Загрязнение морских морей нефтепродуктами кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во всем мире вызывает озабоченность регулярное загрязнение мирового океана и водных источников сырой нефтью и продуктами нефтепереработки.

Основным источником загрязнения океанов являются морские перевозчики нефти. На перевозку нефти морскими путями приходится основная часть всех мировых перевозок, из добываемых в настоящее время трех миллиардов тонн нефти, морем осуществляется транспортировка порядка двух миллиардов тонн. Каким бы ни был современным и экологически чистым на сегодня танкер, в любом случае при погрузке или выгрузке нефти происходят ее потери, в океан сбрасывается балласт воды, который при погрузке замещают нефтью, также из танкеров сбрасываются в океан льяльные воды, скапливающиеся в машинном отделении любого судна.

Не редко еще случаются аварии танкеров, при которых происходят разливы в океаны большого количества нефти, составляющие до шести процентов от общего загрязнения нефтью, но наносящего огромный урон экологии океанов и их биосфере.

Нефть в океанах в большинстве случаев можно встретить в виде тонкой смолянистой пленки, имеющей толщину до 0,15 микрон, также смолянистых комков, образующихся от тяжелых фракций нефти. Пленка из нефти пагубно влияет на химические, физические процессы, которые происходят как на поверхности океанов, так и в атмосфере и воздушных слоях, соприкасающихся с поверхностью воды. От смолянистых комков страдают морские животные и растительные организмы, населяющие океан.

Тонкая пленка из нефти служит своеобразным отражателем солнечных лучей от поверхности воды, что в значительной степени снижает количество поглощаемой солнечной энергии океаном и влияет на процессы теплообмена в океанических водах. В итоге нарушения теплообмена поверхностная вода, при наличии пленки из нефти, нагревается тем выше, чем толще эта пленка.

Множество государств, которые имеют выходы к морю, до сих пор, из-за несовершенства технологий, осуществляют морские захоронения отходов промышленности, мусора, химических, радиоактивных и других веществ. Эти захоронения, загрязняющие воды океанов и морей, составляют от общего количества загрязнений около десяти процентов. Океаническая среда способна переработать, без какого-либо ущерба для воды, такое количество органических веществ, но и возможности океана не безграничны, поэтому стоит надеяться, что эти захоронения постепенно прекратятся и ученные найдут другой, экологически безопасный способ утилизации этих отходов.

От сброса на океаническое дно различных отходов страдают малоподвижные обитатели морских глубин, так как эти сбросы приводят к повышенной мутности воды, которая служит главной причиной их удушья.

Так же при сбросе большого количества мусора в океан происходит растворение вредных веществ в воде, которые кардинально могут изменить качество и состав воды, и только небольшая часть сорбируется и откладывается на морском дне. В этой связи, помимо ухудшения качества воды, происходит увеличение мутности воды. Органические вещества, имеющиеся в сбросах, способствуют к быстрому уменьшению в воде кислорода, а бывает и к полному его исчезновению, также органические соединения способствую накоплению растворенных металлов и появлению в воде сероводорода.

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Каждому под силу пусть совсем немного, но снизить темпы загрязнения Мирового океана и разрушения его экосистем. Не выливайте в канализацию токсичные вещества: растворители, средства, содержащие хлор и прочее, — сдавайте на переработку батарейки и флуоресцентные лампы. Отправляясь на пляж или морскую прогулку, ведите себя ответственно и не оставляйте на берегу мусор, наоборот, можно совместить отдых с небольшим импровизированным субботником. Ведь если не мы, то кто?

Нефтяное загрязнение воды. Разрушение наземных экосистем.

Нефтяное загрязнение угрожает прежде всего морским и прибрежным экосистемам. Основные его причины следующие:
1) аварии нефтеналивных судов (танкеров) в результате столкновений, пожаров или крушений;
2) утечка нефти из береговых резервуаров;
3) промывание грузовых емкостей танкеров в море.

Каждый год такие происшествия приводят к попаданию в мировой океан примерно 10 млн. т сырой нефти.

Нефть не смешивается с водой, но ее выбрасывание на берег губит водоросли, моллюсков, ракообразных и других литоральных животных. Морские млекопитающие страдают от нефтяного загрязнения из-за того, что их мех покрывается нефтью. Однако самыми явными жертвами становятся рыбоядные птицы: нефть пропитывает и склеивает перья, делая невозможным полет и ухудшая теплоизоляцию тела, а это грозит гибелью от переохлаждения; параллельно снижается плавучесть, и в воде птица тонет; наконец, попытки чистить перья приводят к заглатыванию углеводородов и отравлению. Фитопланктон от нефтяного загрязнения, по-видимому, особо не страдает, хотя темная пленка на поверхности моря снижает освещенность толщи воды, и интенсивность фотосинтеза временно ослабевает.

Результаты исследований показали, что малозаметные, но постоянные утечки нефтепродуктов, например с прибрежных перерабатывающих предприятий и терминалов, опаснее для морских и литоральных экосистем, чем получающие широкую огласку крупные аварии.

нефть в воде

Методы борьбы с нефтяным загрязнением воды следующие:
1) защита плавучими заграждениями (бонами) береговой линии от пятна нефти на воде;
2) выжигание тяжелых нефтяных фракций;
3) сбор нефти и закачка ее в специальные очистные суда;
4) обработка нефтяного пятна бактериями (например, Pseudomonas), разлагающими углеводороды;
5) применение новых специально разработанных диспергирующих агентов — менее токсичных и более подверженных биоразложению, чем традиционные;
6) прокладка маршрутов супертанкеров вдали от опасных вод и экологически уязвимых побережий;
7) строительство танкеров с двойными стенками грузовых емкостей;
8) внедрение новых балластных систем.

Разрушение наземных экосистем

С доисторических времен люди преобразовывали экосистемы, чтобы обеспечить себя пишей, убежищем, топливом и другими ресурсами, а также избавиться от своих отходов. Первые сообщества охотников и собирателей оказывали минимальное влияние на природную среду, но по мере того как человечество становилось все более многочисленным, оседлым и технически оснащенным, вызываемые им изменения биосферы постоянно усиливались, а в последние столетия приобрели местами катастрофические масштабы. Например, сведение лесов в Британии началось еще в неолите, но шло нарастающими темпами, и к началу XX в. леса сохранились только на 3% площади страны. В настоящее время все большую тревогу вызывают глобальные масштабы обезлесивания.

Уничтожение лесной растительности обычно вызвано потребностью в новых полях и пастбищах и ведет к появлению совершенно новых антропогенных экосистем. Нерациональное использование таких экосистем создает другие проблемы, включая эрозию почвы, опустынивание и отрицательные последствия применения синтетических пестицидов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти и до 20 % Мирового океана уже покрыты нефтяной пленкой. В пер­вую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Миро­вом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комп­лекса. В 1993 г. в океане добыто 850 млн т нефти (почти 30 % миро­вой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам: во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятель­ности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий, токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические уста­новки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно за­грязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

1. Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производ­ные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промыва­ются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасы­ваются за борт. К числу наибо­лее распространенных и вредных загрязняющих веществ относят­ся нефть, ежегодное поступление которой в моря и океаны, по данным ООН, достигает 6. 7 млн т.

Поля нефтяных загрязнений, формирующие локальные зоны, остаются устойчивыми во времени, поэтому в их распространении огромную роль играют океанические циркуляции. Именно они пе­реносят нефтяные загрязнения в наиболее чистые районы Миро­вого океана, в том числе и в Северный Ледовитый океан.

Таким образом, нефтяные пленки являются тем техногенным фактором, который влияет на формирование и протекание гидро­логических и гидрохимических процессов в поверхностных слоях воды морей и океанов.

Нефтяные загрязнения воздействуют и на живые организмы, экранируя солнечное излучение и замедляя обновление кислоро­да в воде. В результате перестает размножаться планктон - ос­новной продукт питания морских обитателей. Толстые нефтяные пленки нередко становятся причиной гибели морских птиц.

2. Происходит загрязнение Мирового океана и другими видами отходов промышленности. Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд т мусора (1988 г.). Подсчитано, что на 1 км 2 океана прихо­дится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что в один день в Северное море было сброшено 98000 т отбросов (1987 г.).

До 2 млн морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пласт­массовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывают в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18 — 20% серной кислоты, тяже­лые металлы в грунте и осадках сточных вод, содержащих мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 г.).

С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн т канализа­ционных стоков в год.




В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих не­фтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30 тыс. т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обита­тели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухо­ли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое при­вело к уменьшению рыбных запасов (1988 г.).

В Балтийском море в течение 1989 г. погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших жи­вотных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их орга­низм из воды.

В 1992 г. министрами 12 государств и представителем Европей­ского сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. 85 % вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются, а самоочищение (пол­ное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив (1989 г.) за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 г. полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

В Мировой океан в год поступает до 2 млн т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути. Попав в морскую воду, тяжелые ме­таллы концентрируются главным образом в поверхностной плен­ке, в придонном осадке и в биоте, тогда как в самой воде они ос­таются лишь в сравнительно небольших концентрациях. Здесь особо значима поверхностная пленка, которая обычно простира­ется на глубину 50. 500 мкм. Именно в данной области проте­кают все равновесные процессы массообмена между водой и ат­мосферой.

Большие количества тяжелых металлов сосредоточиваются в донных осадках. Это подтверждается тем, что концентрация ме­таллов в осадке может быть на несколько порядков выше, чем в воде.

4. РАО. Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океа­не и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жид­ких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Ве­ликобритания, Франция, Германия, Италия и др.) и СССР с 1946 г. начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавиться от РАО.

В 1959 г. ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подвод­ной лодки. По данным Гринпис, СССР сбросил в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабель­ных атомных реакторов.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Япон­ское, Охотское моря и Северный Ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточ­ных морях с 1966 по 1991 г. (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японское море). Северный флот ежегодно сбра­сывал в воду 10 тыс. м 3 таких отходов.

В 1972 г. была подписана Лондонская конвенция, запрещаю­щая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К этой конвенции присоединилась и Россия.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти и до 20 % Мирового океана уже покрыты нефтяной пленкой. В пер­вую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Миро­вом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комп­лекса. В 1993 г. в океане добыто 850 млн т нефти (почти 30 % миро­вой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам: во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятель­ности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий, токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические уста­новки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно за­грязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

1. Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производ­ные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промыва­ются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасы­ваются за борт. К числу наибо­лее распространенных и вредных загрязняющих веществ относят­ся нефть, ежегодное поступление которой в моря и океаны, по данным ООН, достигает 6. 7 млн т.

Поля нефтяных загрязнений, формирующие локальные зоны, остаются устойчивыми во времени, поэтому в их распространении огромную роль играют океанические циркуляции. Именно они пе­реносят нефтяные загрязнения в наиболее чистые районы Миро­вого океана, в том числе и в Северный Ледовитый океан.

Таким образом, нефтяные пленки являются тем техногенным фактором, который влияет на формирование и протекание гидро­логических и гидрохимических процессов в поверхностных слоях воды морей и океанов.

Нефтяные загрязнения воздействуют и на живые организмы, экранируя солнечное излучение и замедляя обновление кислоро­да в воде. В результате перестает размножаться планктон - ос­новной продукт питания морских обитателей. Толстые нефтяные пленки нередко становятся причиной гибели морских птиц.

2. Происходит загрязнение Мирового океана и другими видами отходов промышленности. Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд т мусора (1988 г.). Подсчитано, что на 1 км 2 океана прихо­дится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что в один день в Северное море было сброшено 98000 т отбросов (1987 г.).

До 2 млн морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пласт­массовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывают в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18 — 20% серной кислоты, тяже­лые металлы в грунте и осадках сточных вод, содержащих мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 г.).

С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн т канализа­ционных стоков в год.

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих не­фтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30 тыс. т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обита­тели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухо­ли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое при­вело к уменьшению рыбных запасов (1988 г.).

В Балтийском море в течение 1989 г. погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших жи­вотных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их орга­низм из воды.

В 1992 г. министрами 12 государств и представителем Европей­ского сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. 85 % вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются, а самоочищение (пол­ное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив (1989 г.) за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 г. полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

В Мировой океан в год поступает до 2 млн т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути. Попав в морскую воду, тяжелые ме­таллы концентрируются главным образом в поверхностной плен­ке, в придонном осадке и в биоте, тогда как в самой воде они ос­таются лишь в сравнительно небольших концентрациях. Здесь особо значима поверхностная пленка, которая обычно простира­ется на глубину 50. 500 мкм. Именно в данной области проте­кают все равновесные процессы массообмена между водой и ат­мосферой.

Большие количества тяжелых металлов сосредоточиваются в донных осадках. Это подтверждается тем, что концентрация ме­таллов в осадке может быть на несколько порядков выше, чем в воде.

4. РАО. Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океа­не и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жид­ких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Ве­ликобритания, Франция, Германия, Италия и др.) и СССР с 1946 г. начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавиться от РАО.

В 1959 г. ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подвод­ной лодки. По данным Гринпис, СССР сбросил в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабель­ных атомных реакторов.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Япон­ское, Охотское моря и Северный Ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточ­ных морях с 1966 по 1991 г. (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японское море). Северный флот ежегодно сбра­сывал в воду 10 тыс. м 3 таких отходов.

В 1972 г. была подписана Лондонская конвенция, запрещаю­щая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К этой конвенции присоединилась и Россия.

Читайте также: