Воображение у детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя такую позицию, B. C. Мухина утверждает, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности.

Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии, появляется у детей в возрасте 5–6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими, отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображения. Однако в целом, несмотря на свою наглядность, выразительность, эмоциональную насыщенность, образы воображения у дошкольников еще недостаточно управляемы и контролируемы.

В следующем возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, и рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Однако некоторые психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий (Е. Е. Кравцова). Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

В возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований.

Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования, в уме.

Будучи непосредственно связанной с учебной деятельностью, игровая деятельность расширяет ее возможности, является важным источником развития неслышащих учащихся. Гораздо продуктивнее решаются умственные задачи, предложенные детям в занимательной, игровой, форме. При этом неслышащие школьники воспринимают умственную задачу как практическую, что существенно повышает их интеллектуальную активность, стимулирует речевую деятельность и, в конечном итоге, способствует полноценному формированию их познавательных процессов.

Творческое воображение детей с нарушениями слуха выполняет важную компенсаторную функцию, которая выражается в том, что воображение, создавая новые образы, обогащает опыт неслышащего, расширяет границы познаваемого мира, его общий кругозор. Кроме того, воображение способствует саморазвитию личности неслышащего ребенка, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования. И наконец, вероятностный характер отражательной деятельности воображения при достаточном уровне его развития в значительной степени определяет успешность формирования у детей с нарушениями слуха умения планировать свою деятельность, свое поведение, а это облегчает им ориентацию в окружающем мире, адаптацию среди слышащих.

Таким образом, необходимо целенаправленно и планомерно развивать воображение у ребенка с нарушенным слухом. Решение этой проблемы возможно при условии глубокого всестороннего изучения особенностей развития и функционирования психических процессов в условиях нарушения деятельности слухового анализатора.

Изучению влияния глухоты на психическое развитие человека и характера этого влияния посвящены работы P. M. Боскис, А. П. Гозовой, А. И. Дьячкова, Т. А. Григорьевой, С. А. Зыкова, Н. Г. Морозовой, Е. Г. Речицкой, Т. В. Розановой, И. М. Соловьева, Л. И. Тиграновой, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшковой и др. Специальные исследования, посвященные изучению особенностей воображения у лиц с недостатками слуха, на сегодня малочисленны. В частности, этот вопрос рассматривался в работах М. М. Нудельмана. Основные результаты его экспериментальных исследований свидетельствуют о своеобразии протекания процессов воображения у данной категории детей.

М. М. Нудельманом были разработаны методики исследования представлений глухих школьников в процессе творческой реконструкции басни (6 и 8 классы) и в процессе творческих описаний картин (5 и 8 классы). Результаты позволили говорить о наличии у учащихся 6 класса особенностей, отличающих их от слышащих сверстников: скованность, трудности при замене действующих лиц и, особенно, ситуации, в которой разворачивается событие. Учащиеся 8 класса демонстрировали уже большую свободу в оперировании представлениями. Они могли переименовывать героев и переосмысливать ситуацию, сохраняя основной смысл басни, ее мораль.

При исследовании творческого описания картин было обнаружено, что у слышащих школьников достаточно много высказываний о впечатлениях, которые относятся к объектам, не изображенным на картине, они рассказывали об увиденном на картине как моменте, разворачивающемся во времени, в прошлом и будущем. Неслышащие же учащиеся (5 класс) в большинстве случаев ограничивались описанием непосредственно воспринятого события только данного момента. У более старших школьников (8 класс) уже отмечались элементы творческого переосмысления, выразившиеся в описании некоторых моментов, не изображенных на картине, но которые могли бы иметь место в воображаемой ситуации.

С точки зрения М. М. Нудельмана, эти данные свидетельствуют о недостаточности функциональной роли текста, слова, которые у неслышащих школьников способны актуализировать лишь глобальный образ, без достаточной дифференциации и необходимого выделения особого, своеобразного, то же время полученные результаты позволили исследователю сделать вывод о развитии у неслышащих учащихся как воссоздающего, так и творческого воображения в процессе школьного обучения.

Отечественные сурдопедагоги (P. M. Боскис, А. И. Дьячков, С. А. Зыков) утверждают, что вторичные изменения познавательной деятельности, возникшие на основе первичной потери слуха, успешно поддаются специальному педагогическому воздействию, направленному на их коррекцию и мобилизацию потенциальных компенсаторных возможностей личности. То есть недостатки на уровне первой сигнальной системы могут быть скомпенсированы за счет функционирования второй сигнальной системы, в связи с чем можно сделать вывод, что активное, целенаправленное развитие речи у неслышащих учащихся позволяет ослабить влияние глухоты на развитие психической функции ребенка, в том числе его воображения. Более того, с возрастом речемыслительные процессы все более определяют творческий, активный, целенаправленный, комбинаторный характер воображения (Л. С. Выготский). Вторичная задержка речевого развития у глухих и слабослышащих детей отрицательно сказывается на формировании умений как воссоздавать образы по их словесному описанию или графическому изображению, так и создавать совершенно новые образы. Задержка речевого развития у детей с нарушением слуха сказывается не столько на сужении объема их словаря, сколько на своеобразии употребления и понимания значений слов (P. M. Боскис, А. П. Гозова, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин).

Ребенок с нарушенным слухом, как правило, связывает значения слов с конкретными ситуациями, недостаточно точно их дифференцирует, что и объясняет встречающиеся в речи глухих детей различные замещения одних слов другими.

Учитывая, с одной стороны, значимую роль речи в развитии воображения ребенка и, с другой, – своеобразие формирования речи в условиях нарушения деятельности слухового анализатора, еще раз подчеркнем необходимость специальной работы по развитию воображения неслышащих детей.

Как уже было отмечено, на сегодня еще мало исследований, посвященных изучению воображения лиц с нарушенным слухом. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций глухих и слабослышащих детей, т. к., учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса.

Как указывалось, возникшие отклонения в развитии психических процессов у детей с нарушенным слухом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы. Однако такая работа достигнет своей цели только в случае, если она будет организована с учетом закономерностей и особенностей развития и функционирования каждого психологического процесса.

Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности, о чем уже упоминалось ранее. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не столько в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменении, переконструировании.

В практике школьного обучения основной акцент, к сожалению, делается именно на факторе богатства чувственного опыта, специфика же процесса воображения, т. е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. С нашей точки зрения, для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо еще и развитие способностей у него к переконструированию, комбинированию этого опыта. Формирование структурных компонентов творческого воображения, т. е. накопление представлений об окружающей действительности, создает как бы предпосылку, возможность для развития фантазии, а степень реализации этой возможности определяется сформированностью у ребенка операциональных компонентов – приемов и способов переструктурирования имеющихся представлений. Таким образом, только одновременное развитие и структурных, и операциональных компонентов воображения может обеспечить полноценное формирование и функционирование данного процесса.

В психологии воображение рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке (трансформации) имеющегося опыта. Отражение окружающего мира возможно лишь в процессе активного взаимодействия субъекта (ребенка) с объектом, т. е. в процессе деятельности. Психика человека, его сознание, существует и может формироваться лишь в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Сам процесс формирования действий в уме осуществляется первоначально на базе внешних действий, максимально развернутых, и лишь затем путем поэтапной отработки переходят во внутренний план, в план сознания (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Анализ структуры внутренних умственных действий, с одной стороны, и внешних предметных – с другой показывает их принципиальную аналогичность.

Поскольку сущность воображения составляют механизмы по переструктурированию опыта, являющиеся разновидностью умственных действий, необходимым условием их формирования является включение субъекта в активные формы деятельности, и прежде всего предметно-практической. Максимальное использование возможностей внешней, предметной, деятельности для формирования комбинаторных механизмов воображения обеспечит успешность их функционирования в дальнейшем.

Учитывая взаимосвязь воображения с процессами чувственного познания, можно предположить, что нарушение деятельности слухового анализатора, создавая определенные трудности в приобретении личного опыта (формирующегося зачастую вне звучащего слова), будет оказывать негативное влияние на формирование воображения у глухих детей. Однако, как уже отмечалось, развитие данного психического процесса определяется не только богатством чувственного опыта, но и наличием способности к трансформации последнего.

Следовательно, одновременное формирование в процессе обучения структурных и операциональных компонентов творческого воображения обеспечит эффективное развитие данной психической функции у детей как в норме, так и в условиях нарушенного хода развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным формированием их словесной речи и абстрактного мышления. Хотя зрительные образы глухих детей достаточно полноценны, в то же время наблюдаются трудности отвлечения от конкретных ситуаций, трудности творческой переработки имеющихся представлений, создания новых образов.

В процессе воссоздающего воображения обнаруживаются у неслышащих детей нарушения пространственных отношений между объектами, расположение объектов в рисунках детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию. Прежде всего, это объясняется недоразвитием речи неслышащих детей, неумением перестраивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным описанием.

В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.

В связи с упрощенным пониманием текстов наблюдаются трудности выделения существенного, главного в изображении ситуации, часто на первый план выступают детали, возникают недостаточно обобщенные образы.

Бедность и недостаточная обобщенность имеющихся представлений, недостаточная свобода оперирования ими приводит к повторению глухими детьми младшего школьного возраста в игровых ситуациях виденного ранее почти без изменений.

Основные трудности обнаруживаются в создании глухими школьниками образов далекого прошлого, исторических событий.

Творческое воображение неслышащих развивается со значительным своеобразием, что выражается в трудностях реконструкции словесных текстов, отвлечения от конкретных ситуаций, трудности понимания образных выражений.

Отмечается неумение выполнять замены объектов, описанных в тексте, в соответствии с их глубинным смыслом. В подавляющем большинстве случаев также замены осуществляются по внешним признакам, изменения в ситуацию, как правило, не вносятся.

Значительные трудности испытывают глухие школьники при необходимости вообразить ситуации со звучащими объектами, что отражается в минимальном числе высказываний о звучащих объектах.

Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выражений, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.

В собственных сочинениях, письмах глухие школьники опираются, преимущественно, на образы памяти, элементы выдумки занимает в них меньшее место.

Способность с помощью воображения проникать во внутренний мир другого человека формируется у глухих школьников позднее, чем у слышащих.

Отрицательно сказывается на развитии воображения обеднение сенсорного опыта ребенка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора, а также недостаточная сформированность в способности к переконструированию, комбинированию этого опыта.

Наблюдается большая стереотипность, шаблонность воображения неслышащих школьников, большая привязанность к заданным моделям, образцам действий, трудности трансформации операциональных компонентов воображения.

В процессе коррекционного обучения потенциальные возможности развития воображения детей с нарушением слуха реализуются в значительной степени.

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию.

Дети с нарушениями слуха часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово".

Образы, возникающие у детей с нарушениями слуха при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результатом неполного понимания детьми смысла прочитанного.

В рисунках, сделанных к рассказу, изображаемая обстановка не всегда соответствует его содержанию. Большие расхождения между текстом и рисунком возникают из-за того, что дети вносят в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, так как текст рассказа актуализирует образы хорошо знакомых детям предметов, больше относящихся к образам памяти, чем воображения.

Большие трудности наблюдаются у детей с нарушениями слуха в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.

Большой интерес представляет исследование творческого воображения детей с нарушениями слуха, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представлений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения.

Глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг - в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции (круг, квадрат - часы).

Созданные детьми с нарушениями слуха композиции оказались менее оригинальными, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, дети больше зависели от заданных моделей, образцов действий.

Отставание младших школьников с нарушениями слуха в развитии творческого воображения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное - несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта.

Для того, чтобы понять особенности воображения лиц с нарушенным слухом нужно понять кто же такие глухие и слабослышащие, и в чем особенности их психических процессов.

Потеря слуха лишает человека важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют следующие группы людей с недостатками слуха:

1. Неслышащие – люди с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи ( родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована.

2. Слабослышащие – люди с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие человека с рождения и оказывает опосредованное влияние на формирование всех психических процессов.

В дошкольном возрасте воображение формируется в ведущей деятельности данного периода — сюжетно-ролевой игре, все структурные компоненты которой способствуют этому — воображаемая ситуация, творческое принятие на себя роли, использование предметов-заместителей.

С развитием речи и мышления воображение детей развивается, освобождается от конкретных образных компонентов. Участие в воображении понятий освобождает от скованности конкретной ситуацией, обеспечивает возможность творческой переработки и преобразования имеющихся представлений, создания новых представлений.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение заключается в создании образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает создание образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности.

На протяжении школьного обучения происходит развитие воссоздающего воображения: так, восьмиклассники уже точнее изображают описанные в рассказе события, выбирая главные; они стремятся передать динамику события, правильно воссоздают цвет и размеры объектов.

По мнению М. М. Нудельмана, большой интерес представляет исследование творческого воображения глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представлений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е. А. Сошиной, глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации). Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет — в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции (круг, квадрат — часы). Созданные глухими детьми композиции оказались менее оригинальными, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, дети больше зависели от заданных моделей, образцов действий. Отставание глухих младших школьников в развитии творческого воображения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное — несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта.

Важнейшими условиями развития воображения у детей с нарушениями слуха являются, во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о мире (например, в младшем школьном возрасте за счет использования на уроках и во внеклассной работе широкого ассортимента разнообразных природных и синтетических материалов), воспитание интереса к чтению художественной литературы; во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т. е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения. Для этого можно использовать разные виды конструирования, иллюстрирования прочитанных литературных произведений; проведение ролевой игры по рассказу, драматизации. Одновременная реализация этих условий приводит к положительным сдвигам в развитии воображения детей с нарушениями слуха уже в младшем школьном возрасте (Е. Г. Речицкая, Е.А.Сошина). Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.

В статье рассматривается проблема развития воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения определены заторможенным становлением их речи, а именно особенным развитием значений слов, запаздываньем в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Уже на ранних этапах онтогенеза дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Также в статье описывается проведенное диагностическое исследование и предложены возможные варианты педагогической работы по развитию творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности. Развитие творческого воображения детей с нарушением слуха возможно в ходе целенаправленной коррекционно-педагогической работы, в процессе которой используются общепедагогические методы, позволяющие закрепить имеющиеся знания, обеспечить развитие воображения дошкольников, а также их изобразительных умений для последующих воспроизведений разнообразных образов. Также целесообразно использовать специфические методы и приемы, которые непосредственно направлены на формирование воображения.


1. Головчиц Л. А. . Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: сб. игр для педагогов и родителей. М: Граф-пресс, 2003. 160 с.

3. Немов, Р. С. Психология: в 3 книгах: учебник для высш. пед. учеб. заведений. М: Владос, 1995. 507 с.

4. Сапогова, Е. Е. 100 игр для больших и маленьких. Игры для развития воображения дошкольников. М: Астрель, 2002. 120 с.

5. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 235 с.

7. Труханова, Ю. А. Исследование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста //Дефектология. 2004. № 6. С. 145-400.

8. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб: Речь, 2006 174 с.

Введение

Дошкольный возраст ‑ наиболее продуктивный и ответственный в жизни ребенка. Во время этого периода развивается творческий потенциал и способности малыша; он овладевает всевозможными видами деятельности, включая творчество. Чтобы ребенок вырос инициативным, думающим и творчески подходил к любому делу, развивать воображение необходимо с дошкольного детства, так как оно относится к числу фундаментальных психологических новообразований.

У детей с нарушениями слуха развитие воображения выполняет еще и компенсаторную функцию, поскольку их общение со взрослыми и слышащими сверстниками ограничено, в связи с чем дети со слуховой депривацией лишаются необходимого объема информации.

Цель исследования

Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и на этой основе создать систему педагогической работы по его развитию в процессе изодеятельности.

Материал и методы исследования

Теоретический (анализ литературы); эмпирический (диагностическое исследование); интерпретационный (анализ результатов практического исследования).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось с 19 января 2020 года по 15 февраля 2020 года. К исследованию было привлечено 9 детей. Средний возраст испытуемых составил от пяти до шести лет. Все дети посещали детский сад на протяжении всего учебного года. Большинство детей в группе имеют наследственную 2-х стороннюю нейросенсорную потерю слуха IV степени, один ребенок ‑ с множественными приобретенными нарушениями здоровья и атрофией зрительного нерва.

Как показали проведенное наблюдение и беседы, общение детей со сверстниками в группе происходит в основном на жестовом языке, без использования устной речи. Задержка в речевом развитии отмечается у всех детей. Речь детей маловнятная, в ней разборчивы лишь отдельные слова. Речевой материал (соответствующий программным требованиям) дети воспринимают с помощью табличек и в устно-дактильной форме. Хорошо знакомые слова и фразы они способны воспринимать на слухозрительной основе.

Для реализации поставленной цели, на основе анализа литературных данных , а также учета возрастных и психо-физиологических особенностей детей, нами была разработана программа диагностического исследования. Она включает следующие методики:

Выбор данных методик можно объяснить тем, что каждая из них направлена на выявление уровня развития творческого воображения у детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, они более точно дают представление об интересующем нас вопросе, достаточно удобны в использовании и применимы к детям с нарушением слуха. Эти методики были адаптированы нами для детей с нарушенным слухом.

Обработка результатов: оценивалось количество оригинальных изображений и проработанность объектов.

По полученным результатам шесть детей имеют низкий уровень творческого воображения.

Испытуемые №2, 3, 4, 5, 6, 8 показали мало оригинальных рисунков, у них представлено всего по 2-3 образца.

Трое детей имеют средний уровень творческого воображения. Испытуемые №1, 7, и 9 изобразили 4-5 оригинальных рисунков. Подход к работе отличался, им требовалось немного больше времени на выполнение, но они старались что-то придумать, в отличие от детей, которые дорисовывали несколько фигур до элементарных изображений. Легче всего дети справлялись с дорисовыванием фигуры треугольника и квадрата, так как это наиболее знакомые и уже привычные для них фигуры.

Большие сложности у испытуемых вызвали необычные фигуры, которые не встречались им в обыденной жизни. При виде таких фигур многие дети пытались рассматривать их в разных ракурсах.

Испытуемые №6 и 8 не смогли дорисовать некоторые фигуры, оставив их без изменений, объясняя это тем, что они не знают, на что данная фигура может быть похожа.

Остальные испытуемые справились с дорисовыванием всех карточек.

При предъявлении задания дети не сразу понимали инструкцию, приходилось ее иллюстрировать на примере одной из фигур. После показа все дети приступали к работе, дорисовывали карточки.

Почти все дети старались сразу объяснить, что они изображают. Способы изъяснения были различными, кто-то из детей тут же на карточке подписывал, что у него получилось, кто-то пытался с помощью дактильной азбуки пояснить, большинство детей использовали жесты. Следует также отметить, что данная методика вызвала интерес со стороны испытуемых.

Обработка результатов: оценивалось количество оригинальных изображений и проработанность объектов.

Из полученных результатов следует, что пятеро детей имеют низкий уровень развития творческого воображения. Испытуемые №2, 3, 4, 6 и 8 не представили отличающиеся оригинальностью рисунки. Дети рисовали солнышко, очки, ветер и цифры.

Четверо детей имеют средний уровень развития творческого воображения. Испытуемые №1, 5, 7 и 9 смогли нарисовать несколько оригинальных изображений с дополнением деталей, например, были такие рисунки, как: лес, машина, лицо, часы, рогатка, откушенный кусок хлеба.

Дети сразу поняли инструкцию и приступили к выполнению задания, так как предварительно была проведена похожая методика. С заданиями дети справлялись достаточно быстро, но почти все объекты рисунка были однообразны и не имели общей связи. Данная методика не вызвала большого интереса со стороны испытуемых.

Обработка результатов: каждый объект, выполненный ребенком, оценивался по шкале оценки результатов, а затем выводился общий уровень выполнения задания.

Из полученных результатов следует, что шестеро испытуемых имеют низкий уровень развития творческого воображения и способности к фантазированию. Три ребенка показали средний уровень развития данного навыка.

Предъявленную инструкцию все дети восприняли с первого раза. Задание вызвало большой интерес, многие дети (№1, 3, 5, 6, 7 и 9) активно пытались слепить что-нибудь, используя при этом не один цвет пластилина, а сразу несколько цветов. Только три ребенка (№2, 4 и 8) использовали во время выполнения задания всего один цвет пластилина. Можно отметить, что все испытуемые проявили усидчивость и аккуратность в ходе проведения методики.

Исходя из результатов проведенных нами диагностических методик, следует вывод, что нарушение деятельности слухового анализатора, ограничивая возможности познания окружающего мира, отрицательно сказывается на деятельности воображения. Чтобы компенсировать это влияние, необходима специально организованная педагогическая работа. Эффективным средством для развития творческого воображения является изодеятельность.

При разработке педагогической работы по развитию творческого воображения у слабослышащих детей в процессе изодеятельности мы придерживались методических рекомендаций В. В. Ткачевой и Ю. А. Трухановой [6, 7]:

  • использовать на занятиях по изодеятельности наибольший ассортимент природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта детей, с целью расширения у них объема представлений об окружающей действительности;
  • акцентировать внимание на создание объектов в динамике, в характерных для них позах, движениях, что способствует пониманию детьми природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах;
  • предоставить слабослышащим дошкольникам свободу в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснить возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов;
  • создавать в процессе занятий проблемные ситуации, ставить перед слабослышащими детьми задачи логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения;
  • обеспечить планомерную и систематическую работу по развитию речи детей с нарушениями слуха.

Система педагогической работы включает в себя цель, задачи, этапы, методы и приемы деятельности. Цель педагогической работы: развитие творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

  • формировать интерес к познавательной деятельности, через изодеятельность;
  • обогащать и расширять художественный опыт детей;
  • познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и побудить самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • развивать творческое воображение совместно с другими процессами;
  • воспитывать культуру общения слабослышащих старших дошкольников.

Для того, чтобы изобразительная деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста необходимо шире использовать различные нетрадиционные художественно-графические техники, различные синтетические и природные материалы, различные творческие задания, что обеспечит возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.

Педагогическая работа представлена на 1 месяц, состоит из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный). Нами систематизированы задания, иллюстративный материал, упражнения и игры. При этом мы опирались на методические разработки Л. А Головчиц, Е. Е. Сапоговой, Л. Ю. Субботиной и других исследователей [1, 4, 5].

I этап – подготовительный (1 неделя).

Цель: подготовка к развитию творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

В первый этап входят дидактические игры по развитию творческих способностей.

Оптимальное время для игр – во второй половине дня. На каждую игру следует уделять не более 20 минут. Это связано с тем, что у детей низкая работоспособность, они быстро утомляются и теряют интерес. Изначально игровые задания должны быть упрощены, после того как они будут предложены повторно, их следует усложнить. Правила игр следует произносить четко и ясно. Во время игр нужно обращать внимание на всех детей, стараться, чтоб все дети попробовали себя проявить с активной позиции.

Для того чтобы детям было легче овладеть игровыми действиями, стоит придерживаться следующих методических приемов: показ действий воспитателем; показ игровых действий с привлечением детей; совместные игровые действия воспитателя и детей; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий; называние игровых действий и предметов.

II этап – основной (2-3 неделя).

Цель: развитие творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности.

Во второй этап входят различные виды изодеятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов.

Занятия можно проводить как в индивидуальной форме, так и фронтально. На занятиях следует использовать разнообразные методы, приемы и технологии. Так как педагогическая работа ориентирована на детей дошкольного возраста, то основной метод, который применяется на занятиях – игровой. С помощью игры можно создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и комфортно.

Для того, что бы изобразительная деятельность была эффективным средством развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать различные нетрадиционные художественно-графические техники, различные синтетические и природные материалы, различные творческие задания.

Одним из наиболее эффективных средств коррекции творческого воображения является работа с различными материалами. С помощью таких материалов слабослышащие дети не только познают их свойства, но и научатся использовать их в разных композициях.

Также в процессе занятий изодеятельностью необходимо акцентировать внимание детей на форму, цвет материалов и предметов, обращать внимание детей на явления окружающей жизни. Показывать детям, как сравнивать материалы между собой, находить общее и различия. Акцентировать внимание на то, что из одних и тех же материалов можно создавать различные поделки (например, из пластилина можно не только лепить, но и делать аппликацию, можно закрашивать пластилином). Еще необходимо показать, что наоборот, используя разные материалы, можно сделать один и тот же объект (например, снег может быть из ваты, манки, соли, муки)

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников с нарушенным слухом формируются сложные механизмы по переконструированию опыта, лежащие в основе функционирования процесса воображения.

III этап – заключительный (4 неделя).

Цель: отработать разные виды изодеятельности с использованием нетрадиционных техник.

В третий этап входят также различные виды изодеятельности, но сама деятельность усложняется. В целях усложнения предлагается использование нетрадиционных техник, большое количество материала и оборудования (для того чтобы ребенок мог сделать выбор того, что ему понадобится, самостоятельно).

На третьем этапе педагогической работы по развитию воображения у старших дошкольников с нарушенным слухом занятия изодеятельностью усложняются. На этом этапе следует научить детей нестандартным действиям с предметами, показать новые подходы к использованию знакомых объектов в необычных ролях. На данном этапе создается проблемная ситуация, которая должна быть решена детьми самостоятельно. Например, можно предложить детям подобрать необходимые для занятия материалы и инструменты, либо предложить выполнить работу по эскизу, чтобы ребенок приложил самостоятельные усилия. Такой вариант работы будет способствовать активизации творческих усилий детей с нарушенным слухом, развитию аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе деятельности воображения, становлению способности строить целостные образы. Формирование творческого воображения, выражается в способности многократного переконструирования предложенных элементов. Исправления и дополнения, которые ребенок делает в процессе занятий, формирует у него не только умение работать по плану, но и корректировать свою деятельность.

Мы предполагаем, что организация педагогической работы в соответствии с предложенным планом, позволит не только повысить уровень развития воображения слабослышащих дошкольников, но и во многом обеспечит их личностный рост. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, станут инициативнее, научатся более свободно выражать свои мысли. Они научатся помогать друг другу, научатся выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенности даже самым зажатым детям.

Выводы и заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в процессе проведения диагностического обследования слабослышащих детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что такие условия, как: организация изодеятельности, досуговой деятельности, учет индивидуальных особенностей детей, комплексное использование методов и приемов обучения, создают благоприятную среду для детского творчества. Анализ диагностики уровня развития творческих способностей показал, что у старших дошкольников с нарушением слуха, уровень развития творческих способностей у большинства детей остается на низком и среднем уровнях. Это указывает на необходимость дальнейшей работы по развитию творческих способностей.

Аннотация: статья посвящена проблеме развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в деятельности специального психолога, недостаточное количество современных исследований подчеркивает данную проблему. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. В разработанном комплексе занятий удалось определить условия для развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, воображение, деятельность специального психолога.

На современном этапе развития психологии и педагогики и других наук, вопрос о воображении, его роли в жизни ребенка продолжает являться предметом изучения разных специалистов. Проблема возрастает, если речь идет о детях, имеющих нарушения в развитии.

У детей с нарушением слуха своеобразность формирования воображения зависит от уровня развития речи [2]. Зрительные образы достаточно полноценны, но имеются трудности отвлечения от ситуации.

Воображение дошкольников с нарушением слуха долгое время привязано сначала с восприятием, потом памятью [6]. Глухие дети не используют предметы – заместители, у них имеются сложности в развитии и формировании

На ранних этапах развития дети с нарушением слуха отстают от слышащих

сверстников в развитии воображения. Образы памяти у детей очень яркие и

живописные, отставание понятийного мышления мешает отвлечься от

конкретного образа [4].

Вопросы развития воображения детей дошкольного возраста с

нарушением слуха описаны в трудах Г. Л. Выгодская, Е. Г. Речицкая, Е. А.

Сошина, М. М. Нудельман и другие авторы.

Целью исследования являлось теоретически обосновать и

экспериментально проверить результативность разработанного и

реализованного комплекса занятий направленного на развитие воображения

детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Перед реализацией формирующей работы был проведен констатирующий

эксперимент. Критериями оценки были способность создавать оригинальные

образы, перенос свойств знакомого предмета в новую ситуацию, способность

Павлова, Л. Г. Руденко). Средняя сумма баллов по группе составило 4 балла.

Полученные данные свидетельствуют от том, что у дети дошкольного возраста с нарушением слуха имеют низкий уровень развития воображения.

В работе с детьми использовалась групповая форма работы.

На данном этапе использовались элементы арт - терапии, дидактические

игры, проигрывание этюдов.

Начало занятия – ритуал приветствия. Дети слушали спокойную музыку,

если психолог хлопнул один раз дети здоровались за руки, если два раза –

плечиками, три раза спинами. Этот ритуал позволяет снять напряжение и

наладить контакт с детьми.

В связи с тем, что на констатирующем этапе исследования был выявлен

низкий уровень воображения, во время формирующего этапа работы

осуществлялась стимуляция через нетрадиционные техники рисования, такие

как роспись имбирного пряника, кляксографию и другие. Данные техники

вызвали большой отклик детей, что стимулировало их на дальнейшую работу.

Так же мы использовали игры –этюды и мини этюды. Занятие заканчивалось ритуалом прощания. Дети кладут руки по очереди друг на друга.

Контрольный этап исследования позволил доказать эффективность

проведенной формирующей работы: общий уровень развития воображения

детей значительно улучшился. Отмечена положительная динамика развития

воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Результаты исследования говорят о том, что для развития воображения

детей дошкольного возраста с нарушением слуха эффективна при реализации

- применение развивающей игровой деятельности;

- эмоциональное общение с взрослыми;

- необходимость использования разных видов деятельности.

- формирование творческих умений.

Список используемой литературы

1. Дубровина, И. В. Психология: учеб. для сред. проф. образ [Текст]

/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 4-е изд., стер. – Москва. :

Академия, 2006. – 461 с.

2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко,

Н. Е. Веракса. Москва. : Знание, 1994. - 157 с.

3. Нудельман, М. М. Практикум по сурдопсихологии [Текст] / М. М.

Нудельман. - Москва. : Прометей, 1990. — 152 с.

4. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших

школьников в условиях нормального и нарушенного слуха Текст. : учеб. пособие

для студентов педагогических вузов [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. —

Москва. : ВЛАДОС, 2002. 128

5. Труханова, Ю. А. Исследование творческого воображения у

слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Текст. / Ю. А. Труханова

// Дефектология. 2004. - № 6. - С. 53-60.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Читайте также: