Баженов и казаков архитекторы кратко с фото

Обновлено: 05.07.2024

"социально близкий" Казаков работал в баженовской манере (!)
и этим определил облик Москвы,

поймите же наконец,
зарубежные мотивы в творчестве Казакова - это рука Баженова,
эскизы, кальки, советы, рассказы, книги, макеты - все,

Екатерине II не понравился его проект БКД и Царицыно,
но почему теперь мы должны продолжать ругать Баженова,
и тем более вытаскивать Казакова, я не понимаю,

вот сравните две биографии:
В.И.Баженов.

. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве,
срисовывая всякого рода здания в Москве.
Эта страсть к рисованию обратила внимание Д.В.Ухтомского, (хорошего барочного мастера)
принявшего его в свою школу.

Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств.
Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени,
что преподаватель архитектуры С.И.Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.
В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж,
став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.
В Париже учился у Шарля де Вайи.
Париж, середина 18 века, работают Леду и Булле, Пейр и Неффорж. Тогда Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий.
В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи,
а в Риме — модель Cобора св. Петра. Провел за границей 5 лет. (по 1765 г.)
Присвоено звание академика в 1767 году

(это в 30 лет)
это из википедии,
Одна из первых работ - поразительный баженовский план так называемого Смольного института.
(а одно из самых ярких вещей это проект фонтана 1760-х гг)
Баженову поручают построить Большой Кремлевский Дворец.
(заложен в 1773, возведение остановлено в 1775)
В конце жизни Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790—1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств.
Вице-президент Академии художеств, Баженов начинает готовить увражи "Российской архитектуры",
собрание выдающихся памятников государства. Эта незавершенная работа мастера стала основой для
десяти альбомов Казакова.

Говорят, после смерти зодчева эскизами Баженова
в деревне оклеивали стены, вместо обоев.
А вы видели проект собственного дома Баженова? какая узорчатость,
а его варианты павильонов в Царицыно? сколько фантазии и мощи,
а макет БКД, это же роскошь,
Баженов создал и проект портика Казанского собора в Петербуре,
а Пашков дом?
нет, видимо придется делать сайт про Баженова.

М.Ф.Казаков.
С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского.
С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения,
в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца,
В 1775 г Баженову было поручено оформление праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в этой работе принимал участие и Казаков.
В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора. (это в 37 лет-то)

История архитектурного ансамбля Царицыно тесно связана с именем Василия Баженова и его непростой судьбой.

В 1775 году Екатерина II решила построить царскую резиденцию в подмосковном селе Черная Грязь, переименованном по этому поводу в Царицыно. Императрица назначила Баженова главным архитектором, поскольку ей понравились его павильоны, построенные накануне на Ходынском поле к празднованию заключения мира с Турцией.

Екатерина хотела, чтобы постройки на высоком берегу пруда были в мавританском или готическом стиле, а парк чтобы был пейзажным. Баженов разработал проект, согласно которому весь дворцовый ансамбль должен был включать около дюжины зданий. Строения архитектор задумал возвести из красного кирпича с белокаменной отделкой. Через овраг планировалось перекинуть живописные мосты.

Строительство началось в 1776 году, и к 1785 году, несмотря на задержки финансирования, все здания были построены и частично отделаны. Екатерина приехала, посмотрела, возмутилась, что ее дворец не лучше и не больше дворца наследника, и приказала разобрать часть построек и заменить их новыми. Баженова она от работ отстранила и назначила другого архитектора – Матвея Казакова, который был учеником и помощником Баженова.

Некоторые историки считают, что Баженов впал в немилость из-за его масонства и тайной дружбы с Павлом. Даже находят масонские символы в царицынских постройках. А есть ли они? Говорят, что есть, но неявно выраженные. Если вдруг кто-то из читателей хорошо разбирается в этом вопросе, напишите, пожалуйста, в комментариях, какие именно масонские символы есть в баженовских зданиях в Царицыне.

История повторилась. Почти так же 10 лет назад императрица отстранила Баженова от строительства Большого Кремлевского дворца, а кремлевскую стену вдоль Москвы-реки восстанавливал Казаков.

Впрочем, и Казакову не удалось довести дело до конца. Работы продолжались очередные 10 лет, опять не хватало денег, мешала очередная война с Турцией, а в 1796 году внезапно умерла императрица. Павел же не счел нужным продолжать строительство.

Завершили исторический недострой лишь в XXI веке. Руководителем проекта реставрации 2006-2007 годов был Лужков, который хоть и не был вольным каменщиком (хотя, как знать), но звание Заслуженного строителя Российской Федерации имел.

Со времен возведения царицынского ансамбля Василием Баженовым немногое сохранилось должным образом. Тем не менее, восстановленные постройки отражают задумки великого архитектора. Это Фигурный мост и Большой мост через овраг, Фигурные (Виноградные) ворота, Хлебный дом и галерея, соединяющая Хлебный дом с дворцом, Оперный дом, Малый дворец, Первый, Второй и Третий кавалерские корпуса.

Царицыно является одной из самых необычных и красивейших усадеб Москвы. История Царицыно причудлива и полна неожиданных событий, взлетов и падений. Тайна Царицыно так и не разгадана, она связана с именем российской императрицы Екатериной II.

Парк Царицыно

История Царицыно

Царицыно

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.

Большой мост через овраг

Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Царицыно

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Третья причина

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Матвей Казаков

Большой дворец Царицыно

Большой дворец, современная версия

Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.

Большой дворец

Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

После смерти Екатерины

В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.

В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.

После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.

Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.

Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.

Руины Большого дворца

Большой дворец, руины

Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.

В конце октября 1812 года весть о страшном пожаре, вспыхнувшем в Москве после вступления туда наполеоновской армии, дошла до Рязани.

Архитектор Казаков

Истинно русский зодчий

Он родился в 1738 году в семье выходца из крепостных, дослужившегося до существенного канцелярского чина. Благодаря заслугам отца будущего архитектора Матвея Казакова в 1751 году приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774), построившего много зданий в эпоху царицы Елизаветы. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий. Это стало его отличительным качеством.

Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.

Первые опыты

Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.

Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.

Казаков и Баженов

Архитектора Матвея Казакова

В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.

Екатерина Великая испытывала к Москве сложные чувства. Слишком велика была разница между Санкт-Петербургом – великолепной европейской столицей – и Первопрестольной, где был неистребим византийский, азиатский дух, олицетворением которого ей казался Кремль. Именно отсюда она хотела начать европеизацию Москвы, поручив проект реконструкции центра города Баженову.

В течение пяти лет был выполнен проект, сделана колоссальная модель Большого Кремлевского дворца. Даже состоялась торжественная закладка нового здания и разобрана часть стены, но дальше дело не пошло. Екатерина охладела к проекту, делавшему Москву угрозой величию Северной столицы и требовавшему колоссальных расходов. Впоследствии назначенный руководить реконструкцией Кремля, М.Ф. Казаков (архитектор, обладавший большим практическим опытом, чем Баженов) восстановил разрушенную часть стены и построил на подготовленной для начала строительства площади новое правительственное здание – Сенат. Но вначале он еще продолжал совместную работу с Баженовым.

Матвей Казаков - архитектор

Здание Сената в Кремле

Когда в Москве возникла необходимость в крупном государственном здании, естественно, что к его проектированию был привлечен М. Ф.Казаков – архитектор, находившейся в зените славы и в расцвете таланта. И построенное им треугольное в плане здание Сената стало новой вершиной его творчества.

М.Казаков, архитектор

Замысел Казакова не обладал масштабом Большого Дворца Баженова, но не уступал ему качеством проработки, совершенством общего решения и деталей. Купол над залом, где предполагалось проведение заседаний правительства, поражает размерами и техническим исполнением. Придавая всему Сенату торжественность и величавость, видимый с Красной площади, он помогает гармонически вписать классическое государственное здание в ансамбль главной площади и всего центра города.

Эпопея в Царицыно

М.Ф.Казаков, архитектор

С конца семидесятых годов восемнадцатого века архитектор Казаков Матвей Федорович фактически становится тем, что в наше время называется Главным архитектором Москвы. Среди его построек множество культовых сооружений, присутственных зданий и частных усадеб. Многие его работы погибли в огне наполеоновского нашествия, некоторые были перестроены, но некоторыми выдающимися образцами его творчества можно полюбоваться и теперь.

Архитектор Казаков, работы

Удивительный шедевр – церковь Космы и Дамиана на Маросейке – отличает мастерское сочетание криволинейных объемов и почти современный подход к минимализму в декоре. Помимо большого числа дворцов, церквей, частных особняков, учебных корпусов он построил 3 больницы, каждая из которых стала украшением Москвы.

Архитектор Казаков Матвей Федорович

Особый объект для Москвы Казакова – здание Благородного собрания – Дом Союзов. Фасады за долгое время несколько раз перестраивались, но интерьеры (анфилады и главное – Колонный Зал) доносят замысел зодчего в почти первозданном виде. Огромный объем, где могут размещаться до 5 тысяч человек, впечатляющ, по-классически гармоничен.

Творец Москвы XVIII века

Кроме построек известно другое наследие зодчего – блистательный ряд мастеров, учителем которых был архитектор Казаков. Работы И. В. Еготова, А. Н. Бакарева, О. И. Бове, И. Г. Таманского были востребованы для последующего восстановления Москвы, тогда же пригодился другой труд Казакова: 13 альбомов с планами, фасадами и разрезами наиболее значительных московских зданий.

Он умер, не вынеся мысли о гибели любимого города, но фантастический талант и огромный труд Матвея Федоровича Казакова не могли пропасть без следа, и возрожденная Москва до сих пор хранит память о своем великом строителе.

Читайте также: