Демократия классического либерализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. [1]

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

Содержание

Структура общественно-политического устройства

Политическая система

Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством. Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо не избираемым силам не допускается. В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке.

Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования. Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства. Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в голосовании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы голосование считалось состоявшимся.

Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными. Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть. Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп. Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.

Права и свободы

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение.

  • Право на жизнь и на достоинство личности
  • Свобода слова
  • Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации
  • Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов
  • Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации
  • Свобода собраний и открытой общественной дискуссии
  • Академическая свобода
  • Независимое правосудие
  • Равенство перед законом
  • Право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона
  • Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну
  • Право на владение собственностью и на частное предпринимательство
  • Свобода передвижения и выбора места работы
  • Право на образование
  • Право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации
  • Равенство возможностей

Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограничены. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Среди легитимных целей числятся защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Многие ограничения носят вынужденный характер, чтобы права одних граждан не умаляли свободу других.

Особого внимания заслуживает то, что люди, принципиально несогласные с доктриной либеральной демократии (в том числе, по культурным или религиозным мотивам), наравне с остальными обладают теми же правами и свободами. Это вытекает из концепции открытого общества, согласно которой политическая система должна быть способна к самоизменению и эволюции. Понимание важности этого положения является относительно новым в либеральной демократии, и ряд её сторонников до сих пор считает легитимными правовые ограничения на пропаганду любых идеологий, враждебных этому режиму.

Условия

Согласно распространённому мнению, для возникновения либеральной демократии необходимо соблюдение ряда условий. В качестве таких условий приводятся развитая система правосудия, законодательная защита частной собственности, наличие широкого среднего класса и сильное гражданское общество.

Уровень материального благополучия в стране также едва ли является условием для перехода страны от авторитарного режима к либеральной демократии, хотя исследования показывают, что этот уровень играет значительную роль в обеспечении её устойчивости [3] .

Между политологами существует спор, каким образом создаются устойчивые либеральные демократии. Наиболее распространены две позиции. Согласно первой из них для возникновения либеральной демократии достаточно длительного раскола элит и привлечения правовых процедур, а также более широких слоев населения к разрешению конфликтов. Вторая позиция состоит в том, что необходима длительная предыстория формирования демократических традиций, обычаев, институтов и т. д. тех или иных народов [4] .

История

До середины XIX века либерализм и демократия находились в определённом противоречии друг с другом. Для либералов основой общества являлся человек, который обладает собственностью, нуждается в её защите, и для которого не может носить остроту выбор между выживанием и сохранением своих гражданских прав. Подразумевалось, что только собственники участвуют в общественном договоре, в котором они дают правительству согласие на то, чтобы оно правило, в обмен на гарантии защиты их прав. Напротив, демократия означает процесс формирования власти на основе волеизъявления большинства, в котором участвует весь народ, в том числе и неимущие.



После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии. События показали, что без участия широких масс в общественном договоре либеральный режим оказывается неустойчивым, а реализация идей либерализма в полной мере остаётся утопией. Параллельно стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т. д.), могла реализоваться только в рамках социализма. Однако убедившись в росте численности среднего класса, большинство социал-демократов отказалось от революции, приняло решение участвовать в демократическом процессе и добиваться проведения законодательных реформ с целью плавной эволюции в сторону социализма.

К началу XX века социал-демократы стран Запада добились значительных успехов. Были значительно расширены избирательные права и начаты реформы, которые повысили уровень социальной защиты населения. Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 г. в России. С одной стороны, революция и последующая за ней национализация частной собственности сильно напугала правых (классических) либералов, которые признали необходимость сглаживания социальных противоречий и обеспечения равенства возможностей. С другой стороны, социалисты увидели в советском режиме угрозу для демократии и стали поддерживать укрепление защиты прав меньшинства и отдельных граждан.

Либеральная демократия в мире



██ свободные страны
██ частично свободные страны
██ несвободные страны


Государства по их системе правления
██ президентские республики
██ полупарламентские республики
██ полупрезидентские республики
██ парламентские республики
██ парламентские конституционные монархии
██ конституционные монархии
██ абсолютные монархии
██ однопартийные режимы
██ военные диктатуры



Выборные демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства путём выборов возможна.

Типы либеральных демократий

Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей (также существует противоположная точка зрения, что парламентаризм в Великобритании — всего лишь ширма для абсолютной монархии). Монархия в этих странах во многом носит символический характер.

Существует множество систем выборов для формирования парламента, наиболее распространёнными из которых являются мажоритарная система и пропорциональная система. При мажоритарной системе территория разделяется на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.

Страны также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной власти. В президентских республиках эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень их разделения по функции. В парламентских республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное распределение объёма властных полномочий между ветвями.

Страны Скандинавии являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.

Либеральная демократия в России

В самой России часть населения ошибочно связывает доктрину либеральной демократии с националистической партией ЛДПР [6] . Демократия в целом вызывает поддержку, однако большинство ставит социальные права выше политических [7] .

Критический анализ

Достоинства

Прежде всего, либеральная демократия опирается на верховенство права и всеобщее равенство перед ним. [источник не указан 764 дня]

В публикации, профинансированной Всемирным банком, утверждается, что либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией. В случае, если народ недоволен политикой правительства (по причине коррупции или чрезмерной бюрократии, попыток обойти законы, ошибок в экономической политике и т. д.), то на следующих выборах оппозиция имеет высокий шанс одержать победу. После её прихода к власти, самый надёжный способ удержаться — это не допустить ошибок предшественников (уволить коррумпированных или неэффективных чиновников, соблюдать законы, привлечь грамотных экономистов и т. д.) Таким образом, по мнению авторов работы, либеральная демократия облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции [8] .

Вместе с тем, ряд стран (Швейцария, Уругвай) и регионов (Калифорния) активно используют элементы прямой демократии: референдумы и плебисциты.

Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных. [источник не указан 764 дня] Американский автор Элвин Пауэлл, основываясь на работе Альберто Абади, профессора Школы управления Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, утверждает, что страны, обладающие широкой политической свободой, также как и страны с сильным автократическим режимом, характерны самым низким уровнем терроризма [9] . Данный эффект, возможно, распространяется даже за пределы региона: статистика показывает, что начиная с конца 1980-х, когда в Восточной Европе многие страны встали на путь либеральной демократии, общее число военных конфликтов, этнических войн, революций и т. п. в мире резко уменьшилось [7] (англ.) [нет в источнике] .

Ряд исследователей полагает, что эти обстоятельства (в особенности, экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, выраженном в ВВП на душу населения [8] (англ.) . Вместе с тем, несмотря на высокие темпы экономического роста, некоторые либерально-демократические страны до сих пор являются относительно бедными (напр., Индия, Коста-Рика), а ряд авторитарных режимов, наоборот, процветают (Бруней).

По утверждению ряда исследователей, либеральная демократия более эффективно распоряжается имеющимися ресурсами в случае их ограниченности, чем авторитарные режимы. Согласно этому мнению, либеральные демократии характеризуются более высокой продолжительностью жизни и меньшей детской и материнской смертностью, независимо от уровня ВВП, неравенства в доходах или размера государственного сектора [10] .

Недостатки

Либеральная демократия является разновидностью представительной демократии, что вызывает критику со стороны приверженцев прямой демократии. Они утверждают, что в представительной демократии власть большинства выражается слишком редко — в момент выборов и референдумов. Реальная же власть сосредоточена в руках очень небольшой группы представителей. С этой точки зрения, либеральная демократия ближе к олигархии, в то время как развитие технологий, рост образованности людей и повышение их вовлечённости в жизнь общества создают предпосылки для передачи всё больших властных полномочий в руки народа напрямую.

Стремясь удержать власть, выбранные представители в первую очередь озабочены мерами, которые позволят им сохранить позитивный имидж в глазах избирателей на следующих выборов. Поэтому они отдают предпочтение таким решениям, которые принесут политические дивиденды уже в ближайшие месяцы и годы, в ущерб малопопулярным решениям, эффект которых проявится только через несколько лет. Однако высказывались сомнения, является ли данный недостаток действительно недостатком, ибо осуществление долгосрочных прогнозов для общества крайне затруднительно, и поэтому акцент на краткосрочных целях может оказаться более эффективным.

С другой стороны, чтобы усилить вес своего голоса, отдельные избиратели могут поддерживать специальные группы, занимающиеся лоббированием. Такие группы способны получать государственные субсидии и добиваться решений, отвечающих их узким интересам, но при этом не отвечающих интересам общества в целом.

Либертарианцы и монархисты критикуют либеральную демократию за то, что выбранные представители часто меняют законы без видимой необходимости. Это затрудняет способность граждан соблюдать законы и создаёт предпосылки для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и чиновников. Сложность законодательства также приводит к медлительности и громоздкости бюрократической машины.

Существует распространённое мнение, что режимы с высокой концентрацией власти оказываются более эффективными в случае войны. Утверждается, что демократия требует длительной процедуры согласования, народ может возражать против призыва. В то же время монархии и диктатуры в состоянии быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Однако последнее утверждение часто противоречит фактам [11] . Кроме того, ситуация существенно меняется при условии наличия союзников. Определённость во внешней политике приводит к большей эффективности военного союза между демократическими режимами, чем между авторитарными.


Существующие В наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в кон­це XVIII—XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либе­рализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демо­кратической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ог­раждения ее от государственной тирании.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автоном­ные сферы — государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полно­мочия государства в его взаимодействии с гражданским общест­вом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенст­во всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъем­лемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента по­литической системы.

Идеи и практика либерализма долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Идеологи раннего либе­рализма — Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье и другие — были озабочены никак не обеспечением всем гражданам равных поли­тических прав и их привлечением к управлению государством, но стремились оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола со стороны монарха, устранить феодальные ограничения, препятствующие частнопредпринимательской дея­тельности.


Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX — начало XX в.) присущи сле­дующие характерные черты:

1. Отождествление народа как субъекта власти с собственни­ками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего на­емных рабочих, а также женщин из числа обладающих избира­тельным правом граждан. В большинстве западных демократий вплоть до начала—середины XX в. сохранялись имущественные и другие цензы — обязательные условия, без наличия которых человек не имел права участвовать в голосовании. (В некоторых штатах США своеобразный имущественный ценз — избиратель­ный налог — был отменен лишь в 1961 г.)

2. Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над зако­нами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контроли­рует независимый суд.




5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государ­ства преимущественно охраной общественного порядка, безопас­ности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешатель­ство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

6. Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государст­вом, предотвращения злоупотреблений властью. Как отмечал еще в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтро­лировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

7. Ограничение власти большинства над меньшинством, обес­печение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Мень­шинство обязано подчиняться большинству лишь в строго опре­деленных вопросах, за пределами которых оно полностью сво­бодно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.

Эти и другие черты либеральной демократии свидетельству­ют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем клас­сическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обо­снованно подвергается критике.


В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно от­мечаются:

1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населе­ния: пролетариев, другие низшие слои, женщин — и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова.

2. Формальность и, как следствие, декларативность демокра­тии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на экономические и соци­альные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяет интере­сов большинства граждан. Стимулируемая этой формой власти имущественная поляризация населения обесценивает для низших слоев фундаментальные права и свободы личности, делает их трудноосуществимыми практически и в конечном счете ставит под сомнение демократичность этой формы правления.

3. Ограниченность сферы демократии и политического учас­тия личности. Ставка на представительные органы и лишь эпизо­дическую, преимущественно электоральную политическую актив­ность граждан фактически выводит органы власти из-под кон­троля масс и превращает демократию в форму господства поли­тической элиты. Следствием крайне ограниченного политичес­кого участия является массовая политическая апатия, отчужде­ние граждан от власти, ее слабая легитимность.

5. Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различ­ным социальным группам. Это препятствует общественной самореализации личности, ее развитию, стимулирует эгоизм и эго­центризм, подрывающие основы государства и общества.

Практическим ответом на недостатки классической либераль­ной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунис­тическое и другие движения, а также новые, во многом противо­положные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.


Существующие В наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в кон­це XVIII—XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либе­рализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демо­кратической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ог­раждения ее от государственной тирании.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автоном­ные сферы — государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полно­мочия государства в его взаимодействии с гражданским общест­вом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенст­во всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъем­лемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента по­литической системы.

Идеи и практика либерализма долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Идеологи раннего либе­рализма — Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье и другие — были озабочены никак не обеспечением всем гражданам равных поли­тических прав и их привлечением к управлению государством, но стремились оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола со стороны монарха, устранить феодальные ограничения, препятствующие частнопредпринимательской дея­тельности.


Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX — начало XX в.) присущи сле­дующие характерные черты:

1. Отождествление народа как субъекта власти с собственни­ками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего на­емных рабочих, а также женщин из числа обладающих избира­тельным правом граждан. В большинстве западных демократий вплоть до начала—середины XX в. сохранялись имущественные и другие цензы — обязательные условия, без наличия которых человек не имел права участвовать в голосовании. (В некоторых штатах США своеобразный имущественный ценз — избиратель­ный налог — был отменен лишь в 1961 г.)

2. Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над зако­нами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контроли­рует независимый суд.

5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государ­ства преимущественно охраной общественного порядка, безопас­ности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешатель­ство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

6. Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государст­вом, предотвращения злоупотреблений властью. Как отмечал еще в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтро­лировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

7. Ограничение власти большинства над меньшинством, обес­печение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Мень­шинство обязано подчиняться большинству лишь в строго опре­деленных вопросах, за пределами которых оно полностью сво­бодно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.

Эти и другие черты либеральной демократии свидетельству­ют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем клас­сическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обо­снованно подвергается критике.


В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно от­мечаются:

1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населе­ния: пролетариев, другие низшие слои, женщин — и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова.

2. Формальность и, как следствие, декларативность демокра­тии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на экономические и соци­альные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяет интере­сов большинства граждан. Стимулируемая этой формой власти имущественная поляризация населения обесценивает для низших слоев фундаментальные права и свободы личности, делает их трудноосуществимыми практически и в конечном счете ставит под сомнение демократичность этой формы правления.

3. Ограниченность сферы демократии и политического учас­тия личности. Ставка на представительные органы и лишь эпизо­дическую, преимущественно электоральную политическую актив­ность граждан фактически выводит органы власти из-под кон­троля масс и превращает демократию в форму господства поли­тической элиты. Следствием крайне ограниченного политичес­кого участия является массовая политическая апатия, отчужде­ние граждан от власти, ее слабая легитимность.

5. Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различ­ным социальным группам. Это препятствует общественной самореализации личности, ее развитию, стимулирует эгоизм и эго­центризм, подрывающие основы государства и общества.

Практическим ответом на недостатки классической либераль­ной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунис­тическое и другие движения, а также новые, во многом противо­положные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.

В политологии либеральная демократия определена как одна из самых популярных моделей демократического устройства страны. По большому счету это обусловлено тем, что в ней рассматриваемое направление соответствует классическим понятиям демократии. Если говорить о рассматривании основополагающих моментов и особенностей такой разновидности демократии, стоит указать одно из определений данного направления.

Либеральная демократия – это одна из моделей организации государства, которая построена на основе представительной демократии, где волеизъявление социального большинства и функции государственных властей имеют ограничения, дабы предоставить защиту прав и законов всех представителей из выше указанного социума.

Касательно основных характеристик либеральной демократии, то здесь стоит отметить тот факт, что для нее главной целью государства становиться равенство для каждого гражданина страны в неотъемлемых правах и свободах, среди которых можно назвать следующие:

  • частная собственность;
  • неприкосновенность частной жизни, свободы передвижения;
  • свободы мысли и слова, вероисповедания, свобода собраний и многое другое.


В то же время в связи с тем, что в условиях правления либеральной демократии определенным благам придается статус главенствующих ценностей, а юридически они проходят закрепления на высшем законодательном уровне. Прежде всего это прописывается в Конституции данного государства, а также продолжается в правовой деятельности органов власти.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Также стоит сказать о том, что выделенная особенность находить отображение в моменте, когда в условиях представленной разновидности демократии, политическая сила, которая находиться у власти, не всегда может придерживаться и пропагандировать ценности и идеалы, навязываемые классическим либерализмом. Они вполне нормально могут быть сторонниками, к примеру, демократического социализма. Но, невзирая на взгляды выше упомянутой партии или социальной группировки в политическом поле. Она в обязательном порядке должна придерживаться идей правового господства в стране с либерально-демократическим устоем.

В этом ключе представлена вполне обоснованная точка зрения, где говориться, что если применять это к характеристике самого политического режима, то либеральность представлена не как экономический элемент данного термина, а в качестве защиты со всех сторон каждого члена социума от произвола со стороны правящей власти и государственных органов, а также должностных лиц.

История становления и развития идей либеральной демократии

В течение продолжительного периода развития в истории до самой середины 19 столетия демократические и либеральные идеи противоречили друг другу. Ведь в классических условиях либерализм был представлен как базис государства индивида-собственника. Для такого государства обеспечение экономических прав имеет значительную роль, чем, к примеру, необходимость выживать или различные социальные преимущества.

В то же время, демократы во всю говорили о необходимости принимать участие в созидании самой власти и принятии решений, социально-значимых для большинства граждан. В их число обязательно включены представители неимущего класса, ведь, согласно мнению сторонников демократии, если лишить их избирательных и политических прав в своем роде станет одной из форм порабощения свободного населения. В то же время, либералы ратовали и говорили о действительной угрозе со стороны власти неимущих для частной собственности и гарантий личностной свободы.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из ключевых моментов в этом дискуссионном поле, который и предопределил возможность заключения союза между либералами и демократами, вылившемуся в одну из моделей устройства страны, произошел в середине 19 столетия. Тогда целый ряд научных исследователей, возглавляемых французским политическим деятелем Алексисом де Токвилем, довольно аргументировано представили точку зрения о возможности существования социума, где свобода личности и частная собственность может не только в согласии существовать с идеалами демократии, но и гармонирует между собой, даже дополняя друг друга.

Главной идеей и условием для существования в оптимальном виде либеральной демократии согласно представлениям де Токвиля является равные возможности граждан в государстве, среди которых находиться экономическая и политическая среда.

Условия становления и утверждения либеральной демократии в государстве

Невзирая на тот факт, что либерально-демократические идеи получили весьма широкую распространенность в политологии и программах политических партий, доныне весьма проблематичным выглядит вопрос о списке условий, которые необходимы для появления, становления и окончательного утверждения устройства государства с либеральной демократией.

Если говорить об одной из представленных точек зрения, то минимальными условиями для соответствия являются:

  • хорошо развитой системой правосудия;
  • защита частной собственности на законодательном уровне;
  • наличие большого количества представителей среднего класса, как основного в формировании любого вида демократии;
  • сильный гражданский социум, в составе которых есть активные члены на политическом поприще.

Поэтому стоит выделить еще одно условие либеральной демократии как наличие продолжительного исторического процесса становления традиций демократии, обычаев и институтов, а еще привлечение процедур юриспруденции и большого количества слоев социума для решения проблемных моментов.

Либеральная демократия представляет собой модель общественно-политической организации правового государства, основой которой является такая власть, которая изъявляет волю большинства, но при этом защищает свободу и права отдельного меньшинства граждан.

Такой вид власти имеет цель обеспечить каждому отдельному гражданину своей страны права на частную собственность, на свободу слова, на соблюдение правовых процессов, защиту личного пространства, жизни, свободу вероисповедания. Все эти права прописаны в таком законодательном документе, как Конституция, или другой форме правового формирования, принятого решением Верховного суда, наделенного такими полномочиями, которые могут обеспечить исполнение прав граждан.

Понятие демократии

либеральная демократия

Принципы демократического строя

Принципы либеральной демократии:

  1. Главный принцип - обеспечение прав и свобод граждан.
  2. Правление обеспечивается за счет принятия волеизъявлений народа, выясненного в ходе голосования. Выигрывает та сторона, которая набрала большинство голосов.
  3. Уважается и гарантируется соблюдение всех прав, которые изъявляет меньшинство.
  4. Организация конкурентоспособности различных направлений управления, ведь демократия – это не средство властвования, а средство ограничения правящих партий с другими властными организациями.
  5. Участвовать в голосовании обязательно, но при этом можно воздержаться.
  6. Гражданское общество сдерживает деятельность власти государства путем самоорганизации граждан.

Признаки демократического устройства государства

Выделяют такие признаки демократии в государстве:

  1. Справедливые и свободные выборы – важный политический инструмент для избрания новых представителей власти, либо сохранения действующей.
  2. Граждане принимают активное участие как в политической жизни государства, так и в общественной.
  3. Обеспечение правовой защиты каждому гражданину.
  4. Верховная власть распространяется на всех равными частями.

Все это одновременно является и принципами либеральной демократии.

виды демократии

Формирование либеральной демократии

Когда начало формироваться такое течение? История либеральной демократии насчитывает долгие годы становления и давнюю историю. Такой вид управления является основоположным принципом развития западного цивилизованного мира, особенно римского и греческого достояния, с одной стороны, а также иудо-христианских наследий — с другой.

В Европе началом развития такого вида власти стали шестнадцатый-семнадцатый века. Ранее большинство уже сформировавшихся государств придерживались монархии, потому как считалось, что человечество склонно к злу, насилию, разрушению, поэтому ему необходим сильный лидер, который сможет удержать народ в ежовых рукавицах. Людей уверяли, что власть избирается Богом, а тех, кто был против главы, приравнивали к богохульникам.

Таким образом, начала зарождаться новая ветвь мысли, которая предполагала, что человеческие взаимоотношения строятся на вере, правде, свободе, равенстве, основой которых является либерализация. Новое направление строилось на принципах равенства, а избрание высшей власти Богом или принадлежность к благородным кровям не имеет никакой привилегии. Правящая власть обязана быть на службе у народа, но никак не наоборот, а закон равен абсолютно для всех. Либералистическое направление вошло в массы в Европе, но становление либеральной демократии не завершилось до сих пор.

Теория либеральной демократии

Улучшить государственный строй люди стремились еще с древних времен. С того времени каждое государство вносило свои изменения в трактовку понятия демократии. На сегодняшний день посредством этих проб появились различные теории строения демократического режима.

понятие демократии

От того, как население принимает участие в организации государства, а также того, кто и каким образом управляет страной, зависит деление демократии на виды. Теория демократии делит ее на типы:

  1. Прямая демократия. Подразумевает непосредственное участие граждан в общественном строе государства: подъем вопроса, обсуждение, принятие решений. Это древний вид был ключевым в античные времена. Прямая демократия присуща малым общинам, городкам, поселениям. Но только тогда, когда эти самые вопросы не требуют участия специалистов в той или иной области. На сегодняшний день данный вид можно наблюдать на фоне структуры местного самоуправления. Ее распространенность имеет прямую зависимость от децентрализации вынесенных вопросов, принятых решений, от передачи права их принимать небольшим коллективам.
  2. Плебисцитарная демократия. Она, так же как и прямая, подразумевает право на волеизъявление людей, но отлична от первой. Народ имеет право только принять или отвергнуть какое-либо решение, которое, как правило, выдвигается главой власти. Т. е. власть людей ограничена, население не может принимать соответствующие законы.
  3. Представительная демократия. Такая демократия осуществляется посредством принятия народом главы органа власти, ее представителей, которые обязуются рассматривать и принимать интересы граждан. Но к решению более важных проблем, которые требуют участия квалифицированного специалиста, народ не имеет никакого отношения, особенно тогда, когда участие населения в жизни станы затруднено из-за большой территории обитания.
  4. Либеральная демократия. Власть – это народ, который выражает свои потребности через квалифицированного представителя главенствующей власти, который избирается для исполнения своих полномочий на определенный срок. Он пользуется поддержкой большинства народа, а народ доверяет ему, пользуясь конституционными положениями.

Это основные виды демократии.

Страны с либеральной демократией

Страны Европейского союза, США, Япония, Канада, Южная Африка, Австралия, Индия, Новая Зеландия представляют собой страны с либеральным демократическим строем. Такого мнения придерживаются большинство специалистов. При этом некоторые страны Африки и бывшего Советского Союза считают себя демократиями, хотя давно выявлены факты того, что правящие структуры оказывают прямое влияние на исход выборов.

либеральная демократия в россии

Решение разногласий между властью и народом

Власти не способны поддержать каждого гражданина, поэтому между ними вполне ожидаемо возникают разногласия. Для разрешения таких споров возникло такое понятие, как судебная власть. Фактически она уполномочена разрешать любые конфликты, которые могут возникать как между гражданами и властью, так и внутри населения в целом.

Главное отличие либеральной демократии от классической

Классическая либеральная демократия основана на англо-саксонских практиках. Однако они не являлись основоположниками. Большой вклад в процесс становления этой модели правления принесли иные страны Европы.

Принципы классической либеральной демократии:

  1. Независимость народа. Вся власть в государстве принадлежит народу: учредительная и конституционная. Люди выбирают исполнителя и отстраняют его.
  2. Большинство решает вопросы. Для внедрения этого положения необходим особый процесс, который регулируется избирательным правом.
  3. Все граждане определенно имеют равные избирательные права.
    Избрание главенствующего председателя – обязанность населения, так же как его свержение, контроль и наблюдение за общественной деятельностью.
  4. Разделение власти.

Принципы современной либеральной демократии:

  1. Главная ценность – это свободы и права населения.
  2. Демократия – это правление главой общества от народа и для народа. Представительная демократия – это современный вид либеральной демократии, суть которой построена на конкурентоспособности политических сил и сил избирателей.
  3. Проблемы и пожелания выполняются по голосованию большинства, при этом не нарушаются, поддерживаются права меньшинства.
  4. Демократия – способ ограничения правительства и других властных структур. Создание концепции разделения власти с помощью организации работы конкурентных партий.
  5. Достижение договоренностей посредством принятия решений. Граждане не могут голосовать против – они могут голосовать за либо воздержаться.
  6. Развитие самоуправления способствует развитию демократических либеральных принципов.

страны либеральной демократии

Достоинства либеральной демократии

Преимущества либеральной демократии таковы:

  1. Либеральная демократия строится на Конституции и всеобщем равенстве перед законом. Поэтому наивысший уровень законности и порядка в обществе достигается за счет демократических взглядов.
  2. Подотчётность органов государственной власти перед народом полностью обеспечивается. Если население не устраивает политическое управление, то на последующих выборах противоположная партия имеет большой шанс их выиграть. Недопущение прошлых ошибок новой власти – отличный способ удержаться на вершине. Таким образом, обеспечивается низкий уровень коррупции.
  3. Важные политические вопросы решает квалифицированный специалист, что избавляет народ от лишних проблем.
  4. Отсутствие диктатуры также является преимуществом.
  5. Людям обеспечивается защита частной собственности, расовой, религиозной принадлежности, защита бедняков. При этом уровень терроризма достаточно мал в странах с таким политическим строем.

Невмешательство правительства в деятельность предпринимателей, низкий процент инфляции, стабильная политическая и экономическая ситуация являются следствием демократической либеральной системы.

Недостатки

Представители прямой демократии уверены в том, что в представительной демократии власть большей части населения реализуется очень редко — исключительно на выборах, референдумах. Действительная же власть находится в руках отдельной группы представителей правления. Это может означать, что либеральная демократия относится к олигархии, в то время как развитие технологических процессов, рост образованности граждан и привлечение их в общественную жизнь государства обеспечивают условия для передачи властвующих полномочий непосредственно в руки народа.

история либеральной демократии

Марксисты и анархисты считают, что действительная власть находится в руках тех, кто имеет контроль над финансовыми процессами. Только те, у кого большая часть финансов, способны быть на вершине общественно-политического строя, посредством средств массовой информации внедряя в массы свою важность и квалифицированность. Они считают, что деньги решают все, а поэтому манипулировать населением становится проще, растет уровень коррупции, неравенство становится узаконенным.

Реализация долговременных перспектив в обществе очень затруднительна, и поэтому краткосрочные перспективы являются как преимуществом, так и более эффективным средством.

Для удержания веса голоса некоторые избиратели поддерживают определенные социальные группы, занимающиеся отстаиванием интересов. Они получают государственные пособия и завоевывают решения, которые соответствуют их интересам, но при этом не соответствуют интересам граждан в целом.

Критики считают, что избранные представители власти зачастую заменяют законы без какой-либо необходимости. Это способствует затруднению соблюдения законов гражданами, создаёт условия для злоупотребления положением со стороны правоохранительных органов и органов служения народу. Проблемы в законодательстве также влекут за собой торможение и массивность бюрократической системы.

Либеральная демократия в России

Установление этой формы государственного устройства проходило с особыми трудностями. Тогда, когда в Европе и Америке уже господствовала либеральная демократия, в начале двадцатого века в России сохранялись остатки феодального строя в виде абсолютной монархии. Это способствовало началу революционного движения, которое захватило власть в ходе Революции 1917 года. На последующие 70 лет в стране установился коммунистический строй. Гражданское общество было заторможено, несмотря на развитие экономической деятельности, независимости держав, из-за этого свободы, действующие на территориях других стран долгое время, не были внедрены.

Либерально-демократические изменения в России произошли только в 90-х годах, когда был установлен такой политический режим, который осуществил глобальные изменения: разрешалось приватизировать жилье, принадлежавшее ранее государству, установилась многопартийность в правительстве и т. п. При этом создание многочисленных ячеек собственников, которые могли бы стать основой либеральной демократии в России, не было организовано, а наоборот, поспособствовало созданию узкого круга богачей, которые смогли установить контроль над основными богатствами государства.

становление либеральной демократии

В начале двадцать первого века руководство страны снизило роль олигархов в экономике и политике страны за счет возврата части их собственности в государство, особенно в промышленном направлении. Так, дальнейший путь развития общества на сегодняшний день остается открытым.

Что такое либерализм – история, признаки, принципы, плюсы и минусы, отличие от демократии

Практически каждый современный человек наслышан о том, что такое либерализм. Это философское течение имеет свои принципы и формы выражения, разновидности, которые противоречат консервативному типу образа жизни и мыслей как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Либерализм – что это?

Анализом философских течений и идей, образа мышления человека занимаются ученые из смежных отраслей, такие как политологи, философы, социологи и другие. Каждый из них вносит свой вклад в толкование того, что такое либерализм. Если рассматривать понятие глобально, то так можно назвать общественно-политическое течение, философское учение и идеологию, в основу которой положен принцип главенства прав и свобод каждого отдельного человека.

что такое либерализм

История либерализма

Признаки либерализма

Кратко основные черты либерализма сформулированы в следующих постулатах выдающихся ученых:

  1. Государство и каждый человек признают права индивидуума на свободу, собственность, равенство перед законом, честь и достоинство.
  2. Либерал всегда выступает за честное и беспристрастное разделение властей.
  3. Идеалом считается гражданское общество, в котором государство насильно не вмешивается в частную жизнь граждан и экономические отношения между субъектами права.
  4. В экономике рынки должны регулироваться благодаря внутренним механизмам.
  5. Во всех сферах жизни общества провозглашается равенство при свободе выбора в рамках основного закона – Конституции.

Принципы либерализма

Еще на заре своего развития идеология либерализма была дополнена основными принципами, благодаря которым она и отличается от других политических и философских течений. Каждый из них либералы стремятся воплотить в жизнь и в наши дни:

  1. Главной ценностью признается человеческая жизнь. При этом подчеркивается, что все люди равны между собой.
  2. Потребности одного индивидуума ставятся выше коллективных или общественных.
  3. Воля личности не должна зависеть от внешних факторов.
  4. Либеральный подход предполагает наличие у каждого человека неотчуждаемых прав на жизнь, свободу слова и выбора и некоторые другие.
  5. Государство как институт создается на основе общего консенсуса. Его задача – охранять законы и ценности, признанные всеми членами общества.
  6. Необходим принцип разделения властей на основе конституционализма.
  7. Терпимость и гуманизм являются теми чертам, которыми руководствуется в своей деятельности как любой общественный институт, так и отдельный индивидуум.
  8. Признается право частной собственности.

Плюсы и минусы либерализма

Как и любая идеология либерализм имеет свои достоинства и недостатки. К ее плюсам можно отнести:

  1. Выборное правительство и конституционный уклад государства, в котором все равны перед законом.
  2. Ограничение власти религиозных институтов и государства как мера охраны частной жизни и собственности.
  3. Свобода мыслей, высказываний и публичных выступлений способствует развитию новых идеи и течений в обществе.
  4. Торговля и предпринимательство на правах саморегулирования позволяют достигать желаемых финансовых высот всем, кто в этом заинтересован.

Однако, многие ученые и мыслители приводят и доводы того, почему либерализм, это плохо:

  1. Нет возможности прихода к власти сильного правителя или управленца, способного привести государство к процветанию.
  2. На практике равенство перед законом часто не соблюдается. При этом законы защищают тех, у кого есть материальные ресурсы.
  3. Принципы капитализма и саморегулирования рынка неизбежно строятся на кризисах и дефолтах, следующих за подъемом в экономике.
  4. Плюрализм мнений приводит к разобщенности нации, у которой нет одной общей идеи или идеологии.

Отличие либерализма от демократии

На практике многие люди считают, что либерализм и демократия это слова-синонимы. Однако между ними есть четкие различия:

  1. Первое заключается в самих определениях. Демократия – это политический режим управления страной народом напрямую или через выбранных представителей. Либерализм же – это идеология, в которой высшей ценностью считаются права и свободы отдельного гражданина.
  2. Второе важное отличие – это условия существования. Либерализм не может функционировать в не демократическом обществе. Демократия без либерализма – вполне жизнеспособная форма управления государством.

Виды либерализма

Можно классифицировать либерализм по ряду признаков. По направленности некоторые ученые выделяют:

  1. Правый либерализм, который выступает за свободу в широком смысле этого понятия.
  2. Левый либерализм. Приверженцы этого ответвления находятся в поиске консенсуса между справедливостью и свободой.

К тому же существует и другая общепризнанная классификация идеологии, по которой понятие делится по сферам применения на:

  • классический либерализм;
  • политический;
  • экономический;
  • культурный;
  • социальный.

Классический либерализм

В основу того, что такое классический либерализм, включены фундаментальные принципы либеральной демократии, которые зародились еще в 18 веке благодаря родоначальник течения – Джону Локку, Жану-Батисту Сэйю, Томасу Мальту и другим. Это либеральное течение строится на:

  1. Гражданских правах каждого индивидуума, которые защищает государство, являясь арбитром в деле решения споров.
  2. Экономических свободах, при которых государство никаким образом не вмешивается в деятельность рыночных механизмов.
  3. Политических свободах, то есть права людей никак не ущемляются регулирующими институтами.

Политический либерализм

Отдельно можно рассматривать такое понятие, как политический либерализм. Его основные идеи:

  1. Основой закона и общества являются отдельные личности, наделенные правами и свободами.
  2. Общественные политические и государственные институты обеспечивают безопасность и законность внутри страны в виде тесного сотрудничества с обществом.
  3. Политические либералы полностью отрицают заискивание таких структур перед элитой, как правящей, так и экономической.
  4. Законы издаются на основе общественного договора с согласия общества и для его блага.
  5. Обязательно наличие всеобщего избирательного права вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и других характеристик личности.

Экономический либерализм

Основателем понятия того, что такое экономический либерализм, принято считать Адама Смита. Сторонники этого течения выступают за свободу торговли и конкуренции, частного предпринимательства. При этом:

  1. Либерализм в экономике предполагает полное самостоятельное регулирование рынка благодаря внутренним механизмам.
  2. Отрицается жесткое и грубое вмешательство государства в экономические вопросы, при этом допускается контроль за монополиями.
  3. Экономическое неравенство рассматривается как естественное следствие свободной конкуренции в отсутствии принуждения.
  4. Глобализация является основой этой идеи. Признается стирание границ между государствами, общий рынок труда и главенство надгосударственных единиц – корпораций и олигархата.

Культурный либерализм

В основу культурного либерального идеологического течения заложены идеи защиты личности и быта каждого человека от влияния государства. Сторонники течения убеждены, что каждый человек волен сам выбирать свои культурные нормы и свободно принимать решения по ряду сложных вопросов. Например:

  1. Сексуальная свобода и поведение, в том числе выбор пола, занятие проституцией, аборты и другие.
  2. Религиозные аспекты.
  3. Научная деятельность.
  4. Искусство и способы культурного проявления.
  5. Отношение к психотропным веществам, таким как алкоголь и наркотики. В эту же категорию причисляются и азартные игры.
  6. Эвтаназия.

Социальный либерализм

В конце XIX века в развитых европейских странах возникает так называемый социал-либерализм, идеи которого значительно отличаются от классической идеологии. На него становление повлияли идеи марксизма и социалистическая теория эксплуатации. Основа – восстановление государством социальной справедливости:

  1. При этом государство обязано вмешивается в вопросы перераспределения продуктов в пользу малообеспеченных и незащищенных слоев общества.
  2. Сторонники теории считают, что угнетенные граждане жертвуют своими правами ради выживания, тогда как судебные органы, к примеру, чаще склоняются на сторону богатых и влиятельных граждан.
  3. Эта теория считается близкой по духу к социализму, который был в СССР.

Либерализм в современном мире

В наши дни одной из ведущих мировых идеологий принято считать либерализм. В мире существуют отличные по культуры и уровню экономического развития страны либералы, например, Финляндия, Эстония, Кипр, Словения, Тайвань и другие. Всех их объединяет признание:

  1. Концепция личной свободы личности. У индивидуума признается право на чувство собственного достоинства, свободу слова, неприкосновенность частной жизни.
  2. Признание права на свободную торговлю и конкуренцию.
  3. Правовое государство с признанием прозрачной системы государственной политики и реализации государственной власти на базе разумной политики.
  4. Религиозная терпимость и самоопределение нации.

Книги про либерализм

Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:

Читайте также: