Соперничество в конфликте это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Соперничество - выражается в стремлении настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, в занятии жёсткой позиции непримиримости. Конфликтная ситуация и особенно её разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в 2 случаях:

· при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности;

· при угрозе существованию организации, коллектива.

43.Сотрудничество как модель поведения в конфликте.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
-необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Приспособление как модель поведения в конфликте.

Данная модель поведения в конфликте говорит о том, что интересы соперника приоритетнее, чем собственные. Человек, принимающий эту модель поведения, старается уйти от конфликта, избежать его. Стратегия приспособления может быть как тактическим шагом на пути к достижению предмета конфликта, так и характерной особенностью человека. Данный тип поведения схож с моделью соперничества: здесь перед человеком стоит выбор между ценностью предмета конфликта и межличностных отношений. Но в типе приспособления всегда выигрывает ценность межличностных отношений.

· наиболее важная задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

· предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;

· открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

· необходимо признать собственную неправоту;

· утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

· вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

· вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

45. Этапы переговоров. Стратегия и тактики ведения переговоров.

Переговоры — коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.

Этапы переговоров:

1. Подготовка к переговорам;

2. Переговорный процесс;

3. Завершение переговоров и анализ их результатов.

Тактика

Участники переговоров для того, чтобы добиться выгодного для себя решения (поведения), могут использовать различные способы манипуляции. Наиболее распространенные манипуляции связаны:

· С давлением на собеседника. Давление может быть явным или замаскированным, но в любом случае манипулятор старается показаться влиятельнее и значимее собеседника. Он может намеренно делать условия переговоров дискомфортными для другой стороны (ограничение времени принятия решения, повелительный тон, угрозы и др.).

· С использованием информационного давления: манипулятор стремиться запутать партнера с помощью неполной/избыточной или неструктурированной информации или некорректной аргументации.

· С привлечением третьих лиц. В этом случае предполагается привлечение дополнительных участников (реальных или мнимых): обращение к мнению эксперта, проведение переговоров с распределением ролей с помощниками

Соперничество - выражается в стремлении настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, в занятии жёсткой позиции непримиримости. Конфликтная ситуация и особенно её разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в 2 случаях:

· при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности;

· при угрозе существованию организации, коллектива.

43.Сотрудничество как модель поведения в конфликте.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
-необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Приспособление как модель поведения в конфликте.

Данная модель поведения в конфликте говорит о том, что интересы соперника приоритетнее, чем собственные. Человек, принимающий эту модель поведения, старается уйти от конфликта, избежать его. Стратегия приспособления может быть как тактическим шагом на пути к достижению предмета конфликта, так и характерной особенностью человека. Данный тип поведения схож с моделью соперничества: здесь перед человеком стоит выбор между ценностью предмета конфликта и межличностных отношений. Но в типе приспособления всегда выигрывает ценность межличностных отношений.

· наиболее важная задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

· предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;

· открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

· необходимо признать собственную неправоту;

· утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

· вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

· вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

45. Этапы переговоров. Стратегия и тактики ведения переговоров.

Переговоры — коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.

Этапы переговоров:

1. Подготовка к переговорам;

2. Переговорный процесс;

3. Завершение переговоров и анализ их результатов.

Тактика

Участники переговоров для того, чтобы добиться выгодного для себя решения (поведения), могут использовать различные способы манипуляции. Наиболее распространенные манипуляции связаны:

· С давлением на собеседника. Давление может быть явным или замаскированным, но в любом случае манипулятор старается показаться влиятельнее и значимее собеседника. Он может намеренно делать условия переговоров дискомфортными для другой стороны (ограничение времени принятия решения, повелительный тон, угрозы и др.).

· С использованием информационного давления: манипулятор стремиться запутать партнера с помощью неполной/избыточной или неструктурированной информации или некорректной аргументации.

· С привлечением третьих лиц. В этом случае предполагается привлечение дополнительных участников (реальных или мнимых): обращение к мнению эксперта, проведение переговоров с распределением ролей с помощниками



Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Любой конфликт вызывает и сопровождается определенным поведением его участников. Оно представляет собой взаимодействие человека с окружающей средой в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности.

Существует много видов поведения , которые классифицируются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на:

Поведение людей в условиях конфликта выражается в основном в акцентуированной форме и представляет собой результат проявления психики конфликтующих людей и итог их деятельности.

Внутренним содержанием конфликтного поведения выступают: цель , порождающая образ его результата и обеспечивающая основу для управления им; ряд продуманных и правильно организованных мыслительных действий , направленных на активизацию в памяти прошлого опыта, связанного с подобными ситуациями и их оценкой; выбор типового плана достижения цели ; волевое управление , обеспечивающее пуск и прекращение поведения; обратная связь , реализующаяся в контроле за исполнением плана и достижением намеченной цели.

Если отсутствует хотя бы один из элементов этой функциональной последовательности, то поведение становится невозможным и распадается.

Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В конфликтной ситуации человек выбирает ту или иную стратегию поведения. Выбор может быть сознательным, но зачастую, он бывает неосознанным и носит спонтанный характер в силу эмоционального напряжения.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рисунке.

Image

+

Характеристика основных стратегий поведения

    • соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;
    • сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
    • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;
    • приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
    • компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
    • Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия поведения лучше. Важно учитывать особенности ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.

    Характеристика основных стратегий поведения

    1. Соперничество (принуждение, противоборство, борьба)

    Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

    Соперничество, противоборство, борьба, принуждение, конкуренция

    2. Избегание (уклонение, уход)

    Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
    При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

    а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
    б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

    Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

    Избегание, уход, уклонение, стратегия поведения в конфликте

    3. Приспособление (уступка)

    Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

    При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

    Приспособление, уступка, сохранение доверительных отношений, стратегия поведения в конфликте

    Возможно вам это будет интересно:

    Управление конфликтом

    Управление конфликтом

    Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия.

    Приемы преодоления барьеров в общении

    Приемы преодоления барьеров в общении

     Техники управления эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации

    Техники управления эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации

    Конфликт – это индикатор человеческих.

    Как распознать манипуляции и противостоять им

    Как распознать манипуляции и противостоять им

    Манипуляции вызывают неприязнь и портят отношения. Но зачастую и манипулятор.

    4. Компромисс

    Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

    Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

    При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

    Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

    Компромисс, стратегия поведения, конфликт, баланс интересов, взаимная уступка

    5. Сотрудничество

    Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

    Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
    Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

    Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

    Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

    Сотрудничество, ценность межличностных отношений, стратегия поведения, решение конфликта, разрешение конфликта

    Наиболее перспективной представляется стратегия сотрудничества, однако она требует очень много времени на разрешение конфликта и неприемлема в условиях жестко лимитированного времени. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему , разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны. Недостатками данного способа являются большие временные затраты и невозможность в некоторых случаях найти решение, до конца удовлетворяющее все стороны конфликта.

    Соперничество предполагает максимальный учет своих интересов и потребностей и применяется тогда, когда надо быстро разрешить проблему в свою пользу. Достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участника. Примерами подобной стратегии служат различные конкурсы и соревнования. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких, а иногда и всех сторон конфликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв всяких взаимоотношений сторон конфликта.

    Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно. К негативной стороне этой стратегии можно отнести то, что конфликт при применении данной стратегии не разрешается.

    Достоинством приспособления считается сохранение отношений с оппонентом. К недостаткам — отказ от удовлетворения своих интересов и потребностей. Данная стратегия применяется, когда у индивида имеется мало шансов на победу или когда ситуация незначима для индивида и важно сохранить отношения.

    Компромисс требует гораздо меньше времени и меньше усилий на решение вопроса, в целом устраивающего стороны конфликта. В этом состоят преимущества компромисса. К недостаткам его относится остаточная неудовлетворенность сторон, пожертвовавших какими-либо своими интересами.

    Плюсы и минусы соперничества в конфликте

    В современном обществе любой человек, сталкиваясь с разногласиями в коллективе, склонен проявлять себя в соответствии с привычной стратегией действий. Кто-то в такой ситуации незамедлительно стремится сдержать оппонента, другой ищет компромиссное решение, а некоторые отрицают сам факт существования конфликта и делают вид, что ничего особенного не произошло. Безусловно, каждый задавался вопросом, как максимально эффективно разрешить подобные столкновения, каким способом устранить проблему без ущерба для себя.

    Движущая сила конфликтных ситуаций – это желание личности одержать победу, сберечь и усовершенствовать положение в обществе, укрепить собственные позиции в коллективе, вера в очевидный и единственно верный результат осуществления деятельности. Необходимо понимать, что соперничество само по себе является абсолютно естественным состоянием любого человека. На протяжении всей жизни индивид сопротивляется противоположным мнениям целых групп людей, других народов, и иногда вступает в противоречие даже с самим собой.

    Результатом конфликтов всегда является опыт, наработка которого, несомненно, подскажет в будущем наилучший из вариантов разрешения спорных ситуаций.

    Соперничество – особый вид взаимоотношений, в основе которых находится конкуренция за блага: руководящая должность, авторитет, экономическая стабильность, признание. Соперничество с сослуживцем в карьерном росте, с приятелем в спорте и с соседом по парте на уроке математики – источники прогресса личности, а атмосфера состязаний – потенциальная причина будущих превосходных достижений.

    Конкуренция как средство разрешения конфликта применяется в том случае, когда личность нацелена на удовлетворение собственных интересов в ущерб целей оппонента. Придерживаясь своей стратегии, человек убеждён в том, что завоевать превосходство в столкновении возможно лишь единолично, а результат оправдывает любые средства. Субъект, избравший соперничество, непреклонен в достижении цели, и обратная точка зрения на вопрос спора абсолютно никакого интереса для него не представляет.

    Конфликт

    Соперничество оптимально, если:

    1. Нужны стремительные уверенные действия.
    2. Следует утвердить нераспространённое решение по значимым вопросам.
    3. Существует убеждённость в необходимости подобранного оптимального решения.

    Плюсы соперничества

    Соперничество

    Минусы соперничества

    Заключение

    Жёсткое установление собственных правил в результате соперничества, безусловно, поможет личности завоевать первенство в любой сложившейся конфликтной ситуации. Однако подобная практика неприменима в тех случаях, когда отношения сторон предполагают продолжительный характер – например, в случае дружественных, семейных связей. При необходимости учесть стремления, и круг интересов всех участников конфликта – более целесообразным представляется разрешение возникших противоречий путём переговоров и взаимных компромиссов.

    конфликт

    Соперничество

    Стратегия, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника. Это означает, что человек уверен в своей правоте и хочет единолично одержать победу в споре. Основные действия, которые будет предпринимать в соперничестве человек: жесткий контроль поведения оппонента, давление и применение уловок, провокации и манипуляции, нежелание вступать в конструктивный диалог. Такой метод разрешения конфликтов имеет больше недостатков, чем преимуществ, и совсем не подойдет, если вы хотите сохранить отношения с собеседником.

    Приспособление

    Полная противоположность стратегии соперничества, которая характеризуется безоговорочным принятием позиции конфликтера. Человек убирает свои потребности и желания на задний план, чтобы не допустить конфликтной ситуации. Обычно так поступают люди с заниженной самооценкой и не умеющие отстаивать свою позицию. Для них характерны следующие действия: согласие с требованиями конфликтера, отсутствие претензий и проявление лести. Такая тактика может быть применима в тех случаях, когда предмет конфликта не имеет для вас особого значения и вы хотите сохранить конструктивные отношения.

    Избегание

    Человек всячески пытается избежать конфликта и отложить важное решение на потом. Он не только не проявляет интереса к конфликтной ситуации, но и игнорирует позицию оппонента. Для него свойственно демонстративно уходить, отказываться от взаимодействия, отрицать важность конфликта, специально замедлять процесс решения, подавлять эмоциональные реакции. Такая стратегия может быть полезна только в одном случае, если вы не собираетесь продолжать отношения с оппонентом.

    Компромисс

    Тактика, при которой частично удовлетворяются интересы обеих сторон. Человек старается уравновешивать позиции, предлагать встречные варианты, стремится найти взаимовыгодное решение. Такая тактика является справедливой по отношению к обоим участникам спора, но не является конечной. В результате все равно необходимо вернуться к сути конфликта и найти оптимальное решение.

    Сотрудничество

    Субъект конфликта стремится разрешить ситуацию таким способом, чтобы полностью удовлетворить свои потребности и оппонента. То есть найти такое решение, которое будет выгодно всем. Для такой тактики свойственно анализировать предмет конфликта, рассчитывать ресурсы участников, чтобы отыскать общую выгоду, внимательно выслушать позицию собеседника. Данная стратегия имеет практически одни преимущества — способствует развитию доверия и долгосрочных межличностных отношений, принятию взаимовыгодных решений. Но не во всех конфликтах можно полностью удовлетворить основные желания каждого участника, в таком случае принцип сотрудничества только усложнит ситуацию.

    Читайте также: