Английское просвещение в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежка реферат.docx

1.Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления………………………………………………… …………………………………….……..4

3.Изобразительное искусство……………………………………………………… 12

Список использованной литературы……………………………………………….. 15

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век накануне Французской буржуазной революции. В последнем десятилетии этого века в европейской культуре и литературе возникает новое великое направление – романтизм.

1.Литература Англии эпохи Просвещения .Этапы развития, направления.

Периоды развития Просвещения в Англии:

1.с конца 17 века по 1730-е годы – ранний этап

2.1740-50-е годы – зрелый этап

3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

Основные направления в литературе Просвещения

Великое произведение Свифта с его глубоко пессимистической оценкой буржуазного человека стоит особняком в литературе XVIII в., но было бы неправильно исключить Свифта из общего русла европейского Просвещения. Важное место в романе Свифта занимает образ самого Гулливера; он не только связывает воедино отдельные сатирические эпизоды романа, но является своеобразной нормой, масштабом, по отношению к которому лилипуты и великаны, лапутяне и иеху выступают как извращение нормального человека, как его чудовищное поругание. Мизантропия Свифта — только оборотная сторона его гуманизма.

Лекция базируется на учебнике: История зарубежной литературы XVIII века / под. ред. Л.В. Сидорченко. М.: Академия, 1999.

Особенности Английского Просвещения

В литературе английского Просвещения выделяются периоды: ранний (по 1730-е годы), зрелый, охватывающий 1740 — 1750-е годы, и поздний, растянувшийся от 1760-х до 1790-х годов.

Александр Поуп (1688 — 1744) — самый значительный представитель английской просветительской классицистской поэзии.

Большое распространение в раннепросветительской литературе получила комедия в различных ее жанровых разновидностях. Но послне принятия в 1737 г. Акта о цензуре, согласно которому театры могли существовать лишь на основе королевской лицензии, пьесы должны были подвергаться предварительной цензуре лорда-камергера, в них нельзя было обсуждать политические проблемы и делать действующими лицами государственных деятелей. В Лондоне были закрыты все театры, кроме Друри-Лейн и Ковент-Гардена. Развитию драматургии был нанесен существенный урон. На авансцену английской литературы зрелого Просвещения выдвинулся роман.

В 60 — 80-е годы просветительские тенденции более всего сохраняются в поэзии — у Роберта Бернса, а также в жанре сатирической комедии, крупнейшим представителем которой в 70-е годы был Р. Шеридан.

ДАНИЕЛЬ ДЕФО

В лице Даниеля Дефо (Daniel Defoe, ок. 1660 — 1731), талантливого публициста, журналиста, писателя, зачинателя романа нового времени, Просвещение в Англии на раннем его этапе обрело одного из самых ярких своих представителей. Творчество Дефо вдохновлялось не столько книжным, сколько практическим, житейским опытом и было обращено не к избранному кругу ценителей, но к массовой демократической аудитории: уже при жизни автора его книги, статьи, памфлеты стали достоянием широчайших читательских кругов в Англии и за ее пределами.

Начиная с 1690-х годов Дефо выступает в печати как поэт-сатирик и публицист в защиту нового строя, против изживших себя феодальных установлений.

Тем не менее демократическим симпатиям писателя был нанесен тяжелый удар. Тюрьма и очередное банкротство подточили его нравственные силы. Выйти на волю ему удалось лишь заключив компромисс с властями. В течение долгих лет он вынужден был выполнять тайные поручения правительства. Журналистско-публицистическая деятельность Дефо и после 1703 г. продолжает носить прогрессивный характер, однако утрачивает былой радикализм: обличительные мотивы в его творчестве оттесняются на задний план, уступая место прославлению частной буржуазной инициативы, торговой экспансии, экономического процветания.

ДЖОНАТАНА СВИФТ

Джонатан Свифт (Jonathan Swift, 1667 — 1745) родился и получил образование в Ирландии. Напряженная политическая обстановка в Дублине, вызванная низложением Иакова II (1688) и его попыткой вернуть себе власть, опираясь на своих ирландских сторонников (1689), заставила Свифта, как и многих других англичан его круга, уехать из Ирландии в Англию. Там Свифт поступил на службу секретарем к своему дальнему родственнику Уильяму Темплу, писателю-эссеисту, государственному деятелю и дипломату. Следуя семейной традиции, Свифт принял сан англиканского священника и получил приход в Ирландии (1694), однако его помыслы притягивала литературная деятельность, представленная в истории семьи прославленными именами Давенанта и Драйдена.

АНГЛИЙСКИЙ РОМАН ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Период зрелого Просвещения в Англии, охватывающий 40-50-е годы XVIII в., отмечен расцветом просветительского реалистического романа.

Начало зрелого Просвещения в Англии связано с творчеством Сэмюэла Ричардсона (Samuel Richardson, 1689 — 1761).

Доведенная до отчаяния тиранией семьи, Кларисса решается вверить свою судьбу молодому блестящему дворянину Роберту Ловласу, который жестоко злоупотребляет доверием бежавшей с ним девушки и, опоив ее снотворным зельем, совершает над ней насилие. Мещанская мораль предписывает ей отныне один путь — законный брак, тем более что на этом настаивают и его знатная родня, и ее близкие. Однако Кларисса отвергает всякий компромисс с грехом и умирает, торжествуя нравственную победу. Ловлас, истерзанный угрызениями совести, покидает Англию и вскоре погибает на дуэли от руки двоюродного брата Клариссы.

Конфликт романа — это не только любовно-психологический и моральный поединок двух сильных и гордых натур — чистой и благородной Клариссы и демонического в своей коварной изобретательности Ловласа, но и — в более широком плане — столкновение личности, отстаивающей свое достоинство, с жестоким и равнодушным обществом.

Свято веря в изначальную доброту и чистоту человеческой природы, Ричардсон воплощает свои представления о героических возможностях, в ней заложенных, в светлом облике Клариссы Гарлоу. У ее антагониста Ловласа эти возможности, как стремится показать автор, оказываются обращенными во зло ложным воспитанием и влиянием дурной среды. Но и в нем порывы естественного великодушия постоянно вступают в спор с эгоизмом и развращенностью. Необычайная сложность характеров, созданных Ричардсоном, привела к неожиданным для него результатам его герой — блестящий и порочный, жестокий и порывисто-нежный, циничный и восторженный — покорил сердца читателей, тогда как его Кларисса, олицетворение сияющей добродетели, показалась многим чопорной и высокомерной.

Все три произведения Ричардсона принадлежат к жанру эпистолярного романа и написаны в традициях мнимой документальности: желая придать своим творениям характер наибольшего правдоподобия, автор выдает их за подлинную переписку реально существовавших лиц. Эпистолярный жанр наиболее адекватно отвечал творческим запросам романиста и обрел у него необыкновенную разносторонность и гибкость. Роман в письмах позволял ему передать тончайшие оттенки чувств и мыслей героев, их сиюминутные переживания, запечатлеть в остро драматической форме столкновение противоречивых мировоззрений, интересов и страстей.

Генри Филдинг (Henry Fielding, 1707 — 1754)

Неудивительно, что Уолпол поспешил ввести закон о театральной цензуре (1737), который одним ударом покончил с драматургической деятельностью Филдинга: ему пришлось искать иной путь деятельности. Он начал издавать журнал, много писал и, сдав необходимые экзамены, со временем стал мировым судьей в беднейших районах Лондона.

Продолжением, развитием главнейших тем и идей Филдинга и одновременно полемикой против них является творчество его младшего современника Смоллетта.

Тобайас Смоллетт (Tobias Smollett, 1721 — 1771) принадлежал к бедной, но родовитой шотландской семье, стал врачом, но рано отказался от занятий медициной ради литературной работы.

Если путь Тома Джонса — это воспитание души, развитие заложенных в ней благородных наклонностей, то путь Рэндома — это путь человека, на которого среда оказывает растлевающее воздействие. Он не только совершает дурные поступки, но и проявляет неблагодарность, жестокость, корыстолюбие. Однако от окружающих Рэндома отличают ум, позволяющий ему трезво оценивать не только чужое, но и собственное поведение, и потенциальная способность к добру.

История Перигрина Пикля близка истории Родрика Рэндома, речь в ней также идет о взаимодействии индивида и его окружения. После унизительного крушения политических надежд Пикля, когда, обманутый своими высокими покровителями, разоренный взятками и подношениями, которые требовались от кандидата в парламент, он оказался в долговой тюрьме, верность добрых друзей и невесты помогла его духовному возрождению и традиционному счастливому концу.

Во второй половине века развивается английский сентиментализм. Высшим достижением которого является творчество Л. Стерна. (см. лекцию «Английский сентиментализм).

ПОЭЗИЯ БЕРНСА

Как человек и как поэт Бернс формировался под перекрестным влиянием двух национальных культур, шотландской и английской.

Очищая стих от напыщенности и штампов, Бернс стремился к максимальной выразительности поэтического слова. В стихах Бернса звучит шотландский диалект; многие из них написаны на мотивы народных песен и сами стали песнями, которые и сегодня поет Шотландия. Обновление и демократизация тематики, языка, художественных средств шли у него в единстве с перестройкой традиционной системы лирических жанров, ее обогащением. Удивительная энергия, острота и богатство суждений, находчивость в полемике и сила аргументов, богатство ритмов и интонаций, удивительная гибкость и красочность народной речи — эти характерные особенности лучших стихотворений Бернса завоевали ему всемирную известность.

ДРАМАТУРГИЯ. ШЕРИДАН

После блистательных успехов английского театра в конце XVI — начале XVII в., после краткого периода подъема в 1660 — 1680-е годы искусство драмы в течение почти двухсот лет играет сравнительно скромную роль в развитии английской культуры. В эпоху Просвещения драма оказалась на втором плане, уступив господствующие позиции другим жанрам: эссе, памфлету, трактату, позднее — роману.

Вершиной театрального искусства XVIII в. стала комедия Ричарда Бринсли Шеридана (Richard Brinsley Sheridan, 1751 — 1816). Выходец из Ирландии, сын актера и писательницы, Шеридан рано добился громкого успеха и восхищения всей Англии как комедиограф. В 25 лет он стал директором (а позднее и владельцем) лучшего в Лондоне театра Друри-Лейн.

Парадоксальность и острота комедии заключаются в том, что предметом разоблачения и осмеяния в ней становятся насмешники, губители чужих репутаций, с профессиональной изощренностью издевающиеся над достоинством и честью людей. Салон леди Снируэл, объединяющий клеветников всех мастей, из тех, что убивают не оружием, а словом, не в честном бою, а из-за угла, — это фон, на котором разыгрывается действие пьесы.

Братья Сэрфес — Джозеф и Чарлз — противостоят друг другу и как соперники в любви (взаимное чувство соединяет Чарлза с Марией, которую ради денег жаждет заполучить в жены Джозеф), и как соперники в расположении богатого дядюшки Оливера, от которого зависит их материальное благополучие. Противостоят они друг другу и как контрастные нравственные типы: Джозеф -злодей и тайный сластолюбец, но провозглашает только самые возвышенные принципы, придавая им безапелляционную форму моральных сентенций; Чарлз, напротив, не скрывает своего легкомыслия, мотовства, беспутства, страсти к азартной игре, но верен доброте и отзывчивости, которые, по убеждению просветителей, составляют истинную сущность человеческой природы.

Особенности развития английской литературы в XVIII веке


Особенности развития литературы и искусства в Англии XVIII века объясняются свойствами ее исторического развития.

Буржуазная революция в этой стране одержала победу еще в XVII веке. Английское Просвещение, таким образом, развивается в условиях уже победившего буржуазного строя. При этом необходимо учесть, что если в XVII веке, в период подлинно народной по своему характеру революции 1640—1649 годов, буржуазия была настроена революционно, то в дальнейшем, к концу века, революционные традиции класса буржуазии весьма ослабли, что и позволило реакции в 1660 году реставрировать на английском престоле династию Стюартов. В мрачную эпоху реставрации были восстановлены многие законы и обычаи феодальной поры. Пуританство, ранее выражавшее идеологию прогрессивной буржуазии, приняло реакционный характер. Буржуа обрел в религии средство держать в повиновении трудовые массы. Пуританизм приобрел черты лицемерия, ограниченности, крайней нетерпимости. Особенно ярко это проявлялось в отношении пуритан к искусству. Считалось, что искусство растлевает людей, привносит в жизнь общества лень, разорение, отвлекает от веры в Бога.

Английские просветители создавали свою литературу и искусство в постоянной и трудной борьбе с пережитками феодализма, опираясь при этом на материалистическую философию и эстетику XVII века (учения Гоббса, Локка, Толанда).

Особенно большое влияние на философов английского Просвещения оказало материалистическое в своей основе учение Джона Локка^ сенсуализм. Локк выдвинул теорию происхождения всех Знании из чувственного опыта человека, считая, что разум обогащается благодаря опыту, который приобретается ощущениями.

Последователи Локка в Англии — Шефтсбери и Мандевиль — развили это учение и пользовались им в борьбе с пуританством, тормозившим в начале XVIII века развитие науки и искусства.

Несмотря на то, что в целом английское Просвещение отличается более умеренным характером, чем европейское, все же на протяжении всего XVIII века радикально-критическое крыло английских просветителей резко высмеивает лицемерие и ханжество английской аристократии, беспощадно вскрывает социальные пороки, порожденные капитализмом уже на ранних этапах своего развития.

Существовало среди деятелей Просвещения и умеренное крыло, представители которого строили свою эстетику на субъективной философии Беркли и христианской этике. Писатели этого направления стремились вести примирительную политику по отношению к пуританству, старались сгладить противоречия действительности.

Периодизация литературы английского Просвещения может быть предложена такая:

Первый период (1688—1730)—расцвет поэзии просветительского классицизма; большие успехи журналистики, предварявшие становление английского нравоописательного романа; возникновение новых жанров в драматургии. Просветительская эстетическая мысль набирает силу.

Второй период (1730—1750) — расцвет просветительского реализма, получившего воплощение в ведущем жанре — просветительском романе.

Третий период (1750—1790) —возникновение и развитие нового направления — сентиментализма и позднее — предромантизма.

Первый период просветительства характерен борьбой с пуританскими взглядами на искусство, отрицавшими его общественное Значение, а также появлением критики пороков буржуазного общества.

Философ Шефтсбери в своих трудах сумел доказать, что искусство является важной формой общественного сознания, стимулирующего развитие общества.

Философию Шефтсбери, его учение о врожденной добродетельности человека, которая под благотворным влиянием искусства может уберечь его от зла и безнравственности, подверг критике Мандевиль, утверждавший, что и добродетель, и порочность следствие прямого воздействия среды. Он считал, что буржуазному обществу свойственны пороки и их необходимо разоблачать.

Взгляды Мандевиля оказали большое влияние на создателей социально-бытового просветительского романа в Англии.

Однако в дальнейшем поэзия и эстетика Попа идут явно не в ногу со временем. Его классицизм тормозил развитие искусства, его сатирам явно не хватало того бесстрашия и любви к народу, которые отличают творчество Свифта, Филдинга, Смоллетта.

Дальнейшее развитие сатирической драматургии в Англии было насильственно пресечено мерами правительства, которое в 1737 году добилось от парламента принятия билля о театральной цензуре.

В последующие годы среди бесцветной драматургии XVIII века одиноко возвышаются лишь пьесы Голдсмита и комедии Шеридана.

В первой половине XVIII века передовые круги английской буржуазии еще не утратили демократической традиции 1649 года. Совершая открытия новых земель, развивая науку и промышленность, наиболее прогрессивно настроенные слои буржуазии были заинтересованы в познании материального мира и его закономерностей. Роман явился могучим средством художественного познания действительности. С переходом буржуазии на реакционно-охранительные позиции в конце века буржуазный роман исчерпал себя как жанр.

Лишь после длительного периода предромантической и романтической реакции роман был воссоздан на основе новых принципов как великое реалистическое искусство.

Первым замечательным романистом английского Просвещения был Даниель Дефо. Подлинный сын своего времени, Дефо вошел в историю литературы как основоположник романа Просвещения; он выразил в своем творчестве все еще продолжавшийся подъем в английском буржуазном обществе, борьбу этого общества с пережитками феодализма и экзотику больших географических открытий в начальный период колонизации.

Авантюрные приключенческие романы Дефо, горькая сатира Свифта сменяются на втором этапе английского Просвещения семейно-бытовым и социально-бытовым романом. Это означало, что роман в своей эволюции достиг следующей, более высокой стадии развития.

Высшей точки в своем развитии английский просветительский роман достигает в творчестве Генри Филдинга (1707— 1754) — драматурга, романиста и теоретика литературы.

В его романах и пьесах с большой полнотой отразилась жизнь Эпохи, его произведениям свойственна большая сила эмоционально-художественного воздействия, обусловленная пафосом гражданственного негодования и горячей симпатией к народу, ненавистью ко всем пережиткам старины как в области социально-политической, так и в области эстетической. Вместе с тем Филдинг исполнен исторического оптимизма: он, в отличие от Свифта, еще не утратил окончательно веры в общественный прогресс, он сохраняет иллюзии о жизненности буржуазного строя. Филдинг был художником-новатором, по существу, его можно назвать творцом социально-бытового романа. В отличие от Ричардсона, Филдинг смело и бесстрашно нападает на пуританское ханжество, тартюфство английской буржуазии, на чудовищную коррупцию государственного аппарата, ставшую системой в его время, реалистически описывает ужасающую нищету народных масс, т. е. делает то, перед чем неизменно останавливались просветители умеренного крыла — Стиль, Аддисон, Ричардсон и Лилло.

Подобно Свифту, Филдинг изгоняет религию из своей художественной практики и эстетики, выступая с сатирами на религиозное ханжество и мракобесие. Изгнание религии из сферы романа весьма плодотворно сказалось на развитии этого жанра.

Отрицая узкие рамки семейно-бытового романа, отвергая дидактику и нравоучительство, унаследованные у классиков, Филдинг призывает учиться изображать жизнь у Рабле, Шекспира и Сервантеса — давать систему образов на широком социальном фоне.

Третий, последний, этап Просвещения в Англии характеризуется господством сентиментализма. Начавшийся в 50—60-х годах аграрнопромышленный переворот (в результате которого Англия стала первой индустриальной державой в XVIII—XIX веках) привел к уничтожению класса крестьян, так называемого свободного йоменри. К 1825 году, по словам Энгельса, полностью исчезает с лица земли тот класс, который составлял главное ядро армии Кромвеля.

Наиболее яркий представитель нового направления — талантливый романист Лоренс Стерн.

Стерн продолжил дело развития романа как жанра и добился новых успехов в искусстве изображения внутреннего мира человека. Его романы отличаются большим своеобразием. Стерн всецело Занят внутренними переживаниями персонажей. Стерн изображает конфликты своего времени своеобразными методами и образами. Он мастерски показывает душевную опустошенность человека-собственника, его звериный эгоизм, крайний индивидуализм, мелкие, подленькие страстишки обывателя.

Творчеством Стерна и Голдсмита завершается блестящее развитие английского просветительского романа XVIII века.

Романы Дефо, Свифта, Филдинга, Смоллетта, Голдсмита и Стерна являются подлинной революцией в европейском искусстве. Как и вся просветительская литература в целом, роман английских просветителей служил орудием борьбы с пережитками феодализма. В нем была необыкновенно сильна критическая мысль, беспощадно осуждавшая социальный гнет и неравенство, коррупцию, пауперизм, жестокость аристократов и бесчувственность буржуа. Романисты-просветители прославили труд, гуманизм, духовную красоту простого труженика, раскрыли его богатый внутренний мир и высокие моральные качества. И хотя создатели просветительского романа были еще в плену иллюзий о неисчерпаемости исторических возможностей буржуазного строя и идеализировали во многих случаях своего героя, роман английского Просвещения имеет непреходящее значение. Он заложил прочные основы для развития жанра романа во всей Европе.

Если поэты-сентименталисты в своих произведениях прославляли труд крестьян, показывали маленькие радости простых людей, выражали протест против жестокости помещиков и угнетения тружеников (Голдсмит, Грей и др.), то поэты-предромантики пробудили в обществе огромный интерес к памятникам устного народного творчества, к преданиям, сказкам, старинным балладам, проложили дорогу народной речи в литературу.

Предромантическое направление в Англии и Шотландии возникло после выхода в свет в 1771 году многотомного собрания народных песен и баллад, изданных Перси. Этого было достаточно, чтобы возникла целая литература, подражающая стилю, языку и форме старинного народного эпоса, балладам и песням.

Не менее блестящую подделку под стиль среднеанглийского языка XV века совершил поэт Чаттертон.

Интерес к народной поэзии побудил народного поэта Шотландии Роберта Бернса дважды опубликовать свои произведения (в 1782 и в 1789 годах). Этим Бернс положил начало серьезной реформе литературного языка не только в Шотландии, но и в Англии. Он помог своим творчеством свести на нет остатки классицизма.

Песни и сатиры Бернса, народные в своей основе, быстро проникли в народную толщу, их читали по праздникам в любом кабачке, их распевали на мотивы народных песен и т. д. Бернс в огромной степени расширил контингент читающей публики не только в Шотландии, но и в Англии, в Америке и создал своим творчеством предпосылки для возникновения в Англии нового искусства, антибуржуазного по своему духу. Это искусство вскоре явилось в лице английских романтиков.

Продолжая дело Свифта и Филдинга, Бернс, усвоивший революционную идеологию французских, английских и американских демократов, ввел в литературу нового героя, неизвестного просветительской литературе середины века: простолюдина-протестанта и бунтаря, а также вождя народно-освободительного движения. Он изображает крестьян не покорными жертвами, сломленными промышленным переворотом, униженных произволом помещиков и властей, а людьми, исполненными чувства достоинства, наделенными сильной волей, яркими самобытными характерами, с чувством чести и острым природным умом; он утверждал моральное превосходство представителей трудовых классов над людьми-собственниками. Поэзия Бернса — вершина английской поэзии XVIII века.

Классицизм как главный художественный язык эпохи Просвещения. Демократическое направление искусства, ввведение нового положительного образа - простолюдина. Даниель Дефо и Джонатан Свифт как наиболее яркие представители литературы эпохи Просвещения.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.04.2014
Размер файла 40,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава I Литература эпохи Просвещения

1.1 Характеристика литературы эпохи Просвещения

1.2 Литература Англии

Глава II Английские писатели эпохи Просвещения

2.1 Джонатан Свифт

2.2 Даниель Дефо

Введение

В истории европейского общества XVIII век известен как эпоха Просвещения. Деятели Просвещения не только были писателями, но и философами, политическими мыслителями. Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII века, наследуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предшествующего столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Так, "век Разума" стал временем творения выдающихся английских писателей- Д. Дефо и Дж. Свифта.

Дефо - наиболее законченный идеолог средней буржуазии, выражает ее желания и то представление, какое она имеет о себе и о своем месте в государстве. А Свифт же едко осмеивает современное английское общество.

Цель исследования данной контрольно-курсовой работы - раскрыть и показать особенности произведений английских писателей XVIII века на примере творчества Даниеля Дефо и Джонатана Свифта.

Задачи - дать оценку уровню развития литературы этого периода и проследить его этапы. Рассмотреть наиболее ярких представителей.

Глава I Литература эпохи Просвещения

эпоха просвещения дефо свифт

1.1 Характеристика литературы эпохи Просвещения

Просветители верили во всемогущество разума, но для них эта категория наполнялась более глубоким смыслом. Разум должен был только способствовать переустройству всего общества.

Писатели, поэты, драматурги 18 века стремились доказать, что не только наука, но и искусство может способствовать перевоспитанию людей, достойных жить в будущем гармоническом обществе, которое надлежит строить опять-таки по законам разума.

Просветительские идеалы существовали и в русской литературе. Они нашли отражение в творчестве многих авторов 18 века, но наиболее отчетливо у Фонвизина, Радищева.

Они отстаивали идеи национального своеобразия литературы, требовали изображения сильных страстей, героических дел, ярких характеров, а в то же время разрабатывали новые методы психологического анализа. Таким, в частности было творчество Гете и Шиллера.

Литература Просвещения сделала шаг вперед и в теоретическом осмыслении целей и задач искусства, и в художественной практике. Появляются новые жанры: роман воспитания, философские повести, семейная драма. Больше внимания стало уделяться моральным ценностям, утверждению самосознания человеческой личности. Все это стало важным этапом в истории литературы и искусства.

Довольно широкое распространение в литературе этой эпохи получил просветительский классицизм. Крупнейшие его представители в поэзии и в драматургии, а особенно в трагедийном жанре был Вольтер. Имел большое

1.2 Литература Англии

2.1 Джонатан Свифт

Свифт начал творческую деятельность на рубеже двух веков, когда чрезвычайно разнообразный опыт английской литературы XVII в. стал подвергаться переосмыслению в свете нарождавшихся просветительских идей. Свифт был современником и сам отчасти принадлежал к великому общественному движению, именуемому Просвещением.

Под влиянием писателя-эссеиста Темпла сложились основы мировоззрения Свифта. В философско-религиозных вопросах он разделял скептицизм Монтеня в англиканской интерпретации, подчеркивающей слабость, ограниченность и обманчивость человеческого разума; его этическое учение сводилось к англиканскому рационализму с требованием строгой упорядоченности чувств, их подчиненности здравому смыслу. В основе его исторических представлений лежала идея исторической изменчивости.

Чтобы разобраться в этом, надо рассмотреть книгу Свифта в атмосфере времени, ее породившего. Писатели XVII в. не могли указать человечеству путь, по которому оно должно было следовать. Они не знали такого пути и не верили в его существование, поэтому они способны лишь к фантастическим построениям. Это направление и пессимистический дух сатиры Свифта были прямым наследием XVII века.

Раскрытие важнейших социальных противоречий в романе осуществляется в обобщенном образе государства, пронизывающем все четыре части произведения. Англия и - шире Европа предстает перед нами в нескольких измерениях, в разных планах. Так, крошечные обитатели Лиллипутии, уродливые жители Лапуты и отвратительные еху из страны гуигнгнмов - это фантастически и сатирически преображенные европейцы, воплощение неизлечимых пороков общества. Сопоставление и обыгрывание существ разных размеров дает автору возможность показать человека с необычной точки зрения и раскрыть новые стороны его природы. Если смотреть на человека глазами лилипутов, он покажется огромным, если глазами великанов, он покажется маленьким. Все зависит от точки зрения. Все претендующее на абсолютность сравнивается с ничтожным и малым. Однако, несмотря на малую величину лилипутов, у них есть свои города, нравы, обычаи, государство, император, двор, министры. И, что особенно важно, у них были старинные мудрые установления, которые постепенно вытеснены современными нравами. Свифт прибегает к материализованной метафоре, чтобы показать угодничество и ловкость, которые требуются, чтобы сделать карьеру при дворе лилипутов. Надо с детских лет тренироваться в том, чтобы плясать на канате. Надо показать свою ловкость и в том, чтобы перепрыгнуть через палку, которую держит император, или подлезть под нее. Утверждение мощи и величия звучит из уст лилипутов комически и наводит на мысль об относительности всякой власти. Борьба двух партий, существующих при дворе - партия высоких и низких каблуков, - служит тому, чтобы отвлечь внимание людей от насущных вопросов жизни. Партийную борьбу дополняет изображение религиозных распрей. Они показаны в виде борьбы тупоконечников и остроконечников. Из-за того, с какого конца разбивать яйцо, фанатики идут на смерть. Свифт выступает здесь против религиозного фанатизма и религиозных предрассудков.

Интрига, которая началась против Гулливера, - первый экскурс в область человеческой природы, как она проявляет себя в сфере политики. Гулливер не только защитил государство от вторжения неприятеля, но и спас дворец от пожара, что не смогли понять и оценить лилипуты. По необъяснимым причинам ненависть к Гулливеру растет и за его спиной зреет нечто страшное. Но если враги Гулливера предлагают его убить, то друг предлагает гуманную меру - выколоть ему глаза. Он полагает, что этим удовлетворит правосудие и восхитит своей мягкостью весь мир.

Ирония Свифта обнажает здесь убожество благодеяний, на которые способен друг, не порывающий с подлой логикой господствующего порядка. Хлопотливая суета интриг приобретает у лилипутов характер пустой и ничтожной игры. Лилипуты подлы, но их маленький рост символизирует мелочность и ничтожность их дел, - человеческих дел вообще.

Во второй части романа - путешествие в Бробдингнег - все поворачивается обратной стороной. Жители страны - великаны. Свифт продолжает обыгрывать разницу размеров. Гулливер попадает в положение лилипута. Он сам выглядит как ничтожное существо, зверек, насекомое. С другой стороны, маленький рост Гулливера и соответственно иной прицел его глаз дают ему возможность видеть то, что не видят большие люди, например, непривлекательные стороны человеческого тела вблизи.

Великаны показаны двояко. Это существа могучих размеров, существа грубо-материальные, не облагороженные духовностью. Их большой рост сочетается с умственной ограниченностью, непритязательностью и грубостью. Но этим не исчерпывается характеристика великанов. Король и королева - большие люди, большие не только физически, но и нравственно и интеллектуально.

Тема Англии вводится здесь иначе, чем в первой части. Центральное место занимают беседы Гулливера с королем. Гулливер выступает как средний англичанин, со всеми его предрассудками и неосознанной жестокостью. Он хочет возвысить свое отечество, изображает политическое устройство как идеальное, выдвигает на первый план все, что, по его мнению, может это государство украсить. В ответ на это, король - человек наделенный природным здравым смыслом заметил, как ничтожно человеческое величие, если такие крохотные насекомые могут стремиться к нему. Свифт высказывал эту мысль, сопоставляя лилипутов с Гулливером и он повторяет ее сопоставляя Гулливера с великанами. Трезвый, здравомыслящий характер короля великанов кажется Свифту очень привлекательным. Свифт положительно оценивает и общественную систему великанов. Политика не возведена у них в степень науки. Король великанов - противник государственных тайн, интриг и изощренности. Он полагает, что человек, который вырастил одно зерно, стоит больше, чем все политики.

В третьей части трактуется также вопрос о развитии человечества - его историческом и биологическом развитии, о движении истории, о жизни и смерти. Попадая на остров Глобдобдриб - остров чародеев и волшебников, перед Гулливером проходит вся история человечества. Здесь и выступает историческая концепция Свифта. Он питает глубокое уважение к древности и ее героям. Это уважение перерастает в своеобразный классицизм. Сопоставление древней и новой истории нужно Свифту для того, чтобы показать деградацию и упадок человечества. Угнетение, подкуп, вероломство, предательство - вот что сопровождало рождение нового цивилизованного общества. Концепция развития человека, которую излагает Свифт, акцентирует прежде всего противоречия этого развития, конечный упадок человеческого рода. Она противостоит оптимистической концепции просветителей, изображающей исторический процесс как победу света над тьмой.

Третья часть романа завершается посещением восточных стран. Нелепость и жестокость придворного обихода выступает в ней в особенно откровенных формах. Особую группу людей этой страны составляют струльдбруги, или бессмертные. Описание этих людей как бы перекликается с воскрешением мертвых, которое происходило на острове чародеев и волшебников. Долголетие - мечта каждого человека. Гулливер пришел в восторг от этой идеи. Он полагает, что вечная жизнь может дать человеку опыт и мудрость, что богатство жизненного опыта, который накопит бессмертный, помешает упадку и вырождению человечества. Но все происходит наоборот.

Человек не может надеяться на вечную молодость. И струльбруги оказываются вечными стариками. Они лишены естественных чувств и с трудом понимают язык нового поколения. Алчные и жадные, они хотят захватить власть, а так как не способны к управлению - могут лишь привести государство к гибели. Эта глава повествует о биологической и социальной деградации человека и о бессилии науки найти рецепты для его спасения.

2.2 Даниель Дефо

Подробно раскрывая в романе отношения между Робинзоном и спасенным им от каннибалов Пятницей, Дефо стремится подчеркнуть благородную цивилизаторскую миссию английской буржуазии. В его изображении Робинзон хотя и превращает молодого дикаря в покорного слугу, однако обращается с ним мягко и гуманно, приобщает его к благам духовной и материальной культуры и обретает в нем благодарного и способного ученика. Явно идеализируя образ Робинзона, автор как бы преподает урок европейским колонизаторам и работорговцам, учит их гуманному обращению с туземцами, осуждает варварские методы покорения диких племен.

Исключительность ситуации, в которую поставил своего героя Дефо, изъяв его из мира денег и поместив в мир труда, позволила автору наиболее ярко высветить в характере Робинзона те его качества, которые проявляются в свободной от торгашеских расчетов, общечеловеческой по своей сути, творческой, созидательной его деятельности. Пафос познания и покорения природы, торжество свободного человеческого труда, разума, энергии и воли к жизни придают книге Дефо необыкновенную свежесть, поэтичность и убедительность, составляют тайну ее обаяния и залог ее бессмертия.

Заключение

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение. В ходе исследования была достигнута цель, поставленная в начале работы. Были изучены биографии авторов, их творческий путь и особенности их самых знаменитых романов - " Путешествия Гулливера " и "Робинзон Крузо". Как выяснилось, успех Робинзона превзошел всякие ожидания Дефо. Он оказался творцом английского реалистического романа, создателем нового литературного жанра, так пышно расцветшего в течение XVIII и XIX веков.

Путешествия Гулливера" - это сатирический философско-политический роман на ранней стадии развития просветительской литературы в Англии, когда жанр романа находится в процессе становления. Специфическая особенность романа - наличие в нем ярко выраженного публицистического начала, сближающем его с памфлетом.

Свифт оказал огромное влияние на позднейших английских реалистов-просветителей. Свифтианские мотивы проходят через все творчество Филдинга, Смоллетта. Впоследствии свифтовский жанр обобщающей сатиры, основанной на реалистическом использовании фантастики, нашел гениальных продолжателей в лице Салтыкова-Щедрина и Анатолия Франса.

Список литературы

3. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М.,1972.

4. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М.,1973.

Читайте также: