Конституция гдр 1949 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первые дискуссии по новой, демократической конституции велись ещё до падения Третьего рейха в среде политической элиты эмиграции. При этом буржуазные и социально-демократические круги высказывались за скорректированный вариант Конституции Веймарской республики, в то время как коммунисты выступали за абсолютно новую конституцию.В оккупированной войсками Красной армии части территории Германии, впоследствии именовавшейсясоветской зоной оккупации Германии после разрешения деятельности демократических партий СДПГ, КПГ, ХДС и ЛПГ (позже ЛДПГ) обсуждение текста конституции приняло реальные формы.14 ноября 1946 года СЕПГ составила свой проект Конституции, согласно которым в качестве законодательного органа парламент (Parlament), постоянно-действующего органа — постоянный комитет (ständigen Ausschuß zur Wahrnehmung der Rechte der Volksvertretung), исполнительного — правительство (Regierung), законодательными органами земель — земельные собрания (Landtag), исполнительными — земельные правительства (Landesregierung), представительными органами местного самоуправления — представительства (Vertretungen), исполнительными — администрации (Verwaltungen), высшим судебным органом — Верховный Суд (höchsten Gerichts), высшим органом прокурорского надзора — Верховный Прокурор (höchste Staatsanwalt). 15 ноября был принят первый проект примерной земельной конституции, 17 ноября второй проект.Зимой 1946—1947 года были приняты земельные конституции земель советской зоны оккупации, согласно которым законодательными органами объявлялись земельные собрания, избиравшиеся народом, исполнительными — земельные правительства, состоящие из земельных премьер-министров и земельных министров, избиравшиеся земельными собраниями, представительными органами местного самоуправления, исполнительными органами местного самоуправления — районные (Kreisrat), городские (Stadtrat) и общинные советы (Gemeinderat), высшими судебными органами — высшие земельные суды (Oberlandesgericht), высшими органами прокурорского надзора — генеральные прокуроры (Generalstaatsanwalt), председатели высших земельных судов, высших земельных административных судов и генеральные прокуроры избирались земельными собраниями, судьи — земельными правительствами, присяжные — партиями.

В 1948 году второй съезд Народного движения за единство и справедливый мир создал конституционный комитет который должен был провести всенародное обсуждение проекта конституции.7 ноября 1949 года совет Народного движения за единство и справедливый мир провозгласил себя Временной Народной Палатой и принял первую конституцию ГДР, согласно который законодательным органом был объявлен Парламент состоящий из двух палат — Палаты Земель (Länderkammer), избираемой земельными собраниями, и Народной Палаты (Volkskammer), избираемой народом, главой государства — Президент (Präsident), избираемый парламентом, исполнительным органом — Правительство, назначаемое премьер-министром и нёсшее ответственность перед Народной Палатой, судебным органов — Верховный Суд Правосудия (Oberste Gerichtshof), органом прокурорского надзора — Верховный Прокурор (Oberste Staatsanwalt). Также как и Основной закон ФРГ, Конституция ГДР вводила конструктивный вотум недоверия абсолютным большинством голосов по инициативе не менее 1/4 депутатов, однако в отличие Основного закона ФРГ Конституция ГДР вводила обязательность коалиционного правительства (аналогичное положение предусмотрено в Австрии), а также закрепляла принцип назначения премьер-министра из числа крупнейшей фракции. Второе отличие от Основного закона ФРГ — Конституция ГДР предусматривала возможность референдума, народной инициативы и права роспуска народной палаты на основании решения принятого на референдуме. Конституция предоставляла рабочим право участвовать в управлении предприятиями через производственные советы, родителям право участвовать в управлении школами через родительские советы

87. Основной закон ФРГ 1949 г. и его правовая характеристика. Изменения в основном законе Германии после ее объединения в 1990 г

Верховным,органом государственной власти в ГДР была Народ­ная палата. Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 де­путатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депу­татские места распределялись по квоте между партиями (117 мест — СЕПГ, по 52 — другим, остальные прочим общественным организациям — на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занима­ли их места, если те переходили на другую работу. Народной Пала­те принадлежали права законодательства, контроль за деятельно­стью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель — на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное террито­риальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была Упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представи­тельств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок культурно-просветительную деятельность на своей территории, т.е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоя­щие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент. Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президен­ту принадлежали важные государственные полномочия: опублико­вания законов, членство в правительстве, международное предста­вительство, право помилования. С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался На­родной палатой на 4 года. Государственному совету поручался так­же надзор за местными органами власти, он образовывал Нацио­нальный совет обороны — особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали пол­номочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.




Народная палата также образовывала правительство — Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.). Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значи­тельная часть новых идейно-политических правоположений Консти­туции была обусловлена необходимостью согласовать государствен­но-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосу­дарственной жизни.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные до­говоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. — государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (пре­образовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. боль­шинство населения не поддержало партию на выборах в местные ор­ганы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как от­дельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция 'РГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь

1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократи-ческому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Герма­нии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропей­ским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

Верховным,органом государственной власти в ГДР была Народ­ная палата. Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 де­путатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депу­татские места распределялись по квоте между партиями (117 мест — СЕПГ, по 52 — другим, остальные прочим общественным организациям — на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занима­ли их места, если те переходили на другую работу. Народной Пала­те принадлежали права законодательства, контроль за деятельно­стью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель — на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное террито­риальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была Упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представи­тельств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок культурно-просветительную деятельность на своей территории, т.е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоя­щие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент. Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президен­ту принадлежали важные государственные полномочия: опублико­вания законов, членство в правительстве, международное предста­вительство, право помилования. С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался На­родной палатой на 4 года. Государственному совету поручался так­же надзор за местными органами власти, он образовывал Нацио­нальный совет обороны — особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали пол­номочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство — Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.). Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значи­тельная часть новых идейно-политических правоположений Консти­туции была обусловлена необходимостью согласовать государствен­но-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосу­дарственной жизни.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные до­говоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. — государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (пре­образовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. боль­шинство населения не поддержало партию на выборах в местные ор­ганы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как от­дельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция 'РГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь

1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократи-ческому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Герма­нии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропей­ским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

Статья 1
1. Германская Демократическая Республика является административно-территориальной единицей в составе Евразийского Союза на проекте Политсим.
2. Официальное наименование административно-территориальной единицы – Германская Демократическая Республика.
4. Наименования Германская Демократическая Республика, ГДР, Германия равнозначны.

Статья 3
1.Каждый житель Германской Демократической Республики обязан соблюдать Конституцию Евразийского Союза, Конституцию Германской Демократической Республики и законодательство Германской Демократической Республики.
2. Все равны перед законом и судом.

Статья 4
Никто не может присваивать власть в Германской Демократической Республики. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Статья 5
1. Конституция Германской Демократической Республики и законы Германской Демократической Республики имеют высшую юридическую силу на территории Германской Демократической Республики. В случае противоречия актов органов власти ГДР Конституции и законодательству ГДР, то применяются положения Конституции ГДР.
2. Конституция Евразийского Союза, законодательство Евразийского Союза имеют приоритет над Конституцией и законодательством ГДР. В случае противоречия Конституции ГДР, законодательства ГДР и Конституции ЕАС, законодательства ЕАС, то применяются положения Конституции и законодательства ЕАС.

Статья 6
1. ГДР - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.


ГЛАВА 2
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 8
Германская Демократическая Республика занимает территорию реального прототипа – реальной территории Германии (ФРГ) на 2018 год.

Статья 9
Германия — унитарное АТЕ.

Статья 10
Территориальное деление ГДР определяется законом ГДР.

Статья 11
Столицей Германии является город Берлин.

Статья 12
Исполнительную власть в ГДР осуществляет Президент ГДР и Совет Министров ГДР. Законодательную власть в ГДР осуществляет Народная палата.
Судебную власть осуществляет Верховный суд Евразийского Союза.

Статья 14
1. Флаг ГДР горизонтально вытянутое (3:5) прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос равной ширины: чёрной наверху, красной в середине и золотой внизу, с гербом ГДР в центре.
2. На гербе изображены молот, символизирующий рабочий класс, циркуль, символизирующий трудовую интеллигенцию, и венок из колосьев пшеницы, символизирующий крестьянство.

ГЛАВА 3
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 15
1. Народная палата - парламент Германской Демократической Республики является представительным и законодательным органом.
2. Официальное наименование парламента Народная палата.

Статья 16
1. Народная палата состоит из 3-х депутатов. Депутатом Народной палаты может быть гражданин ЕАС, проживающий в ГДР.
2. Народная палата ГДР избирается гражданами ЕАС, проживающими в ГДР.

Статья 18
1. Народная палата собирается на первое заседание на следующий день после истечения полномочий Народной палаты предыдущего созыва.
2. Первое заседание Народной палаты открывает Президент ГДР, а в случае, если он этого не сделал, то на следующий день открывает старейший игрок по дате регистрации в игре, избранный депутатом Народной палаты ГДР.
3. На первом заседании Народная палата избирает из своего состава Председателя Народной палаты, который организует работу и ведет заседания Народной палаты, представляет Народную палату в отношениях с иными органами власти. При необходимости может быть избран вице-председатель Народной палаты.

Статья 19
К ведению Народной палаты относятся:
а) рассмотрение и принятие законов Германии;
б) ратификации Договоров с другими АТЕ ЕАС;
в) назначение референдума в случаях, установленном законом;
г) назначение выборов Президента ГДР;
д) отрешение от должности Президента ГДР в порядке, установленном законом;
е) иные полномочия в соответствии с законодательством;

Статья 20
1. Народная палата принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией ГДР.
2. Постановления Народной палаты принимаются большинством голосов депутатов при наличии кворума в 2 депутата, за исключением случаев, когда в составе Народной палаты работает 1 депутат. В таком случае кворум составляет 1 депутат.
3. Конституцией может быть предусмотрен иной порядок принятия постановлений.

Статья 22
Принятый закон подлежит направлению Председателем Народной палаты, а в случае если должность Председателя вакантна, то вице-председателем либо одним из депутатов, если должность вице-председателя также вакантна, в срок не позднее 5 дней с момента принятия закона Президенту ГДР на подпись. Президент должен подписать либо отклонить закон в течение 5 дней. Президент вправе отклонить закон либо возвратить в Народную палату для доработки со своими предложениями. В случае, если депутаты при повторном рассмотрении снова проголосуют за закон в той же редакции, то Президент обязан подписать и опубликовать закон. При этом за принятие закона в той же редакции при повторном рассмотрении должны проголосовать все действующие депутаты. Если Президент не подписал закон и не отклонил его, то закон считается вступившим в силу на шестой день, при этом он публикуется Председателем Народной палаты.

ГЛАВА 4
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 23
1. Исполнительную власть в ГДР осуществляет Президент ГДР и Совет Министров.
2. Президент Германской Демократической Республики— глава страны, символ его единства, глава исполнительной власти, гарант Конституции, прав и свобод граждан.
3. Срок полномочий Президента составляет 3 месяца.
4. Президент ГДР избирается гражданами ЕАС, проживающими в ГДР и имеющими регистрацию в каком-либо городе ГДР и получившие ее не позднее чем за неделю до издания постановления о назначении выборов Президента. Порядок избрания определяется законом.

Статья 24
1. Совет Министров ГДР является органом исполнительной власти. Совет Министров ГДР возглавляет Председатель Совета Министров ГДР, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом ГДР.
2. Совет Министров состоит из Председателя Совета Министров и министров.
3. Структура Совета Министров определяется Президентом ГДР. Министры назначаются Президентом ГДР по представлению Председателя Совета Министров.
4. Совет Министров осуществляет полномочия в сфере исполнительной власти, определенные законом, а до его принятия Президентом ГДР.
5. Народная палата ГДР вправе выразить вотум недоверия Совету Министров ГДР, за исключением случаев, когда Совет Министров возглавляет Президент.
6. Президент, получив постановление Народной палаты, либо отправляет Совет Министров в отставку либо не соглашается с вотумом недоверия.
7. В случае, если Народная палата в течение двух недель повторно выносит вотум недоверия Совету Министров, то Президент либо отправляет в отставку Совет Министров либо распускает Народную палату с назначением новых выборов.
8. Совет Министров издает декреты, подписываемые Председателем Совета Министров. Президент вправе отменять Декреты Совета Министров
9. Президент ГДР вправе возложить руководство Советом Министров.

Статья 25
1. Президент ГДР
- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Совета Министров ГДР, министров;
- подписывает и обнародует законы Германии;
- имеет право вето на принятые Народной палатой законы;
- назначает референдум в порядке, установленном законодательством;
- представляет ГДР в отношениях с властями других АТЕ ЕАС и центральными властями ЕАС;
- вправе принимать иностранные делегации;
- награждает государственными наградами;
- дает поручения Совету Министров;
- назначает выборы и довыборы в Народную палату;
- до принятия соответствующих законов утверждает временны положения;
- в порядке, установленном настоящей Конституцией распускает Народную палату.
- иные полномочия, установленные законодательством.
2. Президент издает Указы, которые не должны противоречить законам и Конституции, и обязательны для исполнения.
3. Министры, иные руководители органов исполнительных власти издают приказы.
4. Президент ГДР вправе отменять приказы органов исполнительной власти.

Статья 26
1. Должность Президента ГДР становится вакантной автоматически в следующих случаях:
- добровольное заявление об отставке;
- отрешение от должности Народной палатой либо Верховным судом ЕАС;
- блокировка на срок свыше одного месяца;
- отсутствие в игре более 15 дней без предварительного уведомления и назначения временно исполняющего обязанности Президента ГДР;
- лишение гражданства ЕАС, а также регистрации в Германии.
2. В случае, если должность президента становится вакантной, то назначаются новые выборы президента, а исполняющим обязанности Президента становится Председатель Совета Министров ГДР с сохранением должности Председателя Совета Министров ГДР, о принятии обязанностей Президента ГДР, Председатель Совета Министров делает соответствующее заявление в срок не позднее 5 дней. В случае, если Председатель Совета Министров в указанный срок не приступил к исполнению обязанностей Президента ГДР, то исполняющим обязанности становится Председатель Народной палаты с сохранением должности Председателя Народной Палаты.
3. В случае, если Президент временно не в состоянии исполнять свои обязанности, то он своим указом назначает временно исполняющим обязанности Председателя Совета Министров, с указанием срока замещения должности.

Заключительные положения.
В срок не позднее чем 10 дней должен быть избран Президент ГДР, который после своего избрания организует и проводит выборы Народной палаты. выборы первого Президента ГДР проводит ЦИК ЕАС.
Требования ч. 4 ст. 23 вступают в силу через месяц.



Германская Демократическая Республика, обычно называемая Восточная Германия и сокращенно ГДР, была основана в 1949 году и была поглощена Федеральная Республика Германии 3 октября 1990 г. во время Воссоединение Германии. Его оригинальный конституция был обнародован 7 октября 1949 года. Он был в значительной степени основан на Weimarer Reichsverfassung, (Веймарская конституция) [1] таким образом, что ГДР будет федеральный и демократическая Республика. Поскольку исходная версия не точно отражала актуальный политический климат ГДР, в 1968 году было решено заменить старую конституцию новой версией, в которую впоследствии были внесены поправки в 1974 году.

Содержание

Конституция 1949 года

  • Конституционное собрание 1949
  • Всеобщие выборы

Первая конституция ГДР была провозглашена 7 октября 1949 года и в значительной степени основывалась на проекте, подготовленном Партия Социалистического Единства (СЕПГ) в сентябре 1946 года. Конституция во многих отношениях напоминала западные парламентские демократии и отличалась от них. Что касается государственного устройства, то конституция 1949 года напоминала, по крайней мере, внешне, Основной закон. (Grundgesetz) из Федеральная Республика Германии (Западная Германия). Как и в других парламентско-демократических системах, были также предусмотрены два законодательных собрания: Палата штатов (Länderkammer) и Народной палаты (Volkskammer), и избрание премьер-министр (Министр-президент) партией с самым большим мандатом в Народной палате. В президент ГДР, как и его западный коллега, имел очень ограниченную роль и мог быть устранен совместным большинством в две трети голосов в обеих палатах. [ нужна цитата ]

Законодательство было, по сути, работой Volkskammer а не Länderkammer, но последний мог предлагать законопроекты первым. Законодательный процесс также показал важные отличия от западногерманской модели; восточногерманский верхняя палатанапример, Länderkammer, которая представляла интересы отдельных государств, занимала гораздо более слабое положение, чем ее западногерманский аналог. Volkskammer был конституционно определен как высший орган государственной власти, ожидаемый между его сессиями, где статья 60 призвала к выполнению своих функций три постоянных комитета - Комитет по общим делам, Комитет по экономическим и финансовым вопросам и Комитет по иностранным делам. функции. Статья 51 гласила, что члены Volkskammer должны быть избраны всеобщими, равными и тайными выборами на основе принципа относительного большинства. Еще одно важное отличие касалось роли политических партий в правительстве. Согласно статье 92 партии, имевшие не менее 40 мест в Volkskammer, в котором тогда было всего 400 членов, имели право быть представленными в правительстве. Эта политика соответствовала политике марксистского союза СЕПГ, которая предусматривала, что для достижения своих целей партия рабочего класса должна первоначально работать с другими партиями и через них. Это также гарантировало, что если СЕПГ когда-либо будет понижена в должности до положения меньшинства, ее дальнейшее влияние в правительстве будет гарантировано, если она сохранит минимум 40 мест. Набор основных прав человека, включая право на забастовку (статья 14) и право на эмиграцию (статья 10), сохранил черты либерального Rechtsstaat и формально гарантировал, что суверенитет останется за народом.

Конституция 1949 года была компромиссом; он мог служить либо основой для построения социалистического (а затем и коммунистического) общества, либо основой демократической общегерманской республики. Критики отмечали, что отсутствие действительно независимой конституционной судебной системы (поскольку она и все другие правительственные органы подчинялись Volkskammer) сделало документ практически бессмысленным. Со временем власти проигнорировали большинство его формальных положений и допустили возникновение централизованного политического строя, подобного тому, который существует в других коммунистических странах, в котором государственные органы делали не более чем штамп решения уже приняты СЕПГ и его Политбюро.

Несколько важных поправок были внесены по инициативе СЕПГ за восемнадцать лет действия конституции. Поправка от августа 1950 г. упразднила парламенты штатов и призвала к выборам депутатов парламента путем создания совместной платформы и списков, организованных Национальный фронт, зонтичная организация всех политических партий и массовых организаций, в которой доминируют СЕПГ. Решение 1952 года заменило пять штатов (Земли) с пятнадцатью административными округами (Безирке) которые были больше связаны с центральным правительством. (Соединенные Штаты, Великобритания и Франция никогда не признавали Восточный Берлин как Безирк Этот шаг фактически нейтрализовал Länderkammer и послужил основой для его формального роспуска путем внесения конституционной поправки в декабре 1958 года. В марте 1954 года Народная палата приняла серию поправок, известных как Закон о дополнении конституции. , когда страна получила формальный суверенитет от Советского Союза. Эти поправки очертили черты нового суверенитета страны и формальной военной структуры, что подготовило почву для статьи об обязательной военной службе 1955 года. Наконец, после смерти президента Вильгельм Пик 7 сентября 1960 года конституционная поправка от 12 сентября 1960 года заменила должность президента Государственным советом. (Staatsrat der DDR); Вальтер Ульбрихт стал его первым председателем. Та же поправка к конституции также признала роль недавно сформированного Совет национальной обороны ГДР (Nationale Verteidigungsrat der DDR) в оборонной политике ГДР.

Конституция 1968 года

Существенные изменения, внесенные в документ 1968 года, включали:

Документ 1968 года эффективно систематизировал реальное положение дел, которое преобладало в ГДР на протяжении двух десятилетий. Это была одна из последних значительных побед Ульбрихта перед его отставкой в ​​1971 году.

Поправки 1974 г.


Статья 1 конституции 1974 г. начиналась словами: «Германская Демократическая Республика - это социалистическое государство рабочих и фермеров. Это политическая организация рабочих в городах и сельской местности под руководством рабочего класса и его марксистов. -Ленинская партия ".

1989–90 предложений

По следам Мирная революция и падение Берлинская стена, конституция была значительно пересмотрена в ноябре 1989 года, чтобы убрать ее коммунистический характер. В частности, была удалена статья 1, которая фактически давала СЕПГ монополию на власть.

В апреле 1990 г. демократический форум Рундер Тиш (Круглый стол) разработал предложение по новой конституции ГДР, чтобы отразить демократические изменения, охватившие ГДР. Однако к тому времени свободно избранные Volkskammer (парламент) двигался в направлении полного объединения с Федеративной Республикой, и поэтому проект конституции ни к чему не привел.

Читайте также: