Искусство при первых романовых кратко

Обновлено: 03.07.2024

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.

Работа содержит 1 файл

Русское искусство при первых Романовых.doc

Русское искусство при первых Романовых (реферат)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА 5
2. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИССКУСТВА ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Введение

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.

Историческая заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России.

Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых. К правлению первых Романовым историки относят периоды правления Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.) и его сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

Таким образом, тема данной работы является актуальной, так как период правления первых Романовых характеризуется значительными изменениями и новшествами, в частности в сфере культуры и искусства. Поэтому данный период представляет большой интерес для изучения.

Целью работы является изучение русского искусства при первых Романовых.

Соответственно, в работы были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику русской культуры XVII века;

- изучить развитие русского искусства при первых Романовых.

1. Общая характеристика русской культуры XVII века

Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями.

Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

Сочетанием "старины и новизны" отмечены архитектура и изобразительное искусство в период правления первых Романовых. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре[1].

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др[2].

В конце XVII века в церковном строительстве возникает так называемое нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были многоярусность, строгость пропорций, пышность убранства зданий. Появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина[3].

Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель", "Троица". В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. появился первый придворный театр, в котором разыгрывались пьесы на библейские и исторические сюжеты.

Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие так называемой "строгановской школы", берущей

[1] Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Стик.- 2002. - С. 29.

[2] Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII в.в. - М.: Просвещение. - 1986.- С. 92.

[3] Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII веков.- М.: Просвещение. - 1983.- C. 112.

В XVII в. Возрастает количество грамотных людей. Так среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов – 96%, среди помещиков – 65%.

Путь первого русского профессионального театра был недолог. Он прекратил свое существование вскоре после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г.

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626 – 1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625 – 1691) и Федору Зубову (1615 – 1689).

Симон Ушаков был человеком широких художественных дарований: талантливым иконописцем, монументалистом, гравером, мастером прикладного искусства, составителем географических карт, опытным педагогом. Творчество этого великого мастера и его современников подготовило почву для будущих петровских преобразований в области художественной культуры.

Именно в это время появляются парсуны – предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского и царя Федора Иоанновича), они еще очень тесно были связаны с традициями иконографии, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлеченность образов. В произведениях , появившихся во второй половине XVII в., заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и значительных особ. Если раньше портреты создавались по памяти, то теперь их начинают писать с натуры. Не святые угодники, мученики и ангелы становятся теперь героями нового искусства. Чаще это конкретные люди с их мыслями, чувствами и переживаниями.

Большого расцвета достигло в XVII в. ювелирное и декоративно-прикладное искусство. Разграбленная в годы смуты сокровищница русских государей вновь начала пополняться. Мастера Оружейной палаты, ювелиры Серебряного приказа и приказа Золотых дел возобновили деятельность, вместе с ними работали немецкие и голландские ювелиры. Для царя Алексея Михайловича изготовили новые царские регалии – державу, скипетр и бармы, оплечное украшение. Была сделана новая парадная корона с ажурными пластинами, эмалью, крупными сапфирами и жемчугом. Вместо креста корону венчал огромный изумруд-кабошон. Персидские мастера изготовили тронное кресло, сплошь украшенное алмазами, –”Алмазный трон”.

В произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в. проявилось стремление русских художников к красочности, усложненности и разнообразию форм. Богато декорировали парадные оклады евангелий, применяя сложную технику наложения эмали на чеканные изображения и используя большое количество самоцветов и речного жемчуга. Церковные сосуды-потиры, использующиеся в обряде причастия, становятся драгоценностью. Золотой потир боярина Морозова, пожертвованный его вдовой в Чудов монастырь московского Кремля, украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями. Потир, изготовленный московскими мастерами по заказу царя Федора Алексеевича для церкви Спаса Нерукотворного в Москве, золотой с чернью. Растительный орнамент, рельефные плоды с лентами, медальоны с изображением святых выполнены сияющими эмалевыми красками, блеск которых подчеркивается мерцанием алмазов, сапфиров, изумрудов, украшающих потир по краю.

Особое место среди посуды феодальной знати в Древней Руси занимали ковши. Форма их происходит непосредственно от обычных деревенских ковшей и напоминает ладью или плывущую птицу. К концу XVII столетия ковши использовались в качестве украшения интерьера или награды, потому их называли “жалованными”. Одним из лучших является ковш царя Михаила Федоровича с надписью вязью по бортику, играющей роль орнаментального украшения.

Широкое распространение получила декоративная роспись по эмали, впервые примененная мастерами строгановских художественных мастерских из Сольвычегодска, названная “усольской”. Усольские эмали выполнялись по белому фону особой эмалевой массой желтого, голубого, красного и зеленого цветов самых различных оттенков, образующей после обжига яркую сияющую поверхность. Изображая одни и те же цветы – тюльпаны, ромашки, васильки, подсолнухи, мастера достигали удивительного разнообразия узоров на неповторимых по красоте усольских эмалях.

В Оружейной палате изготовляли уникальные образцы парадного оружия.

Высокого искусства достигла так называемая живопись иглой, продолжившая традиции русских вышивальщиц XV в. Самым распространенным видом искусства вышивки являлась пелена, так называемый воздух, предназначавшаяся для подвешивания к иконе, повторяющая ее размер и композицию. Пелены вышивали не только мастерицы, но и царицы. Тонкость исполнения, изящество рисунка, изысканный колорит отличают пелены-“воздухи”, вышитые Марией Милославской (первая жена царя Алексея Михайловича), по праву считающиеся уникальным памятником лицевого художественного шитья. Сохранились многочисленные вышивки, выполненные в мастерских именитых купцов Строгановых.

Пример лицевого художественное шитья

В XVII в. значительное внимание уделялось декоративному шитью, названному “жемчужным”. Вышивальщицы украшали растительным и геометрическим орнаментом нарядные одежды высших духовных иерархов, парадные одежды. Помимо вышивки серебряными, золотыми, цветными шелковыми нитями широко применялись речной жемчуг и самоцветы.

Придворные круги при всем своем кажущемся западничестве не желали отказываться от старых художественных традиций. И только преобразования Петра I европеизировали Русь.

В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию. Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный, Патриарший.

Крестовая, или Соборная, комната в Теремном дворце

Гербы в Крестовой палате

Потешный дворец строился изначально как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича. После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну, после чего палаты соединили сначала деревянными, а затем каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в палатах для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 года, когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. Планировку Потешного дворца отличает и нестандартное расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, которая вписана в общее здание дворца. Наличники Потешного дворца украшены колонками с тонкой белокаменной резьбой. Въезд во двор был перекрыт воротами с тремя висячими арками с белокаменными головами львов, отчего ворота именовались Львиными. В 1864 – 1875 годах во время очередной перестройки дворца эти ворота были разобраны. Поражает своей уникальностью орнаментальная стенная роспись Потешного дворца. Расчищены и изучены неповторимые резные сюжеты, изображающие турниры всадников, а также мифических и настоящих животных и птиц, не имеющих аналогов в декоре памятников второй половины XVII века.

Вид от Львиных ворот.

Рисунок-реконструкция середины XIX века

Меньшим, чем царский дворец, но не менее значительным по своему местоположению в ансамбле Кремля был дворец патриархов. Он неоднократно перестраивался, горел, но при патриархе Никоне, славившемся любовью к пышному и представительному быту, был отстроен заново. Патриаршие палаты были возведены в соответствии с указом патриарха Никона, в период с 1653 по1655 год, под руководством русских архитекторов – Алексея Королькова и его ученика Ивана Семенова. На первом этаже дворца находились хозяйственные помещения, на втором – парадные палаты, а третий этаж полностью занимали личные комнаты патриарха.

Крестовая (мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Здесь проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектуры того времени. В экспозиции музея потрясает огромный сосуд для миро — набора масел и смол, используемых при обряде крещения.

Печь для изготовления миро и “кадь” для хранения миро (XVII в)

В XVII веке русской православной церковью было принято решение варить миро только в одном месте — в Москве, в Кремле, в патриаршем дворце, так как в провинции было затруднительно получить необходимые для мира ингредиенты

В 1656 году с восточной стороны от Патриарших палат была построена Церковь в честь апостола Филлипа, которая стала домовой церковью патриарха. Храм был построен по проекту русских архитекторов Бажена Огурцова и Антипа Константинова. В 1681 году собор переосвятили в честь Двенадцати апостолов. За время своего существования пятиглавый храм с посеребренными куполами не раз перестраивался и реконструировался. В 1722 году архитектором И.П. Зарудным под главами храма была устроена ризница и новый иконостас.

Церковь Двенадцати апостолов возведена на высоком подклете, прорезанном двумя проездными арками, служившими воротами для въезда на Патриарший двор с Соборной площади. Это – четырехстолпный храм, перекрытый по закомарам и увенчанный пятиглавием. (Наличие и богатое оформление церковных дверей во втором этаже не было случайным, поскольку в XVII в. к фасаду храма примыкала галерея, через которую в него и попадали, поднимаясь по лестнице.

В архитектуре этой церкви уже видны те своеобразные черты, которые стали приметой нового стиля в культовом зодчестве середины XVII в. Прежде всего это относительно большой размер бесстолпного основного помещения, растянутого в ширину, размеры которого увеличивает примыкающая с запада трапезная. Здание представляет собой сложную асимметричную конструкцию, поскольку к нему пристроено множество приделов, крылец, галерей, высоких колоколен с шатровым покрытием.

Последним шатровым храмом в Москве, отличающимся особым изяществом, стала церковь Рождества Богородицы в Путинках. Четыре венчающих ее шатра образуют сложную асимметричную композицию с шатровой колокольней по центру. Впечатление живописного беспорядка усиливают низкая трапезная и крыльцо под шатровым верхом. Это сложное строение как нельзя лучше отражало прихотливые вкусы своего времени. Декоративность в облике храма достигалась в первую очередь за счет того, что шатры, составляющие лишь часть кровли, в отличие от классических шатровых покрытии, были увенчаны еще и изящными луковичными главками на тонких барабанах. Богатая отделка оконных наличников, обилие вимпергов, кокошников, ступенчатых арок на плоскости стены делали церковь похожей на ювелирное изделие.

В XVII в. строили много деревянных церквей, их ставили на погостах, в центрах сел. Деревянные церкви имели многогранное основание, их традиционно увенчивали шатрами. Как правило, деревянные храмы, даже многоглавые, имеют пирамидальный силуэт. В XVII в. деревянное зодчество достигло высшего совершенства, примером чему служит церковь Спаса Преображения в Кижах, представляющая собой восьмерик с четырьмя приделами, увенчанный шестью ярусами декоративных луковичных главок, восходящих к центральному куполу. Преображенскую церковь часто сравнивают с гигантской раскидистой елью, поскольку она поражает не только величием, гармонией пропорций, нарядностью облика, но и удивительной слитностью с окружающими просторами.

Гражданские постройки XVII в., напротив, ориентировались на западноевропейские образцы со свойственной им строгой симметрией, разделением на этажи, упорядоченностью декора. Вместе с тем пристрастие русских мастеров к красочному и живописному убранству не только сообщало зданиям парадность и величественность, но и вносило разнообразие в их внешний облик. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, теремок в Крутицком подворье, трапезные палаты Новодевичьего, Симонова монастырей представляют собой прямоугольные здания, поднятые на высокий подклет, но внешне различающиеся благодаря декоративному убранству. Особенно интересным в этом плане был деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1667-1681) в селе Коломенском. Дворец представлял собой сложное сочетание большого количества срубов, объединенных переходами. Ансамбль включал царские хоромы, столовую избу, многооконный терем, хоромы для царевича и царицы, служебные помещения. Декоративное богатство дворца усиливалось обилием раскрашенной орнаментальной резьбы, позолотой деталей. Перед подъездными воротами стояли львы медные, обитые бараньими шкурами. Они приветствовали подъезжающих рычанием, двигали лапами, вращали глазами, разевали пасти. Над воротами в особом помещении находился механизм, который приводил львов в движение. Замурованные в кладку ворот “голосники” усиливали впечатление от “Львова рыканья”.

В конце XVII в. наблюдается все больший отказ от канонов древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве. Новый архитектурный стиль получил название “нарышкинского барокко” по имени родственников второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Пожалуй, самым прекрасным образцом “нарышкинского барокко” стала церковь Покрова в Филях. Это многоярусный храм, имеющий в основе четверик, на который были водружены два восьмерика, убывающие в объеме. Традиционное пятиглавие получило в постройке новую интерпретацию: центральный одноглавый столп, состоящий из двух уменьшающихся восьмериков и служащий колокольней, доминирует над небольшими главками на боковых полукружиях собора. Постройка имела 2 этажа, в первом из которых находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богоматери, в верхнем – храм Спаса Нерукотворного. На уровне летней церкви храм окружала широкая галерея, к которой вели широко раскинувшиеся лестницы. Здание окружено открытыми галереями с широкими лестницами. Сложена церковь из красного кирпича и украшена белокаменной резьбой.

В XVII в, оказавшись на пороге Нового времени и достигнув апогея в своем развитии, средневековое искусство Руси в целом исчерпало свои возможности. Как целостная система оно прекратило свое существование на рубеже XVII – XVIIIвв., оставив грядущим поколениям высокие образцы художественного творчества.

Стремление преодолеть средневековые
принципы в искусстве сочетается в XVII в. с
мощным воздействием на искусство
народного творчества, с которым связывают
декоративное великолепие художественной
культуры России
В этот период инициаторами строительства
храмов все чаще выступали богатые купцы и
горожане, чьи вкусы внесли существенную
поправку в художественную традицию
В Москве возник Приказ каменных дел, в
стенах которого были собраны лучшие
русские мастера и приглашенные с Запада
инженеры

Главными объектами
гражданского строительства
стали кремлевские дворцы:
Теремной, Потешный и
Патриарший

Так выглядели церковь Рождества
Христова в Воскресенском
Новоиерусалимском монастыре и
московская церковь Троицы в
Никитниках, построенная богатым
купцом Никитниковым из Ярославля

6. Церковь Троицы в Никитниках

Куб церкви обстроен
приделами; с севера
и запада ее
опоясывает галерея,
вход с южной
стороны оформлен
шатровым крыльцом
Наружные стены
церкви членятся по
вертикали
сдвоенными
колонками, на
которых лежит поясантаблемент,
украшенный
цветными изразцами
Церковь Троицы в Никитниках

В XVII в.
возродилось
шатровое
покрытие, столь
популярное во
время Ивана
Грозного
Среди шатровых
храмов этого
периода самым
замечательным
являлась
Успенская церковь
в Угличе

Последним
шатровым
храмом в
Москве,
отличающимся
особым
изяществом,
стала церковь
Рождества
Богородицы в
Путинках

Четыре венчающих ее
шатра образуют
сложную
асимметричную
композицию с
шатровой колокольней
по центру
Впечатление
живописного
беспорядка усиливают
низкая трапезная и
крыльцо под шатровым
верхом
Это сложное строение
как нельзя лучше
отражало прихотливые
вкусы своего времени

Декоративность в облике
храма достигалась в первую
очередь за счет того, что
шатры, составляющие лишь
часть кровли, в отличие от
классических шатровых
покрытий, были увенчаны
еще и изящными
луковичными главками на
тонких барабанах
Богатая отделка оконных
наличников, обилие
вимпергов, кокошников,
ступенчатых арок на
плоскости стены делали
церковь похожей на
ювелирное изделие

13. Церковь Ильи Пророка

В середине XVII в.
крупные строительные
проекты были
осуществлены в одном
из главных торговых
центров Руси Ярославле,
избежавшем разорения
во время смуты
Экономическое
процветание
способствовало
превращению
Ярославля в важный
центр художественной
культуры
Здесь были возведены
церкви, по стилю
напоминавшие соборы
XVI в
Церковь Ильи Пророка

Ансамбль церкви Ильи
Пророка отличается
асимметрией: к северной
стене пристроен придел с
шатровым верхом, а к
южной - шатровая
колокольня, они
соединяются между собой
невысокой галереейпапертью, опоясывающей
южный и северный фасады
здания
Сочетание луковичных глав
и шатровых покрытий,
прихотливое декоративное
убранство (стены
расписаны красными и
синими цветами),
разновеликость частей
здания придают ему
живописность, сказочный
вид

16. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках

Пятиглавый храм
Иоанна Златоуста
имеет по бокам парные
шатровые приделы, два
парадных крыльца,
опоясывающую здание
открытую галерею,
которая позже была
закрыта и оформлена
окнами с парадными
наличниками
Позже подле церкви
появился еще один
храм, а между ними
колокольня с шатром

18. Детали декора церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

В XVII в. деревянное зодчество достигло высшего
совершенства, примером чему служит церковь Спаса
Преображения в Кижах, представляющая собой восьмерик с
четырьмя приделами, увенчанный шестью ярусами
декоративных луковичных главок, восходящих к
центральному куполу

Преображенскую
церковь часто
сравнивают с
гигантской раскидистой
елью, поскольку она
поражает не только
величием, гармонией
пропорций,
нарядностью облика,
но и удивительной
слитностью с
окружающими
просторами

Как правило,
деревянные храмы, даже
многоглавые, имеют
пирамидальный силуэт
В XVII в. строили
много деревянных
церквей, их ставили
на погостах, в
центрах сел
Деревянные церкви
имели многогранное
основание, их
традиционно
увенчивали шатрами

Гражданские постройки XVII в., напротив,
ориентировались на западноевропейские
образцы со свойственной им строгой
симметрией, разделением на этажи,
упорядоченностью декора
Вместе с тем пристрастие русских мастеров к
красочному и живописному убранству не
только сообщало зданиям парадность и
величественность, но и вносило разнообразие
в их внешний облик
Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова,
князя Голицына, теремок в Крутицком
подворье, трапезные палаты Новодевичего,
Симонова монастырей представляют собой
прямоугольные здания, поднятые на высокий
подклет, но внешне различающиеся
благодаря декоративному убранству

23. Крутицкое подворье

Особенно интересным в этом плане был деревянный дворец
царя Алексея Михайловича (1667-1681) в селе Коломенском

Своеобразным
завершением
зодчества XVII в. и
началом
архитектуры XVIII
в. стала церковь
Знамения
Богоматери,
построенная
воспитателем
Петра I
Б.А.Голицыным в
своем
подмосковном
имении Дубровицы

План церкви представлял собою типично ренессансное
решение, основанное на сочетании окружностей и двух
объемов: центрического бесстолпного храма, имеющего в
плане крест, и двухъярусного восьмерика с ярко
выраженными барочными чертами

35. Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремля

36. Интерьер и росписи Успенского собора Московского кремля

38. Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремля

Экономическое
оживление,
последовавшее за
временем смуты,
способствовало
возрождению
монументальной
живописи на Руси
При Михаиле
Романове были
заново расписаны
соборы московского
Кремля
Интерьер и роспись Архангельского собора Московского
кремля

Огромную роль
в развитии
русской
живописи XVII в.
сыграли
мастерские
Оружейной
палаты
московского
Кремля, по
существу первой
Академии
художеств

Среди
иконописцев,
подготовивших
русскую живопись
к переходу на
позиции
реалистического
искусства, самое
видное место
занимает Симон
Ушаков

Новые тенденции в
русской живописи
XVII в. особенно
проявились в
парсуне, которая
завоевала прочное
место в искусстве
второй половины
XVII в.
Все именитые люди страны
старались запечатлеть свой
образ. К лучшим парсунам
принадлежат изображения царя
Федора Иоанновича
(надгробный портрет), князя
Скопина-Шуйского, Ивана IV

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. Презентация на заданную тему содержит 44 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают декоративное великолепие художественной культуры России В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры

Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный и Патриарший

Так выглядели церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и московская церковь Троицы в Никитниках, построенная богатым купцом Никитниковым из Ярославля

Церковь Троицы в Никитниках Куб церкви обстроен приделами; с севера и запада ее опоясывает галерея, вход с южной стороны оформлен шатровым крыльцом Наружные стены церкви членятся по вертикали сдвоенными колонками, на которых лежит пояс-антаблемент, украшенный цветными изразцами

В XVII в. возродилось шатровое покрытие, столь популярное во время Ивана Грозного Среди шатровых храмов этого периода самым замечательным являлась Успенская церковь в Угличе

Последним шатровым храмом в Москве, отличающимся особым изяществом, стала церковь Рождества Богородицы в Путинках

Четыре венчающих ее шатра образуют сложную асимметричную композицию с шатровой колокольней по центру Впечатление живописного беспорядка усиливают низкая трапезная и крыльцо под шатровым верхом Это сложное строение как нельзя лучше отражало прихотливые вкусы своего времени

Декоративность в облике храма достигалась в первую очередь за счет того, что шатры, составляющие лишь часть кровли, в отличие от классических шатровых покрытий, были увенчаны еще и изящными луковичными главками на тонких барабанах Богатая отделка оконных наличников, обилие вимпергов, кокошников, ступенчатых арок на плоскости стены делали церковь похожей на ювелирное изделие

Церковь Ильи Пророка В середине XVII в. крупные строительные проекты были осуществлены в одном из главных торговых центров Руси - Ярославле, избежавшем разорения во время смуты Экономическое процветание способствовало превращению Ярославля в важный центр художественной культуры Здесь были возведены церкви, по стилю напоминавшие соборы XVI в

Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен придел с шатровым верхом, а к южной - шатровая колокольня, они соединяются между собой невысокой галереей-папертью, опоясывающей южный и северный фасады здания Сочетание луковичных глав и шатровых покрытий, прихотливое декоративное убранство (стены расписаны красными и синими цветами), разновеликость частей здания придают ему живописность, сказочный вид

Читайте также: