Языковые особенности это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Стили речи — это раз­но­вид­но­сти рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, для кото­рых харак­тер­на опре­де­лен­ная сфе­ра при­ме­не­ния и осо­бые язы­ко­вые сред­ства и жанры.

Рассмотрим, что такое сти­ли речи в рус­ском лите­ра­тур­ном язы­ке, выявим цель упо­треб­ле­ния, сти­ле­вые осо­бен­но­сти и харак­тер­ные признаки.

Что такое стиль?

В рус­ском язы­ке сло­ва, обо­ро­ты речи, фра­зео­ло­ги­че­ские еди­ни­цы харак­те­ри­зу­ют как ней­траль­ные, тор­же­ствен­ные и сниженные.

Большинство язы­ко­вых еди­ниц при­над­ле­жат к ней­траль­ным, обще­упо­тре­би­тель­ным. Они явля­ют­ся базой для всех сти­лей рус­ско­го язы­ка. Стиль созда­ет­ся на осно­ве соче­та­ния ней­траль­ных и спе­ци­фич­ных язы­ко­вых средств, харак­тер­ных толь­ко для это­го сти­ля речи. Практика упо­треб­ле­ния рус­ско­го язы­ка в про­цес­се его исполь­зо­ва­ния в раз­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни ото­бра­ла опре­де­лён­ный набор язы­ко­вых средств и форм их реа­ли­за­ции (жан­ров) в соот­вет­ствии с функ­ци­я­ми языка:

  • обще­ние (ком­му­ни­ка­ция);
  • сооб­ще­ние (инфор­ма­ция);
  • воз­дей­ствие.

В резуль­та­те функ­ци­о­ни­ро­ва­ния язы­ка посте­пен­но сло­жи­лись его раз­но­вид­но­сти, при­над­ле­жа­щие к опре­де­лен­ной сфе­ре обще­ствен­ной жиз­ни: поли­ти­ке, нау­ке, куль­ту­ре, дело­вым и быто­вым отно­ше­ни­ям и пр. Каждой раз­но­вид­но­сти при­су­щи осо­бые чер­ты, язы­ко­вые сред­ства и жан­ры. С этой точ­ки зре­ния опре­де­лим, что такое стиль:

Стиль — это раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в какой-либо сфе­ре обще­ствен­ной жиз­ни и име­ет харак­тер­ные для него чер­ты, язы­ко­вые сред­ства и жанры.

В рус­ском лите­ра­тур­ном язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие сти­ли речи:

  • науч­ный стиль;
  • пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • худо­же­ствен­ный стиль;
  • раз­го­вор­ный стиль.

Стили речи

Каждому сти­лю речи при­над­ле­жат отли­чи­тель­ные признаки:

  • сфе­ра применения;
  • цель (зада­ча речи);
  • сти­ле­вые черты;
  • язы­ко­вые средства;
  • жан­ры.

С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим каж­дый стиль речи рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Научный стиль

Название это­го сти­ля чет­ко ука­зы­ва­ет на его сфе­ру при­ме­не­ния в обще­ствен­ной жиз­ни. Если открыть любой учеб­ник, спра­воч­ник, энцик­ло­пе­дию или науч­ный труд (моно­гра­фию, дис­сер­та­цию, доклад, рефе­рат, анно­та­цию и пр.), то выяс­ним, что текст изло­жен науч­ным сти­лем лите­ра­тур­но­го языка.

Научный стиль

С помо­щью науч­но­го сти­ля речи реа­ли­зу­ет­ся цель — сооб­щить све­де­ния. Для это­го сти­ля харак­тер­на под­чёрк­ну­тая логич­ность. Важные сти­ле­вые чер­ты — это точ­ность и дока­за­тель­ность в сооб­ще­нии све­де­ний о пред­ме­те иссле­до­ва­ний или размышлений.

В текстах науч­но­го сти­ля невоз­мож­на неопре­де­лён­ность или дву­смыс­лен­ность. Для науч­но­го сти­ля при­су­ще оби­лие тер­ми­нов как слов, не обла­да­ю­щих мно­го­знач­но­стью. Наряду с тер­ми­на­ми широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные, а так­же вос­тре­бо­ва­ны слож­ные пред­ло­же­ния. Научные тек­сты лише­ны эмо­ци­о­наль­но­сти или экспрессивности.

Убедимся в этом, про­чи­тав при­мер теста науч­но­го стиля:

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции (теле­ви­де­ние, радио, газе­ты, жур­на­лы и пр.) с целью сооб­ще­ния важ­ных све­де­ний в мире поли­ти­ки, народ­но­го хозяй­ства, куль­ту­ры, а так­же воз­дей­ствия на чита­те­лей и слу­ша­те­лей с целью фор­ми­ро­ва­ния у них опре­де­лен­ной точ­ки зрения.

Публицистический стиль

Этот стиль при­ме­ня­ет­ся в пери­о­ди­че­ской печа­ти, общественно-политической лите­ра­ту­ре, в выступ­ле­ни­ях и речах на митин­гах, пред­вы­бор­ных кам­па­ни­ях, съез­дах и пр. Укажем его харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • эмо­ци­о­наль­ность
  • акту­аль­ность
  • исполь­зо­ва­ние призывов
  • яркость

В текстах пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля наря­ду с ней­траль­ной широ­ко исполь­зу­ет­ся общественно-политическая лек­си­ка, рече­вые пуб­ли­ци­сти­че­ские сте­рео­ти­пы, рито­ри­че­ские вопро­сы, обра­ще­ния, побу­ди­тель­ные предложения.

Пример

По ито­гам послед­не­го голо­со­ва­ния на пар­ла­мент­ских выбо­рах пре­тен­ден­том в бун­дес­таг ста­ла Социал-демократическая пар­тия Германии (СДПГ), кото­рая с неболь­шим пере­ве­сом обо­шла пар­тию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кан­ди­да­том на пост канц­ле­ра счи­та­ют Олафа Шольца (из пар­тии СДПГ).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль вос­тре­бо­ван в пись­мен­ном оформ­ле­нии раз­лич­ных доку­мен­тов. Основная его зада­ча — сооб­щить инфор­ма­цию. Этот стиль речи исполь­зу­ет­ся при напи­са­нии зако­нов, ука­зов, при­ка­зов, спра­вок, отче­тов, заяв­ле­ний, объ­яв­ле­ний, инструк­ций, про­то­ко­лов, дове­рен­но­стей и пр.

Официально-деловой стиль

Для официально-делового сти­ля харак­те­рен пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств, кото­рый состо­ит в исполь­зо­ва­нии гото­вых стан­дарт­ных выра­же­ний, кли­ше, отгла­голь­ных суще­стви­тель­ных (пред­пи­са­ние, поста­нов­ле­ние, нару­ше­ние, дей­ствие), слов со зна­че­ни­ем дол­жен­ство­ва­ния (необ­хо­ди­мо, нуж­но, обя­за­тель­но, сле­ду­ет, обя­зан и пр.).

В напи­са­нии доку­мен­тов не исполь­зу­ют­ся экс­прес­сив­ные язы­ко­вые сред­ства. В оформ­ле­нии доку­мен­та­ции широ­ко упо­треб­ля­ют­ся без­лич­ные или неопределенно-личные пред­ло­же­ния. Это стиль речи доволь­но кон­сер­ва­ти­вен. Он харак­те­ри­зу­ет­ся исто­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся жан­ра­ми и обо­ро­та­ми речи, кото­рые почти не меня­ют­ся с тече­ни­ем времени.

Пример

Граждане обя­за­ны:

выпол­нять тре­бо­ва­ния сани­тар­но­го зако­на, а так­же поста­нов­ле­ний, пред­пи­са­ний, осу­ществ­ля­ю­щих феде­раль­ный госу­дар­ствен­ный санитарно-эпидемиологический над­зор долж­ност­ных лиц;

забо­тить­ся о здо­ро­вье, гиги­е­ни­че­ском вос­пи­та­нии и обу­че­нии сво­их детей;

не осу­ществ­лять дей­ствия, вле­ку­щие за собой нару­ше­ние прав дру­гих граж­дан на охра­ну здо­ро­вья и бла­го­при­ят­ную сре­ду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом бла­го­по­лу­чии населения).

Художественный стиль

Художественный стиль реа­ли­зу­ет­ся в твор­че­стве писа­те­лей и поэтов. Цель худо­же­ствен­но­го сти­ля — воз­дей­ство­вать на чув­ства и мыс­ли чита­те­лей с помо­щью ярких обра­зов, создан­ных масте­ром слова.

Художественный стиль

Так же, как и дру­гие сти­ли речи, он бази­ру­ет­ся на ней­траль­ной лек­си­ке и вме­сте с тем соче­та­ет язы­ко­вые сред­ства дру­гих сти­лей, и не толь­ко. Чтобы сде­лать вос­при­я­тие чита­те­ля мно­го­пла­но­вым и ярким, худож­ник сло­ва исполь­зу­ет эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ную лек­си­ку, а так­же сло­ва огра­ни­чен­ной сфе­ры исполь­зо­ва­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы) и даже про­сто­ре­чия.

Образность и выра­зи­тель­ность худо­же­ствен­но­го сти­ля речи созда­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи: мета­фо­ры, эпи­те­ты, оли­це­тво­ре­ния, гипер­бо­лы, срав­не­ния, алле­го­рии, ана­фо­ры, эпи­фо­ры и пр. Эти язы­ко­вые сред­ства уве­ли­чи­ва­ют воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го отоб­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ный фон про­из­ве­де­ния и в то же вре­мя помо­га­ют образ­но и лако­нич­но пере­дать суть пер­со­на­жа, явле­ния, события.

Художественный стиль вос­тре­бо­ван в про­зе, поэ­зии и дра­ма­тур­гии, где суще­ству­ют опре­де­лен­ные жанры:

  • тра­ге­дия, коме­дия, дра­ма, фарс;
  • роман, повесть, новел­ла, рассказ;
  • поэ­ма, сти­хо­тво­ре­ние, ода, бас­ня, романс и пр.

Проиллюстрируем худо­же­ствен­ный стиль отрыв­ком из про­из­ве­де­ния писа­те­ля А. Куприна:

В воз­ду­хе раз­лит креп­кий и неж­ный, похо­жий на запах хоро­ше­го вина, аро­мат увя­да­ю­щих клё­нов. Под нога­ми шур­шат жёл­тые, мерт­вые листья, покры­ва­ю­щие густым сло­ем дорож­ку. Деревья убра­лись пёст­ро и ярко, точ­но для пред­смерт­но­го пира. Еще остав­ши­е­ся кое-где места­ми зелё­ные вет­ки при­чуд­ли­во пере­ме­ша­ны с осен­ни­ми тона­ми, то светло-лимонными, то пале­вы­ми, то оран­же­вы­ми, то розо­вы­ми и кро­ва­вы­ми, пере­хо­дя­щи­ми изред­ка в цве­та лило­вый и пур­пу­ро­вый. Небо пустое, холод­ное, но его без­об­лач­ная сине­ва при­ят­но лас­ка­ет взор.

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непри­нуж­ден­но­го обще­ния. Он исполь­зу­ет­ся как сред­ство ком­му­ни­ка­ции, уста­нов­ле­ния непо­сред­ствен­но­го кон­так­та меж­ду гово­ря­щи­ми или пишущими.

Разговорный стиль

Разговорный стиль в основ­ном при­над­ле­жит уст­ной речи. Он исполь­зу­ет­ся в быто­вых и непри­нуж­ден­ных про­фес­си­о­наль­ных отношениях.

Для это­го сти­ля речи харак­тер­ны неофи­ци­аль­ность, отсут­ствие пред­ва­ри­тель­но­го выбо­ра язы­ко­вых средств, а так­же широ­кое исполь­зо­ва­ние вне­язы­ко­вых спо­со­бов обще­ния, как жесты и мимика.

Основным язы­ко­вым сред­ством явля­ет­ся раз­го­вор­ная лек­си­ка, суще­стви­тель­ные с оце­ноч­ны­ми суф­фик­са­ми (тётень­ка, малыш­ка), сло­ва со сни­жен­ной окрас­кой (вля­пать­ся, офи­геть).

Для раз­го­вор­но­го сти­ля харак­тер­но оби­лие вопро­си­тель­ных, побу­ди­тель­ных и вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний, усе­чен­ных обо­ро­тов речи, непол­ных предложений.

Разговорный стиль речи реа­ли­зу­ет­ся в неофи­ци­аль­ной бесе­де, при­ват­ном раз­го­во­ре, в обще­нии по теле­фо­ну, лич­ной пере­пис­ке, в днев­ни­ко­вых записях.

Пример

Приветик, милая подруж­ка Светочка!

Спешу сооб­щить, что я быст­ро добра­лась к тёт­ке в дерев­ню. Здесь так класс­но! Наконец-то могу дрых­нуть, сколь­ко хочет­ся. Свежий воз­дух про­сто пьёт­ся глот­ка­ми, и рядом реч­ка. В такую духо­ти­щу это про­сто спа­се­ние. Не пред­став­ляю, как ты там живешь в этих камен­ных джун­глях! Собирай свои манат­ки и при­ез­жай отдох­нуть в выход­ной день. Не пожалеешь!

Твоя Надя.

Хотя в раз­го­вор­ной речи допус­ка­ет­ся сво­бо­да выбо­ра язы­ко­вых средств, тем не менее этот стиль речи явля­ет­ся несо­мнен­ной состав­ля­ю­щей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Разговорная речь обра­зо­ван­ных людей вполне лите­ра­тур­ная, и в то же вре­мя она отли­ча­ет­ся от книж­ных сти­лей речи, свя­зан­ных со стро­ги­ми язы­ко­вы­ми нормами.

Загрузить презентацию (202 кБ)

Цель урока: знать, что такое изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить их в конкретном тексте.

Оборудование и материалы для урока: карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), интерактивная презентация для сопровождения урока.

I. Учитель: Одним из наиболее сложных заданий по ЕГЭ является задание В8. Поэтому мы с вами сегодня будем разбирать языковые особенности текста.

Для успешного выполнения задания В8 необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что такое изобразительно-выразительные средства языка (ИВС), находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга. Во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Поэтому к сегодняшнему уроку вы должны были повторить по теории все ИВС. Эти знания нам понадобятся для выполнения заданий нашего урока-практикума. Чтобы достичь особой выразительности в тексте, автор может использовать самые разнообразные стилистические фигуры речи.

Самый простой способ выделить слово – это повторить его. Повторение начала строки называется анафорой:

Повторение последних слов строки – это что за фигура?

Ученик: Это эпифора. Например:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).

Учитель: Повторение не слов, а синтаксической модели это что?

Ученик: Это синтаксический параллелизм – то есть одинаковое расположение сходных членов предложения. Например:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
(М.Лермонтов).

Учитель: А если вторую половину параллелизма подобрать не по сходству, а по контрасту, то получают антитезу. Что такое антитеза?

Ученик: Антитеза – это стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например:

Учитель: если контрастные черты относятся к одному и тому же предмету, то это оксюморон. Что означает оксюморон?

Ученик: Оксюморон с греческого языка означает “остроумно - глупое”. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Учитель: В стихотворной речи, реже в прозе, можно повторить не слово или синтаксическую конструкцию, а согласный звук – это аллитерация. Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А.Пушкин)

Ученик: Если же повторяется гласный звук, то возникает такая фигура речи, как ассонанс. Например:

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
(Н.Заболоцкий)

Учитель: В тексте может быть использована инверсия, то есть необычный (обратный) порядок слов. Например:

При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, определение ставится впереди определяемого имени существительного, дополнение следует за управляющим словом, обстоятельство ставится впереди глагола – сказуемого. Что такое инверсия?

Ученик: Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, чтобы усилить выразительность речи. Например:

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника (инверсия главных членов предложения).

Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин).

Все слова в этой строке расположены в порядке их возрастающего значения. Что это за средство художественной выразительности?

Ученик: Это градация. Например:

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Каждое слово заключает в себе усиливающее (реже уменьшающее) смысловое или эмоционально– экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание впечатления.

Учитель: По реке плыла лодка. Большая. Я видел солнце. Над головой.

Чем интересно это предложение? С какой интонацией я прочитала этот отрывок?

Ученик: Если предложение расчленено на интонационно – смысловые речевые единицы, следующие одна за другой после разделительной паузы – это парцелляция. Например:

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).

У Елены беда тут стряслась. Большая. (В.Парфенов).

Какое средство художественной выразительности здесь используется?

Ученик: Это эллипсис. Это когда в предложении в качестве средства художественной выразительности используется пропуск слов: иду в сберкассу.

Учитель: Определение при существительном может быть фигурой речи, какой? Например, в предложении – “Куда ты скачешь, гордый конь?” чем является прилагательное?

Ученик: Эпитетом. Потому что прилагательное передает не свойство коня, а впечатление автора.

Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска.

Учитель: Авторы для раскрытия характеров героев, описания их внешности могут прибегать к сравнениям. Что это за фигура?

Ученик: Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Например:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
(Ф.Тютчев)

Белей, чем горы снеговые,
Идут на запад облака.
(М.Лермонтов)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют разнообразные тропы. Троп – это употребление слова в переносном значении. Основными тропами являются метафора и метонимия. Что такое метафора?

Ученик: Метафора – это перенос. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений. Например: “Дворянское гнездо” (прямое значение слова гнездо – “жилище птицы”, переносное – “человеческое сообщество”). Нос корабля, ножка стола, заря жизни, стальное перо, стрелка часов.

Учитель: Что такое метонимия?

Ученик: Метонимия – это с греческого переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: “Не то на серебре – на золоте едал” (Грибоедов);

б) между содержимым и содержащим: “Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!” (Крылов);

в) между действием и орудием этого действия: “Перо его местию дышит” (А.К.Толстой);

г) между автором и его произведением: “Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал” (Пушкин).

Ученик: Это троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо “лев”). Туманный Альбион (вместо “Англия”). Например, у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Учитель: Разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха – один из тропов, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Какие виды синекдохи можете назвать?

Целое вместо части:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
(С.Орлов)

Часть вместо целого:
Белеет парус одинокий.
(М.Лермонтов)

3. Единственное число вместо множественного:

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

4. Замена числа множеством:

Учитель: Писатели и поэты часто прибегают к такому тропу, как олицетворение. Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это перенос признаков живого существа на не живой предмет или понятие:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.Есенин)

Учитель: Кто ещё подготовил примеры с олицетворением?

“О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?” (Тютчев).

“К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина” (Блок).

“Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами. ” (Пушкин).

Учитель: В тексте может быть использована гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое – либо действие, предмет, явление. Приводим примеры.

“Море по колено”, “слезы текут ручьём”, “глаза громадные, как прожекторы” (В.Маяковский).

Учитель: А как называется ИВС, если что – то сильно преуменьшается?

Ученик: Это литота. Например: мальчик с пальчик, цветочек – былиночка, девочка как Дюймовочка.

Учитель: В тексте может быть использован и такой прием, как ирония. Что это такое?

Ученик: Ирония – скрытая насмешка. Например:

“Откуда, умная, бредёшь ты, голова?” (И.Крылов).

“Врачи боролись за его жизнь, но он выжил” (М.Жванецкий)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности могут быть использованы однородные члены предложения, многосоюзие или бессоюзие, междометия, обращения, усиливающие частицы.

В текстах встречаются риторические вопросы - предложения, содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ; риторические обращения, когда высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Как яркое выразительное средство для создания контрастных образов, для противопоставления понятий используются антонимы. Слова, которые выступают в качестве антонимов только в определенном тексте, являются контекстуальными антонимами. Приведите пример контекстуальных антонимов.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

Антонимы часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л.Толстой); “Толстый и тонкий” (Чехов).

Учитель: В тексте как средство разнообразных оценок могут использоваться синонимы. В условиях контекста слова могут сближаться по своему значению и превращаться в контекстуальные синонимы: веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом.

Ученик: Использование синонимов в тексте помогает избежать однообразия изложения, способствует уточнению, более четкому выражению мысли. Например: Мне хотелось не просто мыслить, а размышлять.

Учитель: В качестве ИВС могут использоваться устаревшие слова и неологизмы. Кто о них расскажет?

Ученик: Устаревшие слова – это слова, вышедшие из повседневного употребления. Они делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие сейчас понятия. Например: салоп (одежда), бердыш, мушкет (оружие), кабриолет (вид транспорта).

Архаизмы – это слова, вытесненные из словаря, замененные другими словами с тем же значением. Например: вепрь- кабан, яхонт – рубин, вкупе – вместе, всуе – напрасно. Архаизмы используют писатели, создающие произведения на исторические темы. Они нередко употребляются как средство иронии, насмешки: “Могучая выя (шея) командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста” (Ильдо и Петров).

Учитель: А что такое неологизмы?

Ученик: Неологизмы – новые слова, возникающие в языке и служащие для понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. По мере распространения обозначаемых явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление, потерять оттенок новизны. Первоначально были неологизмами такие слова, как космонавт, светофор, атомоход, а затем они прочно вошли в словарный состав современного русского языка. Новые слова могут намеренно создаваться авторами произведений для большей выразительности. Много таких авторских неологизмов у Маяковского. Например: “планов. громадье”, “шаги саженьи”.

Учитель: В художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности используются диалектные слова. Кто о них расскажет?

Ученик: Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Одни и те же предметы, признаки, действия в диалектах и литературном языке нередко называются по-разному. Например: говорить – гутарить – баить; петух-кочет; пояс-гашник; утка – качка.

Учитель: Средством создания образности и придания высказыванию выразительности могут служить фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например: зуб на зуб не попадет, то есть кто-то дрожит от холода или страха; краеугольный камень, то есть основа, сущность чего-либо.

Фразеологизмы могут иметь антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь. У фразеологизмов могут быть и синонимы: бежать во все лопатки – очень быстро, стремглав; во всю прыть – бежать с предельной скоростью, быстротой.

II.Учитель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Чтобы закрепить теоретические знания, на интерактивную доску проецируются небольшие тексты, которые мы с вами будем анализировать. (Под руководством учителя, приводя свои аргументы и доводы, ученики анализируют небольшие тексты, и из четырех вариантов ответа выбирают один правильный вариант.)

1. Первый текст называется “Лунный блик”. Правильный вариант обводите кругом. (Слайд 2)

А31. В каких предложениях употреблены синонимы?

А 32. В каком предложении используется метафора?

2. Второй текст называется “Собака”. (Слайд 3)

А 32. Укажите виды тропов, использованных в предложении 2.

1) аллитерация (повтор согласных звуков)

3. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте “Небо и дорога”? (Слайд 4): 1) метафора

2) риторический вопрос

4. Укажите вид тропа, используемый в предложении:

Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

5. В каком предложении используется метафора? (Слайд 5)

6. Укажите номера предложений, где употреблены слова в переносном значении. (Слайд 5)

Ответ: номера 1,2 и 3.

7. Какое из перечисленных языковых средств выразительности использовано в предложении 4 из предыдущего задания. (Слайд 6)

8. Укажите номер предложения, в котором есть контекстуальные синонимы. (Слайд 7)

9. Укажите вид тропа, используемый в предложении 5 из текста И.Тургенева. (Слайд 7)

10. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте? (Слайд 8)

3 однородные члены

11. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке.

(По А.Сабирову)

2) экспрессивная разговорная лексика

4) вводные слова.

12. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет. Все никнет, только человек не сдается.

(По Г.Паустовскому)

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. риторический вопрос
  4. фразеологизмы

IV. Домашнее задание. На дом получите подобные задания, по результатам которых будут поставлены итоговые оценки. Задания прилагаются (Приложение 2).

Каждый день приходится сталкиваться с огромным количеством информации, которую мы черпаем от других людей или из книг. Текст является одним из способов передачи тех или иных сведений. В этом уроке разберемся с тем, какую роль играет эта единица языка, а также какие трудности могут возникнуть при встрече с ней.

План урока:

Что такое текст

Для того чтобы понять, как анализировать текст, необходимо познакомиться с теоретической частью этого вопроса. Рассмотрим основные понятия и функции этой единицы речи.

Определение и толкование

Последовательный набор предложений не всегда можно назвать текстом. В теории эта единица устроена намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С текстами мы сталкиваемся в художественной литературе, в интернете, на рекламных объявлениях, но понятия не имеем о том, что это такое. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее определение этому понятию:

Ушаков немного по-другому интерпретирует понятие данной единицы:

Само определение является многозначным, но нас интересует только лингвистическое определение данного понятия. Иными словами, текст – это связанная по смыслу и грамматически совокупность логически выстроенных предложений, которые едины по строению и имеют общую тему изложения информации.

Признаки текста. Отличие от предложений

Признаки есть у каждой единицы речи. Благодаря им мы отличаем одну синтаксическую единицу от другой. Очень важно обращать внимание на некоторые моменты, которые отличают текст от всех остальных языковых единиц.

Характерные черты текста:

  • есть единый смысл, который связывает все предложения;
  • его можно озаглавить и обозначить основную сюжетную линию;
  • написан в одном стиле и придерживается только его;
  • присутствует продуманная композиция и развернутый сюжет;
  • имеет определенную структуру, которая делит информацию на введение, основную часть и заключение;
  • есть общая тема и можно выявить основную мысль;
  • текст всегда можно поделить на отдельные смысловые части и при этом сохранить его единство.

Все эти признаки присущи любому тексту и позволяют отличить эту единицу синтаксиса от других. Часто текст путают с простой совокупностью предложений, которые не имеют даже единого контекста. Рассмотрим главные отличия текста от предложения:

С помощью этой таблицы определить текст совершенно не трудно. Нужно запомнить данные признаки, чтобы в дальнейшем не путать синтаксические единицы.

Функции текста. Грамматические особенности

В русском языке каждая составляющая играет свою определенную роль. Текст не является исключением. Он занимает очень важное положение в структуре синтаксиса и выполняет очень много функций. Рассмотрим некоторые из них:

  • эстетическая: позволяет приобщиться к произведениям художественной литературы и через связанные между собой предложения познакомиться с литературными героями;
  • эмоциональная: способен вызывать определенные чувства и переживания у читателя, воздействовать на его сознание тем или иным образом;
  • аккумулятивная: знакомит с приданиями старины, а именно со сказками и былинами;
  • коммуникативная: приобщает к вербальному взаимодействию, рассуждению и общению с вымышленными героями книг;
  • когнитивная: расширяет кругозор и открывает двери в большой познавательный мир;
  • информационная: передает читателю информацию и сообщает важные факты, о которых необходимо знать.

Мы видим, что текст достаточно многофункционален и практически незаменим. Без него пропадет весь смысл синтаксических единиц, а люди не смогут получать понятную и доступную информацию.

Языковые особенности текста позволяют отличать его от других единиц. Грамматическая особенность лежит в единстве всех предложений, которые соединены по сюжету и связаны между собой. Текст – часть языка, без которой синтаксис потерял бы свой смысл.

Информация, которую передает текст

Каждая синтаксическая единица несет свою определенную информацию в контексте. Одна из функций текста и есть информативная или осведомительная. Разберем, какие сведения можно получить из текстов.

Виды информации. Определение и примеры

Виды информации таблица:

Данные виды информации при детальном анализе можно найти в совершенно любом тексте. Разные сведения помогают как можно лучше донести мысль автора и основную задумку.

Особенности информации. Трудности в определении

Несмотря на то, что представленные виды информации немногочисленны, их часто либо не видят, либо путают между собой. В этом и заключается особенность преподносимой информации. Чтобы научиться правильно ее определять, необходимо обратить внимание на распространенные ошибки.

Трудности с определением вида информации:

  • не всегда смысл лежит на поверхности текста, приходится делать более сложный и детальный анализ;
  • повествовательный тип может сбить с толку, что помешает увидеть скрытый смысл;
  • неточность позиции автора или ее маскировка в образах и действиях героев приводит к ошибочному выводу о том, что мнение писателя полностью отсутствует.

Поэтому необходимо внимательно читать и вчитываться в любой текст, чтобы правильно оценить его замысел.

Виды и стили текста

Каждый текст имеет свой тип речи и стиль повествования. Очень важно знать эту классификацию и разбираться в определениях. Рассмотрим, какие типы существуют в русском языке.

Виды текстов. Основные типы речи

Все синтаксические единицы можно разделить на три типа. Каждый из них выражает определенную речевую особенность передаваемой информации. Изучим более подробно

Таблица виды текстов:

Отсюда выделяются и связи предложений в тексте:

Стили текста. Языковые особенности

Все произведения и тексты написаны в едином языковом стиле. Его не трудно определить, если знать все особенности. Всего стилей в русском языке пять, и каждый отличается своим содержанием и передаваемой информацией.

Виды стилей текста:

В жизни каждый встречался со всеми этими стилями. По данным признакам их не трудно определить, достаточно знать, какие средства выразительности присущи тому или иному типу.

Как определить вид и стиль прочитанного текста. План анализа

Рассмотрим на конкретном примере, как правильно распознать информацию в тексте, чтобы не запутаться в определении его стиля и типа.

Начнем с определения типа речи. Мы видим, что текст переполнен прилагательными и определениями. Это может свидетельствовать только о том, что перед нами описание. Автор описывает общую картину, чувства персонажа и его внешность. Значит тип речи, несомненно, является описанием.

По всевозможным средствам выразительности, а именно метафорам, эпитетам и сравнениям, можно смело утверждать, что это художественный стиль. Кроме того, текст заставляет перенестись в описываемые события и представить их самостоятельно, проанализировать поступки персонажа, что тоже является признаком художественного стиля.

План анализа текста:

  • внимательно изучить прочитанное;
  • обозначить, какие виды информации представлены в тексте;
  • выделить главную мысль;
  • посмотреть на средства выразительности и способы передачи информации для определения стиля и типа речи;
  • подвести итог анализа и выписать все поэтапно.

Если действовать в соответствии с этим алгоритмом, допустить ошибки в анализе практически невозможно.

В ОГЭ по русскому языку 2020 есть задание 6, в котором необходимо провести комплексный анализ текста. Вся информация, изученная на этом уроке, поможет выполнить его правильно.

Задание 6 ОГЭ 2020. Особенности выполнения

Ученику необходимо провести анализ содержания текста и средств выразительности, которые находятся в нем. Для этого необходимо обобщить все знания по данной теме.

После текста приводятся несколько утверждений, которые могут быть как истинными, то есть соответствовать содержанию, так и ложными. Поэтому текст нужно читать очень внимательно и анализировать каждое предложение, чтобы правильно выполнить задание. Средства выразительности помогут определить тип и стиль текста, а предложения – основную информацию, которую хотел донести автор.

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке - что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Языковые средства в русском языке

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Что такое языковое средство

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

Языковые художественные средства

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

Выразительные языковые средства

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Языковые средства языка

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Употребление языковых средств

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

Основные языковые средства

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Читайте также: