Явление троицы в ветхом завете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Троица в Ветхом Завете

Учение о Троице — основополагающее для христианской веры. Мы, верующие в Иисуса, утверждаем, что единое Божество состоит из трёх личностей таким образом, что все трое являются одним Богом с точки зрения сущности, но тремя отдельными личностями с точки зрения индивидуальности. Однако человек неверующий (особенно неверующий еврей), услышав эти заключительные слова христианской свадебной церемонии, сочтёт их неприемлемыми. Большинство евреев думают, что учение о Троице — это чуждое, нееврейское понятие. Хотя ветхозаветная часть Священного Писания действительно не даёт четкого описания Бога как трёх в одном или единого в трёх лицах, в еврейских Писаниях всё же есть указания на множественную природу Бога.

Опять же, в Исходе 3:13-14 Моисей говорит Богу:

Затем идёт благословение в Числах 6:22-27:

Здесь Бог трижды говорит, что Его имя — ГОСПОДЬ, и обещает благословить тех, кто взывает к Нему как к ГОСПОДУ, ГОСПОДУ, ГОСПОДУ. Похоже, это также намекает на триединую природу Бога.

По-видимому, Бог открывал Себя в Своей триединой природе всякий раз, когда собирался внести радикальные изменения в отношения со Своим народом или судить его.

Двигаемся дальше — к историческим книгам Ветхого Завета. В третьей главе Первой книги Царств мы находим прекрасную историю о том, как Бог воззвал к Самуилу. В то время Израиль погряз в отступничестве и безнравственности, но отрок Самуил продолжал верно служить при доме Господнем. Однажды ночью, когда старик Илий и Самуил мирно спали, Господь позвал Самуила. Стихи с 4 по 9 начинаются так:

Когда Господь позвал Самуила в третий раз, у Илия уже не было сомнений, что мальчику это не приснилось. Бог действительно обращался к нему. Неужели Илий и другие богобоязненные евреи того времени верили в триединого Бога?

Есть и другие отрывки, которые указывают на триединую природу Бога. Исайя 48:16 и Захария 4:6 говорят о Духе Божьем. Дважды упоминается Сын Божий — в Псалме 2 и в Притчах 30:1–4.

Мы видим, что Бог, Сын Божий и Дух Божий все-таки были известны древнему Израилю. Так, может быть, древний Божий народ, воистину знавший Бога, действительно верил в Его триединую природу?

Последнее: 5.0. Спасибо!

Ещё по теме:

I. Бог есть множество

Данное утверждение, конечно же, является в целом верным, потому Библия действительно учит, что Бог есть единый Бог, поэтому, как правило, когда речь идет о едином истинном Боге, после существительного во множественном числе стоит глагол в единственном. Тем не менее, есть и такие места, где это слово используется в отношении истинного Бога, но после него стоит глагол во множественном числе:

2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны, о чём и говорит апостол Павел Филипийцам 2:2-3, а значит и нам с вами;

3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

Храни вас Всевышний.

Использование местоимений множественного числа по отношению к Богу

Еще одним убедительным доказательством из области древнееврейской грамматики является тот факт, что Бог, говоря о Себе, часто использует местоимение множественного числа:

Вряд ли Он имел в виду ангелов, ведь человек был создан по образу и подобию Бога, а не ангелов. Мидраш раба к книге Бытие признает весомость этого стиха и комментирует его следующим образом:

Очевидно, что Мидраш раба просто пытается обойти эту неудобную проблему и не может дать адекватный ответ на вопрос, почему Бог говорит о Себе во множественном числе.

Местоимение множественного числа используется также в:

Использование множественного числа при описании Бога

Ещё одним аргументом, также основанным на анализе древнееврейского языка Писаний, является тот факт, что, когда в них кто-то говорит о Боге, часто используются существительные и прилагательные множественного числа. Вот несколько примеров:

Все аргументы, приведенные нами выше, опираются строго на грамматику древнееврейского языка Писания. Если мы ищем обоснования нашей богословской доктрины исключительно в Писании, следует сказать, что Писание с одной стороны провозглашает единство Бога, но при этом в нем явно прослеживается составной характер этого единства, допускающий множественность Божьих ипостасей.

Пиарите троицу? А ведь для постижения непостижимого требуется изощрённый ум! Как этот ум проявляется, несколько примеров:

Бог – это как минимум двое

«Престол Твой, Боже, вовек;

жезл правоты – жезл царства Твоего.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,

посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой

Следует отметить, что здесь автор псалма обращается к первому Элохим и называет второго Элохим Богом первого Элохим. Получается, что Бог Бога помазал Его елеем радости.

Второй пример – Осия 1:7:

Здесь говорящий – это Элохим, который обещает помиловать дом Иудин и спасти их через ЙХВХ, который есть их Элохим. То есть Элохим номер один спасет Израиль посредством Элохим номер два.

Очевидно, что здесь ЙХВХ номер один изливает серу и огонь от второго ЙХВХ, который находится на небе. Первый же при этом находится на земле.

И снова мы видим, что один ЙХВХ посылает другого ЙХВХ выполнить какое-то задание.

Tetragrammaton JHWH in a Sefer Torah Numbers 18:27-30. Photo – Daniel Tibi

Так сколько же в Нем личностей?

Если Еврейское Писание действительно указывает на множественность, возникает вопрос, из скольких же личностей состоит Бог? Мы уже видели, что имена Бога применяются к по меньшей мере к двум разным личностям. Исследуя Еврейское Писание, мы обнаруживаем, что, на самом деле, три и только три личности указаны в нем, как имеющие божественную природу.

Во-первых, множество раз упоминается Господь ЙХВХ. Эта личность упоминается настолько часто, что нет необходимости рассматривать здесь эти места Писания.

Вторая личность именуется Ангел ЙХВХ. Эта личность всегда рассматривается как отличная от всех прочих ангелов и является уникальной. Практически в каждом месте, где Он упоминается, Его называют одновременно и Ангелом ЙХВХ и самим ЙХВХ. Например, в Бытие 16:7 Он назван Ангелом ЙХВХ, а дальше по тексту, в 16:13, самим ЙХВХ. В Бытие 22:11 Он Ангел ЙХВХ, а в 22:12 – сам Бог. Можно привести и другие примеры.5 Очень интересен отрывок Исход 23:20-23, где этот Ангел имеет власть прощать грех, потому что в Нем пребывает собственное имя Бога – ЙХВХ, и в силу этого Ему следует беспрекословно подчиняться. Вряд ли все это может быть сказано об обычном ангеле. Сам факт того, что в этом Ангеле пребывает собственное имя Бога, уже показывает Его божественный статус.

Третья божественная личность, которую мы обнаруживаем, – это Дух Божий, который часто именуется просто Руах ха-Кодеш. Дух Божий упоминается в Писании достаточно часто, например, в Бытие 1:2, 6:3; Иов 33:4; Псалом 50:13; Псалом 138:7; Исайя 11:2 и т.д. Дух Святой не может быть просто проявлением Бога, потому что Он обладает всеми характеристиками личности (разум, эмоции и воля) и считается божественным.

Итак, различные места Еврейского Писания совершенно ясно показывают, что три личности упоминаются в нем как божественные и являющиеся Богом: Господь ЙХВХ, Ангел ЙХВХ и Дух Божий.

==Мы, верующие в Иисуса, утверждаем, что единое Божество состоит из трёх личностей==

Три личности –это три бога

Учение о троице утверждает , что Бог триедин. Говорит ли Библия так же ? Будем искать следующие слова в Библии : троица , триедин , триединство. Этих слов в Библии нет. На каком основании тогда можно утверждать о триединстве Бога ?

В Библии мы находим следующие стихи :

Стихи эти не говорят о триединстве.

===Писания действительно не даёт четкого описания Бога как трёх в одном или единого в трёх лицах==

Если Писание не дает четкого описания Бога так нечего и фантазаировать приписывать Ему то чего Он не говорил.

Дух Божий отделять от Бога по крайней мере неразумно.Начало этому сделали на соборах а там совещательного голоса Бога не было.Взяли и решили так надо верить и все!.

Бог Израиля НЕ триединый а Единый (Один ) Bера в ТРИединство берет свое начало в 4 веке а НЕ из Писания А ЙЕШУА ВОЗВРАЩАЕТ НАС К ОДНОМУ И ЕДИНСТВЕННОМУ ИСТОЧНИКУ ТВОРЦУ Верите ли ВЫ Ему?

-==Бог, Сын Божий и Дух Божий все-таки были известны древнему Израилю.==-

И что ? Хотите я покажу вам еще одну личность — грех.

Рим.7:20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Рим.7:9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,

Грех может покупать:

Рим.7:14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

Грех может обольщать:

Рим.7:11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

Грех может пинаться:

Евр.12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех

Грех может лежать:

Быт.4:7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит;

Грех может быть рабовладельцем:

Рим.6:17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Грех может быть господином:

Рим.6:14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Греху можно продаться в рабы:

Рим.6:13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

Грех может царствовать:

Рим.6:12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

Так что, верующие в троицу , чтобы вы знали, что грех — это самая что ни есть разумная ЛИЧНОСТЬ !

Дерзайте всю Библию исследовать, там и познаете что БОГ триедин. Пока видно, вашу тщательную подборку греху. БОГ Свят и не имеет греха, логически грех одно из имён сатаны или его бесов раз уж вы утверждаете что грех это личность.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.


Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Вы прочитали статью Святая Троица — учение Православной Церкви, обратите внимание на другие материалы:

Мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).

Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?

Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Святой Троице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Святая Троица в Ветхом Завете


Следующее такое место — повествование о сотворении человека: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Здесь Бог Творец как бы советуется с кем-то перед тем, как создать Адама. Но с Кем Он может советоваться? В православном богословии эти слова Священного Писания носят название предвечного Божественного совета Святой Троицы, на котором принято решение о воплощении Сына Божия и спасении человечества от последствий грехопадения, которое в рамках истории еще не было совершено.

Бог именует Себя во множественном числе и в некоторых других местах Книги Бытия. Так, после вкушения Адамом плода с запретного древа познания добра и зла Господь говорит: Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло

Читайте также: