Юридический рационализм средневековья кратко
Обновлено: 02.07.2024
18. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Юриспруденция возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065–1125) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм. Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.
Каждое из направлений юридической мысли западно-европейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья. Речь идет о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (бога, римского права и т. п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала.
В эллинистический период развития античной культуры наступает упадок политико-правовой мысли, связанный с кризисом древнегреческой государственности. Идеал аполитичности, неучастия в общественной жизни выдвигают школы эпикуреизма, кинизма. Стоицизм возрождает космоцентрическую по своей сути идею универсального космического закона, управляющего всем сущим. Стоики именуют его судьбой.
§4. Наука о праве в Древнем Риме
Интеллектуальная культура Древнего Рима – важный этап развития научной рациональности. Основное содержание этого этапа заключается в утилитаризации рационализма - подчинении его принципу пользы и институциализации знания, связанной с обмирщением рационализма, его превращением в орудие политической власти. Необходимо отметить, что Древний Рим заимствует многие достижения древнегреческой интеллектуальной культуры, тем не менее, присущий ему идеал незаинтересованности, умозрительности знания отвергается как малоэффективный. Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Однако прагматическое отношение к знанию носило односторонний характер – знание рассматривалось как социальная и политическая сила; производственный потенциал знания был мало востребован, поскольку в древнеримском обществе идеал потребления стоял выше идеала производства.
Культура Древнего Рима – важнейший этап становления юридической науки. Именно в этой культуре берет начало процесс отделения научного рационализма от рационализма философского и, соответственно, юриспруденции как науки от философии права. Разумеется эмансипация юридической науки в Древней Риме – не разовая акция, но процесс, осуществляемый усилиями целого ряда мыслителей.
Это означало, что римские юристы занимались не только юридической практикой, но и юридической теорией, при этом теоретизирование римских юристов опиралось на конкретное эмпирическое знание. Иными словами, есть все основания рассматривать римских юристов как ученых, а их деятельность как научную.
Справедливости ради необходимо заметить, что римские юристы чрезвычайно осмотрительно относились к формулировке общеправовых принципов и определений, это было обусловлено тем, что такого рода обобщения приобретали значение общих правоположений. Римские юристы занимались по-преимуществу разработкой конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делали те или иные обобщения. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была по преимуществу прикладной наукой.
Древнеримские юристы создают классификацию права, опирающуюся не на онтологический (бытийный, философский), но на социологический (конкретно-научный) критерий. В частности, действующее право подразделяется на публичное и частное. Ульпиан предложил классификацию права исходя из представлений о благе, которое защищено правом. В видении Ульпиана это благо может быть общественным или частным, соответственно, право может быть публичным, относящимся к пользе Римского государства и частным, относящимся к пользе отдельных лиц. Частное право подразделяется Ульпианом на три вида: естественное право, право народов, цивильное право.
В центре внимания древнеримских юристов находились проблемы цивильного права, наиболее глубоко ими были разработаны вопросы собственности, завещаний, договоров, правовых статусов личности, семьи и др.
Необходимо отметить, что сочинения древнеримских юристов отличались высокой интеллектуальной культурой – глубиной анализа, аргументированностью выводов, четкостью формулировок, широтой проблематики общетеоретического, отраслевого и юридико-технологического профиля.
Во II веке до н.э. в Древнем Риме появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н.э. существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муция Сцеволы, Сервия Сульпиция Руфа и др. Позднее к ней присоединяются труды Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и др.
В III века до н.э. начинается публичное изучение юриспруденции, которая постепенно превращается в самостоятельную учебную дисциплину. Частные юридические школы появляются в I веке. Процесс обучения включал чтение лекций, проведение диспутов. Учащиеся изучали произведения древнеримских юристов Папиниана, Павла. В IV—V веках юридические школы с четырехлетним сроком обучения действуют в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии. Таким образом, можно говорить о формировании системы юридического образования.
Социальный статус древнеримских юристов был очень высок - многие из юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в правительстве.
Древнеримские юристы разработали целый ряд фундаментальных правоведческих положений, что способствовало превращению юриспруденции в самостоятельную научную дисциплину. Их творческие достижения оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Целый ряд современных юридических понятий, терминов и теоретических построений восходят к римскому праву и римским юристам. И, тем не менее, Древний Рим едва ли можно считать родиной науки юриспруденции. Наука как социальный институт, форма культуры, способ познания мира формируется значительно позднее. В Древнем Риме мы имеем дело, скорее всего, с высокоразвитой юридической практикой, которая вызывает к жизни исследовательскую – научную деятельность древнеримских юристов. Однако научная деятельность не отделяется от практической, соответственно, не создается профессия ученого, наука не оформляется как особый социальный институт. Эта нерасчлененность юридической практики и юридической науки, делает последнюю чрезвычайно уязвимой и зависимой от нужд повседневной жизни. Это обстоятельство плачевно отражается на судьбе древнеримской юридической науки - со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времен Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам право на ответы на юридические вопросы частных лиц.
Таким образом, в интеллектуальной культуре Древнего Рима начинается процесс отделения научного рационализма как от рационализма философского, так и от рационализма практического, однако этот процесс не получает завершения.
§5. Юридический рационализм Средневековья
Организующим принципом культуры европейского средневековья является теоцентризм – представление о Боге как центре, организующем начале и истоке всего сущего. Римская католическая церковь превращается в центр интеллектуальной жизни западноевропейского мира. Ведущей формой культуры выступает религиозная культура, в лоне которой набирает силу принципиально иной – нерелигиозный, рационалистический способ видения мира. Каким образом было возможно развитие рационализма в недрах религиозной культуры?
Как представляется, развитие рационализма в Средние века было инициировано, в первую очередь, утилитарными, практическими нуждами христианской церкви. Церковь стремилась взять под контроль мирскую жизнь – государственное регулирование, хозяйственную деятельность, социальную организацию. Для осуществления этого необходимо было создавать слой образованных людей и укреплять систему образования. Рационализация хозяйства в средневековой Европе была в определенной мере обусловлена самой христианской доктриной, в рамках которой формируется новое отношение к труду как достойному занятию и принципиально новое уважительное отношение к человеку. С позиций христианского гуманизма человек, независимо от его социального статуса, представляет собой безусловную ценность. Быть может частичная, но все же реабилитация материальной сферы жизни общества способствовала развитию изобретательства, рождала стремление к усовершенствованию технологий хозяйственной деятельности. Образцы рационализации хозяйственной деятельности дают монастыри.
Несомненно, процесс развития рационализма в Средневековье не был однонаправленным, что было связано с неоднозначной его оценкой христианскими мыслителями. Цель человеческой жизни, в рамках религиозного мировоззрения, понималась как богопознание. Важнейшим вопросом, на решение которого направляют усилия мыслители средневековья, был вопрос – способствует ли рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания? Соответственно, важнейшей проблемой религиозной философии становится проблема соотношении знания и веры. Можно выделить две основные религиозные традиции, отличающееся оценкой роли рационального познания в процессе богопознания.
В рамках мистической традиции рациональное познание рассматривается как причина грехопадения, проникновения в мир зла, в качестве единственно возможного способа приобщения к божественной благодати определяется молитва. Одним из убежденных сторонников идеи данности людям Божественного Откровения вместо всякого иного знания, включая науку, этику и метафизику, был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (II в.).
Однако постепенно прорастает идея автономии знания относительно веры, эта идея не снимает исходного принципа подчиненности знания вере, но утверждает определенную автономность рационального знания, посредством выявления специфичности его содержания и функций относительно веры.
Курс на суверенизацию научного знания относительно теологии, стремление освободить разум от пут авторитета и откровения становится зримым в период зрелого Средневековья. Все более заметным делается стремление разграничить сферы компетенции теологии и науки. Иоанн Дунс Скот (1266-130 гг.) настаивает на том, что отношения теологии и науки нельзя рассматривать как иерархию, поскольку каждая из них имеет свой предмет и собственные принципы. Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), критикуя приверженность к авторитетам, противопоставляет им принцип конкретного опытного знания, утверждал, что истина - дитя времени, а наука – дочь не одного или двоих, но всего человечества. Уильям Оккам (1280-1349 гг.) утверждает, что владения человеческого разума, основанные на логической очевидности и владения веры, основанные на просветленности и морали, разделены.
© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
- Методический раздел
- Об авторе
- Учебно-методические рекомендации
- Программа курса
- Библиографический список
- Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
- Тема 1. Предмет истории юридической науки
- Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
- Тема 3. Правовые идеи в Средние века
- Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
- Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
- Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
- Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
- Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
- Тема 9. Понятие методологии юридической науки
- Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
- Тема 11. Основные методы юридической науки
- Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
- Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
- Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
- Тема 15. Юридическая герменевтика
- Тема 16. Научное познание и научное исследование
В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.
В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.
Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.
Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).
Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.
Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.
Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.
Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).
Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.
К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –
Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.
Велико было влияние канонического права и на формирование норм отдельных институтов и отраслей права. Это касалось брачно-семейных отношений, наследственного права, права собственности и обязательственного права. Большое значение имели нормы канонического права и для развития норм уголовного права и процесса. Существенное влияние церковное право оказало и на формирование норм конституционного (государственного) и административного права. Такие нормы присутствовали в системе канонического права, что было связано с выборным замещением папского престола и с чрезвычайно сложно системой церковного управления.
Большое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия.
Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным.
Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы.
Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 199.
в качестве контрольных тема 2: 1. Юридическая мысль в культуре древней Греции и наука о праве в древнем Риме
2. Юридический рационализм средневековья и юридическая рациональность в культуре возрождение.
в качестве семинарских Тема 5. я и Марина берем: 1.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.2. Герменевтика в истории методологической мысли.
Кристина, тема 8 делится на подвопросы, надо какой-то из подвопросов взять
Анастасия, я уже эту тему взяла,
Читайте также: