Задание 24 егэ русский теория кратко

Обновлено: 02.07.2024

Формулировка задания

"Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним."

Теория для задания 24

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова - это исторически закрепленное "содержание" слова.

Слова могут иметь:

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой . (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией . (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

Синонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова - это слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)

Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты - щёки, длань-ладонь)

Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.)

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы - это слова, используемые только на определенных территориях.

Примеры: жОна вместо жена, векша - белка (северный диалект).

Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

Сленг - чаще понимается как "молодежный".

Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).

Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, "свистнуть" - в значении "украсть", "харя, морда" - в значении "лицо" и т.д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Нейтральная лексика - используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать).

Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать).

Разговорная лексика - используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).

img

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория и практика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

  • прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
  • синонимы (контекстный синоним)
  • антонимы (контекстный антоним)
  • омонимы
  • фразеологизмы
  • заимствованные слова
  • лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
  • ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
  • стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Содержание:

↑ Формулировка задания

↑ Теория для задания 24

↑ Лексическое значение слова

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой . (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией . (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

↑ Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

Синонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова - это слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

↑ Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)


Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)

Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты - щёки, длань-ладонь)

Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.)

↑ Ограниченная в употреблении лексика

Примеры: жОна вместо жена, векша - белка (северный диалект).

Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

Сленг - чаще понимается как "молодежный".

Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).

Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, "свистнуть" - в значении "украсть", "харя, морда" - в значении "лицо" и т.д.

↑ Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать).

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).


Задание № 24, ребята, несложное. Здесь нужно просто хорошо знать некоторые определения, касающиеся лексики, и уметь их находить в тексте.

А вот этих терминов много, все их надо помнить.

Давайте рассмотрим типы вопросов, которые могут быть вам предложены в задании № 24, рассмотрим примеры и вспомним правила. Итак, начнём!

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).либо выписать, либо подобрать к сову

(ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Контекстные синонимы.

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

  • Выпишите контекстные синонимы из предложения 12.

(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время.

(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

  • Из предложения 8 выпишите контекстные антонимы.

(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

- разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

- книжные: яблоко раздора, звёздный час

- просторечные: вкручивать мозги, дурья башка

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!

4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.

(20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость.

  • Из предложения 2-3 выпишите слово в переносном значении.

(2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше - всюду были заметны сероватые следы времени.

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: государство, демократия).

  • Из предложений 13-14 выпишите устаревшее слово

(13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

- нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

- вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

  • Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.
  • Из предложения 27 выпишите разговорное слово.

(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.

  • Среди предложений 7-9 найдите слово, имеющее значение объявить недействительным, отменить. Выпишите его.

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

  • Внимательно прочитайте задание, поймите, какое слов (-а) вам нужно найти.
  • Вспомните правило, что обозначает данное слово(-а) .
  • Запишите ответ.
  • Можно записать слово или слова в той форме, в которой они даны в тексте ( высокуюнебольшую).
  • Можно записать в начальной форме данные слова (высокийнебольшой).
  • Никаких пробелов, запятых, дефисов быть не должно!

Читайте также: