Россия и шос кратко

Обновлено: 05.07.2024

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081


Контакты:

Фактический адрес: Малая Ордынка, 17, каб. 417.

Конаровский М. А.

Россия – ШОС: некоторые элементы стратегии

Практически сразу после создания ШОС Россия выступала и за расширение Организации. Безусловным достижением ее председательства в 2014 – 2015 гг. стал запуск этого процесса за счет привлечения Индии и Пакистана, а также предоставления Белоруссии статуса наблюдателя, а Азербайджану, Армении, Камбоджи и Непалу – партнеров по диалогу. Поддержав выдвинутую КНР в 2013 г. инициативу Экономического пояса Шелкового пути, и увязав ее с реализацией задач Евразийского экономического союза, Россия послала дополнительный сигнал в этом направлении другим государствам – членам ШОС.

Сохранение роли России в качестве одной из основных движущих сил ШОС будет и далее соответствовать ее стратегическим задачам, в том числе и с учетом того, что основным элементом сопряженности интересов стран ШОС в ближайшей перспективе будет оставаться проблематика противодействия терроризму и экстремизму.

Библиографическое описание: Конаровский М. А. Россия – ШОС: некоторые элементы стратегии// Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 4. С.149-161. DOI: 10.17323/1996-7845-2016-04-149.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском Саммите глав государств-членов ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из "Шанхайского духа", придерживаются принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС являются русский и китайский языки.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2016 года эти посты соответственно занимают Рашид Алимов (Таджикистан) и Евгений Сысоев (Россия).


Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Приведенная ниже Таблица 1 демонстрирует динамику увеличения количества разделов, усложнения и расширения контента, касающегося деятельности ШОС, в каждой из принятых Стратегий национальной безопасности РФ, начиная с 2000 г.

Таблица 1. Тематика разделов и количество упоминаний ШОС в Концепции внешней политики России 2000, 2008, 2013, 2016 гг.

  • выработка региональных приоритетов;
  • интеграция в АТР;
  • купирование вызовов безопасности.
  • формирование нового мироустройства;
  • стратегическое взаимодействие с Китаем;
  • снижение террористической угрозы;
  • партнерская сеть региональных объединений.
  • управляемость мирового развития;
  • региональные приоритеты внешней политики;
  • развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • политическое и экономическое взаимодействие;
  • укрепление взаимного доверия в Центральной Азии;
  • формирование общего экономического партнерства;
  • снижение уровня террористической угрозы.

Внимание, которое уделяется ШОС в доктринальных документах, а именно в Концепции внешней политики РФ, демонстрирует, что Организация является активным звеном усложняющейся структуры международных отношений, где центр мирового развития смещается в сторону Тихоокеанского региона. В глобальной конкуренции на международной арене ШОС отводится роль платформы для отстаивания и защиты ценностных ориентиров России, препятствующей навязыванию чужих взглядов. Кроме того, ШОС участвует в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы, что является главной тенденцией современного этапа мирового развития.

Анализ географии зарубежных поездок президента РФ также позволяет выявить значение, которое уделяется ШОС в реализации внешней политики России.

На Графике 1 представлена доля визитов президента России в страны ШОС и в страны Востока от общего количества зарубежных поездок в период с 2001 по 2019 гг., то есть начиная со времени создания ШОС. Всего проанализировано 418 зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева, совершенных ими в качестве президента РФ, при этом рассматривались официальные визиты, рабочие поездки, частные визиты, а также поездки для участия в саммитах и форумах.

График 1. Доля от общего числа зарубежных визитов президента РФ. Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России.


Из Графика 1 видно, что с течением времени страны Востока занимают все большую долю среди зарубежных визитов президента РФ. Пик активности приходится на 2012 г., года почти 70% зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева были совершены в страны Востока. Ту же самую тенденцию мы наблюдаем и при анализе зарубежных поездок в страны ШОС, что говорит об увеличивающейся значимости Организации во внешней политике России.

На Графике 2 показано общее количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока в каждый из рассматриваемых годов.


В ходе визитов в страны — участницы ШОС тематика двусторонних переговоров неизменно касается обсуждения насущных проблем Организации. Роль ШОС в данном случае заключается в предоставление возможности для формирования международной повестки, для транслирования внешнеполитических установок России до стран региона и мира.


В 2016 г. потенциал ШОС оказался востребован в рамках нового интеграционного проекта — Большого евразийского партнерства (БЕП), идея которого была озвучена международному сообществу в рамках Петербургского международного экономического форума. В. Путин предложил создать Большое евразийское партнерство с участием государств — членов ШОС, ЕАЭС, включая Китай, Индию, Пакистан, Иран, страны СНГ и ряд других государств. Работу указанного партнерства предлагается нацелить на выстраивание нового формата международного сотрудничества в Евразии с поддержкой идеи сопряжения евразийской интеграции и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП).

В рамках ШОС начал формироваться новый вектор развития, в котором теперь уже восьмерке стран предстоит выступать в качестве одной из структурообразующих основ и ключевого элемента нового миропорядка в Евразии. В предлагаемом Россией сценарии создания новой интеграционной структуры в Евразии выделяется и новая функция ШОС, а именно — ей предлагается выступить в качестве связующего фактора между ИПП и ЕАЭС. В данном случае Москва преследует свои геополитические цели, стараясь выровнять асимметрию экономических возможностей Москвы и Пекина в странах Центральной Азии, а также сохранить регион ЦА как сферу традиционного влияния России, не нанеся при этом ущерба процессам евразийской интеграции.

В настоящий момент одним из главных вызовов для ШОС является формирование новых направлений развития в условиях сложной внешнеполитической обстановки. После расширения состава участников совокупная мощь и влияние Организации значительно увеличились, что позволяет ставить перед ней более амбициозные цели и задачи. Заявленные приоритеты российской стороны, к которой перешло председательство в ШОС в 2019–2020 гг., полностью отвечают этим планам.


Во-вторых, большие возможности Москва видит в расширении экономического сотрудничества, прежде всего в транспортно-логистической, инфраструктурной, научно-технологической, инновационной сферах. Ожидается, что особый акцент будет сделан на укреплении межрегионального взаимодействия в рамках ШОС. Среди запланированных мероприятий уже анонсировано проведение в России первого Форума глав регионов государств — членов ШОС.

Будет продолжено развитие культурно-гуманитарных связей, продвижение общих нравственных и этических ценностей, наращивание взаимодействия в сферах образования, здравоохранения, экологии, культуры, туризма и молодежных контактов. Запланировано проведение серии масштабных мероприятий, посвященных 75-летию Победы во Второй мировой войне.

В-третьих, в планы российской стороны входит консолидация государств — членов ШОС и углубление внешнеполитической координации в целях согласования общих позиций по актуальным международным и региональным вопросам, выработки совместных инициатив. Ожидается, что страны усилят координацию позиций в рамках ООН, а также нарастят практическое сотрудничество с АСЕАН, ОДКБ, СНГ, ОЭС, ЕАЭС, в том числе в целях обмена опытом и выдвижения совместных проектов и инициатив.

Вместе с тем в число приоритетов Москвы в рамках председательства в ШОС входят и новые векторы развития Организации. Во-первых, это содействие синергии потенциалов национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов. В данном случае целью является утверждение ШОС в качестве одной из опор формирования в Евразии пространства широкого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения надежной безопасности и устойчивого развития в рамках идеи Большого евразийского партнерства. Во-вторых, Москва планирует запустить межпарламентское сотрудничество в ШОС, создав механизм взаимодействия законодательных органов государств-членов, что также позволит ускорить практическую реализацию евразийских интеграционных инициатив.

В связи с распространением в мире эпидемии коронавирусной инфекции уже в первом квартале 2020 г. Шанхайская организация сотрудничества стала изучать предложения по быстрому реагированию на вспышки инфекционных заболеваний. В частности, Секретариат ШОС направил на рассмотрение профильных ведомств стран-участниц ряд предложений, которые включают разработку многостороннего механизма оперативного информирования в случае возникновения очага инфекционного заболевания, имеющего потенциал для широкого распространения.


При этом еще в 2018 г. Организация выражала глубокую обеспокоенность потенциальными рисками возникновения эпидемий инфекционных болезней, включая грипп, тяжелый острый респираторный синдром и другие особо опасные инфекции. Тогда же главы государств — членов ШОС на саммите в китайском Циндао приняли Заявление о совместном противостоянии угрозам эпидемий на пространстве организации и указали на вытекающую из этого необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения для поддержания устойчивого развития и благосостояния стран региона.

Указанное направление также становится одним из новых векторов развития Организации. Внутри ШОС развиваются тесные контакты стран друг с другом на уровне руководителей министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение и эпидемиологическую ситуацию. Уже принят ряд документов, созданы рабочие механизмы, обеспечивающие сотрудничество между профильными организациями стран ШОС в сфере здравоохранения — проводятся совещании министров здравоохранения и совещания глав служб государств — членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Несмотря на то, что в условиях эпидемии ряд мероприятий ШОС был отложен, существующие механизмы сотрудничества позволили продолжать проведение заседаний в формате видеоконференции. Новые векторы развития ШОС демонстрируют, что Организация способна быстро адаптироваться к новым условиям меняющегося мира, ее участие в новых форматах взаимодействия является востребованным среди стран евразийского континента.

В качестве заключения необходимо отметить, что посредством участия России в работе ШОС осуществляется продвижение и защита ее интересов на Востоке и в регионе Центральной Азии. ШОС позволяет укрепить территориальную целостность, а также развивать отсталые и нестабильные районы, играя роль стабилизирующего фактора на пространстве Евразии и выступая в качестве буфера для угроз из Южной Азии и из стран Ближнего Востока.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.

В настоящее время пять стран - Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют в ШОС статус наблюдателя, а три - Белоруссия, Турция и Шри-Ланка - партнёра по диалогу.

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году были анонсированы планы ШОС по борьбе с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008 году - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе - активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам. Совет глав правительств ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений развития, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседаний СГГ и СГП, действует механизм встреч на уровне руководителей парламентов, правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, а также министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования и здравоохранения.

Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине (КНР) и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте (Республика Узбекистан). Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2013 года эти посты занимают соответственно Дмитрий Фёдорович Мезенцев (Российская Федерация) и Чжан Синьфэн (Китайская Народная Республика).

В качестве официальных рабочих языков ШОС признаны русский и китайский.

Председательство государств-членов ШОС осуществляется поочерёдно, с годовой цикличностью. Срок полномочий страна-председатель завершает саммитом.

На сегодняшний день общая площадь государств-членов ШОС составляет порядка 30 миллионов 189 тысяч квадратных километров, то есть примерно 3/5 площади Евразии; а население - 1,5 миллиарда человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Читайте также: