Закир рамиев биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

У каждого народа есть великие личности, определяющие уровень культурного развития нации. Это те, кто в определённый момент истории дают духовный толчок жизни и прогрессу народа. К этой когорте видной татарской интеллигенции относится известный поэт, крупный издатель, меценат, предприниматель и государственный деятель Закир Рамиев – Дэрдменд. Его, несомненно, можно поставить во главе тех общественных деятелей, которые многое сделали для возрождения национального самосознания своего народа.

Детство и юность

Дэрдменд (Закир Рамиев) родился 23 ноября 1859 года в деревне Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии (современная территория Башкортостана) в семье потомственного купца. Среди родственников Дэрдменда – религиозные деятели, поэт Сагит и писатель Исмагил Рамиевы – видные интеллигенты, внесшие значительный вклад в развитие татарской литературы и культуры.

Начальное образование Закир получил в деревенском медресе, где обучался арабскому, персидскому языкам, брал частные уроки по русскому языку. Испытывая неуёмную тягу к знаниям, он в 1880 году уезжает в Стамбул, где изучает турецкий язык и литературу, западноевропейскую литературу и философию.

Биография Закира Садыковича Рамеева, изображение №2

По возвращении из-за границы Закир некоторое время жил в Орске. Был занят торговлей, летние месяцы проводил на золотых приисках. На второй год после возвращения он женился на Махубджамал Бурнаевой. Отец её, Мустафа Бурнаев, был в этих краях известным купцом, имел прямые контакты с московскими фабрикантами Морозовыми.

Закир Рамиев - шакирд. Орск, 1877 г.

Поэзия

На творчество Дэрдменда известное влияние оказала классическая литература Востока. Он усердно изучал произведения русских и западноевропейских писателей. Поэт ратовал за чистоту литературного татарского языка, стремился в течение всей своей жизни писать языком, понятным народу.
Характерной особенностью поэзии Дэрдменда является философский взгляд на жизнь. Большинство его стихов состоит всего из нескольких строк. Однако в этих коротких произведениях перед читателем предстаёт судьба народа, родины. Дэрдменд отличается от многих поэтов-современников высочайшим уровнем философско-образного мышления. Произведениям поэта свойственны особая образность, изящество слога, меткость сравнений.

Закир Рамиев, поэт Дэрдменд

Почти тридцать пять лет жизни общественного деятеля, поэта и золотопромышленника Рамиева-Дэрдменда прошли в Оренбурге. Здесь на одной из центральных улиц – Неплюевской (ныне Ленинская, 31) – для его семьи был построен большой дом. В этом доме супруги Рамиевы жили долго и счастливо, растили восьмерых детей. В Оренбурге Рамиевы занимали видное и почётное место в высших слоях общества, среди промышленников и купцов. Подрастающие дети получали хорошее образование в передовых и престижных учебных заведениях. Здесь он познакомился со знаменитыми людьми своей эпохи, был их собеседником.

. В 1906 году Дэрдменд избирается депутатом в I Государственную думу от Оренбургской губернии, где записывается в мусульманскую фракцию, выдвигается в руководящее бюро этой фракции. В июле 1917 года приезжает в Казань, где участвует в работе Всероссийского мусульманского курултая и избирается членом будущего Министерства финансов Временного национального правительства.

Семья Рамиевых во время путешествия по странам Европы в 1914 г. В первом ряду справа – дед Б.И. Рамеева, во втором ряду крайний слева – отец Б.И. Рамеева

"]">Семья Рамиевых во время путешествия по странам Европы в 1914 г. В первом ряду справа – дед Б.И. Рамеева, во втором ряду крайний слева – отец Б.И. Рамеева

Первая Соборная мечеть, Орск, 1990-е гг.

После 1917 года Дэрдменд, как многие его соплеменники, не покинул Россию. В эти годы он писал:

Если я за родительский дом отдаю,
Ни на миг не задумавшись, душу свою, –
Для Отчизны, где я и родился,и рос,
Я бы жизнь свою в жертву
с восторгом принёс.

Новая власть отобрала у Дэрдменда и библиотеку. Более всего он переживал за свои книги, но все они были потеряны, уничтожены, сожжены. Погибло и богатое рукописное наследие поэта. Дэрдменд умер в 1921 году в Орске, не достигнув и 62 лет. В 1930-х годах на месте татарского кладбища был построен завод, и могила его не сохранилась. Но сохранились стихи поэта, сохранилась память о его добрых делах.

*Примечание: в статье использованы материалы из работ М.Рахимкуловой и М. Бадрутдиновой и А.Абдулхаликовой


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Биография

23 ноября 1859 г., деревня Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии – 9 октября 1921 г., город Орск Оренбургской области.

В 1862 г. семья Рамиевых переехала в деревню Юлык Орского уезда, где отец (прежде торговавший мануфактурой) в 1869 г. открыл золотой прииск.

Там же будущий поэт получил начальное образование, затем учился в медресе города Орск и деревне Моллакай Орского уезда.

В 1880–1881 гг. жил в Стамбуле, где изучал турецкий язык и литературу, знакомился с издательским делом.

Совместно с братом Мухаммадшакиром владел 20 приисками.

За 1906–1912 гг. годы в этих изданиях было опубликовано около 40 стихотворений Дэрдменда (после 1913 г. поэт продолжал писать, но свои стихотворения нигде не публиковал).

Занимался благотворительностью: являлся членом мусульманского благотворительного общества, общества помощи мусульманским шакирдам, комитета помощи беднякам и воспитания сирот; совместно с братом за свой счет обучал несколько студентов за границей, строил мечети, медресе, обеспечивал их книгами, учебниками и др.

В деревне Юлык открыл библиотеку.

После 1917 г. Дэрдменд добровольно передал свои прииски государству, не пытался эмигрировать.

Творчество

Перо! Открой – какой владеешь тайной,
Суть быстротечной жизни начертай мне.
С бумагою дружна слеза твоя живая,
Поведай грусть свою, свои желанья.
(Перевод Н.Беляева)

В лирике Дэрдменда, несмотря на доминирование традиций восточной поэзии, наблюдается глубокий синтез восточных и западных традиций. Это явление характерно для всей татарской поэзии начала ХХ века (в частности, для творчества Г.Тукая, С.Рамеева, С.Сунчелея).

Тема социальной справедливости – одна из центральных в поэзии Дэрдменда. Она ставится и решается им в разных аспектах.

Поэт стремится постичь смысл жизни и тайны мироздания через приобщение к гармонии природы. Его пейзажная лирика, отличающаяся панорамной всеохватывающей и реалистичной точностью, слитностью чувств автора и переживаний лирического героя, ритмико-интонационным и строфико-структурным разнообразием, остается неповторимым явлением татарской поэзии ХХ века.

Дэрдменда схватывает явления в общих чертах, использует средства романтического художественные изображения. В то же время в его поэзии имеются образцы реалистической точности, детализации картины, последовательной динамичности в передаче явлений природы.

Говоря о призвании поэта, Дэрдменд, подобно великим гуманистам мировой поэзии, провозглашает:

И день и ночь
грохочет море,
А паруса рвет ветер злой.

Какая тянет
Нас пучина
И жертвы требует какой?
(Перевод М.Зарецкого)

Сложный метафорический язык этого произведения восходит к языку средневекового татарского поэта Кутба.

В поисках социально-эстетического идеала, размышлениях об исторических ориентирах для нации многие другие представители творческой интеллигенции (Г.Ибрагимов, Г.Камал, Г.Тукай) также прибегали к образу корабля. К нему обращался, размышляя о судьбах человечества, западноевропейский философ А.Шопенгауэр.

Татарские благотворители и интеллектуалы: Дэрдеменд (Закир Рамиев)

Будущий золотопромышленник, издатель, меценат и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович(Садыкович) Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган (Жиргэн) Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Отец Закир Рамиева, Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый прииск по добыче золота. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.

В 1872 г. семья переехала в с. Юлук Орского уезда в Оренбургской губернии.
Грамоте Закира и его брата Шакира учила мать — и татарской и русской. Потом они учились в начальной мусульманской школе, после нее две зимы в городе Орске, после чего — в медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир уехал почти на два года в Турцию. Учился в Стамбуле, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи.

После учебы в Турции Закир Рамиев возвращается на родину и некоторое время живет в Орске — центре необжитого уезда. Здесь он занимался торговлей, а летние месяцы проводил на золотых приисках отца. На второй год по возвращении из Турции он женился на Махубджамал — дочери купца Бурнаева. У них родились восемь детей.

Закир Рамиев вместе с семьей проживал в Оренбурге, занимался творческой и благотворительной деятельностью. В его доме собирался цвет татарской интеллигенции. Он был интеллектуалом, много читал, путешествовал по Европе, создавал свои поэтические произведения. Он сотворил собственный поэтический мир. Его поэзия — камерная, негромкая. Дэрдменд — поэт печали.

Как успешные золотодобытчики, открывшие немало новых месторождений, братья Рамиевы к началу XX века владели двадцатью золотыми приисками на территории нынешнего Башкортостана и Челябинской области, принимали участие во многих промышленных проектах России, бывали за рубежом на различных выставках, в деловых поездках. В местах, где промышляли Рамиевы, для России было добыто более 40 тонн золота, а на их долю приходилось около пяти тонн.

Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах.

Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге.

Он не замыкается в себе. Общается в Орске с молодым и довольно образованным комиссаром по национальным делам Абдуллой Давлетшиным, встречается с местной интеллигенцией. Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел тифом и через неделю умер. Это случилось 9 октября 1921 года в городе Орске. Похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод. Перестало биться сердце патриота, который на собственные средства построил десятки мечетей, школ и больниц на территории современного Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области, который внес немалый вклад в развитие культуры, образования татарского и башкирского народов. Память о нем чтят не только в Татарстане, но и во всем татарском мире.

Султанбеков Б., Даутова Р. Дэрдменд: поэт и политика. // Татарский мир. — 2003. — № 9.

ДЭРДМЕНД (Дәрдемәнд) // Татарская энциклопедия (Институт Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан)

12.08.2014 14:06 |


Будущий золотопромышленник, издатель, меценат и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович(Садыкович) Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган (Жиргэн) Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Отец Закир Рамиева, Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый прииск по добыче золота. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.

В 1872 г. семья переехала в с. Юлук Орского уезда в Оренбургской губернии.
Грамоте Закира и его брата Шакира учила мать — и татарской и русской. Потом они учились в начальной мусульманской школе, после нее две зимы в городе Орске, после чего — в медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир уехал почти на два года в Турцию. Учился в Стамбуле, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи. После учебы в Турции Закир Рамиев возвращается на родину и некоторое время живет в Орске — центре необжитого уезда. Здесь он занимался торговлей, а летние месяцы проводил на золотых приисках отца. На второй год по возвращении из Турции он женился на Махубджамал — дочери купца Бурнаева. У них родились восемь детей.

Закир Рамиев вместе с семьей проживал в Оренбурге, занимался творческой и благотворительной деятельностью. В его доме собирался цвет татарской интеллигенции. Он был интеллектуалом, много читал, путешествовал по Европе, создавал свои поэтические произведения. Он сотворил собственный поэтический мир. Его поэзия — камерная, негромкая. Дэрдменд — поэт печали.

Как успешные золотодобытчики, открывшие немало новых месторождений, братья Рамиевы к началу XX века владели двадцатью золотыми приисками на территории нынешнего Башкортостана и Челябинской области, принимали участие во многих промышленных проектах России, бывали за рубежом на различных выставках, в деловых поездках. В местах, где промышляли Рамиевы, для России было добыто более 40 тонн золота, а на их долю приходилось около пяти тонн.

Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах.

Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге.

Он не замыкается в себе. Общается в Орске с молодым и довольно образованным комиссаром по национальным делам Абдуллой Давлетшиным, встречается с местной интеллигенцией. Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел тифом и через неделю умер. Это случилось 9 октября 1921 года в городе Орске. Похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод. Перестало биться сердце патриота, который на собственные средства построил десятки мечетей, школ и больниц на территории современного Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области, который внес немалый вклад в развитие культуры, образования татарского и башкирского народов. Память о нем чтят не только в Татарстане, но и во всем татарском мире.

Султанбеков Б., Даутова Р. Дэрдменд: поэт и политика. // Татарский мир. — 2003. — № 9.

ДЭРДМЕНД (Дәрдемәнд) // Татарская энциклопедия (Институт Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан)

Читайте также: