Западная культура 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500.

Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).

Двадцатый век ушел в историю. Следы его еще не остыли, процессы в нем кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - всегда есть некий магический соблазн (есть в самих подобных числах и цифрах что-то генерирующее его) подведения какой-то (пусть предварительной) черты и вглядывания в нечто, оставшееся по ту сторону. Тем более, что ушедшее столетие - достойный объект для такого вглядывания и некоего подытоживания. Оно во многих смыслах оправдывает свое пограничное положение в истории; в истории культуры особенно, на которую мы попытаемся взглянуть здесь сквозь многогранную призму искусства, художественной культуры, эстетического сознания.

Цель работы – изучить культуру человечества в 20 веке.

ХХ век занимает не просто особое, но, можно сказать, во многом уникальное место в истории мировой культуры. Культура, как интегрирующее начало общественного развития, получила небывалое до тех пор мощное развитие в двух основных сферах человеческого производства – материальной и духовной.

– резко возросла продолжительность жизни человека и ее комфортность;

– медицина стерла с лица земли многие тяжелейший заболевания;

– в результате достижений сельского хозяйства, предотвративших голод, было спасено больше жизней, чем умерло от голода за всю предшествующую историю;

– были созданы теория относительности и квантовая теория, что ознаменовало прорыв науки в область микромира и больших скоростей;

– наука решила проблему расщепления атомного ядра и человечество овладело качественно новым видом атомной энергии;

– важнейшее значение имело возникновение кибернетики как отклик научного познания и техники середины ХХ столетия на социальную потребность в решении точными средствами проблем управления и организации;

– символом НТР столетия стали ЭВМ, получившие широкое распространение в научных исследованиях, производственных процессах, а затем и в управлении;

– произошла массовая информатизация общества: практически реализуется возможность мгновенной передачи информации, в том числе различной корреспонденции, с континента на континент. Банки данных содержат в своей памяти тексты объемом в сотни тысяч книг, что создает безграничные возможности для хранения и передачи любой информации.

Б) Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере. Сегодня люди мыслят и чувствуют совсем не так, как их предшественники начала века. Изменения затронули все стороны и уровни духовной культуры:

– ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков;

– художественные вкусы и эстетические теории;

– естественно-научные взгляды и представления об историческом процессе;

– человечество небывало обогатилось в науке и технике: за последние сто лет сделано открытий больше, чем за всю предыдущую культурную историю человечества;

– подлинным духовным богатством современного общества стало знание, в результате чего жизнь нынешнего человека, основанная на знаниях, все более воплощает идеи свободы и творческого развития;

– ярче, разнообразнее стала художественная культура: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура.

Закончившееся столетие обнаружило и зафиксировало ведущие прогрессивные тенденции, устремления культуры в XXI век. Говоря об этих тенденциях, следует помнить, что они появились не на пустом месте, а являются сплавом того, что было создано и открыто раньше – в этом и проявляется закон преемственности в развитии культуры. Среди них целесообразно выделить следующие:

– вторая важнейшая тенденция культуры века – углубление научно-рационалистического познания мира и небывалое возрастание роли науки как социокультурной системы. Именно в ХХ веке наука стала общемировым явлением, объединив усилия ученых разных стран. Она становится основой интеграции и интернационализации не только народнохозяйственных, но и социальных, политических, межгосударственных связей, способных в конечном итоге привести к совершенно новому социокультурному устройству на планете;

– уникальным, интереснейшим явлением культуры ХХ столетия стал так называемый космизм. Важно подчеркнуть, что идея, да и во многом практика, этого феномена, связана прежде всего с именами русских ученых и исследователей-практиков – В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина и др. Суть данной теории в следующем: человечество – это не замкнутая, не обособленная общность, а часть Вселенной. Оно, его разум, сознание, - ответственны за состояние Природы и Космоса. Планета наша – это песчинка в бескрайнем мире Вселенной, сберечь ее – дело всего человечества;

Итак, если смотреть на ХХ век с этой стороны, т.е. со стороны позитивных результатов и тенденций социокультурного развития, то он, по мысли ведущих мировых политиков и ученых, был лучшим по масштабам достигнутого социального и научно-технического прогресса. Но если взглянуть на этот исторический период с другой стороны, т.е. со стороны негативных явлений и процессов, - а их немало, - то он окажется наихудшим в череде других столетий.

ХХ век – это век огромных социально-экономических сдвигов и преобразований, век – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с такими частыми, резкими и глубокими поворотами событий.

Западноевропейские исследователи – Ницше, Шпенглер, Тойнби, Швейцер, Хёйзинга, Ясперс, Франкл, Парсонс и многие другие создали огромную литературу о феномене кризиса буржуазной культуры ХХ столетия.

В соответствии со своим мировоззрением и видением острейших проблем западного общества А.Швейцер:

– противопоставлял культуру цивилизации;

– выражал глубокую обеспокоенность судьбой гуманизма и считал уровень гуманизма, реального достигнутого обществом, критерием развития культуры;

– ставил своей задачей, и призывал к этому других, - создание такого оптимистического мировоззрения, которое было бы способно утвердить достоинство человеческой личности в неблагоприятных условиях.

«Главное в культуре, - вновь и вновь настаивает А. Швейцер, - не материальные достижения, а то, что индивиды достигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами.

…Пожалуй, наиболее зловещая черта настоящего состоит в том, что мы, похоже, утрачиваем контроль над собственной системой. Мы выполняем решения, которые принимают за нас электронные машины. У нас – человеческих существ – нет других целей, кроме все большего производства и потребления.

бомбой, заложенной под нашу цивилизацию, является глобальный, грозящий взрывом социальный и экономический диспаритет во владении и распоряжении материальными, интеллектуальными и информационными ресурсами. Вопиющее неравенство возможностей людей имеет множество измерений:

– между Севером и Югом, Западом и Востоком;

– между белой, черной и желтой расами;

– между людьми богатыми и бедными;

– между социокультурными системами;

– между настоящим и будущим поколениями землян.

Концепция устойчивого развития возникла как новая парадигма глобального развития жизни человеческого сообщества и его культуры в том числе. И, в сущности, является альтернативной по отношению к современной буржуазной цивилизации. Однако за ее реализацию предстоит еще длительная и непростая борьба ученых, политических деятелей, всей мировой общественности. Однако и эта концепция еще не панацея. Она сама требует углубления и доработки. Российские ученые, в том числе академики В.А. Коптюг, Н.Н. Моисеев и многие другие уже сделали немало в этом направлении, внесли существенные коррективы в ее содержание.

Для настоящего исторического момента, когда человечество реально вступило в эпоху глобальной катастрофы, особенно полезно поразмыслить над идеями Вернадского, Соколова, Моисеева, Коптюга, Федотова, в особенности о переходе биосферы в ноосферу. И здесь очень важно понять две мысли В.И.Вернадского:

Мысль вторая: геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

Таким образом, процесс перехода биосферы в ноосферу надо понимать как процесс интенсивнейшего развития человеческого разума, процесс который должен привести к созданию на Земле с ограниченными возможностями научно-организованного, управляемого, жизнеспособного мироустройства. Это и будет означать наступление ноосферной эры.

Иначе говоря, у человечества вырисовываются реальные оптимистические перспективы:

– саморазрушение мира, безусловно, можно остановить, введя управление мировой системой. Первый, наиболее эффективный элемент управления – рента со стран за пользование биосферой;

– цивилизация на планете, безусловно, может сохраниться, если человечество сумеет заменить общество потребления системой экологического социализма, т.е. управляемого, планового, с общественной собственностью на основные средства производства, установит равновесное, гармоничное взаимодействие человечества и биосферы с соответствующим индексом устойчивости, а также гармоничное единство материального и духовного начал в культуре.

– использование науки как общемирового явления и обеспечение на деле интеграции и интернационализации как хозяйственно-экономических, так и социальных, политических, межгосударственных связей, что в конечном итоге должно привести к новому социокультурному устройству на планете;

– усиление взаимодействия и взаимообогащения национальных культур за счет интенсификации коммуникационных, научно-технических, экономических, духовных связей, что приведет к созданию таких условий, когда на планете по имени Земля смогут счастливо жить все народы, все люди.

Таковы в общих чертах контуры, основные достижения и проблемы культуры буржуазного общества в ХХ столетии. Не умаляя ни одну из составляющих, важно в первую очередь разобраться в острых проблемах. Ибо, только поняв их, можно говорить о перспективах в XXI веке.

Много чего в культуре XX века делает ее совсем другой по сравнению со всей предыдущей историей человечества.

Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.

ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.

Итогом развития человечества на конец XX века является культурная ситуация, которую характеризуют такие процессы:

– превращение человечества во взаимно связываемую, взаимозависимую целостность, что связано с качественно новыми техническими, технологическими, информационными, коммуникативными возможностями;

– приобретение глобальным развитием ярко выраженных черт катастрофической (нарастание агрессивности и насилия, появление средств массового уничтожения, геноцид, мировые войны, глобальные проблемы);

– резкое расширение возможностей человека влиять на условия своего существования, особенно на природу, создавать и превращать искусственно материально вещественную среду.

Отсюда вытекают характеристики современной художественной культуры:

– интернационализация культурной жизни, глобализация процессов;

– возникновения новых, синтезированных (синтетических) видов творческой деятельности, новых жанров искусства и способов творческого самовыражения. Это способы - кинематографа, дизайна, мультипликации (анимационного кино), взаимопроникновения видов и жанров искусства, стирания граней, между стилями;

– дифференциация культурных форм (появление множества новых стилевых направлений, стремления представителей национальных культур, сохранить свою самобытность).

1. События XX века в истории Западной Европы
2. Западная культура в первой половине XX века
3. Западный авангард
4. Западная культура второй половины XX века
5. Западная массовая культура
6. Культура постмодернизма
Список используемой литературы

1. События XX века в истории Западной Европы

В первой половине XX века завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.
Осуществлённые реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, — противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

2. Западная культура в первой половине XX века

3. Западный авангард

4. Западная культура второй половины XX века.

Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:
 переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
 общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
 культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).
Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).

Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
 разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
 трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.

При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.

5. Западная массовая культура

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.
Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:
 книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;
 появляются газеты и журналы (с XVII века);
 изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;
 появляются радио и кинематограф (1895);
 изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
 возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.
Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.
В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

6. Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.
В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:
 в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
 экономический кризис 30-х годов;
 экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.
Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
Важные черты постсовременности:
 широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
 господство моды;
 театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.
Наука перестает быть привилегированным способом познания.
В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
 в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
 структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Список используемой литературы

1. Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. М.; 2004 г.
2. Роберт Стюарт. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. Перевод с английского. М.; 1998 г.

Философия

Литература

В это время активно заявляет о себе массовая культура, формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, отвергая рационализм и экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, которое взаимодействует со всеми стилями.

Архитектура

Изменения общей социокультурной ситуации и достижения научно-технической революции в Европе отразились на архитектуре. Изменение социального порядка, демографическая проблема, рост промышленных предприятий, рост городов оказали давление на архитектуру, обусловили ее характер и тенденции развития в новом веке. Так архитектурный стиль модерн преодолел широко распространенный эклектизм. Главными выразителями этого стиля были Гектор Гимар (1867 - 1942) во Франции и испанский архитектор Антонио Гауди (1853 - 1926).

Однако этому стилю были свойственны серьезные излишества во внешней отделке зданий. Примером являются Большой и Малый дворец в Париже на Елисейских полях, на фасадах которых можно в изобилии видеть претенциозные, вычурные орнаментальные украшения. Это и определило постепенную замену модерна функционализмом, в основе которого лежали идеи рационализма, техницизма и утилитаризма. В функционализме главное внимание сосредоточено на пропорциях фасадных плоскостей, окон, на выразительности основных конструктивных элементов. Бетон и железобетон проявили свою своеобразную эстетику в работах братьев Огюста и Гюстава Пере.

Ведущим представителем функционализма в XX веке стал Ле Корбюзье (1887 - 1965), создавший урбанистическую теорию строительства. В основе этой теории он преследует две идеи – создание нормальной жизни людям, несмотря на их численный рост, и сохранение окружающей природы, в гармонии с которой эти люди должны жить. Оба эти условия, по концепции Корбюзье, обеспечивались строительством многоэтажных многоквартирных зданий с плоскими покрытиями для разведения садов на крыше и открытыми опорами в нижних этажах здания.

Искусство

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. В широком смысле он обозначает всю совокупность художественных течений, провозгласивших новые художественные стили – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Произведения художников-модернистов принимали зачастую форму эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.

Кубизм как направление возник в 1906 году во Франции. Его родоначальниками стали Жорж Брак (1882 - 1963) и Пабло Пикассо (1881 - 1973). Это модернистское течение выдвинуло на первый план формальные эксперименты по конструированию объемной формы на плоскости, выявлению устойчивых геометрических форм, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.

Музыкальное искусство XX века характеризуется приверженностью к новым средствам звукового выражения. Утверждаются новые эстетические идеи и на смену Вагнеру, Верди, Сен-Сансу приходит новое поколение музыкантов, тяготеющее к таким музыкальным направлениям как веризм, символизм, экспрессионизм и импрессионизм. Выразителями этих музыкальных идей в начале века были французские композиторы Клод Дебюсси (1862 - 1918) и Морис Равель (1875 - 1937); норвежский композитор Эдвард Григ (1843 - 1907), финский композитор Ян Сибелиус (1865 - 1957).

Наука

Научно-технической тип культуры дал человеку очень много для развития его свободы. Но техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом неограниченной человеческой эксплуатации. Цель научно-технического прогресса состоит в безудержном накоплении материальных благ, богатства. Только на этой основе техногенная цивилизация способна решать человеческие проблемы, в том числе экономические, политические, социальные и ряд других, но никак не духовно-нравственные.

В культуре XX века явно развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух мировоззренческих установок – сциентизм и антисциентизм. В основе сциентизма (от лат. знание, наука) лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. По мнению сциентистов, наука способна решить все экономические, политические, моральные и др. проблемы, стоящие перед человечеством.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные экономические, экологические, национальные и другие кризисы. Антисциентизм утверждает, что наука (особенно физика) вносит в мир отчуждение, антипатию и вражду, особенно среди молодежи, но главное непонимание скрытых научному взгляду глубин бытия человека и мира.

Социальная культура

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры, выявления границы существующего типа экономического развития.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры, поскольку общество является предпосылкой и, одновременно, следствием культуры. На определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Философия

Литература

В это время активно заявляет о себе массовая культура, формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, отвергая рационализм и экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, которое взаимодействует со всеми стилями.

Архитектура

Изменения общей социокультурной ситуации и достижения научно-технической революции в Европе отразились на архитектуре. Изменение социального порядка, демографическая проблема, рост промышленных предприятий, рост городов оказали давление на архитектуру, обусловили ее характер и тенденции развития в новом веке. Так архитектурный стиль модерн преодолел широко распространенный эклектизм. Главными выразителями этого стиля были Гектор Гимар (1867 - 1942) во Франции и испанский архитектор Антонио Гауди (1853 - 1926).

Однако этому стилю были свойственны серьезные излишества во внешней отделке зданий. Примером являются Большой и Малый дворец в Париже на Елисейских полях, на фасадах которых можно в изобилии видеть претенциозные, вычурные орнаментальные украшения. Это и определило постепенную замену модерна функционализмом, в основе которого лежали идеи рационализма, техницизма и утилитаризма. В функционализме главное внимание сосредоточено на пропорциях фасадных плоскостей, окон, на выразительности основных конструктивных элементов. Бетон и железобетон проявили свою своеобразную эстетику в работах братьев Огюста и Гюстава Пере.

Ведущим представителем функционализма в XX веке стал Ле Корбюзье (1887 - 1965), создавший урбанистическую теорию строительства. В основе этой теории он преследует две идеи – создание нормальной жизни людям, несмотря на их численный рост, и сохранение окружающей природы, в гармонии с которой эти люди должны жить. Оба эти условия, по концепции Корбюзье, обеспечивались строительством многоэтажных многоквартирных зданий с плоскими покрытиями для разведения садов на крыше и открытыми опорами в нижних этажах здания.

Искусство

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. В широком смысле он обозначает всю совокупность художественных течений, провозгласивших новые художественные стили – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Произведения художников-модернистов принимали зачастую форму эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.

Кубизм как направление возник в 1906 году во Франции. Его родоначальниками стали Жорж Брак (1882 - 1963) и Пабло Пикассо (1881 - 1973). Это модернистское течение выдвинуло на первый план формальные эксперименты по конструированию объемной формы на плоскости, выявлению устойчивых геометрических форм, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.

Музыкальное искусство XX века характеризуется приверженностью к новым средствам звукового выражения. Утверждаются новые эстетические идеи и на смену Вагнеру, Верди, Сен-Сансу приходит новое поколение музыкантов, тяготеющее к таким музыкальным направлениям как веризм, символизм, экспрессионизм и импрессионизм. Выразителями этих музыкальных идей в начале века были французские композиторы Клод Дебюсси (1862 - 1918) и Морис Равель (1875 - 1937); норвежский композитор Эдвард Григ (1843 - 1907), финский композитор Ян Сибелиус (1865 - 1957).

Наука

Научно-технической тип культуры дал человеку очень много для развития его свободы. Но техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом неограниченной человеческой эксплуатации. Цель научно-технического прогресса состоит в безудержном накоплении материальных благ, богатства. Только на этой основе техногенная цивилизация способна решать человеческие проблемы, в том числе экономические, политические, социальные и ряд других, но никак не духовно-нравственные.

В культуре XX века явно развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух мировоззренческих установок – сциентизм и антисциентизм. В основе сциентизма (от лат. знание, наука) лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. По мнению сциентистов, наука способна решить все экономические, политические, моральные и др. проблемы, стоящие перед человечеством.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные экономические, экологические, национальные и другие кризисы. Антисциентизм утверждает, что наука (особенно физика) вносит в мир отчуждение, антипатию и вражду, особенно среди молодежи, но главное непонимание скрытых научному взгляду глубин бытия человека и мира.

Социальная культура

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры, выявления границы существующего типа экономического развития.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры, поскольку общество является предпосылкой и, одновременно, следствием культуры. На определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Читайте также: