Зачем нужна конвенция о правах ребенка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Содержание

История создания

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный День прав ребенка, посвященный принятию важного документа Конвенции ООН о правах ребенка. Именно в этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребёнка, а в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка. В документе ребенок рассматривается как самостоятельная личность, наделенная соответствующими правами.

Документ призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения юридическое право:

на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Согласно Семейному Кодексу в Российской Федерации установлены следующие основные права несовершеннолетних, реализация которых способствует их нормальному развитию и надлежащему воспитанию:

1. Личные неимущественные права несовершеннолетних:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

- право ребенка на защиту;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию;

2. Имущественные права ребенка:

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Призываем всех быть внимательными к детям, ведь детство это образ будущего каждой семьи, народа и государства.


Почему же был принят этот документ? Чем вызвана его необходимость? К разработке Конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.

Конвенция - это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.
Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору.

Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.

Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору.

Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.

Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.
Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору.

Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.

Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору.

Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.

Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору.
Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.

Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка. Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.
Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.
В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Л.И. Иванова

Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

menu

В договорных документах о правах человека содержится определение ребенка как любого человека в возрасте до 18 лет. В 2005 году ЮНИСЕФ оценил общее количество детей в мире в 2,2 миллиарда человек. В Европе дети составляют, вероятно, десятую часть населения – около 200 миллионов.

Ребенок должен знать, что он чудо, что с начала мира не было и до конца мира не будет другого ребенка, такого же, как он.

Почему КПР столь важна?

КПР является наиболее широко ратифицированным правозащитным документом в мире. Он знаменует собой веху в истории прав детей, потому что это – первый юридически обязывающий международный документ, принятый конкретно для того, чтобы защищать права детей.

КПР не предоставляет детям каких-либо дополнительных прав, по сравнению с другими людьми, но эта Конвенция признает, что могут быть необходимы дополнительные гарантии для обеспечения того, чтобы дети имели доступ к тем правам человека, которыми обладают все люди. Среди международных договоров эту Конвенцию выделяет то, что она содержит полный спектр прав человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
ВДПЧ, статья 25 (2)

КПР обеспечила сдвиг в самом отношении к детям, поскольку КПР рассматривает детей как людей с правами и ответственностью, отражающими их развивающиеся способности. Кроме того, КПР создала конкретные рамки для обеспечения прав детей.

Если каждый ребенок, независимо от своего пола, этнического происхождения, социального положения, языка, возраста, национальности или религии имеет эти права, то дети обязаны также и уважать друг друга на основе гуманности. Притом что дети имеют право на защиту от конфликтов, жестокости, эксплуатации и заброшенности, они имеют также и обязанность не преследовать друг друга или не наносить друг другу ущерба. Если дети имеют право на чистую окружающую среду, то они также и ответственны за то, чтобы заботиться об окружающей их среде. 1

Почему детям труднее получить доступ к некоторым правам, чем взрослому?

Как работает КПР?

О чем бы вы сообщили Комитету по правам ребенка в отношении прав детей в вашей стране?

Факультативные протоколы к КПР

Основные черты КПР

В КПР содержатся 54 статьи, которые охватывают полный и широкий спектр прав – гражданские, политические, культурные, социальные и экономические, ибо все они являются основой для защиты прав людей в возрасте до 18 лет. КПР основана на трех категориях прав и руководствуется четырьмя принципами.

Три категории прав

Помимо признания прав детей на участие, Конвенция признает и то, что детям может понадобиться особая защита, например, от домогательств, насилия, эксплуатации и жестокости. Третья категория прав – это обеспечение, которая охватывает все права на то, что необходимо для жизнеобеспечения и для полного развития ребенка, например, право на нормальную еду, чистую воду, жилье, официальное образование и охрану здоровья.

В какой мере вы прислушиваетесь к молодым людям, с которыми вы работаете, и учитываете их пожелания?

Детский парламент в Финляндии

Четыре принципа

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
КПР статья 12

Вся Конвенция основана на четырех руководящих принципах или общих требованиях ко всем правам, содержащимся в этом договоре. Эти принципы отражены также и в различных статьях данного документа. Когда Комитет ООН по правам ребенка готовил руководящие принципы для докладов по Конвенции, то эти принципы были изложены как отдельные темы для подготовки докладов.

Принцип 1: Запрещение дискриминации (статья 2)

Статья о запрещении дискриминации носит открытый характер: она запрещает дискриминацию на основе перечисленных признаков, но также не разрешает другие формы, которые конкретно здесь не упомянуты. Девочкам необходимо предоставлять такие же возможности, как и мальчикам. Детям с инвалидностью - такие же возможности, как и здоровым детям, мусульманам – такие же, как индуистам или христианам, бедным – такие же, как и богатым и т.д.

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или какихлибо иных обстоятельств.

Принцип 2: Наилучшие интересы ребенка (статья 3)

Данный принцип связан с тем, что дети – это в полной мере люди, чьи интересы важны. При этом он идет еще дальше: он не только просто предусматривает, что потребности детей являются значимыми; он подразумевает, что при принятии решений о ребенке эти потребности необходимо учитывать в первую очередь. Это необязательно означает, что нужно делать именно то, что ребенок хочет в тот или иной момент, так как иногда внешний наблюдатель лучше может обеспечивать интересы ребенка, особенно в долгосрочном плане.

Кто, по вашему мнению, должен решать, кто лучше всего соблюдает интересы ребенка: родители, ребенок или государственные органы?

Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
КПР статья 3

Принцип 3: Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)
Принцип 4: Уважение к взглядам ребенка (статья 12)

Положение детей: факты и цифры

Создание Комитета по правам ребенка было гигантским шагом в самом начале процесса официального закрепления обязательств государств и обеспечения определенной формы подотчетности. Однако это было лишь началом данного процесса. Во всех странах мира необходимо пройти еще большой путь в области прав детей до того, как это будет отвечать стандартам, закрепленным в Конвенции.

Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. КПР статья 6.2.

Дети в мире

Из 2,2 миллиарда детей в мире 600 миллионов живут в условиях крайней нищеты. Это означает, что каждый четвертый ребенок живет менее чем на 1 евро в день. 2

Каждый год почти 9 миллионов детей в возрасте до пяти лет умирают от болезней, которые вполне можно вылечить. Хотя 20 лет тому назад это число было намного выше, и оно продолжает снижаться. 3

Каждый день от голода погибают 17 000 детей. 4

По оценкам ООН, около 250 000 детей – мальчиков и девочек в возрасте 18 лет – связаны с вооруженными группами или вооруженными силами. 5

Более 100 миллионов детей начального школьного возраста не посещают школы, при этом среди них больше девочек, чем мальчиков. 6

Дети в Европе

Дети в Европе сталкиваются с многочисленными проблемами, и статистические данные, которые приведены ниже, это лишь небольшая подборка. В других разделах этих глав приводятся дополнительные подробности в отношении конкретных вопросов.

Права детей в Европе

- Многие дети в Европе страдают от насилия в семье, в сообществе, в детских учреждениях и в других условиях. В Центральной и Восточной Европе 35% опрошенных школьников заявили, что они подвергались издевательствам в течение двух месяцев до собеседования, при этом процент колебался от 15% до 64%. 7

- 19% детей в ЕС сталкиваются с риском бедности. 8

- Более 626 000 детей живут в детских учреждениях в 22 странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств, ЦВЕ/СНГ. 9

- Некоторые группы детей страдают от дискриминации, часто по множественным признакам. Например, дети цыган часто сталкиваются с тем, что их исключают из процесса образования и ограничивают их доступ к медицинским услугам. Многие дети с инвалидностью регулярно испытывают на себе предрассудки или отсутствие понимания их ситуации, и их обычно исключают из участия в принятии решений, которые их касаются.

- Несмотря на то, что Европейский Союз является одним из самых богатых регионов в мире, дети в странах ЕС попрежнему живут в условиях бедности. 9% детей в возрасте до 14 лет живут в домашних хозяйствах, в которых ни у одного взрослого нет оплачиваемой работы. За последние 20 лет в некоторых странах существенно возросла детская бедность и социальная изоляция, при этом самые маленькие дети сталкиваются с риском относительной бедности больше, чем какая-либо другая группа. 10

Уличные дети

ЮНИСЕФ выделила три типа уличных детей: дети, проживающие на улицах, которые сбежали из своих семей и живут в одиночку на улицах; дети, работающие на улицах, которые проводят там большую часть своего времени, сами зарабатывая себе на жизнь; и дети из семей, живущих на улицах, которые проживают там вместе со своими семьями. В докладе, подготовленном Обществом в поддержку детей в Великобритании, установлено, что 11 :

  • The number of Moroccan minors entering Spain has risen steadily since the Spanish Interior Ministry registered them for the first time in 1998. From 811 that year, the number more than quadrupled to 3,500 in 2002.
  • The number of working street children in St. Petersburg, Russia, is estimated at between 10,000 and 16,000: 20% of those children are involved in prostitution.
  • Some orphanages in Ukraine say that 97% of children leaving their institutions become homeless.
  • About 2,500 children in Georgia have turned to the street to earn money, either by begging or prostituting themselves.

Настало время, чтобы сделать защиту детей – всех наших детей – общим делом, которое может объединить нас через границы наших политических предпочтений, религиозной принадлежности и культурных традиций. Мы должны вернуть себе наши потерянные табу и сделать насилие и надругательство над детьми просто недопустимыми.
Олара Отунну, Специальный представитель ООН по вопросам о детях и вооруженных конфликтах

  • 100,000 young people run away in the UK each year: 6.7% of the runaways had both birth parents, 13% had only a single birth parent, 18% had a step family, and 30.8% had "other family form".

Знаете ли вы количество уличных детей в своей стране?

Торговля людьми

Почти все эксперты считают, что торговля людьми – это проблема, которая лишь усугубляется, однако одна из трудностей состоит в том, что нет общего мнения о том, сколько же людей затронуто этим явлением. Правительство США полагает, что каждый год через международные границы проходят 600 000 – 800 000 человек, ставших жертвами торговли людьми. Согласно данным Бюро ООН по наркотикам и преступности, более 20% жертв торговли людьми, как внутри стран, так и через границы государств, это – дети. 13

Конвенция Совета Европы о борьбе с торговлей людьми

Конвенция Совета Европы о борьбе с торговлей людьми вступила в силу 1 февраля 2008 года. Данный договор основан на признании принципа, согласно которому торговля людьми является нарушением прав человека и наносит ущерб достоинству и целостности человеческой личности. Задача данного всеобъемлющего договора состоит в том, чтобы:
- Предупреждать торговлю людьми
- Защищать права человека среди жертв торговли
- Преследовать торговцев людьми.

Конвенция применяется ко всем формам торговли людьми, независимо от того, кто является ее жертвой, и от формы эксплуатации.

Насилие в отношении детей

Телесные наказания

Шлепанье детей это не просто урок плохого поведения; она является мощной демонстрацией презрения к правам маленького слабого человека. 14
Томас Хаммарберг, Комиссар Совета Европы по правам человека

Правильно ли запрещать любые формы телесного наказания детей?

Счастье ребенка является одним из тестов правильности образовательной процедуры.

Кибер-травля и изображение сексуального насилия

Дети подвергаются многочисленным рискам, когда они используют Интернет, например, когда они просматривают неподходящие материалы, или подвергаются издевательствам и преследованиям в Интернете, или же когда они становятся жертвой надругательств и эксплуатации, например, в форме домогательств в отношении детей. Люди, постоянно работающие с детьми, могут принимать меры, защищающие их от этих опасностей:

Сексуальное насилие

Я решила, что лучше выть. Молчание является настоящим преступлением против рода человеческого.

Европейские инициативы

Совет Европы

Совет Европы и его государства-члены приняли ряд юридических документов, программ и рекомендаций по преодолению некоторых из проблем, с которыми сталкиваются дети в Европе в наши дни. Некоторые договоры Совета Европы, конкретно относящиеся к детям, включают:
• Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (2000),
• Конвенцию о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера (2007), первый международный юридический договор, который предусматривает уголовную ответственность в связи с сексуальным надругательством над детьми,
• Европейскую конвенцию об усыновлении детей (пересмотрена в 2008 году).

Разумеется, все договоры в области прав человека применяются и к детям.

Строим Европу для детей и вместе с детьми

Эта программа была разработана по итогам третьего Саммита глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 2005). Она состоит из двух тесно связанных областей: содействие правам детей и защита детей от насилия. Основная цель программы – оказать помощь всем руководителям и участникам в разработке и осуществлении национальных стратегий по защите прав детей и предупреждению насилия в отношении детей.

Совет Европы делает также упор на информационно-просветительной работе и на проведении кампаний по наиболее актуальным вопросам, затрагивающим права человека, в том числе права детей.

В программе воспитания демократической гражданственности излагаются руководящие принципы по реализации мероприятий в сфере образования, которые позволят детям быть гражданами и понимать механизмы функционирования демократии.

Европейская сеть молодежных советников-консультантов
В 2008 году была создана Европейская сеть молодежных советников-консультантов. Ее цель состоит в том, чтобы активно вовлекать детей и молодых людей в работу ENOC ( Европейская сеть омбудсменов по правам детей) и дать им возможность быть услышанными на европейском уровне. Детям и молодым людям, выступающим в роли обладателей прав и экспертов своей собственной жизни и окружающей среды, в которой они растут, предоставляется возможность принять участие в работе этой сети с целью обмена опытом с тем, чтобы омбудсмены по правам детей получили четкое представление о том, какие проблемы их волнуют и что конкретно нужно сделать, чтобы обеспечить защиту и поощрение их прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка.

Европейская сеть омбудсменов по правам детей

Имеется ли детский омбудсмен в вашей стране

Европейский Союз

Неправительственные организации

Читайте также: