Законодательство о выборах в республике казахстан кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тексты документов приведены в редакциях, актуальных на дату добавления текста в нашу базу данных. За время, прошедшее с указанной даты текст документа мог быть изменен и дополнен, правовой акт мог прекратить свое действие.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Тексты документов приводятся в ознакомительных целях. ТОО "КАМАЛ-Консалтинг" не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов правовых актов, за использование данных версий текстов правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь правовых актов.

Понятие избирательного права. Понятие избирательного права упот­ребляется в двух значениях - объективном и субъективном.

В объективном значении - избирательное право - правовой инсти­тут, регулирующий конституционно-правовыми нормами деятельность (принципы и правило поведения) и порядок организации и проведения вы­боров в органы государственной власти и местного самоуправления. Он является частью конституционного права Республики Казахстан. Данный правовой институт регулируют общественные отношения, связанные с из­бранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов.

В субъективном - избирательное право - политическое право граж­дан РК - право избирать и быть избранным в органы государственной вла­сти и местного самоуправления.

Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Республики. К основным источникам относятся:

1. Конституция Республики Казахстан.

4. Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками из­бирательного права Республики Казахстан, регулируя отношения, возни­кающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Се­ната и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного са­моуправления, также устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.

Принципы субъективного избирательного права - это условия его признания и реализации.

Выборы в Республике Казахстан основываются на свободном осуще­ствлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выбор­ные органы государства и местного самоуправления.

1. Принцип всеобщности - означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государст­венной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Пассивное избирательное право — это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и масли-хата с ограничениями, установленными Конституцией. При пассивном из­бирательном праве гражданин выступает субъектом, подлежащим избра­нию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя он не лишается права голосования), а его выбирают.

Принцип всеобщности знает исключения.

Это, во-первых, и збирательные цензы - устанавливаемые Консти­туцией или избирательными законами условия для получения или осуще­ствления избирательного права. Государство предъявляет ряд требований к гражданам, избираемым на должности в государственных органах, обусловленных характером, особенностями, особым положением выборных органов в государственном механизме. Для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, вы­двигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.

Во-вторых, ограничения. Конституция Республики Казахстан уста­навливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда. Но такое ограничение может быть установлено только в судебном по­рядке. Вместе с тем, лица, находящиеся в местах заключения, если не вы­несен обвинительный приговор о них, не могут ограничиваться в избира­тельном праве. В законодательстве о выборах устанавливается, что в след­ственных изоляторах и изоляторах временного назначения образуются из­бирательные участки и лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты РК, в депутаты парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо:

- привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

- на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

- имеющие судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

2. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выбо­рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республи­ки на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голо­сом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных осно­ваниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет ка­ких-либо преимуществ перед другими избирателями.

3. Принцип прямого избирательного права - означает, что Прези­дент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мес­тного самоуправления Республики избираются гражданами не­посредственно.

В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщи­ков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

4. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование
на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики
осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, винов­ных в нарушении тайны голосования.

5. Принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запре­щением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по из­бирательным участкам при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казах­стан и находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных представительств и капитанами судов.

Избирательна система Республики Казахстан – особый порядок выбора Президента Республики, Сената Парламента Казахстана и депутатов Мажилиса, депутатов акимов и маслихатов поселковой или сельской местности, порядок создания выборных органов всех уровней, условия участи и принципы проведения выборов.

В Республике Казахстан выборы проводятся по мажоритарной и пропорциональной избирательным системам.

При пропорциональной системе наблюдается пропорциональное распределение депутатских мандатов между полученными голосами. При этой системе формируются крупные территориальные округа, должно быть не менее двух политических партий.

Мажоритарная избирательная система может строиться на принципах абсолютного или относительного большинства. При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в выборах должно принять участие в обоих турах не менее 51% избирателей. Тот кандидат, который получает более половины голосов от избирателей, участвующих в голосовании, считается победившим.

При мажоритарной системе, основанной на выборах относительного большинства, выборы считаются состоявшимися независимо от того, сколько человек приняло в них участие. Кандидат считается победившим выборы, если за него проголосовало больше чем ¼ общего числа избирателей, внесенных в списки.

Принципы избирательного права Республики Казахстан

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип всеобщности. Любой гражданин Казахстана, достигший возраста избирателя, независимо от национальности, пола, расы, социального происхождения и материального достатка, вероисповедания и т. д. имеют право быть избранными и избирать в выборный орган государственной власти.

  1. Принцип равенства. Каждый принимающий участие в выборах избиратель, обладает единственным голосом. Избиратели на равных основаниях могут выдвигаться на пост Президента, депутатов маслихатов и Мажилиса Парламента. Любой из избирателей может быть внесен в один список.
  2. Принцип прямого избирательного права. Президент и депутаты, органы самоуправления избираются гражданами непосредственно. Выборы депутатов могут быть прямые или косвенные.
  3. Принцип тайного голосования. Голосование происходит в условиях, которые исключают возможность давления и контроля на волю избирателя.
  4. Принцип добровольности. Никто не имеет право воздействовать на избирателя для того, чтобы принудить его к участию / неучастию в выборах. Данный принцип реализуется также через запрет любых способов агитации в день выборов. Абсентеизм – добровольный отказ избирателей от участия в выборах.

Избирательные органы Республики Казахстан

Подготовку и проведение выборов в Казахстане обеспечивают государственные органы, которые образуют единую систему избирательной комиссии, в которую входят:

  • участковые избирательные комиссии;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • Центральная избирательная комиссия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу избирательная система подробнее .

Срок полномочий для избирательных комиссий составляет пять лет.

Всю систему избирательных комиссий возглавляет Центральная избирательная комиссия, являющаяся постоянно действующим органом. В Центральную комиссию входят: Председатель комиссии и его заместитель, секретарь, члены комиссии, которые избираются и освобождаются от занимаемых должностей Мажилисом Парламента (по представлению Президента Республики). И Председатель, и секретарь Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.

Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим государственным органом, обладающим собственным аппаратом.

  • Президентом Республики Казахстан может быть избран любой гражданин Казахстана не моложе 40 лет, который свободно владеет государственным языком, проживает на территории Республики не менее 15 лет (Конституция, ст. 41 ч. 2).
  • Депутатом Мажилиса может стать гражданин Казахстана, достигший 25 лет (ст. 51 ч.4). Депутатом маслихата может стать гражданин Казахстана, достигший 20 лет (ст. 86 ч. 3).

Не имеют право избирать и быть избранными граждане, которых признали судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы.

Все депутаты на равных условиях принимают участие в выборах Президента, депутатов Маслихатов и Мажилиса Парламента и обладает одним голосом.

Избиратели не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом. Все избирательные округа в Казахстане образуются с учетом административно-территориального деления и с практически равной численностью избирателей. Избирательные права охраняются законом Республики в равной степени.

Избирателя можно включить только в один список избирателей. Голосование происходит только при личном присутствии избирателя, передача его права голоса не допускается. Все бюллетени, подготовленные для голосования, выдаются на основании списков избирателей и только при предоставлении удостоверяющего личность документа.

Все выданные бюллетени, протоколы и т.д. члены избирательных комиссий фиксируют своими подписями.

В Республике Казахстан действуют активное и пассивное избирательное право. При активном избирательном праве гражданин обладает правом непосредственно участвовать в выборах Президента, представительных органов и органов местного самоуправления. При пассивном избирательном правом он сам может быть избран на соответствующие должности.

Избирательная система Республики Казахстан

Конституция Республики Казахстан 1995 года определила в качестве основополагающего принципа организации государственной власти свободные выборы, а носителем суверенитета и единственным источником государственной власти - народ. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Демократические выборы - это конкурентные, периодические и представительные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой на альтернативной основе избирают своих представителей во властные структуры. Конкурентные выборы гарантируют, что в выборах участвуют различные политические партии и кандидаты. Все они пользуются свободой слова, собраний, передвижения, всем, что необходимо для того, чтобы их политические взгляды были услышаны, и чтобы они могли представить избирателям альтернативных кандидатов. Законодательство Республики Казахстан обеспечивает периодичность выборов, представительство в органах власти различных социальных групп населения, открытость и прозрачность деятельности избирательных органов.

Из истории президентских выборов

Являясь активным членом многих авторитетных международных организаций Казахстан придерживается всех принятых на себя обязательств по проведению свободных и конкурентных выборов. Выборы Главы государства и формирование Парламента Республики Казахстан, а также местных представительных органов проходят в нашей стране в условиях открытости и гласности, в соответствии с национальным законодательством и общепризнанными принципами демократических выборов, заложенными во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол №1, 1952 г.), Документе Копенгагенского совещания ОБСЕ (1990 г.).

Согласно положениям Конституции и данного закона выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и местных представительных органов, а также членов органов местного самоуправления Республики Казахстан проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Республики Казахстан избирается сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом страны и состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.

Сенат образуют 47 депутатов. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Главой государства с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Еще 32 депутата Сената избираются по два человека от каждой области, городов Астана и Алматы. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 из которых избираются по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам, 9 депутатов - Ассамблеей народа Казахстана. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет. Политические партии формируют состав нижней палаты Парламента через пропорциональную систему выборов (по партийным спискам). Ранее в нашей стране выборы депутатов Мажилиса Парламента проходили по смешанной избирательной системе (67 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, а 10 - по спискам политических партий).

В мире еще не создана совершенная избирательная система. Даже старейшие государства, имеющие вековые демократические традиции, обнаруживают недостатки в ходе организации и проведения новых избирательных кампаний.

Наиболее концептуальные изменения в закон о выборах были внесены в 2004, 2007 и в 2009 годах. В частности, в 2004 году были исключены безальтернативные выборы, предварительное голосование; введен новый принцип формирования избирательных комиссий – избрание местными представительными органами по представлению политических партий; изменен принцип составления списков избирателей: избиратели вносятся в списки согласно регистрации места жительства; введены гарантии равного доступа кандидатов к СМИ; значительно расширены права отечественных и международных наблюдателей и т.д.

В июне 2007 года в связи с внесенными в мае 2007 года в Конституцию изменениями в законе о выборах был определен новый порядок формирования Мажилиса Парламента, а также значительно расширены возможности политических партий участвовать в работе избирательных комиссий. В частности, политические партии, не имеющие представителя в составе избирательной комиссии, вправе делегировать в нее своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании, который наделяется всеми правами члена избирательной комиссии.

Одним из важнейших изменений, внесенных в выборное законодательство республики в 2009 году, является введение правового механизма, позволяющего формировать Мажилис Парламента с участием не менее двух политических партий, даже если вторая партия не пройдет установленный законом 7-процентный барьер. Поводом для введения данного механизма стало то, что по результатам голосования на выборах депутатов Мажилиса Парламента, проходивших в 2007 году, все мандаты достались одной партии, так как все остальные партии не смогли преодолеть установленный законом 7-процентный барьер.

Помимо этого были внесены дополнения в статьи, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации и обеспечивающие кандидатам и политическим партиям равные условия доступа к средствам массовой информации. Установлена единая дата проведения выборов депутатов местных представительных органов (маслихатов) вместо выбывших.

Дополнения 2011 года включали в себя вопросы назначения и проведения внеочередных выборов Президента Республики. В частности, ими было определено, что внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения в соответствии с правилами, установленными для очередных выборов Президента, а последующие за внеочередными очередные выборы Президента объявляются через пять лет. При этом сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией.

Дополнения 2013 года касались исчисления конституционных сроков полномочий депутатов Сената и Мажилиса Парламента, избранных на внеочередных выборах.

За годы независимости в Казахстане граждане страны участвовали в двух референдумных кампаниях, в шести кампаниях по выборам президента, в пяти - по выборам Мажилиса Парламента (нижней палаты), в пяти - местных представительных органов власти (маслихатов). Кроме того, с 2009 года дважды в год избиратели участвуют в выборах депутатов маслихатов вместо выбывших.

Последние пять лет стали для нашей страны одними из самых насыщенных электоральными событиями.

В апреле 2011 года и в апреле 2015 года состоялись выборы Главы государства, в начале 2012 года выборы депутатов Мажилиса Парламента и местных представительных органов (маслихатов). В августе 2013 года прошли выборы глав местных администраций (акимов) в 2457-ми административно-территориальных единицах, а в октябре 2014 года выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.

Читайте также: