Луман никлас биография кратко

Обновлено: 15.05.2024

Никлас Луман ( 8 декабря 1927 г. в Люнебурге , Нижняя Саксония - † 6 ноября 1998 г. в Эрлингхаузене , Северный Рейн-Вестфалия ) был немецким социологом , получившим признание за формулировку общей теории социальных систем.

биография

Луманн вырос в семье без университетских традиций: его отец руководил семейным пивным бизнесом, а мать происходила из семьи, преданной гостеприимству в Швейцарии. Хотя семья Лумана выступала против национал-социализма , он был зачислен в нацистскую армию в 17 лет. [ 1 ] [ 2 ] Он был частью Люфтваффе и был остановлен союзниками ближе к концу Второй мировой войны . Обретя свободу, он начал учиться на юриста во Фрайбургском университете. между 1946 и 1953 годами. Поскольку в то время он не собирался получать университетское образование, с 1954 года он работал государственным служащим, выполняя задания, связанные с устранением ущерба, нанесенного нацистским режимом. [ 3 ] [ 4 ]

По приглашению Гельмута Щелского Луман начал свою университетскую карьеру. В 1965 году он поступил в Мюнстерский университет , где в 1967 году закончил изучать политическую социологию. В 1968 году он поселился в Билефельде , городе, где до 1993 года занимал должность профессора Билефельдского университета. время назначается почетным профессором. В 1997 году он получил европейскую премию Амальфи в области социологии и социальных наук за Die Gesellschaft der Gesellschaft .

Луманн писал много, было опубликовано более трех десятков книг по самым разным темам, включая право, экономику, политику, искусство, религию, экологию, СМИ и любовь.

Теория общества

Теория систем - это теория с универсалистскими утверждениями. Применительно к обществу он утверждает, что может описать и объяснить его работу как сложную коммуникационную систему.

Концепция системы, используемая Луманом, может быть понята только применительно к окружающей среде, поскольку и то, и другое конституируется в той степени, в которой система посредством своих операций устанавливает предел, который отличает ее от того, что в нее не включено (или окружающая среда). Таким образом, система не может работать вне своих пределов, но может выходить за их пределы, чтобы взаимодействовать с окружающей средой, создавая взаимозависимость между системой и окружающей средой. Разница между системой и средой является отправной точкой подхода теории систем Лумана. [ 7 ]

Коммуникация

Коммуникация происходит с помощью обобщенных символических средств коммуникации , различных в каждой социальной системе, но сопоставимых друг с другом по своей структурной природе. Например, экономическая система работает с половиной денег , судебная система - с юридической силой, политика - с властью и т. Д. Эти средства определяют кодировку систем, которые сводят присущую им сложность к двоичному коду: Платеж / Нет платежа , Законный / Незаконный , Правительство / Противодействие и т. Д.

Коммуникация - это синтез трех элементов: информация, акт коммуникации и понимание. Поскольку каждый из этих компонентов сам по себе является случайным, коммуникация считается маловероятной в трех отношениях: [ 9 ]

  1. Альтер вряд ли поймет общение эго. Нет связи между совестями.
  2. Маловероятно, что общение дойдет до большего числа людей, чем участвует в общении.
  3. Маловероятно, что будет принятие выбора, основанного на других ожиданиях, и что эго воспользуется информацией для своего собственного поведения или для связи будущих коммуникаций.

Социальные системы

Луман берет концепцию автопоэза , первоначально разработанную чилийскими биологами Умберто Матураной и Франсиско Варела , и применяет ее к социальным системам (здесь следует отметить, что Матурана не согласился с этим применением). [ 10 ] Описание социальных систем как автопоэтических подразумевает, что самореферентный характер систем не ограничивается плоскостью их структур, а скорее включает их элементы и компоненты, то есть система сама строит элементы, из которых она состоит. В этом смысле автопоэтически закрытая система (также называемая "оперативно закрытой" ) - это тот, который производит коммуникацию из своего общения и допускает проникновение коммуникативных раздражителей окружающей среды только через структурные каналы связи , поскольку коммуникация системы может происходить только с помощью ее собственных символических средств и реагирования на ее собственный двоичный код.

В рамках социальных систем общество является особым типом социальной системы и включает в себя все коммуникации. По словам Луманна, вне общества не будет социальной коммуникации. Общается только общество, а индивиды рассматриваются как психические системы, а их тела - как органические системы , они находятся в среде общества. [ 7 ]

Социальные системы появятся в процессе различения, важно подчеркнуть, что социальная теория Никласа Лумана признает, что современное общество имеет социальные планы, то есть существует три типа социальных систем:

  1. Взаимодействие
  2. организационная
  3. Социальное

Операция / наблюдение

Луман принимает фундаментальную идею конструктивизма , согласно которой процесс получения знаний не напрямую связан с онтологической реальностью , а скорее, что этот процесс конструирует наблюдаемую реальность. Различие между операцией и наблюдением составляет основу конструктивистской концепции и один из терминологических столпов теории. В этом контексте под операцией понимается

Сделки может регистрировать только наблюдатель. Наблюдение - это конкретное действие составляющих систем смысла (то есть социальных систем). Этот конкретный тип операции состоит из обозначения различий и обозначения номиналов; любое наблюдение начинается с различия и превращается в сеть различий, все из которых зависят от исходного различия.

Разница

Концепция различия является основной для описания наблюдения: любое наблюдение оперирует различиями, постулируя конкретное различие, выделяя одну из его сторон и игнорируя другую. Применительно к самой теории систем одно из основных различий заключается в различии между системой и окружающей средой. Точно так же понятие различия в теории имеет высокую степень абстракции и представляет собой условие возможности доступа или наблюдения. (Различие также является результатом различия между идентичностью и различием ).


Структурная связь

Структурная связь - это непричинные отношения между системой и окружающей средой (это единственный возможный тип отношений между ними).

С помощью структурной связи теория решает дилемму, предложенную постулатом автопоэзиса, потому что, хотя системы находятся в состоянии оперативного закрытия, они воспроизводят свои элементы из своих собственных элементов, они знают только свое внутреннее состояние и не могут напрямую общаться со своей средой. они также должны иметь возможность наблюдать за своей средой и адаптироваться к ней, чтобы существовать:

Средний / форма

Это различие является важным моментом теории, поскольку, по словам Джанкарло Корси ,

"Средства массовой информации, имеющие отношение к теории социальных систем, - это средства массовой информации, которые преобразуют невероятное в вероятное. Средства массовой информации соединяют коммуникации, которые в противном случае не могли бы найти связи. Эти средства массовой информации являются языком, средствами коммуникации. Распространение и широко распространенные символические средства массовой информации. . " [ 15 ]

Резонанс

Резонанс указывает на возможность передачи процессов между системами или между частями одной системы с частями другой из-за структурного сходства или параллелизма. Например, рабочие сезоны в определенном секторе торговли и промышленности, как правило, определяются существующим школьным циклом в рассматриваемом регионе. В этом смысле резонанс связан с концепцией структурной связи .

Непредвиденные обстоятельства

Случайность - это состояние тех фактов, которые с логической точки зрения не являются ни истинными, ни ложными. Случайность - это противоположность необходимости: случайное действие или факт - это то, что не могло произойти или иметь место; с другой стороны, действие или факт необходимы, иначе этого не могло бы произойти.

В развитии Luhmann непредвиденные обстоятельства - более чем важный аспект в понимании современной склонности к риску.

Оперативное закрытие

По словам Луманна,

Система и окружающая среда

Луман использует операционное различие между системой и средой, чтобы определить, что общество - это сложная система, которая воспроизводит различие между системой и средой, чтобы сформировать внутренние подсистемы. Наука находится среди этих внутренне дифференцированных социальных систем, и внутри этой системы находится подсистема социологии. Здесь, в социологии, Луман снова оказывается в роли наблюдателя, наблюдающего за обществом. Его знание общества как внутренне дифференцированной системы является случайным наблюдением, сделанным на основе одной из специализированных функциональных систем, которые он наблюдает. Таким образом, он заключает, что любая социальная теория, претендующая на универсальный статус, должна принимать во внимание эту случайность. Как только различие между базовой системой и средой используется,Ни одно из традиционных философских или социологических различий (трансцендентальное и эмпирическое, субъект и объект, идеология и наука) не может устранить случайность принудительной селективности. Таким образом, теория социальных систем Лумана порывает не только со всеми формами трансцендентализма, но и с философией истории. [ 17 ]

Критика Луманном теорий общества

Ошибка может быть объяснена драматическим характером возникновения каждой подсистемы и ее функциональным приматом (на время) по отношению к другим сферам общества. Однако функциональный примат, на который претендует экономическая теория, не должен был вести к утверждению экономического проникновения во все сферы жизни. Представление о функциональном превосходстве экономики согласуется с хорошо известным обстоятельством, что политическая подсистема не только становилась все более дифференцированной (от религии, морали и обычаев, если не от экономики), но также продолжала увеличиваться в размерах и внутренней сложности. на протяжении всей капиталистической эпохи. Для функционального превосходства вы просто должны подразумевать, что внутренняя сложность данной подсистемы является наибольшей,и что новый этап развития общества характеризуется задачами и проблемами, берущими свое начало в основном в этой сфере. [ 19 ]

Никлас Луман родился 8 декабря 1927 года в Люнебурге (Германия). Окончив гимназию, с 1946 по 1949 год изучал юриспруденцию в Университете Фрайбурга, после чего недлительное время занимался частной юридической практикой. С 1954 по 1962 год работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В году, взяв отпуск, уехал в США, где учился в Гарвардском университете у Толкотта Парсонса (Talcott Parsons, 1902–1979), социолога, теоретика, создателя структурно-функциональной школы в обществознании. Именно в Гарвардском университете (по собственному признанию) увлёкся проблемами системной теории в социологии. По возвращении в Германию занимался изучением теории управления. В 1965 году приступил к научной работе и уже в 1966 году защитил две диссертации по социологии и перешёл на работу в Мюнстерский университет, а в 1968 году вступил в должность профессора общей социологии и социологии права в Университете Билефельда, где и преподавал до выхода на пенсию в 1993 году. В начале своей профессорской работы поставил перед собой задачу создать полное описание общества, решением которой занимался всю жизнь. Ушёл из жизни 25 октября 2009 года в Эрлингхаузене (Германия) в возрасте 70 лет.

По Луману, неотъемлемым свойством системы является её оперативная закрытость: элементы (операции) системы отсылают к другим её элементам (операциям). Соответствие операций самотождественности системы означает самонаблюдение системы. Самонаблюдение, организованное по правилам, заданным системой, является самоописанием, определяющим структуру возможных наблюдений. Луман относит начало самонаблюдений и самоописаний современного общества к XVIII веку. Различение операций и наблюдений предполагает иного наблюдателя, наблюдающего за тем, как система себя наблюдает (наблюдение второго порядка и кибернетика второго порядка).

Никлас Луман (1927—1998) — немецкий социолог.
В 1946—1949 годах Луман получил юридическое образование во Фрайбургском университете. С 1954 по 1962 г. работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В 1960-61 гг., взяв отпуск, учился в Гарварде у Толкота Парсонса, а по возвращении на родину, занимался изучением теории управления. С 1965 г. занимается научной работой, в 1966 году защитил сразу две диссертации по социологии. Начал работать в Мюнстерском университете, а в 1968 году — профессор в Билефельдском университете, где и работал до выхода на пенсию в 1993 году.
В начале своей профессорской работы, Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет…

Библиография

Никлас Луман (1927—1998) — немецкий социолог.

В 1946—1949 годах Луман получил юридическое образование во Фрайбургском университете. С 1954 по 1962 г. работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В 1960-61 гг., взяв отпуск, учился в Гарварде у Толкота Парсонса, а по возвращении на родину, занимался изучением теории управления. С 1965 г. занимается научной работой, в 1966 году защитил сразу две диссертации по социологии. Начал работать в Мюнстерском университете, а в 1968 году — профессор в Билефельдском университете, где и работал до выхода на пенсию в 1993 году.

Всего Луман написал 77 книг и около 250 статей по темам теории социального познания и системной теории общества.

Кроме научной деятельности, Луман был хозяином пивной "Pons" в родном Люнебурге. И он никогда не преподавал в Люнебургском университете.

Содержание

Концепция общества Лумана

Основные произведения

  • "Социологическое просвещение" ("Soziologische Aufklärung", 1970 - 1995),
  • "Социальные системы" ("Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie", 1984),
  • "Социология права" ("Rechtssoziologie", 1972),
  • "Правовая система и правовая догматика" ("Rechtssystem und Rechtsdogmatik", 1974),
  • "Функция религии" ("Die Funktion der Religion", 1977),
  • "Общественная структура и семантика" ("Gesellschaftsstruktur und Semantik", 1980-1995),
  • "Любовь как страсть" ("Liebe als Passion", 1982),
  • "Общество общества" ("Die Gesellschaft der Gesellschaft", 1997).

На русском языке

Книги на русском языке

Статьи на русском языке

Литература о Н. Лумане

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Никлас луман" в других словарях:

Никлас Луман — Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

Луман, Никлас — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения … Википедия

Луман — Луман, Никлас Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927(1927 12 08 … Википедия

Луман Никлас — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

Луман никлас — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

Никлас Луманн — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

Никлас луманн — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

Луман Н. — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство … Википедия

ЛУМАН — (Luhmann) Никлас (08.12. 1927, Люнебург) немецкий социолог теоретик, ведущий представитель системного и функционального подхода в социологии; ординарный профессор общей социологии и социологии права в Билефельдском университете (с 1968). Испытал… … Энциклопедия социологии

VK

Никлас Луман родился в 1927 в Люнебурге. В 1946—1949 изучал юриспруденцию во Фрайбургском университете. С 1954 по 1962 г. работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В 1960-61 г., взяв отпуск, учился в Гарварде у Толкота Парсонса, а по возвращении на родину, занимался изучением теории управления. С 1965 занимается научной работой, в 1966 году защитил сразу две диссертации по социологии. Начал работать в Мюнстерском университете, а в 1968 году — профессор в Билефельдском университете, где и работал до выхода на пенсию в 1993 году.

Никлас Луман фотография

Никлас Луман фотография

В начале своей профессорской работы, Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет создать полное описание общества; решением каковой задачи он и занимался всю жизнь. Книга "Общество общества" ("Die Gesellschaft der Gesellschaft"), вышедшая перед самой смертью, стала венцом этой деятельности.

Всего Луман написал 77 книг и около 250 статей по темам теории социального познания и системной теории общества.

Кроме научной деятельности, Луман был хозяином пивной "Pons" в родном Люнебурге. И он никогда не преподавал в Люнебургском университете.

Основные произведения

"Социологическое просвещение" ("Soziologische Aufklärung", 1970 - 1995),

Лучшие дня

Владимир Маслаченко. Биография
Посетило:15785
Елена Яковлева: Звезда бестселлеров
Посетило:4681
Самый молодой американский ветеран
Посетило:3378

"Социальные системы" ("Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie", 1984),

"Социология права" ("Rechtssoziologie", 1972),

"Правовая система и правовая догматика" ("Rechtssystem und Rechtsdogmatik", 1974),

"Функция религии" ("Die Funktion der Religion", 1977),

"Общественная структура и семантика" ("Gesellschaftsstruktur und Semantik", 1980-1995),

Читайте также: