Южная корея республика корея в 1961 2015 гг кратко

Обновлено: 18.05.2024

История Южной Кореи описывает развитие южной части Корейского полуострова начиная с 1945 года до сегодняшнего дня. История Южной Кореи начинается с советско-американского соглашения в конце лета 1945 года о разделении сфер влияния на полуострове. По этому договору часть Кореи южнее 38 параллели переходила под юрисдикцию США, северная же — под юрисдикцию Советского Союза.

Смотрите статью История Кореи об истории страны до разделения.

В истории страны чередовались периоды демократического и авторитарного управления. Гражданские правительства в стране пронумерованы от Первой Республики Ли Сын Мана до нынешней Шестой Республики. Первая Республика, демократическая в начале, становилась всё более автократической вплоть до своего окончания в 1960 году. Вторая Республика основывалась на демократических принципах, но была свергнута менее чем за год, после чего в стране появилось военное правительство. Третья, Четвёртая и Пятая Республики номинально считались демократическими, однако считается, что они были продолжением военного управления. С установлением Шестой Республики, управление страны вновь вернулось на демократические рельсы.

Содержание

Американское военное правительство

После поражения Японии во Второй мировой войне Корейский полуостров был поделён на американскую и советскую зоны влияния. Линия разделения прошла по 38 параллели. Американские войска под началом генерал-лейтенанта Джона Ходжа высадились в районе Инчхона 8 сентября 1945 года. Ходж затем возглавил военное правительство страны.

Страна в то время находилась в плачевном состоянии, из-за нескольких причин. Во-первых, ещё чувствовались последствия японской оккупации. Во-вторых, американское правительство не было подготовлено к управлению страной — многие из его действий в первое время имели дестабилизирующий эффект из-за незнания политической ситуации в Корее. В-третьих, в стране в то время было огромное количество беженцев с севера и людей, вернувшихся после войны в родные места.

В августе с согласия японских властей была образована Народная Республика Корея, объявленная вне закона сразу после высадки американских войск, после чего лидер Народной Республики, Ё Унхён ушёл со своего поста и сформировал Рабочую Народную Партию. Американская администрация также отказалась признать легитимность Временного правительства, которое возглавлял Ким Ку.

Первая Республика

Республика Корея была основана 15 августа 1948 года. Первым президентом стал Ли Сын Ман; а 9 сентября 1948 года образовалась Корейская Народно-Демократическая Республика во главе с Ким Ир Сеном. В том же году была принята первая конституция Южной Кореи.

Период Первой Республики был отмечен войной между Северной и Южной Кореями, проходившей с активным участием вооружённых сил ООН, Китая и СССР. Война нанесла огромный материальный и экономический ущерб обеим странам.

Первая Республика завершила своё существование в 1960 году после апрельской революции и последовавшими за ней выборами.

Вторая Республика

После студенческой революции власть на короткое время перешла ко временной админстрации во главе с Хо Чоном. 29 июля 1960 года состоялись выборы, на которых победила Демократическая Партия. Это событие ознаменовало переход ко Второй Республике. Президентом был выбран Юн Бо Сон.

Военное правительство

Военная элита, неудовлетворённая политикой, проводимой лидерами Второй Республики, решили взять власть в свои руки, и уже в 1961 году власть после военного переворота оказалась в руках генерал-майора Пак Чон Хи.

Военные заявили о намерении вернуть страну на демократические рельсы как можно быстрее, и в 1963 году состоялись выборы, в результате которых президентом стал генерал Пак.

Третья Республика


Пак одержал победы и в следующих выборах, набрав 51,4 % голосов.

Во время Третьей Республики был ратифицирован мирный договор с Японией, а отношения с США стали более близкими, в основном благодаря легализации размещения американских вооружённых сил на территории страны. Южная Корея оказывала поддержку США во время Вьетнамской войны; через боевые действия прошло в общей сложности около 300 000 южнокорейских солдат.

В экономической сфере наметился серьёзный прогресс, принятые экономические меры позволили существенно увеличить ВВП страны.

Четвёртая Республика

Четвёртая республика началась с принятия в 1972 году конституции Юсин, укреплявшей роль президента в управлении государством.

Этот период в истории страны характеризовался регрессом демократических ценностей в политике на фоне быстро растущей экономики.

Пятая Республика

После убийства генерала Пака в 1979 году, страну захлестнула война демократических демонстраций, кульминацией которых стала печально известная бойня в Кванджу. Восемь лет борьбы за демократию не прошли даром: в 1987 году в Южной Корее прошли демократические выборы.

Шестая Республика

Шестая Республика ознаменовалась переходом страны на демократические принципы управления. В 1992 году в стране был избран первый гражданский президент.

Экономика страны в этот период продолжала бурно развиваться, страдая, однако от глобальных экономических кризисов.

Ссылки

См. также

В 1945 году Корею освободили от колониального господства Японии. Ежегодно празднуется День освобождения — 15 августа. Часть территории страны заняли советские войска, остальную — американские. Но мечта о едином независимом государстве не осуществилась.

В 1945-м приехал Ли Сын Ман, которого уважали как борца за свободу. Его встречали торжественно. Треть жизни этот человек прожил в США, поэтому американцы поддерживали его как кандидата на должность правителя. Примерно в это же время из Советского Союза прибыл Ким Ир Сен, который стал руководить местной Коммунистической партией.

Свою работу начала советско-американская комиссия, но из-за многих противоречий совместная деятельность не принесла результатов. Спустя два года США обратились к Ассамблее ООН с просьбой помочь организовать выборы и сформировать правительство. Этот вариант не понравился СССР по двум причинам — из-за неясных сроков и участия ООН. Стороны обвиняла друг друга в попытках разделить территорию.

Возникновение двух государств (40-50 гг.)

История Кореи в 50-х связана с военным конфликтом между Севером и Югом. Сначала армия Севера стремительно наступала и завоевала Сеул. Юг поддержали международные вооружённые силы, и военные действия стали разворачиваться уже на территории КНДР. В 1953 г. гражданская война завершилась перемирием, но обе стороны понесли существенные потери. Было разрушено 50% домов и 80% промышленных предприятий. Но главное, что произошедшее еще сильнее настроило стороны против друг друга.

С этого периода РК и КНДР стали развиваться как два независимых и враждебных государства, которые связывают общие события в прошлом и одна нация. Южная Корея практически превратилась в островную страну, отделенную с трех сторон морями и с четвертой — наглухо закрытой границей со своей Северной соседкой. Чтобы поддержать порядок и восстановить экономику, Ли Сын Ман усилил единоличную власть. Это не понравилось местным жителям, и перемены были восприняты как диктатура.

Жизнь страны в 60-е годы

После военного переворота руководить страной стал Пак Чон Хи (до 1979 года). Правила в стране ужесточились. Например, был составлен список из 4 тысяч деятелей, которым запретили заниматься политикой. Демонстрации и митинги тоже попали под запрет, а многие СМИ закрыли. Были предприняты попытки восстановить отношения с Японией, что вызвало негатив со стороны населения. Люди выходили на демонстрации с требованием прекратить переговоры. Народ пугало возможное восстановление империализма. Из-за протестов было даже введено чрезвычайное положение.

История 70-х годов

В начале пути к демократизации (80-е)

Чон Ду Хван продолжал диктаторскую политику своего предшественника. Но народ стоял на своем, и он был вынужден пойти на уступки. В конце 80-х на всенародном референдуме приняли поправки к Конституции, которые ограничивали возможности главы страны. Например, теперь он не мог распускать парламент или вводить чрезвычайное положение. В 1987 г. победу на выборах получил представитель военных кругов Ро Де У.

Новая власть тесно сотрудничала с оппозицией и выпустила многих бывших политических заключенных. Во время его правления были проведены Олимпийские Игры, первые в истории Южной Кореи — они открыли страну миру. Были установлены дипломатические отношения с СССР, Китаем и государствами Восточной Европы. В 1991 году страна вступила в ООН.

Реформы в 90-е годы

Лидерство одной партии уже было невозможно. Некоторое время даже действовала четырёхпартийная система. В 1992 г. был выбран новый президент — Ким Ёнсан. Народ считал его борцом за демократию. На инаугурации он обратился к главе КНДР Ким Ир Сену с надеждой, что две части Корейского полуострова будут сближаться и сотрудничать. Ким Енсан стал первым президентом, избранным демократическим путём и не связанным с военными или диктатурой.

После принятия обязанностей Ким Ен Сан начал проводить реформы. Появились законы, которые закрывали доступ на политическую арену силовым структурам. Деятельность власти стала более прозрачной для людей, и даже возле дворца теперь могли свободно разгуливать граждане. Ещё одно направление реформ — борьба с коррупцией. Бывшие правители Чон Ду Хван и Ро Де У были арестованы за многомиллионные взятки — их приговорили к длительному заключению.

Самой главной задачей для администрации было преодоление экономического кризиса. МВФ и другие организации заняли 50 млрд долларов, но долг был погашен за короткий срок. Был брошен призыв народу с просьбой экономить, и корейцы откликнулись. Также власть попросила продать по низким ценам золото и серебро. Инициатива была поддержана.

Современные события

Новейшая история Кореи в начале XXI столетия связана с социально-экономическим развитием. Рост благосостояния населения позволил меньше времени проводить на работе, и люди стали выступать за введение 5-часовой рабочей недели. В 2003 г. место президента занял Но Му Хён. Новый руководитель пообещал, что правительство будет более открытым. Но на посту продержался всего год. Был поставлен вопрос об импичменте в связи с финансированием предвыборной компании Но Му Хёна. Конституционный суд объявил, что в действиях не найдено ничего противозаконного, и Но Му Хён вернулся к своим обязанностям.

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ (ЮЖНАЯ КОРЕЯ), страна в Восточной Азии. Была провозглашена 15 августа 1948.

Столица – Сеул. Население – 46,9 млн. человек (1999). Плотность населения – 476 человек на 1 кв. км. Городское население – 76%, сельское – 24%. Площадь – 98,5 тыс. кв. км. Самая высокая точка – гора Халласан (1950 м). Официальный язык – корейский. Основные религии: буддизм, конфуцианство, вонпульгё (или вонбуддизм), чхондогё, христианство. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 2 муниципалитета. Денежная единица: вона РК = 100 хван. Национальный праздник: День независимости – 15 августа. Государственный гимн: Песня о Родине.

В 2011 численность населения страны оценивалось в 48 млн. 754 тыс. 657 человек. Темпы роста населения–
0,23% (2011). Рождаемость– 8,55 / 1,000 (2011). Коэффициент младенческой смертности – 4,16 смертей на 1000 новорожденных. Ожидаемая продолжительность жизни – 79,05; мужчины – 75,84 лет; женщины– 82,49 лет (2011). Городское население: 83% от общего числа населения (2010).

Численность населения в наиболее крупных городах страны: Сеул – 9 778 000 человек; Бусан (Пусан) – 3 439 000 человек; Инчхон (Чемульпо) 2 572 000 человек; Тэгу (Тэгу) 2 458 000 человек; Тэджоне (Тэджон) 1 497 000 человек (2009).

Экономика

С 1960-х Южная Корея добилась невероятных успехов в построении высокотехнологичной индустриальной экономики. Сорок лет назад ВВП на душу населения был сопоставим с уровнями в беднейших странах Африки и Азии. В настоящее время страна обладает одной из 20 крупнейших экономик мира.

ВВП, сократившийся на 6,9% в 1998 из-за Азиатского финансового кризиса а1997–1998, в 1999-2000 восстановился до 9%. Корея провела многочисленные экономические реформы после кризиса, в том числе стала более открытой для иностранных инвестиций и импорта.

В условиях глобального экономического спада в конце 2008, рост ВВП замедлился до 0,2% в 2009. В третьем квартале 2009 экономика начала восстанавливаться, во многом благодаря росту экспорта, низким процентным ставкам и экспансионистской налогово-бюджетной политики, а в 2010 рост ВВП превысил 6%.
Среди долгосрочных проблем южнокорейской экономики – быстрое старение населения, негибкий рынок труда, и чрезмерная зависимость от экспорта продукции обрабатывающей промышленности.

ВВП на душу населения составил 30 000 долл. (2010). В 2008 и 2009 этот показатель, соответственно, составил 28 400 и 28 300 долл.

ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство – 2,6%; промышленность – 39,3%; сектор услуг – 58,2% (2010).

Раздел Кореи.

Совместная советско-американская комиссия, собравшаяся в Сеуле в марте 1946 для обсуждения деталей образования временного правительства для всей Кореи, не смогла достигнуть соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Второй раунд заседаний этой комиссии в 1947 тоже не принес результатов. В сентябре 1947 США поставили вопрос о независимости Кореи перед Генеральной ассамблеей ООН, которая приняла резолюцию о проведении в стране выборов под наблюдением ООН. Однако советская сторона отказалась допустить на территорию Северной Кореи представителей ООН, так что выборы 10 мая 1948 состоялись только на Юге. Американская военная администрация прекратила выполнять свои функции 15 августа 1948, когда была провозглашена Республика Корея (РК), первым президентом которой стал Ли Сынман.

Управление Северной Кореей было передано корейским коммунистам, и в начале 1946 было образовано Временное правительство. После выборов в высший законодательный орган 9 сентября 1948 было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) во главе с премьер-министром Ким Ир Сеном. Установление нового режима и вывод советских войск привели к быстрому формированию северокорейских военных подразделений. На Юге становление вооруженных сил протекало медленнее. Трудности были вызваны военным мятежом в октябре 1948, поднятым на волне народного недовольства и поддержанным прокоммунистической оппозицией. Эвакуация американской армии завершилась в июне 1949. В следующем году Север и Юг Кореи занялись укреплением своего военного потенциала.

В мае 1950 прошли выборы в южнокорейский парламент. Хотя ультралевые партии были поставлены вне закона, многие радикалы выступили самостоятельно в качестве независимых кандидатов и завоевали 60% депутатских мест. Правительство Ли Сынмана ответило репрессиями, вынудив многих новоизбранных членов парламента бежать в Северную Корею.

Война в Корее.

Война принесла корейскому народу неисчислимые бедствия. Кроме огромных потерь среди гражданского населения, численность убитых и раненых в войсках ООН, по данным командования, составила почти 350 тыс., а в северокорейской армии превысила 1,5 млн. человек.

Республика Корея после 1953.

Первой задачей истощенной войной Южной Кореи было возрождение экономики. Помощь ООН и США позволили в течение нескольких лет поднять хозяйство и создать ряд новых отраслей промышленности.

Выборы в марте 1960 спровоцировали волнения в Масане, охватившие всю страну. 26 апреля, после того как американские официальные лица осудили жестокость властей Южной Кореи, Ли Сынман ушел в отставку. На новых выборах победу одержала Демократическая партия под руководством Чан Мена (Джона М.Чана). В мае 1961 правительство Чан Мена было свергнуто военной хунтой, во главе которой встал генерал Пак Чонхи.

При Пак Чонхи были разработаны сводная программа на 1962–1966 и пятилетние планы 1967–1971, 1972–1976 и 1977–1981. В итоге удалось добиться устойчивого экономического роста и преодолеть зависимость от иностранной помощи. Реальный национальный доход на душу населения за период с 1961 по 1978 повысился на 240%. Развитие страны ускорило массовую миграцию жителей деревни в города, особенно в Сеул и Пусан.

В 1961 правительство Пак Чонхи заявило о том, что гражданское правление будет восстановлено после всеобщих выборов 1963. Пересмотренный текст конституции был вынесен на всенародный референдум и получил одобрение в декабре 1962. С 1 января 1963 в стране была вновь разрешена деятельность политических партий. На выборах 16 октября 1963 победил Пак Чонхи, который был переизбран также в 1967.

В 1979 инфляция, экономические проблемы в ряде отраслей хозяйства и недовольство населения вызвали новые волнения. В октябре правительство подавило выступления в Пусане и Масане. Через неделю Пак Чонхи был убит главой Центрального агентства безопасности Кореи. В 1980, после общенациональной демонстрации студентов, требовавших демократизации политической жизни, генерал Чон Духван распространил режим чрезвычайного положения на всю территорию Южной Кореи. Сопротивление действиям генерала вылилось в мятеж студентов в Кванджу. Войска штурмом овладели городом, сотни жителей были убиты и тысячи арестованы в ходе дальнейших репрессий. В августе 1980 Чон Духван был избран президентом Кореи. В октябре была обнародована новая конституция, в январе 1981 было отменено чрезвычайное положение. В феврале Чон Духван был переизбран, а возглавлявшаяся им Демократическая партия справедливости в марте 1981 завоевала большинство мест в парламенте.

В начале 1987, в связи со смертью одного из студентов, который подвергался полицейским пыткам, поднялась волна демонстраций, а затем и забастовок. Не желая идти на риск отмены в Сеуле Олимпийских игр 1988, правительство сочетало насильственные акции с обещаниями преобразований. Некогда репрессированный лидер оппозиционных сил Ким Дэджун был восстановлен в политических правах. Был разработан проект новой конституции, предусматривавший прямые президентские выборы. На выборах 1987 оппозиция выдвинула трех кандидатов. Победил кандидат Демократической партии справедливости (ДПС) Ро Дэ У (Но Тхэу), набравший 37% голосов электората. Новая конституция вступила в действие в феврале 1988.

Президентские выборы 1987 знаменовали начало подлинно многопартийной демократии в Южной Корее. Наиболее влиятельными партиями были ДПС, Демократическая партия за воссоединение (ДПВ), Партия мира и демократии (ПМД). В Национальном собрании, избранном в апреле 1988, большинство мест получили ДПС (124 из 299), ПМД (71) и ДПВ (59).

Новое правительство обещало расширить автономию университетов, разрешить создание студенческих организаций, либерализовать законы о печати и облегчить поездки граждан за границу. Летом 1988 тысячи студентов приняли участие в манифестациях, требуя объединения Кореи и вывода американских войск. В октябре 1988 в Сеуле состоялись 24-е Олимпийские игры. В ноябре власти дали согласие на образование новых профсоюзов, которые получили право на заключение коллективных договоров, и объявили об отмене обязательной военной подготовки для студентов университетов.

В 1989 крестьяне провели массовые демонстрации в Сеуле, студенты возобновили антиправительственные выступления, на предприятиях и железных дорогах начались забастовки. В 1990 в Национальном собрании более 2/3 депутатских мандатов получила Демократическая либеральная партия (ДЛП).
На выборах в Национальное собрание в марте 1992 большинство депутатских мест получили ДЛП, Демократическая партия (ДП) и Объединенная народная партия (ОНП). На президентских выборах в декабре 1992 были выдвинуты кандидатуры ДЛП Ким Ёнсама (от ДЛП), Ким Дэджуна (от ДП) и Чон Джуёна (от ОНП). Победу одержал Ким Ёнсам, набравший 42% голосов. Он стал первым гражданским президентом Южной Кореи после 32 лет военного правления.

Во внешнеполитической сфере особенно важное значение имел начавшийся в 1985 диалог с Северной Кореей. Полномасштабные дипломатические отношения были установлены с СССР в 1990 и Народной Республикой Китай в 1995.

При президенте Ким Ёнсаме генералов Чон Духвана и Ро Дэ У судили за коррупцию, мятеж и государственную измену. Чон Духвана приговорили к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным заключением, а Ро Дэ У к пожизненному заключению, затем сокращенному до 20 лет. Однако оба были освобождены из тюрьмы по амнистии, проведение которой потребовал после своего избрания в феврале 1998 на пост президента Ким Дэджун.

Непосредственно перед прекращением срока полномочий Ким Ёнсама в стране разразился финансовый и экономический кризис (декабрь 1997). Череду банкротств, продажи имущества за долги и безработицу многие связывают с сильной зависимостью страны от займов Международного валютного фонда, которые в значительной мере расходовались на санацию попадавших в трудную финансовую ситуацию компаний и банков. Ким Дэджун призвал к осуществлению масштабных реформ. В некоторых районах, особенно на северо-востоке, состоялись демонстрации, направленные против преобразований.

Республика Корея в 21 в.

В соответствии с решениями саммита 15 августа 2000 состоялись встречи родственников в Пхеньяне и Сеуле, а позже было объявлено о восстановления железной дороги между Северной и Южной Кореей. Первый ее участок длиной 12 км в Северной Корее и 12 км в Южной планируется сдать в эксплуатацию в сентябре 2001. В дальнейшем эта дорога должна будет связать Корею с Китаем и далее с Россией и Европой.

В июле 2000 КНДР посетил президент РФ В.В.Путин, а Государственная дума в Москве ратифицировала Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР. В октябре начались переговоры по торгово-экономическому сотрудничеству России и КНДР.

В 2007 году КНДР и Республика Корея договорились превратить спорные воды Желтого моря в совместную зону мира и сотрудничества.

В феврале 2008 президентом был избран Ли Мен Бак от бывшей Демократической либеральной партии, которая в 1997 была переименована в партию Ханнара.

23 ноября 2010 произошло столкновение с Северной Кореей. КНДР обстреляла южнокорейский остров Йонпхендо. В результате обстрела погибло 4 человека. Этому предшествовал обстрел в направлении КНДР. Республика Корея заявила, что это проходили военные учения. 22 ноября 2010 Сеул сделал заявление о возможности размещения тактического ядерного оружия США на своей территории.

В ноябре 2010 в Сеуле был проведен саммит большой двадцатки G20.

19 декабря 2012 состоялись президентские выборы. Впервые президентом была избрана женщина Пак Кын Хе, лидер партии Сэнури (в 2012 Пак Кын Хе переименовала партию Ханнара в Сэнури). Обновленная партия остается консервативной партией правого толка, но тяготеет к центризму. Так, в ходе предвыборной кампании Хе обещала взять курс на более социально ориентированное государство.

Вслед за учениями в феврале КНДР провела ядерные испытания. 7 марта собрался Совет Безопасности ООН, на котором было единогласно принято решение о введении санкций против Северной Кореи. В ответ Северная Корея сделал заявление об односторонней отмене соглашений с Южной Кореей о ненападении.

Мартынов В.В. Экономико-географическая характеристика КНДР и Южной Кореи. М., 1970
Современная Корея. Справочное издание. М., 1971
История Кореи, тт. 1–2. М., 1974
Толорая Г.Д. Республика Корея. М., 1991
Корея. Справочник. Сеул, 1993
Аносова Л.А., Матвеева Г.С. Южная Корея. Взгляд из России. М., 1994
Республика Корея: опыт модернизации. М., 1996
Горелый И.О. Корея: концепция объединения. М., 1997
Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М., 2000

Деятельность Чон Ду Хвана и Ро Де У. Подавление студенческих волнений в г. Кванчжун. Роль Олимпийских игр 1988 г. в развитии Южной Кореи. Период Пятой республики. Политические перемены в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Борьба с коррупцией и политическими преступлениями. Суд над Чон Ду Хваном и Ро Де У. Азиатский кризис 1998 г. и его влияние на южнокорейскую экономику. Победа на президентских выборах 1998 г. Ким Дэ Чжуна. Встреча лидеров Южной и Северной Кореи в 2000 г.

1960-е гг. – период диктатуры Ли Сын Мана. Сразу после Корейской войны на территории Кореи были размещены 2 дивизии США (60 тыс. чел.). в стране возник протест, поводом к которому стали выборы, на которых победил Ли Сын Ман. Его якобы поддержали 88,5 % избирателей, хотя в стране на самом деле его ненавидели. Началась Апрельская революция, Ли Сын Ман бежал из страны, США предоставили ему политическое убежище на Гавайях.

Апрель-сент. 1960 г. – реформы в Корее, разрабатывается новая конституция, активизируется ряд движений. Была принята новая конституция и начинается период 2й республики. Южная Корея – парламентская демократия. Парламент выбирал президента, подотчетного парламенту. Этот период длился год. В экономике ничего не изменилось – росли инфляция и безработица. В парламенте было представлено 18 партий. Появились дискуссии: насколько западная демократия применима к странам Востока.

Правящая коалиция (5 партий) допустила ошибку – пыталась урегулировать отношения с Северной Кореей (обмен военнопленными). Это насторожило США и армию Южной Кореи. Также в целях экономии бюджета руководство заявило о сокращении армии и ее финансирования. В армии созрел заговор, который поддержали США и президент Ю Бон Сон, т.к. его не устраивала эта политическая схема.

Май 1961 г. – начало мятежа военный, войска вошли в города, парламент был распущен, введен чрезвычайное положение, цензура, запрещалась деятельность партий. Заявлялось, что это чрезвычайные меры. За всем этим стоял генерал армии Пак Чжон Хи, который представлял новое поколение военных, не связанных с японской войной. Он сформировал Временное правительство. Чрезвычайное положение сохранялось около года, за это время произошла масса арестов неугодных политиков.

В 1962 г. состоялись выборы, Пак Чжон Хи стал президентом страны, в парламенте ведущей была его фракция. Наступил период 3й республики, принята новая конституция, составлен список запрещенных партий, где первой партией была коммунистическая. 1/3 парламента назначалась правительством, что также не позволяло говорить о демократии.

Необходимо было выводить страну из кризиса, чем занялся лично Пак Чжон Хи. Он был один из первых, кто пригляделся к восточной схеме: жесткий политический режим при мягкой либеральной экономике. + он взял за основу японскую экономику и 2 ее основные постулата: плановость и ориентация на экспорт

1963 г. первый 5тилетний план, который концентрировался на аграрном секторе, т.к. Южная Корея – страна аграрная. Пак Чжон Хи решил сделать из крестьян свой электорат. Чтобы укрепить с/х государство начало давать кредиты крестьянам под 1-2% в год (!). + нужно было благоустроить жизнь крестьян, чтобы не было урбанизации. => нужно сделать комфортабельными условия проживания в деревнях. Мелкие деревни соединялись сетью дорог, в каждой деревне была больница, школа и пр. первый 5тилетний план дал хорошие показатели + жесткая экономия.

С 1967 г. – второй 5тилетний план – ставка на промышленность, индустриализация Южной Кореи. Рычаги индустриализации:

*необходимо было привлекать иностранные инвестиции. Пак Чжон Хи объявил, что государство будет поддерживать только те фирмы, которые сами ищут себе инвесторов. Но был соблазн потратить деньги не по назначению. => вводится тотальный контроль банков и фирм, чтобы следить за тем, как расходуются инвестиции.

*необходимы были кадры, => открывается огромное количество ВУЗов, развивается образование, открывается курсы. Корейцы очень трудолюбивы и стремятся к обучению.




В кон. 1960-х гг. начинает развиваться новое общество.

1972 г. – Пак Чжон Хи снова идет на выборы (нарушая конституцию), но города возмутились, и в стране вновь было введено чрезвычайное положение.

1972 г. – 4я республика, новая конституция. По конституции президент мог выбираться на 6 лет и неограниченное числе раз. Правительство становилось марионеткой в руках президента, утрачивал всякий контроль. Президент – Пак Чжон Хи. До этого его режим был авторитарным, а после 1972 г. – диктатура.

Оппозиционные партии продолжали свою деятельность и перешли к террору. На Пак Чжон Хи было организовано несколько покушений, но ему везло. В 1974 г. в здании оперного театра в Сеуле ранили его супругу, а Пак Чжон Хи спрятался за колонну и не пострадал. Но круг вокруг него все сильнее сжимался.

В итоге все решили США, даже начались контакты м/у Северной и Южной Кореей (обмен военнопленными), но это США не понравилось и они оказали поддержку антиправительственному заговору. В 1979 г. Пак Чжон Хи был убит. Он ужинал с главой ЦРУ Южной Кореи и начал критиковать его, а тот застрелил Пак Чжон Хи, его потом оправдали.

Власть переместилась в руки группировки, возглавляемой Чон Ду Хваном (представитель вьетнамской группировки). В 1980 г. он был избран президентом, в стране ничего не поменялось, Южная Корея вернулась в сферу влияния США, продолжались либеральные реформы, развивалась экономика. На первый план вышли 4 гиганта: Daewoo, Daihatsu, LG, Samsung, которые на рынке стали теснить Японию.

Во внутренней политике Чон Ду Хван пытался бороться с оппозицией, используя жесткие методы. Например, в городе Кванчжун восстали студенты. Был приказ армии разогнать их. Была введена танковая бригада, многие погибли.

Олимпиада в 1988 г.проходила в Сеуле. По негласным условиям был смягчен политический режим. 1987 г. – новая конституция, согласно ей президент избирался теперь на 4 года и не более чем на 2 срока подряд, отменялась цензура в прессе, расширялись полномочия парламента, официально разрешалось создание профсоюзов и проведение забастовок.

Чон Ду Хван официально заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на выборы, т.к. у него есть преемник – генерал Ро Де У, который возглавлял комитет по подготовке к олимпиаде, которая прошла отлично. В итоге Ро Де У был в 1988 г. избран президентом Южной Кореи.

Период его правления отмечен волнами неповиновения т.к. население требовало полных свобод традиционным способом самосожжения. Было проведено около 15 акций.

В 1992 г. на президентских выборах правящая партия (военные) проиграла, Ро Де У уступил власть гражданским лицам (Ким Ё Сон, боролся с чиновничетсвом и бюрократией, с коррупцией).

Все 1990-е гг. продолжалась демократизация общества, арестованы Ро Де У и Чон Ду Хван, и приговорили сначала к смертной казни и пожизненному заключению соответственно, а затем к пожизненному заключению и 15 годам тюрьмы соответственно, т.к. посчитали, что именно они вывели страну их состояния стагнации.

В 2000 г. состоялась встреча Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна (с помощью Путина). Но полного сотрудничества не удалось и пока не удастся наладить, т.к. ни одна из Корей не стремится к объединению. Ким Чен Ир боялся потери власти, а Ким Дэ Чжун не хочет брать на себя бремя восстановления Северной Кореи. + м/у странами уже существует разрыв на ментальном уровне, их объединяет только язык и историческое прошлое. Это своеобразный феномен, который приводит к изменениям в политике.

Индия в 1962-1977 гг.

Создание Джаната парти. Лишение депутатского мандата И. Ганди. Введение чрезвычайного положения в 1975 г. Программа 20-ти пунктов И. Ганди. Поражение ИНК(И) в 1977 г.

Индия – федерация, состоит из штатов, число которых растет постоянно, т.к. первоначально они создавались без учета национальных границ.

Остра и религиозная проблема. В Индии проживают представители практически всех религий: индуизм, буддизм, ислам, христианство, зороастризм, иудаизм. Периодически возникают религиозные конфликты.

Существует до сих пор и проблема каст, которые являются стрежнем страны. Все правители страны, например, из касты брахманов. => представителем других каст пробиться туда невозможно.

ИНК (индийский национальный конгресс) во главе в Неру неизменно побеждал на всех парламентских выборах в 1952 по 1960-е гг. Это обеспечивалось харизматичной фигурой Неру.

Главой Индии является президент страны, Индия – парламентская республика, но только президент имеет право вводить режим чрезвычайного положения. Вся остальная власть принадлежит премьер-министру. + выборы проходят по мажоритарной системе.

1967 г. – победа ИНК на выборах с отрывам от Сватантры на 4%. => И. Ганди повернула все в русло Неру: были национализированы банки, => предприниматели были против. + аграрная реформа: в стране ввели земельный максимум – 15 га. => землевладельцы за выкуп отдавали земли => землевладельцы против.

В прессе появились статьи, что И. Ганди ведет страну у красному террору. + у нее появились соперники внутри ИНК. Например, Морарджи Десаи, представлявший правое крыло ИНК. Их непримиримость с Ганди достигла апогея в 1969 г., когда в ИНК произошел раскол. Образовались 2 партии: ИНК(И) (И- Индия) – сторонники И Ганди – авторитарный стиль руководства; ИНК(О) (О- организация) – сторонники М. Десаи.

1972 г. – пик популярности Ганди и ИНК.

Но постепенно Ганди начала совершать ошибки. В ИНК необходимо было привлекать молодых членов партии. В политике нет друзей, и никогда не будет, поэтому Ганди решила сделать опору на сыновей, и в этом была ее главная ошибка. Контроль над финансами стал осуществлять Раджив (старший сын), младший – Санджай – занимался кадровой политикой и привлекал молодых людей в партию. Санджаю была поручена также политика по борьбе с бедностью. В крупных индийских городах была создана зона расселения бедняков (за несколько сотен км. от города), но эффекта не было.

+ ИНК(И) предлагал политику: каждый грамотный Индией должен обучить неграмотного, посадить дерево и родить не более 2х детей. => принудительная стерилизация, => недовольство людей. Программу остановили из-за недовольства населения.

1973-74 гг. – сильная засуха, высохло все. Чтобы преодолеть голод, Индира Ганди предложила ввести в рацион говядину. Также разрабатывалась программа мер: был создан специальный продовольственный фонд, но его работу остановили из-за забастовки железнодорожников в 1994 г., затем начали бастовать дальнобойщики.

1975 г. – к власти пришли левые, введено чрезвычайное положение из-за экономического кризиса, проблем в электро- и энергоснабжении, проблем с дорогами (забастовки) => проблемы с доставкой продовольствия, + острое противостояние Ганди и оппозиции в лице Десаи, Сватантры и социалистов. Ганди обвинили в авторизации, ущемлении прав индийцев.

+избирательная комиссия города, откуда Ганди начала карьеру, лишила ее депутатского мандата, т.к. в 1972 г. она скобы фальсифицировали результаты выборов. Она не могла заседать в парламенте как депутат, но оставалась премьер-министром. Ганди восприняла это как наступление оппозиции и решила опередить ее.

25 июня 1975 г. она добилась от президента введения чрезвычайного положения. На следующий день прекращается подача электроэнергии в редакции оппозиционных газет. + принят закон, по которому человека могли сажать в тюрьму на 2 года без объяснения причин ареста. => вся оппозиция оказалась в тюрьме.

*экономический блок (установлен надолго)

-провозглашалось о национализации природных ресурсов, страхового дела, черной и цветной металлургии,

-земельный максимум снижен с 15 до 5 га,

-введен минимальный уровень зарплаты (90-95$ в месяц).

-отменен контроль общественности над работой парламента,

-утвержден закон о 2хлетнем содержании под стражей без объяснения причины.

В 1976 г. постепенно стали отменяться политический запреты, к 1977 г. из тюрем выпущены все лидеры оппозиции. На выборах оппозиционные партии объединились в единый фронт – Джаната парти (народная партия), лидером которой стал Десаи. Джаната парти выиграла выборы, а Ганди оказалась в роли лидера оппозиции.

Индия в 1977-2005 гг.

Деятельность коалиционного правительства М. Десая. Продовольственная политика. Раскол Джаната парти. Возвращение И. Ганди на пост главы правительства. Ужесточение политики ИНК(И). Проблема передачи власти по наследству. Сепаратистские тенденции в общественной и политической жизни Индии. Сикхская проблема. Штурм Золотого храма. Убийство И. Ганди.

В 1976 г. постепенно стали отменяться политический запреты, к 1977 г. из тюрем выпущены все лидеры оппозиции. На выборах оппозиционные партии объединились в единый фронт – Джаната парти (народная партия), лидером которой стал Десаи. Джаната парти выиграла выборы, а Ганди оказалась в роли лидера оппозиции.

Джаната парти отменила ряд законов (в том числе и закон об арестах без объяснения причины), дали самостоятельности региональным лидерам, развивали цветную металлургию.

Вскоре в оппозиции возникли разногласия. Ганди решено было поместить в тюрьму, но она пробыла там недолго, проходили бурные митинги в ее защиту и ее освободили.

В 1978 г. Десаи уходит в отставку. Джаната парти раскололась, из партии вышли сторонники сильной партийной иерархии, жесткого руководства.

1980 г. – досрочные выборы, главные Джаната парти и ИНК, победу одержал ИНК, Индира Ганди вернулась в политику.

Индира Ганди сделала ставку на второго сына – Раджива, он стал генеральным секретарем ИНК, ему было поручено организовать Девятые Азиатские игры, проведение которых намечалось на 1981 г., он справился с задачей.

Ганди стала возрождать политику отца – Д. Неру, государство захватывало контроль над экономикой, частной оставалась только уличная торговля. В Индии была прогрессирующая инфляция, число бедных увеличивалось, начался дефицит торгового баланса, рос государственный долг, а у Ганди не было новых идей.

Вскоре главной стала проблема сепаратизма сикхов. В Джаната парти была и сикхская партия, которую возглавлял Сант Бхиндранвале. Есть информация, что ИНК негласно поддерживала его, поставляя ему оружие, чтобы расколоть Джаната парти. Но ИНК прекратил сотрудничество, а сикхи самостоятельно развернули борьбу, требуя независимости Пенджаба и присоединения к нему нескольких городов. Сначала Раджив Ганди вел с ними переговоры, он хотел компромисса, но Бхиндранвале требовал автономии. Переговоры прекратились, власти решили действовать силой, но эти методы запоздали. У сикхов были военные базы, оружие. Весной 1984 г. были попытки поймать Бриндранвале, но он забаррикадировался в Зотлотом храме сикхов – их святыне. После штурма храма погибло много людей, т.к. Ганди отдала приказ использовать тяжелую артиллерию.

Эта операция была одной из главных ошибок Ганди. 31 октября 1984 г. он спешила на интервью с Питером Устиновым, британским журналистом, перед встречей она сняла бронежилет, т.к. считала, что он ее полнит, и ее охранники сикхи застрелили ее. Гибель Ганди потрясла всю Индию, начались антисикхские погромы.

1984-85 гг. – системная перестройка индийской экономики и государственной системы. Ганди сам пытался вникнуть в работу своих министерств, допоздна сидел на работе. Он понял, что Индии нужно модернизация, хороший рывок. Он решил сделать ставку на подготовку кадров и на образование. => реформа образования: необходимо повысить качество образования (повысить также и зарплату учителям) и его престиж. => попытка сломить кастовый подход к образованию (необходимо было устранить кастовые предрассудки). Но эту традицию не удалось сломать. Плоды этой реформы сказываются сейчас, когда 40% наград на мировых олимпиадах берут индийские школьники. + необходимо автоматизировать Индию и делать ставку на собственное производство. Эти яркие начинания были характерны для первых лет премьерства Раджива Ганди. Его министры начинали темнить и брать взятки, а Ганди их покрывал.

Вышли политики, окружающие министра обороны Мониохана Сингха и создали партию ИНК(С). Главный аргумент – обвинение Раджива Ганди в концентрации власти.

Но с1990-х гг. Индия лишилась такого торгового партнера как СССР (чай, текстиль и пр.).

Внешняя политика Индии.

Индия уже 60 лет придерживается одних и тех же принципов во внешней политике. Это несомненно заслуга Неру. Главный принцип – принцип неприсоединения.

*не входить ни в один политический блок,

*мирно разрешать все конфликты,

*ставка на дипломатию,

*равенство всех участников международного движения, все выступают единым фронтом.

Эти принципы были официальной внешнеполитической доктриной Индии.

Внешняя политика исходила из внутренней (индустриализация, развитие промышленности) => поиск экономических партнеров. Партнером Индии выступил СССР, + из великих держав Индии не на кого было рассчитывать, т.к. США поддерживали Пакистан.

1950 г. – Багдадский пакт, в который вошел Пакистан.

1950-е гг. – ряд договоров м/у Москвой и Дели. СССР начал поставки оружия в Индию, предоставлял кредиты.

*индо-китайские отношения, вопрос о Тибете. Тибет находится и в Индии, и в Китае (большая его часть). Тибет отстаивает свои права на автономию. Часть населения ищет поддержки у Индии. Далай-лама в 1961 г. бежал в Индию. Для Индии Тибет- символ культуры, истории буддизма. В 1962 г. Китай ввел свои войска на всю территорию Тибета, включая индийскую, но до объявления войны дело не дошло, это был латентный конфликт. Китай рассчитывал на то, что ООН не станет вмешиваться, но в ООН возник протест, и Китай вывел свои войска.

*китайско-пакистанская граница – 5,5 км. Китай изначально поддерживал Пакистан, помогая во время войн с Индией. Пакистана выступает для Китая и индии своеобразным балансом + через Пакистан может выйти к Персидскому заливу, к его портам. В любой момент Китай может превратить порт в военную базу.

Индии приходится решать эти проблемы. С 19060-х гг. Индия делает ставку на ядерное сдерживание. Индии нужно было приобрести свое ядерное оружие, чтобы гарантировать свою безопасность и быть балансом Китаю.

1967 г. договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Ни Индия, ни Китай в то время не подписали его.

Индия в 1970-х гг. рассчитывала на помощь СССР в испытании ядерного оружия, но ССР не поддержал ее. Тогда Индия нашла нового партнера – Канаду, с которой начала сотрудничать в сфере мирного атома (соглашение 1972 г.).

1974 г. – испытания ядерного оружия в Индии.

Пакистан тоже стал стремиться получить ядерное оружие, Китай помог ему в этом, в 1080 г. оно появилось в Пакистане.

В начале 1990-х гг. внешняя политика Индии изменилась. Россия переориентировалась на Запад, оставив в стороне Восток. Индия поняла, что на Россию рассчитывать не приходится, поэтому начала поиск новых партнеров. => Сейчас активно развиваются индо-японские отношения, отношения с США.

Индия, как и Китай, стремится стать ведущей страной в регионе. Причем отношения м/у ними улучшаются – заключен ряд договоров о приграничном сотрудничестве, Китай отвел войска от границы с Пакистаном.




Читайте также: