Достоевский и оптина пустынь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Знакомство Ф.М. Достоевского с Оптиной пустынью было непродолжительным, но оставило яркий след в его творчестве.

Исследователи романа Ф.М. Достоевского отмечают, что в образе старца Зосимы обнаруживаются черты нескольких великих православных подвижников: свт. Тихона Задонского, старца Зосимы Тобольского, прп. Амвросия Оптинского. В речи старца Зосимы звучат мудрые мысли, взятые из поучений прп. Исаака Сирина и свт. Тихона Задонского. Но именно посещение Оптиной и беседы с преподобным Амвросием Оптинским обогатили духовный опыт писателя и позволили наделить старца Зосиму живыми чертами.

Сходство между преподобным Амвросием Оптинским и старцем Зосимой немалое.

Известно, что прп. Амвросий относился к третьему поколению Оптинских старцев (прп. Лев, прп. Макарий, прп. Амвросий) и был духовным чадом прп. Макария. Старец Зосима также принадлежит к 3-му преемничеству старцев. Ему 65 лет, как и старцу Амвросию в тот год, когда приезжал в Оптину

Ф.М. Достоевский (старец родился в ноябре 1812 года, а Достоевский приехал в Оптину пустынь в июне 1878 года). Как и преподобный Амвросий, старец Зосима пришёл в монастырь уже взрослым, пожившим человеком. В облике старца Зосимы угадываются черты и других русских старцев. Так, старец Зосима в молодости был офицером, как иеромонах Афанасий, ученик преподобного Паисия Величковского, духовный наставник старца Макария Оптинского. Артиллерийским офицером был и оптинский монах Григоров. В рассказе старца Зосимы о приручённом медведе чувствуется влияние жития прп. Сергия Радонежского, а любовь старца Зосимы к цветам напоминает такую же черту старца Макария.

Такой всплеск всенародной любви лучше всего доказывает, что полная скорбей, болезней и утрат жизнь Ф.М. Достоевского, трудная и горестная по человеческим меркам, оказалась плодотворной и достойной, а его лучшие герои, сколько бы ни спорили о них критики, оценены, поняты и приняты читателями.

Прп. Варсонофий Оптинский написал в одном из своих писем: «Достоевский бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил отцу Макарию, что раньше он ни во что не верил.

— Что же заставило вас повернуть к вере? – спрашивал его отец Макарий.

— Да я видел рай. Ах! Как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там – и с тех пор я повернул к Богу.

Список использованной литературы

Достоевский,Ф.М. Братья Карамазовы/ Ф.М.Достоевский – М.: Эксмо, 2009.

Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского.

Григорьев Д, протоиерей. Достоевский и Церковь. – М., 2002.

Достоевская, А.Г. Воспоминания/А. Г. Достоевская — М.: Правда,1987.

Дунаев, М. М. Православие и русская литература/ М. М. Дунаев. — М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002. — Ч.39

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. —

Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2003. . – Т.1,2

Котельников, В. А. Православные подвижники/ В.А.Котельников. — М.: Прогресс – Плеяда, 2002.


Об этой поездке сообщают все биографии и биографические очерки жизни Достоевского. Однако источниковедческая база для ее реконструкции невелика.

Первый источник – это письмо Ф.М. Достоевского жене от 29 июня 1878 г., написанное сразу после возвращения из Оптиной пустыни из Москвы, в котором изложены подробности поездки в монастырь.

Федор Достоевский в 1863 году

Федор Достоевский в 1863 году

Заглянув в православный календарь на те дни, когда Достоевский стремился попасть в Оптину пустынь, обнаружим удивительное совпадение: 24 июня празднуется праздник Рождества Иоанна Предтечи, известный в народе как день Ивана Купалы, который являлся престольным праздником скита Оптиной пустыни. Безусловно, что поездка Достоевского в Оптину пустынь была приурочена к главному празднику Оптинского скита. С этим праздником совпала скорбная для писателя дата – сороковины памяти сына Алеши (умер 16 мая 1878 г.). По нашему мнению, Достоевский приезжал в Оптину, имея и более конкретную цель: совершить поминовение сына на сороковой день его смерти. Выявление этого факта позволяет восполнить картину пребывания писателя в Оптиной пустыни.

Федор Достоевский

Федор Достоевский

Прежде всего, о суждениях, ставших широко известными благодаря передаче и интерпретации К.Н. Леонтьева.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Леонтьев первым вынес за церковную ограду высказывания и мнения Оптинских монахов о Достоевском и его романах.

В отличие от анонимных мнений, передаваемых Леонтьевым, известны другие высказывания конкретных Оптинских старцев о Достоевском.

Федор Достоевский в Оптиной пустыне

Федор Достоевский в Оптиной пустыне

Покаяние – начало и основа духовной жизни в христианстве. Акт покаяния является практическим выражением веры, ибо покаяние невозможно без объекта покаяния – Бога. Кающийся – значит сущностно верующий, правоверующий, православный. Глубина покаяния показывает степень облагодатствованности человека. В церковном смысле даже святость подвижника определяется мерою его покаяния.

Общий вид Оптиной пустыни

Общий вид Оптиной пустыни

Покаяние и гордость – диаметрально противоположные понятия. Гордость – это отсутствие, невозможность покаяния, и, наоборот, покаяние – преодоление гордости. Пожалуй, о Толстом так кратко и так емко тоже никто не говорил.

Большая часть статьи составляет материал о Н.В. Гоголе и И.В. Киреевском. Достоевскому посвящен всего лишь один абзац. Тем не менее, он представляет большую ценность, так как отец Иосиф, будучи в то время келейником старца Амвросия, мог быть очевидцем посещения Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Протоиерей Геннадий Беловолов

Протоиерей Геннадий Беловолов

Что это за спор? Был ли он или же это монастырская легенда?

По рассказам Владимира Соловьева (он был в Оптиной пустыни вместе с Достоевским), таковым был Федор Михайлович в сношениях не только с монахом-схимником, но и со всеми другими обитателями пустыни, старыми и молодыми, будучи, как передавал Соловьев, в то время в весьма возбужденном состоянии, что обыкновенно проявлялось в нем каждый раз при приближении припадка падучей болезни… К воспоминаниям Стахеева нужно относиться достаточно осторожно. Скорее этот рассказ отражает впечатление, произведенное паломничеством Достоевского в монастырь на русскую либеральную общественность, к которой относился Стахеев.

Однако можно сделать вывод, что какая-то достаточно живая беседа произошла в келье старца Амвросия между старцем, писателем и философом.

О чем шла речь в келье старца Амвросия?

Если поверить этим источникам, создается картина серьезной полемики, прежде всего между старцем Амвросием и Соловьевым, о вечной жизни.

Поразительно, что предания о Достоевском сохранились в Оптиной пустыни вплоть до 1917 г., и даже в первые годы советской власти.

Хотя стул, связанный с памятью Достоевского, все же был.

Старец схиархимандрит Варсонофий также был учеником старца Амвросия и, возможно, от своего учителя слышал диалог с Достоевским, который однажды достаточно подробно пересказал своим духовным чадам:

– Что же вас заставило повернуть к вере? – спрашивал его батюшка Макарий.

Оптинские предания о Достоевском говорят о глубокой духовной связи и сродстве Достоевского и Оптиной пустыни.
Достоевский, пробывший в монастыре всего три дня, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, реальными и вымышленными. Посещение Достоевским Оптиной пустыни стало не только для Достоевского событием его духовной жизни, но, как мы видели, также было примечательным событием и для истории самой Оптиной пустыни.

Можно сказать, что Оптина приняла Достоевского и запечатлела в своей памяти его образ. Более того, есть основание утверждать, что Достоевский соединился с образом Оптиной, так что уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной, как, впрочем, наверное, и Оптину нельзя представить без Достоевского.

Имена четырех из упоминавшихся в настоящей работе оптинских старцев причислены среди прочих к лику святых: преподобный Иосиф, преподобный Анатолий, преподобный Варсонофий, а также преподобный Амвросий (канонизирован в 1988 г.). Таким образом, слова и суждения Оптинских старцев о Достоевском приобретают характер святости и силу церковного Предания. (Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13–16 августа 2000 года, все тринадцать оптинских старцев причислены к лику святых для общецерковного почитания.)

Официальный сайт Введенского
ставропигиального мужского монастыря



Доступно в Гуглплей

Всег­да на­дей­тесь толь­ко на Бо­га, но ни­как не на че­ло­ве­ка. Тог­да вся­кое зло бу­дет от­па­дать от вас, как от­руб­лен­ная вет­ка.

преп. Варсонофий

Од­но воз­зре­ние на Все­силь­но­го Гос­по­да и воз­зва­ние к Не­му под­дер­жи­ва­ет бед­ную ду­шу.

преп. Моисей

Все­об­щий и всез­лоб­ный враг – ди­а­вол, хо­тя и мно­гие тво­рит под­са­ды нам, но нич­то­же ус­пе­ет, ес­ли мы бу­дем упо­вать на Бо­га.

преп. Лев

пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

19 февраля ст. ст.

Духовные беседы с паломниками

Великая литература, вовсе не столь непоколебимая, как литература Данте, Кальдеронов, шла к гармонии и утешению на берега Жиздры, к городку Козельску…

Читайте также: