Ювенильный период у животных кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вслед за эмбриональным развитием организмов наступает постэмбриональный период.

Постэмбриональным (постнатальным) развитием называется процесс онтогенеза живого организма, который начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и продолжается до самой смерти.

С точки зрения биологии, вся жизнь человека с самого рождения — это постэмбриональный период развития индивида.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Постэмбриональное развитие всегда характеризуется ростом организмов. В зависимости от вида живые организмы могут расти в течение определенного срока или всю жизнь.

По типу роста животные делятся на две группы:

  1. С определенным ростом. Такие животные прекращают расти, достигнув определенного периода. Темпы роста у них непостоянны, регулируются гормонами. Активный рост происходит в детском возрасте, затем действие гормона снижается и вовсе прекращается. Рост тела останавливается. Это насекомые, млекопитающие, птицы.
  2. С неопределенным ростом. Живые организмы продолжают увеличиваться в размерах в течение всей жизни. Это моллюски, земноводные, рыбы, рептилии.

В биологии выделяют два вида постэмбрионального развития:

  • прямое;
  • непрямое (метаморфоз, развитие с превращением).

Прямое развитие

Прямое развитие

Прямое развитие происходит тогда, когда появляется живой организм, во всем похожий на взрослую особь, но меньшего размера. Дальнейший онтогенез таких организмов состоит из:

  • роста (увеличение массы и размеров тела);
  • полового созревания.

Присуще животным с внутриутробным и яйцекладным типом онтогенеза: птиц, пресмыкающихся, млекопитающих, некоторых видов беспозвоночных (пауков, малощетинковых червей и др.).

Непрямое развитие (с метаморфозами)

Непрямое развитие (с метаморфозами)

Непрямое развитие характеризуется появлением организма (личинки), который по своему строению, внешнему виду и образу жизни разительно отличается от взрослых организмов своего вида. Чтобы личинка стала выглядеть как взрослая особь, в ее организме должен произойти ряд метаморфоз.

Метаморфозами называют быстрые изменения, происходящие при переходе от стадии личинки к формированию взрослой особи.

Непрямое развитие у насекомых бывает двух видов:

  1. С полным превращением. Примером может служить формирование бабочки: из яйца получается личинка, она растет, чтобы затем превратиться в куколку. Именно внутри куколки происходит изменение всех органов, чтобы на свет появилось взрослое насекомое. Помимо бабочек (чешуекрылых), такой тип развития свойственен жукам (жесткокрылым), мухам и комарам (двукрылым), осам, пчелам и шмелям (перепончатокрылым).
  2. С неполным превращением. Так характеризуют течение процесса, в котором нет стадии куколки. Взрослая особь получается путем изменения и трансформации личинки. Такой тип характерен для клопов (полужесткокрылых), саранчи и кузнечиков (прямокрылых).

Процесс непрямого постэмбрионального онтогенеза характерен для большинства беспозвоночных (насекомых, плоских червей, двустворчатых моллюсков и др.), а также для земноводных и рыб.

Основные периоды развития человека

В постэмбриональном развитии человека четко прослеживаются 3 основных периода:

  1. Ювенильный. С рождения до окончания полового созревания.
  2. Пубертатный, или зрелый. Занимает большую часть жизни.
  3. Период старения. Начинается с утратой организма функции размножения, длится до смерти.

Ювенильный

Длится с рождения и до 21 года у девушек и до 22 лет у юношей. В нем можно выделить несколько стадий:

  • новорожденный;
  • грудной;
  • раннее детство;
  • дошкольный;
  • школьный;
  • юношеский.

Новорожденный

Периодом новорожденности называют первый месяц внеутробной жизни ребенка. В это время все системы организма приспосабливаются к новой среде. Малышу помогают в этом врожденные рефлексы. Он еще пытается сохранять позу эмбриона. Большую часть времени ребенок на первом месяце жизни проводит во сне.

Грудной

Возраст ребенка с 1 до 12 месяцев.

На этой стадии развития происходят активные изменения в двигательном аппарате малыша. В 1 месяц ребенок пытается распрямить ножки; в 1,5 — учится держать головку, в 6–9 месяцев — приобретает навыки сидения, к 12 — большинство детей осваивает первые шаги. Повышенная двигательная активность ускоряет обмен веществ и регулирует нервную систему ребенка.

В этот период у ребенка стремительно развивается психика. На 2 месяце жизни малыш пытается улыбнуться, в 4 — может хватать предметы и сосать их, узнавать людей, с 6 месяцев ребенок начинает понимать отдельные слова и фразы. С 6 до 12 месяцев совершенствуются его органы чувств и моторика.

Развитие ребенка в грудной период — это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. У одних детей навыки развиваются чуть раньше указанных сроков, у других — позже.

Раннее детство

Период с года до трех лет.

Важнейший этап в психофизиологическом развитии ребенка, который характеризуется активным ростом, привыканием ко взрослой пище, формированием основных свойств личности. Это время бурного психоэмоционального и речевого развития. Ребенок способен испытывать весь спектр человеческих эмоций, а процесс познания мира и приобретения навыков строится на подражании взрослым людям.

Дошкольный

Возрастной период с трех до семи лет.

Время интенсивного развития мозга. Малыш любознателен, активно познает мир, стремится к общению с другими детьми. Важным элементом приобретения навыков и познания окружающего мира является игра.

Школьный

Период развития ребенка от семи до семнадцати лет делится на 3 этапа:

  1. Ранний: 7−11 лет. Характеризуется получением навыка письма, тесным взаимодействием в социуме, познанием окружающего мира.
  2. Средний: девочки — 11-14 лет, мальчики — 11-15 лет. Период стремительного полового и физического развития. Главным занятием является учеба, подростки усваивают социальные нормы и правила.
  3. Старший: 15−17 лет. Время активного духовно-нравственного развития детей.

Юношеский

Завершающая стадия ювенильного периода, характеризующая развитие подростков в период с 17 до 21-22 лет.

Человек достигает физиологической, социальной и психологической зрелости.

Зрелый

Зрелый период подразделяется на две стадии:

До 35 лет

Период с 21-22 до 35 лет характеризуется остановкой интенсивного роста организма, наступлением физиологической зрелости. Эта стадия развития связана с деторождением и репродуктивной функцией человека, люди создают семьи, обзаводятся детьми.

От 35 до 60 лет

В организме человека начинают происходить физиологические изменения, замедляется обмен веществ. После 45 лет происходят значительные изменения в функционировании эндокринной системы. А после 50 лет в организме запускаются процессы, которые являются началом старения.

Период старения

Старение живых организмов — это закономерность биологического процесса, которая заключается в деградации и разрушении систем организма. От старости у человека страдают как физиология, так и психика.

Период старения — это стадия в развитии человека, которая начинается с 55 лет у женщин и с 60 — у мужчин и длится до самой смерти.

Выделяют 3 возрастные группы людей, находящихся в этом возрасте:

  1. Пожилые — 60-75 лет.
  2. Старые — 76-89 лет.
  3. Долгожители — от 90 лет и старше.

Чем старше становится человек, тем слабее становятся все функции в его организме.

Признаки старения делятся на:

К внешним признакам старости относятся:

  1. Изменение осанки.
  2. Увеличение массы тела.
  3. Появление морщин, дряблость кожи.
  4. Выпадение волос и зубов.
  5. Седина.
  6. Притупление зрения и слуха.

Внутренние признаки старения:

  1. Деградация органов и систем организма: происходит уменьшение почек и печени, уменьшается эластичность сосудов, накапливаются соли в костях, значительно снижается функция половых желез и регенерирующая функция организма.
  2. Необратимые изменения происходят в клетках организма, замедляется их деление и восстановление функционального тонуса, количество воды и активность ферментов в них значительно снижается.
  3. Нарушение синтеза белков в головном мозге и соединительной ткани организма, что сопровождается существенным изменением структуры нейронов и потерей эластичности соединительной тканью.
  4. Ослабление иммунологических реакций, увеличение риска аутоиммунных заболеваний.

Биологическое значение постэмбрионального развития

Основное значение постэмбрионального онтогенеза заключается в репродуктивной функции организмов. В связи с этим иногда периоды постнатального развития называют:

  1. Дорепродуктивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Пострепродуктивный.

Главная задача любого живого организма — созреть, дать потомство, вырастить его и умереть, освободив место на планете для других организмов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 8. Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД Общая хар.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция 8. Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД Общая хар.

Лекция 8.
Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Общая характеристика игры у животных. Основные концепции игры. Признаки игры. Коммуникативные сигналы, связанные с игрой. Классификация игр. Манипуляционные игры. Познавательное значение игры. Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных.

Ювенильный – это игровой период развития поведения у детенышей высших животн.

Ювенильный – это игровой период развития поведения у детенышей высших животных, который совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.
У других животных развитие поведения происходит в процессе созревания врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения.
Общая характеристика игры у животных
Игра – это специфическая деятельность, благодаря которой в процессе развития детенышей происходит формирование поведенческих актов, характерных для взрослых животных данного вида, и осуществляется их дальнейшее совершенствование.

Теоретический анализ проблемы игры в отечественной психологии был проделан Д.

Эльконин подчеркивал тот факт, что игра как особая форма поведения связана с.

Взгляды исследователей поведения животных в отношении игры соответствуют 2 о.

Г. Спенсер развивал свою теорию, которая обычно также называется теорией избы.

Г. Спенсер развивал свою теорию, которая обычно также называется теорией избытка сил. Он пишет: "Низшие роды животных имеют ту общую им всем черту, что все их силы расходуются на выполнение отправлений, имеющих
существенное значение для жизни. Они беспрерывно заняты отыскиванием пищи, убеганием от врагов, постройкою убежищ и заготовкою крова и пищи для своего потомства. Но по мере того, как мы поднимаемся к животным высших типов, имеющим более действенные (efficient) или успешные и более многочисленные способности, мы начинаем находить, что время и сила не поглощаются у них сполна на удовлетворение непосредственных нужд. Лучшее питание, следствие превосходства организации, доставляет здесь иногда избыток силы.
Герберт Спенсер (1820 —1903) — британский философ и социолог
Таким образом, у более высокоразвитых животных дело стоит так, что энергия, требующаяся здесь в каком-либо случае, оказывается часто в некотором избытке над непосредственными нуждами; и что здесь оказывается часто, то в той способности, то в другой, известный неизрасходованный остаток, который дозволяет восстановлению, следующему за тратой, привести данную способность в продолжение ее отдыха в состояние высокой действенности (efficiency) или успешности" (1897). И далее: "Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые вследствие недостатка для них естественного упражнения становятся столь готовыми для разряжения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей".

1. У высших животных к прирожденным особенностям их натуры относится импульси.

1. У высших животных к прирожденным особенностям их натуры относится импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся в период роста.
2. Прирожденные реакции являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач.
3. В жизни каждого высшего существа есть детство, период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь.
4. Это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни.
5. Выработка приспособлений может быть различного рода. Над прирожденной основой образуются приобретенные навыки - и прежде всего новые привычные реакции.
6. Этот род выработки приспособлений производится при помощи стремления к подражанию.
Основные положения концепции игры Грооса

Игровая активность животных представляет собой сложный комплекс разнообразных.

Игровая активность осуществляется на врожденной основе и служит развитию и об.

Игровая активность осуществляется на врожденной основе и служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного обучения.
В игровой активности завершается процесс формирования элементов поведения, берущий свое начало от эмбриональных координации и ведущий через постнатальное созревание врожденных двигательных координаций и накопление раннего опыта к совершенствованию двигательных координаций. Этот последний этап развития движений и представлен игрой.

Признаки игры: 1. Незавершенность последовательности действий. 2. Выработка н.

Признаки игры:
1. Незавершенность последовательности действий.
2. Выработка новых комплексов действий.
3. Смешение различных типов активности.
4. Несоответствие интенсивности отдельных движений и всей последовательности в целом.
5. На групповые игры другие особи не реагируют серьезно. Игре предшествует сигнал, указывающий на специфический характер этого поведения.
6. У высших животных игру молодых животных часто начинает взрослое животное.
Игру с детенышем у дельфинов начинает мать, воздействуя на него рострумом

Структура игровой деятельности В большинстве случаев игровое поведение связа.

Структура игровой деятельности
В большинстве случаев игровое поведение связано с перестройкой стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного
1. Может быть изменена последовательность действий.
2. Отдельные двигательные элементы, входящие в последовательность, могут быть более интенсивными.
3. Некоторые движения могут многократно повторяться.
4. Отдельные движения могут остаться незавершенными.
5. Нормальная последовательность может остаться незавершенной.
6. В игре могут перемешиваться акты, связанные с разной мотивацией.

Смешение типов активности (территориального и полового поведения) в игре дет.

Смешение типов активности (территориального и полового поведения) в игре детенышей сивучей

Коммуникативные сигналы, связанные с игрой У животных с наиболее развитым иг.

Коммуникативные сигналы, связанные с игрой

Коммуникативные сигналы, связанные с игрой, у дельфинов афалин

Коммуникативные сигналы, связанные с игрой, у дельфинов афалин

Классификация игр Игры могут быть одиночными, или индивидуальными, или совмес.

Классификация игр
Игры могут быть одиночными, или индивидуальными, или совместными – при согласованном действии двух или более партнеров.
Манипуляционные игры – включают действия животных, направленные на предметы окружающей среды и собственное тело.
Локомоционные игры - связаны только с двигательной активностью.
Формы совместных игр
1. Игровая борьба
2. Совместные пробежки, плавание
3. Совместные манипуляционные игры

Очень ярко проявляются локомоционные игры у копытных. Характерны для них стре.

Локомоционные игры способствуют общему физическому развитию молодого животног.

Локомоционные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того, они имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации.

Распространенная форма игры – преследование детенышами друг друга. Эти игры р.

Одна из наиболее впечатляющих и интересных форм совместной игры – игровая бор.

Манипуляционные игры Первые действия игрового типа у детенышей хищных прояв.

Первые действия игрового типа у детенышей хищных проявляются только после открывания глаз (у лисенка – на 12 сутки, псовых – более16 суток и т.д.). До этого манипуляционная активность включает лишь несколько действий и осуществляется только 2 передними конечностями.
После открывания глаз и выхода из гнезда резко увеличивается число форм манипулирования, а также число объектов манипулирования.
Развитие манипуляционной активности в онтогенезе у лисицы и барсука. Обозначения: I — от рождения до 2 часов; II — от 2 часов до 2 суток; III — от 2 суток до прозрения (у лисят до 12 суток, у барсучат — до 44); IV — от прозрения до 2 месяцев; V —от 2 до 3 месяцев; VI — взрослое состояние. А — манипуляции, выполняемые ротовым аппаратом и всей головой без участия передних конечностей; Б — манипуляции, выполняемые передними конечностями совместно с ротовым аппаратом; В — манипуляции, выполняемые только обеими передними конечностями; Г — манипуляции, выполняемые только одной передней конечностью. Арабские цифры у столбиков — проценты. (Исследование Фабри и Мешковой)

Новые действия детенышей уже не связаны с сосанием, увеличивается общая подви.

Т.о., манипуляционные игры молодых животных по отношению к предигровым манипу.

Т.о., манипуляционные игры молодых животных по отношению к предигровым манипуляциям представляют новые формы действий, которые состоят из прежних, но функционально усиленных и расширенных компонентов.
Вместо одного пищевого объекта (молока) появляется пища, различная по своим физическим качествам. Такую пищу можно употребить после предварительной обработки. Поэтому детенышу приходится овладевать новыми формами обращения с пищевыми объектами.

Манипуляция собственным телом – компенсаторная игра, когда объект игры заменяет игрового партнера, т.е. компенсирует его отсутствие.

Соотношение элементов в бюджете игрового манипулирования у детенышей афалины.

Соотношение элементов в бюджете игрового манипулирования у детенышей афалины в зависимости от возраста:

1 – манипулирование частями тела, 2 – пускание пузырей из дыхала, 3 – игра с водой, 4 – игра с предметами, 5 – игра рыбой
А –2 месяца Б – 3 месяца В – 12 месяцев


Динамика развития игрового манипулирования у детенышей сивучей

Динамика развития игрового манипулирования у детенышей сивучей

Манипуляционная игра с предметами

Манипуляционная игра с предметами

Одиночные и совместные игры дельфинов

Одиночные и совместные игры дельфинов

Изменение соотношения пищевой и игровой мотивации в процессе развития дете.

Изменение соотношения пищевой и игровой мотивации в процессе развития детенышей дельфинов
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1
117
121
122
131
135
138
190
191
193
Вік дитинчати, дні

Структура игрового поведения детенышей дельфинов: 1 – схватывание, 2 – ношен.

Структура игрового поведения детенышей дельфинов:
1 – схватывание, 2 – ношение в роструме, 3 – ношение на роструме, 4 – подбрасывание, 5 – кусание, 6 - бросание
1
2
3
5
4
6

Познавательное значение игры В раннем постнатальном онтогенезе врожденное узн.

Познавательное значение игры
В раннем постнатальном онтогенезе врожденное узнавание (узнавание ключевых раздражителей) и запечатление служат для первичной ориентации и накопления наиболее необходимого опыта.
В ювенильном периоде врожденные компоненты объединяются с игровой активностью.
Врожденное узнавание дает играющему животному возможность узнать о пригодности определенного предмета или индивида к включению его в игру, руководствуясь при этом ключевыми раздражителями (пусковые стимулы партнера или свойства замещающего объекта), воспринимаемые в самом обобщенном виде (например, само движение объекта игры). Именно эти ключевые раздражители приводят молодое животное к наиболее важным для него компонентам среды.
Запечатление играет важную роль в формировании родительского поведения.
В маленьком возрасте врожденное узнавание и запечатление предметов служат для первичной ориентации и быстрого накопления необходимого для котенка индивидуального опыта. Когда котенок начинает играть, именно врожденное узнавание помогает ему определить пригодность какого-либо предмета или индивида для игры.

На начальном этапе постнатального развития детеныша получаемая им в гнезде ин.

Игра и ориентировочно-исследовательская активность В ходе игры детеныши при.

Игра и ориентировочно-исследовательская активность

В ходе игры детеныши приобретают информацию о свойствах предметов. Т.о., манипулирование включает в себя исследовательский компонент. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных предметов.
Поиск объектов игры

Ориентировочно-исследовательский компонент игры при появлении новых предметов

Ориентировочно-исследовательский компонент игры при появлении новых предметов

Все игры животных характеризуются большой подвижностью, разнообразием телодви.

Все игры животных характеризуются большой подвижностью, разнообразием телодвижений, интенсивным передвижением. Наиболее ярко это проявляется в локомоторных играх, или направленных на собственным тело (игра с собственным хвостом). Но и в других играх развиваются координация движений и физические способности. В играх упражняются элементы пищевого, полового и оборонительного поведения, устанавливаются отношения с сородичами. Животные получают информацию о ключевых раздражителях, но это ознакомление носит поверхностный характер.
Игра детеныша обезьяны (макака-резуса): раскачивание на ветке, случайно застрявшей в петлях сетчатой стенки, когда детеныш бегал, прыгал и лазал с ней по клетке (опыты Фабри)
Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных

У обезьян в возрасте 2-5 лет наблюдаются манипуляционные игры, которые считаю.

У обезьян в возрасте 2-5 лет наблюдаются манипуляционные игры, которые считаются играми высшего рода. Они характеризуются сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Животное подолгу и сосредоточенно манипулирует предметом, подвергает его разнообразным, преимущественно деструктивным воздействиям, или даже воздействует им на другие объекты.
При подобных играх совершенствуются тонкие эффекторные способности. Особую значимость приобретает познавательный аспект: животное знакомится с различными по своим свойствам компонентами среды и приобретает при этом запас потенциально полезных знаний.
Манипуляционная (деструктивная) игра высшего типа: молодой макак лапундер пытается скрутить гайку с болта

Уже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой.

В данной статье ответим на вопрос, что такое постэмбриональное развитие, рассмотрим его основные этапы и их особенности.

Постэмбриональный или постнатальный период (также носит название постэмбриогенез) – это период развития человека от момента рождения до смерти.

Основные стадии постэмбрионального развития

Постэмбриональный период человеческого развития можно разделить на три основных этапа:

  • ювенильный (дорепродуктивный) период, который завершается с моментом наступления полового созревания;
  • зрелый (репродуктивный)– период жизни человека в состоянии половозрелости;
  • период старости (пострепродуктивный), завершающийся смертью человека.

Данная классификация носит условный характер, поскольку состояние разных людей одного и того же возраста может существенно отличаться, поэтому используется также классификация возрастов:

  • хронологический или календарный;
  • биологический.

Особенность биологического возраста в том, что он может не соответствовать календарному (указанному в паспорте). Биологический возраст определяют структурные, функциональные, обменные особенности конкретного человека (его организма), а также его адаптивные способности.

Ювенильный период в развитии человека

Ювенильный период – это период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся у женщин до 21 года, у мужчин - до 22 лет.

Ювенильный период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов:

  1. Период новорожденности, который продолжается первый месяц жизни ребенка. Малыш продолжает принимать позу эмбриона, характерную для его внутриутробного развития. Основную часть времени маленький человек на этом этапе роста находится в состоянии сна.
  2. Грудной период. Грудным называют ребенка в возрасте от одного месяца до года. Этот этап характеризуется активными изменениями в двигательной системе. К концу первого месяца ребенок только еще старается распрямить ноги; в 1 , 5 месяца малыш способен поднять и удержать голову; 6 месяцев – время, когда большинство детей получают навык сидения; а уже к первому году жизни многие из них делают первые шаги. При этом нужно отметить, что возрастной момент появления того или иного навыка – сугубо индивидуальный процесс; мы привели лишь усредненные границы.

В грудной период стремительными шагами развивается психика ребенка. На втором месяце жизни уже возможно наблюдать первую улыбку ребенка; в 4 месяца малыш становится способен хватать предметы и исследовать их, беря в рот, различать людей; после наступления 6 месяцев приходит понимание отдельных слов и фраз. Высокая двигательная активность первого года жизни ускоряет обменные процессы и нормализует работу нервной системы. Чтобы ребенок правильно развивался в этот период, необходимо соблюдать три условия: постепенность, повторяемость и систематичность. При этом организация четкого режима дает возможность вырабатывать у малыша условные рефлексы.

  1. Раннее детство – это период в возрасте от года до трех лет. Раннее детство - важнейший этап в физическом и психическом развитии ребенка, характеризующийся активным ростом, приобщением ко взрослой пище, закладыванием базовых свойств личности, таких как самостоятельность, стремление к самоуважению, самовыражению. В данном возрасте маленький человек делает первые попытки определить свое место в этом мире, получает навык проживания всего спектра доступных человеку чувств. Не зря пресловутый кризис трех лет по силе и структуре психических изменений считается едва ли не более сложным, чем подростковый кризис. На данной стадии овладение новыми навыками происходит в процессе подражания взрослым.
  2. Дошкольный период – период развития человека в возрасте от трех до семи лет. Ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Это период активного развития мозга, формирования так называемой внутренней речи. На этом этапе игра является важнейшим инструментом формирования навыков.
  3. Школьный возраст – период взросления от 7 до 17 лет. Школьный период можно поделить на этапы:
  • ранний ( 7 - 11 лет);
  • средний (мальчики: 11 - 15 лет; девочки: 11 - 14 лет);
  • старший ( 15 - 17 лет).

На раннем этапе дети осваивают письменную речь, получают навык коллективизма, нахождения в социуме, познают окружающий мир, нарабатывают первый опыт взаимодействий. Подростковый период характеризуется стремительным темпом физического и полового развития.

  1. Юношеский период – этап развития в возрасте от 17 лет до 21 года. На данном этапе мы имеем сформировавшуюся личность, которая в практической жизни начинает реализовывать полученные навыки.

Зрелый период в развитии человека

Зрелый период постнатального развития начинается в возрасте 21 - 22 лет (у женщин и мужчин соответственно).

Данный период подразделяется на два этапа:

  • до 35 лет;
  • от 36 лет до 55 у женщин и 60 у мужчин.

На первом этапе происходят некоторые изменения физиологических реакций, обмена веществ, что есть предвестники инволюции. После 45 лет в организме человека происходят существенные изменения эндокринных функций. После 50 лет запускаются процессы, являющиеся началом периода старения.

Период старения человека

Период старения наступает у женщин после 55 лет; у мужчин – после 60 .

Современная классификация делит людей, находящихся в периоде старения, на группы:

  • 60 - 76 лет – пожилые люди;
  • 75 - 89 лет – старые;
  • старше 90 лет – долгожители.

Старение является закономерным этапом развития, свойственным не только человеку, но и любому другому живому организму. Данный период изучает геронтология, устанавливающая закономерности старения и формирующая рекомендации по продлению жизни.

Стадии развития – пренатальный, постнатальный и ювенильный(игровой).

Онтогенез - это период от оплодотворения яйцеклетки, который продолжается развитием зародыша, взрослением организма, затем зрелостью взрослой особи, ее старением и смертью.

Различают два типа онтогенеза — онтогенез у беспозвоночных и онтогенез у позвоночных. У позвоночных животных (включая человека) различают три периода раннего онтогенеза — пренатальный, постнатальный и ювенильный (игровой). А у беспозвоночных — нет третьего, игрового, периода. Это указывает на существенные различия между этими группами животных. Но главное, наличие игрового периода свидетельствует о доминировании наследственных (генетических) форм поведения у беспозвоночных и индивидуально приобретенного опыта у позвоночных. Игровой период привносит приобретенные навыки, сложные индивидуальные формы поведения. Поэтому позвоночные лучше адаптируются к окружающей среде. Они успевают перестроить врожденные генетические программы к условиям окружающей среды.

Развитие психической деятельности в пренатальном периоде. (эмбриогенез).

В эмбриогенезе психика существует лишь в зачаточной форме. После рождения появляются новые закономерности в развитии, связанные с взаимодействием организма и окружающей среды. Между этими периодами онтогенеза существует прямая преемственность, продолжается созревание врожденных элементов поведения и их слияния с постнатальным индивидуальным опытом. Ранний постнатальный период чрезвычайно важен для особи, т. к. устанавливаются жизненно важные связи организма с окружающей средой и закладываются основы поведения взрослого животного. У разных животных, этот период протекает по-разному. Новорожденные сильно отличаются от взрослых особей: особенно это ярко выражено у беспозвоночных и некоторых низших позвоночных. Пример: личинка-молодь моллюска велигера первоначально плавает в поверхностных слоях моря в составе планктона (положительный; затем опускается на дно:,отрицательный фототаксис), проходит стадию метаморфоза, после чего появляются свойственные взрослым особям формы придонной локомоции (прыжки) и питание. Детеныши позвоночных также рождаются на разных этапах зрелости: зрелорожденные и незрелорожденные. Зрелорожденные — водоплавающие, копытные — почти сразу готовы к самостоятельному передвижению и питанию. У них сформированы основные функнции жизнедеятельности и поведения, поэтому они мало подвержены влиянию внешней среды. Незрелорожденные — кенгуру,птенцы воробьиных, хищных птиц, детеныши грызунов и хищников не способны сразу выполнять основные жизненные функции и зависят от родительского ухода и заботы. Они родятся с настолько мало сформированной нервной системой, что в постнатальном периоде идет переработка еще развивающихся врожденных форм поведения и вновь приобретенных условных компонентов в соответствии с конкретными условиями среды. Незрелорожденные организмы — более прогрессивные виды, так как обладают большей пластичностью и приспособляемостью. Это психически более развитые животные. Они рано подпадают под воздействие среды, и в этих условиях генетически фиксированные формы поведения способны претерпеть глубокую и длительную перестройку.

Особенности форм поведения раннего постнатального периода

В постнатальный период проявляется такая инстинктивная реакция, как врожденное узнавание, или ориентация к жизненно важным компонентам среды — ключевым стимулам. К ним относятся пища, материнская особь, враги. У животных есть врожденная готовность к ощущению этих стимулов без предварительного научения. На ранних этапах постэмбрионального периода врожденное узнавание обогащается, корригируется в результате раннего научения путем включения новых сенсорных систем. Так птенцы дрозда в первые дни реагируют на сотрясание гнезда раскрытием клюва (гравитационная, тактильная чувствительность). После прозрения птенцов наступает четкая визуальная локализация родительской особи с кормом (реакция на вид); Все это примеры облигатного научения — обязательной формы нау-1 чения, которая жизненно необходима для выполнения функций организма (видоспецифическое поведение). Облигатное научение — врожденное, инстинктивное поведение, обогащенное ранним опытом в постнатальный период. Характерным признаком облигатного науче-ния является тот факт, что оно может проявляться на протяжении. только критических периодов онтогенеза. Примером облигатного научения является формирование пищевого поведения —- распознаваний несъедобных объектов, вкуса, запаха пищи. В отличие от облигатного, факультативное научение представляет собой приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и| не является необходимым для всего вида. То есть это поведение, кото* J рое важно для конкретной особи. Факультативное научение совершенствует врожденное поведение в соответствии с частными элементами среды обитания, достраивает врожденные пусковые механизмы* инстинктивных действий путем включения индивидуальных компо-1 нентов поведения. Факультативное научение в раннем онтогенезе иг рает незначительную роль, возникает на искусственные сигналы. Пример: реакция на вид рожка детенышей обезьян на 3-4-й день.

Важным поведенческим компонентом раннего постнатального периода является реакция запечатления. Это форма облигатного научения с присутствием элементов факультативного научения при быстром и прочном фиксировании в памяти признаков объекта Запечатление направлено на распознание незнакомого в дополнение к| знакомому — врожденному узнаванию. Оно осуществляется в течение определенного критического периода онтогенеза, без какой-либо безусловнорефлекторной формы подкрепления. Объекты запечатления — родители, братья, сестры, постоянные враги. Эта реакция обеспечивает: а) выживание (сплоченность, охрана, уход за потомством); б) формирование жизненно важных приспособительных реакций в максимально короткие сроки после рождения. Существуют две функционально похожие формы • следования: истинно врожденная и индивидуально приобретенная. На ранних этапах онтогенеза в постэмбриональном периоде формируются такие функции социального поведения, как общение, ориентировочно-исследовательская и мангтуляционная деятельности. Американский ученый Джон Скотт определил существование критического периода в формировании общения на примере псовых. Если в этот критический период не устанавливаются связи между особями своего вида, детеныш впоследствии может оказаться совершенно неспособен к общению. При этом у него может бать нарушена воспроизводительная функция.

В постэмбриональный период большое значение имеют ориентировочно-исследовательская и манипуляционная активность как познавательная деятельность организма. За счет осуществления этой деятельности идет накопление знаний о компонентах окружающей среды и обогащение индивидуального опыта животного. Во время общения с различными предметами или особями детеныш получает информацию об объекте, о свойствах объекта, о его структуре. Одновременно происходит тренировка и совершенствование двигательных компонентов. Зрелорожденные организмы сравнительно мало манипулируют, и в ходе онтогенеза этот компонент мало развивается. У незрелорожденных детенышей манипуляционная активность в раннем постнатальном периоде направлена только на один биологически значимый для них объект — тело матери (или его братьев). Но роль манипулирования в развитии психики увеличивается тогда, когда животное начинает интересоваться биологически незначимым предметам. Именно в игровом периоде онтогенеза происходит увеличение интереса к биологически нейтральным предметом. В этот период и возрастает роль манипуляционной активности как фактора латентного научения, то есть накопления индивидуального опыта

Читайте также: