Японское общество периода эдо кратко 8 класс

Обновлено: 01.07.2024

Постепенно элементы элитарной культуры начали проникать в культуру народную. Из-за опустошения столицы войнами много аристократов и монахов покидали её, неся киотоские обычаи и знания в регионы. При провинциальных храмах стали открываться школы для детей знати и крестьянства. В литературе появился новый вид коллаборативной поэзии рэнга и жанр иллюстрированных рассказов отогидзоси. Японские кулинары впервые начали широко использовать соевый соус и приправу мисо. В городках и сёлах традиционным стало торжественное проведение праздников мацури и танцев, например, на праздник Обон.

Объединение Японии

В 1582 году Нобунага пал от руки своего генерала, так и не сумев воплотить свои замыслы. Однако объединительный курс продолжил один из его талантливых подчиненных — Тоётоми Хидэёси. Он победил оппозицию старейшин покойного сюзерена и ликвидировал независимые родовые государства провинциальных властителей. В 1590 году Япония окончательно была объединена силами Хидэёси, который стал единолично управлять страной. По его указаниям был составлен Всеяпонский земельный кадастр, который ликвидировал систему частных имений и определял уровень производительности земель. Земля передавалась крестьянам, которые должны были платить правительству дань в соответствии с этим уровнем. Хидэёси также провел социальную реформу, разделив население на военных администраторов и гражданских подданных путём конфискации оружия у последних. На склоне жизни Хидэеси начал гонения на христиан и войну с Кореей, которые стоили власти его потомкам.

Культура Момояма

Японскую культуру второй половины XVI — начала XVII века принято называть культурой Момояма, по названию одной из резиденций Тоётоми Хидэёси. Эта культура базировалась на идеях величия, богатства и власти. Наиболее характерными образцами их воплощения стали японские замки с величественными главными башнями в Адзути, Осаке, Момояме, Химэдзи и других городах. Внешне эти сооружения украшались позолотой, а внутри — картинами тогдашних первоклассных художников Кано Эйтоку, Кано Санраку, Хасэгава Тохаку и других. Замки превратились в театральные сцены для спектаклей но, куда приглашались известные актеры трупп Кандзэ и Компару, и комнаты для чайных церемоний, которые посещали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

После смерти Тоётоми Хидэёси место всеяпонского лидера занял Токугава Иэясу. В 1600 году, заручившись поддержкой большинства знати, он разбил в сражении при Сэкигахаре оппозицию рода Тоётоми и за последующие 15 лет ликвидировал этот род. В 1603 году Иэясу получил от Императора должность сёгуна и основал новый сёгунат в городе Эдо. Время существования этого последнего самурайского правительства называют периодом Эдо (1603—1867).

В начале XVII века самурайское правительство было заинтересовано в контактах с европейскими странами и прекратило преследование христиан. Стремясь расширить международную торговлю и сосредоточить в своих руках львиную долю прибыли от неё, сёгунат внедрил в 1604 году лицензирование японских кораблей, которые отправлялись за границу, преимущественно в страны Юго-Восточно Азии. Однако противостояние в Японии протестантских Англии и Голландии с одной стороны и католических Испании и Португалии с другой, грозило втянуть японское правительство в конфликт этих государств. В связи с этим Япония повела курс на ограничение контактов с Европой и её колониями, впоследствии получивший название сакоку.

В 1614 году сёгунат запретил христианство, видя в нём инструмент иностранного политического влияния. Десятки тысяч японских христиан были репрессированы, а выезд японцев за границу, где они потенциально могли принять крещение, стал невозможным. Поэтому в 1637 году часть крестьян и самураев острова Кюсю, исповедовавших запрещённую религию, подняли антиправительственноевосстание в Симабаре. Сёгунат подавил его за год, и в 1639 году, чтобы окончательно уничтожить христианство, запретил всем европейским и американским судам прибывать в Японию. Исключение из этого правила составляла Голландия. её корабли, которые оказали помощь в расправе с повстанцами, получили монопольное право торговать на искусственном острове-резервации Дэдзима в Нагасаки.

В течение XVII — середины XIX века, несмотря на разрыв с Западом, Япония продолжала поддерживать дипломатические и торговые связи со своими традиционными партнерами: Китаем, Кореей, Рюкю. Правительство торговало с ними на Дэдзиме, Цусиме, Сацуме и юге Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие

Японское общество периода Эдо было сословным и состояло из 4 больших групп: военных-самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Страной руководили исключительно представители первого сословия. Вне сословной системы находились парии, которые занимались непрестижными работами: утилизацией отходов, уборкой, тюремной службой. Господствующими религиями были синто и буддизм. Существовала система регистрации населения при буддистских монастырях по месту жительства. Христианство было запрещено, поэтому его последователи находились в подполье. Роль официальной идеологии страны играло неоконфуцианство, которое приобрело особенно большое значение во времена правления Токугавы Цунаёси и период деятельности учёного Араи Хакусэки. Его изучали в Государственной академии, основанной Хаяси Радзан. Под влиянием неоконфуцианства оформился кодекс самурайской чести бусидо.

Японская экономика периода Эдо была полунатуральной. В стране были в обращении местные золотые и серебряные монеты, но налоги и зарплата уплачивались рисом. В этой связи важную роль играло село, основной поставщик риса и единица налогообложения. Японские сёла имели руководителей, но решение принимали коллегиально. На селе существовала система круговой поруки и взаимопомощи. Для сохранения села власти запрещали крестьянам продавать наделы и переселяться в города. Благодаря такой политике, в течение XVII века крестьяне увеличили площадь всех пахотных земель страны вдвое, изобрели новые орудия труда и стали выращивать технические культуры — коноплю, хлопок, чай, рапс и различные красители.

После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот клан.

В 1603 году император дал Иэясу титул сёгуна и создал новый сёгунат в городе Эдо.

Период существования данного правительства самураев принято называть эпохой Эдо (1603—1867).

Япония 17-19 век

Ияэсу Токугава история Японии

В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.

В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

Пытки христиан в Японии картина

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках

Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.

Цинаеси история Японии

Дэдзима история Японии

Дэдзима, голландская фактория

Экономика Японии времен Эдо была наполовину натуральной. В государстве в качестве денег использовались серебряные и золотые монеты, но дань и заработная плата выплачивались рисом. Поэтому особую важность имели села, главные поставщики риса и плательщики дани. Японские сёла управлялись головами, но важные решения утверждали коллективно. В поселениях была принята схема круговой поруки и взаимовыручки. Ради поддержки села правительство не разрешало крестьянам продавать землю и переезжать в города. Благодаря такому курсу, в 17 столетии крестьяне расширили размер всех пахотных земель государства в два раза, создали новые орудия труда и принялись выращивать технические растения — коноплю, чай, хлопок, рапс и всевозможные красители.

Продажа зерна в Японии

Продажа зерна и хвороста

Период реформирования, Япония 18, 19 век

Кабан японская валюта

Кобан, японская валюта

Одновременно власть восточнояпонских обособленных провинций Тёсю-хан и Сацума-хан преодолела экономические трудности своими силами. Они привлекли к руководству одаренных самураев из низов и энергично поддерживали торговлю. В течение короткого времени обе провинции приобрели достаточную силу, чтобы соперничать с сёгунатом.

Культура эпохи Эдо, Япония 17-19 век

В 17-19 столетии традиционная культура Японии окончательно сформировалась. В конце 17 — начале 18 века общеяпонскими центрами культуры и науки являлись Осака и Киото, а во второй половине 18 столетия эти функции исполнял город Эдо. Культуру эпохи киотско-осацкого преобладания называют культурой Гэнроку, а культуру времен Эдо — культурой Кассё. Они так названы в честь соответствующих лозунгов властвования Императоров.

Театр кукол нингё-дзюрури распространился благодаря поэтическим постановкам драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В художественном искусстве энергично творили художники школ Кано, Рин и Тоса. Одновременно был создан новый стиль гравюр укиё-э, родоначальником которого стал Хисикава Моронобу. Кроме того развивались точные и естественные науки, в особенности агрономия и математика.

Три красавицы Япония

Три красавицы (1793)

Брама Никко святилище Ияэсу Япония

Брама Никко, святилища Иэясу

Видео

Видео, в котором нассказывается про эпоху конца изоляции.

Жанр статьи - История Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Период Эдо (1603-1868 гг.) — период в истории Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершился в 1868 году снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу. Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от эпохи ожесточённых средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.

В 1603 году Токугава Иэясу, третий объединитель Японии, получил от императора титул военного правителя страны – сёгуна.

Столицей стал город Эдо (затем переименованный в Токио), где Иэясу устроил свою ставку.

Изначально Эдо был маленькой рыбацкой деревушкой, однако быстро превратился в огромный город.

В течение более двух столетий, с 1641 по 1853 годы, правительство Токугава проводило политику самоизоляции Японии (Сакоку) от внешнего мира. Поводом для ее введения стало восстание христиан на полуострове Симабара. Восстание было подавлено, а на христианство введен строгий запрет. Более того, японцы не имели права покидать страну, а жившим за рубежом не разрешалось возвращаться. Из иностранцев в Японии могли находиться только китайцы и голландцы, однако их деятельность была ограничена портом Нагасаки.

С другой стороны, жизнь в стране стала упорядоченной и спокойной, а государство было защищено от внешнего влияния. Правление клана Токугава обеспечило 250 лет мира в стране. Объединившаяся Япония стала процветающим государством. Росли города, а с ними увеличивалось и население страны. Несмотря на существовавшие жесткие правила поведения, регулирующиеся установлениями конфуцианской морали, уровень образования в стране был весьма высок.

В эпоху Эдо наблюдался также расцвет городской культуры. Сохранилось много письменных памятников, относящихся к этому периоду, благодаря которым стало возможным узнать более подробно об обычаях, нравах и языке того времени. В период Эдо основной государственной идеологией было неоконфуцианство , или чжусианство (учение одного из последователей Конфуция – Чжу Си), и на основе конфуцианских представлений возникло множество синкретических учений. В частности, в результате слияния конфуцианства с синтоизмом была создана школа Суйка синто .

Стремительное развитие получили различные литературные жанры и направления. И в прозе, и в драме, и в поэзии появились гениальные авторы, чьи произведения высоко ценятся в Японии и во всем мире до сих пор. Среди них – прозаик Ихара Сайкаку (1642-1693 гг.), драматург Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724 гг.) и поэт Мацуо Басё (1644-1694 гг.). Благодаря Басё и его последователям, ведущим в японской поэзии стал жанр трехстиший хайку. На его основе возникли также сатирико-юмористические стихотворения сэнрю, до сих пор имеющие немало поклонников среди японцев.

В этот период в жизни японцев появилось множество предметов и обычаев, которые до сих пор активно используются в повседневной жизни. Это и соломенные маты татами, и деревянные перегородки сёдзи, и даже сидение на полу в японской манере – сэйдза.

Налаженное правление бюрократического аппарата сёгунов Токугава дало сбой в начале XIX века. Экономическая ситуация в стране ухудшилась, стали возникать крестьянские бунты и выступления протеста против сёгунской политики.

Эпоха Эдо ознаменовалась правлением династии сёгунов Токугава. Этот период продолжался более 265 лет и является таким образом самой длинной эпохой в истории Японии после периода Хэйан (794-1192 гг.).

База знаний эпохи Эдо Токугава Иэясу

В 1603 году Токугава Иэясу, третий объединитель Японии, получил от императора титул военного правителя страны – сёгуна.

Столицей стал город Эдо (затем переименованный в Токио), где Иэясу устроил свою ставку.

Изначально Эдо был маленькой рыбацкой деревушкой, однако быстро превратился в огромный город.

В течение более двух столетий, с 1641 по 1853 годы, правительство Токугава проводило политику самоизоляции Японии от внешнего мира. Поводом для ее введения стало восстание христиан на полуострове Симабара. Восстание было подавлено, а на христианство введен строгий запрет. Более того, японцы не имели права покидать страну, а жившим за рубежом не разрешалось возвращаться. Из иностранцев в Японии могли находиться только китайцы и голландцы, однако их деятельность была ограничена портом Нагасаки.

База знаний эпохи Эдо - город Эдо в Миниатюре

С другой стороны, жизнь в стране стала упорядоченной и спокойной, а государство было защищено от внешнего влияния. Правление клана Токугава обеспечило 250 лет мира в стране. Объединившаяся Япония стала процветающим государством. Росли города, а с ними увеличивалось и население страны. Несмотря на существовавшие жесткие правила поведения, регулирующиеся установлениями конфуцианской морали, уровень образования в стране был весьма высок.

База знаний эпохи Эдо - сто видов Эдо.jpg

В эпоху Эдо наблюдался также расцвет городской культуры. Сохранилось много письменных памятников, относящихся к этому периоду, благодаря которым стало возможным узнать более подробно об обычаях, нравах и языке того времени. В период Эдо основной государственной идеологией было неоконфуцианство, или чжусианство (учение одного из последователей Конфуция – Чжу Си), и на основе конфуцианских представлений возникло множество синкретических учений. В частности, в результате слияния конфуцианства с синтоизмом была создана школа Суйка синто.

Стремительное развитие получили различные литературные жанры и направления. И в прозе, и в драме, и в поэзии появились гениальные авторы, чьи произведения высоко ценятся в Японии и во всем мире до сих пор. Среди них – прозаик Ихара Сайкаку (1642-1693 гг.), драматург Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724 гг.) и поэт Мацуо Басё (1644-1694 гг.). Благодаря Басё и его последователям, ведущим в японской поэзии стал жанр трехстиший хайку. На его основе возникли также сатирико-юмористические стихотворения сэнрю, до сих пор имеющие немало поклонников среди японцев.

В этот период в жизни японцев появилось множество предметов и обычаев, которые до сих пор активно используются в повседневной жизни. Это и соломенные маты татами, и деревянные перегородки сёдзи, и даже сидение на полу в японской манере – сэйдза.

Налаженное правление бюрократического аппарата сёгунов Токугава дало сбой в начале XIX века. Экономическая ситуация в стране ухудшилась, стали возникать крестьянские бунты и выступления протеста против сёгунской политики.

Читайте также: