Законодательство европейского союза кратко

Обновлено: 03.07.2024

174 факт самостоятельности (автономии) права Сообщества/права Союза по от­ношению к международному праву был констатирован в многочисленных судебных решениях, вынесенных как на уровне ЕС, так и на уровне его госу­дарств-членов.

Важно также, что в силу внутренних особенностей, присущих этой правовой системе (в частности, в силу принципа прямого дей­ствия права ЕС, сформулированного Судом Европейских сообществ еще в 1963 г.), ее нормы способны наделять правами и обязанностями не только государства — члены ЕС, но и непосредственно граждан, иных физических и юридических лиц, проживающих, находящихся или осуществляющих свою деятельность в Европейском Союзе.

Лиссабонский договор 2007 г. подтверждает и сохраняет эту сис­тему источников в целом. В то же время он подвергает реформиро­ванию ее отдельные элементы:

• судебная практика (прецедентное право) ЕС отныне будет фор­мироваться Судом Европейского Союза при сохранении преем­ственности в отношении старых прецедентов, сформулированных за истекшие полвека Судом Европейских сообществ;

175 Ко вторичному праву ЕС относятся и заключенные им соглашения с зарубеж­
ными странами и международными организациями, в том числе с Россией.

176 Подобный объем имели специальные выпуски "Официального журнала Евро­
пейского Союза", приуроченные к вступлению Болгарии и Румынии в ЕС
1 января 2007 г. Законодательство ЕС, опубликованное в этом выпуске на каж­
дом из двух языков, было разбито на 350 томов объемом 250—270 страниц. См.:
Bulgarie et Roumanie, soyez les bienvenues dans l'Union européenne! // Newsletter
de l'Office des publications officielles des Communautés européennes, № 1, 2007.
P. 2.

К ним относятся (статья 288 Договора о функционировании Ев­ропейского Союза) 178 : • регламент(от франц. règle — правило, норма) — нормативный акт,

который имеет общее действие, является обязательным в полном

объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.

• директиваимеет обязательную силу для каждого государ­ства-члена, кому она адресована (в подавляющем большинстве случаев директивы адресуются сразу всем государствам-членам), в отношении результата, которого требуется достичь. При этом за национальными инстанциями сохраняется компетенция в отно­шении формы и способов достижения результата, предписанного директивой.

В случае неисполнения обязанности по трансформации директи­вы государства-члены привлекаются Комиссией к ответственности перед Судом Европейского Союза. Эта ответственность в итоге мо­жет выразиться в наложении на них денежных санкций (единовре­менная сумма штрафа и/или пеня).

179 Срок трансформации для каждой директивы различен, может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет (в зависимости от новизны и масштаба изменений в действующее правовое регулирование, которые привносит соот­ветствующая директива).

В свою очередь, граждане и юридические лица, которых дирек­тива наделяет правами, могут в подобном случае отстаивать их в су­дебных спорах с государственными органами и учреждениями, а так­же требовать от государства-нарушителя (государства, не исполнив­шего свою обязанность по трансформации директивы) компенсации причиненного вреда 180 ;

С другой стороны, посредством решений отныне могут оформ­ляться иные юридически обязательные предписания (в том числе нор­мативные), не направленные на унификацию или гармонизацию нацио­нального права х%х .

180 Во всех случаях требования граждан и юридических лиц к государствам-нару­
шителям предъявляются в национальные суды. При неясности вопроса по­
следние могут, а национальные суды высших инстанций должны направлять
преюдициальные запросы в Суд Европейского Союза (статья 267 Договора о
функционировании ЕС).

• во-первых, юридическая форма: регламент, директива или решение, то есть акты, имеющие юридически обязательную силу. Рекомен­дации и заключения как документы, не имеющие подобной силы, законодательными актами ЕС не признаются;

• во-вторых, принимающие субъекты (институты): Европейский пар­ламент и Совет. Если документ издан в форме регламента, дирек­тивы или решения, но каким-либо другим институтом (например, Европейским советом, Комиссией или Европейским централь­ным банком), то он не считается законодательным актом;

Напротив, если Европейский парламент и/или Совет принимают меры по вопросам, где учредительные документы не предусматри­вают применение законодательной процедуры, то изданные ими правовые акты не считаются законодательными. Например, законо­дательными актами не являются регламенты или иные меры, посред­ством которых Совет фиксирует пошлины общего таможенного та­рифа ЕС (статья 31 Договора о функционировании ЕС). Аналогич­ным образом не считаются законодательными актами регламенты или директивы о применении правил добросовестной конкуренции (запрет картельной практики и злоупотребления доминирующим положением), издаваемые Советом после консультации с Европей­ским парламентом (параграф 1 статьи 103 Договора о функциониро­вании ЕС).

• юридически обязательные акты (регламенты, директивы, реше­
ния) Европейского парламента и Совета, для принятия которых
учредительные документы не предусматривают использования
общей или специальной законодательных процедур (примеры см.

• юридически обязательные акты других институтов Союза: регла­
менты, директивы, решения Европейской комиссии, регламенты
и решения Европейского центрального банка; решения Европей­
ского совета 183 ;

Разграничивая две категории правовых актов ЕС, учредительные документы Союза в редакции Лиссабонского договора 2007 г., как и ранее проект Европейской конституции 2004 г., не устанавливают принципа верховенства законодательных актов Европарламента и Со­вета над незаконодательными актами этих и других институтов 1 ^. Подзаконный характер, безусловно, имеют делегированные и ис­полнительные акты — как минимум, в отношении того законода­тельного акта, на основании или во исполнение которого они при­няты. Однако подобный вывод не может быть применен к незаконо­дательным актам, если они издаются непосредственно на основании учредительных документов Союза (например, решения Европей­ского Совета или Совета по вопросам общей внешней политики и политики безопасности).

Отсюда не исключена ситуация, когда законодательный регла­мент или законодательная директива, принятые Европарламентом и Советом, будут отменены Судом Европейского Союза на том осно­вании, что они противоречат, например, регламенту или решению, изданному Европейским центральным банком или Европейским советом в рамках своих полномочий, предусмотренных другими ста­тьями Договора о Европейском Союзе или Договора о функциони­ровании Европейского Союза.

185 Не смешивать с принципом верховенства (примата) права Европейского Союза
в целом над внутригосударственным (национальным) правом государств-чле­
нов (см. выше, пункт 2.3 комментария).

Упомянутые документы, как правило, способны обладать только рекомендательным действием. Тем не менее, они могут порождать обязательные юридические последствия в случае, если это прямо предусмотрено в учредительных документах или правовых актах ЕС. При необходимости, их оспаривание допускается в Суде Европей­ского Союза.

186 См.: Monial P.-Y. Les normes de droit communautaire. Paris: PUF, 2000. P. 42-48;
Isaac G., Blanquet M. Droit général de l'Union européenne. Paris: Dalloz, 2006.
P. 229-232.

187 Например, Ориентир ЕЦБ/2000/7 Европейского центрального банка об инс­
трументах и процедурах денежной политики Евросистемы (JO L 310 du
11.12.2000, р. 1; с последующими изменениями).

• регламент (франц.: règlement; англ.: regulation)

• директива (франц., англ.: directive)

• решение (франц.: décisiont; англ.: decision)

• рекомендация (франц.: recommandation; англ.: recommendation)

• заключение (франц.: avis; англ.: opinion)

188 Внутренние регламенты институтов традиционно утверждаются их решениями,
поэтому могут также считаться разновидностью правовых актов Союза в зна­
чении статьи 288 Договора о функционировании ЕС. Однако это не относится
к внутренним регламентам иных чем институты органов и учреждений ЕС,
которые не уполномочены издавать правовые акты Союза в значении указан­
ной статьи.

189 Например, межинституционные соглашения по вопросам бюджетной проце­
дуры, повышения качества законодательной деятельности, реализации прин­
ципа субсидиарное™ и др.

с законодательной процедурой, обычной или специальной (статья 289 Договора о функционировании ЕС):

• регламент Европейского парламента и/или Совета

• директива Европейского парламента и/или Совета

• решение Европейского парламента и/или Совета

• регламент (кроме регламентов, указанных в пункте 1.1.)

• директива (кроме директив, указанных в пункте 1.1)

• решение (кроме решений, указанных в пункте 1.1)

• делегированный регламент Комиссии

• делегированная директива Комиссии

• делегированное решение Комиссии

• исполнительный регламент Комиссии или Совета

• исполнительная директива Комиссии или Совета

• исполнительное решение Комиссии или Совета

• регламент (кроме регламентов, указанных в пунктах 1.1 и
1.2.1, 1.2.2)

• директива (кроме директив, указанных в пункте 1.1 и 1.2.1, 1.2.2)

• решение (кроме решений, указанных в пунктах 1.1 и 1.2.1, 1.2.2)

2. Иные акты институтов, органов и учреждений Союза:акты институтов Со­юза в формах, не предусмотренных статьей 288 Договора о функциониро­вании ЕС, и акты иных чем институты органов и учреждений Союза (пе­речень неисчерпывающий):

• внутренний регламент/правила процедуры (франц.: règlement intérieur; англ.: rules of procedure)

• резолюция (франц.: résolution; англ.: resolution)

• декларация (франц.: déclaration; англ.: declaration)

• кодекс поведения (франц.: code de conduite; англ.: code of conduct)

• заключения Европейского совета или Совета (франц., англ.: conclu­sions)

• ориентир Европейского центрального банка (франц.: orientation; англ.: guideline)

• белая книга Комиссии (франц.: livre blanc; англ.: white paper)

• зеленая книга Комиссии (франц.: livre vert; англ.: green paper)

• межинституционное соглашение (франц.: accord interinstitutionnel; англ.: interinstitutional agreement)

Европейское право

В широком смысле, это правовое регулирование отношений в Европе, которое охватывает деятельность почти всех международных организаций, реализующих свои работы на европейском континенте, всю совокупность социальных, экономических, научных, политических и культурных отношений. Данное право подразумевает включение права Европейского союза и права Совета Европы, это же является узким понятием этому термину.

Что такое европейское право

Европейское право — это система правовых норм, регулирующих взаимоотношения, сложившиеся в рамках европейских интеграционных объединений, таких как европейские сообщества. Европейский союз и в определённой степени Совет Европы. Европейское право может быть определено и как система правовых норм, обеспечивающих развитие европейской интеграции и регулирующих общественные правоотношения, связанные с этим процессом.

Европейское право представляет собой особую правовую систему. Оно образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Особенности международного права

Особенности международного права обычно прослеживаются на примере сравнения с правом внутригосударственным (национальным), с учетом того, что постоянно идет процесс согласования и взаимодействия этих систем.

Выделяют следующие особенности международного права:

  1. предмет и метод международно-правового регулирования;
  2. субъекты международного права;
  3. источники международного права;
  4. пространственная (территориальная сфера) международного
    права;
  5. реализация норм международного права;
  6. международно-правовая ответственность и меры принуждения.

Предмет и метод международно-правового регулирования

Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, входящей в международную систему. Международная система – более глобальное понятие. Она состоит из следующих
элементов:

  • субъекты (государства, союзы, объединения, группировки государств; международные межправительственные организации (ММПО) универсального и регионального характера;
  • народы и нации;
  • международные суды, арбитражи и трибуналы;
  • многочисленные международные неправительственные организации (МНПО).

В международную систему входят также международные движения, физические и юридические лица, различные организации, хозяйственные объединения, транснациональные корпорации (ТНК) и др.

Участников международных отношений, которые оказывают на них определенное влияние, называют акторами. Ключевым и центральным актором считается государство.

Трудно перечислить всех участников (акторов) международной системы. Главным для изучения международного права является выделение регулируемых отношений.

В связи с этим определяется предмет международно-правового регулирования.
Международная система – это отношения государственного и негосударственного характера. Отсюда выделяются две группы отношений: не межгосударственные и межгосударственные.

В международной системе действуют различные нормы (правила поведения): обычаи, традиции, нормы вежливости, обыкновения, нормы международных организаций, нормы договоров и правового обычая.

Общее понятие международного права в международной системе – это система правовых норм, регулирующих международные отношения.

Система норм, созданных ранее в трех сообществах, образовала общее право сообществ и явилась стержнем и основой европейского права.

Нормы права сообществ обеспечивались судебной (юрисдикционной) защитой.

Несмотря на упразднение Лиссабонским договором трехопорной конструкции Евросоюза и официальное провозглашение гомогенного (однородного) характера действующего в данном объединении права, на деле большинство норм, вырабатываемых в рамках ОВПБ и СПСО, по-прежнему имеют международно-правовой характер, и в этом смысле в природе права ЕС на сегодня мало что изменилось.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой право Евросоюза, с учетом неуклонного расширения сферы его применения, представляет собой самостоятельную правовую систему, но с определенными оговорками, это скорее частично оформившийся правопорядок, отражающий временное политическое равновесие на данном этапе развития Союза. Право ЕС — это развивающаяся система, окончательные очертания которой пока трудно предсказать. Направление ее развития зависит в основном от государств-членов. В частности, от их волеизъявлений зависит, каким путем пойдет дальнейшая эволюция Союза — к европейскому федеративному государству, или он останется союзом суверенных государств, как это выглядит сейчас.

Следует также различать нормы, регулирующие отношения внутри Союза, и нормы, регулирующие его внешние отношения с третьими государствами и международными организациями. Отсюда другая двойственность в квалификации правопорядка Евросоюза. Во-первых, это внутреннее право, соотношение которого с общим международным правом сравнимо с соотношением национального права государств. Во-вторых, это часть общего международного права либо регионального международного права.

Отмеченная двойственность вытекает из сложной правовой природы бывших европейских сообществ, специфический характер которой вызывал много вопросов с момента их создания. Вопросы касались сходства и различий сообществ в сравнении с другими международными организациями. Коммунитарный правопорядок вырос из международного права. Он постепенно приобретал автономную специфику, утверждаемую в ряде решений Судом ЕС. Эта автономная специфика делала характер сообществ все более отличающимся от других существующих международных организаций. Для коммунитарного права характерно стремление утвердить собственную автономию. Как отмечалось, это происходило прежде всего на основе ряда последовательных решений Суда ЕС. Выдвижение концепции автономного правопорядка в рамках сообществ происходило в результате естественного стремления Суда ЕС обеспечить высокую эффективность интеграционного процесса.

Концепция автономности правопорядка сообществ и Союза базировалась в основном на двух принципах — прямом применении европейского права и его верховенстве во внутренних правопорядках государств-членов.

Национальный судья просто должен принять норму права Союза к исполнению, не дожидаясь отмены несовместимой нормы внутреннего права. Множество проблем, возникших между Судом ЕС и судебными учреждениями, а также парламентами государств-членов в ходе реализации доктрины верховенства европейского права, указывали на то, что государства и их суды продолжали придерживаться международно-правового подхода к данной доктрине. Суд ЕС многократно наталкивался на позицию национальных судов, состоящую, в частности, в необходимости имплементации учредительных договоров в национальные правовые системы.

Как отмечалось, Суд стремился, исходя из интеграционных целей учредительных договоров, сделать правовое регулирование интеграции более эффективным. Этому служили и концепции прямого действия и верховенства норм европейского права. При этом Суд ЕС как один из наднациональных институтов Сообщества, видимо, не считал общее международное право достаточно эффективной системой (и во многом он был и остается прав), чтобы достичь целей и высокой степени интеграции в сообществах и Союзе. Равным образом Суд ЕС не хотел, чтобы другие, чем сообщества, международные организации оценивали его деятельность и с помощью международно-правовых рычагов пытались в нее вмешиваться.

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. о юрисдикции, применимом праве, признании и исполнении решений и сотрудничества в вопросах, касающихся алиментных обязательств (на англ. языке)
Текст Регламента на русском языке см. в СПС "КонсультантПлюс".

COUNCIL REGULATION (EU) 20161103 of 24 June 2016.pdf Регламент (ЕС) № 2016/1103 от 24 июня 2016 г. о расширении сотрудничества в области юрисдикции, применимого права, признания и исполнения решений по делам, касающимся режима собственности супругов (на англ. языке)
Текст Регламента на русском языке см. в СПС "КонсультантПлюс".

Proposal. law applicable to the third-party. of claims 2018.pdf Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on the law applicable to the third-party effects of assignments of claims. - (на англ. языке)
Проект Регламента о праве, применимом к внешним эффектам уступки требования.pdf (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности (на англ. языке)

Текст на русском языке см. в СПС "КонсультантПлюс", "Гарант".

REGULATION (EU) 2015/848 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on insolvency proceedings . Регламент (ЕС) № 2015/848 от 20 мая 2015 г. о процедуре несостоятельности (ред. от 26.07.2018 г.) (на англ. языке)

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 2201/2003 от 27 ноября 2003 г. о юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей (Текст в редакции Регламента № 2116/2004 Совета ЕС от 2 декабря 2004 г.) (Брюссель II bis) (на англ. языке)

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 1206/2001 от 28 мая 2001 г. "О сотрудничестве судов государств-членов Европейского Союза при получении доказательств по гражданским и коммерческим делам" (Текст в редакции Регламента (EC) № 1103/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 22 октября 2008 г.) (на англ. языке)

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 1393/2007 от 13 ноября 2007 г. о передаче судебных и внесудебных документов по гражданским и коммерческим спорам (сервис по документам) (на англ. языке)
Текст на русском языке см. в СПС "КонсультантПлюс", "Гарант".

РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 805/2004 от 21 апреля 2004 г. о введении Европейского исполнительного листа по неоспариваемым искам (Текст в редакции Регламента 1869/2005 Европейской Комиссии от 16 ноября 2005 г. и Регламента 1103/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 22 октября 2008 г.) (на англ/ языке)
Текст на русском языке см. в СПС "КонсультантПлюс", "Гарант".


Проект ЕЛИ-УНИДРУА принципы 2015.pdf Проект принципов трансграничного гражданского процесса ЕЛИ/УНИДРУА (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!

Это статья о праве Европейского союза. О Европейском праве в широком смысле см. статью Европейское право.

Право Европейского союза (англ. European Union law , фр. Droit de l'Union européenne ) система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
Европейское право является самостоятельной правовой системой находящейся на стыке национального права государств-членов ЕС и права международного.

Содержание

История права ЕС

Юрисдикция права ЕС

Принципы права ЕС

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Европейского Суда в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

Функциональные принципы права ЕС

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.
Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

Общие принципы права ЕС

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

Источники права ЕС

Акты первичного права

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Акты вторичного права

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза , а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров.

Соотношение права ЕС с национальным правом государств ЕС

Соотношение права ЕС с национальным правом государств, входящих в ЕС, строится на четырёх принципах:

  • Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя.
  • Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов права.
  • Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.
  • Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-членов.

Право ЕС как автономная правовая система

Ссылки

    (англ.) — официальный портал публикаций по праву Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Право Европейского союза" в других словарях:

Налоговое право Европейского союза — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе (первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе (вторичное право), а также практика … Википедия

Договоры Европейского союза — Европейский союз Эт … Википедия

Конституция Европейского союза — Различные версии конституции ЕС Конституция ЕС (полное официальное название Договор о введении Конституции для Европы) … Википедия

Политика Европейского союза — Европейский союз Эт … Википедия

Совет Европейского союза — В этой статье речь идет о совете министров правительств стран членов ЕС. О встрече глав государств и правительств стран членов ЕС см. Европейский совет. О международной организации, состоящей из 47 европейских стран см. Совет… … Википедия

Экономика Европейского союза — Валюта 1 Евро (€) = 100 центов … Википедия

Расширение Европейского союза — Расширение с 1957 по 2007 … Википедия

Суд Европейского союза — Европейский союз Эт … Википедия

Совет Европейского союза — (Council of the European Union) История Совета ЕС, Совет министров ЕС, полномочия и должностные обязанности Совета ЕС Роль и обязанности Совета ЕС, голосование в Совете Европейского союза, судебная система Совета ЕС, соглашения между институтами… … Энциклопедия инвестора

Читайте также: