Юридические конфликты при реализации норм права кратко

Обновлено: 30.06.2024

Отношение к проблеме конфликтности общественных отношений в отечественной юридической науке было неоднозначным.

В теоретической юриспруденции советского периода юридические конфликты в качестве объекта научного исследования вообще не рассматривались, поскольку считалось, что советское общество - это общество бесконфликтное, а конфликты имеют место только в капиталистических странах, "раздираемых" различными противоречиями и находящихся в состоянии углубляющегося кризиса. Распад СССР повлек за собой скоротечное "погружение" общества в обстановку реальных конфликтов в самых различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, национальной и др.). Отсутствие серьезных научных разработок в области социальной и юридической конфликтологии серьезным образом затруднило деятельность государственных органов и общественных организаций, направленную на преодоление конфликтных ситуаций. При этом нередко стремлением к преодолению конфликтной ситуации объяснялись меры, не только не способствовавшие снижению социальной напряженности, но, напротив, приводившие к углублению противоречий и эскалации конфликтов, переводу их в стадию военного противодействия. Наиболее характерным примером является начало боевых действий в Чечне, когда властные директивы по сути своей являлись выражением личных амбиций отдельных государственных деятелей и не содержали сколько-нибудь серьезного анализа ситуации, продуманной стратегии и тактики действий федеральных сил. Подобный "экспромт" в итоге обернулся неоправданными человеческими жертвами, огромным материальным ущербом, снижением престижа России на международной арене.

Приведенный пример наглядно показывает прикладную значимость научных исследований в области конфликтологии. При этом представляется целесообразным рассматривать конфликт в двух аспектах:

  • как форму открытого противоборства сторон, в рамках которого интересы одной стороны реализуются за счет ущемления интересов и нанесения ущерба другой стороне;
  • как целенаправленную деятельность государства, осуществляемую в целях предотвращения и пресечения противоправных деяний, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

В рамках второго аспекта представляется целесообразным рассмотрение конфликтов в контексте правоприменительной деятельности. При этом следует выделить два направления исследования:

  • применение права в ряде случаев связано с государственным принуждением, направленным на ущемление правового статуса субъектов и тем самым обусловливающим конфликты между субъектом, осуществляющим правоприменительную деятельность, и субъектом, в отношении которого осуществляется применение права;
  • применение права выступает в качестве средства преодоления конфликтных ситуаций и разрешения социальных противоречий, обусловивших конфликт.

Конфликты, обусловленные правоприменительной деятельностью (далее - правоприменительные конфликты), могут возникнуть на любой стадии применения права: установления фактических обстоятельств дела, выбора правовой нормы, принятия решения по делу.

В качестве характерных признаков данного вида конфликтного взаимодействия следует выделить следующие факторы:

  • возникает и развивается в сфере правоприменительной деятельности и непосредственно связан с вынесением правоприменительных решений;
  • контрсубъектами (сторонами) таких конфликтов могут быть:

а) должностные лица, облеченные полномочиями на разрешение юридических дел, но не имеющие личного интереса в споре или ином конкретном юридическом вопросе;

б) лица, заинтересованные в исходе дела;

в) остальные лица (эксперты, понятые, свидетели и т.д.), вовлеченные в правоприменительный конфликт, могут быть его участниками (субъектами), но не являться контрсубъектами (сторонами) конфликта;

  • целевые установки сторон, вовлеченных в конфликт, носят антагонистический характер;
  • конфликт имеет юридические последствия;
  • положение субъектов конфликта отличается отсутствием равенства в силу того, что правоприменитель обладает властными полномочиями по отношению к иным участникам конфликта, его предписания могут обеспечиваться при помощи государственного принуждения.

Классификация правоприменительных конфликтов может осуществляться применительно к системе государственных правоохранительных органов, осуществляющих правоприменение. В соответствии с данным критерием выделяются конфликты, возникающие: в процессе оперативно-розыскной деятельности; при проведении следственных мероприятий; в сфере судопроизводства; связанные с исполнением наказания и т.д.

В качестве одного из видов правоприменительных конфликтов выделяются конфликты, связанные с функциональной деятельностью органов внутренних дел.

Исходя из принципа универсализации, можно предложить предельно общую классификацию конфликтов на основании пяти групп задач, которые сформулированы в ст. 2 Закона о милиции: 1) конфликты в связи с обеспечением личной безопасности граждан; 2) конфликты, связанные с предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; 3) конфликты в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; 4) конфликты, связанные с раскрытием преступлений; 5) конфликты, связанные с оказанием помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Осуществив общетеоретический анализ правоприменительных конфликтов и показав специфику конфликтов в сфере правоприменительной деятельности органов внутренних дел, целесообразно перейти к рассмотрению проблемы преодоления конфликтных ситуаций подобного рода.

Следует отметить, что относительно вариантов прекращения конфликтов в юридической литературе нет единого мнения. Конфликт может быть прекращен по объективным причинам либо по причинам субъективного характера. В последнем случае для завершения конфликта либо его недопущения при наличии конфликтной ситуации требуется сознательная волевая деятельность людей, направленная на преодоление возникших противоречий и прекращение противоборства между сторонами. Такие формы деятельности можно назвать преодолением юридического конфликта.

Под преодолением юридических конфликтов следует понимать совокупность деятельностных операций, совершаемых на основе правовых норм компетентными лицами (государственными либо негосударственными) в целях прекращения конфликта.

К основным формам преодоления юридического конфликта относятся: урегулирование; разрешение; предотвращение.

Указанные формы преодоления юридических конфликтов могут предполагать определенные способы достижения данной цели. Способы преодоления юридических конфликтов непосредственно характеризуют содержание соответствующей деятельности субъектов. Выделяется два основных способа разрешения юридических конфликтов: властно-распорядительный (собственно правоприменительная деятельность) и консенсуальный. Консенсуальный способ преодоления юридических конфликтов осуществляется путем использования различных процедур, к которым можно отнести следующие: третейский суд, претензионная процедура, мировое соглашение, посредничество, примирение.

Что касается средств преодоления юридических конфликтов, то они закреплены нормами права (прежде всего процессуальными), во многом определяются как формой, так и способами преодоления конфликта. Выбор средств зависит от желания и возможностей как самих контрсубъектов, так и лиц, вовлеченных в процедуру преодоления конфликта (средства при этом могут быть как юридическими, так и неюридическими). Юридические средства как правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей, могут быть весьма разнообразными. В качестве основных юридических средств преодоления правоприменительных конфликтов являются доказывание, толкование норм права, преодоление пробелов в праве. Преодоление юридического конфликта в обязательном порядке должно предполагать реализацию принципа законности всеми участниками юридического конфликта и лицами, задействованными в его преодолении, прежде всего представителями государственной власти.

Для достижения цели - завершения конфликта с наименьшими для его участников потерями - не менее важным является то, с помощью каких приемов преодолеваются конфликты. Под приемами следует понимать отдельные действия, сопровождающие процедуру преодоления конфликта. Они носят в известной мере тактический характер, поскольку стороны конфликта, лица, задействованные в преодолении конфликта (в т.ч. правоприменитель), ориентируясь по ситуации, выбирают тот или иной вариант поведения.

Преодоление юридического конфликта - это всегда процесс, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами общественной жизни. Динамика преодоления конфликта может быть представлена как развитие соответствующей взаимосвязи между субъектами, обусловленное целью завершить противостояние, предполагающее наличие определенных этапов. В качестве этапов преодоления юридических конфликтов можно выделить следующие:

  • получение информации о конфликте;
  • анализ полученной информации и локализация конфликта;
  • выбор варианта преодоления конфликта;
  • выработка решения (соглашения) сторонами конфликта (а также при необходимости - третьими лицами);
  • оформление принятого решения;
  • выполнение решения сторонами конфликта.

Говоря о месте органов внутренних дел в механизме преодоления юридических конфликтов, следует акцентировать внимание на том, что, в связи с тем что органы внутренних дел наделены широким кругом полномочий, сотрудники милиции как субъекты применения права могут являться участниками любого правоприменительного конфликта. Они непосредственно разрешают юридические конфликты, лежащие в основе применения права; становятся участниками правоприменительных (процессуальных) конфликтов; а также внутренних конфликтов, как непосредственно связанных с вынесением правоприменительного решения, так и сопровождающих данный процесс.

В первом случае деятельность органов внутренних дел предполагает преодоление (прежде всего урегулирование и разрешение) юридических конфликтов путем индивидуального правового регулирования, которое осуществляется посредством юридического процесса и юридической процедуры.

Юридический процесс характерен и необходимо присущ сложным формам правоприменительной деятельности, состоящих из множества взаимосвязанных, иерархичных, развивающихся постадийно и сопровождаемых доказыванием операций, производимых при активном участии всех заинтересованных в решении данного юридического дела лиц.

Другим способом индивидуально-правового регулирования выступает юридическая процедура. Она регламентирует относительно простые формы правоприменительной деятельности, состоящие из однократных действий. Данный способ применяется при необходимости быстрого, оперативного реагирования на возникшую ситуацию. С его помощью возможно либо разрешить конфликт на начальной его стадии, либо предотвратить вообще возможность его возникновения.

Таким образом, органы внутренних дел являются тем субъектом (занимают определенное место в рамках институциональной составляющей механизма преодоления юридических конфликтов), который непосредственно призван осуществлять деятельность по разрешению, урегулированию и предотвращению юридических конфликтов.

Тем не менее необходимо отметить, что наибольшее значение деятельность органов внутренних дел приобретает в процессе урегулирования юридических конфликтов, в силу того что применение права - это властная деятельность, и в ходе ее осуществления субъекты обязаны подчиняться решению правоприменителя, даже в том случае, если их интерес, лежащий в основе конфликта, не был удовлетворен в полной мере.

Особая роль органам внутренних дел, прежде всего в лице милиции общественной безопасности, отводится в предотвращении юридических конфликтов. С этой целью на милицию возложены обязанности по проведению всевозможных профилактических мероприятий, которые нацелены на предотвращение конфликтов в семейно-бытовой сфере, в общественных местах, в учебных и иных социальных учреждениях, на транспорте и т.д. Причем профилактическая деятельность в соответствующих подразделениях милиции общественной безопасности является приоритетной.

Основным способом преодоления юридических конфликтов в сфере применения права для органов внутренних дел, как уже отмечалось, является властно-распорядительная деятельность. Однако это не значит, что консенсус - соглашение сторон - не используется в ходе преодоления конфликтов органами внутренних дел. Консенсус в ходе применения права возможен как между участниками конфликта, лежащего в основе разбирательства конкретного дела, например примирение потерпевшего с обвиняемым, так и в рамках процессуального конфликта, участником которого непосредственно является правоприменитель - сотрудник органов внутренних дел. Такое возможно в случае искреннего раскаяния правонарушителя, явки с повинной, возмещения причиненного вреда и т.д., что повлекло прекращение процессуального преследования (уголовного, административного) либо смягчение наказания.

Основное отличие такого консенсуса заключается в том, что во многих случаях он не является обязательным для правоприменителя, а оставлен законодателем в сфере усмотрения властного субъекта.

Усмотрение в деятельности правоприменителя может рассматриваться в качестве специфического юридического средства преодоления конфликтов, используемого сотрудниками органов внутренних дел. Особым юридическим средством преодоления конфликтов является также возможность использования принуждения в отношении участников конфликта от имени государства и в установленных законом пределах.

В связи с тем что построение органов внутренних дел основано на строгой субординации и подчинении указаниям непосредственного руководителя, особое значение приобретает преодоление внутренних конфликтов в органах внутренних дел, непосредственно связанных с вынесением правоприменительного решения и сопровождающих данный процесс. Особая роль здесь отводится профессионализму, уровню правовой культуры и личным качествам руководителей отдельных подразделений и служб.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Понятие и общая характеристика юридического конфликта

Основой возникновения любых конфликтов выступает то, что человеку и социальным группам присуще наличие определенных интересов и потребностей, содержание и направленность которых зачастую не просто не совпадает, но и находится в прямом противоречии между собой. В этой связи, изучение и анализ природных и общественных противоречий становились исторически, и становятся до сих пор, предметом детального изучения философов.

Постепенно из философии и социологии выделилась самостоятельная наука, предметом исследования в которой выступили социальные и межличностные конфликты, а также поиск и формулировка путей и способов их разрешения – конфликтология. Впоследствии, с учетом достижений вышеназванной науки, относительно недавно, в социологии выделилось еще одно самостоятельное научное направление – юридическая конфликтология, изучающее природу, сущность, динамику развития правовых конфликтов, а также юридические механизмы их предупреждения и разрешения.

Кроме того, в рамках юридической конфликтологии окончательно сложилось понятие правового конфликта, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Правовой (юридический) конфликт – одна из разновидностей социального конфликта, выраженного в возникшем между субъектами права противоречии по поводу применения, нарушения или толкования действующих юридических предписаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом в основании юридического конфликта может находиться:

  • Противоречие между действующими юридическими предписаниями и нормативными правовыми актами;
  • Несоответствие содержания нормы права и практики ее практической реализации;
  • Разногласие, возникшее в связи с различным толкованием правовой нормы (нормативно-правого акта).

Виды юридических конфликтов

В зависимости от различных признаков, положенных в основу классификации, могут быть выделены различные группы юридических конфликтов.

Так, например, в зависимости от основания возникновения все юридические конфликты могут быть разделены на объективные, связанные с независимыми от участников конфликта внешними обстоятельствами, и субъективные, вызванные особенностями характера и поведения его сторон. По территориальным пределам распространения принято выделять внутригосударственные и международные конфликты, и т.д.

Однако, наиболее распространенной выступает классификация юридических конфликтов, в зависимости от отраслей принадлежности, видами которых выступают:

  • Конфликты в области гражданского права, носящие имущественный характер, и, как правило, связанные с нарушением вещных прав на обладание определенным имуществом, либо с нарушением обязательственных отношений, выраженном в неисполнении воспринятых на себя в рамках гражданско-правового соглашения юридических обязательств одной из сторон;
  • Конфликт в трудовом праве, который заключается в индивидуальном или коллективном трудовом соре, одной из сторон которого выступает работник (объединение работников) и работодатель, по поводу применения действующих положений законодательства о труде;
  • Уголовно-правовой (криминальный) конфликт, выраженный в нарушении норм уголовного закона, охраняющего наиболее значимые общественные отношения, в результате совершения виновным лицом преступного деяния (действия или бездействия). Сторонами криминального конфликта выступают само виновное в совершении преступления лицо, а также субъект, чьи интересы нарушены в результате совершения соответствующего деяния (личность, организация, общество, государство).

Разрешение юридического конфликта

Как было отмечено выше, важнейшим аспектом любого конфликта, выступающим предметом изучения специальных наук, выступает пути и способы предупреждения, прекращения и разрешения соответствующего, в том числе юридического, конфликта.

В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что успешное разрешение конфликта находится, с одной стороны, в зависимости от точного установления причин конфликтной ситуации и мотивов противоборствующих сторон, а с другой – от осознания возможных путей осложнения конфликта, и вызванных этим последствий. При этом, исходя из того что в основе юридического конфликта лежит возникновение определенных противоречий, наиболее эффективным способом его разрешения выступает устранение их устранение.

Юридические конфликты могут быть разрешены его участниками самостоятельно, так и посредством вмешательства третьей стороны, в качестве которой, как правило, выступает юрисдикционный орган государственной власти. В этой связи, наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов – судебный, осуществляемый в одной из четырех форм судопроизводства, предусмотренных нормами действующего законодательства: конституционного, гражданского, административного или уголовного, в зависимости от отраслевой принадлежности соответствующего юридического конфликта.

Кроме того, эффективным способом разрешения юридического конфликта выступает посредничество третьей стороны – медиатора, в качестве которого может выступать как государство, в лице уполномоченных органов и должностных лиц, так и негосударственные учреждения, организации или отдельные лица. При этом медиативная форма разрешения юридического конфликта отличается известной степень гибкости, поскольку все процедурные моменты разрешения спора и его приемлемые результаты определяются самими сторонами, путем заключения соответствующих соглашений.

Юридическиеконфликты- это конфликт между социальными субъектами, имеющими разные юридические (правовые) интересы, предмет которого – правовой статус субъектов.

Предметом юридической конфликтологии являются правовые нормы (и акты), связанные с правовым статусом социальных субъектов индивидов, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций. Юридические конфликты – это противоборство разных социальных субъектов из-за своего (и чужого) правового статуса и связанного с ним политического, экономического, морального и иного состояния данных субъектов.

Стоит согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который считает, что юридическим является любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями), и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.

Юридический конфликт - это один из разновидностей социальных конфликтов. Многие социальныеконфликты протекают в сфере правовых отношений и могут быть урегулированы и разрешены только юридическими средствами, процедурами.

Юридический конфликт - это противоборство субъектов права, связанное с применением, нарушением или толкованием правовых норм.

В узком смысле юридический конфликт имеет различные основания. Он связан:
- с противоречиями между нормативно-правовыми актами;
- между нормой нормативно-правового акта и практикой реализации права;
- между двумя или несколькими нормативно-правовыми решениями;
- с противоречием между различным толкованием права, правовых норм.
В широком смысле конфликты возникают и помимо юридических норм, что обусловлено различными факторами экономического, политического, социально-культурного и социально-психологического характера, которые влияют на поведение субъектов этих отношений.
Следовательно, причинами возникновения конфликтов являются обстоятельства как объективного, так и субъективного характера. Обстоятельства объективного характера основаны на противоречиях, закономерно вытекающих из объективно сложившейся ситуации, в которой столкнулись реальные потребности или интересы каждой из сторон. Однако большинство противоречий в общественной жизни возникают из субъективных факторов. Субъективную сторону конфликта характеризует мотив и цели совершения данного поступка. Мотив - это внутренняя психологическая сторона того или иного поступка. Мотивация поведения субъекта может выражаться в корысти, ненависти, мести, обиде, стремлении обеспечить себя материально и т.д.
Юридический конфликт возникает по поводу различных материальных, нематериальных благ и интересов, регулируемых правовыми нормами. Иными словами, объектом правового конфликтаявляются те общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом (например,конфликт по поводу собственности, охраны общественного порядка и т.д.). В межгосударственных отношениях - это конфликты между сторонами по поводу тех отношений, которые подпадают под действие норм международного права.
Таким образом, юридический конфликт можно определить как спор или разногласие между субъектами, находящимися в правовых отношениях, по поводу различных материальных или нематериальных благ и интересов.
Субъектами юридического конфликта в основном являются физические и юридические лица.

Сторонами правового конфликта также могут быть: должностные лица, органы государства, органы местного самоуправления, субъекты федерации и государство в целом. Государство в основном выступает стороной конфликта в межгосударственных отношениях и в отношениях "личность - государство". А индивид может быть субъектом конфликта в гражданских, семейных, трудовых, административных, уголовных и других правоотношениях.

Разрешение конфликта.

Важным аспектом всякого юридического конфликта являются пути и способы его предупреждения, прекращения и разрешения. Каждый конфликт возникает из-за конкретных причин и при определенных условиях, поэтому наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Многосторонний анализ сутиконфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помогает предупредить и избежать многих конфликтов.

Предупреждение конфликтов предполагает также проведение социальной, экономической, культурной политики, направленной на улучшение благосостояния народа, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Другим важным приемом предупреждения конфликта является его институциализация, которая дает возможность упорядочить течение конфликта, а тем самым облегчить его регуляцию. Институциальные образования изучают интересы сторон, осуществляют консультации и переговоры, поиск взаимовыгодных решений. Существование конфликтологической службы, которая выполняет экспертные и консультационные функции, помогает предупреждению конфликтов.




Для успешного разрешения конфликта необходимо, во-первых, выяснить причины конфликтнойситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон; во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон и, в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта.


Конфликты могут быть разрешены как самими участниками, так и вмешательством третьей стороны. Так как основой конфликта являются противоречия между интересами сторон, то наиболее результативный способ разрешения конфликта - устранение указанных противоречий. Однако на практике это не всегда удается. Поэтому приходится прибегать к другим формам и способам разрешения конфликтов.

Существуют различные институты и процедуры разрешения конфликтов.

Одним из эффективных способов разрешения конфликтов являются переговоры сторон. Путем переговоров стороны пытаются найти компромиссный вариант решения проблемы. Для этого они договариваются о спорных вопросах и об условиях дальнейшего разрешения конфликта.
К конституционно-правовым процедурам относятся: рассмотрение дел путем судопроизводства; принятие решения компетентным государственным органом (прокуратурой, органом внутренних дел, налоговой полицией, административной комиссией и т.д.). Правоохранительный орган, уполномоченный рассмотреть конфликт, функционирует на основании действующего законодательства и руководствуется им. Следовательно, решение, принятое по данному конфликту,имеет для конфликтующих сторон общеобязательный юридический характер.
Наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов - судебный. Существуют четыре формы осуществления судебной власти: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Они различаются предметом судебного разбирательства. Так, например, путем гражданского судопроизводства рассматриваются имущественные споры, трудовыеконфликты, семейные и наследственные дела. Конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности (экономические споры), разрешают арбитражные суды.
Конституционное судопроизводство - одна из форм разрешения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности в связи с нарушением Конституции.
Уже было сказано выше, что существует также такая форма разрешения конфликта, как посредничество третьей стороны (конфликтный медиаторинг). Посреднические функции могут выполнять как государство и его органы, так и неправительственные учреждения и организации или отдельные лица. Удачно выбранный посредник может урегулировать конфликт там, где согласие между конфликтующими сторонами было бы вообще невозможно. Участие авторитетного посредника позволяет обеспечить нормальный ход переговоров, снять напряжение и в конечном счете разрешить конфликт.


В статье рассмотрено содержание и значение юридического конфликта в жизни общества. Выбранная тема актуальна в связи с динамичным изменением правовых отношений, наличием пробелов и коллизий в нормах действующего законодательства. Любой конфликт требует разрешения, а решение должно быть быстрым и эффективным.

Ключевые слова: конфликт, юридический конфликт, правовой конфликт.

Развитие общества представляет собой сложный эволюционный процесс, неотъемлемую часть которого представляют противоречия, а последние, как следствие, являются причиной конфликтов. Конфликт рассматривается как форма развития общества, дающая людям возможность получить опыт не только негативного, но и позитивного характера. Умение распознать природу конфликта, способность управлять им, а также владеть механизмами разрешения конфликтов образовывают важность данного вопроса [1].

Конфликтовать, не вступая во взаимоотношения, нельзя. Конфликт представляет собой социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их противоположных мнений, позиций и интересов, противоборство взаимозависимых, но преследующих свои цели двух или более сторон [2].

Существуют различные разновидности конфликтов. В этой статье будут рассмотрены юридические конфликты и способы их разрешения.

1) узкий (чисто юридический), связанный непосредственно с правоотношением сторон на основе противоборства субъектов права с противоречивыми интересами, образовавшегося в связи с появлением, реализацией, применением, либо толкованием права;

2) широкий (смешанный)- социальный конфликт, в котором хоть один элемент имеет юридическую характеристику и возможно разрешен на правовой основе [4].

Юридический конфликт происходит, когда принимаемые законы не выявляют существующего экономического и социального положения населения, что приводит к недопустимости некоторых людей придерживаться нынешних правовых норм [5].

Разрешение юридических конфликтов — имеет большую актуальность, как в юридической науке, так и практической деятельности. Традиционно главную роль в этом вопросе играет государство в лице своих органов, первостепенно суда, важнейшей целью которого и является разрешение юридических конфликтов [7]. Г. В. Брыжинская и А. С. Палаткина считают, что на воздействие и развитие юридического конфликта влияют всевозможные факторы: экономические, политические, социальные, психологические, правовые и др. Наиболее значимым фактором из них в развитии юридического конфликта является психологический фактор, который оказывает не только воздействие на конфликт, но и выступает основной его причиной [8].

Существуют различные методы разрешения юридического конфликта, наиболее альтернативными являются: медиация, переговоры, третейский суд.

На международной арене определены правила медиации как на государственном, так и на коммерческом уровне. В законе о медиации сказано, что он разработан в целях образования правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативного процесса урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Также существуют комбинированные формы альтернативного разрешения конфликта: омбудсмен (правозащитник), разрешение спора с помощью судей в отставке [3].

Все переговоры должны быть хорошо подготовленными, чем тяжелее конфликт, тем успешнее он будет урегулирован при продуманной организации переговоров. Переговорный процесс, обычно, начинается с обсуждения процедуры совместной работы. Затем стороны должны удостовериться в полномочиях друг друга. Стиль переговоров выбирается с учетом напряженности конфликта, его типа, соотношения сил сторон, их целей. Он может изменяться в процессе переговоров в зависимости от обстоятельств и быть жестким, мягким, торговым или сотрудническим [9].

Третейское разбирательство имеет два вида:

1) Третейское разбирательство с обязательным решением. Закрытый состязательный процесс, в котором противоборствующие стороны выбирают независимое лицо или группу независимых лиц для слушаний дела и вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. Данный процесс может не носить такого официального характера, как судебный. Стороны могут сами определять процедуру и решать, будут ли применяться какие-либо официальные нормы доказательственного права. Если третейское разбирательство шло без обмана или какого-либо другого недостатка, то третейские решения, имеющие обязательную силу, обязательно проходят в судебном порядке судами и не подлежат пересмотру в апелляционном порядке.

2) Третейское разбирательство с необязательным решением. Процесс проходит так же, как и третейское разбирательство с вынесением обязательного для сторон решения, но решение независимой стороны имеет только консультативный характер. Стороны могут заранее условиться использовать консультативное решение как инструмент в разрешении своего конфликта путем переговоров или другими средствами [9].

Каждому государству следует предпринимать меры, направленные на обеспечение снижения конфликтности и повышение правомерности в поведении. Рост конфликтного потенциала возможно прекратить путем устранения факторов, которые усложняют правоустановительный, правореализационный, правоохранительный процессы. Большое значение в профилактической работе относится к стабилизирующим правоустановительным факторам. Самыми важными из них являются: повышение роли закона, учет общественных интересов в законотворчестве, достижение принципа консенсуса в правоустановительном процессе [10].

Следует не только распознавать и анализировать конфликты, но и управлять ими. Юридико-конфликтологические знания помогают лучше понимать конфликтную правовую деятельность, находить правильные решения в сложных ситуациях.

  1. Исакова Т. В. Теоретические исследования понятия конфликта интересов в праве//Право. Общество. Государство. 2016. № 11. С. 3–7.
  2. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г., Конфликтология (учебник) 2009. С. 288.
  3. Худойкина Т. В. Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России. — Социально-политические науки. 2012. № 4. 67–70.
  4. Власов Г. Б. Юридическая конфликтология (учебное пособие). 2016. С. 35.
  5. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социсфера. 2015. № 4. С. 60–62.
  6. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С.154–156.
  7. Брыжинский А. А., Худойкина Т. В. Общие задачи совершенствования негосударственного урегулирования конфликтов в Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2006. Т. 16. № 1. С. 181–186.
  8. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. № 4. С. 60–62.
  9. Кузьмина М. Н. Юридический конфликт: теория и практика разрешения.2008. С.24–25, 52.
  10. Васягина М. М., Захряпин А. В. Факторы предупреждения юридического конфликта // исторические, философские, политически и юридические науки, культурологии и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2–2 (52). С. 51–54.

Основные термины (генерируются автоматически): юридический конфликт, третейское разбирательство, конфликт, сторона, независимое лицо, норма, разрешение, сторона решения.


В статье рассмотрено содержание и значение юридического конфликта в жизни общества. Выбранная тема актуальна в связи с динамичным изменением правовых отношений, наличием пробелов и коллизий в нормах действующего законодательства. Любой конфликт требует разрешения, а решение должно быть быстрым и эффективным.

Ключевые слова: конфликт, юридический конфликт, правовой конфликт.

Развитие общества представляет собой сложный эволюционный процесс, неотъемлемую часть которого представляют противоречия, а последние, как следствие, являются причиной конфликтов. Конфликт рассматривается как форма развития общества, дающая людям возможность получить опыт не только негативного, но и позитивного характера. Умение распознать природу конфликта, способность управлять им, а также владеть механизмами разрешения конфликтов образовывают важность данного вопроса [1].

Конфликтовать, не вступая во взаимоотношения, нельзя. Конфликт представляет собой социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их противоположных мнений, позиций и интересов, противоборство взаимозависимых, но преследующих свои цели двух или более сторон [2].

Существуют различные разновидности конфликтов. В этой статье будут рассмотрены юридические конфликты и способы их разрешения.

1) узкий (чисто юридический), связанный непосредственно с правоотношением сторон на основе противоборства субъектов права с противоречивыми интересами, образовавшегося в связи с появлением, реализацией, применением, либо толкованием права;

2) широкий (смешанный)- социальный конфликт, в котором хоть один элемент имеет юридическую характеристику и возможно разрешен на правовой основе [4].

Юридический конфликт происходит, когда принимаемые законы не выявляют существующего экономического и социального положения населения, что приводит к недопустимости некоторых людей придерживаться нынешних правовых норм [5].

Разрешение юридических конфликтов — имеет большую актуальность, как в юридической науке, так и практической деятельности. Традиционно главную роль в этом вопросе играет государство в лице своих органов, первостепенно суда, важнейшей целью которого и является разрешение юридических конфликтов [7]. Г. В. Брыжинская и А. С. Палаткина считают, что на воздействие и развитие юридического конфликта влияют всевозможные факторы: экономические, политические, социальные, психологические, правовые и др. Наиболее значимым фактором из них в развитии юридического конфликта является психологический фактор, который оказывает не только воздействие на конфликт, но и выступает основной его причиной [8].

Существуют различные методы разрешения юридического конфликта, наиболее альтернативными являются: медиация, переговоры, третейский суд.

На международной арене определены правила медиации как на государственном, так и на коммерческом уровне. В законе о медиации сказано, что он разработан в целях образования правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативного процесса урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Также существуют комбинированные формы альтернативного разрешения конфликта: омбудсмен (правозащитник), разрешение спора с помощью судей в отставке [3].

Все переговоры должны быть хорошо подготовленными, чем тяжелее конфликт, тем успешнее он будет урегулирован при продуманной организации переговоров. Переговорный процесс, обычно, начинается с обсуждения процедуры совместной работы. Затем стороны должны удостовериться в полномочиях друг друга. Стиль переговоров выбирается с учетом напряженности конфликта, его типа, соотношения сил сторон, их целей. Он может изменяться в процессе переговоров в зависимости от обстоятельств и быть жестким, мягким, торговым или сотрудническим [9].

Третейское разбирательство имеет два вида:

1) Третейское разбирательство с обязательным решением. Закрытый состязательный процесс, в котором противоборствующие стороны выбирают независимое лицо или группу независимых лиц для слушаний дела и вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. Данный процесс может не носить такого официального характера, как судебный. Стороны могут сами определять процедуру и решать, будут ли применяться какие-либо официальные нормы доказательственного права. Если третейское разбирательство шло без обмана или какого-либо другого недостатка, то третейские решения, имеющие обязательную силу, обязательно проходят в судебном порядке судами и не подлежат пересмотру в апелляционном порядке.

2) Третейское разбирательство с необязательным решением. Процесс проходит так же, как и третейское разбирательство с вынесением обязательного для сторон решения, но решение независимой стороны имеет только консультативный характер. Стороны могут заранее условиться использовать консультативное решение как инструмент в разрешении своего конфликта путем переговоров или другими средствами [9].

Каждому государству следует предпринимать меры, направленные на обеспечение снижения конфликтности и повышение правомерности в поведении. Рост конфликтного потенциала возможно прекратить путем устранения факторов, которые усложняют правоустановительный, правореализационный, правоохранительный процессы. Большое значение в профилактической работе относится к стабилизирующим правоустановительным факторам. Самыми важными из них являются: повышение роли закона, учет общественных интересов в законотворчестве, достижение принципа консенсуса в правоустановительном процессе [10].

Следует не только распознавать и анализировать конфликты, но и управлять ими. Юридико-конфликтологические знания помогают лучше понимать конфликтную правовую деятельность, находить правильные решения в сложных ситуациях.

  1. Исакова Т. В. Теоретические исследования понятия конфликта интересов в праве//Право. Общество. Государство. 2016. № 11. С. 3–7.
  2. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г., Конфликтология (учебник) 2009. С. 288.
  3. Худойкина Т. В. Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России. — Социально-политические науки. 2012. № 4. 67–70.
  4. Власов Г. Б. Юридическая конфликтология (учебное пособие). 2016. С. 35.
  5. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социсфера. 2015. № 4. С. 60–62.
  6. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С.154–156.
  7. Брыжинский А. А., Худойкина Т. В. Общие задачи совершенствования негосударственного урегулирования конфликтов в Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2006. Т. 16. № 1. С. 181–186.
  8. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. № 4. С. 60–62.
  9. Кузьмина М. Н. Юридический конфликт: теория и практика разрешения.2008. С.24–25, 52.
  10. Васягина М. М., Захряпин А. В. Факторы предупреждения юридического конфликта // исторические, философские, политически и юридические науки, культурологии и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2–2 (52). С. 51–54.

Основные термины (генерируются автоматически): юридический конфликт, третейское разбирательство, конфликт, сторона, независимое лицо, норма, разрешение, сторона решения.

Читайте также: