Теории массовой информации кратко

Обновлено: 03.07.2024

Социология массовой коммуникации

Чтобы разгадать все секреты успешных блогеров, политиков и маркетологов, сумевших массово завоевать сердца людей, нам следует понять сам процесс массовой коммуникации, сущность и виды массовой коммуникации, отличительные характеристики массовой коммуникации. Нужно понять, чем массовые коммуникации отличаются от индивидуального общения, общения внутри компании и т.д. На все эти вопросы проливает свет социология массовой коммуникации.

Цель урока: понять отличия массовой коммуникации от любой другой, ее виды, характеристики, функции, а также роль массовой коммуникации в обществе в целом и в достижении успеха в политике, бизнесе, журналистике и прочих сферах, связанных с общением с широкими народными массами в частности.

Содержание:

Итак, приступим, и начнем с того, что такое массовые коммуникации и зачем они нужны.

Функции массовой коммуникации

Сегодня под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение.

Воздействие может быть идеологического, политического, психологического, экономического или организационного плана. Это воздействие может осуществляться через печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет, кино, театр, шоу и прочие доступные каналы коммуникаций.

Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов. Аудитория здесь не просто потребитель информации и объект воздействия. Аудитория является полноправным участником коммуникации в том плане, что может принимать или не принимать предлагаемые ей идеи, следовать или не следовать предлагаемым нормам.

Каковы же функции коммуникации? Взглядов, теорий и дискуссий по данному поводу много, поэтому сначала обозначим основные функции коммуникации, а потом подробнее остановимся на взглядах различных исследователей на тему коммуникационных функций.

Основные функции коммуникации:

Если представить вышеизложенное более кратко, у массовой коммуникации может быть информационная, социальная, идеологическая, политическая, развлекательная, коммерческая функция. У разных исследователей можно встретить разное количество выделяемых ими функций массовой коммуникации. Кто-то склонен к большей детализации, кто-то считает достаточным более общие определения. Кроме того, одни и те же функции могут по-разному именоваться у разных авторов исследований.

Так, американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978) обозначал 3 цели массовой коммуникации, и, в соответствии с ними, три функции массовой коммуникации:

А вот создатель собственной теории массовых коммуникаций, о которой мы будем говорить в этом уроке чуть позже, британский исследователь Денис МакКуэйл (1935-2017) считал необходимым выделить мобилизующую функцию массовых коммуникаций [D. McQuail, 2010].

Так или иначе, взаимодействие на основе массовых коммуникаций сопровождает политическую борьбу за голоса избирателей, конкурентную борьбу за рынки сбыта, борьбу за симпатии фанатов в шоу-бизнесе и многое другое. Любая борьба есть отчасти конфликт, однако посредством обмена информацией, донесения собственных аргументов, влияния на взгляды и настроения людей социально-массовые коммуникации способствуют тому, чтобы конфликт и пути его решения оставались в цивилизованной плоскости.

Благодаря массовым коммуникациям в обществе решаются задачи социального взаимодействия, социального контроля, снятия социального напряжения.

Теперь, когда мы разобрались с функциями массовых коммуникаций, нужно понять, в каком виде и какой форме происходят эти самые коммуникации.

Виды массовой коммуникации

Классификаций видов массовой коммуникации достаточно много. Они могут различаться по разным показателям:

  • Направленности (вертикальные и горизонтальные).
  • Источнику (власть, государство, лидер мнений, прочие).
  • Каналу коммуникации (СМИ, Интернет, шоу).
  • Содержанию (информационные, развлекательные, коммерческие).

В принципе, дифференцировать массовые коммуникации можно по самым разным признакам [В. Иванов, 2013]. Например, коммуникация может быть официальной или неофициальной, формальной или неформальной. Наиболее популярным является подразделение видов массовых коммуникаций на два больших блока:

1 Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
2 Средства массового воздействия (кино, театр, литература, зрелища).

Обратите внимание, что в этой классификации Интернет не выделяют в отдельный вид массовой коммуникации. Скорее, это способ коммуникации, потому что в виртуальное пространство сегодня ушли и средства массовой информации, и театры, дающие онлайн-спектакли, и модные спикеры, выступающие с публичными лекциями. О том, какое количество музыки, фильмов и книг можно найти в Сети, можно даже не упоминать.

Виды коммуникации (по Почепцову):

  • Визуальная коммуникация.
  • Вербальная коммуникация.
  • Перформансная коммуникация.
  • Мифологическая коммуникация.
  • Художественная коммуникация.

Кроме того, в работах Георгия Почепцова отдельно выделяются кризисные коммуникации, международные коммуникации, коммуникации в рамках избирательных кампаний и в рекламе.

Особенности и характеристики массовой коммуникации

Думается, основная сущность массовой коммуникации ясна уже из самого определения. Мы уже разобрались, что под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение. Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов.

Характеристики массовой коммуникации (по Василику):

Если кому-то все эти термины кажутся слишком сложными, особенности и проблемы массовой коммуникации можно обрисовать гораздо более простыми словами.

Свойства массовой коммуникации:

Теории массовой коммуникации

При этом не суть важно, действительно ли мнение большинства является таковым или только кажется таковым ввиду того, что меньшинство может быть очень агрессивным и гораздо настойчивее продвигать свои идеи, нежели молчаливое большинство. Тут важнее, как сам человек оценивает вероятность быть отвергнутым или подвергнуться преследованиям.

Медиа-ориентированный подход предполагает, что люди попадают под влияние массовой коммуникации и меняют свои убеждения под ее воздействием. Типичным представителем данного подхода стал канадский философ и культуролог Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980). Он предметно изучал на протяжении своей научной карьеры влияние на сознание людей средств электронной информации с момента их массового распространения.

Разумеется, теорий массовой коммуникации намного больше, и мы рассмотрели лишь наиболее ярких представителей двух подходов. Все последующие исследователи вынуждены были в значительной степени признать наличие здравого смысла и в том, и в другом подходе, и начать искать баланс между ними.

Так, весьма амбициозную задачу изучить все наработки предшественников и вывести свою теорию массовой коммуникации в свое время поставил себе британский исследователь Денис МакКуэйл (1935-2017). В некоторых источниках его имя Denis McQuail транскрибируется как Дэнис Маккуэйл.

Думается, теперь вам более понятна социология массовой коммуникации, ее сущность, виды, цели, задачи, отличительные черты и характеристики. Далее осталось закрепить эти знания проверочным тестом и перейти к следующему уроку.

Тест на усвоение материала урока

Читайте также: