой критике. Конфликт, по мнению Дарендорфа, приводит к перераспределению власти, от него нельзя избавиться, но его можно контролировать и регулировать. Этой же точки зрения придерживается и Льюис Козер, который указывает на конфликт как на источник изменений социальной структуры.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм как одно из влиятельных направлений социологии 20 века был сформулирован Джорджем Мидом, и продолжает развиваться по сей день.

Символический интеракционизм изучает человеческое поведение с точки зрения тех значений, которые сам человек или группа лиц придают тем или иным аспектам сложившейся ситуации.

Еще одним немаловажным и фундаментальным направлением в социологическом знании 20 века является феноменология.

Свое начало феноменологическая социология берет из философских размышлений Эдмунда Гуссерля. Он уделял особое внимание к субъективности, к фундаментальному миру сознания и в целом к сознанию как особому феномену.

Главным объектом феноменологии является не мир в целом, а человек в специфике его измерения. Социальная реальность выступает в качестве конструктора из образов и понятий, которые выражены в коммуникации. Социальные события – это мнения индивидов об этих событиях, а не их объективная сущность.

Отечественная социология 20 века

Первая русская кафедра социологии появилась в 1911 году на базе Психоневрологического института, а ее руководителем стал профессор Ковалевский.

Как и во всем мире, в 20 веке отечественная социология также довольно активно развивалась, хотя больше брала примера со своих зарубежных коллег (опора на те же концепции и теоретическую часть). К тому же, стоит учитывать специфику российской истории (революционные действия, войны).

По этой причине только в начале перестройки (80-е годы) началось подлинное восстановление социологии и ее признание ее как одного из образовательных институтов. Среди известных имен отечественных ученых-социологов выделим следующие:

  1. Т.И. Заславская – президент Всесоюзного (позднее Всероссийского) центра изучения общественного мнения ВЦИОМ; Ю. Левада – заместитель Заславской, а позже директор;
  2. В.А. Ядов – крупный отечественный социолог, глава Института социологии АН СССР (затем РАН).

В этот период социология призвана выполнять следующие функции: теоретико-познавательную и практическо-преобразовательную. Нередко упоминают еще и мировоззренческую, а также просветительскую функции, но в итоге оставили только две первые, а остальные функции – производные от них.

Осуществляя первую (теоретико-познавательную) функцию, социология открывает новые, ранее неизученные знания об обществе, о протекающих в нем процессах, а также о роли человека и его деятельности.

Практическо-преобразовательная (управленческая) функция подразумевает под собой поиск рациональных способов для решения конкретных общественных проблем, а также прогноз дальнейшего развития и разработку методических рекомендаций.

Особую известность в этот период получила Чикагской школа (А. Смолл, Д. Дьюи, Дж. Мид, Т. Веблен, Р. Парк, Э. Беджесс). В центре изучения ученых данной школы оказались проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации.

Наиболее значительной теоретической концепцией первой половины ХХ века явилась теория структурного функционализма Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социальное действие включает в себя отношение между человеком и окружающей средой (природные и социальные элементы, люди). На этом основании Парсонс приходит к выводу, что теория социального действия – это в первую очередь теория взаимодействия, в рамках которой человеку приходится учитывать не только свои действия, цели, желания, но и чужие.

Как результат появление разнообразных социологических подходов, концепций, направлений.

Назовем некоторые из них:

2. Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау) - Взаимодействие представляется как единый процесс. Он характеризуется обменом, но это обмен не только материальными вещами, но и любыми знаниями, впечатлениями.

3. Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) – Конфликт является неотъемлемой чертой общественной жизни. Помимо негативных функций выполняют важную интегративную функцию, объединяя противоборствующие стороны и способствуя стабилизации общества.

4. Символический интеракционизм (Дж. Мид,Ч.Кули, Г. Блумер) - Учение, основывающиеся на том, что язык дает возможность человеку осознать себя. Люди осознают мир через систему символов, т.е. через язык.

5. Феноменология (А. Шюц, П. Бергер) – Главная идея этого направления - описание сферы повседневной реальности.

7. Технологический детерминизм (Р. Арон, У. Ростоу, Дж.Гэлбрейт) – Главным фактором общественной жизни считают уровень развития техники технологий. Предполагается, что от него зависит организация производства, доминирование тех или иных отраслей экономики, социальная структура, политический строй, роль науки и общественные ценности.

1. Лекция 3

Развитие социологии на Западе в ХХ веке

В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926). Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.

Индустриальная социология -(industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое, Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии.

Социологические школы после второй мировой войны.

Вопрос 9: Социология в дореволюционной России

Изучая вопросы развития российской и советской социологии, в т.ч. и социологии в Беларуси, следует обратить внимание на особенности формирования науки об обществе в дореволюционной России. С одной стороны, российские социологи испытывали влияние западноевропейской социологической мысли; с другой – воспроизводили особые культурные традиции, сложившиеся в российской общественно-политической, философской среде, в которой своеобразно сочетались западнические и славянофильские ориентации.

Первые русские социологи (П.Лавров, С.Южаков, Н.Михайловский) явились идейными наследниками первого поколения русских народников. Это сказалось на восприятии ими позитивистских идей О. Конта, которым они придали своеобразную этическую окраску, свойственную идеологии народничества. Своеобразные взгляды русских позитивистов на природу социальной реальности нашли отражение в разрабатываемом ими особом субъективном методе познания явлений и процессов общественной жизни. Историко-социологический анализ свидетельствует о том, что русская социология в ХIХ веке не только испытывала влияние западной социологии, но и сама в силу своего своеобразия оказывала влияние на европейскую социологическую мысль. Работы М.Ковалевского, Н.Михайловского, П.Лаврова, Е. де-Роберти и других российских социологов были знакомы европейским социологам. Кроме позитивистского течения в русской социологии ХIХ века значительное место занимал зарождающийся марксизм (Н.Зибер, Г.Плеханов), который к началу ХХ века приобрел радикальные общественно-политические формы (В.И.Ленин) Характерно, что в дореволюционной России социологические воззрения развивались в большей части на базе уже сложившихся к тому времени общественных и гуманитарных наук. Это породило множество направлений, имеющих социологическую ориентацию: демографическую социологию (М.Ковалевский), юридическую социологию (Н.Коркунов), психологическую социологию (Л.Петражицкий), социологию управления (тектологию А.Богданова) и др.

Вопрос 10: Развитие социологии на Беларуси. Современная белорусская социология.
Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии 3 .

В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук (1929 г.). Проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.

В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни. Возрождение социологических исследований началось в начале 60-х

Становление и развитие социологической науки на Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии. Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию.

Развитие социологиив XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическуюсоциологию. Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирическойсоциологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы. Эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможностисоциологиии дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессиясоциолога. Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности. Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретическойсоциологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование.

К современным концепциям современной социологии отно­сятся:

социология Чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджес, У. То­мас, Ф. Знанецкий, А. Смолл);

символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид);

структурный функционализм (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Мертон);

неофрейдизм (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм);

структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт);

теория социального конфликта (Ч. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф);

социометрия (Дж. Морено, К. Левин);

теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);

феноменолгия (А. Шюц);

этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурель, X. Сакс);

теория самореферентных систем (Н. Луман);

теория социального поля (П. Бурдье);

теория социальной структурации (Э. Гидденс);

теория социального становления (П. Штомпка);

теория морфогенеза (М. Арчер) и др.

Современная социология развивается главным образом за счет отраслей и теорий среднего уровня. При этом развитие со­циологии в XX веке ознаменовалось не только ее сближением с практикой, но также попытками пересмотра ее предметного поля, во многом обусловленными исчерпанием наследия пози­тивизма. По мере превращения истории из естественно истори­ческого в социально-исторический процесс меняется характер исследовательских проблем социологии. Рост способности со­циальных субъектов воздействовать на социальные процессы привел к тому, что сегодня даже непреднамеренные последс­твия действий людей не являются исключительно объективной естественно-исторической данностью. Само общество как объект исследования преобразуется и этот процесс открывает новые направления развития социологии. Современное ее состояние можно оценить двояко. С одной стороны, наметился про­цесс размывания предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. С другой стороны, возникают доста­точно перспективные теории общесоциологического масштаба (например, теории Э. Гидденса, П. Бурдье, Ю. Хабермаса).

Развитие отечественной социологии.

Российская социология в своем развитии прошла 3 этапа:

I – XIX – н. XX века

II – 20 – 60-е гг. ХХ века

III – 60-е гг. ХХ – н.ХХI в.

I. Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взглядыразличных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были:позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм(Н.К.Михайловский). II. Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса инстуционализации, приобретением социологией статуса социального института. В 1919 году был учрежден Социологический институт. В 1920 году в Петраградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал П. А. Сорокин.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социо­логии. В 20-х годах издается работы Сорокина, Хвостов, Бухарина, Салынского и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологичес­кой мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в сис­теме марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачива­лись эмпирические социологические исследования. Центральное ме­сто в них занимают исследования по социальным и социально-психо­логическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой обла­сти наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались со­циальные проблемы народа, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В постреволюционный период в развитии социологии в Беларуси четко просматриваются три этапа:

1. с н. 20-х гг до сер 60-х гг 20 века;

2. сер. 60-х – сер 80-х гг 20 века;

3. сер 80-х гг 20 в. – н. 21 века.

К середине 1930-х гг. по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования стали постепенно свертываться. Обрушившееся на белорусскую интелегенцию в н. 30-х гг. массовые репрессии привели к моральному и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Фактически в это время социология как отрасль научного знания перестала существовать. Разрушительный вал ВОВ, прокатившийся по территории республики, нанес еще один сокрушительный удар по социологии и ее кадрам. Поэтому в период с сер. 30-х до сер. 50-х гг. социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала.

2. этап. с сер. 60-х гг. начинается новый этап развития социологических исследований в республике. В 1965 году в Минске был открыт Институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. При институте существовали курсы по подготовке социологов. В 1968 году в Академии Наук БССР был создан отдел социальных исследований, что дало возможность расширить тематику социологических исследований. В нач. 1978 года оформился и стал набирать темпы работы Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, возглавляемый Е. М. Бабосовым. Работа сектора была связана с проведением социологических исследований республиканского масштаба. Основная задача – корректировка и дополнение системы показателей, отражающих основные тенденции социально- экономического, социально- политического, социально-культурного развития.

Проблемы социальных изменений, социология катастроф и конфликтов (Бабосов);

Читайте также: