Занятия в спортивных секциях кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роль спорта в жизни ребенка. Плюсы и минусы от посещения спортивных секций

Спорт – работа, преодоление себя, развитие выносливости, терпения. Физическая активность – широкое понятие, подразумевающее разнообразные передвижения и тренировки без установки на достижение определенного результата.

Посещение секции в большинстве случаев подразумевает нацеленность на определенные достижения, спортивные успехи. Физическую активность легко поддерживать в домашних условиях без посещения специализированных учреждений. Конечно, планировать спортивную карьеру с трехлеткой – достаточно рискованное дело, ведь по статистике из 100 детей, посещающих секции, в профессиональный спорт попадают максимум трое. Поэтому рекомендуется не выстраивать воздушных замков и четко понимать, зачем ребенку тот или иной вид спорта. Врачи рекомендуют подбирать вид спорта для занятий, исходя из желаний, возможностей и темперамента крохи. Часто тот или иной вид полезен при некоторых заболеваниях: плаванье рекомендуют при сахарном диабете и сколиозе, фигурное катание – при остеохондрозе. Если педиатр предлагает в качестве лечения тот или иной вид занятий, не стоит отмахиваться, лучше попробуйте, возможно, именно спорт позволит крохе преодолеть все сложности со здоровьем. Отдельно стоит отметить роль спортивных секций в формировании личности ребенка, его мировоззрении, отношении к себе и окружающим. Тренируясь, общаясь со сверстниками, увлеченными тем же видом спорта, слушая тренера, малыш будет черпать знания, укреплять здоровье, развивать не только физические, но и умственные, творческие способности. Дети, увлеченно занимающиеся спортом в дошкольный период, реже подвержены негативным привычкам в школьные годы. Регулярные тренировки, поддержание формы и режима входит в привычку, отражающуюся на протяжении всей жизни. Но как сделать так, чтобы малыш увлекся предложенным видом спорта и с удовольствием посещал секцию? Все просто. Мы подготовили для вас ряд рекомендаций и правил, позволяющих решить этот вопрос.

Подготовка к спортивной секции

Подготовка к спортивной секции

Подготовка к спортивной секции

  • Пройти медосмотр. Даже если в секции для посещения это не требуется, обязательно посетите специалистов: педиатра, невролога, окулиста, ортопеда, хирурга, отоларинголога. Сделайте анализ крови и мочи, электрокардиограмму, УЗИ сердца. Практически все виды спорта имеют ограничения по состоянию здоровья. Для безопасности занятий необходимо убедиться, что малыш не имеет противопоказаний;
  • Определиться с целями посещения спортивной секции. Физическое развитие, укрепление здоровья или достижение высоких результатов.
  • Оценить психоэмоциональную готовность и склонности ребенка. Существует ряд тестов и обследований, позволяющих определить склонность ребенка к определенному виду спорта, указывающих на условия, подходящие для конкретного малыша. Одним из показателей является тип личности ребенка:
    • флегматикам больше подходит атлетика и фигурное катание;
    • холерикам – командные виды спорта, бокс, борьба;
    • сангвиникам – лыжи, фехтование;
    • меланхоликам – конный спорт, танцы, стрельба.
    • Выбирайте интересное для ребенка, а не позволяющее реализовать ваши амбиции или комплексы. Не стройте большие планы на будущую профессиональную карьеру спортсмена. Правильная цель занятий спортом с дошкольниками – гармоничное развитие.
    • Посещение секции должно быть добровольным. Если малыш не получает удовольствия от занятий выбранным видом спорта, пользы не будет.
    • Особенности психического и физического развития ребенка. Иногда случается, что кроха очень хочет заниматься определенным видом спорта, но по медицинским или физическим показателям еще не готов. В такой ситуации лучше предложить карапузу доступный ему вид, подтянув физическую и психическую форму до нужного уровня. Так лыжный спорт доступен для профессионального обучения только с 10 лет, полезнее будет предложить крохе тренироваться самостоятельно или посещать секцию гимнастики или танцев.
    • Расположение секции. Вводя дополнительную нагрузку в жизнь дошкольника, важным является расстояние до образовательного центра. Длительные походы или поездки к месту занятий будут выматывать вас и ребенка, лишая его свободного времени и урезая количество творческих и умственных тренировок.

    Плюсы от занятий в спортивных секциях:

    • Физическое развитие. Регулярные тренировки положительно сказываются на организме ребенка, позволяя развиваться в соответствии с возрастными показателями;
    • Укрепление здоровья и закаливание;
    • Развитие мотивации, обучение работе на результат. Основной целью любого вида спорта является достижение совершенства. Путь к поставленной цели лежит через постоянные занятия, преодоление своих желаний. Награда за упорство – высокие показатели, награды, медали;
    • Формирование характера. Преодолевая себя, настойчиво продираясь к цели через тернии усталости, сложностей, маленький чемпион закаляет такие черты характера как упорство, настойчивость, терпеливость;
    • Приучение к режиму;
    • Развитие кругозора, коммуникативных способностей. Практически все секции стимулируют своих воспитанников через поездки на различные соревнования, в рамках которых ребенок: знакомится со своими сверстниками из других городов, стран; открывает для себя новые города, культуру; видит различия между подходами, людьми, странами;
    • Повышение самооценки. Если секция подходит ребенку, он занимается с удовольствием, то первые победы (даже над собой) придут очень скоро. Видя свой прогресс, развитие, малыш будет чувствовать себя способным, умным, умелым.

    Минусы спортивных секций для ребенка:

    • Снижение времени затраченного на умственные и творческие занятия. При чрезмерном увлечении спортом некоторые дети снижают интерес к общеобразовательным дисциплинам и проявлению собственного Я. В таком случае, родителям важно держать этот вопрос на контроле;
    • Выматывание и осложнения от чрезмерных нагрузок. Целеустремленный и заинтересованный в результате ребенок не всегда может правильно оценить свои силы. Вводя в жизнь дошкольника спорт, нужно внимательно следить за соблюдением временных норм, возрастных нагрузок;
    • Психологический аспект. Если секция не подходит крохе, ему сложно освоить базовые элементы или достигнуть результата, высока вероятность снижения самооценки и других нежелательных отклонений в восприятии собственного Я. Отдельно стоит упомянуть психологические сложности, возникающие при чрезмерном давлении со стороны родителей или тренера. Чтобы спортивная секция приносила пользу, занятия должны нести радость и удовлетворение;
    • Травмы. Спорт – риск. Ни один спортсмен, а тем более новичок или любитель, не застрахован от ушибов, растяжений и даже переломов. Родители и ребенок должны четко это понимать. Освоение техники безопасности и четкое следование инструкциям тренера должны восприниматься крохой как закон. Постарайтесь донести это до маленького спортсмена еще на этапе подготовки.

    Виды спорта для дошкольников

    Виды спорта для дошкольников

    Виды спорта для дошкольников. Выбираем секцию для ребенка

    В зависимости от темперамента, возраста, особенностей физического и психологического развития, здоровья крохи ему доступны разные виды спорта. Наиболее популярные:

    Командные игры

    • коммуникабельности;
    • стратегии;
    • групповому сотрудничеству.

    Водные виды спорта

    • отличную осанку;
    • крепкие мышцы;
    • закалку;
    • сильный иммунитет.

    Боевые искусства

    • научится управлять своими эмоциями;
    • нарастит мышечную массу;
    • станет гибким и скоординированным;
    • познает философию бесконтактного разрешения конфликтной ситуации;
    • научится защищаться.

    Гимнастика

    • улучшают осанку;
    • развивают мышцы;
    • закаляют характер;
    • формируют стройный и грациозный силуэт.

    Зимние виды спорта

    • закалять организм;
    • развивать мышцы всего тела, в особенности рук и ног;
    • улучшать координацию;

    Фигурное катание

    • развиваются мышцы всего организма, в особенности рук и ног;
    • улучшается координация;
    • закаляется характер;
    • формируется воля, настойчивость, трудолюбие.

    Танцы

    Хореография, аэробика, бальные и современные танцы, количество направлений этого вида сложно сосчитать. Самый простой, доступный способ общего физического развития ребенка, раскрывающий творческий потенциал и приносящий эстетическое удовлетворение. Вариантов для спортивного развития детей дошкольного возраста много, выбор направления зависит от предпочтений родителей и ребенка, состояния здоровья и возраста будущего спортсмена. Давайте рассмотрим, какие виды доступны для конкретного возраста.

    Каким спортом можно заниматься ребенку до 4 лет

    Каким спортом можно заниматься ребенку до 4 лет

    Каким спортом можно заниматься ребенку до 4 лет:

    • Плаванье (любительский уровень доступен с рождения, спортивные секции – с 3 лет). Пользу от занятий плаваньем сложно переоценить. Даже любительские занятия позволяют детям развиваться лучше сверстников. При тренировках 2-3 раза в неделю:
      • укрепляется иммунитет;
      • разгружается и укрепляется позвоночник;
      • укрепляется костно-мышечный корсет;
      • улучшается ток крови;
      • стабилизируется психическое состояние.
      • Футбол (с 1 года игры с родителями, с 3 лет – секция). Командный вид спорта, обучать можно начинать с первых попыток самостоятельно ходить. Вначале научите кроху пинать мяч, в 2 года поясните основные правила. В 3 года можно начинать ходить в специальную секцию. Занятия футболом помогают:
        • развивать стойкость, скорость, быстроту реакции;
        • укреплять тело, сердечно-сосудистую систему, зрительно-двигательную координацию;
        • направлять энергию в нужное русло;
        • развивать коммуникабельность.
        • Гимнастика (базовые упражнения — с рождения при помощи массажа, упражнений, фитбола, секция — с 3 лет). Для посещения секции художественной или спортивной гимнастики ребенок обязательно должен пройти медосмотр и отбор в саму секцию. При тренировке 2-3 раза в неделю:
          • развивается гибкость, стойкость, четкость движений;
          • формируется осанка;
          • происходит обучение выражение внутреннего творческого потенциала через движение.
          • Фигурное катание (3-4 года). Артистичные детки, любящие зиму и легко переносящие холод, могут попробовать себя в красивом и достаточно сложном виде. Тренировки 2-3 раза в неделю позволяют:
            • тренировать сердечную мышцу;
            • развивать стойкость, пластичность, изящество;
            • укреплять мышцы позвоночного столба, рук и ног;
            • закаляться;
            • укреплять иммунитет.

            В какой спорт отдать ребенка от 4 до 6 лет

            • Командные игры (5-6 лет). К футболу в этом возрасте добавляются хоккей, волейбол, баскетбол и др. Выбор конкретного направления желательно согласовать с крохой, дав ему попробовать свои силы в нескольких видах. Регулярное посещение тренировок позволяет:
              • развивать стойкость, скорость, быстроту реакции;
              • укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, зрительно-двигательную координацию;
              • направлять энергию в нужное русло;
              • развивать коммуникабельность.
              • Боевые искусства (5-6 лет) – айкидо, бокс, самбо и др. Приобщение к древним видам боевых искусств позволит малышу не только приобрести физические навыки, но и взглянуть на окружающий его мир с точки зрения философии. Умение применять различные боевые техники не сделает кроху агрессивным. Наоборот. Понимая и принимая философию боевых искусств, дети становятся более миролюбивыми, сдержанными. При посещении секции происходит:
                • развитие выносливости, реакции, гибкости, точности движение;
                • обучение навыкам самообороны;
                • снижение уровня агрессии;
                • общее укрепление и закаливание организма.
                • Теннис (с 5 лет). Амбициозным, хорошо владеющим своим телом, подвижным детям можно предложить большой или настольный теннис. Интенсивные занятия этим видом:
                  • формируют ловкость, скорость реакции, силу рук;
                  • укрепляют волю;
                  • учат побеждать;
                  • способствуют улучшению координации;
                  • развивают дыхательную систему.
                  • Легкая атлетика (5-6 лет). Не самый популярный, но очень интересный вид спорта. Разнообразие видов, изучаемых детьми, позволяет говорить о широкой подготовке к любым испытаниям. Прыжки, бег, метание молота, диска и другие подвиды на первых этапах изучаются всеми, для выбора конкретного направления для развития. Занятия легкой атлетикой в дошкольный период помогает:
                    • укрепить костно-мышечный аппарат;
                    • развить ловкость, быстроту, силу, выносливость;
                    • сформировать волю, терпение.
                    • Картинг (с 5 лет). Многие мальчишки, увлеченные мультфильмами про машинки, с удовольствием занимаются в таких секциях. Если желание погонять с ветерком есть у вашего крохи, то предложите ему этот вид. Регулярные тренировки способствуют:
                      • развитию реакции и концентрации;
                      • усиление мышц рук и шеи;
                      • повышению самооценки.

                      Куда отдать ребенка от 6 до 10 лет

                      Куда отдать ребенка от 6 до 10 лет

                      Куда отдать ребенка от 6 до 10 лет

                      Если кроха имеет некоторые ограничения для выбранного вида, то стоит предложить ему доступный вариант, объяснив ситуацию.

                      Постарайтесь избегать принуждения или угроз при нежелании карапуза посещать выбранную им же секцию. Часто, чтобы понять свои предпочтения, ребенку необходимо попробовать не один и даже не два варианта. Многие спортивные секции предлагают бесплатные пробные уроки. Прежде чем оплачивать длительное посещение, предложите крохе попробовать разные варианты и определиться. Так с большей вероятностью вы сможете быстрее подобрать необходимое. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются традиции освоения определенных спортивных видов. Но в случае нежелания малыша идти по стопам родителей не стоит настаивать. Спорт – радость при добровольном занятии. При принуждении или давлении могут развиваться различные психологические сложности. Отсутствие желания заниматься приведет к снижению результативности, а вследствие отсутствия прогресса у крохи может сложиться низкая самооценка и неверное восприятие своего Я. Пусть спорт будет в жизни вашего ребенка, знакомит его с возможностями тела человека, философией мира без насилия. Придя в секцию, кроха не только будет тренировать свои мышцы, но и учиться на примерах других спортсменов, общаться со сверстниками, имеющими те же интересы, что и он. Привыкнув с раннего детства к здоровому образу жизни, малыш будет стремиться следовать ему всю жизнь, поддерживая форму, отрицая негативные факторы. Внимательно отнеситесь к увлечению выбранным видом, следите за здоровьем крохи, выполнением требований безопасности и, возможно, именно ваш кроха станет новым Олимпийским чемпионом.

                      коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ.

                      К занятиям привлекают учащихся 3—10-х классов. Руководит работой секции учитель

                      физкультуры.Он же может в отдельных случаях проводить занятия. Но, как правило, для

                      этого привлекают общественных тренеров-активистов школы или шефствующие

                      Перед секциями спортивных игр ставят следующие задачи:

                      1) привлечение школьников к регулярным занятиям избранным видом спортивных игр и укрепление их здоровья;

                      2) на основе разносторонней физической подготовки игры на уровне современных требований;

                      3) воспитание морально-волевых качеств;

                      4) подготовка общественного физкультурного актива.

                      Занятия секции проводят регулярно и в соответствии с общим режи-ом д„я школьников. Соблюдение предъявляемых к учащимся требований вместе с бюро секции контролирует учитель физкультуры. Особенно важно постоянно следить за поведением и успеваемостью занимающихся в секции.

                      Практические занятия в секции проводят в форме урока. Теоретические сведения сообщают в форме бесед перед началом урока -Или после его окончания.

                      Практический материал включает средства общей и специально физической подготовки, изучение техники и тактики спортивных игр инструкторскую и судейскую практику. Планирование работы секции

                      Планируется работа секции спортивных игр систематически, на i учебный год и по всем разделам подготовки.

                      Планирование осуществляется в виде годового учебного план графика распределения учебных часов, программы, рабочего план конспектов уроков.

                      Годовой учебный план— исходный документ планирования. В нем распределяется время на различные разделы работы.

                      Программаисходит из годового плана. В ней определяется объ знаний, умений и навыков, планируемый уровень подготовленное занимающихся и содержание учебного материала (исходя из оби, программы для спортивных секций общеобразовательной школы конкретных условий ее работы).

                      График распределения учебных часовсоставляют на основе учебно плана и программы. Он представляет собой конкретное распределен учебного времени на все разделы подготовки (на каждый месяц рабси секции).

                      Рабочий планразрабатывают для каждой группы. Он представляет, собой поурочное распределение учебного материала — текстовое! графическое. План составляют на месяц (для младших групп) или на определенный этап подготовки (для разрядников). Конспект урока— основной рабочий документ тренера, которым

                      Качество учебно-тренировочного процесса в секциях школьного коллектива по спортивным играм оценивают по контрольным, нормативам, определяемым государственной программой по внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. В качестве контрольных применяют упражнения, позволяющие оценить уро общей и специальной физической и технической подготовленности занимающихся. Сдачу нормативов организуют не реже двух раз в учебном году (в начале и в конце занятий).

                      Педагогическая характеристика подвижных игр.

                      1. Форма организации подвижных игр.

                      2. Значение подвижных игр.

                      3. Классификация подвижных игр.

                      4. Требования к подбору игр.

                      Подвижные игры - это игры соотносительно простым соревнованиям, где используется простейшие, естественные игры.

                      а) достижение цели не связано с достижением высокими физико-психологическими напряжениями.

                      Занятия в секциях организуют в соответствии с типовым положением о коллективе

                      физической культуры общеобразовательной школы и программой для спортивных секций

                      коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ.

                      К занятиям привлекают учащихся 3—10-х классов. Руководит работой секции учитель




                      физкультуры.Он же может в отдельных случаях проводить занятия. Но, как правило, для

                      этого привлекают общественных тренеров-активистов школы или шефствующие

                      Перед секциями спортивных игр ставят следующие задачи:

                      1) привлечение школьников к регулярным занятиям избранным видом спортивных игр и укрепление их здоровья;

                      2) на основе разносторонней физической подготовки игры на уровне современных требований;

                      3) воспитание морально-волевых качеств;

                      4) подготовка общественного физкультурного актива.

                      Занятия секции проводят регулярно и в соответствии с общим режи-ом д„я школьников. Соблюдение предъявляемых к учащимся требований вместе с бюро секции контролирует учитель физкультуры. Особенно важно постоянно следить за поведением и успеваемостью занимающихся в секции.

                      Практические занятия в секции проводят в форме урока. Теоретические сведения сообщают в форме бесед перед началом урока -Или после его окончания.

                      Практический материал включает средства общей и специально физической подготовки, изучение техники и тактики спортивных игр инструкторскую и судейскую практику. Планирование работы секции

                      Планируется работа секции спортивных игр систематически, на i учебный год и по всем разделам подготовки.

                      Планирование осуществляется в виде годового учебного план графика распределения учебных часов, программы, рабочего план конспектов уроков.

                      Годовой учебный план— исходный документ планирования. В нем распределяется время на различные разделы работы.

                      Программаисходит из годового плана. В ней определяется объ знаний, умений и навыков, планируемый уровень подготовленное занимающихся и содержание учебного материала (исходя из оби, программы для спортивных секций общеобразовательной школы конкретных условий ее работы).

                      График распределения учебных часовсоставляют на основе учебно плана и программы. Он представляет собой конкретное распределен учебного времени на все разделы подготовки (на каждый месяц рабси секции).

                      Рабочий планразрабатывают для каждой группы. Он представляет, собой поурочное распределение учебного материала — текстовое! графическое. План составляют на месяц (для младших групп) или на определенный этап подготовки (для разрядников). Конспект урока— основной рабочий документ тренера, которым

                      Внедрение физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и обеспечения активного отдыха учащихся требует широкого использования имеющихся резервов для привлечения всех школьников к систематическим физическим занятиям во внеурочное время.

                      Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения общефизической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе этой работы организуются спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристические походы, спортивные праздники.

                      В настоящее время уделяется много внимания развитию массовой физической культуры и спорта.

                      Вопрос о том, как пробудить интерес у подростков к занятием физической культурой и спортом волнует многих людей. Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Можно только проанализировать и попробовать разобраться, в чём же причина низкой посещаемости спортивных и кружков и секций.

                      Можно ссылаться на нехватку спортивных сооружений и квалифицированных специалистов, на сильную загруженность родителей и самих детей, и всё же главная причина не в этом. Огромную роль в приобщении детей к физкультуре и спорту играет личный пример родителей. Если сами родители каждый день выполняют гимнастические упражнения, ведут здоровый образ жизни, приобщены к активному отдыху, то и дети будут расти здоровыми и крепкими. В тех семьях, где родители не привыкли к занятиям физическими упражнениями, сами может и не ведая о том, приобщают своих детей к такому же образу жизни.

                      Многие дети большее предпочтение отдают компьютерным играм и просмотру телепередач, вместо того чтобы выйти во двор и побегать и поиграть, например, с тем же мячом. Эти дети растут тихими, скромными и примерными для своих родителей.

                      А что же ждёт их впереди, какие сюрпризы готовит им судьба? С самых первых дней ребёнок стремиться к движению, а мы его укутываем в пелёнки. Отдавая в ясли малыша, мы мечтаем о его развитии как личности, но как можно об этом думать, если с первого дня пребывания в яслях или в детском саду самый подвижный ребёнок становится обузой для воспитателей. Самым послушным и хорошим ребёнком считается тот, кто не бегает на переменах в школе, а сидит в сторонке и повторяет домашнее задание.

                      А ведь не многие задумываются о том, что только при переходе из детского сада в школу двигательная активность детей падает на 50%.Урок физкультуры всего на 11% удовлетворяет потребность двигательного режима школьника, и не надо забывать о том, что он проводится всего 2-3 раза в неделю. Так как же полностью удовлетворить двигательные потребности ребёнка? Ведь его растущий организм требует именно этого.

                      И если ребёнок постоянно слышит одно и то же: не бегай, не прыгай, не балуйся, он постепенно привыкает к малоподвижному образу жизни.

                      Гиподинамия является причиной частых головных болей, переутомления, понижения работоспособности и слабой физической подготовленности детей. И сразу же возникает проблема в лечении различных заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, - это нарушение обмена веществ, проблемы с избыточным весом ребенка, нарушение осанки и возникновение уплощённости стопы, что в будущем приводит к необратимым последствиям в здоровье ребёнка.

                      Многие дети не проявляют особого желания заниматься физическими упражнениями каждый день и ссылаются на общее недомогание, симулируют признаки болезни. Родители, заботясь о своём ребёнке, сразу идут за освобождением к врачу. Часто бывает так, что родители, не разобравшись в диагнозе, который поставил врач, строго - настрого предупреждают ребёнка, чтобы ни в коем случае он не занимался на уроках физической культуры. Ребёнок, подчиняясь родителям, охотно выполняет их наказ. Бывают различные болезни и соответственно к ним диагнозы, но никто подробно не объясняет родителям, что после многих перенесённых болезней, если не наблюдается осложнение, физкультура может принести больше пользы, чем всевозможные лекарства. Получается иногда так, что после перенесённой ангины ребёнок не занимается такое продолжительное время, что намного отстаёт в физическом развитии от своих сверстников.

                      Родителям и учителю физической культуры необходимо поддержать ребёнка и помочь ему почувствовать себя сильным и ловким, чтобы физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью режима дня и прочно вошли в его жизнь.

                      А как же обстоит дело со спортивными секциями? Что и кто может побудить в ребенке желание заниматься физкультурой и спортом регулярно и систематически? Многие родители считают, что если их ребёнок растёт здоровым, то и отдавать его ни в какую спортивную секцию не надо, не задумываясь над тем, куда и на что он будет тратить свою энергию. Дети с ослабленным здоровьем идут в спортивные секции с большим желанием. Родители стремятся отдать своего ребёнка в спортивную секцию для того, чтобы он физически окреп, и чем громче название секции, тем охотнее родители ведут туда своих детей.

                      Но прежде чем отдать своего ребёнка в спортивную секцию, необходимо его немного подготовить хотя бы в моральном плане. Ведь приходя в спортивную секцию, ребёнок может столкнуться, а в большинстве случае и сталкивается, с рядом проблем. Многие родители, записав своего ребёнка в спортивную секцию, снимают с себя ряд полномочий и обязанностей и возлагают их на тренера. Какие бы группы не набирались в спортивную секцию, выровнять по одному принципу всех детей невозможно. Поэтому в процессе тренировки необходимо соблюдать многие принципы обучения. Также необходимо постоянно индивидуализировать и корректировать учебный процесс. Эта работа будет эффективной только при постоянном контакте с родителями.

                      Кто же, как не родители, сможет поддержать ребёнка в трудную для него минуту? А в спорте сложных моментов бывает предостаточно.

                      Привлечь на занятие в спортивную секцию не трудно, а вот привить детям любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом очень сложно. Часто можно слышать изречение от уже взрослых людей :"Как жаль, что я не занимался раньше спортом." Какие же причины могли помешать занятиям физической культурой и спортом в своё время?

                      Все командные виды спорта развивают в ребенке социальное мышление, учат работать с группой, что поможет в дальнейшем легко адаптироваться в обществе. Любая спортивная команда - это сплочённый коллектив, в котором вырабатываются такие качества, как дружба, уважение друг к другу, честность, справедливость. Роль тренера в этом процессе - дать возможность каждому ребёнку развиваться индивидуально, а это большой, кропотливый труд.

                      Другой причиной нежелания отдавать своих детей в спортивную секцию является проблема травматизма. Дети, особенно в подростковом периоде, способны переоценивать свои возможности, что приводит к переутомлению, перезагрузке организма и нежеланию заниматься или, что еще хуже, к травмам. Ведь травмироваться может ребёнок не только на спортивной площадке или в спортзале. Травма может произойти где угодно и когда угодно. Этому способствует неправильное поведение детей и отсутствие необходимых знаний и умений по технике безопасности, или же непригодные условия для занятий. Часто в спортзале и на спортивных площадках нет в наличии всего необходимого спортивного инвентаря и оборудования. Но и всё же те ребята, которые соблюдают все требования и нормы по технике безопасности, за исключением редких случаев, не по своей вине могут получить какие - то травмы. Ещё раз хочу повторить, что от травм никто не застрахован. Большую роль в организации любого педагогического процесса играет правильное ведение занятий.

                      Сами школьники отмечают следующие факторы, привлекающие их в тренировочные секции:

                      • получать удовольствие;
                      • развивать свои физические способности;
                      • приобретать друзей;
                      • всегда быть в спортивной форме.

                      Таким образом, командный дух, друзья, положительные эмоции, взаимопонимание с тренером, смена вида тренировочной работы – все это создает позитивное настроение у школьников.

                      Тренеру необходимо формировать положительные эмоции учеников. Очень сложно удержать в группе детей и подростков, у которых всё получается сразу и лучше всех. Поэтому необходимо предлагать им более сложные задания, выполняя которые обучаемый должен осуществлять самооценку.

                      Нашей общей задачей является привлечение как можно большего количества детей к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо выработать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, и если мы этого не сделаем, то все планы на счёт здорового подрастающего поколения останутся всего лишь мечтой.

                      Занятия физической культурой и спортом

                      Спорт является одним из самых популярных явлений в массовой культуре. Интерес к разным видам спорта объединяет армии поклонников по всему миру, эта тенденция также повсеместно поддерживается различными медиа. Разговоры о прошедшем футбольном матче сборной или предстоящем боксерском поединке можно услышать в транспорте, кафе, офисе, банке. Огромные гонорары профессиональных спортсменов являются прямым следствием такой популярности, а также мотивацией для многих людей достигать высот в спортивной карьере.

                      Сегодня занятия спортом - это и активный досуг, и хобби, и даже образ жизни. Редко можно встретить человека, который вообще не интересовался бы спортом. И даже общеобразовательная школьная программа включает в себя уроки физкультуры для детей с целью поддержания оптимального баланса между физическим и умственным развитием.

                      Занятия физической культурой и спортом приносят несомненную пользу и фактически неотделимы от понятия здорового образа жизни, которому посвящен наш тренинг. Регулярное выполнение упражнений дисциплинирует, помогает держать себя в тонусе, быть здоровым и избегать многих заболеваний. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, ребенок или пенсионер, может и должен заниматься спортом. Спорт настолько доступен, что мы можем поддерживать форму в любое время года, в любых условиях, сегодня в каждом городе или поселке есть свои спортивные площадки для бесплатных занятий.

                      В данном уроке вы узнаете, как эффективно использовать все возможности и инфраструктуру для занятий физической культурой, а также как внедрить спорт в свой здоровый образ жизни.

                      Содержание:

                      Зачем нужны спорт и физкультура

                      Современные эталоны красоты в сфере рекламы, модельного бизнеса, масс-медиа представляют обывателям тип мужчины/женщины с подтянутой спортивной фигурой, здоровой кожей, которые много времени уделяют работе над собой. Предлагаемые идеалы находят свое отражение в сознании миллионов людей и вызывают желание им соответствовать. Для этого нужно регулярно заниматься спортом и правильно питаться. В предыдущем уроке мы рассматривали структуру здорового питания, а здесь остановимся на практических рекомендациях о том, как сделать тело не только красивым, но и здоровым.

                      Но давайте сведем все воедино – плюсы и польза от занятий спортом:

                      Кроме того, занятия спортом минимизируют риск возникновения многих серьезных заболеваний, улучшают ментальное здоровье и дарят огромное количество других преимуществ [Insportscenters, 2020]. Но не менее важен и вопрос того, каким именно спортом стоит заниматься. Об этом и поговорим дальше.

                      Какой вид спорта выбрать?

                      Второй важный нюанс – нет ли противопоказаний по здоровью. Важно проконсультироваться с врачом, сдать необходимые анализы, если есть подозрения, что спорт может нанести вред вашему здоровью. Но можно отметить, что иногда происходит обратное, и в медицинской практике существуют случаи, когда занятия спортом врачи рекомендуют больным с болезнями или после травм.

                      Еще один аспект – время и средства. При выборе вида спорта честно дайте себе ответ на вопрос, сколько времени и сил вы готовы посвящать будущему занятию и сколько готовы за это платить. Условия бывают разные: к примеру, занятия скалолазанием, теннисом или дзюдо, скорее всего, потребуют от вас материальных затрат. Однако если ваша цель добиться роста мышечной массы и накачаться, необязательно ходить в тренажерный зал и тратить деньги. Подобного результата можно достичь, занимаясь отжиманиями дома, выполняя упражнения на турнике и брусьях, которые есть практически в каждом дворе. Чтобы быть подтянутым и поддерживать тело в тонусе, можно бесплатно заниматься комплексом простых упражнений дома.

                      Если вы до сих пор не определились с выбором, рекомендуем обратить внимание на некоторые виды активности, не требующие особых условий.

                      Утренняя гимнастика

                      Самый простой и доступный способ поддерживать форму, быть бодрым и активным, а также хорошо выглядеть – утренняя зарядка. В последнее время на многих форумах зарядку, во многом безосновательно, критикуют. Аргументы противников сводятся к тому, что это такой вид упражнений является пережитком советской эпохи и неблаготворно влияет на организм сразу после сна. Любое мнение имеет право на существование, однако стоит внести некоторую ясность.

                      Во-первых, утренняя гимнастика совсем не одно и то же, что полноценная. Зарядка выполняется плавно, без резких движений и серьезных физических нагрузок, утренние упражнения призваны разогреть мышцы после сна, повысить тонус организма, избавить от сонливости и вялости. Во-вторых, выполнение зарядки ускоряет процессы метаболизма, способствует выработке гормона счастья эндорфина, который заряжает бодростью и отличным настроением [Payne L., 2018]. Этого вполне достаточно, чтобы 10 минут с утра уделить физической активности.

                      Правила утренней зарядки:

                      1Никаких тяжелых нагрузок и резких движений. Поскольку после сна легкие сужены, сердцебиение замедленно, циркуляция крови снижена, нужно медленно встать с кровати, пройтись, умыться и только потом приступать к упражнениям.
                      2Перед гимнастикой нужно хорошо проветрить помещение. Во время выполнения зарядки важно правильно дышать. Глубоко, полной грудью, не торопясь. Так легкие плавно вернутся к своему обычному размеру.
                      3Зарядку нужно делать постоянно, не меньше 6 раз в неделю. Только в таком случае можно добиться долгосрочного позитивного результата.
                      4Нельзя принимать пищу до зарядки.
                      5После утренней гимнастики неплохо принять контрастный душ и растереть тело полотенцем.

                      Вот примеры некоторых упражнений, которые подойдут и взрослым, и детям:

                      • Упражнения для шеи и головы: круговые вращения головой, наклоны головы вверх-вниз, повороты влево-вправо.
                      • Упражнения для рук и плеч: вращательные движения плечами поочередно и вместе, круговые движения согнутыми в локтях руками, поочередные быстрые махи руками: правая – вверх, левая – вниз.
                      • Упражнения для ног: поочередные махи ногами вперед-назад, приседания без отрыва пяток от пола.
                      • Упражнения для туловища: ставим ноги на ширину плеч, затем плавно выполняем наклоны вперед, стараясь коснуться ладонями пола, выполняем вращения тазом, держа руки на поясе.

                      Существует много готовых комплексов упражнений длительностью до 10 минут, найти которые на различных видеоресурсах в Интернете не составит труда. Вот пример популярного анимационного ролика с зарядкой для детей:

                      Несколько серьезнее дело обстоит с упражнениями для домашних занятий.

                      Упражнения в домашних условиях

                      Каждый, кто интересуется занятиями в домашних условиях, наверняка просмотрел миллион и одно видео с упражнениями на YouTube, прочел столько же похожих друг на друга статей с советами и рекомендациями. Кто-то с успехом их использовал, кто-то через некоторое время разочаровался. Действительно, ни одна методика не может претендовать на универсальность и гарантировать успешный результат. Многим из них не хватает структурированности, завершенности, они сосредотачиваются лишь на отдельных аспектах. Мы постараемся максимально полно и детально осветить данную проблематику, чтобы вы смогли понять, как сделать домашние тренировки по-настоящему эффективными.

                      Прежде всего, нужно самостоятельно определиться с выбором программы, которая, конечно же, будет корректироваться вами в дальнейшем. Когда вы занимаетесь сами в домашних условиях, опытный специально обученный тренер не будет вам подсказывать, какие упражнения, на какие группы мышц лучше всего выполнять. В данном отношении вы сами свой тренер. И вам понадобятся знания. Прежде чем составлять свою тренировочную программу, пообщайтесь с друзьями, которые занимаются спортом, почитайте специализированные форумы, спросите совета там, просмотрите несколько программ, изучите отзывы к ним. Если резюмировать, то перед началом занятий вам нужно обзавестись багажом профильных знаний по физиологии, основам правильного питания и непосредственно упражнений.

                      Будьте честны с собой. Если последние два года вы работаете в офисе, ваша физическая активность ограничивается прогулкой от дома до остановки общественного транспорта, а упражнения вы выполняли последний раз на уроках физкультуры в школе, не стоит питать излишние иллюзии, с ходу принимаясь за тяжелые тренировочные комплексы. Большинство из них будут непосильны для нетренированного человека, который при выполнении комплекса рискует навредить организму или получить травму. Вливаться в процесс нужно постепенно, начиная с минимальных нагрузок небольшого количества подходов и наращивая темп от занятия к занятию.

                      Следует настраиваться на продолжительную последовательную работу над собой. Быстрые результаты обещают только в рекламе, тогда как на практике добиться успеха можно лишь регулярными тренировками. Ваш путь индивидуален, и пройти его нужно самому, хотя поддержка родных и близких станет прекрасным мотиватором для ваших занятий. А совместные занятия с друзьями и семьей дадут дополнительный стимул и опору.

                      Ставьте перед собой четкую цель, не отвлекаясь, следуйте только ей. Не стоит сразу хвататься за упражнения на прокачку всех групп мышц – груди, ног, бицепса, спины. Есть специально разработанные программы занятий, учитывающие строение организма, где детально описано, как оптимальным образом комбинировать упражнения на разные группы мышц.

                      Очень важным условием успешного результата тренировок является правильное питание. О принципах здорового питания для спортсменов и о некоторых диетах мы рассказывали в предыдущем уроке. Какую бы цель вы ни ставили – похудение, набор мышечной массы, рельефность фигуры или поддержание текущей формы – достижение результата напрямую зависит от вашего рациона.

                      В интернет-источниках, на полках магазинов с DVD и книгами представлен широкий ассортимент разнообразных готовых тренировок. В зависимости от поставленной цели, можно выделить упражнения, направленные на выносливость и сжигание жира (кардио), силовые и закрепляющие.

                      Упражнения для похудения

                      Данная проблематика обычно интересует женщин, однако рекомендации и программы похудения будут полезны и мужчинам. Мы предлагаем лишь несколько методик с видеоматериалом, другие подобные упражнения и видеокурсы можно легко найти в Интернете самостоятельно.

                      Особой популярностью сейчас пользуются сеты от ведущих тренеров, работающих со знаменитостями. Популярные комплексы, по сути, представляют собой разнообразные комбинации давно известных упражнений, дополненные некоторыми авторскими вариациями. Рассмотрим несколько примеров таких комплексов:

                      1. Программа от Джиллиан Майклс, тренера голливудских актеров. Она предлагает цикл упражнений, рассчитанный на 30 дней. Данный комплекс разработан по авторской методике и состоит из комбинации силовых, кардио упражнений и тренировки мышц пресса, которые позволяют за 30 дней привести тело в форму. Курс состоит из 3-х частей по 10 дней на каждую.

                      3. А также комплекс для мужчин. Язык видео – английский, но упражнения просты и понятно показаны:

                      Особое внимание следует уделять кардиотренировкам, поэтому здесь следует дополнительно сказать несколько слов:

                      1. Не нужно тренироваться каждый день. Согласно традиционному мнению, на отдых и восстановление конкретной группы мышц организму требуется 48 часов. На начальном этапе не стоит сокращать это время. Оптимальное количество занятий в неделю – 4-5 раз, с чередованием нагрузок на разные части тела.
                      2. Кардиотренировка не должна длиться дольше 45 минут, поскольку по истечении этого времени начинает сжигаться не жир, а мышечная масса.
                      3. Постоянное выполнение одного и того же комплекса тренировок в одном и том же ритме не даст оптимального результата. Время от времени необходимо менять интенсивность и виды упражнений.
                      4. Хорошая тренировка должна быть высокоинтенсивной, но не изматывающей. Если после занятий вы валитесь от усталости, это значит, что данные упражнения слишком тяжелы для вас, поэтому они не дадут нужного эффекта. Стоит объективно оценивать свои возможности и ставить перед собой реальные достижимые цели.

                      И еще одна важная категория упражнений, которую мы рассмотрим, – это упражнения для роста мышц.

                      Упражнения для роста мышц

                      Упражнения для роста мышц должны заинтересовать, в первую очередь, мужчин. Прокачать каждую группу мышц в домашних условиях так же, как в тренажерном зале, тяжело. Но правильно работая над основными группами (грудь, руки, плечи, ноги, пресс), можно добиться относительно неплохих результатов.

                      Занятия с собственным весом (калистеника) будут эффективны только в первое время – первые 1-2 месяца, и чтобы мышцы расли дальше, необходимо увеличивать нагрузки и работать с отягощением. Для этого можно купить специальное снаряжение, которое продаётся, наверное, в любом крупном городе. Но если такой возможности нет, для отягощений можно использовать рюкзак с книгами, в качестве гантелей для фитнеса – бутылки 1-2 л с водой, позже – с песком. Одним словом, место для фантазии есть.

                      Многие спортсмены, желая добиться отличных результатов в бодибилдинге, употребляют специальные спортивные добавки, которые способствуют ускоренному росту мышц. Это делает спортивное питание привлекательным для начинающих. Самые популярные группы добавок – это протеин, гейнер, креатин, аминокислоты, энергетические батончики. Все эти продукты по-разному воздействуют на организм, поэтому стоит внимательно изучить их свойства и, по возможности, перед употреблением проконсультироваться со специалистом.

                      Вернемся непосредственно к упражнениям. Выбор программы домашних тренировок должен учитывать ваш уровень начальной подготовки и цель тренировок. Ниже приведены несколько примеров упражнений на разные группы мышц:

                      1. Упражнения для мышц груди (на английском языке, но все предельно ясно и хорошо показано):

                      2. Упражнения для пресса (английский язык, самый просматриваемый ролик о тренировке пресса):

                      3. Упражнения на турнике:

                      Но и здесь следует учитывать несколько важных нюансов:

                      1. Необходимо разминаться перед началом тренировки и делать растяжку в конце занятия.
                      2. Качать нужно одну-две группы мышц за одну тренировку.
                      3. Чтобы мышцы увеличивались в объемах, нужно постепенно наращивать рабочий вес.
                      4. Для красивого и рельефного тела силовую тренировку нужно подкреплять кардионагрузками.
                      5. Оптимальная продолжительность силового сета – 40-60 минут. С учетом кардиоупражнений вся тренировка должна занимать максимум 1,5 часа.
                      6. Для набора мышечной массы нужно соответствующим образом скорректировать свое питание.
                      7. Если выполнение упражнений приводит к боли в спине, шее, суставах и т. д., нужно немедленно прекратить тренировки и возобновлять занятия только после консультации с врачом.
                      8. В процессе тренировок набор мышечной массы может замедляться или вовсе останавливаться. Это нормально и называется периодом стагнации. При правильно подобранной программе через 1-2 недели рост продолжится.

                      Занимайтесь на здоровье, но помните главное – результат не приходит сам собой, к тому же моментально, а требует регулярных, длительных занятий спортом в комбинации с правильным сбалансированным питанием.

                      Мотивация к спорту

                      Профессиональный спорт – это тяжелый труд, где, стиснув зубы, каждый день нужно работать на результат. Глупо предполагать, что бегать по полю за мячом, стараясь затолкать его в ворота, или кататься на ледовой арене, жонглируя шайбой с помощью клюшки, легко и под силу каждому. Порой тяжело заставить себя сделать даже элементарную зарядку, что уж говорить о ежедневных интенсивных тренировках. Исходя из этого, становится понятно, что в процессе тренировок не последнюю роль играет мотивация. Многие люди не занимаются спортом не потому, что у них нет времени или денег, а потому, что они не могут найти в себе силы, собрать волю в кулак и просто начать что-то делать.

                      Помните, главное – побороть свою лень и сделать первый шаг: приступить к тренировкам. После того как физическая активность войдёт в привычный ритм жизни, она не будет казаться чем-то сложным и невыполнимым. Спорт дисциплинирует, а организованность поможет вам и в повседневной деятельности.

                      Вдохновить на занятия спортом и мотивировать могут самые разнообразные вещи вокруг нас. Это может быть музыка и другие формы искусства, примеры успешных людей, сильные чувства. Подробнее о вдохновении можно прочитать в одной из статей нашего блога.

                      Проверьте свои знания

                      Читайте также: