Либерализм в европе 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на счастье.

Либеральные идеи возникали у многих античных мыслителей (например, у Марка Аврелия), но большинство историков видят истоки политического либерализма в ответах на европейские (особенно французские) религиозные войны и революции XVI-XVII вв.

Фактическое начало либерализма – это эпоха Просвещения, когда была поставлена под сомнение форма традиционных социальных институтов, что привело к революционным движениям и политическим изменениям в Европе и Америке. Реформы, постулированные либералами, включали:

  • отмену феодального строя;
  • ограничение государственных привилегий;
  • замену крепостного права экономической свободой;
  • введение равенства всех граждан перед законом;
  • ограничение роли Церкви;
  • отмену монархии и абсолютизма;
  • введение демократии на основе конституционного принципа разделения властей;
  • уважение прав человека;
  • соблюдение гражданских свобод и принципов терпимости.

Идеология либерализма

Либеральные идеи в Средние века

В Средние века слово liberales ассоциировалось с образованием в средневековых университетах. В 1375 г. он использовался для обозначения семи гуманитарных наук (artes liberales), которые должны изучать все люди.

В феодальные времена люди воспринимались как члены социальных групп, к которым они принадлежали:

  • семьи;
  • деревни;
  • местного сообщества;
  • гильдии;
  • социального класса.

В конце средневековья крепостной, семья которого всегда жила и обрабатывала одну и ту же землю, стал свободным человеком. Он получил возможность выбирать на кого работать. Он даже имел возможность покинуть эту землю и искать работу в развивающихся городах.

С крахом определённости феодальной жизни возник новый интеллектуальный климат. Рациональное и научное объяснение постепенно вытеснило традиционные религиозные теории. Общество все больше рассматривалось с точки зрения личности. Считалось, что у человека есть личные качества, которые отличают его от других, что каждый имеет свою особую ценность. Эти представления легли позже в основу либерализма.

В Средние века итальянские города-государства под видом свободы восстали против папских земель. Столетие спустя Никколо Макиавелли охарактеризовал сохранение свобод как основную черту республиканского устройства. В республиках Флоренция и Венеция были выборы, верховенство закона и свободное предпринимательство на протяжении большей части XV в.

Либерализм XVII века

Эти движения были противниками абсолютной монархии, меркантилизма и различных форм религиозной ортодоксии и клерикализма. Либерализм впервые установил концепции прав личности, верховенства закона и важности управления государством через избранных представителей.

Либерализм XVIII века

Либерализм XVIII века

В 1776 г. жители американских колоний провозгласили независимость от английской монархии. Одна из причин недовольства – отсутствие представительства в правящем парламенте. Особое сопротивление вызывал вопрос налогообложения, поскольку жители колоний считали, что налогообложение без представительства нарушает их естественные права.

После победоносной войны была принята Конституция (1787 г.). Она определила новое государство как республику с федеративным устройством. В 1789 г. серия поправок, известных как Билль о правах, гарантировала людям множество прав, которые либерализм признал основными правами.

Французскую революцию часто считают началом новой эры. Это также был решающий момент для либерализма. Французская революция началась в мае 1789 г. и установила разделение на левых (сторонники радикальных либеральных изменений) и правых (сторонники сохранения монархии и противники реформ, то есть консерваторы).

В результате взятия Бастилии и принятия Декларации прав человека и гражданина, была провозглашена первая Французская республика в сентябре 1792 г. Она первоначально была либеральной. Последовавшая серия вооружённых конфликтов, а также споры внутри республики значительно радикализовали революцию. Её кульминацией стал террор во время правления радикальных якобинцев под руководством Максимилиана Робеспьера.

Либерализм XIX века

Либерализм XIX века

В начале XIX в. возник основной идеологический конфликт внутри либерализма. Две основные либеральные идеи:

  • достоинство и равенство людей;
  • право людей на свободу, особенно владеть и управлять личной (частной) собственностью.

Эти 2 принципа вступили в противоречие, когда стало ясно, что право собственности одних людей не может быть согласовано с достоинством других.

Особенно сложен случай так называемого земельного рабства, в котором один человек (раб) считался собственностью другого. Большинство либералов склонялось к важности человеческого достоинства, которое они всё больше и больше стали рассматривать как более важное, чем отстаивание прав собственности.

Это понимание было особенно важно во время революций, которые положили конец контролю Испании над большей частью своих колоний на американском континенте, и в установлении национализма в Европе, который разрушил традиционные монархии. Центральное место занимает идея свободы.

Наполеон в 1804 г. превратил Францию в Империю и установил диктаторское правление. Однако в его время был проведён ряд либеральных реформ. Некоторые историки признают, что Наполеон был первым, кто использовал слово либерализм в политическом смысле, т. к. после завоевания Наполеона были осуществлены следующие реформы либерального характера:

  • феодальные порядки были отменены;
  • права собственности были либерализованы;
  • гильдии, еврейские гетто и инквизиционные суды были распущены;
  • церковная судебная власть была ликвидирована;
  • было введено равенство перед законом для мужчин.

Одним из величайших достижений является введение Кодекса Наполеона, кодифицирующего гражданское право, которому следовали во многих странах мира. Этот кодекс воплощал в себе многие либеральные ценности и широко охраняемую собственность.

В английской версии либерализм сделал упор на распространение демократических ценностей и проведение конституционных реформ, а во французской – на борьбе с авторитарными структурами как в политике, так и в экономике.

Также либерализм разделился на умеренные и прогрессивные течения. Умеренные либералы были приверженцами элитарности и критиковали демократию. В свою очередь, прогрессисты поддержали расширение прав голоса и всеобщий доступ к образованию. Со временем умеренные либералы также приняли эти постулаты как часть своей программы. В результате, оба течения были объединены.

Для либералов XIX в. целью было создание мира, свободного от государственного вмешательства. Они защищали негативную свободу личности, то есть свободу как отсутствие принуждения и внешнего давления. Они были сторонниками гражданских прав, свободного рынка и свободной торговли.

В конце XIX в. права на образование и голосование были расширены, и благодаря индустриализации был достигнут большой прогресс в экономике. Значительно расширилась торговля, а вместе с ней и возможности для прогресса и обогащения, а также быстрый рост распространения культуры и грамотности.

В то же время все эти изменения привели к огромному неравенству в богатстве и человеческих страданиях, таких как массовый голод, детский труд, загрязненные города и крайняя нищета для большинства населения.

На первый план вышел конфликт между собственностью и достоинством: либералы требовали законов, запрещающих детский труд, предписывали минимальные стандарты труда и заработной платы. Их противники говорили, что такие законы будут представлять собой несправедливое навязывание прав собственности и препятствование экономическому развитию.

Либерализм Джона Локка

Либерализм Джона Локка

Либерализм как сознательная идеология начал принимать более чёткую форму в ответ на абсолютизм. Свобода является не просто дополнением, а фундаментальной основой права внутри политического образования, а затем и государства. Свободные люди – это основа политической стабильности, а не просто обладатели некоторых свобод до уровня, на котором они не ставят под угрозу эту стабильность.

  • экономическую свободу, т. е. право владеть и использовать собственность;
  • интеллектуальную свободу, включая свободу совести.

Для него собственность важнее права на участие в правительстве и принятии государственных решений. Он не поддерживал демократию, опасаясь, что передача власти людям нанесёт вред неприкосновенности частной собственности. Тем не менее идея естественных прав сыграла ключевую роль в создании идеологической основы для американской и французской революций, которая имела определённый демократизирующий компонент.

Либерализм Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо заявлял о том, что человек рождается свободным и что правительство ограничивает человека в обществе. Это заявление потрясло монархии того времени.

Мыслитель выдвигает тезис об органической воле нации и принципе самоопределения народа. Этим Жан-Жак Руссо отклонялся от династической политики своего времени. Его тезисы станут ключевым элементом Деклараций Французской и Американской революций.

Со временем либеральная традиция стала рассматривать добровольное согласие как основу законного правительства и закона. Этот взгляд был дополнительно усилен Руссо с его идеей общественного договора.

Либерализм Адама Смита

Либерализм Адама Смита

Скот Адам Смит (1723-1790) выдвигает теорию о том, что люди могут формировать как моральную систему, так и экономическую систему без вмешательства государства. Более того, сильнейшими будут те страны, которые предоставляют своим людям свободу для реализации личных инициатив.

Либерализм Дэвида Юма

Дэвид Юм утверждал, что основные правила человеческого поведения отвергнут все попытки ограничить или отрегулировать их. Он выступает против осуществления проекта торговых государств по приобретению богатства за счёт накопления всё большего и большего количества золота и серебра. Юм это объясняет тем, что цены связаны с количеством денег и что этот процесс может только вызывать инфляцию.

Либерализм Иммануила Канта

Иммануил Кант находился под сильным влиянием эмпиризма и рационализма Дэвида Юма. Его наиболее важный вклад в либеральную мысль находится в области этики, особенно в его утверждении категорического императива. Кант утверждал, что принятые системы разума и морали подчинены основным естественным и моральным законам, поэтому попытки ограничить или подавить последние обязательно закончатся неудачей.

Либерализм Джона Милля

Джон Стюарт Милль (1806-1873) выступал против коллективистских устремлений, в то же время подчёркивая важность качества жизни для отдельного человека. Он поддерживал избирательное право для женщин, рабочих кооперативов, принципы утилитаризма, целесообразности и прагматизма. Он объединил субъективные идеи свободы в традиции Жан-Жака Руссо и философии личного права в традициях британской школы Джона Локка.

Либерализм в 1-й половине XX века

Либерализм XX века

В начале XX вв. всё чаще высказывалось мнение, что людям нужен доступ ко всем государственным богатствам для личной самореализации, чтобы быть свободными. С началом XX в. конфликт между личной и общественной собственностью обострился.

Индустриализация произвела огромное богатство, способствовала высокому уровню жизни. При этом она принесла огромные страдания, нищету и мощное оружие войны.

В то время как в конце XIX в. промышленно развитые государства могли отбирать землю и сырьё у менее развитых в промышленном отношении и менее организованных в политическом отношении стран, к началу XX в. мир уже был в значительной степени разделён. Вскоре началась Первая мировая война, после которой начался новый виток либеральных реформ.

Либеральными можно считать 14 пунктов президента Вудро Вильсона, вдохновивших основание Лиги Наций, выступления французских суфражисток в 1935 г., борьбу Мартина Лютера Кинга-младшего за равные гражданские права для афро-американцев.

В начале XX в. либерализм столкнулся с многочисленными проблемами. Первая мировая война ускорила упадок старых форм правления, таких как империи и монархии. К концу войны в Европе было 13 республик по сравнению с 3-мя в начале войны в 1914 г.

Либералы, однако, потерпели очень значительное поражение в России. После постепенной либерализации системы после русско-японской войны последовали потрясения Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В результате император Николай II был казнён, а власть в стране захватили коммунисты. В течение следующих нескольких десятилетий коммунизм был главным идеологическим и политическим противником либерализма и капитализма.

В западном мире в ответ на великий кризис развился социальный либерализм. Во многом он был вдохновлён экономической мыслью Джона М. Кейнса. Кейнс был противником классических либералов. Он предполагал, что полностью свободные рынки смогут оптимально распределять ресурсы, обеспечивать развитие и экономическую безопасность.

Либеральной была социальная программа президента Франклина Делано Рузвельта (Новый курс). Она была очень популярна в американской общественности.

В Европе в межвоенный период либеральные демократии пережили кризис и постепенно были заменены авторитарными режимами. Помимо коммунизма, самым серьёзным противником либерализма был фашизм, запрещавший индивидуализм, свободы, права личности и демократию.

Либерализм после Второй мировой войны

Современный либерализм

После 1970-х гг. большинство либералов отошли от обсуждения действий правительства, вернувшись к принципам свободного рынка. Распространялась критика господствующей либеральной доктрины (от Милтона Фридмана в США и членов Австрийской школы в Европе), которые утверждали, что регулирование и государственное вмешательство в экономику – это скользкая почва. Они говорили о том, что временные правительственные программы могут стать постоянной тиранией.

В 80-е и 90-е гг. наблюдался подъём неолиберализма, ограничивавший вмешательство государства и приведший к приватизации. В 1989 г. социалистические страны Восточного блока претерпели демократические и либеральные преобразования. В конце XX в. либеральная демократия стала доминирующей формой политической системы в мире.

Согласно современному либерализму, государство обязано защищать следующие права и свободы граждан:

  • право собственности;
  • этнические права;
  • право на свободу вероисповедания;
  • избирательное право;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право на образование;
  • право на трудоустройство и достойную заработную плату;
  • право на неприкосновенность и защиту частной жизни и др.

Сегодня существует множество философских либеральных школ в мире. Идеи индивидуальной свободы, личного достоинства, частной жизни, просвещённой и разумной политики, верховенства закона, фундаментальных радикальных концепций равенства почти повсеместно признаны в качестве политических целей в большинстве стран (даже если между утверждениями и реальностью существует большой разрыв).

Современные либеральные демократии сталкиваются с такими проблемами, как распространение терроризма и рост религиозного фундаментализма. Проблемой является также комбинация авторитарного правительства и капиталистической экономики в ряде современных стран.

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм - кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Определение либерализма

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

Либерализм

К основным идеям относятся:

права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Джон Локк

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Монтескье

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Классический либерализм

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

классический либерализм;

неолиберализм;

социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Либерализм Адама Смита

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

Неолиберализм

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

защита прав и свобод граждан;

поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

5cR

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.


© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Примерная тематика рефератов
    • Библиографический список
    • Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
    • Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
    • Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
    • Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
    • Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
    • Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока
    • Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
    • Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.
    • Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.
    • Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.
    • Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
    • Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.
    • Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.
    • Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.
    • Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.
    • Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма
    • Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость
    • Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства
    • Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.
    • Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.
    • Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
    • Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.
    • Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья
    • Тема 24. Современные политические правовые идеи

    План

    1. Французский либерализм. Б. Констан
    2. Английский либерализм. И. Бентам
    3. Немецкий либерализм. Л. Штейн
    4. Политические взгляды О. Конта

    Либерализм (от лат. liberalis – свободный) - политико-правовая теория, которая исходит из положения, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

    Основные идеи либерализма, возникшего в XVII – XVIII вв. и получившие свое развитие в первой половине XIX в., состоят в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы, а государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Стержнем либерального учения стал антиэтатизм (от фр. etat – государство, где государство - высший результат и цель развития общества) т.е. роль государства должна быть сведена к минимуму - чем меньше оно вмешивается в экономику, тем лучше для личности и общества в целом.

    Развитие политико-правовой мысли Франции во многом было предопределено Великой Французской революцией. Ведущим течением французской общественно-политической мысли стал либерализм. Экономический подъем, который переживала в те годы Франция, способствовал укреплению политических позиций буржуазии. И либеральная теория полностью отвечала ее интересам.

    Наиболее известным идеологом либерализма являлся Б. Констан.

    Либерализм. Констан уделял особое внимание обоснованию личной свободы, понимаемой им как свобода совести, слова, свобода предпринимательства и частной инициативы. Он различает свободу политическую и свободу личную.

    • политическая свобода сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятия законов, участия в правосудии, решения вопросов войны и мира и др.). Она была присуща древним народам;
    • личная свобода свойственна новым народам, которые заняты промышленностью, интенсивным трудом и поэтому не имеют времени заниматься вопросами управления. Она понимается как личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

    Нейтральная власть в лице главы государства (монарха), который принимает участие во всех ветвях власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето. Кроме того, он назначает членов палаты пэров.

    Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат – выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров. Констан уделял большое внимание принципам формирования палаты представителей, настойчиво отстаивая необходимость высокого имущественного ценза для депутатов. Его доводы таковы: только собственность делает человека способным пользоваться политическими правами, а если предоставить эти права беднякам, то они попытаются использовать их для посягательств на собственность. Так же Констан был против выплаты депутатам вознаграждения.

    Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

    Муниципальная власть самостоятельна и обладает широкими правами.

    Идеалом государства Б. Констан считал конституционную монархию по английскому образцу.

    Право. Право, по его мнению, является гарантом индивидуальной свободы. Право – это способ бытия социума, регулятор общественных отношений, на страже которого должно стоять государство. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу. Соблюдение права трактовалось Констаном в качестве центральной, узловой задачи всех политических институтов.

    Английский либерализм имел своеобразную окраску, значительно отличавшую его от французского. Классическим представителем английского либерализма является И.Бентам.

    Некоторые проекты И. Бентама:

    По признанию Бентама, наибольшее влияние на его взгляды оказали Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. Гельвеций[2].

    Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – политико-правовое учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

    • смысл человеческой деятельности в получении удовольствий и исключении страданий,
    • основным критерием оценки всех явлений является полезность,
    • нравственность создается обществом и ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества людей,
    • цель развития человечества - максимизация общей пользы путем установления гармонии частных и общественных интересов.

    Государство. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние и общественный договор, несостоятельными. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, по мнению Бентама, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, и государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы.

    Форма правления. Взгляды Бентама на наилучшую форму правления менялись: вначале он одобрял конституционную монархию и отвергал демократию как один из видов анархии. Затем поменял свои взгляды и выступал с резкой критикой монархии, утверждая, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) должна принадлежать народу.

    Разделение власти у Бентама практически традиционно:

    • законодательная власть (однопалатный парламент, ежегодно избираемый на основе всеобщего, равного и тайного голосования);
    • исполнительная власть подчинена законодательной и осуществляется часто сменяемыми должностными лицами;
    • судебная власть.

    Существовавшие в его время проекты коммунистического преобразования И. Бентам оценивал отрицательно, считая, что реализация таких замыслов человечеству ничего хорошего не принесет.

    Право. Бентам отвергал теорию естественного права, т.к. считал, что содержание его неопределенно и всеми толкуется по-разному. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а для вразумления других, т.е. имеет общественное значение. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

    Ученый считал, что есть лишь волеустановленное право, т.е. то, которое установлено государством. Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к выводам, что права могут быть только конкретными, они должны существовать до тех пор, пока полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности, а также, что закон сам по себе – зло, поскольку связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его применении возможны ошибки. Тем не менее, закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.

    Бентам уделял внимание и вопросам эффективности применения права. Он считал, что законы должны быть известны каждому адресату (это достигается, прежде всего, тем, если все правовые нормы являются писаными), они должны быть просты настолько, чтобы каждый мог пользоваться ими, не прибегая к постороннему толкованию.

    Разработанные им принципы кодификации законодательства использовались в законодательстве многих стран (Франции, Германии, Греции, Индии, Австралии, Канады и др.).

    С развитием капитализма и ростом пролетариата идеи социализма и коммунизма, особенно неизбежности пролетарской революции получили все большее распространение. С их критикой выступил Л.Штейн.

    Лоренц фон Штейн (1815-1890) – немецкий философ, историк и экономист родом из Шлезвига (Германия). Изучал философию и юриспруденцию в Кильском и Йенском университетах. В начале 1840-х гг. направился в Париж для изучения социалистического движения. В 1846 Штейн стал профессором в Кильском университете, но в 1851 лишен кафедры за то, что по шлезвиг-голштинскому вопросу[3] (вместе с другими 9 профессорами) высказался против Дании. В 1855 был приглашен в Венский университет, где и преподавал в течение 30-ти лет. И в 1885, когда ему минуло 70 лет – предельный профессорский возраст в Австрии – вышел в отставку.

    Штейн понимал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение. Более того, он предсказывал неизбежность социальных революций. Чтобы избежать этих социальных потрясений, Штейн разработал проект реформирования государства и права.

    Разделение власти. Штейн различает в государстве законодательную, исполнительную и княжескую (монархическую) власти. Однако монарх возвышается над всеми ветвями власти и является гарантом соблюдения законов.

    Право. Исходя из разделения государственной власти на ветви, Штейн полагал, что закон есть выражение государственной воли, распоряжение – выражение воли исполнительной власти. Закон, считал Штейн, есть выражение воли законодательного органа, но только при согласии монарха (или другого главы государства) воля законодательного органа становится волею государства. Под правом он понимал равные возможности людей для улучшения своего положения.

    Социальное государство. Если говорить об идейной основе социального государства, то изначально она восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

    Таким образом, социальное государство - это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности.

    4.Политические взгляды О. Конта

    Ярко отразила дух времени философская система позитивизма, которую создал французский философ и математик Огюст Конт.

    Позитивизм (от лат. positivus - положительный) – направление в науке, объявляющее единственным источником истинного действительного знания лишь эмпирические исследования, т.е. позитивизм отвергал любые умозрительные доводы. Он признавал лишь конкретное, позитивное знание, основанное на опыте и наблюдении.

    В теории права выделяют юридический и социологический позитивизм.

    Юридический позитивизм– направление правовой мысли, господствовавшее в европейской правовой культуре по 2-й половине XIX – 1-й половине XX в., отождествляющее право с законом независимо от содержания последнего. Юридический позитивизм исходит из того, что предметом юридической науки являются нормы права, их толкование и соотношение, т.е. сводит право исключительно к текстам источников права, отказывается от теоретического объяснения и оценки правовых явлений, ограничиваясь их описанием, систематизацией и классификацией.

    Социологический позитивизм – научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую теорию и философию права и изучает право как социальное явление, как часть жизни общества. На государство и право влияют все социальные компоненты, поэтому и государство, и право должны изучаться в рамках единой науки - социологии. У истоков этой науки и стоял О. Конт.

    В творчестве Конта, как правило, выделяют два периода: первый - до середины 40-х годов посвящен разработке новой философии; второй - ознаменован отступлением от принципов позитивизма, и переходом к религии, мистике, стремлением сконструировать идеальную модель общества вопреки позитивистскому принципу не выходить за рамки наблюдаемых явлений.

    Развивая учение Сен-Симона и его взгляды на эволюцию общества, Конт устанавливает три стадии развития общества (теологический, метафизический и позитивный):

    • Теологическая - все явления рассматриваются как действия сверхъестественных сил (богов и духов). Главная черта этой стадии – вера в абсолютное знание; в обществе – господство жрецов и воинов, в государстве – единоличная власть царей.
    • Метафизическая (стадия переходная) - явления объясняются через абстрактные, отвлеченные понятия (сущность, материя, право), т.е. божества и духи заменяются отвлеченными силами. Эта стадия - время сомнений и эгоизма, в общественной жизни господство юристов и философов. Идеал государственности – демократия.
    • Позитивная (научная) – утверждается позитивное сознание, человечество приходит к объективным, научным объяснениям существующих в природе закономерностей. Обществом руководят ученые и промышленники.

    Конт считал, что науки составляют систему и построил ее, расположив науки в порядке увеличения их сложности. Наиболее общая из наук - математика, затем идут астрономия, физика, химия, биология и т.д. Высшая из всех – социология (термин введен Контом). Социология по Конту – это наука об общественных явлениях вообще, законы которой одинаково применимы ко всем временам и ко всем народам. Социология делится на две части - социальная статика (порядок), изучающая строение общества, социальная динамика (прогресс) изучает его развитие. Так, история относится к социальной динамике, мораль – к социальной статике.

    Идея солидарности является основной в контовской социологии и позитивной политике. Конт предлагает рассматривать общество как единое органическое целое, в котором взаимосвязь людей и социальных групп понимается как солидарность и каждый индивид как составная часть целого должен выполнять свою основную функцию.

    В итоге Конт представлял, что человечество объединится в 500 социократий (размер каждой не более Бельгии, т.к. в большом государстве невозможен ни порядок, ни прогресс), возглавляемых Общим советом.

    Право. Исходя из идеи солидарности, Конт считает, что каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав. Само слово "право" должно быть исключено из политической лексики. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанном на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности.

    Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности обязанностями не означает каких-либо посягательств на капиталистическую собственность, которой Конт дал новое позитивистское обоснование: собственность выполняет необходимую социальную функцию – создает и управляет капиталами, при помощи которых каждое новое поколение подготовляет работу для следующего за ним.

    Таким образом, социократия изображается Контом как сотрудничество классов, но при этом сохраняется в полной неприкосновенности частная собственность и капиталистическая эксплуатация.

    Учебно-методическая литература

    Рекомендуемая литература:

    1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
    2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
    3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
    4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
    5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
    6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
    7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
    8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
    9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
    10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
    11. Чичерин Б.Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
    12. История политических и правовых учений. 19 век. - М., 1993.

    Рекомендуемая дополнительная литература:

    Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

    [1] Это проект тюрьмы, который предусматривал, что один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. Тюрьма представляет собой строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключенными.

    К. Гельвеций (1715-1771) – французский философ, заложивший основание целостной системы утилитаризма.

    [3] Шлезвиг-Гольштейн – часть Пруссии, с 1773 входила в состав Дании. В середине 19 в. здесь развернулось национально-освободительное движение немецкого населения.

    Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

    К середине 19 века большую популярность в старанх Запада стала приобретать либеральная доктрина, а в развитых европейских государствах – Великобритании (родине либерализма), Франции, США, затем в Италии и других странах утвердились либеральные системы. Оппонентом и антиподом либерализма стала консервативная система взглядов, теория и практика консерватизма, также получившая распространение в европейском пространстве Великобритании и других странах и базировавшаяся на соблюдении обычаев и традиций европейского романтизма.

    Либерализм выступает с одной стороны как политическая идеология, а с другой стороны может рассматриваться как экономическая доктрина. Идеология консерватизма, реализовавшаяся в большинстве стран Европы в 19 столетии, ставила своей целью эволюционное развитие общества и государства, в основе этого пути лежат традиции и обычаи. Противоречия с либерализмом значительным образом повлияли как на консерватизм, так и внесли изменения в либеральную доктрину.

    СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

    -Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660 гг.

    Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

    -Война за независимость США (1775-1783).

    -Великая Французская Революция (1789-1799).

    По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был - свобода, равенство, братство.

    -Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г.

    Важным событием в истории развития либерализма была Великая французская революция. В одном из ее главных политико-идеологических документов - "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.) записано, что "целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

    Большое влияние на развитие либерализма оказала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Было построено принципиально новое общество - социализм, в котором была уничтожена частная собственность на средства производства, что привело к установлению реального экономического и политического равенство всех граждан. Вместо рынка была создана плановая экономика. Социализм оказал большое положительное влияние на развитие либерализма в капиталистических странах, в плане его социализации.

    20. Консерватизм в истории Европы XX века.

    Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

    Исторический тип консерватизма 19 в. не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов. в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

    Общим признаком значительной части этих политических сил было тяготение к сильной власти государства, существенного ограничения демократии в пользу правящей верхушки, ради установления и поддержания порядка и обеспечения общественной безопасности.

    Теоретические конструкции авторитарного формата в наиболее полной и завершенной форме были наработаны в Германии. Этому способствовало поражение Германии в Первой мировой. В среде немецких консерваторов того периода существовали два направления: "старые консерваторы" и "Обновляющий" консерватизм. Представители первого направления получили название "вильгельменисты" Они считали, что нужно вернуться к политическому строю, который существовал до и во время войны,. Потерянный политический строй был сословной системой во главе с монархом, которая не признавала демократических институтов и характеризовалась пренебрежением верхушки, преимущественно аристократии, к низам.

    Представители "Обновляющее" консерватизма критически относились к периоду имперской Германии, критиковали власть за терпимости либерализма, неспособность дать острый отпор марксистам / социалистам,.

    Общей для всех представителей "Обновляющего" консерватизма была концепция "консервативной революции" или "третьего пути" которая направляла свою критику на принципы и институты демократического общества, прежде всего парламентаризм и космополитизм

    Итак, "консервативная революция" была призвана ликвидировать результаты, материализованные в институтах и порядках республики. Прежде всего, это касалось принципов либерализма, который получил широкое развитие в Германии.

    Стоит отметить, что идеи "консервативной революции" или "третьего пути", были свойственны итальянскому фашизму на раннем этапе его функционирования.

    Итак, в первой половине XX в. консерватизм продолжал развивать классические принципы, сформулированные еще на предыдущем этапе развития – традиционализме. Общей характеристикой консерватизма был авторитет аризма власти: монаршей и республиканской. Он выдвигал социальное единство и сплоченность как инструмент противостояния угрозам современности. К числу таких угроз относили демократию, вследствие чего консерватизм первой половины XX века имел чисто антидемократический характер. Это нашло свое отражение на практике, когда в Европе появилась целый ряд государств с авторитарными политическими режимами: Италия, Германия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния.

    Читайте также: