Законность дисциплина целесообразность в административном праве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Законность – ситуация, в которой органы исполнительной власти, должностные лица, граждане и иные субъекты административного права исполняют требования Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов.

Дисциплина – ситуация, в которой соблюдается определенная система всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. С категорий дисциплины тесно связано понятие законности.

Законность в административно-правовом регулировании

Законность в государственном управлении составляют следующие элементы:

  • Верховенство закона – выражается в том, что закон играет главенствующую роль в регулировании административно-правовых отношений;
  • Реальность законности – означает, что нормы законодательства должны быть всегда фактически исполнены;
  • Единство законности – означает, что на всей территории, на которую тот или иной закон распространяется, должно быть единое понимание и применение данного закона.

Способы обеспечения законности:

    ;
  • Государственный надзор; и их должностных лиц.

Понятие и особенности дисциплины в сфере управленческой деятельности

Дисциплина – ситуация, в которой соблюдается определенная система всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. С категорий дисциплины тесно связано понятие законности.

Особенности дисциплины:

  • Соблюдается всеми субъектами, которым адресована
  • Это не конкретное требование, а система требований

Соотношение: Что касается соотношения данных понятий, то они очень схожи по своему содержанию, так как в основе дисциплины лежат требования законности. Но по своему содержанию дисциплина является более широким понятием, так как она обеспечивает соблюдение общественного порядка в целом, а законность обеспечивает соблюдение лишь правопорядка.

Законность - это принцип права, которым определятся демократический режим в государстве и обществе. Суть данного принципа заключается в требовании строгого и неукоснительного соблюдения законов и подзаконных актов всеми гражданами, организациями, государственными структурами, органами местного самоуправления и их сотрудниками.

Смысл принципа законности также раскрывается через гарантированную им реальную возможность граждан осуществлять свои субъективные права и нести общегражданские обязанности, исключение произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц.

В каждом государстве существуют средства обеспечения законности. Законность в административном праве обеспечивается с помощью

  • государственного контроля
  • государственного надзора
  • судебного контроля
  • общественного контроля

Составляющие законности в административном праве

Законность как принцип административного права состоит из множества компонентов. Он может раскрываться через следующие понятия:

  • верховенства закона, состоящее в требованиях точного и неукоснительного соблюдения и исполнения нормативных правовых актов, действующих на территории государства; требовании соблюдения иерархии нормативных правовых актов; требованиях о соответствии актов меньшей юридической силы актам с большей юридической силой.
  • равенства всех перед законом и судом - суть данного требования состоит в том, что все равны перед законом вне независимости от пола, языка, происхождения, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, иных обстоятельств и несут на себе одинаковую обязанность соблюдать требования, закрепленные в нормах права, а в случае нарушения данных норм несут одинаковую ответственность.
  • единство законности подразумевает, что действие законов и иных нормативных актов единообразно на всей территории государства, а их толкование или применение не может отличаться в зависимости от региона или иных обстоятельств.
  • всеобщность законности подразумевает, что ее требования распространяются на всех: органы государственной власти и самоуправления, а также на граждан, организации и общественные объединения
  • гарантирование прав и свобод человека заключается в конституционном закреплении базовых прав и свобод, обеспечении условий их реализации.
  • неотвратимость ответственности подразумевает, что каждый факт совершения правонарушения субъектом будет получать должную правовую оценку, заключающуюся в обязанности виновного понести должное наказание.
  • непротивопоставление законности с целесообразностью обозначает, что субъект принятия решения должен выбрать целесообразный путь исходя из действующих норм; если законность противоречит целесообразности, приоритет отдается законности с задачей последующей корректировки правовых норм.

Законность в государственном управлении - это деятельность уполномоченных на то субъектов, граждан и их объединений, которая заключается:

  1. в недопущении нарушений правил, закрепленных в действующем законодательстве, органами исполнительной власти;
  2. своевременному предотвращению правонарушений, а также порождающих их причин и условий; привлечение к ответственности виновных;

Под способом обеспечения законности понимается приемов и форм совокупность юридического и организационного характера, проводимых органами власти и самоуправления, а также гражданами и общественными организациями по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие, основанные на анализе действующего законодательства и практики его применения, положения науки административного права:

при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;

в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;

при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности (технической, экономической, организационной, местной, национальной и т.д.).

Рассмотренные особенности законности и дисциплины в управленческой деятельности определяют специфику применяемых организационно-правовых способов и средств для обеспечения должного уровня правопорядка, его охрану и защиту в сфере реализации исполнительной власти на основе строгого соблюдения законности и государственной дисциплины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел XIX ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Раздел XIX ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ 136. Какова компетенция ЕС в сфере образования? Страны Европейского Союза характеризует высокий уровень образования, преподавания и образованности населения, подготовки

6. Источники правового регулирования страховой деятельности

6. Источники правового регулирования страховой деятельности Основные гарантии социальной защиты граждан предусмотренны Конституцией РФ, обеспечиваются в России за счет страхового законодательства и проведения единой государственной политики в сфере страхования.

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулированияМеханизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация

4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства

4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) 1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового

2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:1) признание приоритетности

ГЛАВА 14 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ГЛАВА 14 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 14.1. Общая характеристика правового регулирования рекламы в зарубежных странах В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование рекламы прошло долгий путь

Законность – ситуация, в которой органы исполнительной власти, должностные лица, граждане и иные субъекты административного права исполняют требования Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов.

Дисциплина – ситуация, в которой соблюдается определенная система всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. С категорий дисциплины тесно связано понятие законности.

Законность в административно-правовом регулировании

Законность в государственном управлении составляют следующие элементы:

  • Верховенство закона – выражается в том, что закон играет главенствующую роль в регулировании административно-правовых отношений;
  • Реальность законности – означает, что нормы законодательства должны быть всегда фактически исполнены;
  • Единство законности – означает, что на всей территории, на которую тот или иной закон распространяется, должно быть единое понимание и применение данного закона.

Способы обеспечения законности:

    ;
  • Государственный надзор; и их должностных лиц.

Понятие и особенности дисциплины в сфере управленческой деятельности

Дисциплина – ситуация, в которой соблюдается определенная система всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. С категорий дисциплины тесно связано понятие законности.

Особенности дисциплины:

  • Соблюдается всеми субъектами, которым адресована
  • Это не конкретное требование, а система требований

Соотношение: Что касается соотношения данных понятий, то они очень схожи по своему содержанию, так как в основе дисциплины лежат требования законности. Но по своему содержанию дисциплина является более широким понятием, так как она обеспечивает соблюдение общественного порядка в целом, а законность обеспечивает соблюдение лишь правопорядка.

Читайте также: