Юар государственное устройство кратко

Обновлено: 30.06.2024

Государственное устройство ЮАР.

Согласно Конституции страны, принятой Парламентом 8 мая 1996 г., ЮАР унитарная республика с элементами федерализма. Составляющие страну 9 провинций наделены обширными полномочиями, в том числе законодательной автономией.

По Конституции 1996 г. в ЮАР установлена форма правления, не имеющая аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как "сверхпарламентскую республику".
Законодательная власть на общенациональном уровне принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального совета провинций ( верхняя палата, 90 человек ) и Национального собрания ( нижняя палата, 400 человек ). Совместные заседания обеих палат Парламента образуют Конституционную ассамблею.
Срок полномочия Национального собрания - 5 лет. Президент Республики должен распустить Национальное собрание, если оно приняло резолюцию о самороспуске.
Законы принимаются Национальным собранием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (должно присутствовать большинство от общего числа депутатов).
В состав каждой делегации Национального совета провинций входят премьер-министр провинции или другое лицо, им назначенное (глава делегации), 3 других специальных и 6 постоянных делегатов. При голосовании в Национальном совете провинций каждая делегация имеет 1 голос, который подается главой делегации. Решение считается принятым, если его поддержали делегации не менее 5 провинций. Полномочия палат в области законодательства не равны. Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но финансовые - только в Национальное собрание. Все принятые Национальным советом провинций законопроекты передаются на утверждение Национальному собранию и наоборот. Национальный совет провинций может утвердить поступивший к нему из нижней палаты законопроект в неизменном виде, утвердить его с поправками или отклонить. В то же время Национальный совет провинций не имеет возможности провести свой законопроект вопреки мнению нижней палаты, если последняя отклонит переданный ей из верхней палаты законопроект или утвердит его с изменениями.
Принятый Парламентом законопроект передается Президенту для санкционирования и подписания. Если Президент сочтет какие-либо положения законопроекта неконституционными, он может потребовать его нового рассмотрения Парламентом. Повторно утвержденный законопроект Президент обязан подписать или передать вопрос на рассмотрение Конституционному суду. Если последний подтвердит конституционность законопроекта, Президент его подписывает.
Глава государства и правительства (исполнительной власти), а также главнокомандующий вооруженными силами - Президент. Он избирается Национальным собранием из числа его членов сроком на 5 лет. Никто не может быть Президентом более 2 раз.Президент призван защищать Конституцию и обеспечивать единство нации. Он подписывает принятые Парламентом законы, созывает палаты на чрезвычайные заседания, объявляет референдум, назначает на публичные должности (в предусмотренных Конституцией и законом случаях), осуществляет помилование; присваивает государственные награды, назначает и отзывает дипломатических представителей ЮАР, получает верительные и отзывные грамоты от иностранных дипломатических представителей.
Президент осуществляет исполнительную власть совместно с другими членами Кабинета (правительства), применяет национальное законодательство, проводит правительственный политический курс, координирует функции министерств и ведомств, осуществляет право законодательной инициативы.
Кабинет состоит из Президента как главы Кабинета, заместителя Президента и министров. Он назначает заместителя Президента и министров и может сместить их. Заместитель Президента и министры (за исключением не более чем 2) должны быть выбраны из числа депутатов Национального собрания. Заместитель Президента оказывает помощь Президенту в исполнении правительственных функций.
Члены Кабинета несут ответственность за исполнение своих функций перед Президентом, а также коллективно и индивидуально подотчетны Парламенту.
Письменные решения Президента должны быть контрасигнованы другим членом Кабинета, если эти решения носят нормативно-правовой характер и относятся к сфере деятельности данного члена Кабинета.
Национальное собрание может большинством голосов вынести вотум недоверия Кабинету, исключая Президента. В этом случае Президент обязан сформировать Кабинет заново. Если Национальное собрание тем же большинством выразит вотум недоверия самому Президенту, он и все другие члены Кабинета должны уйти в отставку.
Система органов власти в провинциях во многом напоминает общенациональную. Представительными и законодательными органами являются однопалатные законодательные собрания провинций (30-80 депутатов). Они избирают из числа своих членов и на срок своих полномочий премьера, который возглавляет исполнительную власть в провинции. Премьер формирует Исполнительный совет. Законодательное собрание провинции может вынести вотум недоверия Исполнительному совету, исключая премьера, или самому премьеру. В первом случае премьер формирует новый совет, во втором - весь Исполнительный совет уходит в отставку.
Конституция предусматривает независимую и беспристрастную судебную власть, подчиненную только ей. В судебную систему ЮАР входят Конституционный суд, Верховный апелляционный суд, высокие суды, суды магистратов.

Государственное устройство Египта.

Египет - унитарное государство. Административно-территориальное устройство - 27 губернаторств (мухафаз), которые делятся на округа (марказы), округа - на районы (нахии).
Действующая Конституция была принята 11 сентября 1971 г., основные изменения и дополнения вносились в неё в ходе референдума 22 мая 1980 г. По форме правления Египет - президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. Политический режим - полудемократический, сочетающий авторитарные тенденции с либеральными началами. Провозглашена и в известной мере реализуется свобода прессы, партийной, политической деятельности.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Народному собранию, состоящему из 454 членов, из которых 444 избираются на всеобщих выборах сроком на 5 лет, а 10 - назначаются Президентом. В соответствии с Законом о Народном собрании 1972 г. (с последующими изменениями) не менее половины избираемых депутатов должны быть рабочими и крестьянами.
Порядок работы парламента - сессионный. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих. Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет (в определенной мере) контроль за деятельностью правительства и министров.
Важным полномочием Народного собрания является парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента. Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парламента, решение принимается большинством его членов. Парламент вправе также выразить недоверие Премьер-министру и соответственно всему составу Правительства.

Особым законосовещательным органом является созданный в 1980 г. Консультативный совет (Меджлис аш-шура). Он состоит из не менее чем 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (половина из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий - 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента - без проведения референдума). Совет обновляется на половину через 3 года.
Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов революции 1952 г. С Советом консультируются при изменении Конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и Президенту, к плану социально-экономического развития, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, а также относительно решений по общей политике.
Главой государства и главой исполнительной власти является Президент, который избирается на 6-летний срок путем всеобщих прямых выборов. Допускается переизбрание одного лица неограниченное число раз. Как глава государства Президент заключает международные договоры, наиболее важные из которых подлежат ратификации Народным собранием. Президент является верховным командующим вооруженными силами и полицией, председательствует в Национальном совете обороны. Он вправе объявить чрезвычайное положение (с утверждением парламентом) и войну (по уполномочию парламента).Президент проводит (по своему усмотрению) референдумы по любым важным вопросам, касающимся высших интересов страны, а также обязан провести референдум при изменении Конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней проводит референдум. Вопрос о том, распускается ли парламент, решают избиратели.
В качестве главы исполнительной власти Президент совместно с Правительством разрабатывает общую политику государства и контролирует ее осуществление. Он созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, назначает Премьер-министра (председателя Совета министров) и других членов Правительства, гражданских и военных должностных лиц, дипломатических представителей, а также освобождает их от обязанностей. Президент также назначает 1/3 членов Консультативного совета, вправе назначить одного - двух вице-президентов и определить круг их полномочий.Большие полномочия принадлежат Президенту в законодательной и вообще нормотворческой сфере. Он обладает правом вето, правом законодательной инициативы и пользуется регламентарными полномочиями правом принимать декреты во исполнение законов и в целях охраны общественного порядка, создания и регулирования деятельности государственных служб и ведомств. Исполнительные акты Президента не могут изменять законы, приостанавливать их действие или освобождать кого-либо от их реализации. Президент также может издавать декреты, имеющие силу закона, если парламент не заседает, при условии последующего рассмотрения их Народным собранием.
Наряду с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство - Совет министров, "высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства" (ст.153 Конституции). Хотя фактически, а иногда и юридически руководителем Правительства является Президент (например, когда он председательствует на заседаниях Правительства), в Египте есть должность Премьер-министра, и его правовое положение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее Премьер-министр осуществляет лишь функции "административного премьера". Помимо Премьер-министра в состав Правительства входят также министры и их заместители.
Премьер-министр и министры назначаются Президентом (без утверждения парламентом), при этом не требуется, чтобы назначенный Премьер представлял Президенту кандидатуры министров своего Кабинета: Президент вправе подобрать их самостоятельно. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.

Полномочия правительства включают: разработку совместно с Президентом общегосударственной политики и контроль за проведением ее в жизнь; подготовку законопроектов, а также проектов государственного бюджета и плана социально-экономического развития; контроль и координацию деятельности министерств, иных центральных ведомств, публичных корпораций и организаций; контроль за исполнением законов, а также обеспечение государственной безопасности, охрану прав граждан и интересов государства. Во исполнение своих полномочий Правительство принимает административные распоряжения.
Согласно Конституции члены правительства отвечают как перед Народным собранием, так и перед Президентом. Однако парламентская ответственность носит формальный характер - на практике Правительство подчинено только Президенту. Президент вправе созывать заседания Правительства и присутствовать на них в качестве председательствующего, он вправе требовать от министров представления отчетов об их деятельности, а также привлекать их к ответственности за преступления, совершенные в ходе исполнения своих обязанностей или в связи с ними. Нередко Президент Египта лично возглавляет Правительство, обходясь без самостоятельного поста Премьер-министра.
В основе судебной системы Египта лежит принцип независимости судебной власти от власти законодательной и исполнительной а также принцип независимости и несменяемости судей. Высшим органом судебной власти является верховный суд. Хотя судебная система Египта в целом основана на европейской модели правосудия, по конституции одним из главных источников права здесь выступает шариат (свод моральных и правовых норм, регулирующий жизнь правоверных мусульман). Особенно сильны его позиции в вопросах, касающихся семенно-брачных отношений, порядка наследования имущества и правил составления завещаний. Однако в целом действие исламских правовых установлений ограничено достаточно сильно.

Авторы: А. В. Старикова (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. А. Попов (Население: этнический состав), И. Р. Ютяева, А. А. Токарев, А. А. Архангельская (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. П. Горохова (Литература), В. А. Погадаев (Балет, Кино) Авторы: А. В. Старикова (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. А. Попов (Население: этнический состав), И. Р. Ютяева, А. А. Токарев, А. А. Архангельская (Исторический очерк); >>

Ю́ЖНО-АФРИКА́НСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА (аф­ри­ка­анс Republiek van Suid-Afrika, англ. Republic of South Africa), ЮАР.

Эта статья — о современном государстве. О Южно-Африканской Республике, существовавшей в 1856—1902 годах, см. Южно-Африканская Республика (Трансвааль).

Ю́жно-Африка́нская Респу́блика (сокращённо — ЮА́Р, также Южная Африка) — государство на юге Африки. На севере граничит с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке — с Мозамбиком и Эсватини. Внутри территории ЮАР находится государство-анклав Лесото [7] .

ЮАР является одной из самых национально разнообразных стран Африки и имеет наибольшую долю белого, азиатского и смешанного населения на континенте. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, а также является самой экономически развитой в Африке и имеет относительно прочные мировые позиции [8] . Единственная африканская страна — участник G20.

Важнейшим пунктом в истории и политике ЮАР стал расовый конфликт между чёрным большинством и белым меньшинством. Своей кульминации он достиг после того, как в 1948 году был установлен режим апартеида, просуществовавший до 1990-х годов. Инициатором введения дискриминационных законов стала Национальная партия (в СССР её называли Националистической). Эта политика привела к долгой и кровопролитной борьбе, в которой роль витрины сыграли чёрные активисты, такие как Стив Бико, Десмонд Туту и Нельсон Мандела. Позже к ним присоединились многие белые и цветные (потомки смешанного населения), а также южноафриканцы индийского происхождения. Определённую роль в крахе апартеида сыграло также давление со стороны международного сообщества. В результате смена политической системы произошла сравнительно мирно: ЮАР — одна из немногих стран Африки, где ни разу не было государственного переворота [9] .

Южно-Африканская Республика — первое государство, имевшее ядерное оружие, но добровольно отказавшееся от него.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 1 юар. государственный строй и политика

Конституция. ЮАР является унитарным государством. Оно было образовано 31 мая 1910, и его государственное устройство определял закон 1909, подготовленный представителями четырех колоний - Капской, Натала, Оранжевого свободного государства и Трансвааля и принятый парламентом Великобритании. Вместе с внесенными позднее поправками этот закон был положен в основу конституции 1961, которая получила одобрение парламента страны и вступила в силу после провозглашения Южной Африки республикой 31 мая 1961. По этой конституции правительство ЮАР возглавлял премьер-министр, подотчетный парламенту. Правом быть избранными в парламент обладали только белые, фактически их монополией было и избирательное право. Немногие африканцы, преодолевшие образовательный и имущественный цензы, имели возможность избирать нескольких белых парламентариев, которые представляли их интересы в законодательном органе, но и эта привилегия была отменена для черных в 1959, а для цветных - в 1968.

3 сентября 1984 вступила в силу новая конституция ЮАР, которая предусматривала создание трехпалатного парламента. Палаты формировались на расовой основе, их полномочия были неравноценны. Главной была палата, избираемая белыми, палаты, избранные азиатским и цветным населением, играли подчиненную роль. По-прежнему из политической жизни ЮАР были исключены африканцы, составлявшие три четверти населения страны. Пост премьер-министра был упразднен, и его функции перешли к президенту.

В январе 1991 между политическими партиями начались консультативные переговоры о введении демократической многорасовой политической системы. В 1993, в ходе переговоров, проведенных в июне-июле, была согласована дата проведения первых в истории страны многорасовых выборов - 27 апреля 1994. В этот день южноафриканцы избрали депутатов временного парламента, который должен был разработать новую постоянную конституцию. Временная конституция, предусматривающая создание многорасового демократического государства, была ратифицирована в декабре 1993 и вступила в силу 27 апреля 1994.

В октябре 1996 Конституционное собрание одобрило новую конституцию ЮАР, которая вступила в силу 4 февраля 1997. Честь создания этого документа принадлежит Рольфу Мейеру и Сирилу Рамафозе. Одной из важнейших частей конституции стал "Билль о правах", в основу которого лег одноименный американский документ.

Правительство. В соответствии с конституцией, власть в ЮАР принадлежит президенту, двухпалатному парламенту и независимой системе судопроизводства. В 1994 из представителей трех партий, наиболее успешно выступивших на парламентских выборах, - Африканского национального конгресса, Национальной (бывш. Националистической) партии и Партии свободы Инката, было сформировано правительство национального единства, которое руководило страной в первые пять лет переходного периода. В июле 1996 представители Национальной партии вышли из состава правительства.

Президент ЮАР является главой государства и руководит работой кабинета министров. Он избирается Национальной ассамблеей (нижней палатой парламента) из числа депутатов и осуществляет исполнительную власть, консультируясь с вице-президентом. Президент может быть отстранен от должности путем вынесения ему вотума недоверия или импичмента. Первым президентом ЮАР, избранным в соответствии с временной конституцией, стал Нельсон Мандела, лидер партии Африканский национальный конгресс (АНК). Мандела приступил к исполнению своих обязанностей 10 мая 1994 и стал первым черным президентом в истории ЮАР. Первым вице-президентом был избран один из руководителей АНК Табо Мбеки, вторым вице-президентом - Ф.В.де Клерк, лидер Национальной партии и последний президент режима белого меньшинства, который подал в отставку вслед за выходом представителей Национальной партии из правительства национального единства в 1993.

Парламент. Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, который состоит из Сената и Национальной ассамблеи. Состоящая из 400 депутатов Национальная ассамблея избирается всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства, 200 членов парламента избираются по спискам общенациональных партий и 200 - по спискам провинциальных партий. Каждый из девяти провинциальных законодательных органов избирает по 10 сенаторов. Парламентские решения принимаются простым большинством, для внесения поправок в конституцию требуется большинство в две трети голосов депутатов обеих палат.

На проведенных в апреле 1994 выборах в Национальную ассамблею АНК завоевал 252 места, Национальная партия - 82, Партия свободы Инката - 43, Фронт свободы - 9, Демократическая партия - 7, Панафриканистский конгресс - 5 и Африканская христианско-демократическая партия - 2 места. На выборах в Сенат АНК получил 60 мест, Национальная партия - 17, Партия свободы Инката и Фронт свободы - по 5 мест и Демократическая партия - 3.

Судебная система. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд во главе с верховным судьей. В состав Верховного суда входят апелляционный суд, провинциальные и местные суды. Каждый округ и район в пределах провинции располагает судом магистрата с четкой юрисдикцией в уголовных и гражданских делах. Состоящий из 11 членов Конституционный суд - высшая судебная инстанция по вопросам истолкования Конституции, ее защиты и проведения в жизнь ее статей. Большинство судей, назначенных до апреля 1994, остались на своих должностях. Члены Конституционного суда назначаются президентом из списка кандидатов, подготовленного независимой судебной комиссией.

Провинциальные органы власти. Каждая из девяти провинций имеет собственный законодательный орган с числом членов от 30 до 100, в зависимости от численности населения. Они избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Законодательный орган провинции полномочен разрабатывать проект конституции провинции, которая должна соответствовать основным принципам конституции страны, а также избирать премьер-министра, главу правительства. Партии, чьи представители занимают не менее 10% мест в законодательном органе провинции, имеют право на пропорциональное количество постов в правительстве. Законодательные органы провинций в одних вопросах управления обладают всей полнотой власти, в других делят власть с центральным правительством.

В ноябре 1995 по всей стране, за исключением провинции Квазулу-Натал и Кейптауна, прошли выборы в местные органы власти. Они были перенесены на середину 1996 из-за актов насилия по политическим мотивам (Квазулу-Натал) и спорности границ между районами (Кейптаун). Ноябрьские выборы продемонстрировали прочность позиций АНК. Эта партия получила 64% голосов, Национальная партия - 16% и Партия свободы Инката - 0,4%.

Политические партии. В апреле 1994 в ЮАР функционировали ок. 50 политических партий. Из 272 партий, участвовавших в 1995 в выборах в местные органы власти, 16 действовали по всей стране. На общенациональных выборах в апреле 1994 19 партий получили более 3 тыс. голосов из общего числа 19,5 млн., но только семь партий вошли в Национальную ассамблею, завоевав более 1% голосов.

Африканский национальный конгресс (АНК) получил 62,7% голосов и стал ведущей партией в новом правительстве. АНК контролирует 7 из 9 провинций и на выборах 1995 в местные органы власти получил 64% голосов. АНК был создан в 1912. Выступая против расовой дискриминации и за предоставление равных прав африканцам, АНК на протяжении многих лет организовывал кампании ненасильственного протеста, демонстрации и забастовки. В этой борьбе объективными союзниками АНК выступали придерживавшийся левых взглядов Конгресс демократов, который объединял белых левых убеждений, Южноафриканский индийский конгресс и Конгресс цветного населения. В 1952-1960 во главе АНК стоял Альберт Лутули. В 1960, вслед за расстрелом полицией в Шарпевиле мирной демонстрации черного населения, когда погибли 67 человек, АНК был запрещен. После того как АНК возглавил Нельсон Мандела, ненасильственные методы борьбы сменились проведением диверсий на государственных предприятиях и в учреждениях. В 1962 Мандела был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Находясь в тюрьме, он оставался ведущей фигурой в АНК и превратился в символ сопротивления правлению белого меньшинства и апартеиду. В отсутствие Манделы операциями АНК из Замбии и Великобритании руководил Оливер Тамбо. В 1990 по инициативе президента ЮАР Ф.В.де Клерка Нельсон Мандела был освобожден из заключения без всяких условий. В том же году правительство сняло запрет на деятельность АНК. В январе 1991 Мандела и де Клерк выступили инициаторами межпартийных консультаций по вопросу о создании в стране многорасовой политической системы. В мае 1994 Мандела был избран президентом ЮАР. Вице-президентом и политическим преемником Манделы является Табо Мбеки, который в декабре 1997 был избран президентом АНК.

В 1995 на выборах в местные органы управления АНК неожиданно хорошо выступил в Западно-Капской провинции, что скорее всего объяснялось разочарованием цветного населения в Национальной партии, которая была одной из трех политических организаций, сформировавших правительство национального единства. В 1996 Национальная партия отказалась от участия в правительстве и превратилась в главную оппозиционную партию.

Партия свободы Инката (ПСИ). На выборах 1994 эта политическая организация народа зулу получила 10,5% голосов. Она очень влиятельна в провинции Квазулу-Натал, но пользуется гораздо меньшей поддержкой населения в других провинциях. ПСИ завоевала всего 0,4% голосов на общенациональных выборах в местные органы управления в 1995 (за исключением провинции Квазулу-Натал), но в следующем году получила на местных выборах в этой провинции 44% голосов. ПСИ была основана в 1970-х годах главным министром бывшего бантустана Квазулу Мангосутху Бутелези и первоначально действовала как культурно-просветительская организация народа зулу, а в 1990 была преобразована в политическую партию. Бутелези выступал за постепенный переход власти к правительству черного большинства и находился в оппозиции к АНК и другим политическим группам, популярность которых угрожала его собственному влиянию. В 1984 боевики Инкаты начали убивать сторонников АНК; их участившиеся и отличавшиеся жестокостью нападения на политических противников в 1990-1991 поставили страну на грань гражданской войны. В 1991 Мандела и Бутелези призвали к прекращению огня, но нападения не прекращались. В июле 1991 стали известны факты, что Инката получала тайную помощь от правящего белого режима. В начавшихся в декабре 1991 межпартийных консультациях Бутелези и его партия сыграли деструктивную роль. Инката заявила о намерении бойкотировать апрельские выборы 1994, но в последний момент согласилась принять в них участие. На выборах в законодательный орган провинции Квазулу-Натал кандидаты от ПСИ завоевали большинство с перевесом всего лишь в одно место. ПСИ была одной из трех партий, которые сформировали правительство национального единства. Хотя в 1995 депутаты от этой партии вышли из состава Конституционной ассамблеи, Бутелези продолжал играть важную роль в правительстве и даже временно исполнял обязанности президента во время пребывания Манделы и Мбеки за границей.

Объединенное демократическое движение (ОДД). Созданная в конце 1997 Рольфом Мейером и Банту Холомисой, эта партия представляет ту часть населения, политические взгляды которой лежат между линиями АНК и Национальной партии. ОДД пользуется поддержкой либералов-африканеров, и ей удалось привлечь на свою сторону часть африканского электората АНК в Восточно-Капской провинции.

Фронт свободы. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды правого крыла африканеров, получила 2,2% голосов. Фронт свободы был создан в 1994 видными консервативными африканерскими политиками, которые, хотя и выступали против реформ де Клерка, тем не менее приняли решение участвовать в демократических выборах.

Демократическая партия. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды либерально настроенного белого населения ЮАР, получила 1,7% голосов избирателей. Была создана в 1989 путем слияния старой официальной оппозиционной Прогрессивно-федеральной партии белого населения и нескольких более мелких либеральных партий европейцев. Партия объявила, что она открыта для всех расовых групп и выступает за создание мирными методами демократического нерасового общества.

Панафриканистский конгресс (ПАК) на выборах 1994 получил 1,3% голосов. В 1959 он откололся от АНК и в 1960-1990 находился под запретом. ПАК поставил своей целью создание демократического общества исключительно через организации черного населения и располагал военным крылом - Народно-освободительной армией Азании. До 1991 руководство ПАК выступало против переговоров с правительством белого меньшинства, но потом составило единую команду с более влиятельным АНК для участия в этих переговорах. В начале 1997 Мандела предложил ПАК войти в состав правительства национального единства, но получил отказ.

Внешняя политика. ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 - член британского Содружества наций, возобновила членство в 1994. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки.

С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности ООН была весьма ограничена, поскольку большинство членов ООН резко осуждало политику апартеида и сохранение вплоть до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки резолюциям ООН. В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН. В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом этой организации.

Надеясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х годов внутренняя оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании. Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорасовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992-1994 санкции были постепенно отменены.

С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки. ЮАР поддержала проведение переговоров о прекращении огня в Анголе, Мозамбике и Конго, а в конце 1998 предприняла интервенцию в Лесото. Мандела подвергся критике за то, что не использует в полной мере свой моральный авторитет для решения конфликтов в Африке, и за конкретные внешнеполитические акции руководства ЮАР.

Вооруженные силы. В 1993 вооруженные силы ЮАР насчитывали 67,5 тыс. человек. В их состав входили сухопутные войска численностью 47 тыс. человек (включая 31 тыс. призывников), ВМФ численностью в 4,5 тыс. человек (900 призывников), ВВС - 10 тыс. человек (3 тыс. призывников) и военно-медицинский корпус - 6 тыс. человек. Вооруженные силы ЮАР считались самыми боеспособными в Африке и были оснащены разнообразными современными видами вооружения. Правительство ЮАР признало, что в 1970-1980-х годах в стране были созданы шесть ядерных бомб, а после 1989 все они были демонтированы. В 1997 общая численность вооруженных сил ЮАР составила ок. 79 440 человек (плюс 386 тыс. резервистов).

Преступность. Пагубное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают высокий уровень преступности и коррупция. По статистике Всемирной организации здравоохранения, в 1995 по числу убийств ЮАР занимала первое место в мире, ежегодно на 100 тыс. населения приходились 44 убийства. Высокий уровень насилия связан не только с политическим соперничеством, особенно в провинциях Квазулу-Натал и Гаутенг, но и с менее явной социальной и экономической напряженностью в обществе. В тысячах преступлений замешаны полицейские. Одна из важнейших задач правительства - создание новой национальной полиции, свободной от расовой нетерпимости времен апартеида и коррупции. С 1994 криминальная обстановка в ЮАР резко обострилась.

Читайте также: