Язычество на востоке и на западе древнего мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Язычество – это термин, используемый в христианстве для определения неавраамических религий. В более широком и современном понимании, язычеством принято называть любые политеистические или нетрадиционные религии, которые находятся за пределами христианства, иудаизма, индуизма и буддизма.

Что такое ЯЗЫЧЕСТВО – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Язычество – это вера в одну из многочисленных древних религий, основанную на поклонении различным богам или сверхъестественным существам, которые не относятся к Христианству, Исламу или Иудаизму. Таким образом, к язычеству можно причислить: друидизм, шаманизм, анимизм, различные славянские, европейские и азиатские духовные практики или верования. В общем, все что не является традиционной религией, с точки зрения христианства является язычеством.

Суть и культура Язычества.

Политеизм.

Почитание природы.

Магия и магические ритуалы.

Факты о Язычестве.

  • Язычники не верят в христианскую концепцию Бога, но именно христианская мифология позаимствовала значительную часть идей с языческих верований.
  • Язычники не верят в дьявола или сатану. Эта концепция возникла с христианством.
  • Язычники не сатанисты. Сатанизм был рожден из ответа на христианство. Это не имеет ничего общего с языческими мифологиями, которые предшествовали христианству.
  • Язычники не приносят в жертву людей или животных. В древние времена все религии, включая христианство, совершали обряды жертвоприношения. Сегодняшние язычники оставили эту часть своей системы древних убеждений в прошлом.
  • Многие праздники происходят из язычества. К примеру: Рождество, Пасха и Хэллоуин.
  • Язычники не ненавидят Иисуса, но они не поклоняются ему. Большинство думает, что он был хорошим человеком, который пытался сделать мир лучше. Но, язычники не считают его богом.
  • Для язычников магия и заклинание — это акты целенаправленной молитвы с четким намерением.


Язычество (из классическая латынь pāgānus "сельский, деревенский", позже "гражданский") - термин, впервые использованный в четвертом веке ранние христиане для людей в Римская империя кто практиковал политеизм. Это было либо потому, что они становились все более сельскими и провинциальными по сравнению с христианским населением, либо потому, что они не были milites Christi (воины Христа). [1] [2] Альтернативные термины в христианских текстах для одной и той же группы были эллин, язычник, и язычник. [3] Ритуальное жертвоприношение было неотъемлемой частью древних Греко-римская религия [4] и считалось показателем того, был ли человек язычником или христианином. [4]

Происхождение термина язычник к политеизму. [11] В 19 веке язычество было воспринято как самоописание членами различных художественных групп, вдохновленных древний мир. В 20-м веке его стали применять как самоописатель практиками Современное язычество, Неоязыческие движения и Политеистические реконструкторы. Современные языческие традиции часто включают в себя верования или обычаи, такие как поклонение природе, которые отличаются от таковых в крупнейших мировых религиях. [12] [13]

Современное знание старых языческих религий и верований происходит из нескольких источников, в том числе антропологический полевые исследования записи, доказательства археологические артефактыи исторические рассказы древних писателей о культурах, известных Классическая древность.

Содержание

Номенклатура и этимология


Языческий

С самого начала очень важно подчеркнуть, что до 20 века люди не называли себя язычниками, чтобы описать религию, которую они исповедовали. Понятие язычества, как его обычно понимают сегодня, было создано ранней христианской церковью. Это был ярлык, который христиане применяли к другим, одна из противоположностей, которые занимали центральное место в процессе христианского самоопределения. Таким образом, на протяжении всей истории он обычно использовался в уничижительном смысле.

Принятие язычник латинскими христианами как всеобъемлющий, уничижительный термин для политеистов представляет собой непредвиденную и исключительно долгосрочную победу внутри религиозной группы слова латинского сленга, изначально лишенного религиозного значения. Эволюция произошла только на латинском западе и в связи с латинской церковью. В других местах эллинский или языческий (этникос) осталось слово язычник; и язычество продолжалось как чисто светский термин с подтекстом низшего и банального.

Средневековый писатели часто предполагали, что язычник как религиозный термин был результатом моделей обращения во время Христианизация Европы, где люди в городах обращались легче, чем жители отдаленных регионов, где сохранились старые обычаи. Однако у этой идеи есть несколько проблем. Во-первых, использование этого слова в отношении нехристиан предшествовало этому периоду истории. Во-вторых, язычество в Римской империи было сосредоточено на городах. Идея городского христианства в отличие от сельского язычества не пришла бы в голову римлянам во времена Раннее христианство. В-третьих, в отличие от таких слов, как деревенские, язычник еще не приобрели значения (некультурной отсталости), которые использовались для объяснения того, почему это могло быть применено к язычникам. [17]

Паган более вероятно, приобрело свое значение в христианской номенклатуре через римский военный жаргон (см. выше). Ранние христиане переняли военные мотивы и считали себя Milites Christi (воины Христа). [15] [17] Хороший пример того, как христиане все еще используют язычник в военном контексте, а не в религиозном Тертуллианс De Corona Militis XI.V, где христианин упоминается как язычник (гражданское лицо): [17]

Apud hunc [Christum] tam miles est paganus fidelis quam paganus est miles fidelis. [18] С Ним [Христом] верный гражданин является солдатом, так же как верный солдат - гражданином. [19]

Эллин

На это повлияли ранние члены христианства, которые были Еврейский. Евреи того времени отличались от иностранцев скорее по религии, чем по религии. этно-культурный стандартов, и ранние иудейские христиане поступили бы так же. Поскольку эллинская культура была доминирующей языческой культурой на римском Востоке, они называли язычников эллинами. Христианство унаследовало иудейскую терминологию для неевреев и адаптировало ее для обозначения нехристиан, с которыми они контактировали. Это использование записано в Новый Завет. в Послания Павла, Эллин почти всегда сопоставляется с иврит независимо от фактической национальности. [28]

Использование эллина в качестве религиозного термина изначально было частью исключительно христианской номенклатуры, но некоторые язычники стали вызывающе называть себя эллинами. Другие язычники даже предпочли узкое значение слова из широкой культурной сферы более конкретной религиозной группе. Однако было много христиан и язычников, которые категорически возражали против эволюции терминологии. Влиятельные Архиепископ Константинопольский Григорий Назианзин, например, обижался на попытки империи подавить эллинскую культуру (особенно в отношении устной и письменной греческой) и открыто критиковал императора. [27]

Растущая религиозная стигматизация эллинизма имела охлаждающий эффект по эллинской культуре конца IV в. [27]

Язычник

Язычник происходит от Древнеанглийский hæðen (не христианин или иудей); ср. Древнескандинавский Heiðinn. Это значение термина произошло от Готика Haiþno (язычник женщина) используется для перевода на эллинский язык (ср. Марка 7:26) в Библия Вульфилы, первый перевод Библия в Германский язык. Возможно, на это повлияла греческая и латинская терминология того времени, использовавшаяся для обозначения язычников. Если так, это может быть производным от готического haiþi (останавливаясь на пустошь). Однако это не засвидетельствован. Возможно, это даже заимствование греческого ἔθνος (этнос) через Армянский гетан . [33]

Термин был недавно возрожден в формах Язычество и язычество (часто, но не всегда с заглавной буквы), как альтернативные названия Германский неоязычник движение, приверженцы которого могут идентифицировать себя как язычники.

Определение

Возможно, неверно даже сказать, что в начале [нашей эры] существовала такая религия, как язычество . Было бы менее запутанным сказать, что язычники до их соперничества с христианством вообще не имели религии в в том смысле, в котором это слово обычно используется сегодня. У них не было традиции дискурса о ритуальных или религиозных вопросах (кроме философских дебатов или антикварных трактатов), никакой организованной системы верований, которой их просили придерживаться, никакой авторитетной структуры, свойственной религиозной сфере, и прежде всего никакой приверженности определенная группа людей или набор идей помимо их семьи и политического контекста. Если это правильный взгляд на языческую жизнь, из этого следует, что мы должны смотреть на язычество довольно просто как на религию, изобретенную в течение второго-третьего веков нашей эры, в соревновании и взаимодействии с христианами, евреями и другими.

Определение язычества проблематично. Важно понимать контекст связанной с ним терминологии. [35] Ранние христиане сослался на разнообразный набор культы вокруг них как единая группа из соображений удобства и риторика. [36] Хотя язычество обычно подразумевает политеизм, основное различие между классическими язычниками и христианами не было одним из монотеизм против политеизма. Не все язычники были строго политеистами. На протяжении всей истории многие из них верили в Верховный божество. (Однако большинство таких язычников верили в класс подчиненных богов /даймоны-видеть генотеизм- или божественный эманации.) [10] Для христиан самым важным отличием было то, поклоняется ли кто-нибудь один истинный Бог. Те, кто этого не сделал (политеист, монотеист или атеист) были аутсайдерами Церковь и таким образом языческий. [37] Точно так же классические язычники сочли бы своеобразным различать группы по количеству божества последователи почитают. Они бы считали священнические колледжи (такие как Коллегия Понтификов или же Эпулоны) и культовые практики более значимые различия. [38]

В равной степени несостоятельно называть язычество дохристианскими коренными религиями. Не все исторические языческие традиции были дохристианскими или исконными местами поклонения. [35]

Благодаря истории своей номенклатуры, язычество традиционно охватывает коллективные дохристианские и нехристианские культуры внутри и вокруг классический мир; в том числе греко-римских, кельтских, германских, славянских племен. [39] Однако современный язык фольклористы и современные язычники в частности, расширил первоначальный четырехтысячелетний диапазон, использовавшийся ранними христианами, включив в него аналогичные религиозные традиции, уходящие далеко в прошлое. предыстория. [40]

Восприятие

История

От бронзового века до раннего железного века

Классическая древность

Поздняя античность и христианизация

Развитие религиозной мысли отдаленных Римская империя в течение Поздняя античность необходимо рассматривать отдельно, потому что это контекст, в котором Раннее христианство Само по себе развивалось как один из нескольких монотеистических культов, и именно в этот период впервые возникла концепция язычества. Поскольку христианство возникло из Иудаизм Второго Храма (или же Эллинистический иудаизм), он конкурировал с другими религиями, проповедующими языческий монотеизм, включая культы Дионис, [46] неоплатонизм, Митраизм, Гностицизм, и Манихейство. [ нужна цитата ] Дионис в частности, демонстрирует важные параллели с Христом, так что многие ученые пришли к выводу, что переработка Иисус странствующий раввин в образ Христос Логос, божественный спаситель, напрямую отражает культ Диониса. Они указывают на символизм вина и значение, которое оно имеет в мифологии, окружающей Диониса и Иисуса Христа; [47] [48] Вик утверждает, что использование вино символизм в Евангелие от Иоанна, в том числе рассказ о Брак в Кане в которой Иисус превращает воду в вино, было призвано показать Иисуса выше Диониса. [49] Сцена в Вакханки где Дионис предстает перед королем Пенфеем по обвинению в утверждении о своей божественности, сравнивается с новозаветной сценой, в которой Иисуса допрашивает Понтий Пилат. [49] [50] [51]

Мухаммед и исламизация в Аравии

Арабское язычество постепенно исчезло в Мухаммадэпоха через Исламизация. [52] [53] Священными месяцами арабских язычников были 1-й, 7-й, 11-й и 12-й месяцы исламского календаря. [54] После того, как Мухаммед победил Мекка он намеревался обратить язычников. [55] [56] [57] Одной из последних военных кампаний Мухаммеда против арабских язычников была Снос Зул Кхаласа. Это произошло в апреле и мае 632 года нашей эры, в 10 году хиджры по исламскому календарю. Зул Кхаласа упоминается как идол и храм, и некоторые Кааба Йемена, построенный и почитаемый языческими племенами. [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66]

Ранний современный период

Интерес к языческим традициям впервые возродился в эпоха Возрождения, когда Магия Возрождения практиковалось как возрождение Греко-римская магия. В 17 веке описание язычества перешло от богословского аспекта к этнологический один, и религии стали пониматься как часть этнический идентичности народов, и изучение религий так называемых первобытных народов вызвали вопросы относительно окончательного исторического происхождение религии. Таким образом, Николя Фабри де Пайреск видел язычника религии Африки его времени как реликвии, которые в принципе могли пролить свет на историческое язычество классической античности. [67]

Романтизм

Великий Бог! я скорее
Язычник питался устаревшим вероучением;
Так мог бы я, стоя на этой приятной траве,
Есть проблески, которые сделают меня менее одиноким;
Взгляните на Протея, поднимающегося с моря;
Или послушайте, как старый Тритон дует в свой увитый рогом.

XIX век также вызвал большой научный интерес к реконструкции языческой мифологии на основе фольклора или сказок. Это, в частности, было предпринято Братья Гримм, особенно Джейкоб Гримм в его Тевтонская мифология, и Элиас Лённрот с составлением Калевала. Работа братьев Гримм повлияла на других коллекционеров, одновременно вдохновляя их собирать сказки и заставляя их так же полагать, что сказки страны были особенно репрезентативными, игнорируя межкультурное влияние. Среди тех, кто оказал влияние, были русские Александр Афанасьев, норвежцы Питер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Мо, и англичанин Джозеф Джейкобс. [68]

Интерес романтиков к неклассической древности совпал с подъемом Романтический национализм и рост состояние нации в контексте 1848 революций, что привело к созданию национальные былины и национальные мифы для различных новообразованных государств. Языческие или фольклорные темы также были распространены в музыкальный национализм периода.


Язычество: что это?

Языческие религии

В современном понимании язычество это:

язычество и языческие боги

Язычество древних славян

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

язычество

Язычество – это вера в своих собственных богов. У язычников существует своё видение Бога. Эта вера основывается на местных традициях и опыте определённого народа. В мире существует великое множество языческих традиций. Можно попробовать описать некоторые из них. Некоторые историки считают, что возрождённые старые традиции в XX веке – это неоязычество.

Язычников можно разделить на три категории. Одни поклоняются природе, другие множеству богов, а третьи – одному богу или богине.

Почитание природы

У язычников признаётся какое-либо место, например, гора, озеро или родник как божественное место, которому они поклоняются. У этого места есть своё божество, которое его охраняет. Например, богиня Афина является покровителем Афин. А сменяющие друг друга времена года с различными природными проявлениями служат моделью духовного роста и обновления. По определённым циклам отмечаются и праздники, во время которых язычники общаются со своими божествами, соответствующим разным временам года. У многих язычников Земля тоже священна. Ей приносят дары, например, выливают в землю вино первого урожая или закапывают в неё какие-нибудь продукты или вещи, желая получить от земли богатый урожай.

Разнообразие богов

Большое количество божеств принадлежат различным проявлениям природы. У некоторых народов, например, греков, боги – это сообщество, похожее на людей, с их бытом и отношениями. А поклонники Осириса и Исиды поклоняются одному богу или богине, как Великому Богу, хранящему секрет Вселенной. Многие язычники верят, что есть некий божественный принцип, источник всех вещей. Но все язычники признают множество божеств, ибо, соприкасаясь с большим божеством, малое тоже становится божественным, и не частично, а полностью. Язычники, верящие в одно божество, не монотеисты, признающие только одно высшее божество, а генотеисты, верящие в высший божественный принцип.

Вера в богинь

Поклонение языческим богам

Часто языческие божества считаются исконными для определённой местности. Королевские фамилии в Великобритании отслеживают своё происхождение до бога Одина. Кельтские короли просчитали свой род до бога Бели и богини Анны. Национальные герои и героини тоже обожествляются народом. Тому пример – Юлий Цезарь. В язычестве поклоняются семействам богов. Эти божественные семьи могут включать в себя давно умерших предков или недавно покинувших этот мир. Эти богочеловеки могут ненадолго возвращаться в мир живых.

язычество

Божества могут быть и местными духами-единоличниками, например, змея – хранительница дома или медведь – хозяин леса. Божества могут собираться в группы, как эльфы или гномы. У каждого народа существует особый ритуал их почитания. Духам-божествам преподносят еду или питьё. Также ритуальным считается огонь или вода. Этим божественным стихиям приносят жертву. Благодаря этим ритуалам сохраняется преемственность прошлого и передача его в будущее. Это является гарантом смысла существования.

Домашнее язычество и ритуалы

Но не всё язычество является публичной религией. Много божеств есть и у домашнего обихода. Например, домовые. Не все языческие божества являются подобием человека. Эта религия охватывает всю жизнь человека. Язычники считают Природу божественной. Это не просто неодушевлённый объект. С природой связаны гадания и магические ритуалы. Они составляют часть жизни язычников. Люди гадают по полёту птиц или по внутренностям жертвенного животного. Языческие жрецы и шаманы просят у духов послать им какой-нибудь знак. Эти знаки могут читать только посвящённые. По ним определяют ход дальнейших событий, например. Бросая камни или части растений, пытаются разгадать узор, который они составляют. Жрецы ждут ответа от божества.

С помощью магии шаманы и жрецы пытаются получить желаемые результаты из потустороннего мира. В язычестве миры тесно соприкасаются. Чтобы оградить себя от нежелательных событий, язычники изготавливают специальные амулеты и обереги. Часто с самого рождения ребёнок получал такой индивидуальный оберег. Талисманы и заговорённые предметы вешали на двери и стены домов. Перед битвой воины совершали определённый ритуал, направленный на победу и защиту от ран. Шаманы напускали порчу на врага. Сохранились англосаксонские рукописи, в которых описывается такой ритуал. Также имеются записи заговоров, направленных на хороший урожай и исцеление. Такие ритуалы и подобные им имеются во всех языческих культах. Заклинатели и целители широко использовали их для лечения скотины и людей. В большинстве культов нанесение порчи другим запрещено.

Язычники в современном мире

В современном мире язычество существует и среди населения развитых стран. Приверженцы различных культов добиваются признания собственных верований наравне с общепризнанными религиями. В связи с развитием технологий, люди, тем не менее, становятся изолированными от общества. Язычество таким людям может многое предложить, особенно европейцам. Многие из них пытаются понять свои корни.

Демократия была изобретена древними греками в своём языческом веровании. Позднее её заново изобрели колонизаторы. Они использовали её для образования первого в Европе парламента в Исландии. Любовь к искусству появилась от почитания древнегреческих богов. Построение храмов тоже уходит корнями в языческое прошлое. Все естественные науки, такие как химия и физика, например, вышли из языческих обрядов. Связь с живой природой привлекает современных людей к неоязычеству. Они объединяются в сообщества, где стараются возродить старинные идолопоклоннические обряды и церемонии. Они пытаются вернуть гармонию с Землёй. Некоторые из них отказываются от благ цивилизации, уезжают из больших городов в отдалённые дикие места и живут там общинами.

Читайте также: