Белорусская модель рыночной экономики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если общим критерием для рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.

Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т.п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.

Отношения государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обусловливающие ее развитие.

На сегодняшний день самой экономически мощной державой являются США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционно-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в ХVIII веке.

Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важные характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и - возросшее вмешательство государства в экономику.

Среднегодовые темпы его роста были более 3 %. До 1930 г. -- примерно 3,5 %, после 1949 г. -- 3,6 % . По мнению американского профессора Л.Рейнольдса, ВНП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 г.

При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.

Отцы американской демократии - Т.Джефферсон, Б.Франклин, Дж.Мэдисон, Дж.Адамс - прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали "достигнуть высокого уровня развития и свободы для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими", совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желания строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека. "Если бы люди были ангелами, - писал Дж. Мэдисон, - в правительстве не было бы необходимости"

Важная черта современной американской экономики - возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.

Первое - обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы и покупки материалов и оборудования и т.п. в частном секторе: около 80 % продукции реализуется через частный сектор и более 20 % -- это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т.д., поддерживание национальной обороны.

Второе направление - перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (transfer payment).

Третье - вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.

Четвертое - макроэкономическое регулирование денежно- кредитной сферы через Федеральную Резервную Систему.

Второе направление вмешательства государства - влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой "потребительской корзиной". Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1 % в 1929 г. до 6 % в 1950 г., составила почти 15 % в 1983 г. и 16,44 % в 1990 г. Сегодня они составляют более 20%.Следует отметить, что доля их в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.

Что касается распределения других доходов ( от труда и от собственности), то картина здесь следующая: 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.

Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца ХVIII века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США - только 200 лет.

Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.

Швеция в 1860 -1960 гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3 % в год. В 70-е гг. ХХ в. она занимала первое место в Западной Европе по объёму продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70 – 90-хх гг. имели тенденцию к росту: 1971 - 40,2 % в ВВП; 1985 -- 50,1; 1989 -- 55,8 %.Сегодня – чуть больше 50%.

Рост налогов обусловлен, прежде всего, тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание "функционального социализма". Намечена была не только цель - повышение благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования - налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства.В условиях относительно благоприятной для шведской конъюнктуры сложилось своеобразное "разделение труда": социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.

В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является "неокласссический синтез", прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея - необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс "дагенсполитик" - "политики дня". Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная с 1970 г. численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2 %, что требовало увеличения бюджетных расходов, а следовательно и роста налогов, который переставал стимулировать производство.

Китайская модель. Китайская, точнее, восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов в мировой экономической истории рост. Китаю (а раньше другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре, – Японии, Корее, Тайваню, странам Юго-Восточной Азии) удалось в послевоенный период поднять темпы роста до 7–10% и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине ХХ в. стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития с Западом.

Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.

Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопление валютных резервов Центробанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, то есть создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.

Недавние исследования показывают, что поощрение сложного наукоемкого экспорта выгодно с чисто экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на оптимальный уровень.

Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной промышленной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот, который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм, непосредственно занимающихся такой деятельностью

Все больше экономистов и политиков в самых разных странах Юга признают, что не только рынок, но и правительство должно внести свой вклад в экономический успех, в частности, путем проведения экспортно-ориентированной промышленной политики, то есть создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций передовым отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.

В нашей стране также существует специфическая модель социально ориентированного экономического развития. Наиболее полно она сформулирована в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

3.2. Белорусская модель экономики

Белорусская модель экономики формируется как социалъно ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной эконо-мики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной эко-номики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и дру-гих особенностей нашей страны. Концептуальные основы белорусской модели — это равноправие всех форм собственности; значительная роль государства в регулировании экономических процессов, доходов населения, занятости, в формировании условий, обе-спечивающих удовлетворение социально значимых потребностей всего населения.

Характерными чертами белорусской модели эко-номического развития являются:

1. Равноправное функционирование государствен-ного и частного секторов экономики.

2. Приватизация рассматривается не как само-цель, а как средство поиска иквесторов, заинтере-сованных в долгосрочном развитии экономики ре-спублики, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работников. При-ватизация осуществляется в соответствии с интере-сами не только государства, отрасли, предприятия, но и работающего человека. В качестве важнейше-го условия приватизации выступает обеспечение эффективного и полезного для общества произ-водства.

3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ.

4. Повышение конкурентоспособности и эффек-тивности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспектив-ных областях.

5. Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая стабильное функционирование эко-номики и экономическую безопасность государства. Государственные институты, исходя из критериев общественного блага, не допускают нарушения яорм и правил поведения на рынке; определяют общие условия эффективного хозяйствования, темпы эконо-мического роста; поддерживают оптимальную струк-туру производства, равномерное социально-экономи-ческое развитие регионов.

6. Социальная политика, направленная на повы-шение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является созда-ние для каждого трудоспособного гражданина усло-вий, позволяющих ему своим трудом и предприим-чивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности со-циальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориен-тация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культур-ного развития.

Стратегическая долгосрочная цель социально-эко-номического развития Республики Беларусь — это по-степенное движение к обществу постиндустриально-го типа, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формиро-вания новых технологических способов производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании.

Беларусь первой из стран СНГ преодолела послед-ствия кризиса, вызванного разрывом традиционных торгово-экономических связей в результате распада СССР. Важной особенностью белорусской экономики является то, что в процессе реформ были сохранены ее производственный потенциал и инновационные возможности.

Проводимая в Республике Беларусь экономиче-ская политика позволяет создавать фундамент бело-русской экономики, способный противостоять вну-тренним и внешним вызовам. Современная эконо-мическая политика выводит республику на новый, интеллектуально-инновационный путь развития. Сильная процветающая Беларусь может быть созда-на свободным творческим трудом всех граждан, та-лантом экономической, научно-технической, куль-турной и политической элит, экономическим со-трудничеством с другими государствами. Концепция экономического развития как составная часть госу-дарственной идеологии открывает перед обществом реальные перспективы создания устойчивой модели экономики, обеспечивающей повышение благососто-яния людей.

Читайте также: