Ренессанс и ренессансы панофский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

 © DeA Picture Library/A. De Gregorio ТИНТОРЕТТО. САРНЦО ПРИНОСИТ ПОБЕДУ ВЕНЕЦИАНЦАМ НАД АРДЖЕНТОЙ
 IGDA/G. Dagli Orti ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ. БРАК В КАНЕ. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA/G. Dagli Orti АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ МЕДИЧИ. 1542. Галерея Уффици, Флоренция. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ. ПЕРСЕЙ
 Archivio I.G.D.A. ПАРМИДЖАНИНО. РАБЫНЯ-ТУРЧАНКА

 IGDA ИЕРОНИМУС БОСХ. САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ. Левая створка триптиха.
 IGDA/G. Dagli Orti ЖАН ФУКЕ. ПЬЕТА ИЗ НУАНА. Левая створка триптиха.

 IGDA АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПОРТРЕТ ОТЦА
 IGDA/Bulloz ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ
 IGDA/G. Dagli Orti МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Правая створка Изенхеймского алтаря с изображением Воскресения Христа. 1511–1516. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Философия искусства Эрвина Панофского

Эрвин Панофский (1892-1968) — корифей европейской науки об искусстве, основоположник американского искусствознания, легендарный создатель иконологического метода — является одной из знаковых фигур в истории культуры ХХ столетия. На его труды по сей день ссылаются искусствоведы всего мира, они изучаются на искусствоведческих факультетах высших учебных заведений.

Задача книги — выявить главные темы и идеи в истории искусства и попытаться понять их как часть культурной традиции, как претворение основных идей целостной европейской цивилизации. Символика и даже пропорции в живописных и скульптурных работах раскрываются как генераторы новых смыслов, увязываются с общими мировоззренческими позициями и конкретными обстоятельствами жизни и творчества художников.

Глубокие теоретические концепции возникают в результате конкретного исторического и эстетического анализа шедевров европейского искусства.
Книга Панофского является не только основополагающим трудом по искусствоведению, не имеющим аналогов по глубине и широте охвата, но и введением в характеристику образа жизни и мышления европейского человека отдаленных от нас эпох.

Материал составлен и подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство

Лекции № 1 и № 2, рассматривающие вопрос о том, где имело место явление Ренессанса и, если оно существовало, в чем состоит его отличие от так называемых средневековых возрождений, которые часто упоминаются на с. 49—189 настоящего издания, а также лекция № 10, посвященная взаимосвязям искусства и науки в XV и XVI веках, содержат материалы моих исследований, представленные в двух предыдущих публикациях. Однако с течением времени, прошедшего после их появления (они выпущены без примечаний и в абсолютно недоступных изданиях'), возникла потребность переработать их и дополнить. Третью лекцию, посвященную итальянской живописи треченто и ее влиянию на живопись других европейских стран (с. 190—253 настоящего издания), необходимо было расширить, ибо ее содержание должно было соответствовать некоторым главам книги, планируемой к выходу в свет в следующем году". Поскольку в книге предмет изложен более обстоятельно и разносторонне, повторение (иногда дословное) некоторых текстов является вполне оправданным.

Вопреки ожиданиям, приблизить содержание первой и второй лекций к современности и, насколько возможно, сделать их актуальными оказалось очень

Early Netherlandish Painting: Its Origins and Character. Cambridge (Mass.),"i953. Introduction, chapters I—III, V, VI.

сложно и на это потребовалось больше времени, чем планировалось. Переработать третью лекцию стало почти сверхчеловеческой задачей, поскольку литература об искусстве итальянского треченто, несмотря на свою многочисленность, уделяет довольно мало внимания отношению этой эпохи к античности. А совершенно невыносимым процесс исправления сделало то, что буквально каждая неделя была отмечена появлением новой важной публикации. Никому не дано прочитать за данный отрезок времени все то, что написано сотней других, и в конце концов я пришел к выводу: занимаясь проблемой Возрождения, невозможно быть ни глубоким, ни оригинальным: не только все неверное, но и все правильное, кажется, уже сказано. Единственное, что можно было попытаться сделать, это, в лучшем случае, сузить широчайшую панораму до небольшой черновой зарисовки, похвальная задача которой — обозначить точку зрения автора, а с другой стороны — внести некоторые поправки в артиллерийские карты, тщательно составленные другими.

Современная история искусства как самостоятель­ ная научная дисциплина, благополучно пережив сто­ летие своего развития, опять оказалась на перепутье. Выбор метода исследования, определение позиции историка искусства по отношению к другим родст­ венным научным дисциплинам и предмету исследова­ ния сейчас не менее актуальны, чем сто лет назад, ко­ гда только определялись контуры молодой науки. На исходе XX столетия насущной стала потребность са­ моопределения, исторической оценки пройденного пути и его критического анализа, с тем чтобы прояс­ нить свои возможности и перспективы.

и Гамбурге, были сосредоточены лучшие художествен­ ные и интеллектуальные силы тогдашней Европы.

Первоначальная карьера Панофского никак не бы­ ла связана с историей искусства. В 1910-х годах он изучал право в университете Фрайбурга, затем увлекся филологией и древними языками, что было в тради­ циях немецкой университетской науки, и только к двадцатым годам определился в своем интересе к ис­

тории культуры и искусства. После защиты диссерта­ ции о художественной теории Дюрера 1 Панофский

был приглашен на должность приват-доцента в недав­ но открытый Гамбургский университет, в котором проработал до 1933 года, получив должность профес­ сора в 1926 году. Научная карьера Панофского скла­ дывалась более чем благополучно. Живя в Гамбурге, он сблизился с Аби Варбургом, библиотеку которого постоянно посещал. Здесь он познакомился с другом

Э. Панофский и его книга.

Э. Панофский и его книга.

В научной и специальной литературе первых двух десятилетий XX века одно из первых мест занимали попытки философского обоснования анализа ис­ кусств, в частности живописи, и осмысления его с точ­ ки зрения философских категорий. Ведущей пробле­ мой была проблема интерпретации языка искусства "и~ёго содержания, поиски точек отсчета в понимании ^автономности искусства и вместе с тем его взаимосвя- Ш~с~йньши видами творчества и интеллектуальными усилиями эпохи. Еще в начале века Ганс Титце задавал-

Э. Панофский и его книга.

форм Ригль кладет пространственное восприятие, считая, что именно его характер отличает, например, архитектуру Ренессанса от барокко или любой дру­ гой эпохи. Под влиянием Ригля в своей ранней работе, посвященной немецкой средневековой скульптуре, Панофский намечает эволюцию скульптуры от антич­ ности к Новому времени, анализируя отношение плас­ тики к пространству 2 . Особым завоеванием новоевро­ пейского искусства Панофский считает присущее ему чувство единой целостной массы (под массой он по­ нимает соединение нераздельных частей, равноцен­ ных форм и функций), незнакомое античности. Это чувство массы теснейшим образом связано с особым пониманием пространства, целостная трактовка кото­ рого достигается лишь в Ренессансе, обретая в барокко потенцию к безграничному развитию.

Читайте также: