Путь масок леви стросс кратко

Обновлено: 05.07.2024


Клод Леви-Строс. "Путь масок", 2000.
Если кто-то вам скажет: "Маска, я тебя знаю", не верьте. Маску
узнать до конца нельзя. Она таит под своей личиной бесконечные
слои образов, о которых лучше всего сказал Александр Блок: "А под
маской было звездно". Популярный, культовый фильм "Маска" сделан
прямо по Леви- Стросу. Маска не только прирастает к лицу - часто
она становится лицом. Ужасно, что самые главные, итоговые и
основополагающие труды структуралиста Леви-Строса печатаются у
нас впервые. Прямо по Дюма - двадцать пять лет спустя. Они уже
давно впитаны и осмыслены мировой культурой и только для нас
являются новостью. До Строса считалось, что люди и сообщества
общаются друг с другом на языке понятий. После его трудов стало
ясно, что люди и сообщества изъясняются образами, а каждый образ
есть не что иное, как обличье, облик, маска. Самый яркий тому
пример - лидер аграриев, получающий в Думе погоны полковника ФСБ,
и он же полковник ФСБ, получающий значок почетного работника
сельского хозяйства. Маска наслаивается на маску, а до сути
докопаться нельзя. Согласно Леви-Стросу, в комедии Лабиша
"Соломенная шляпка" скрыт сюжет "Царя Эдипа", а в трагедии о царе
Эдипе потенциально прячется соломенная шляпка золотая. Люди,
народы и цивилизации таковы, какова их маска. Если древние греки
предпочитают маску трагедии, то для них похождения Эдипа
трагичны, а вот француз ХГХ века предпочитает комедию, и для него
многие сходные коллизии - всего лишь цепь комических ситуаций.
Надо ли доверять маске? Только маске и можно доверять. Только
маска не лжет.
Как говорит Фигаро: "Это не я лгу, это мое лицо лжет".
Поначалу Строе просто озадачивает, когда пишет: "Трагедия Софокла
и комедия Лабиша - это фактически одна и та же пьеса, где Везине
- глухой и Тиресий - слепой, замещают один другого". Потом
становится ясно, что речь идет о единой структуре, когда главному
герою надо пройти через множество испытаний, чтобы доказать свою
правоту. Вот он, структурализм, столь модное течение в мировой
культуре, подарившее России Юрия Лотмана.
Одно индейское племя верит, что у муравьеда нет ануса,
поскольку у него очень маленький рот и он очень мало ест. Эта
вера может быть легко опровергнута, стоит только взглянуть
внимательно на зад муравьеда. Но таковые действия были бы
кощунством, поскольку муравьед - священное животное. Чем это
отличается от пламенной веры в коммунизм? За десятки лет было
легко убедиться, что сие есть просто выдумка, не имеющая
отношения к реальности. Однако трезвый взгляд на вещи для
пламенного коммуниста - такое же кощунство, как взгляд на зад
муравьеда в индейском племени. Строе напомнил нам, что люди
руководствуются в своих верованиях и обычаях отнюдь не
реалистическим разумом, а набором священных образов и личин. Его
вывод - призыв к терпимости. Заблуждения или, как раньше
говорили, "предрассудки", - неотъемлемые свойства всякого
сообщества и каждого человека. Скрывание всех и всяческих масок
отнюдь не самый лучший прием. Надо учиться говорить с людьми на
языке их собственных заблуждений. Образно говоря, Строе все же
взглянул на зад муравьеда, когда сообщил человечеству о том, что
маска - это лицо. Однако он сделал это так почтительно и так
научно, что никто не обиделся и никто ничего не понял.
Структурализм остался в академических аудиториях, но так и не
шагнул в повседневную жизнь людей. Хотя как знать? Фильм "Маска"
все же стал популярным и оказал определенное воздействие на целое
поколение.
Стросс предупредил человечество, что диалог между разными
людьми и культурами отнюдь не всегда возможен. Тут недоразумение
наслаивается на недоразумение. Китаец не поймет черного траура,
для него траурный цвет - это белый. И так буквально во всем.
Рухнула Вавилонская башня, и народы заговорили на разных языках,
перестав понимать друг друга. Однако в этом есть великая
мудрость. Каждый несет в себе свою тайну и является вечной
загадкой для другого.
Сегодня структурализм если не устарел, то постарел. Однако
неожиданный влом в мировую цивилизацию каких-нибудь красных
кхмеров или афганских талибов лишний раз напоминает о том, что
благодушие не очень уместно. Из-под любой экзотической маски
может в любую минуту выпрыгнуть очередное чудовище, чтобы
поглотить мировую цивилизацию. И тогда весь накопленный багаж
пойдет под хвост священному муравьеду Одним словом, как сказал
Леви-Строс:
"Человечество богато непредвиденными возможностями".
Константин Кедров.

//* Источник информации : Новые Известия,20.01.01

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.11.2013. О Клоде Строссе в день его рождения

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 609
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 687

Вирусы мозга

Оценка

10 (3)

Призраки Долины Смерти

Притчи. Даосские, китайские, дзэнские

Оценка

9.67 (3)

La voie des masques. Paris: Plon, 1979. Работа впервые опубликована в Швейцарии в 1975 г. в двух небольших томах (гл. I—IV входили в т. 1, гл. V—XI — в т. 2). Парижское издание (с него сделан настоящий перевод) дополнено тремя статьями Леви-Строса, развивающими отдельные моменты той же проблематики.


Мне нравится ( 0 )

Являясь последователем Фердинанда де Соссюра, который предложил метод структурного анализа в лингвистике, Леви-Стросс применил его при изучении первобытного общества. Его основной мыслью было то, что в культуре постоянно повторяется одна и та же структура (как и в языке), то есть разные человеческие общности живут, по сути, в одних ит тех же структурах. Например, основой любого общества являются семейные отношения.

Особенностью первобытной культуры является тотемизм, то есть вера людей в животного (или растительного) предка. Леви-Стросс рассматривал этот феномен в трудах "Неприрученная мысль" и "Тотемизм сегодня". Он писал, что культура постоянно обменивается с природой сходствами и различиями, точно также, как и внутри культуры группы людей осуществляют подобный обмен. Этот процесс происходит благодаря кодированию, которому подвергается все, что имеет смысл для человека.

Существовали и особые тотемистические коды. Леви-Стросс считал, что первобытное мышление не было чисто мистическим (как думал, например, другой исследователь проблемы - Люсьен Леви-Брюль), но вполне подчинялось логическим закономерностям, было рациональным. Первобытные люди, имея тотемистическое сознание, могли мыслить биполярными категориями, то есть двоично.

Наиболее важными противоположностями были пространственные (верх-низ, далеко-близко и т.п.), временные (вчера-сегодня, давно-сейчас и т.д.), а также те, которые связаны с органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вкусом. Древние люди прекрасно осознавали эти противоположности, и именно эта способность легла в основу создания ими мифов. Например, чувственные оппозиции стали основой мифов и жизни и смерти.

Леви-Стросс создал модели анализа логических форм мышления первобытных людей:

наука конкретного, то есть способ упорядочивания, где конкретное сочетается с символическим;

бриколаж, то есть свобода мысли от целеполагания, когда главным становится образ, символ;

тотализирующее мышление, то есть переход одних форм классификации в другие, их взаимодополнение.


Клод Леви-Строс. "Путь масок", 2000.
Если кто-то вам скажет: "Маска, я тебя знаю", не верьте. Маску
узнать до конца нельзя. Она таит под своей личиной бесконечные
слои образов, о которых лучше всего сказал Александр Блок: "А под
маской было звездно". Популярный, культовый фильм "Маска" сделан
прямо по Леви- Стросу. Маска не только прирастает к лицу - часто
она становится лицом. Ужасно, что самые главные, итоговые и
основополагающие труды структуралиста Леви-Строса печатаются у
нас впервые. Прямо по Дюма - двадцать пять лет спустя. Они уже
давно впитаны и осмыслены мировой культурой и только для нас
являются новостью. До Строса считалось, что люди и сообщества
общаются друг с другом на языке понятий. После его трудов стало
ясно, что люди и сообщества изъясняются образами, а каждый образ
есть не что иное, как обличье, облик, маска. Самый яркий тому
пример - лидер аграриев, получающий в Думе погоны полковника ФСБ,
и он же полковник ФСБ, получающий значок почетного работника
сельского хозяйства. Маска наслаивается на маску, а до сути
докопаться нельзя. Согласно Леви-Стросу, в комедии Лабиша
"Соломенная шляпка" скрыт сюжет "Царя Эдипа", а в трагедии о царе
Эдипе потенциально прячется соломенная шляпка золотая. Люди,
народы и цивилизации таковы, какова их маска. Если древние греки
предпочитают маску трагедии, то для них похождения Эдипа
трагичны, а вот француз ХГХ века предпочитает комедию, и для него
многие сходные коллизии - всего лишь цепь комических ситуаций.
Надо ли доверять маске? Только маске и можно доверять. Только
маска не лжет.
Как говорит Фигаро: "Это не я лгу, это мое лицо лжет".
Поначалу Строе просто озадачивает, когда пишет: "Трагедия Софокла
и комедия Лабиша - это фактически одна и та же пьеса, где Везине
- глухой и Тиресий - слепой, замещают один другого". Потом
становится ясно, что речь идет о единой структуре, когда главному
герою надо пройти через множество испытаний, чтобы доказать свою
правоту. Вот он, структурализм, столь модное течение в мировой
культуре, подарившее России Юрия Лотмана.
Одно индейское племя верит, что у муравьеда нет ануса,
поскольку у него очень маленький рот и он очень мало ест. Эта
вера может быть легко опровергнута, стоит только взглянуть
внимательно на зад муравьеда. Но таковые действия были бы
кощунством, поскольку муравьед - священное животное. Чем это
отличается от пламенной веры в коммунизм? За десятки лет было
легко убедиться, что сие есть просто выдумка, не имеющая
отношения к реальности. Однако трезвый взгляд на вещи для
пламенного коммуниста - такое же кощунство, как взгляд на зад
муравьеда в индейском племени. Строе напомнил нам, что люди
руководствуются в своих верованиях и обычаях отнюдь не
реалистическим разумом, а набором священных образов и личин. Его
вывод - призыв к терпимости. Заблуждения или, как раньше
говорили, "предрассудки", - неотъемлемые свойства всякого
сообщества и каждого человека. Скрывание всех и всяческих масок
отнюдь не самый лучший прием. Надо учиться говорить с людьми на
языке их собственных заблуждений. Образно говоря, Строе все же
взглянул на зад муравьеда, когда сообщил человечеству о том, что
маска - это лицо. Однако он сделал это так почтительно и так
научно, что никто не обиделся и никто ничего не понял.
Структурализм остался в академических аудиториях, но так и не
шагнул в повседневную жизнь людей. Хотя как знать? Фильм "Маска"
все же стал популярным и оказал определенное воздействие на целое
поколение.
Стросс предупредил человечество, что диалог между разными
людьми и культурами отнюдь не всегда возможен. Тут недоразумение
наслаивается на недоразумение. Китаец не поймет черного траура,
для него траурный цвет - это белый. И так буквально во всем.
Рухнула Вавилонская башня, и народы заговорили на разных языках,
перестав понимать друг друга. Однако в этом есть великая
мудрость. Каждый несет в себе свою тайну и является вечной
загадкой для другого.
Сегодня структурализм если не устарел, то постарел. Однако
неожиданный влом в мировую цивилизацию каких-нибудь красных
кхмеров или афганских талибов лишний раз напоминает о том, что
благодушие не очень уместно. Из-под любой экзотической маски
может в любую минуту выпрыгнуть очередное чудовище, чтобы
поглотить мировую цивилизацию. И тогда весь накопленный багаж
пойдет под хвост священному муравьеду Одним словом, как сказал
Леви-Строс:
"Человечество богато непредвиденными возможностями".
Константин Кедров.

//* Источник информации : Новые Известия,20.01.01

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.11.2013. О Клоде Строссе в день его рождения

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: