Язык и символы культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.

Содержание

введение………………………………………………………………………… 3
1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4
1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4
1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5
1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5
1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6
1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8
1.4. Вербальные знаковые системы……………………………………. 12
1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Языки и символы культуры.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и истории

Контрольная работа № 22

По дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Студента(ки) Михайловой Екатерина Николаевны

Курс, группа 1-СЗ-41

Шифр зачетной книжки 1235029

1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4

1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4

1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5

1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5

1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6

1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8

1.4. Вербальные знаковые системы……………………………………. . 12

1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.

1. Язык и символы культуры

1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека

Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.

Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.

Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:

  • естественные,
  • функциональные,
  • конвенциальные,
  • вербальные,
  • системы записи.

Данные системы ниже мы рассмотрим подробнее.

1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы

Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.

Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.

1.3. Конвекциональные системы

2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах и т. д.;

3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходство может носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.;

4) символы материальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.

Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная, праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему. Возьмем в качестве примера флористическую и гербовую символику.

1.3.1. Флористическая символика

Во всех культурах растения – основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения. Растения символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.

Символически растение, его плод и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение – это материнство. Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.

Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое. Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса – пшеница и целебные травы, из крови Диониса – гранаты, из крови Адониса – анемоны, из крови Христа – красные розы.

Растение, цветки которого распускаются на каждом стебельке и узле = мало помалу. Символ того, что все приходит к совершенству постепенно, чего мы должны терпеливо ждать.

Очень чувствительное растение, торопливо сворачивающее свои листочки даже от легкого прикосновения символизирует человека, испытывающего отвращение к насилию, человека, душевное равновесие которого легко нарушить. Символ неприятия греха и порока, отстранения от соблазнов, способствующих нашему падению 2 .

Деревья были объектом поклонения у всех древних народов. Считалось, что в определенных деревьях живут боги. Самое первое дерево, приобретшее символическое значение, - Древо Познания.

Дерево – один из центральных традиционных символов. Весьма часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид, как пример родовых. Так, дуб считался священным у кельтов; ясень – у скандинавских народов; липа – в Германии; фиговое дерево – в Индии.

В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).

Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Колонны-символы чисел каменного века

Императорские регалии и символы

Императорские регалии и символы Императорский титул, государственные символы и императорские регалии были не просто государственной символикой, но и неотъемлемой частью этикетной (публичной) части придворной жизни. В России императорскими регалиями являлись герб,

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

11.3. Искусство как язык культуры

11.3. Искусство как язык культуры Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

3. Язык бюрократии и язык автобиографии

3. Язык бюрократии и язык автобиографии Опицин предстает во многих отношениях как уникальная и особняком стоящая личность. Он находился на службе при папском дворе в Авиньоне, но нет сведений о каких бы то ни было его человеческих связях. Это его социальное одиночество

Символы Шри Ауробиндо и Матери

Символы Шри Ауробиндо и Матери Символ Шри АуробиндоТреугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду, обращенный вершиной вверх – отклик Материи в формах жизни, света и любви. Квадрат в центре на пересечении треугольников – символ совершенного


Понятие кода появилось в научно-техническом мире. Его основная функция - дешифровка. Это знаковая система и перечень правил, согласно которым шифруется или, наоборот, расшифровывается та или иная информация (примером может быть генетический код или азбука Морзе).

Азбука Морзе

С течением времени понятие кода проникло и в сферу культуры и искусства, причем оно тесно переплетено с знаком, языком и символами культуры. Зачем он там нужен и какую функцию выполняет?

Определение культурного кода

Это совокупность символов и знаков, заключенных в предметах деятельности человека. Он необходим для понимания культурной картины окружающего мира. Культурный код универсален, открыт для редактирования, самодостаточен для воспроизведения, передачи и сохранения культуры.

Признаки культурного кода

Для всякого культурного кода характеры и обязательны два главных признака. Первый - иерархичность. Что показывает данный признак? Он демонстрирует строгую иерархию субкодов, где один является главным, подчиняющим, а остальные второстепенны, связаны и зависимы от главного. Следующий необходимый для культурного кода признак - это его экономичность. Суть этого признака связана с теорией философа Умберто Эко. Он считал, что если определенное высказывание использует слишком большое количество символов, то, несмотря на то что оно становится более информативным, передать его уже невозможно, потому что для этого необходимо слишком много операций. Таким образом, по мнению Эко, гораздо легче зашифровать и передать (не потеряв смысла), то выражение, для которого используется ограниченное количество символов.

Функции культурного кода

  1. Расшифровка смыслов масштабных явлений культуры.
  2. Обеспечение связи знака и значения.
  3. Расшифровка культурного текста.

Примеры культурного кода

В древности одним из самых значимых культурных кодов была система имен. Они носили сакральный, божественный смысл, и зачастую предмет наделяли двумя именами: известным для окружающих и истинным, в котором содержалась суть предмета. Знали истинное имя немногие, и с помощью этого знания можно было подчинять, управлять и даже уничтожать.

Определенные отрезки времени и события тоже считаются культурными кодами. Так, в христианской религии ключевым моментом считается появление Божьего сына - Иисуса Христа. Вокруг этого события выстроена вся картина мира христианского человека.

Что такое знак и символ в культуре

С этими двумя терминами неразрывно связан культурный код. Итак, что же такое знак и символ в культуре?

Знак - это материальный или воспринимаемый органами чувств объект, который может заменять предмет или действие, принимает участие в процессах коммуникации. Состоит он из денотата (предмета, аналогом или заместителем которого является) и значения (сообщаемой знаком информации).

Различные знаки

Что же представляет собой понятие символа? Символ в культуре - это знак без предметного значения. Через него открывается тот или иной смысл предмета. Это понятие неоднозначно.

Можно привести несколько определений символа:

  1. Символ - это явление, служащее обозначением другого явления.
  2. Символ - это образ, обозначающий какую-либо идею.
  3. Опознавательный знак для представителей конкретной группы.

Главная особенность символа состоит в том, что он вызывает реакцию не только на тот объект, который символизирует, но и на весь связанный с этим объектом круг значений.

Символы как элементы культуры помогают раскрывать ее смысл, опознавать. Это, например, религиозные символы (крест, полумесяц, звезда Давида, пентаграмма), военные символы (орден или знамя), национальные символы (флаг, герб), даже костюмы.

Символ - орден

Так, например, хиджаб, паранжду или чадру можно воспринимать как символы исламской культуры.

Примеры наиболее известных символов

Символы появились в сознании человека в древнейшие времена. Были это в первую очередь религиозные символы. Они выражали видение древним человеком устройства окружающего мира. Так, например, стремясь показать устройство мироздания, в античные времена люди изображали дерево. Этот символ, по их мнению, объединял все части мира (небо, землю, подземное царство), а также символизировал плодородие и мировую ось. Со временем символы претерпевали трансформацию и упрощение: мировое дерево превратилось в крест, а плодородие стал показывать треугольник (острием вверх символизировал мужское начало, а острием вниз - женское).

Треугольник - не единственная геометрическая фигура, использующаяся в религиозной символике. Так, например, шестигранник был символом защиты от темных сил, а квадрат - четырех стихий (огонь, земля, воздух и вода).

Пятиконечная звезда, или пентаграмма, в свое время символизировала защиту от любого зла, интеллектуальное могущество, пять ран Христа, Божественного присутствия. Перевернутая пентаграмма до середины XIX века трактовалась как символ Христа, однако благодаря трактовке оккультиста Элифаса Леви стала восприниматься как символ сатанизма.

Символ Пентаграмма

Множество смыслов и у коловрата (в зависимости от значения изображается он немного по-разному): это и символ солнца, четырех стихий, плодородия.

Знаки и знаковые системы в культуре

Всего принято выделять шесть знаковых систем.

  1. Естественная - в нее входят различные природные явления, подразумевающие и иногда характеризующие другие явления (например, дым обозначает огонь).
  2. Функциональная - она состоит из явлений и предметов с прагматическим предназначением. Они превратились в знаки, так как напрямую являются частью человеческой деятельности и предоставляют определенную информацию о ней. Примером элемента такой знаковой системы может служить механизм или техническая деталь (например, турбийон - знак, несущий информацию о работе часового механизма).
  3. Иконическая - в нее входят так называемые знаки-образы. То, как они выглядят, отражает вид обозначаемых ими явлений. В большинстве своем знаки этой языковой системы были созданы искусственно.
  4. Конвенциональные - в данную систему входят полностью искусственно созданные знаки, которым люди присвоили то или иное значение, причем далеко не всегда знак схож с означаемым явлением (примером элемента такой знаковой системы может быть красный крест, обозначающий скорую медицинскую помощь).
  5. Вербальные - эти знаковые системы представляют собой все живые разговорные языки. Данная система является самой большой из всех, так как в мире существует несколько тысяч языков.
  6. Системы записи. По сравнению с другими появились не так давно. Возникли они на основе других знаковых систем. Примером системы записи может быть, например, нотная грамота или письмо.

Нотные знаки

Роль и функции

Знаки и символы в культуре выполняют несколько различных функций. Функции знака следующие:

  1. Замещающая.
  2. Выражающая представления о конкретном предмете.
  3. Выражающая представление об абстрактном предмете (в том числе и о симулякре).
  1. Коммуникативная - с помощью символов можно передавать информацию способами, превосходящими возможности его языка.
  2. Мировоззренческая - символ может регулировать поведение человека (в первую очередь это относится к религиозным символам).

Такова роль знаков и символов в культуре.

Связь культурного кода со знаком и символом

Как уже говорилось выше, само понятие кода впервые появилось в технической, математической, кибернетической отраслях (например, телеграфный код или код на языке программирования), генетике (код ДНК). В этих областях код - некая система знаков, с помощью которой может читаться и передаваться та или иная информация. Код выполняет в основном оптимизирующую функцию, позволяя уместить большой объем информации в несколько знаков.

В культурологии ситуация совершенно иная. На первом плане находятся смысл и восприятие текстов культуры. Потребность в коде возникает только в том случае, если мир сигналов переходит в мир смыслов. Культурный код - это система знаков, символов и смыслов, которые под ними подразумеваются.

Зачастую при изучении культуры как системы знаков (как разных временных периодов, так и существующих одновременно) возникают определенные сложности в коммуникации между культурами и в интерпретации знаков кода. Вызваны они в первую очередь наличием различных стереотипов, связанных с восприятием и пониманием тех или иных символов, так как в разных культурах один и тот же знак может обозначать абсолютно противоположные явления.

Связь языка с культурным кодом и культурой

Каким образом связаны между собой культурные коды, язык и символы культуры? Язык - это в первую очередь знаковая система: буквы, звуки, знаки препинания.

С помощью языка происходит интерпретирование тех или иных культурных символов. Символом может быть даже сам элемент языка.

Именно язык позволяет носителям культуры коммуницировать друг с другом, накапливать знания, передавать их, объяснять и фиксировать символы, традиции, нормы. Язык при этом является еще и продуктом культуры, так как его появление возможно только при ее существовании. Возникновение культуры провоцирует собой создание языка. Он также является одним из условий существования культуры.

Наука семиотика

Она изучает знаки и символы в культуре. Наука эта относительно молодая. Хотя об отношениях имени, символа и знака рассуждал еще Платон, в отдельную науку учение о знаках вышло в XVII веке. Называется это учение семиотикой (от греческого слова "знак"). Философом, выделившим семиотику как отдельную науку и давшим ей такое название, был Джон Локк. По его мнению, основной функцией семиотики должно было быть изучение природы знаков, которые используются для понимания вещей и передачи знаний.

Один из основоположников этого учения, Чарльз Сандерс Пирс, дал характеристику таким понятиям, как знак и значение, создал базовую классификацию знаковых систем, объяснил динамику, возникающую во время процесса создания знака, и обосновал, что в данный процесс входит еще и интерпретация создаваемого знака.

Чарлз Пирс

Еще один видный деятель мысли, внесший вклад в развитие семиотики, основоположник французской семиотической школы Фердинанд де Соссюр, утверждал, что язык - одна из главных знаковых систем, и через него нужно изучать культуру носителя.

Фердинанд Соссюр

Клод Леви Стросс предложил изучать религию и искусство теми же методами, что и язык, так как считал, что они имеют похожую основу.

Всего семиотика включает в себя три подраздела: синтактику, семантику и прагматику. В чем же их отличия?

Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike — учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового.

Знак и символ в культуре


Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)

Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.

Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:

  • Языка
  • Традиций
  • Фольклора
  • Ритуалов, обрядов, церемоний
  • Художественных образов
  • Письменных текстов и т.д.

Языки культуры

Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно – и социально значимая информация.

По словам Э.Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.

Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.

Типы знаковых средств

В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:

Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:

  • Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
  • Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности — симулякры)
  • Знаковое поведение (эпатаж, имитация и т.д.)
  • Знаки-модели

В эту категорию также относят знаки, главной задачей которых становится не просто указание на предмет, объект, но, в первую очередь, передача некоторого непрямого смысла.

Символ и знак — история и отличия

Различие символа (symbol) и знака (sema) подчеркивали уже в античности. Платон считал знаки проявлением обыденной жизни, в том числе и низкой подражательной поэзии, символы же, напротив, воплощали в себе божественные откровения, сакральные истины.

Содержательное противопоставление знака и символа наиболее четко проявилось у неоплатоников. Так, Прокл считал, что именно с помощью мифологических символов передается божественный дух человеку. Поскольку такие божественные символы обращены к людям своей таинственной стороной, они не так прозрачны и ясны как обычные знаки. С того время именно символическая поэзия с ее многозначительными и глубокими символами становится вершиной искусства, а натурализм подвергается осуждению за свою низкопробную подражательность высокому.

Так начинается история символизма, который стал основой западного христианства и Византии. Например, богословские положения стали различать:

  • Историю профанную (события и явления которой не имеют тайного смысла)
  • Историю сакральную (события и явления которой сами становятся символами иных событий или явлений)

В 30-х гг. прошлого века американский ученый этнолог Э.Сепир предпринимает попытку проанализировать способность символов к передаче общечеловеческого и общезначимого содержания.

Виды символов

Сепир различает два вида символов:

Такие символы, по мнению ученого, участвуют в религиозных и политических эмоциональных отношениях и обозначениях

Такие символы характеризуются эмоциональной нейтральностью и логической обоснованностью.
Ученый приходит к выводу, что именно второй тип символов общепринят, и благодаря своей рациональности именно он в большинстве случаев образует все современные знаковые системы культуры.

Советский ученый-семиотик Ю.М.Лотман склонен быть понимать символ не просто как знак-обозначение, например, символы математики, химии или физики в искусственных языках. Символика таких обозначений для него — это выражение некой глубины сакральных смыслов. Например, обозначение круга, креста или пентаграммы обладают огромной культурно-исторической и смысловой емкостью, так как восходят еще к эпохе архаики и являются основанием культуры.

Ю.М.Лотман в своих работах:

определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом.

Примеры общеизвестных символов в истории

Мы можем рассмотреть элементы базовой символики, характерной для мифологического сознания.

Как правило, они отображали:

• анимистические и тотемные верования наших предков: камни и палки — это души людей

• человеческие представления об устройстве и происхождении Космоса: Мировое древо как ось мира или идея плодородия, Космическая гора как столп Вселенной

Интересно, что со временем эти основные символы стали упрощаться, вплоть до простой геометрии, например:

  • Космос – стал обозначаться кругом
  • Плодородие – треугольником
  • Мировое древо – крестом
  • Материальный мир (четыре стихии) – квадратом
  • Вечность – змеей, кусающей хвост

С тех пор и пошли такие общеизвестные обозначения, как:

  • Мужское начало – треугольник с верхней вершиной
  • Женское – с вершиной книзу

Наложение этих двух символов в европейской части было известно как звезда Давида, а в Индии — порождающее начало и знак любви к богам.

Наша презентация:

Для символов в мифологическом сознании характерна очень жесткая взаимосвязь, которая должна была определять тождество знака, предмета и природы. Это гарантировало закрытость и неизменяемость традиционной культуры и ее организации, что обеспечивало постоянное воспроизводство должного образца в поведении человека и его отношении к социуму, природе и т.д.

Читайте также: