Юнг символы трансформации кратко

Обновлено: 01.07.2024

Наряду с Фрейдом Юнг стал создателем психологии XX века, но его взгляды на психику и бессозна­тельное отличаются от фрейдовских. Трактуя мотивы поведения людей, Фрейд делает акцент на сексуальности, а подсознание понимает лишь как вместилище подавленных желаний. Юнг уделяет ключевое внимание символам, понимая подсознание как обширный мир, отнюдь не ограниченный нашими комплексами, но вмещающий самые разные помыслы. По Юнгу, подсознание говорит с нами на языке символов, общих для всего человечества, а происходит это общение во сне. Способность контактировать с подсознанием, умея расшифровывать свои сны, — черта целостной личности.

Когда Юнгу предложили написать книгу, в которой в популярной форме излагались бы основы его метода, он долго отказывался — слишком сложен предмет изучения. А согласился только после того, как увидел сон, в котором обращался к огромной толпе людей, внимающих каждому его слову. Юнг счел такой сон намеком подсознания: идея популярного изложения теории будет удачной.

Практикуя психоанализ, Фрейд вел своих пациентов дорогой сложных ассоциаций: рассуждая о своей жизни или увиденном сне, говорите первое, что придет в голову, свободные аналогии приведут к подавляемым комплексам. Юнг полагает, что комплексы могут быть выявлены и более простыми способами, а метод ассоциаций слишком далеко уведет от содержания сна, которое всегда представляет собой строго конкретный рисунок смысла.

Человеку может сниться, что он вставляет ключ в замочную скважину или высаживает дверь бревном. Фрейд толковал бы эти образы как сексуальную аллегорию, побуждая пациента мыслить в этом направлении. Юнг бы счел такое толкование чересчур общим и задался вопросом: зачем в одном случае подсознание выбрало ключ, а во втором — бревно? Связано ли это с личным опытом сновидца или речь о неких универсальных символах? В результате может оказаться, что подсознание намекало вовсе не на сексуальные проблемы.

Наши первобытные предки владели образным языком куда лучше нас, а потому были в совсем других отношениях с реальностью. Бушмен, увидевший в лесной чаще дикую кошку, понимал, что перед ним деревенский шаман, на время выбравший такое обличье, или же сама душа леса. Какое-то дерево в лесу могло иметь для дикаря жизненно важное значение, потому что обладало своими душой и голосом, а еще было связано с судьбой самого дикаря. Словом, для первобытных людей вещи не имели таких отчетливых границ, как для нашего рационального ума. Отсюда живой интерес Юнга к культуре первобытных сообществ.

Символы вокруг нас

Что такое архетипы

Как человеческое тело сохраняет следы многовекового эволюционного развития, так и наша психика обладает собственной историей. Она сохранила первобытные черты, характерные для древнего, дорацио­нального разума. Именно на них опираются символы наших сновидений. По Юнгу, психика состоит из трех частей:

Архетипов огромное множество. Самыми важными Юнг считает такие:

  1. Тень. Этот архетип включает в себя наши недостатки, вытесненные желания и слабости. Он символизирует неизвестность и хаос, а во снах проявляется в виде демона, дракона, опасного незнакомца и разнообразных экзотических темных образов.
  2. Анима/Анимус. В мужской психике Анима представляет женское начало, а Анимус в женской — мужское. Анима воплощает смутные чувства и настроения, тягу к иррацио­нальному, способность тонко чувствовать людей. Недаром в древности волю богов разгадывали не жрецы, а жрицы вроде греческой Сивиллы. А в северных племенах шаманы носят женскую одежду, показывая женскую сторону своей природы, — это помогает выйти на связь с духами. У мужчин свойства Анимы формируются под влиянием матери, у женщин основное влияние на Анимус оказывает отец. Он наделяет женщин внутренней твердостью, но нередко Анимус воплощает и расчетливые жестокие мысли: его воплощение в мировой культуре — Синяя Борода, убивающий своих жен.
  3. Самость. Этот архетип воплощает союз сознания и бессозна­тельного и высшую форму целостности, которая может быть присуща человеку. Наши предки интуитивно догадывались о таком внутреннем центре: греки называли его Даймонием — это внутренний голос, который в решающий момент предостерегает от беды; египтяне выразили Самость в концепции души Ба, в первобытных общинах ее часто считали духом-хранителем, воплощенным в животном или фетише. На Востоке Самость воплощает Будда, на Западе — Христос. В снах Самость символизируют мандала, круг или квадрат, этот архетип может проявляться и в виде мудрого старца, волшебницы.

Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Юнг К.Г. - Символы трансформации

СОДЕРЖАНИЕ

Психомифология обыденной жизни
Валерий Зеленский 5

Предисловие к четвертому (швейцарскому) изданию 33
Предисловие ко второму (немецкому) изданию 40
Авторские замечания к первому американскому/английскому изданию 43

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. Введение 45
II. О двух видах мышления 49
III. Фантазии мисс Миллер: анамнез 89
IV. Гимн творению 95
V. Песня о мотыльке 153

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I. Введение 209
II. Понятие либидо 224
III. Трансформация либидо 240
IV. Происхождение героя 283
V. Символы матери и возрождения 340
VI. Битва за освобождение от матери 447
VII. Двойственная мать 494
VIII. Жертва 620

Рецензия на книгу Символы трансформации

Основополагающий труд швейцарского психолога и мыслителя Карла Густава Юнга "Символы трансформации", написанный на этапе расхождения с Фрейдом, знаменует собой перелом в психоанализе и появление принципиально новой позиции в глубинной психологии, получившей впоследствии название аналитической психологии.

Книга может быть полезна психологам, культурологам, религиоведам, философам и всем интересующимся аналитической психологией и проблемами символизма Показать

Центральная же идея книги — исследование тех путей и способов, которыми малопонятная волевая энергия, дающая силы нам каждое утро возвращаться из царства Морфея, проникает из подсознания в мир разума, проявляясь в виде вдохновения, творчества, эмоций, воображения и. психотических симптомов. И которую каждый человек в своё время должен с боем вырвать из плеромы родительских архетипов, а в конце жизни на бренной земле, когда наступит время - вернуть назад, подобно солнцу поднимающемуся в начале дня к зениту, а затем спускающемуся за горизонт. Мы можем видеть её(эту энергию) только в своих конечных проявлениях, собственная же природа её скрыта завесой тайны, которую мы на протяжении книги и будем пытаться сорвать. Эти идеи, правда, затронуты лишь эскизно, и автор посвящает их более тщательному разбору несколько следующих работ. Мы все одной ногой(и по крайней мере, шесть-семь часов в сутки) стоим в этой сумеречной зоне, и нас постоянно угрожают поглотить силы, способные легко повредить и разрушить наше хрупкое Я, каждому будет полезно научиться немного ориентироваться в этом "лабиринте Минотавра".

Отзывы

Популярные книги

Отбор

Кира Касс ОТБОР Привет, пап! (машет лапкой) ГЛАВА 1 Когда мы получили письмо, мама была.

Отбор

Мужчины с Марса, женщины с Венеры

Джон ГРЕЙ МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ С глубочайшей любовью и нежностью посвящаю эту книгу .

Мужчины с Марса, женщины с Венеры

Книга о власти над собой

Книга о власти над собой

Город пустых. Побег из Дома странных детей

Ренсом Риггз Город пустых Побег из Дома странных детей Посвящается Тахерен И вот в ладье.

Город пустых. Побег из Дома странных детей

Уличный кот по имени Боб

Уличный кот по имени Боб .

Уличный кот по имени Боб

Книга девятая - Устав от масок (Маски 9)

Он привык быть одним из сильнейших. Тем, чья сила не вызывает сомнений. Тем, кто у целого мира выби.

Книга девятая - Устав от масок (Маски 9)

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга "Символы трансформации" Юнг Карл Густав небезосновательно привлекла твое внимание. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Яркие пейзажи, необъятные горизонты и насыщенные цвета - все это усиливает глубину восприятия и будоражит воображение. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. "Символы трансформации" Юнг Карл Густав читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Читать Символы трансформации

  • Размещено 07.02.2016
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Отдана чудовищу

— Пап, — красавчик выпускает меня из рук. — Я должен жениться на этой страшиле? Ты только посмотри.

Отдана чудовищу

— Пап, — красавчик выпускает меня из рук. — Я должен жениться на этой страшиле? Ты только посмотри.

Мой сводный брат – животное

— Какого черта ты творишь с Бьюлой? — гремит голос из моего кошмара. — Она совершеннолетняя и м.

Читайте также: