Особенности периода раннего детства и его значение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.

5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

6. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.

7. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

8. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм

Знание особенностей развития детей раннего возраста помогает педагогам и родителям правильно осуществлять воспитание детей.

Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания на основе особенностей развития детей раннего возраста.

Изучая историю создания учреждений для детей раннего возраста, мы говорили о работах Н.М. Щелованова, который установил основные закономерности, этапы и особенности развития высшей нервной деятельности в период раннего детства. Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания, разработать систему общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, а также хорошее знание хода развития детей поможет педагогам, родителям найти оптимальные подходы к ним.

Одной из особенностей периода раннего детства является быстрый темп физического развития.

Давно установлено, что основной особенностью периода раннего детства является наиболее быстрый темп физического развития – т.е. увеличение веса, роста ребенка, формирование функций всей его органов и тканей. Наряду с быстрым нарастанием веса и роста детей в первые 3 года жизни происходит и быстрое развитие массы мозга, изменяется его морфологическое строение.

Вторая особенность периода раннего детства – это тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Недостаточное внимание нервно-психическому развитию детей в частности, отрицательно влияет на физическое развитие, что может быть одной из причин гипотрофии.

Третья особенность – это относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма ребенка. На состояние здоровья детей влияют изменения температуры воздуха, нарушение в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Любые изменения в методике проведения тех или иных моментов изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые годы жизни.

Четвертая особенность периода раннего детства – это большая зависимость развития детей от воздействий взрослых. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения, он без взрослого просто не сможет выжить. Дети в этом возрасте как доказали Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Г.М. Лямина, М.И. Лисина и др. нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

Пятая особенность – характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной деятельности. Высокая пластичность помогает детям обучаться всему от взрослого. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Шестая особенность – большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность, зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Характерной чертой является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы, он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих.

Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит заплакать одному – могут заплакать все, если мать или воспитатель укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то и ребенок не может долго уснуть.

Седьмая особенность – ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью – т.е. с потребностью получать различные раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Ограничение движений ребенка (гиподинамия) бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

Восьмая особенность – очень рано, уже с первых месяцев формируются потребность в общении со взрослыми, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.




Девятая особенность – для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (приход постороннего во время интересного занятия).

Десятая особенность – неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Дети раннего возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностях. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Детям в этом возрасте нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности.

Двенадцатая особенность периода раннего детства – это то, что реакция детей имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Задавая детям вопрос, или предлагая произвести какое либо действие нужно помнить, что ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Знание данных особенностей периода раннего детства необходимо как педагогам, так и родителям.

С какого возраста нужно начать воспитание и почему?

Воспитание нужно начинать с появления первых условных рефлексов.

Знание особенностей развития детей раннего возраста помогает педагогам и родителям правильно осуществлять воспитание детей.

Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания на основе особенностей развития детей раннего возраста.

Изучая историю создания учреждений для детей раннего возраста, мы говорили о работах Н.М. Щелованова, который установил основные закономерности, этапы и особенности развития высшей нервной деятельности в период раннего детства. Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания, разработать систему общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, а также хорошее знание хода развития детей поможет педагогам, родителям найти оптимальные подходы к ним.

Одной из особенностей периода раннего детства является быстрый темп физического развития.

Давно установлено, что основной особенностью периода раннего детства является наиболее быстрый темп физического развития – т.е. увеличение веса, роста ребенка, формирование функций всей его органов и тканей. Наряду с быстрым нарастанием веса и роста детей в первые 3 года жизни происходит и быстрое развитие массы мозга, изменяется его морфологическое строение.

Вторая особенность периода раннего детства – это тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Недостаточное внимание нервно-психическому развитию детей в частности, отрицательно влияет на физическое развитие, что может быть одной из причин гипотрофии.

Третья особенность – это относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма ребенка. На состояние здоровья детей влияют изменения температуры воздуха, нарушение в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Любые изменения в методике проведения тех или иных моментов изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые годы жизни.

Четвертая особенность периода раннего детства – это большая зависимость развития детей от воздействий взрослых. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения, он без взрослого просто не сможет выжить. Дети в этом возрасте как доказали Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Г.М. Лямина, М.И. Лисина и др. нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

Пятая особенность – характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной деятельности. Высокая пластичность помогает детям обучаться всему от взрослого. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Шестая особенность – большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность, зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Характерной чертой является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы, он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих.

Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит заплакать одному – могут заплакать все, если мать или воспитатель укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то и ребенок не может долго уснуть.

Седьмая особенность – ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью – т.е. с потребностью получать различные раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Ограничение движений ребенка (гиподинамия) бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

Восьмая особенность – очень рано, уже с первых месяцев формируются потребность в общении со взрослыми, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.

Девятая особенность – для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (приход постороннего во время интересного занятия).

Десятая особенность – неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Дети раннего возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностях. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Детям в этом возрасте нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности.

Двенадцатая особенность периода раннего детства – это то, что реакция детей имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Задавая детям вопрос, или предлагая произвести какое либо действие нужно помнить, что ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Знание данных особенностей периода раннего детства необходимо как педагогам, так и родителям.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

• соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

• правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

• проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

• создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом. В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л. С. Выготским и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе :

• развитие предметной деятельности;

• развитие общения с взрослыми;

• развитие речи;

• развитие игры;

• приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

• развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов, легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н. М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами "по-человечески" : правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию : показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр).

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребё нка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или "единство слова и дела") очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей - специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи - важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи - регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т. е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей психолого-педагогическом сопровождении.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка - сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть - взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и "заражает" их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка - его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково - Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы психолога.

Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет, растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сенситивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому весьма целесообразным является объединение в одной группе детей с различными трудностями. Такое объединение разных детей в раннем возрасте является весьма эффективным. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям даст незаменимый опыт общения с другими, отличающимися людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьёзные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Все перечисленные задачи являются общими для педагога и психолога и решаются в их тесном сотрудничестве.

Таким образом, развитие детей раннего возраста - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.

Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возраста

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Читайте также: