Замена изолирующих деталей кратко

Обновлено: 07.07.2024

Правила применения электрозащитных средств при проведении работ в электроустановках

Электрозащитные изолирующие средства предназначены для обеспечения безопасности обслуживающего персонала при выполнении работ в действующих электроустановках. В зависимости от назначения и типа, электрозащитное средство может обеспечивать как полную защиту человека от напряжения, так и выступать в роли дополнительной защиты.

Электроустановки несут в себе опасность, заключающуюся в возможности поражения электрическим током и термического воздействия электрической дуги. Каждый год происходит ряд несчастных случаев в электроустановках, большая часть из которых происходит по причине не соблюдения работниками требований охраны труда, в частности неправильного применения средств защиты при выполнении работ. Поэтому очень важно знать и уметь правильно применять электрозащитные средства при выполнении работ на электрическом оборудовании.

Рассмотрим основные правила применения различных защитных средств, которые применяют в электроустановках.

Стенд защитных средств

Общие рекомендации для всех электрозащитных средств

Приведем основные правила применения электрозащитных средств, которые относятся ко всем средствам защиты.

При необходимости работы с тем или иным средством защиты необходимо, прежде всего, проверить его пригодность к эксплуатации. Во-первых, обращают внимание на внешний вид изолирующего средства. На нем не должно быть загрязнений, повреждений корпуса, в том числе лакокрасочного покрытия.

Каждое защитное изолирующее средство периодически должно проходить испытание – проверку на пригодность для эксплуатации в электроустановках. Поэтому перед тем, как применить защитное средство, необходимо проверить его срок пригодности – дату следующего испытания на штампе установленного образца.

Основные и дополнительные электрозащитные средства

Если электрозащитное средство имеет загрязнения, повреждения корпуса или у него просрочен срок периодического испытания, то такое защитное средство нельзя использовать, так как это может повлечь за собой поражение человека электрическим током. Такое защитное средство необходимо изъять из эксплуатации для устранения неисправностей, проведения испытания.

Электрозащитные средства, которые планируется применять, обеспечивают свои изоляционные свойства только в том случае, если они сухие. Эту особенность надо учитывать при необходимости проведения работ в открытых распределительных устройствах, не допуская применения защитных средств, на которые попала влага (морось, дождь, изморозь, снег). При необходимости выполнения работы в условиях попадания влаги должны применяться электрозащитные средства, специально предназначенные для этой цели.

Кроме того, необходимо держать защитные изолирующие средства в чистом состоянии. В особенности это касается диэлектрических перчаток, обуви и других защитных средств, которые быстро приходят в негодность, если на их резиновую поверхность попадают различные агрессивные жидкости, смазки.

Электрозащитные средства выше 1000 В с ручками-захватами конструктивно имеют ограничительные кольца. При выполнении работ необходимо брать средства защиты за ручки не дальше данного ограничительно кольца. Это обусловлено тем, что существует допустимое безопасное расстояние до токоведущих частей и защитное средство проектируется таким образом, чтобы его изолирующая часть (та часть, которая отделяет рабочую часть от рукоятки) имела достаточную длину, обеспечивая защиту от удара током.

Также следует отметить, что каждое электрозащитное средство рассчитано на работу при определенном напряжении. Класс напряжения указывается на корпусе защитного средства, но данное значение может отличаться от того значения напряжения, от которого защитное средство действительно способно защитить человека. Поэтому при проведении испытания защитного средства указывают величину напряжения, до которого можно применять данное средство.

Диэлектрические перчатки служат в качестве основного средства защиты от поражения электрическим током в электроустановках до 1000 В и в качестве дополнительной защиты в электроустановках напряжением выше 1000 В.

Применять допускается только абсолютно сухие диэлектрические перчатки. Если в помещение, где они хранятся, повышенный уровень влажности, то перед выполнением работ с применением перчаток их следует просушить в помещении при комнатной температуре.

Перед применением перчаток, помимо внешнего осмотра, проверки даты проведения следующего испытания, необходимо проверить их на отсутствие проколов. Для этого необходимо начать скручивать их от края в сторону пальцев. При этом перчатка немного надувается и путем надавливания можно обнаружить возможные проколы, через которые будет выходить воздух.

Диэлектрические перчатки

Изолирующие клещи применяют для замены предохранителей. При выполнении работ по замене предохранителей класса напряжения выше 1000 В помимо изолирующий клещей необходимо использовать в качестве дополнительного средства защиты диэлектрические перчатки и защитные очки или маски. В электроустановках до 1000 В для замены предохранителей можно пользоваться одними клещами или диэлектрическими перчатками совместно с очками или масками.

Замена предохранителей должна осуществляться с предварительным отключением нагрузки. Исключение составляют предохранители тех участков электрической сети, в которых отсутствуют коммутационные аппараты, посредством которых можно снять нагрузку.

Изолирующие клещи

Указатели напряжения используют в электроустановках для проверки наличия или отсутствия напряжения на токоведущих частях.

Если указатель напряжения оборудован переключателем классов напряжения, то перед его применением необходимо убедиться в правильности выбранного режима.

При необходимости проверки отсутствия напряжения на токоведущих частях следует предварительно проверить работоспособность используемого указателя напряжения. Проверка работоспособности указателя производится на тех токоведущих частях распределительного устройства, которые находятся под рабочим напряжением. Также для проверки работоспособности указателей напряжения выше 1000 В могут использоваться специальные устройства, предназначенные для проверки указателей.

Проверку наличия напряжения или проверку работоспособности указателя необходимо выполнять аккуратно, чтобы не допустить перекрытия между фазами или одной из фаз на корпус оборудования или другие заземленные металлоконструкции распределительного устройства.

При проверке отсутствия напряжения следует учитывать особенности работы отдельных типов указателей напряжения. Если указатель напряжения импульсного типа, то он срабатывает с некоторой задержкой. Перед применением того или иного типа указателя напряжения необходимо ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации, в которой указаны характерные особенности, касающиеся того или иного указателя напряжения.

При выполнении работ в электроустановках выше 1000 В в качестве дополнительной меры безопасности могут использоваться сигнализаторы напряжения.

Сигнализаторы напряжения крепятся на защитную каску работника или на запястье и срабатывают в случае приближения человека к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Сигнализаторы напряжения нельзя использовать в качестве основного средства для проверки отсутствия напряжения. Для этой цели необходимо применять исключительно указатели напряжения.

Если сигнализатор напряжения не имеет встроенного контроля исправности, то перед началом выполнения работ его необходимо проверить в установленном порядке с соблюдением мер безопасности.

указатели напряжения

Изолирующие штанги, в зависимости от конструктивного исполнения, могут быть предназначены для: установки переносных защитных заземлений, выполнения операций с коммутационными аппаратами, установки изолирующих накладок, замены предохранителей, проведения измерений.

Перед применением той или иной штанги необходимо убедиться в том, что она действительно может выполнить ту или иную операцию. Запрещено выполнять штангой ту работу, для которой она не предусмотрена.

Отдельные типы изолирующих штанг перед применением должны в обязательном порядке заземляться. Без заземления такие штанги применять нельзя.

Изолирующие штанги и указатели напряжения на напряжение выше 1000 В могут состоять из нескольких частей, соединяющихся между собой резьбовым соединением. Перед применением таких электрозащитных средств необходимо проверять надежность их резьбовых соединений, во избежание инцидентов при выполнении работ.

Оперативная изолирующая штанга

Диэлектрическая обувь - боты, калоши

Диэлектрические боты и калоши предназначены для защиты человека от поражения человека электрическим током в зоне растекания токов замыкания на землю – от так называемого шагового напряжения. Диэлектрическая обувь также служит в качестве защитного средства при необходимости обеспечения изоляции человека от земли (поверхности пола в помещении), в данном случае обувь выступает в роли альтернативы резиновому диэлектрическому ковру и изолирующей подставке.

Диэлектрическую обувь перед применением необходимо тщательно осмотреть на предмет проколов, видимых повреждений. При применении диэлектрической обуви необходимо передвигаться аккуратно, не допуская ее проколов, что особенно актуально в случае необходимости передвижения по открытой местности. Повреждение поверхности диэлектрической обуви может привести к удару человека электрическим током, например, в зоне действия шагового напряжения.

Перед применением бот или калош необходимо в обязательном порядке проверить штамп с датой проведения следующего испытания, где также должно быть указано напряжение, при котором данные защитные средства способны изолировать человека от воздействия тока.

Инструмент с изолирующими накладками

Ручной инструмент с изолирующими рукоятками (отвертки, плоскогубцы, бокорезы, пассатижи, гаечные ключи и др.) служат в качестве основных электрозащитных средств при выполнении работ в электроустановках до 1000 В без снятия напряжения.

В электроустановках выше 1000 В ручной инструмент с изолирующими рукоятками не обеспечивает безопасности при выполнении работ, поэтому при необходимости выполнения работ на высоковольтном оборудовании, его необходимо отключить со всех сторон, с которых может быть подано напряжение, заземлить, установить ограждения и принять другие меры, чтобы избежать приближение человека на недопустимое расстояние к оборудованию, которое находится под напряжением.

При проведении работ в электроустановках до 1000 В без снятия напряжения, помимо инструмента с изолирующими рукоятками, необходимо обеспечить изоляцию человека от земли (поверхности пола), использовав для этого диэлектрические ковры, изолирующие подставки или диэлектрическую обувь. В зависимости от характера выполняемой работы, необходимо применять дополнительно защитные макси или очки.

Перед применением ручного инструмента необходимо его осмотреть на предмет отсутствия повреждений изолирующей части – изломов, трещин, заусенцев. Ручной инструмент с изолирующими рукоятками, как и другие защитные средства, проходят периодические испытания в электротехнической лаборатории, поэтому перед его применением также необходимо проверять срок проведения следующего испытания.

Изолирующая накладка и изолирующий инструмент

Переносные защитные заземления

Для защиты человека от случайно поданного напряжения, а также воздействия наведенного напряжения некоторых линий электропередач, осуществляется заземление оборудования - электрическое соединение токоведущих частей с заземленными элементами оборудования, непосредственно с заземляющим контуром. Заземление осуществляется при помощи стационарных заземляющих ножей и переносных защитных заземлений.

Стационарные заземляющие ножи – это конструктивный элемент разъединителей, отдельных типов ячеек, камер с оборудованием. Переносное заземление – это защитное средство, которому следует уделить особое внимание. Данное защитное средство устанавливают вручную или при помощи встроенных или съемных штанг для установки заземлений.

Установка заземления производится непосредственно на токоведущие части, которые предварительно следует отключить и удостовериться в том, что напряжение на них отсутствует.

Очень много несчастных случае происходит потому, что перед установкой заземления проверяется отсутствие напряжения не на всех трех фазах. Дело в том, что коммутационные аппараты, посредством которых обеспечивается отключение участка оборудования (создание видимого разрыва), может отключиться неполнофазно, то есть одна из фаз может остаться под напряжением, что впоследствии, при установке заземления приводит к поражению человека электрическим током.

Как и упоминалось выше, перед проверкой отсутствия напряжения необходимо проверять работоспособность указателя напряжения.

Если идет речь о установке переносного заземления на оборудование выше 1000 В, то необходимо в обязательном порядке пользоваться специальными штангами, используя при этом также диэлектрические перчатки. Для обеспечения безопасности, установку переносных заземлений должны осуществлять два человека, снятие разрешается производить единолично.

Если тот или иной участок электросети заземляется одновременно и стационарными заземлениями и переносными, то первыми необходимо включать стационарные заземления, чтобы установка переносных заземлений была безопасной.

Перед применением переносных заземлений необходимо их осмотреть на предмет целостности жил, зажимов, креплений жил к ним. Допускается незначительное, не более 5%, повреждение жил.

Для того, чтобы переносное заземление в полной мере обеспечивало защитные функции, необходимо правильно выбирать его тип, сечение в соответствии с классом напряжения и рабочими токами участка электроустановки, в котором планируется установка заземлений.

Помимо перечисленных выше защитных средств необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты – спецодеждой, обувью, защитной каской. Зависимости от местных условий и характера выполняемой работы необходимо применять средства защиты от воздействия различных негативных факторов.

Например, в зоне повышенного уровня влияния электромагнитного поля необходимо применять специальные защитные комплекты спецодежды. При проведении оперативных переключений использовать специальный защитный костюм и щиток, обеспечивающий защиту от возможного воздействия электрической дуги.

В заключении следует отметить, что помимо знания и умения правильно применять средства защиты при выполнении работ, очень важно выполнять работы правильно, обдуманно, внимательно, чтобы избежать ошибок и создания опасных ситуаций. Защитные средства не могут обеспечить абсолютной защиты человека от возможных опасных ситуаций.

Неправильно выбранный коммутационный аппарат, неправильно выполненная операция и другие ошибки могут привести к несчастным случаям. Поэтому вопросу безопасности при проведении работ в электроустановках необходимо подходить комплексно, учитывая все возможные нюансы.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Коллеги, как вы организуете замену изоляции рабочих серьг, в плане обеспечения безопасности движения поездов?







Коллеги, как вы организуете замену изоляции рабочих серьг, в плане обеспечения безопасности движения поездов?

СМЕНА ИЗОЛЯЦИИ-zamena-iz.detalei.jpg

Книги по СЦБ | Книги путейцам | Книги машинистам | Книги движенцам | Книги вагонникам | Книги связистам | Путеводитель на различные ветки форума







Согласно ЦШ 530, пункт 5.4 Плановые работы по замене изолирующих деталей в изолирующих стыках, сережках остряков, связных полосах и распорках стрелочных переводов, а также в арматуре устройств обдувки и обогрева стрелок должны производиться работникам и службы пути по графику, который должен быть согласован начальником (заместителем) дистанции сигнализации и связи без выключения изолированного участка.
Замена изолирующих деталей в сережках остряков должна производиться с участием электромеханика СЦБ или электромонтера СЦБ. О замене изолирующих деталей и порядке движения поездов работником службы пути должна оформляться запись в Журнале осмотра. После завершения работ по замене изолирующих деталей в сережках остряков электромеханик СЦБ совместно с работником службы пути должны проверить отсутствие электрического контроля окончания перевода стрелки при закладке щупа толщиной 4 мм между остряком и рамным рельсом.. Об этом уже оповестил в своей миниатюре Андрей13.
Однако, при замене изоляции в серьгах рабочих тяг остряки теряют механическое соединение с эл.приводом и как бы подпадают под Приложение 1 той же ЦШ 530
Перечень основных работ, выполняемых с выключением устройств СЦБ и записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети:
1. Замена стрелочного электропривода, фундаментных угольников, рабочих тяг, оси ушка, оси рабочей тяги, шарнира и пальца шарнира шибера, а также контрольных тяг стрелок электрической централизации, не оборудованных раздельным креплением рабочих и контрольных тяг, первой межостряковой тяги, кулисы и первой рабочей тяги крестовины с непрерывной поверхностью катания.
Вэтом случае стрелка выключается без сохранения пользования сигналами, причем должен присудствовать ШНС.
Что касается меня, то замену изоляции в тягах стараемся производить при перешивке стрелки т.к в этом случае стрелка закрывается для движения, а сам процесс замены изоляциизанимает совсем немного времени.

mishascb добавил 23.03.2010 в 18:37







Ясно, спасибо! Сколько времени на устранение ПЧ одностороннего пробоя вы даете? Так все-таки нужно заказывать окно? За сколько времени? Почему все пытаются менять по согласованию с ДСП?

Если на одних участках колеи нужно обеспечить пропуск электрического тока между рельсами, то на других его, наоборот, необходимо полностью исключить. Предлагаем взглянуть на те элементы верхнего строения пути, с помощью которых можно это осуществить. Подробно рассмотрим изолирующий стык: определение, назначение, конструкцию, случаи применения, особенности его работы. В результате вы будете знать, на каком их варианте остановиться, как устанавливать и когда использовать.

Сразу отметим, что именно места скрепления являются самыми напряженными точками полотна. Они воспринимают наибольшие нагрузки и, в случае поломки, дефекта или недостаточного качества, создают существенное сопротивление движению транспорта – на их долю приходится до 7% от общих помех. Поэтому крайне важно, чтобы соединение элементов ВСП было надежным. Данный момент нужно в обязательном порядке учитывать при выборе накладок, болтов и других сборочных деталей, а также при их монтаже (который должен быть проведен в несколько этапов, с тщательным выдерживанием времени) и последующей эксплуатации.

Что такое изолирующие стыки рельсов

Функционально это места скрепления двух металлоконструкций в одну нить, используемые для прекращения (блокировки) электрической связи между соседними элементами ВСП. В зависимости от точки установки, могут выполнять одну или несколько из следующих функций:

  • Отделение участков полотна с цепями от зон колеи, не оборудованных ими, или проводящих линий друг от друга.
  • Предотвращение хода обратного тока к тем направляющим ВСП, которые в принципе не должны его принимать.
  • Исключение электросвязи между разнофазовыми (разнополярными) нитями.

Места их монтажа – не только стрелочные переводы, но и створы светофоров: входных/выходных, маневровых, проходных. При этом допустима их сдвижка – на расстояние до 10,5 м, если смотреть по направлению езды транспорта, и до 2 м – против. Если же считать относительно самого оптического устройства-сигнализатора, величина максимального допуска составляет 2 м в обе стороны.

Особенности работы изолирующих стыков на ЖД

Соединение по-настоящему прочное (а значит и эффективное) только тогда, когда прокладка хорошо приспособлена к стандартным формам контактирующих элементов, достаточно тонкая, но при этом обладает высокой сопротивляемостью истиранию. Для этого она должна быть изготовлена из подходящего материала.

Актуальным вариантом в общем случае является фибра, сделанная из химически обработанного хлопкового волокна. Ее можно выполнить в любом виде и размере, главное, чтобы в толщину она была либо 3,2, либо 4,8 мм. Тогда она будет достаточно прочной, сохраняя удобную податливость, сможет годами сопротивляться впитыванию влаги, не вбирая в себя осадки, и противостоять ударным нагрузкам от колес проезжающего транспорта.

Если придать точную форму и правильно закрепить, срок службы прокладки-изолятора превышает 5 лет, и даже после этого времени она остается пригодной для последующего использования. Эксплуатационный ресурс также можно существенно продлить, если тщательно провести сборку и соблюсти следующие меры:

  • выровнять концы примыкающих к фибре металлоконструкций и обрезать их под углом в 90 0;
  • удалить ржавчину, пыль, другие загрязнения со всех контактных поверхностей, прежде чем выполнять соединение;
  • покрыть место скрепления именно чистой смазкой;
  • выдержать подходящий зазор и расположить прокладку строго на одном уровне (не выше и не ниже) с соседними двутавровыми направляющими;
  • тщательно затягивать болты (если они вообще актуальны).

Конструкция изолирующего стыка

Может быть с одним из нескольких видов накладок:

  • с металлическими объемлющими;
  • с двухголовыми – для клееболтового соединения;
  • с композитными;
  • с металлополимерными шарнирными.

Первые два варианта являются традиционно распространенными, третий и четвертый – более инновационными и специфическими, но их популярность растет. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Металлическая объемлющая накладка достаточно прочная и жесткая, чтобы крепление можно было осуществлять даже на весу. При этом блокировка тока обеспечивается не только промежуточными мембранами, но и болтовыми втулками, выполненными из полиэтилена, фибры, текстолита. Кроме того, в зазоры в обязательном порядке вставляют прокладки, по форме повторяющие профили соседних двутавровых балок.

Основное ее преимущество – простота, на практике оборачивающаяся надежностью. Элементов слишком мало, и почти все из них защищены от истирания, а это ключевая предпосылка к долгому сроку службы и сравнительно редкой замене.

Клееболтовые изолированные стыки на железной дороге устанавливаются в уравнительных пролетах. Для их обустройства применяется 2 варианта накладок:

  • стандартные двухголовые с 6 отверстиями, простроганные по обеим граням;
  • специальные полнопрофильные, плотно облегающие пазуху.

В роли прослойки с диэлектрическими свойствами выступает стеклоткань с эпоксидной пропиткой. Да, связующий состав обычно на основе смол, но в принципе возможны разные варианты. Зачастую в нем же содержатся пластификаторы, понижающие хрупкость и предотвращающие усадки. Определенная процентная доля наполнителей тоже присутствует, и это волокна асбеста, сланцевая и кварцевая мука или другие вещества, способные повысить устойчивость к механическим повреждениям или действию тока.

Клей должен не только эффективно противостоять разрушительному влиянию влаги, мороза или тепла, но и быть достаточно дешевым. И нужно учитывать, что даже при хорошей продольной прочности на растяжение, на уровне 25-35 МПа, он будет хуже сопротивляться перпендикулярным силам. Поэтому для надежности скрепления рельсовой нити стоит использовать и стыковые болты, тем более что они будут дополнительной защитой от расстройства и деформаций в случае повреждения или старения связующего вещества.

Облегающие пазуху накладки нужны для усиления конструкции и актуальны там, где полотно постоянно или часто испытывает значительные нагрузки, то есть на грузонапряженных линиях. Важно, чтобы данные элементы плотно прилегали к обеим соседним двутавровым балкам. На конкретной монтажной точке это обеспечивается разным обжатием стеклоткани, которая 3-3,5 мм в толщину и 9-10-слойная, а значит предполагает возможность воздействия чуть посильнее или послабее. Обклеить болты нужно и от начала резьбы до подголовника. В торцевых зазорах следует разместить 4-6-милиметровые прокладки с диэлектрическими свойствами, по форме повторяющие профиль металлоконструкций, предварительно покрытые клеем.

Сборка осуществляется в три шага:

  • Поверхности накладок подготавливаются – очищаются, обезжириваются, шлифуются, – затем проверяется электрическое сопротивление каждой из них. Далее ту же процедуру проходят и укладываемые на шпалу направляющие колеи. Монтажные работы проводятся без закрытия ЖД-колеи, на действующей линии, но строго во время перерыва в движении транспорта (который длится 2,5 часа).
  • Прокладки размещаются в зазорах и обжимаются при помощи сдвижки. После, наступает очередь обезжиривания накладок и склеиваемых поверхностей с последующей просушкой на протяжении 10-15 минут. Параллельно рекомендуется готовить клеевый состав и фасовать его в свою тару для каждой стороны соединения.
  • Связующее вещество наносится на все контактные плоскости и разравнивается шпателем, а затем укрепляется тонким слоем грунтовки. И, наконец, осуществляется непосредственно сборка: все элементы прижимаются друг к другу, затягиваются болты и так далее.

Практически сразу по завершении всех работ можно снова пускать поезда, так как клей обеспечит достаточное сопротивление продольному сдвигу – от 1000 кН при двухголовых планках-держателях и от 3000 кН – при полнопрофильных.

Назначение изолирующего стыка с композитными накладками – в предотвращении электрической связи скрепления с любым из видов рельсов. Он был придуман в стремлении к повышению надежности и экономичности соединения. Внедрение его происходит все активнее, так как он соответствует всем требованиям, предъявляемым к технологичности и безопасности эксплуатации магистральных полотен, а также минимизирует расходы на обслуживание ЖД-линий.

Стандартная комплектация в данном случае включает в себя:

Полезные свойства накладок из композитного материала:

  • низкие показатели влагонасыщения;
  • впечатляющая стойкость к коррозии, щелочам, кислотам, загрязнению маслами или нефтепродуктами;
  • неподверженность грибку и многим бактериям;
  • высокие усталостные свойства;
  • большой запас прочности.

На практике назначение и характеристики изолирующего стыка позволяют обеспечить:

  • ресурс, покрываемый гарантией, – до 3 лет;
  • пропускную способность (в среднем) – до 500 000 000 т брутто груза за весь срок эксплуатации;
  • максимально поддерживаемую скорость перемещения подвижного состава – до 200 км/ч;
  • осевую нагрузку от транспорта – до 270 кН;
  • рабочий диапазон температур – от -60 до +80 градусов Цельсия;
  • качество защиты от тока – от 100 кНм.

С точки зрения эксплуатационной технологичности и живучести, обладают следующими преимуществами:

  • малая масса – достигает 8 кг максимум, но чаще на уровне 3-4 кг;
  • нет склонности к образованию трещин;
  • помогают сократить номенклатуру используемых деталей;
  • хрупкий излом не наблюдается, даже при резкой смене температурных режимов;
  • легко устанавливаются при каком угодно климате.

Свою долю популярности продолжают завоевывать стыки изолирующие железнодорожных рельсов с шарнирными металлополимерными накладками. Они все активнее используются на европейских ЖД-линиях с целью предотвращения излома двутавровых балок в местах болтовых отверстий. После их установки только 30% усилия приходится на разрыв, тогда как 70% – на сжатие, и в результате соединение не распирает.

Практика показывает, что с их применением выход металлоконструкций из строя в связи с дефектами шейки снижается в разы. Соответственно, уменьшается и количество отказов элементов ВСП и существенно повышается общий ресурс колеи, что сопровождается значительной экономией на ремонте и обслуживании.

Для достижения столь полезных свойств шарнирной накладки были продуманы, опробованы и внедрены следующие технологические решения:

  • В точке крепления повышена жесткость – центром конструкции стал мощный сердечник из прочного металла. Благодаря ему упругих и остаточных просадок в 3-4 раза меньше, чем в случаях с использованием композитных пластин. Пропорционально снижается и нагрузка на торцы и концы двутавровых балок, а значит и риск излома, и вероятность появления и развития усталостных дефектов.
  • Монтажные напряжения перераспределяются эффективнее – расположение в пазухе практически оптимальное, в результате чего значительная доля усилий (уже упомянутые 70%) направляется по горизонтали, что только способствует качеству крепежа, а по вертикали поступает меньшая часть (30%). Для сравнения: напряжение в клиновидной накладке идет на разрыв на все 100%.
  • Намагниченность снижена – устройство изолирующего стыка с металлическим сердечником позволяет шунтировать поле в точке соединения, что оборачивается существенным снижением налипания изношенных частиц на поверхности зазора. И уже это, в свою очередь, ведет к повышению эксплуатационного ресурса всей цепи.
  • Реализованы методы ресурсосбережения – внутреннюю часть накладки можно использовать неоднократно, даже после того, как диэлектрический слой был изношен сверх нормы: в этом случае достаточно лишь полностью заменить полимер.
  • Монтаж упрощен – геометрия выверена, количество деталей снижено до минимума, поэтому сборка выполняется быстро и с установкой не должно быть никаких проблем.

Применение различных видов изолирующих стыков на железной дороге

В зависимости от варианта исполнения, объектами для их использования становятся:

  • светофоры – маневровые, проходные, входные/выходные;
  • стрелочные переводы для магистралей и для высоких скоростей;
  • приемоотправочные пункты с большим объемом перемещения различных объектов;
  • станции с незначительной грузонапряженностью и/или малой интенсивностью движения поездов (если накладки лигнофолевые).

Сроки службы отдельно взятого скрепления зависят от целого ряда факторов, ключевой из которых – нагрузка от колес локомотивов, вагонов, тележек, сильно зависящая от общего состояния (отсутствия деформаций) ходовой части транспорта. Но также существенное влияние оказывают климат на участке эксплуатации. Со счетов нельзя сбрасывать и качество обслуживания полотна.

Внимание, необходимо соотносить долговечность и степень разрушения. Например, запас прочности сварного соединения в 4 раза выше, чем болтового, но и повреждения при разрушительном воздействии у него обычно гораздо более опасные.

Свою роль играет и надежность отдельно взятых элементов. Так, изолирующие стыки светофоров, оснащенные объемлющими накладками, необходимо менять уже после наработки 30-50 миллионов тонн груза, а все из-за того, что фибра (или полиэтилен) деформируется под воздействием постоянных нагрузок. Для сравнения: ресурс клееболтовых полнопрофильных скреплений достигает уже 300 млн.т. При этом их можно демонтировать и отсортировать даже после выхода рельс из строя, и обнаружится, что примерно 90% пластин будут еще пригодны для дальнейшей, повторной эксплуатации.

Соединение изолирующей детали с металлической арматурой производится цементно-песчаным раствором с применением портландцемента марки не ниже 500 по ГОСТ 10178 - 76 без гидравлических добавок. Применение, ускорителей твердения цемента не допускается. Между краем и тарелкой изолирующей детали имеется воздушный зазор не менее 1 мм. [16]

Смена изолирующих деталей в электроизолирующем стыке производится, как правило, комплектно. Изолирующие втулки для стыковых болтов могут заменяться отдельно, если это необходимо по их состоянию. Работы по замене изоляции выполняет группа в составе двух монтеров пути и сигналис - foB под руководством бригадира пути. Место работ ограждают сигналами остановки. [17]

Смена изолирующих деталей в электроизолирующем стыке производится, как правило, комплектно. Изолирующие втулки для стыковых болтов могут заменяться отдельно, если это необходимо по их состоянию. Работы по замене изоляции выполняет группа в составе двух монтеров пути и сигналистов под руководством бригадира пути. Место работ ограждают сигналами остановки. [18]

Поверхность изолирующей детали должна быть гладкой, без трещин, открытых пузырей, посечек и сколов. [19]

Поверхность изолирующих деталей , за исключением мест, указанных на чертеже, покрывается глазурью. Цвет глазури указывается на чертежах, утвержденных в установленном порядке. [20]

Стекло изолирующей детали изоляторов прозрачно. [21]

В числе изолирующих деталей в высоковольтных аппаратах применяются фарфоровые опорные и проходные изоляторы, а также фарфоровые покрышки разнообразной формы. [22]

Изоляторы состоят из изолирующей детали ( фарфоровой или стеклянной), шапки и стержня, соединенных между собой армирующей связкой. [23]

Фарфоровое тело является изолирующей деталью , а фланец с одним, двумя или четырьмя отверстиями служит для крепления изолятора болтами к конструкции. Колпачки большинства опорных изоляторов имеют резьбовые отверстия под болт для креп - - ления к нему болтом токоведущей шины. Через фарфоровое тело изолятора проходит плоский или круглый контактный стержень, к которому присоединяют шину РУ. [24]

Между колпаком, изолирующими деталями и штырем приклеены эластичные прокладки из прессованной пробки толщиной не менее 1 мм, или из других материалов. [26]

Бригадир пути при замене изолирующих деталей внимательно проверяет состояние концов рельсов, находившихся под накладками. Собранный и сболченный стык проверяют на сопротивление, чтобы убедиться в надежности изоляции. [28]

Применение полиимидов для изготовления изолирующих деталей электроустановочных устройств вполне целесообразно, если бы не их высокая стоимость и некоторые технологические сложности переработки. Большим преимуществом полиимидов является то, что благодаря своим тепловым свойствам они могут заменить керамику, обладая более высокой механической прочностью. [29]

Фарфоровое полое тело является изолирующей деталью . Металлические детали соединены с фарфором цементной связкой. Изоляторы применяют фарфоровые и эпоксидные. [30]

Читайте также: